Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Наказание за движение по обочине. Штрафы за движение по обочине. Штраф за выезд на полосу встречного движения

    Наказание за движение по обочине. Штрафы за движение по обочине. Штраф за выезд на полосу встречного движения

    Загруженность российских дорог известна всем. Отдельно следует сказать о мегаполисах и крупных городах. Автомобильные пробки, к примеру, в Москве, известны во всём мире. И это несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, строящиеся автобаны и т. д. На практике пробки чаще всего возникают при въезде в город, на участках дороги, где проводятся ремонтные или строительные работы, в узких её местах, при дорожно-транспортных происшествиях. Подавляющее большинство водителей стоит в пробках терпеливо, привычно и даже обречённо. Но всегда найдётся участник дорожного движения, которому нужно проехать быстрее всех. Побуждают ли его к этому объективные обстоятельства (например, он везёт человека в больницу или будущего авиапассажира в аэропорт) или просто не хочется стоять в пробке - сложно сказать. Но вот он выезжает на обочину и старается, будучи самым «хитрым», обогнать стоящих впереди. А потом можно нагло попроситься втиснуться с ними в один ряд, но уже где-то там, далеко впереди. И подобному любителю езды по обочине очень не повезёт, если на его пути встретится инспектор ГИБДД. Ведь он серьёзно нарушил Правила дорожного движения….

    Что такое обочина и для чего её придумали

    Если есть дорога, то, как правило, есть и обочина. Не всегда, конечно. Её нет и не может быть, например, на мостах или в тоннелях, на путепроводах и ещё в нескольких случаях. Что же означает понятие «обочина» в Правилах дорожного движения?

    «Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

    Говоря своими словами, обочиной называется крайняя часть автомобильной дороги. Её покрытие может быть из гравия, земляное или даже асфальтовое. Часто обочину выделяют разметкой, которая также регламентирована в Правилах. Разметка 1.2, которой её обозначают, применяется ещё и для разделения полос движения на проезжей части. Если разметка 1.2 находится справа полосы движения, то она обозначает обочину. Эту сплошную линию можно пересекать, но только в том случае, если нет соответствующих запрещающих знаков. Но пересекать только для остановки, а не для дальнейшего движения.

    После того, когда внесена ясность в понятие обочины, стоит поговорить о тех, кто по ней законно и незаконно ездит.

    Обочина дороги, как правило, обозначается специальной линией разметки 1.2

    Проблемные ситуации

    Несколько лет назад в России проводился социологический опрос среди водителей в том числе по поводу езды по обочине. Большинство респондентов сошлись на том, что основной причиной, побуждающей некоторых водителей ездить по обочинам, является бескультурие. Это, в первую очередь, неуважение к другим участникам дорожного движения. На второе место респонденты поставили индивидуальность характера (желание достичь первенства, нетерпимость, стремление добиться своего любой ценой). А третьим фактором стал относительно небольшой штраф за подобное нарушение Правил дорожного движения. Собственно говоря, в среде водителей довольно негативно относятся к подобному контингенту выскочек. Каждый понимает, что нарушение установленных Правил дорожного движения потенциально создаёт угрозу и для его безопасности. Не зря ведь говорят, что Правила дорожного движения писались кровью. Итак, чем может быть чревата езда по обочине, особенно в автомобильных пробках?

    Автомобиль, едущий по обочине, как правило, поднимает столб пыли, которой дышат окружающие, она ложится на автомобили и значительно ухудшает видимость на дороге. Кроме этого, после совершения подобного манёвра «торопыги» стараются возвратиться на проезжую часть и пытаются встроиться в ряд, таким образом усложняя само движение и ещё более уплотняя автопробку. Очень важно также то, что автомобиль, едущий по обочине, создаёт серьёзную угрозу для пешеходов и велосипедистов, которые могут по ней передвигаться.

    Стоять на обочине можно только вне пределов действия запрещающтх знаков

    Ведь по закону она предназначена именно для передвижения велосипедистов, пешеходов и т. д. Поэтому ничего не подозревающий велосипедист или пешеход может быть попросту сбит подобным автохамом. Создаётся реальная угроза жизни людей, а жизнь самого водителя тоже может быть сломана, поскольку ответственность будет лежать именно на нём. Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, именно подобные ситуации очень часто являются причиной смерти или серьёзных травм для велосипедистов и пешеходов. Особенно опасно пытаться проехать по обочине в тёмное время суток. Многие велосипедисты не имеют катафотов на своих велосипедах или светоотражающих элементов одежды, поэтому водитель замечает их в последний момент. Обычно в данной ситуации он уже не успевает ничего предпринять и происходит непоправимое.

    Что же разрешено на обочине? Разрешено съезжать на неё с дороги для остановки автомобиля. Соответственно? разрешено и выезжать с неё на проезжую часть. Но вот передвигаться нельзя. Часто при фиксировании подобного нарушения водители пытаются убедить сотрудника дорожной полиции, что ими совершалась остановка или начиналось движение.

    Однако в отдельных случаях подобная езда всё же не становится нарушением. Это возможно тогда, когда водителю необходимо совершить подъезд для погрузки или разгрузки груза, если отсутствуют другие подъезды. Подобный манёвр законом не запрещается. В отдельных случаях, например, когда основная проезжая часть дороги заблокирована дорожно-транспортным происшествием, сотрудники ГИБДД могут направить автомобильный поток на определённом участке именно по обочине. Но это может произойти только с их благословения. Самостоятельно проявлять подобную инициативу водителям нежелательно.

    Некоторые водители почему-то считают, что по обочине можно ехать с включённой «аварийкой», если транспортное средство якобы неисправно или производить буксировку неисправного транспортного ТС. Так вот, этого делать тоже нельзя. По тем же самым причинам, которые были указаны выше. Отдельно следует сказать о тихоходных транспортных средствах, на которых установлен соответствующий знак.

    «Тихоходное транспортное средство» обозначается специальным знаком в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

    Это могут быть гужевые повозки, те же велосипеды, дорожно-строительная техника (катки, асфальтоукладчики, бульдозеры и т. д.). По обочине может ездить также коммунальная техника, занятая уборкой мусора на дороге и её окрестностях, машины, моющие дорожное покрытие и так далее. Им разрешено двигаться по обочине, если их передвижение по проезжей части может создавать помехи для других транспортных средств. Представим себе бульдозер на гусеничном ходу, который легко, словно танк, молотит гусеницами асфальт недавно построенной дороги. Естественно, что логика подсказывает ему двигаться вне пределов проезжей части.

    Езда по обочине представляет опасность и для самого транспортного средства. Ведь эта часть дороги изначально не предусмотрена для езды. Поэтому здесь могут попадаться желоба для слива воды, ямы, камни и иные непредвиденные препятствия. Если, к примеру, колесо автомобиля попадёт в широкий и глубокий водоотводный жёлоб, то можно с большой долей вероятности предвидеть, что он дальше уже некуда ехать не сможет. И хорошо, если это произойдёт на небольшой скорости. Если же скорость велика, то едущий по обочине автомобиль, попавший в яму или наткнувшийся на препятствие, может бросить в сторону проезжей части, и он автоматически создаст аварийную ситуацию (в лучшем случае). В худшем же случае произойдёт авария с жертвами.

    На обочине можно только останавливаться. Сплошную линию, которая обозначает обочину, пересекать можно только для остановки и стоянки. Следует предварительно посмотреть, нет ли позади действующих знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств. Если они есть, то в пределах их зоны действия стоять или останавливаться нельзя. Это будет безусловным нарушением ПДД.

    Видео о езде по обочине

    Что грозит нарушителям

    Следует отметить, что размеры штрафов за езду по обочине увеличивались неоднократно. В 2007 году он составлял 500 рублей, в 2010-м - уже 1000. А с 2015 года действует штраф в полторы тысячи рублей. Для некоторых водителей это серьёзная сумма, для других же - пустяк. Сегодня активисты автомобильного движения пытаются всерьёз заняться проблемой увеличения штрафа за движение по обочинам. Неоднократно соответствующие предложения вносились в профильный комитет Государственной Думы. Но пока что особых подвижек в этом направлении нет, несмотря на периодические информационные вбросы некоторых СМИ. Автомобильные эксперты не исключают, что в ближайшие несколько лет штраф за несанкционированную езду по обочине может значительно возрасти, наряду со штрафами за иные административные правонарушения, касающиеся Правил дорожного движения. В конце 2016 года прогнозировали, что, при наиболее оптимистичном сценарии, в 2017 году штрафы за езду по обочине должны были поднять до пяти тысяч рублей. Как видим, пока что это не произошло.

    В итоге в 2017 году описываемое правонарушение наказывается штрафом в полторы тысячи рублей. Именно такая санкция предусматривается Статьёй 12.15 российского Административного кодекса, а точнее её первой частью.

    Лишение водительских прав санкция указанной выше статьи не предусматривает. Не предусмотрено также усиление административной ответственности за повторное совершение подобного правонарушения в течение года.

    Видео о случаях с водителями, едущими по обочине

    Что будет за езду по встречной обочине

    Но если водитель решил прорваться по встречной обочине, то это является гораздо более серьёзным правонарушением, нежели езда по собственной. Ведь речь идёт уже не о нарушении правил совершения манёвров и неправильном обгоне, в чём и состоит, по сути, нарушение при езде по «попутной» обочине. Если водитель рискнул выехать на встречную обочину, то к перечисленным выше нарушениям добавляется ещё и движение по встречной полосе, что автоматически создаёт на дороге аварийную ситуацию и угрожает безопасности всех участников дорожного движения. И, соответственно, здесь включаются все правовые механизмы, касающиеся обгона и езды по «встречке». В Правилах дорожного движения говорится о том, что водителю транспортного средства категорически запрещается обгонять другие ТС, если по окончании манёвра он не сможет, не создавая опасности для других участников движения и помех для обгоняемого автомобиля, возвратиться на ту полосу, которую занимал раньше.

    Нарушение указанных выше норм карается по ст.12.15, п.4 КоАП РФ . В итоге водитель может получить штраф в размере пяти тысяч рублей или даже лишиться водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев. Если же в течение одного года с момента первого правонарушения водитель совершит повторное, то штрафные санкции будут гораздо более серьёзными. При остановке инспекторами ГИБДД водителю практически однозначно грозит лишение права управлять транспортным средством на один год. Если же правонарушение было зафиксировано вездесущими средствами технической фото- или видеофиксации, то у нарушителя есть шанс отделаться штрафом в пять тысяч рублей. Данные санкции предусматриваются пунктом пятым указанной выше статьи российского Административного кодекса. Если приходит «письмо счастья», то штрафные санкции всегда будут мягче. Минус в том, что это всегда неожиданно, а сам случай нарушения ПДД уже давно забыт за будничными заботами.

    Бывают случаи, когда справедливость на дороге восстанавливают сами водители. Надо понимать, что в заторах и в сложных дорожных ситуациях у каждого водителя нервы напряжены, у некоторых - до предела. Того же, кто пытается совершить подобный манёвр, водители всегда воспринимают в качестве наглеца. И поэтому расплата может прийти не в виде «письма счастья» или жезла инспектора ГИБДД, а в виде разбитого лобового стекла, фары, проколотых шин или изрядно помятого лица. Такие случаи бывали уже неоднократно. Как говорится, на кого нарвёшься…

    Как это действует на практике: МКАД

    Движение на МКАД всегода очень напряжённое

    Безусловно, никто не станет устраивать рейдов по выявлению нарушителей ПДД, использующих вместо дороги обочины: как свои, так и встречные. Но на страже соблюдения Правил дорожного движения стоят бдительные средства фото- и видеофиксации, которые могут моментально вычленить из транспортного ряда автомобиль, движущийся по обочине, и идентифицировать его.

    Сегодня в Москве действует около 1400 видеокамер. И все знают, что полторы сотни из них являются муляжами. Вот только где настоящая камера, а где муляж - знают единицы. Остальным как-то не хочется заниматься подобными исследованиями на собственном опыте. Из этого огромного количества около полутысячи видеокамер установлены в пределах МКАД. Их локация определяется местами повышенной аварийности, где на протяжении многих лет ситуация с автомобильным трафиком традиционно напряжённая.

    Ещё недавно были некоторые спорные административные и юридические вопросы, касающиеся фиксации выезда на обочину и нарушения разметки. Но в конце 2016 года с юридическими формальностями было закончено, создана довольно основательная доказательная база, которая может обеспечить фиксирование подобных нарушений Правил дорожного движения техническими средствами. Если ещё год назад опытные автомобильные адвокаты могли доказать невиновность своего подзащитного в суде ввиду наложения на него административного взыскания за нарушение некоторых моментов ПДД, то в 2017 году сделать это уже очень сложно. Хотя можно попытаться оспорить судебное решение, если сама камера установлена с нарушением ПДД. Но об этом дальше.

    Не каждый комплекс видеофиксации может идентифицировать выезд на обочину. Но если говорить о «московской кольцевой», то на её протяжении сертификацию и обновление программного обеспечения для выявления «обочечников» прошли практически все техсредства фиксации. Поэтому не стоит рисковать и надеяться на то, что за движением в данном районе следит всевидящий муляж.

    По статистике ГИБДД, количество выездов и движения по обочинам сократилось практически втрое на тех участках МКАД, где движение контролируется комплексами видео- и фотофиксации. После соответствующих неоднократных победных заявлений ГИБДД соцсети и профильные СМИ взорвались вопросами о том, откуда взято тройное понижение количества случаев движения по обочине? Ведь раньше-то камер в этих местах не было. И никто толком не знал о том, сколько подобных правонарушений случалось на определённом участке дороги. Но о тройном понижении уже раструбили на всю Россию практически все информационные каналы, что послужило дальнейшим толчком для расширения сети комплексов фото- и видеофиксации на российских дорогах.

    Московские водители, которые регулярно ездят по одному и тому же маршруту, уже давным-давно изучили месторасположение видеокамер и даже знают о том, какие из них являются муляжами. Москва традиционно занимает первое место в России по количеству и плотности комплексов фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенных на её дорогах. На втором месте традиционно расположилась Северная столица России. Здесь видеокамер несколько меньше, и далеко не все из них сертифицированы для выявления правонарушений, связанных с ездой по обочинам. На третьем месте по количеству камер и плотности их сети, как ни странно, находится Краснодар. Четвёртое место заняла столица Татарстана Казань, а на пятом с небольшим отставанием расположился Челябинск.

    Необходимо также сказать, что движение по обочинам запрещено и для мотоциклов, поэтому проблемы с фото - и видеофиксацией могут быть и у мотоциклистов. Следует напомнить о том, что видеофиксация происходит не только на встречном курсе, но и вдогон транспортного средства. Поэтому расположение госномеров сзади мотоцикла никоим образом не спасёт нарушителя.

    Могут ли лишить прав?

    Права могут забрать только за движение по встречной обочине или при ДТП

    Прав могут лишить только за езду по встречной обочине.

    За первое нарушение максимальный срок лишения прав составит до полугода. При повторном (если оно было зафиксировано инспекторами ГИБДД и протокол составлен на месте, а не средствами видеофиксации) водительское удостоверение могут изъять уже на год. Ели «обочечник» совершил наезд на пешехода или велосипедиста, то его запрещённый манёвр вне дороги станет однозначно отягчающим обстоятельством при вынесении решения судом. Многое будет зависеть от тяжести повреждений, полученных потерпевшим, но при любом варианте развития событий водитель будет лишён прав, ведь правонарушение будет квалифицировано уже по совсем другой статье Административного кодекса (в лучшем случае). Как правило, расследование при подобной ситуации переходит уже в русло Уголовного кодекса, со всеми вытекающими последствиями.

    Вернуть водительское удостоверение на самом деле не так уж просто. Потребуется пересдача. Это значит, что экзамены на знание ПДД придётся сдавать заново. А ведь теория уже, как правило, основательно подзабыта. В памяти закрепились только практические навыки. Поэтому не исключено, что сдавать придётся неоднократно. Зато будет хорошо усвоено правило, касающееся запрета движения по обочине в том числе встречной.

    Спорные ситуации или можно ли выйти сухим из воды

    Для начала рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда автовладелец получает «письмо счастья» с выписанным штрафом за движение по обочине. Это нарушение было зафиксировано комплексом видеофиксации, установленным на определённом участке дороги. Водитель может сразу побежать оплачивать штраф, а может попытаться оспорить его в судебном порядке. Всё зависит от желания и основательности юридических знаний определённого человека. Некоторые считают, что оспорить штрафы, наложенные по результатам видеофиксации, практически невозможно. И глубоко ошибаются. Во-первых, следует обратить внимание на то, идентифицируют ли однозначно номер автомобиля или мотоцикла данные фото- или видеосъемки. Если есть сомнения в том, что номер однозначно идентифицирован, решение может быть оспорено. Второй ситуацией будет выписывание одновременно за одно нарушение Правил дорожного движения сразу нескольких штрафов. Возможно, причиной этому послужило близкое расположение комплексов фиксации, при котором нарушение было зафиксировано сразу несколькими средствами, как правило, двумя. Если же пришёл штраф за зафиксированное правонарушение, на основании которого уже был выписан протокол работником ГИБДД, то такой штраф может быть обоснованно оспорен. Теоретически оправданием для водителя, двигавшегося по обочине, может быть то, что это была вынужденная мера, позволяющая минимизировать аварийную ситуацию, сложившуюся на данном участке дороги. Поскольку видеокамеры фиксируют лишь определённые участок, то водителю потребуется приложить в виде доказательства видеозапись с собственного видеофиксатора или смартфона.

    Отдельным вопросом при оспаривании штрафа станет соответствие установки средства видеофиксации или фотофиксации, выписавшего штраф, нормам Правил дорожного движения и соответствующим ГОСТам.

    За свои права можно побороться в суде

    Также при подаче апелляции необходимо поинтересоваться наличием документов о сертификации и периодической проверке работоспособности данного устройства. Не исключено, что хотя бы в одном из этих вопросов произойдёт прокол. Что-то случайно затеряется или его просто не существует в природе. Поэтому попробовать побороться в суде за целостность своего кошелька всё же возможно. Статистика свидетельствует о том, что 65% судебных решений признаются недействительными после аргументированного оспаривания водителями наложенных техническими средствами штрафов. Это очень неплохой показатель, поэтому стоит побороться.

    Ещё одним распространённым способом оспаривания результатов контроля дорожного движения современными техническими средствами фиксации является доказательство того, что в момент совершения правонарушения транспортным средством рук управлял другой человек, а не его собственник. При этом необходимо помнить, что управлять автомобилем или мотоциклом может только тот, кто внесён в страховой полис данного транспортного средства. Доказать свою непричастность к правонарушению можно в том случае, когда результаты фотографирования или видеозаписи не позволяют утверждать, что за рулём был именно автовладелец, его лицо не удаётся чётко рассмотреть. А хозяин транспортного средства должен предоставить убедительные доказательства того, что в момент нарушения он был совсем в другом месте. Документальными доказательствами могут послужить билеты, гостиничные чеки, визы в загранпаспорте и так далее, если он был в другом городе или стране. На крайний случай подойдут минимум два свидетеля, которые подтвердят, к примеру, что в искомый день и час автовладелец отдыхал с ними на загородной даче совсем в другом месте.

    Наиболее часто водители оспаривают действия инспектора ГИБДД, когда он пытается составить протокол за езду по обочине (конечно, не встречной), утверждая, что они совершали остановку, а не двигались. После остановки необходимо было вклиниться в ряд, а свободного места не было, вот и пришлось ехать и искать нишу. Кстати, именно такая ситуация чаще всего случается и на практике. Ведь как же можно заехать на обочину или съехать с неё на проезжую часть, если движение по самой обочине категорически запрещено? Автомобиль - это не игрушечная машинка, которую можно одним движением руки водрузить на предыдущее место. Безусловно, все доводы инспекором ГИБДД будут проигнорированы. Но следует настаивать на своей правоте. Если, конечно, он не наблюдал подобную езду на протяжении нескольких километров подряд. Возможно, потребуется найти свидетелей, которые смогут подтвердить правоту автовладельца, видев всю ситуацию, или попросить инспектора дорожной полиции разъяснить соответствующую статью Правил дорожного движения и Административного кодекса. Возможно, он сам поймёт, что неправ и просто пожелает счастливого пути.

    Видео о борьбе с нарушителями запрета езды по обочине

    Условия и сроки обжалования

    Постановление об административном правонарушении можно оспорить в течение 14 дней. Жалобу и доказательства своей невиновности можно подать в местное управление дорожной полиции или же непосредственно в суд. С момента получения заявления в ГИБДД должны провести разбирательство в течение десяти дней, а далее по его результатам уведомить заявителя. Относительно небольшое количество водителей пытается обжаловать протокол в суде с помощью адвоката. Ведь услуги адвоката тоже имеют немалую стоимость. Поэтому, как правило, они делают это сами, если есть желание и соответствующие доказательства. После вынесения решения судом первой инстанции, с которым потенциальные правонарушитель не согласен, он может подать апелляцию в суд высшей инстанции.

    Платить или не платить штраф

    Здесь следует отметить, что штраф в 1500 рублей за движение по обочине и 5000 рублей за движение по встречной обочине представляют собой несколько разные понятия. Если первый ещё можно отнести к разряду незначительных, то второй является весьма существенным. Иногда в процессе будничных рабочих забот служба ГИБДД может нечаянно забыть о мелких правонарушениях. При этом вряд ли можно рассчитывать на то, что она забудет о крупных. Уведомление о необходимости оплаты штрафа должно прийти к нарушителю в течение 80 дней. Если этого не произошло, то он может, в принципе, игнорировать наложенный штраф. Отсчёт необходимого периода начинается с момента самого правонарушения. При обжаловании постановления о штрафе в ГИБДД или суде отсчёт начинается с момента вынесения каждым из этих ведомств своего решения по делу. При подаче апелляции отсчёт срока исковой давности начинается с даты вынесения решения Апелляционным судом. А сам срок исковой давности по правонарушениям, связанным с ПДД, составляет 24 месяца. Поэтому если в течение двух лет не оплачивать штраф, и государство со своей стороны не предпринимает за этот период никаких действий по его принудительному взысканию, то о самом штрафе можно забыть. Безусловно, он продолжит «висеть» в базе данных, но взыскать его уже не смогут по причине истечения срока исковой давности. Также на законных основаниях штраф можно игнорировать, если судом первой инстанции было потрачено на вынесение решения более двух календарных месяцев, а судом второй инстанции - более трёх.

    Некоторые переживают, что при наличии неоплаченного штрафа за нарушение Правил дорожного движения могут не выпустить из страны. Имеют ли под собой основания подобные опасения? Да, имеют. Но очень редко. Для запрета выезда за пределы Российской Федерации потребуется отдельное решение суда. А оно может быть принято в данном случае только на основании обращения исполнительной службы, представители которой смогут доказать судьям, что подобная мера является необходимой, а лицо, в отношении которого просят принять подобное решение, является злостным неплательщиком. И ещё - минимальная сумма штрафа в данном случае должна составлять не менее десяти тысяч рублей.

    Но ни один из указанных выше штрафов до этой планки не дотягивает. Однако если штраф не будет оплачен нарушителем в течение двух месяцев с даты его наложения, то сумма удвоится. Вот и искомые десять тысяч, если речь идёт о штрафе за езду по встречной обочине.

    Но есть и плюсы. Если штраф оплатить в течение 20 дней с даты вынесения решения о нём, то он станет меньше в два раза. Поэтому платить или не платить - решать самим нарушителям. Но дешевле, как показывает практика, всё же заплатить.

    Некоторые водители уверены, что Правила дорожного движения не действуют там, где нет дорожной полиции. И глубоко ошибаются. Теперь уже есть камеры, да и другие участники дорожного движения не будут рады хаму, который пытается обогнать их по обочине. В любом случае всё же стоит выполнять предписания ПДД. А ездить по обочине в итоге получается чем-то сродни плевкам против ветра. Себе же дороже будет.

    Очень часто водители, желая сэкономить время и не стоять при этом в пробках, выезжают за пределы дороги. В народе и согласно ПДД они именуются обочиной.

    Однако возможна ли езда по обочине, и какими неприятностями она чревата для водителя? Ведь на полосах движения могут быть разные ситуации.

    В этой статье:

    Что такое езда по обочине

    В обиходе и согласно ПДД обочиной принято считать территорию, расположенную вне проезжей части. Порою по ней двигаться безопаснее, чем по основной магистрали. Однако, несмотря на все кажущиеся преимущества, такой маневр может представлять опасность для других участников движения.

    Также, выезд на обочину может быть чреват и последствиями и для самих водителей, ведь в гололед или в туман можно выехать на полосу встречного движения со всеми вытекающими последствиями.

    Сейчас существует не один пункт правил за езду по обочине. Так, пункт 9.9 ПДД запрещает езду по обочине за исключением стоянки. Кроме того, отдельные поблажки существуют и для обладателей велосипедов или мопедов, при условии, что они своим движением не мешают пешеходам.

    Например, в правилах есть пункт 24.7, который разрешает двигаться по обочине водителям мопедов.

    Какой размер штрафа за езду по обочине

    В настоящее время административная ответственность за езду по обочине предусмотрена статьей 12.15 КоАП РФ. И если соответствующий факт будет зафиксирован сотрудником ГИБДД или внешними системами наблюдения, то водитель может быть оштрафован на 1500 рублей. Не исключено, что в ближайшее время будут приняты поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за данное нарушение.

    Наказание за езду по обочине может быть строже, если водителем был допущен одновременно выезд на встречную полосу. Тогда размер штрафа за езду по обочине может составить свыше пяти тысяч рублей.

    Вдобавок, такими своими действиями можно поставить под удар и водительские права. В зависимости от степени тяжести нарушения их могут забрать на срок от 4-х месяцев до полугода.

    Штраф выписывается инспектором ГИБДД, остановившим автомобиль. Если же нарушение правил движения было зафиксировано внешними камерами, то постановление придет водителю по почте. К нему обязательно должна быть приложена и фотография машины.

    Можно ли оспорить наказание

    Любые санкции, примененные к водителю сотрудником в форме, не являются истиной в последней инстанции. И езда по обочине в этом отношении не является исключением. Тем более, что при фиксации нарушения с помощью техники, установленной на дороге, всегда существует вероятность ошибки. Ведь в поле зрения объектива часто попадает не та машина.

    Часто допускаются нарушения и при составлении протокола об административном правонарушении. Например, не опрашиваются свидетели или отсутствуют понятые. Это также может быть причиной для отмены наложенных санкций.

    Итак, получив постановление, в котором выписан штраф, водитель должен подать на него жалобу в орган ГИБДД, а лучше всего – в суд. Для этого ему или его юристам закон отводит 10 дней. Если изложенные в жалобе доводы окажутся убедительными, водитель избежит административного наказания. В противном случае у нарушителя есть 2 месяца на оплату штрафа.

    Некоторые водители считают движение по обочине одним из безопасных способов проскочить быстрее других. И нарываются на административное наказание. Штраф за проступок небольшой. Но подобные маневры создают неудобства и повышают дорожные риски.

    Читайте в этой статье

    Что понимают под определением «обочина»

    Главный термин прописан в «Общих положениях ПДД»:

    «Обочина – элемент дороги, примыкающий … к проезжей части…, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки …».

    То есть это отрезки по бокам полос, устроенных для перемещения транспорта. Чаще они посыпаны гравием, поверхность бывает и земляной. Обочину отделяют от существующих для движения техники полос разграничительные линии.

    Почему езда за линией 1.2 нежелательна

    Большинство автомобилистов оправдывают себя, если выезжают за край разрешенного участка, и раздражаются, если это делают другие. Первое ошибочно, а второе вполне оправдано. Перемещение по обочине опасно по нескольким причинам:

    • если она имеет земляное покрытие, от автомобиля поднимается столб пыли, что ухудшает видимость дороги для всех участников движения;
    • после выезда туда нарушитель стремится вернуться в свой ряд, чем создает угрозу столкновения с другими авто;
    • если это происходит в городской черте, есть большой риск попасть под колеса у пешехода, велосипедиста или едущего на мопеде.

    Штрафы, которые может назначить сотрудник ГИБДД в 2017 году

    Санкции за перемещение ТС по обочине, ожидающие недисциплинированного автомобилиста, содержатся в ст.12.15 КоАП:

    «Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда, … движение по обочинам – влечет наложение штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

    Сумма небольшая, на перемещение за границы линии 1.2 инспекторы редко обращают внимание. Ведь автолюбитель всегда может оправдаться, что оказался на запрещенном участке дороги с целью остановиться там. Собственно, для этого и предназначена обочина.

    Но езда по ней сопряжена с возникновением аварийной ситуации, создает нервозность, провоцирует других водителей на нежелательные и опасные маневры. Ведь присутствие на обочине автомобиля и вызванные этим перемещения иных ТС увеличивают затор. К тому же есть мнение законодателей о том, что штраф за провинность нужно увеличить.

    О том, к чему приводит езда по обочине, смотрите в этом видео:

    Как накажут водителей со МКАДа, Москва

    Московская кольцевая автодорога известна высокой загруженностью транспортом. Именно там много водителей, желающих обойти скопление машин по обочине. А при интенсивном движении это особенно опасно.

    Поэтому с 2015 года на МКАД установлено более ста видеосистем, фиксирующих дорожные правонарушения. И хотя штраф за езду по обочине на этом отрезке пути тот же, что во всей России, вероятность, что водителю придется его оплатить, 100%-ная. Если камера зафиксировала проступок, ему уже не удастся соврать о намерении сделать остановку. Через положенное время водитель получит по почте требование об уплате штрафа.

    Желание объехать по обочине автомобильную пробку оправданием для нарушения не является.

    Езда по встречной обочине – будет ли штраф?

    Поскольку дорога имеет обочины с двух сторон, находятся водители, которые движутся по ней навстречу едущему без нарушений транспорту. Такая ситуация опасна вдвойне. Поэтому и наказание здесь будет за оба проступка: перемещение на встречку и движение по полосе, находящейся за пределами разметки 1.2. Большая санкция не поглощает меньшую, требуемые выплаты плюсуются. Это регламентируется пунктами 3,4 и 5 статьи 12.15:

    • Если автомобилист перемещался по обочине на левой части пути, желая объехать препятствие, он заплатит 1500 р. за 1.2. В дополнение ему придется отдать 1000 — 1500 р. за перестраивание на линию встречного движения.
    • Если машина просто мчалась по левой обочине, на пути не было требующих обгона препятствий, второй штраф возрастает до 5000 р. В иных обстоятельствах его могут заменить отнятием ВУ на 4 — 6 месяцев. Штраф в 1500 р. за передвижение по обочине тоже налагается.
    • Если подобное сочетание нарушений допущено повторно, у водителя отнимут ВУ на год, он выплатит штраф в 1500 р. А при фиксации проступка видеосистемой, сумма, которую он отдаст государству, возрастет до 6500 р. (1500 р. за выезд на обочину и 5000 р. за движение по встречке).

    Когда можно ехать по обочине на законном основании

    Среди участников движения есть те, кому разрешается перемещаться по полосам за пределами линии 1.2. Это регламентировано пунктом 24.7 ПДД. По нему практически всегда можно обгонять автомобили или перемещаться по собственному желанию за пределами разметки 1.2 на мопеде.

    Но езда по обочине допустима, когда транспорт не организует сложностей пешеходам. Иначе у сотрудника ГИБДД к человеку на мопеде могут возникнуть претензии.

    Отрезок дороги за разметкой 1.2 имеют возможность проехать те, кто управляет медленно едущей техникой.

    К такому разряду относятся машины, трактора, не способные развить скорость выше 30 км/ч. В ПДД на этот счет есть пункт 11.6. Он разрешает при невозможности обгона другими машинами максимально прижаться ему к правому краю дороги. В таком положении ТС может стоять или ехать по обочине за пределами города или села. И нарушения правил в этих обстоятельствах не будет.

    ПДД лишь рекомендуют водителю остановиться, прижавшись к краю, но главное здесь – дать проехать другим машинам. А как только необходимость уступать дорогу исчезла, тихоходное ТС обязано вернуться на свою полосу движения.

    Двигаться по обочине, если нужно обогнать других, иногда очень соблазнительно. Но не стоит идти против закона, даже учитывая скромную сумму штрафа. Ведь это административная мера. Наличие штрафа у водителя делает его недисциплинированным, повышая риск за следующий проступок получить максимально высокое наказание, вплоть до лишения удостоверения на управление ТС.

    Полезное видео

    О правилах ПДД, касающихся езды по обочине, смотрите в этом видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

    По статистике каждый рабочий день российского автомобилиста обременяется дорожными пробками (в среднем, от трех до пяти баллов в зависимости от города и времени суток). Большинство водителей набираются терпения и ждут, однако среди наших людей всегда были и будут «лихачи», которые попытаются обойти пробку по обочине. Возникает вопрос – существует ли штраф за такое «поведение»?

    Размер штрафа за езду по обочине

    Данный вопрос регулируется статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно этой статье «нарушение правил движения транспортного средства по обочинам или пересечение организованной колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа».

    За последние несколько лет сумма административного взыскания менялась трижды, и с 2014 по 2016 г. возросла на 200% (с 500 до 1500 рублей). Что касается предстоящего года, то штраф за обгон справа по обочине в 2018 году составит все те же полторы тысячи рублей, как и в 2016 году.

    Исключение составляют лишь отдельные транспортные средства, а именно – велосипеды и мопеды. Согласно пункту 24.7 ПДД:

    «допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам»

    а в соответствии с пунктом 24.2 ПДД:

    «допускается движение велосипедистов в возрасте свыше 14 лет по обочине в случае, если отсутствуют велосипедная и/или велопешеходная дорожки, отсутствует специальная полоса для велосипедистов и/или возможность двигаться по ней или по правому краю непосредственно проезжей части».

    Штраф со «скидкой»: возможно ли это?

    Для многих водителей сумма в полторы тысячи рублей не столь высока, поэтому отечественные активисты хотят добиться того, чтобы увеличить размер штрафа, по крайней мере, в несколько раз. У государства другой взгляд на эту ситуацию.

    Если штраф не оплачивается в определенные сроки, а, значит, органам власти не поступает соответствующий документ, свидетельствующий о погашении задолженности, то данное дело передается в руки судебным приставам. Последние уполномочены обязать водителя дополнительно заплатить пеню, которая, как правило, составляет 200% от изначальной суммы взыскания (помимо первоначального взноса).

    Если же вы относитесь к добросовестным автомобилистам, которые, даже нарушив правило, выполняют свои обязанности перед государством, в качестве поощрения можете рассчитывать на скидку. В этом году статья 32.2 КоАП РФ, которая регламентирует исполнение административных наказаний, предоставила возможность получить так называемую скидку. Это значит, что при оплате в течение двадцати дней с момента вынесения официального постановления о нарушении, штраф за обгон по обочине с правой стороны может быть уменьшен вдвое – до 750 рублей.

    За более подробной консультацией обращайтесь к нашим специалистам. Опытный эксперт изучит вашу конкретную ситуацию и индивидуально подойдет к разрешению ваших вопросов.

    Движение по обочине в большинстве случаев является запрещенным маневром, которым водители нередко пользуются из-за желания сократить дорогу, объехать пробку или совершить обгон. Можно ли при передвижении на автомобиле ехать и обгонять по обочине дороги? Что говорят об этом Правила дорожного движения (ПДД) и какой штраф за обочину предусмотрен? Ответим на эти вопросы в данной статье.

    Обочина дороги и ее назначение

    Согласно ПДД, обочина - это часть дороги, вплотную прилегающая к дорожному полотну. Визуально обочина отделяется от дорожного полотна разметкой. В зависимости от существующего на данном участке шоссе режима, она может применяться для передвижения (в некоторых ситуациях), остановки или стоянки автомобилей. Поэтому линия разметки может быть непрерывной (одинарной или двойной), либо прерывистой.

    Когда езда по обочине разрешена?

    В ПДД говорится о том, что передвижение на транспортном средстве (ТС) по обочине запрещено (п. 9.9 ПДД). Исключение составляют лишь некоторые ситуации. Согласно ст. 12, п. 1 ПДД, на краю дороги разрешена остановка и стоянка ТС. Поэтому выезд на обочину с целью остановки или стоянки не карается штрафными санкциями. К другим ситуациям относится разрешение перемещения по краю шоссе рядом с проезжей частью:

    • Для мопедов;
    • Для тихоходных ТС, скорость которых менее 30 км/ч;
    • Для транспорта дорожных и коммунальных служб;
    • Для ТС, подвозящих какой-либо груз к объектам, расположенным у края проезжей части, при условии, что других подъездных путей нет;
    • Для гужевого транспорта (ст. 25, п. 2 ПДД).

    В ст. 24, п. 7 ПДД сказано, что для мопедов разрешено движение по краю дороги, если они не создают помех для пешеходов. В другой статье правил (11, п. 6) говорится, что вне населенного пункта тихоходные ТС при создании ими затрудненности движения, обязаны сдвинуться как можно правее, т. е. на обочину, остановиться, пропуская автомобили, или же продолжать передвижение.

    Штраф за движение и обгон по обочине

    Несоблюдение ПДД - это административное правонарушение, поэтому наказание за это регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В данном законодательном своде прописаны меры ответственности за каждый вид нарушения. Строгость наказания зависит от тяжести потенциального ущерба имуществу и здоровью человека, которое может повлечь конкретное правонарушение. Нарушения, совершаемые водителями на боковой части дорожной полосы, и наказания за них представлены ниже.

    Правая обочина

    Основные ошибки водителей, касающиеся маневров на обочине – это обгон ТС и объезд препятствий на автомобильном полотне. Осознанно или по незнанию многие водители считают, что край дороги - это своеобразная запасная полоса движения. Ситуация, когда прочно стоящую на шоссе пробку пытаются объехать по попутной обочине, далеко не редкое явление. Автомобильная пробка не является препятствием. Об это сказано в ст. 1, ч. 2 ПДД. Объезд пробки по краю дороги запрещен. Совершение маневра обгона справа, с точки зрения ПДД, является серьезным нарушением. Штраф за обгон по обочине, находящейся справа от водителя, наказывается штрафом в 1500 рублей. Такой вид ответственности предусмотрен статьей КоАП 12.15 (ч.1).

    Во встречном направлении

    Находятся и такие лихачи, которые пытаются обогнать попутные машины по левой обочине, т. е. для этого им приходится выехать на встречную полосу движения, часто с нарушением разметки. Это уже регламентируется КоАП как выезд на полосу встречного движения. Наказание за такой проступок предусмотрено более жесткое, чем за передвижение по попутному краю трассы. Штраф за езду по встречной обочине выписывается в соответствии со статьей 12.15, ч. 4 и равен 5000 рублей. Но за такое нарушение также могут и лишить прав на срок до полугода. Повторное деяние по ст. 12.15, ч. 4 наказывается изъятием прав до 1 года при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или штрафом 5 тыс. руб. при регистрации проступка спец. аппаратурой.

    Прочие нарушения

    ПДД трактует препятствие на дорожном полотне как неподвижный объект, объехать который не представляется возможным. К таковым объектам можно отнести сломанное ТС, дефект дорожного полотна, посторонние предметы, случайно попавшие на дорогу. Объезжать препятствие разрешено только с соблюдением ПДД, т. е. слева, если сделать это позволяет дорожная разметка и (или) отсутствие знака «Обгон запрещен». Объезд априори предполагает движение автомобиля. Согласно ст. 12.15, ч. 1, передвижение по краю дороги запрещено. Следовательно, объезжать препятствие по обочине нельзя. Наказание за движение по обочине выносится в виде штрафа, который составляет 1, 5 тыс. рублей.

    Некоторые водители, желающие объехать затор, могут делать это задним ходом, двигаясь по обочине. Уверенность в том, что за такие маневры не последует наказания, ошибочна. Хотя в КоАП нет статьи, наказывающей за передвижение задним ходом по обочине, такое поведения водителя подпадает под норму статьи 12.5 (ч.1). Штраф за выезд на обочину и движение по ней задним ходом составляет 1500 рублей. В ПДД также сказано, что движение задним ходом можно применять только, если такой маневр будет безопасным, если видимость на дороге более 100 метров, если не нарушаются пункты 8.11, 8.12 и 16.1 ПДД.

    Правила фиксации нарушения

    Фиксировать нарушения подобного рода в 2019 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно - инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.

    Другие участники движения - водители или пешеходы - могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.

    Полагается ли скидка при оплате?

    В соответствии со ст. 32.2, ч. 1.3 КоАП РФ взыскание штрафа может быть осуществлено в половинном объеме, если правонарушитель заплатит штраф в течение 20 дней с момента наложения штрафной санкции. Но данное послабление не касается уплаты штрафа за рецидив правонарушения. Водитель транспортного средства всегда может обжаловать полученное постановление, но сделать это можно в течение первых 10 дней и только с учетом того, что автомобилист имеет доказательства, что штрафы ГИБДД за обочину были выписаны необоснованно.

    Заключение

    Езда по обочине на автомобиле может стать причиной аварийно-опасной ситуации. Также это может существенно затруднить передвижение на дороге, спровоцировав образование затора. Поэтому административные санкции за подобное правонарушение являются адекватной материальной мотивацией водителей к соблюдению ПДД.