Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Начальник по экономической безопасности. Что такое обэп (оэб, оэбипк, уэбипк, гуэбипк). Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде

    Начальник по экономической безопасности. Что такое обэп (оэб, оэбипк, уэбипк, гуэбипк). Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде
    ГУЭБиПК МВД России (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации)
    • Адрес: г. Москва, Новорязанская ул., д. 8а, стр.3
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 667-20-20
    УЭБ и ПК ГУ МВД России по г. Москве (Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Шаболовка, д.6
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 950–44–40, 8 (495) 950–44–75
    УЭБ и ПК ГУ МВД России по МО (Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области)
    • Адрес: г. Москва, ул. Павла Андреева, д.28, корп.1
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 609-49-52

    Адреса отделов экономической безопасности УВД по г. Москве

    ОЭБ и ПК УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Лобачевского, д. 116
    • Телефон дежурной части: 8 (499) 233-91-00, 8 (499) 233-91-11
    ОЭБ и ПК УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Кржижановского, д. 20/30, к.7
    • Телефон дежурной части: 8 (499) 124-47-01, 8 (499) 124-47-02
    ОЭБ и ПК УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Северо-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 4
    • Телефон дежурной части: 8 (499) 194-11-85
    ОЭБ и ПК УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Южному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, Каширское шоссе, д. 30
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 734-62-75
    ОЭБ и ПК УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Вешних вод, д. 10, стр. 3
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 616-04-04
    ОЭБ и ПК УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Северному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Выборгская, д. 14
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 153-00-32
    ОЭБ и ПК УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 31
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 600-11-11, 8 (495) 676-40-11
    ОЭБ и ПК УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, Сормовский проезд, д. 13. к.2
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 376-66-66
    ОЭБ и ПК УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. 2-ая Владимирская, д. 14
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 304-26-84
    ОЭБ и ПК УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России г. Москвы (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Зеленоград, ул. Советская, д. 6
    • Телефон дежурной части: 8(499)?710?01?22
    ОЭБ и ПК на ММ ГУ МВД России по г. Москве (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве)
    • Адрес: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 1
    • Телефон дежурной части: 8 (495) 621-01-31

    ОБЭП (правильная аббревиатура - ОЭБиПК - отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) принято расшифровывать как отдел по борьбе с экономической безопасностью.

    Сотрудники отдела выполняют разнообразные функции, большая часть которых направлена на противодействие экономическим преступлениям.

    Структурная подчиненность

    Находится отдел под руководством Министерства внутренних дел РФ. Обеспечивает функции МВД по реализации и выработке государственной политики, а также правовому и нормативному урегулированию в области экономической безопасности всего государства. Выполняет различные иные функции согласно Положению о Департаменте, а также согласно нормативным правовым актам МВД РФ.

    ОБЭП состоит под юрисдикцией ГУЭБиПК МВД России (расшифровывается как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ). Это самостоятельное подразделение, входящее в Центральный аппарат МВД. Выполняет функции главного оперативного подразделения по борьбе с налоговыми, а также экономическими преступлениями.

    Функции отдела

    Основные функции, которые выполняет отдел, а также его сотрудники:

    • выявление угроз для экономической безопасности страны в пределах компетенций МВД;
    • разработка мер по нейтрализации угроз;
    • участие в проведении разработок программ федерального уровня по противодействию преступлениям;
    • проведение организации мероприятий по выявлению, пресечению, предупреждению, а также раскрытию самых опасных международных, межрегиональных экономических или налоговых преступлений в предпочтительных сферах экономики;
    • борьба с преступлениями против государственной власти, интересов госслужбы, органов местного самоуправления;
    • предупреждение, пресечение и выявление наиболее резонансных налоговых и экономических преступлений;
    • проведение профилактических мероприятий, направленных на защиту любых форм собственности от преступной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий для развития сферы предпринимательства и инвестирования;
    • проведение документальных проверок, а также ревизий, основная цель которых - пресечение, выявление, раскрытие налоговых и экономических преступлений, которые носят международный характер, а также характер региональный;
    • в рамках компетенций организация борьбы с легализацией финансовых средств или другого имущества, которые получены преступным путем;
    • в рамках компетенций участие в организации борьбы с финансированием экстремизма, терроризма, прочей противоправной деятельности.

    Сотрудники отдела

    Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.

    Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:

    • подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
    • проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
    • проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
    • "наезд" конкурентов.

    Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.

    Чтобы понимать, входят ли действия сотрудника, «навестившего» компанию с целью проведения проверки, в рамки закона, нужно знать, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП.

    В его обязанности входит:

    • осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
    • планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
    • иметь агентурные связи;
    • организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
    • участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
    • принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
    • контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
    • участвовать в сборе вещественных доказательств;
    • совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
    • совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример - фальшивая купюра в сдаче);
    • учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
    • вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.

    Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа очень схожи с обязанностями оперуполномоченного МВД. Однако во всей работе прослеживается экономическая специфика. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оперы, это - сбыт фальшивых денег, подделка денежных знаков, документов, дача взяток в различных размерах, подлоги, выявление фактов незаконного предпринимательства и многие другие, связанные с экономической сферой действия.

    Кроме перечисленных выше обязанностей, сотрудники ОБЭПа занимаются:

    • проверками заявлений, поступающих от граждан;
    • работой по подбору и вербовке кандидатов в агентурную сеть;
    • взаимодействием с различными исправительными органами;
    • проведением выездов и бесед на тему экономической безопасности;
    • повышением своего профессионального уровня;
    • участием в проведении оперативных совещаний, коллегий, подведениях итогов, плановых основных оперативных мероприятиях;
    • подготовкой отчетности.

    Когда приходит ОБЭП

    Чаще всего сотрудники дано службы приходят проводить проверку в компанию после того, как поступила жалоба с указанием ведения незаконной деятельности. Такая жалоба может быть подана как от недовольного сервисом клиента, так и от конкурента, который хочет остаться в выигрыше.

    Оперуполномоченный ОБЭПа в данной ситуации может прийти не по форме, одетый в гражданскую одежду. Проведя какое-то время среди простых покупателей, совершит покупку товара и услуги, а уже по факту покажет удостоверение и попросит предъявить определенные документы.

    Что делать компаниям, если проверяющие все же пришли? Не стоит впадать в панику. Если фирма уверена, что работает честно и не занимается теневыми схемами, то проверке будет сложно выявить факты правонарушений.

    В этой ситуации необходимо четко и вежливо выполнять все требованиям проверяющих. Люди, работающие в такой структуре, не терпят возражений, с радостью цепляются к любому слову и ищут подвох в каждой фразе. Однако необходимо также знать и свои права.

    Если оперуполномоченный ОБЭПа письменно заполняет какие-либо документы, нужно вежливо, но настойчиво просить дать прочитать их. Указанное неверно название фирмы, вида собственности, деятельности, неверно поставленная дата - любая ошибка может стоить бизнесу его будущего, а владельцам - свободы. Чтобы избежать неприятностей в будущем, такие ошибки необходимо исправлять тут же, на месте, вежливо настаивая на своем.

    Оперуполномоченный ОБЭП обязанности должен выполнять только в рамках закона. Например, если компанию просят раскрыть коммерческую тайну, аргументируя просьбу словами и не подтверждая документально, то руководство имеет полное право отказать в этой просьбе. Коммерческая тайна может быть раскрыта только по получении соответствующего распоряжения от прокурора. Выдают такие письма редко, для получения разрешения должны быть весьма серьезные причины - большие теневые схемы, сторонние доказательства незаконной деятельности, полученные от проверенных лиц.

    Важно знать

    Это сложная, изобилующая нюансами работа. Оперуполномоченным ОБЭП вменено в обязанности выявление налоговых правонарушений, но привлечение лица к административной или налоговой ответственности в полномочия данной структуры и ее сотрудников не входит.

    Соответственно, по факту выявления совершенного налогового преступления комиссия обязана передать документы и соответствующие данные в налоговые органы Государственной налоговой инспекции. А после этого уже налоговая уполномочена привлекать лица на основании материалов, переданных ОБЭПом, к административной и прочей ответственности.

    Полномочия оперуполномоченного ОБЭП не могут выходить за рамки законодательства РФ. По факту выявления нарушений сотрудником своих обязанностей или превышения полномочий пострадавшее лицо вправе подать жалобу в суд или вышестоящую инстанцию.

    Задачи в области налогов

    В зависимости от поставленной задачи оперуполномоченный ОБЭП обязанности свои выполняет в установленный срок и согласно требованиям. К примеру, в области налоговых экономических преступлений задачами являются:

    • выявление, а также предупреждение и пресечение различных налоговых и разных других экономических преступлений;
    • обеспечение безопасности для деятельности различных отделов государственных налоговых инспекций, их защиты от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;
    • предупреждение, а также выявление и последующее пресечение коррупции в органах ГНИ.

    ОБЭП на транспорте

    Кроме работы с офисными сотрудниками, служащим данной структуры часто приходится проверять транспортную отрасль на предмет совершения незаконных сделок. Примером могут служить незафиксированные перевозки товаров, грузов, неучтенная перевалка. Теневые схемы в этой отрасли встречаются достаточно часто, однако для их выявления сотрудникам приходится потратить значительное количество времени.

    Оперуполномоченный ОБЭП на транспорте часто расследует недостачи. Товар, который не доехал до пункта назначения, мог быть как потерян, так и продан нерадивыми сотрудниками с целью получения наживы. В случае выявления правонарушения старший оперуполномоченный ОБЭП направляет результаты проведенных рейдов в вышестоящие органы.

    КУСП

    КУСП - это книга учета сообщений о преступлениях. На основании заявлений, поступающих от граждан, ведется учет противоправных деяний. Проверка КУСП оперуполномоченным ОБЭП проводится на основании проведенного ранее расследования. Если в компанию пришло письмо, в котором указана данная аббревиатура, то, кроме 4 букв, письмо должно содержать основания, опираясь на которые, компанию просят предоставить различные данные. Данная проверка является доследственной, проводится она на основании ст. 144-145 УПК РФ. Результаты проверки заносятся именно в этот журнал. Следовательно, как таковой проверки, которая носит такое название, нет, но аббревиатура получила широкое распространение.

    Условия работы и оплата

    График работы формально считается классическим - 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00, с перерывом на обед. Однако на самом деле ненормированно работает оперуполномоченный ОБЭП. Зарплата для данной категории сотрудников в разных регионах варьируется, входят в оплату различные надбавки за переработки, отработанный стаж, условия работы. В каждом субъекте федерации могут быть свои уровни заработной платы.

    Подробности работы

    Несмотря на большое количество статей о деятельности данной структуры, редко встречается информация о том, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП. Статья, которую можно найти на информационных ресурсах соответствующей тематики, может содержать перечень обязанностей или основ поведения при встрече с сотрудниками ОБЭПа.

    Функциональные обязанности, права, ответственности сотрудников структуры - такая информация не разглашается. О работе обэповцев чуть ли не слагают легенды, их деятельность обрастает слухами. Сами же сотрудники, по вполне понятным причинам, о своей работе не распространяются, дабы не привлечь к деятельности отдела излишнего интереса.

    Оперуполномоченный ОБЭП, выполняя свои обязанности, не отчитывается о правомерности своих действий, при этом следуя законам, которые ее регламентируют. Вполне понятно, что деятельность структуры, а также методы, которыми она пользуется, обрастают слухами.

    В действительности каждый опер, будучи патриотом своей страны, четко исполняет свои обязанности. Есть люди, которые совершают должностное преступление, но ответственность за оное неминуемо настигнет нарушителя. Оперуполномоченный ОБЭП, который в своей работе руководствуется только законными мотивами, будет достойным сотрудником. Стоя на защите экономических интересов страны, сотрудники данного подразделения несут службу такой же важности, как и патрули полиции.

    Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) - подразделение в составе управлений МВД России. Оно обеспечивает и осуществляет функции министерства в сфере экономической безопасности государства. Кроме того, ОБЭП решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством и приказами МВД.

    Сейчас формирования БЭП называются подразделениями экономической безопасности и (ЭБиПК). Возглавляет их Главное управление (ГУЭБиПК МВД России), созданное 01.03.2011 в центральном аппарате министерства Указом Президента РФ № 248.

    За всю историю часто менялось как название главка, так и его задачи и функции. Особенно когда в 2003 году в МВД был передан штат в 16 000 человек из расформированной в то время Федеральной полиции. Тогда же на министерство было возложено большинство функций уничтоженной ФСНП.

    Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, естественно, менял вывеску по образцу главка. Но между собой сотрудники называют его всё также - ОБЭП. Москва, как город федерального значения, имеет несколько иную структуру территориальной полиции, по сравнению с остальными субъектами РФ.

    Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

    В структуре главка московской полиции есть управление ЭБиПК. Но это ещё не всё. Как известно, Москва состоит из десяти административных округов. В каждом из них имеется подчиняющееся напрямую руководству столичной полиции Управление МВД. ОБЭП в округе также присутствует и называется отделом ЭБиПК. Например, в ВАО г. Москвы это подразделение располагается по адресу: 2-я Владимирская улица, 14. До райотделов полиции опускаться не будем. А теперь перейдём к краткой истории.

    Торговая полиция МВД Российской Империи

    Впервые попытка создания особой службы для борьбы с преступлениями в экономике предпринята в XIX веке. Это было весьма своевременное решение.

    Первый отдел по борьбе с экономическими преступлениями был создан руководителем Империи графом Л. А. Перовским в 1842 г. и получил название «торговая полиция». В её состав входили: гласные городской думы, попеременно выделяемые на месяц, и торговая депутация, которую ежегодно выбирало купечество. Эта служба функционировала параллельно с городской полицией и имела право в любой момент потребовать от неё помощи.

    Завышение цен, обвес, обман, продажа негодных к употреблению продуктов существенно ухудшали тяжёлое положение бедного населения России. Поэтому торговая полиция была обязана:

    • устанавливать цены на хлеб и мясо;
    • следить за торговцами, чтобы исключить обманы, обмеры и обвесы;
    • запрещать скупку продуктов и их перепродажу по завышенным ценам;
    • клеймить меры и весы;
    • наблюдать за соблюдением правил санитарной гигиены.

    Со временем торговую полицию расформировали, но она осталась в истории нашей страны как первая попытка создания особой службы для борьбы со злоупотреблениями в сфере экономики. На долгое время о контроле над торговлей со стороны МВД забыли.

    В СССР

    В Советской России начало формирования службы БХСС-ЭБиПК приходится на 1919 г. Тогда в НКВД приняли решение о немедленном создании промышленной милиции. Позже, 16.03.1937 г., в Главном управлении милиции Наркомата внутренних дел создаётся отдел по борьбе с хищениями соц. собственности и спекуляцией. Этот день считается датой образования службы БХСС.

    Упомянутое подразделение просуществовало вплоть до 1991 г., т. е. до Затем служба БХСС входит в состав криминальной милиции как подразделение для борьбы с экономическими преступлениями (БЭП КМ МВД РСФСР). И, наконец, сегодня эта структура называется ГУЭБиПК.

    Таким образом, история службы насчитывает более 170 лет.

    Задачи и функции подразделений БЭП

    Отдел по борьбе с экономическими преступлениями неоднократно менял своё название, и ОБЭПом был не долго. Но это не повлияло на его суть. Предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений в области экономики и налогообложения - основные задачи ОБЭП. Чем занимается отдел, если посмотреть детальнее?

    Первое - борьба с налоговыми правонарушениями. Для этого сотрудниками подразделений БЭП проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Наиболее часто коммерсанты попадают в разработку при обнаружении признаков налоговых преступлений, квалифицируемых статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса России.

    Но это еще не всё. ОБЭП также проводит ОРМ, направленные на противодействие другим правонарушениям. Они предусмотрены в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

    В поле зрения отделов БЭП при проведении ими ОРМ часто попадает деятельность коммерсантов по следующим направлениям:

    1. Незаконное обналичивание денежных средств (статьи 171 и 172 УК РФ соответственно). ОБЭП обращает внимание на организации, осуществляющие перечисления денег на счета фирм-однодневок.

    2. Мошенничество РФ). Часто его очень трудно грамотно квалифицировать. ОБЭП может усмотреть в действиях коммерсантов признаки мошенничества, если:

    1) отсутствует изначальная возможность исполнить договорные обязательства;

    2) предприниматель уклоняется от контактов с контрагентом, игнорирует его официальные претензии и ряд других фактов.

    Контрабанда и неуплата таможенных платежей (статьи 188 и 194 УК РФ соответственно). В данное время товары на территорию РФ часто ввозятся с нарушением действующего законодательства по различным «чёрным» и «серым» схемам.

    4. Необоснованное возмещение НДС. Данное правонарушение тоже подпадает под статью «Мошенничество». Необходимо отметить, что сегодня государство занимает крайне жёсткую позицию по данному вопросу. Уголовные дела возбуждаются, если есть малейшие намёки на эту махинацию и, как правило, находятся на контроле в вышестоящих правоохранительных органах.

    5. Коррупционные проявления. Сюда относятся преступления, предусмотренные статьями УК РФ 159 (мошенничество), 290 и 291 (получение и дача взятки соответственно). Стоит учесть, что сегодня борьба с коррупцией - одна из приоритетных задач подразделений БЭП.

    Таким образом, мы рассмотрели, что собой представляют подразделения БЭП (сегодняшнее название ЭБиПК), их основные задачи, функции и краткую историю.

    Если полковники Дудий и Ильяшенко – «коллекторы», кто непосредственно ездит по предприятиям, «решают вопросы», забирают деньги. Полковник Михеев – это, возможно, некий распределительный центр. При его участии финансы распределяются внутри Системы – начальнику регионального отдела собственной безопасности (УСБ) МВД, начальнику регионального ГИБДД, начальнику УЭБ и ПК, и другим руководителям подразделений. На вершине «пирамиды» - глава МВД РФ по Московской области генерал Виктор Пауков, но он не создатель и не выгодоприобретатель этой финансовой схемы, скорее сам ее «заложник», хотя и высокопоставленный.

    Так же с ведома Михеева «черный нал» уходит за пределы Системы (судьям, прокурорам, сотрудникам МЧС, судебным экспертам, сотрудникам Роспотребнадзора и тд.), на схеме это движение денег обозначено синим цветом.

    Отдельное место занимает Следственный комитет России (СКР), в структуру МВД не входит, но многие виды полукриминального бизнеса, например, добыча песка и гравия в Подмосковье, возбуждение и приостановление уголовных фиктивных дел против бизнесменов невозможны без некоторых высокопоставленных сотрудников СКР. Движение средств в этом направлении также обозначено синим цветом.

    Новый повод истребовать у коммерсантов информацию и документы в 2017 и 2018

    Адвокат Гордон А.Э.

    Если в вашу фирму поступил запрос из ОЭБ и ПК о предоставлении документов, значит, к вашей фирме есть вопросы. Главный вопрос для вас– какие: или вопросы вызывает деятельность вашей фирмы, или ваших партнеров.

    В настоящее время подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК, соответственно отделы экономической безопасности или управления) действуют в структуре МВД РФ. Например, в Западном административном округе г.Москвы в структуре Управления МВД по ЗАО г.Москвы действует Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) https://зао.мск.мвд.рф/UVD/Istorija.

    Сфера интересов ОЭБ и ПК

    Оперативные подразделения ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в экономической и налоговой сферах.

    К области профессиональных интересов подразделений ОЭБ и ПК входят преступления, установленные статьями:

    171 УК РФ – Незаконное предпринимательство, по которой возбуждаются и расследуются уголовные дела о незаконном обналичиваниие денежных средств с использование незаконных схем (однодневки, и т.д.)

    ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» — так же имеет место при обналичивании и однодневках.

    Мошенничество -ст. 159 УК РФ.

    Незаконное возмещение НДС, квалифицируют по ст.159 УК РФ «Мошенничество».

    Статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и ст.291 УК РФ «Дача взятки».

    До настоящего времени новая сфера деятельности подразделений — статья – 178 УК РФ Ограничение конкуренции, и ст. 185.3 УК РФ — манипулирование рынком.

    А вот «налоговые статьи», относятся к «ведению» Следственного комитета РФ:

    198 КУ РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

    199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций

    199.1 УК РФ — Неисполнение обязанностей налогового агента

    199.2 УК РФ — Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального

    предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    199.3 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов физ лицами

    199.4 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов юр лицами

    Изменения законодательства с 2017

    В связи с изменением с августа 2017г. Налогового кодекса РФ (вступление в силу ст.54.1) усилен контроль за уклонением от уплаты налогов через использование налоговых схем с однодневками, и иными подконтрольными организациями.

    С июля 2017 налоговым органам предписано выявлять признаки умышленного уклонения от уплаты налогов, а еще с 2012 – вести «оперативный» обмен сведениями с подразделениями МВД и Следственного комитета:

    — об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях;

    — о принятых мерах по пресечению вышеназванных нарушений;

    — о проводимых налоговых проверках;

    — об осуществлении обмена иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

    Поскольку уклонение от уплаты налогов связано в незаконным обналичиванием, уклонисты попадают в зону внимания ОЭБ и ПК по линии дел о незаконной банковской деятельности (ст.172 УК РФ).

    Новые требования ФНС РФ и Следственного комитета к налоговым инспекциям во время налоговых проверок порождают много новых запросов и рисков для предприятий.

    О полномочиях ОЭБ и ПК истребовать документы

    Любой запрос правоохранительных органов, к которым относятся ОЭБ и ПК, возлагает на граждан или организации какие-то обязанности, в том числе предоставить документы. По этому такой запрос должен быть мотивированным.

    В запросах из подразделений МВД, как правило, требования мотивированы ссылками на ст.7 закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции».

    Для запроса документов, информации, пояснений указанной мотивировки явно не достаточно.

    Так, согласно п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право:

    — проводить оперативно-розыскные мероприятия;

    — производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

    — объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

    Никаких прав на направление запросов и требование предоставить документы, информацию, пояснения в приведенной норме законе не наблюдается.

    Вместе с тем, при мотивировании запроса предоставить документы ссылкой на п.3 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. у подразделения полиции появляются права:

    — вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

    — получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

    — подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

    Но и здесь не все просто. Так, согласно приведенной норме п.3 ч.1 ст.13 закона документы полиция вправе запрашивать только по делам, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

    А согласно пп.а п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ дела налоговой направленности (198-199.4 УК РФ) отнесены к подследственности следователей Следственного Комитета РФ.

    Эная сферу деятельности своей фирмы анализируйте, какого рода вопросы могут интересовать правоохранителей, и отвечайте, предварительно сверившись с законодательством.

    Как правильно изучить запрос ОЭБ и ПК — .