Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Назначение на должность уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в рф. Особенности назначения уполномоченного по правам ребенка В России

    Назначение на должность уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в рф. Особенности назначения уполномоченного по правам ребенка В России

    Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

    Как уберечь права несовершеннолетних

    Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

    Задачи комитета:

    • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
    • привлечение к ответственности виновных;
    • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
    • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
    • обеспечение права на жизнь в семье;
    • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

    Уполномоченный по правам ребенка

    Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

    К целям омбудсмена относятся:

    • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
    • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
    • составление запросов в организации;
    • получение информации на всех уровнях;
    • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.


    Комиссия по делам несовершеннолетних

    Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

    Цели комиссии:

    • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
    • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

    Восстановление нарушенных прав

    К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

    Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

    • в комиссию по трудовым спорам;
    • в суд.

    Если нарушены права в семье следует писать:

    • в суд;
    • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

    Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

    • в вышестоящее образовательное учреждение;
    • в суд.


    Административная и уголовная ответственность

    Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

    Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

    Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

    Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

    • вовлечение детей в преступную деятельность;
    • принуждение к аморальным занятиям;
    • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
    • за вовлечение к употреблению наркотиков;
    • за продажу спиртосодержащей продукции.

    Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

    Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.


    Законодательное регулирование


    Гражданин России, даже если он несовершеннолетний, обладает общими правами, перечисленными в законодательстве. И хотя из-за возраста он не все из них может осуществлять, но его базовые права должны защищаться так же, как и у взрослого. К тому же в законодательстве предусмотрены и некоторые особые права именно для детей. Как общие права ребёнка, так и особые защищают родители или опекуны, а также государственные органы: служба опеки, прокуратура, суд и другие.

    Но есть и ещё одно важное звено: уполномоченный по правам ребёнка – такая должность существует в РФ как на федеральном, так и на местном уровне. Он имеет целый ряд возможностей, чтобы влиять на положение детей как в общем, на уровне законодательства, так и помогать в отдельных случаях.

    На базовом уровне права ребёнка, как и других граждан РФ, обеспечиваются Конституцией, а также Семейным кодексом, нормативными актами субъектов РФ, и другими документами. Помимо этого, их защищают международные декларации и конвенции – такие как Конвенция ООН о правах ребёнка и другие.

    Об уполномоченном по правам ребёнка подробнее сказано в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где ему посвящена статья 16.1, в которой указывается, что уполномоченный при президенте РФ призван защищать интересы несовершеннолетних, а его полномочия очерчиваются президентскими указами. Кроме того, в регионах могут также учреждаться аналогичные должности.

    Дополнительная информация

    Должность омбудсмена по правам детей нужна потому, что уполномоченный по правам человека в силу законодательства менее эффективен в этом вопросе: важную часть его деятельности занимает рассмотрение жалоб, а дети не могут подать и оформить их в соответствии с требованиями.

    В октябре 2018 года Президентом на рассмотрение Государственной думы был внесён новый законопроект, посвящённый правовому статусу уполномоченных по правам детей и заполняющий этот пробел в законодательстве. Вероятно, следует ждать, что после доработок он будет принят, и за этим может последовать дальнейшее, более чёткое установление прав и обязанностей детских омбудсменов и в регионах тоже.

    Структура и порядок назначения

    К сожалению, чёткой структуры уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ нет: есть уполномоченный при Президенте, а также отдельные уполномоченные в регионах, но не в каждом. Назначаются и работают они в соответствии с местным законодательством, там, где оно это предусматривает.

    Сам институт вторичен по отношению к уполномоченному по правам человека, из-за чего в некоторых регионах назначение отдельного омбудсмена для детей и считается необязательным. Законодательство в этом отношении не даёт чётких указаний, отмечая лишь возможность существования такой должности на местном уровне, но не её обязательность. В последнее время наметилось определённое оживление в этой сфере, и, возможно, вскоре последует расширение федерального законодательства, поскольку в настоящий момент эта сфера практически целиком отдана на откуп регионам.

    На федеральном уровне

    Уполномоченный при Президенте назначается главным лицом страны, после чего наделяется неприкосновенностью. До тех пор, пока федеральный омбудсмен не потеряет свою должность, его нельзя будет отправить под арест или даже обыскивать. Он призван оказывать влияние на законодательство в сфере прав несовершеннолетних, а также помогать и в отдельных ситуациях.

    В регионах

    В некоторых субъектах также имеются собственные омбудсмены, имеющие приблизительно схожий объём полномочий, но действующих лишь на местном уровне. Назначаются они по местному законодательству, им же определяется порядок назначения и объём полномочий.

    Вследствие этого от региона к региону то и другое может в значительной мере различаться. Так, омбудсмены могут быть:

    • Частью системы исполнительной власти, если их назначение происходит по указу губернатора или главы республики.
    • Назначаться законодательным органом субъекта Федерации, и тогда они работают более независимо от исполнительной власти.
    • Быть депутатами местных законодательных органов, назначенными в соответствии с законами региона в качестве уполномоченных – а значит, они будут сочетать возможности депутатов и омбудсменов.
    • Быть заместителями уполномоченного по правам человека в регионе либо состоять в его штабе и отчитываться перед ним.
    • Работать на общественных началах – то есть вообще не быть частью структуры власти. Такого рода омбудсмены могут заниматься даже не регионом, а отдельным городом.

    Во всех этих случаях, как видно, специфика работы омбудсмена по правам несовершеннолетних будет различаться, иногда значительно. Будучи депутатом, он имеет возможность свободно вносить законы в Законодательное собрание региона, а, работая на общественных началах, он в некоторых случаях может иметь очень ограниченные возможности. Различается, соответственно, и степень автономности от местной власти, и объём полномочий, предусмотренный местными законами.

    Основные задачи

    На федеральном уровне в задачи детского омбудсмена входит:

    • Контролировать соблюдение закона по отношению к несовершеннолетним.
    • Выявлять нарушения по отношению к малолетним детям и обращать на это внимание государственных органов, чтобы выявленные нарушения были скорейшим образом устранены.
    • Чтобы снизить число этих нарушений, уполномоченный должен также вести юридическую деятельность, обобщая уже имеющуюся в стране юридическую практику и предлагая новые нормы, которые впоследствии могут быть применены в законодательстве – для этого он может привлекать специалистов-юристов с выплатой им гонорара.

    Обратите внимание!

    Подать жалобу омбудсмену вправе даже лица, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся в следственном изоляторе, проходящие лечение в психиатрической больнице.

    На региональном уровне основные задачи, стоящие перед уполномоченным, обычно примерно совпадают с федеральным, и ключевая разница будет состоять в том, что региональный омбудсмен выполняет их лишь в одном субъекте. Однако, зачастую есть и региональная специфика, ведь задачи и полномочия устанавливаются местными законами. Разберём те и другие на примере уполномоченного по Новосибирской области. Его задачи таковы:

    • Защищать права несовершеннолетних.
    • Содействовать их скорейшему восстановлению при нарушениях.
    • Прилагать все усилия для улучшения местного законодательства в этом направлении.
    • Проводить правовое просвещение в сфере – это важно, чтобы граждане понимали, какими именно правами наделён ребёнок, и не нарушали их либо могли отстаивать при нарушениях.
    • Принимать участие в сотрудничестве между регионами, содействующем защите прав и интересов детей.
    • Информировать граждан о том, каково положение в сфере защиты прав ребёнка в регионе, о собственной деятельности и её результатах.

    Полномочия

    Чтобы выполнять задачи, которые перед ними ставятся, омбудсмены наделяются рядом полномочий. Федеральный уполномоченный имеет право:

    • Беспрепятственно наносить визиты во все государственные и муниципальные органы, так или иначе, связанные с его сферой деятельности.
    • Инициировать проверки либо же проводить их собственными силами, чтобы установить, нет ли каких-либо нарушений прав детей.
    • Вносить предложения с тем, чтобы усовершенствовать любую процедуру, касающуюся прав ребёнка.
    • Аналогично он может делать предложения и относительно совершенствования законодательства.
    • При необходимости запрашивать документы и иные сведения в федеральных и местных органах власти, а также организациях, у должностных лиц.
    • Чтобы эффективнее работать над внесением в законодательство поправок, омбудсмен имеет право привлекать специалистов, создавая из них экспертные группы либо советы. Привлекаться к работе могут и негосударственные организации.
    • Если ему удалось выявить нарушение, то он должен обратиться в прокуратуру или суд, чтобы лица, допустившие его, были наказаны, а само нарушение пресечено.

    Даже если в регионе или стране действует режим чрезвычайного положения, омбудсмен всё равно сохраняет все свои полномочия.

    Осуществление деятельности

    В рамках очерченных полномочий омбудсмены и должны выполнять поставленные перед ними цели, на что и направляется их рабочая деятельность. В её ходе проводится:

    • Рассмотрение обращений – это очень важная часть работы уполномоченного, он должен разбирать различные жалобы от граждан и организаций, и предпринимать по ним проверки, а также перенаправлять в другие ведомства для устранения проблем.
    • Проведение проверок и профилактических мер – непосредственная реализация полномочий, которыми он наделён. Для этого он имеет право не только посещать различные учреждения, но также и подробно знакомиться с их работой, получать объяснения от сотрудников.
    • Работа с законодательством – опять-таки, конкретная реализация имеющихся в его распоряжении полномочий.
    • Ведение личного приёма граждан как в собственном кабинете, так и с выездом в другие населённые пункты.
    • Иная деятельность по защите прав несовершеннолетних.

    Помимо перечисленного, омбудсмены должны готовить различные доклады, посвящённые затрагиваемым в ходе их деятельности вопросам, а также её итогам. Например, в обязанности уже упоминавшегося нами представителя в Новосибирской области входят ежегодные доклады местному Законодательному собранию, губернатору, а также специальные доклады уполномоченному по правам человека по отдельным вопросам.

    Следует принимать во внимание – хотя омбудсмен и имеет полное право на обращение в суд или внесение в государственные органы законодательных инициатив, но не может подменять собой специализированные организации, такие как суды, органы опеки, законодательные и так далее. Его роль в первую очередь состоит именно в том, чтобы своевременно поднимать проблемы, чтобы те затем были устранены уже другими лицами, выполняющими соответствующую роль в государственном аппарате.

    В целом институт уполномоченного характеризуется несколько размытым статусом и полем деятельности, иногда эта должность может политизироваться. А из-за отсутствия чётко прописанных законодательных рычагов нередко омбудсменам в работе приходится опираться на авторитет должностных лиц, указами которых они назначены, – в первую очередь это губернаторы и главы республик. Это негативный фактор, поскольку так они ставятся в зависимость от исполнительной власти, чего быть не должно для более успешного осуществления функций, но не в условиях, когда оно невозможно без помощи исполнительной власти.

    Порядок обращения

    Можно записаться на личный приём к омбудсмену, обратиться, когда он сам приезжает в ваш город, либо самый простой вариант – подать обращение через официальный сайт –

    Не стоит думать, что обращения через интернет будут проигнорированы: все они в обязательном порядке рассматриваются, и на них даётся ответ. Параллельно жалобе омбудсмену, можно также обращаться и в другие инстанции, одновременно можно подавать обращения к уполномоченному в регионе и федеральному.

    Но не все жалобы омбудсмен может рассматривать: даже федеральный не вправе рассматривать протесты против решений одной из палат парламента либо законодательных органов субъектов РФ.

    Стоит выделить, что к уполномоченному дети могут обращаться лично, для этого не требуется, чтобы совершеннолетние лица выступали посредниками, как при обращениях к различным чиновникам, и это также в значительной мере определяет особенность данной должности. А то, что она востребована, подтверждается большим числом обращений.

    Срок давности составляет год с нарушения, или же с момента, когда заявитель узнал о нём – пожаловаться нужно до его истечения, иначе вопрос рассматриваться не будет.

    После того как жалоба получена, омбудсмен может:

    • принять её;
    • отказать в приёме с объяснением причин;
    • разъяснить, каким образом заявитель может отстоять свои права;
    • передать жалобу той инстанции, к компетенции которой относится её рассмотрение.

    О том, какое решение принято, заявителя нужно поставить в известность в течение десяти дней.

    Несмотря на все разбиравшиеся в статье проблемы, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации – важный элемент в защите прав несовершеннолетних. От таких контролирующих органов, как прокуратура, он отличается тем, что сосредоточен на одном вопросе, к тому же самим детям можно обращаться к нему за помощью. Также охватываемый им круг вопросов шире, чем у органов опеки и попечительства. В результате не возникает сомнений в нужности этого института, но пока что законодательная база для его функционирования не до конца сформирована.

    Вам это будет интересно

    Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

    В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

    В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

    Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

    Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

    На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

    Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

    В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

    Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

    Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

    • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
    • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
    • направление запросов в разные организации и предприятия;
    • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
    • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
    • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

    Куда обращаться за помощью?

    В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

    1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
    2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
    3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
    4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

    Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

    • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
    • Прокуратура.
    • Инспекция по делам несовершеннолетних.
    • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.
    Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

    Порядок обращения в уполномоченную организацию

    Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

    Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

    Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

    Заключение

    Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

    Права ребенка в России охраняются законом. Из-за множества случаев, когда дети становились жертвами социальной несправедливости или грубого отношения, в нашей стране была создана должность уполномоченного по правам ребенка. Деятельность этого специалиста сложна и обширна. В нашем материале будет подробно изложено, в чем же специфика работы детского омбудсмена.

    Положение ребенка в России

    Каждому россиянину в нашей стране гарантированы все необходимые свободы и права. В качестве их гарантий выступает закон, а также контроль над исполнением закона со стороны власти.

    Каждый человек в России обладает правами с рождения. Именно возрастной период до 18 лет должен быть самым охраняемым. Формируется личность, а для этого ее необходимо всячески поддерживать. Но каким образом? Россия опирается на нормы международного права, а потому основополагающим источником, регламентирующим свободы детей, будет международная Декларация прав ребенка.

    Права ребенка в России

    Каждый человек обладает набором личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Детьми называют лиц, не достигших совершеннолетия. Такие лица обладают теми же правами, что и взрослые люди, за исключением прав политических. Немало внимания следует уделять личным правам ребенка. В этом и состоит цель деятельности уполномоченного по правам ребенка в России - охранять личные свободы и интересы детей.

    Итак, какими же правами обладает российский несовершеннолетний? Стоит выделить самые основные, прописанные в Декларации прав ребенка:

    • Право на семью. Ребенок не может быть изъят из своей семьи, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
    • Право на жизнь, здоровье и защиту.
    • Право на собственное мнение. В России дети, достигшие возраста 10 лет, могут принимать решения относительно действий органов опеки (например, с кем из родителей остаться при разводе).
    • Право на общение. Ребенок имеет право на контакт с обоими родителями, если иное не запретил суд.
    • Право на имя, фамилию и отчество.

    Все эти нормы содержатся в международной Декларации о правах ребенка. Они же продублированы в Семейном кодексе РФ. Защита прав ребенка в Российской Федерации реализуется органами опеки, судебной системой и прокуратурой. В 2009 году к этому списку был добавлен федеральный детский омбудсмен. О деятельности уполномоченного по правам ребенка будет подробно рассказано далее. В первую очередь будет рассмотрена общая информация, а также его непосредственные обязанности и задачи.

    Уполномоченный по правам ребенка

    Деятельность детского омбудсмена (он же уполномоченный по детским правам) направлена на защиту интересов и прав детей в любой общественной сфере. Должность была введена в 2009 году по указу Президента. Несколько лет детским омбудсменом был Павел Астахов, но после скандала в 2016 году он оставил должность по собственной инициативе. На пост была назначена Анна Кузнецова, о которой будет рассказано чуть позже.

    Деятельность уполномоченного по правам ребенка не является единственной в рассматриваемой сфере. Омбудсмен - это лишь глава системы, в данном случае ювенальной. Он управляет широкой структурой, связанной с материнством, детством, защитой прав несовершеннолетних и т. д.

    Необходимые качества детского омбудсмена

    Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:

    • наличие гражданства РФ;
    • возраст не менее 30 лет;
    • наличие диплома о высшем юридическом образовании;
    • наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
    • чистая репутация и беспорочное прошлое;
    • нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
    • работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.

    Итак, к должности уполномоченного по правам детей предъявлено немалое количество требований. Но не стоит забывать и про гарантии, предъявляемые специалисту. Это возможность изменения собственного аппарата, неприкосновенность, свидетельский иммунитет, правовая ответственность, покрытие большинства материальных нужд и многое другое.

    Задачи детского омбудсмена

    Если говорить кратко, деятельность уполномоченного по правам ребенка тесно связана с ювенальным правом. В списке приоритетных задач у детского омбудсмена находятся следующие моменты:

    • осуществление надзора за соблюдением норм международного и отечественного законодательства, касающегося прав несовершеннолетних лиц;
    • представление рекомендаций региональным властям о том, как именно следует устранять неполадки или угрозу ущемления детских прав;
    • обобщение полученной информации и изучение практики в целях выявления способов ликвидации причин насилия над детьми или ущемления их прав.

    Таким образом, деятельность детского омбудсмена предполагает громадное количество обязанностей и задач.

    Возможности детского омбудсмена

    В отдельных ситуациях в деятельность уполномоченного по правам ребенка может входить запрос необходимой информации у компетентных органов. Помимо этого, детский омбудсмен может посещать предприятия и организации, деятельность которых связана с несовершеннолетними, а также требовать объяснений и отчетов у должностных лиц.

    Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Москве именуется федеральной. На сегодняшний день федеральным детским омбудсменом является Анна Кузнецова. В случаях, когда в стране введена чрезвычайная ситуация, она имеет право на повсеместный доступ к государственным сведениям, связанным с благополучием несовершеннолетних.

    Специфика деятельности детского омбудсмена

    Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?

    Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.

    Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.

    Деятельность региональных детских омбудсменов

    Разобрав пример деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, следует уделить немного внимания региональным омбудсменам. Еще в 1998 году Министерство труда предложило проект, согласно которому формировалась должность детского уполномоченного в российских субъектах. На тот момент процедура была реализована при содействии ЮНИСЕФ. Все посты появлялись постепенно в разных уголках страны. Чуть позже должность была утверждена и на муниципальном уровне.

    Юридический статус региональных омбудсменов только недавно стал равноценным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти, а назначался на должность главой местной администрации. В 2011 году произошли изменения. Каждый уполномоченный по правам детей получил парламентский статус. Благодаря этому повысилась и результативность их работы.

    Сразу следует оговориться, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является направлением деятельности уполномоченного по правам ребенка. Этим занимается полиция, прокуратура и прочие правоохранительные органы. Целью же детских омбудсменов в регионах является обеспечение сохранности интересов детей.

    Задачи региональных омбудсменов

    Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:

    • анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
    • работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
    • содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
    • подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
    • обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.

    Деятельность субъектных омбудсменов значительно отличается от работы правоохранительных инстанций. Так, прокуратура должна осуществлять контроль за надлежащим исполнением закона, а также согласовывать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный же по правам детей не ищет проблему, а занимается непосредственно ее решением. Он выявляет эффективные методы борьбы с несправедливостью, придает те или иные случаи огласке, консультируется с центральным комитетом или международными инстанциями. Таким образом, существует невероятно много направлений деятельности уполномоченного по правам ребенка.

    Обращение к детскому омбудсмену

    Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.

    Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область - это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.

    Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.

    Анна Кузнецова

    Разобрав основную информацию по деятельности уполномоченного по правам ребенка, нужно обратить внимание на действующего детского омбудсмена. Это Анна Юрьевна Кузнецова, российский общественный деятель и правозащитник. Свою должность она получила в сентябре 2016 года, заменив Павла Астахова.

    По профессии Кузнецова психолог. С 2008 года она связана с общественными организациями "Благовест", "Покров" и "Жизнь - священный дар". На должность детского омбудсмена Кузнецова заступила не так давно, а потому ничем особенным пока не отличилась. Известно лишь, что Анна Юрьевна трепетно относится к православной церкви, резко осуждает аборты и критикует систему ювенальной юстиции.

    Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности

    Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности детского омбудсмена после общественного резонанса. Астахов позволил себе неосторожное высказывание в адрес детей, выживших в катастрофе 2016 года. Его слова подвергли критике, после чего Павел Алексеевич вынужден был подать в отставку. Но какими должны быть условия для внешнего увольнения детского омбудсмена? Все нормы прописаны в президентском указе:

    • неисполнение или неверное исполнение своих обязанностей;
    • признание лица недееспособным;
    • утрата российского гражданства или получение иностранного гражданства;
    • утрата способности выполнять свои должностные обязательства;
    • совершение аморального поступка;
    • исчезновение или смерть детского омбудсмена.

    Таким образом, причин для снятия уполномоченного с должности предостаточно.

    Критика должности

    Должность уполномоченного по правам детей не прописана ни в одном законе. Это и есть основной ее недостаток. Одного лишь президентского указа недостаточно, чтобы организовать обширную и эффективную сеть органов, занимающихся правами детей.

    Совсем все сложно с региональными омбудсменами. Они нередко подвергаются критике за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление прав несовершеннолетних. Например, дети могут ограничиваться в социальных, экономических или даже политических свободах. Известно, что ребенок имеет право на собственное мнение и участие в мирных собраниях. Сегодня власти полностью ограждают детей от политики, что, возможно, не совсем верно. Наконец, сама система защиты и поддержки детских прав выстроена не самым верным способом. Многими специалистами она признается крайне неэффективной и даже бесполезной.

    Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

    Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

    · запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    · беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

    · проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

    · направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

    · привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

    Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

    Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

    Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

    Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

    Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

    Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

    Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

    Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

    Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ - это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

    Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

    Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

    Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

    В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

    В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

    Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

    Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009..

    Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

    С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

    При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.