Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Необходимость разделения рабочего дня на части. Разделение рабочего времени на части Разделение дня

    Необходимость разделения рабочего дня на части. Разделение рабочего времени на части Разделение дня

    Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Если разделение все-таки возможно, то необходимо ли в данном случае руководствоваться приказом № 299?

    Ответ

    Да, разделение возможно. Руководствоваться надо ст. 105 ТК РФ.

    Статьей 105 ТК РФ установлено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

    При этом надо соблюдать следующие правила:

    Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы;

    Для разделения рабочего дня на части надо принять специальный локальный нормативный акт с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

    Трудовое законодательство не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день.

    Подробно об этом см. материалы в обосновании.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

    Статья: «Порционная» работа, или Делим рабочий день на части

    «Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени* (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ) .

    Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

    Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.

    Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.

    В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА) , принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

    Основания для разделения рабочего дня на части

    Выполнение работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
    осуществление работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)*

    Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.

    К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.

    При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.

    Неоплачиваемые перерывы

    Обратите внимание

    Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ) . Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.

    Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

    Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.

    При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ) . Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011 № 33–8/2011) .

    ПРИМЕР

    Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе») .

    Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8) .

    Неустановление доплаты или установление ее в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными актами На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что законом не определен ее размер для всех категорий работников.
    Работодатель не вправе установить и меньший размер доплаты, чем предусмотрен отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.

    Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания

    Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012) .

    Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ) .

    Процедура оформления

    Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.

    ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА

    Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2) .

    В таком документе нужно указать следующую информацию:

     количество частей рабочего дня;

     продолжительность, время начала и окончания каждой части;

     количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;

     продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;

     дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;

     период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);

     размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;

     иные условия (при необходимости).

    ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)

    Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ) . Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.

    Шаг 1. Направляем ЛНА в профком

    Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1) . В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.

    Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.

    Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома

    Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.

    Обратите внимание

    Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.

    Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома

    Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.

    Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.

    Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:

    1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.

    2. Провести дополнительные консультации.

    3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
    (или) достигнутые договоренности по ЛНА;
    (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

    После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.

    ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА

    ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2) , должен быть утвержден руководителем организации путем:

     проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;

     или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).

    ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА

    Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.

    ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам

    Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) .

    В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ) .

    В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

    В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3) .

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) .

    Приложение 2. Пример оформления Положения о режимах рабочего времени (фрагмент)

    Приложение 3. Пример оформления трудового договора с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент)

    Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

    Комментарий к Статье 105 ТК РФ

    Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

    Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

    Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

    За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

    Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

    2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

    3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

    © Новая редакция Трудового Кодекса Российской Федерации c Комментариями к статьям. Последние изменения, новости и поправки в ТК России на 2017 год.

    В трудовых договорах, заключенных с работниками, замещающими должности гидрометнаблюдателей, имеется формулировка «особый режим рабочего времени». Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней в трудовых договорах не указаны. Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или соглашениями режим рабочего времени этим работникам также не установлен. По факту эти работники привлекаются к работе 7 дней в неделю в разное время в течение суток (несколько раз в течение 24 часов). В настоящее время руководство головной организации настаивает на внесении изменений в трудовые договоры, заключенные с этими работниками, в части изменения режима их рабочего времени с особого на разрывной. Возможно ли установление такого режима рабочего времени, как разрывной?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

    Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

    Такой режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

    Как следует из этой нормы, по сути, режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях.

    Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности гидрометнаблюдателей, подобных нормативных актов федерального уровня нет.

    Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени гидрометнаблюдателям, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012).

    При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

    В этой связи отметим, что согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это означает, что другие нормативные правовые акты или трудовой договор не могут увеличить нормальную продолжительность рабочего времени по сравнению с указанной. Названное правило распространяется на всех работодателей независимо от рода их деятельности, характера работы и организационно-правовой формы. Для некоторых категорий работников Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, которая меньше 40 часов в неделю, — сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ). А для некоторых категорий работников ст. 94 ТК РФ определена также и продолжительность ежедневной работы (смены). Отметим, что для работников, имеющих особый характер работы, как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени может определяться специальными нормативными правовыми актами, регулирующими особенности их труда (часть вторая ст. 100 ТК РФ).

    Следовательно, указания в трудовых договорах работников, о которых идет речь в вопросе, информации о режиме работы — «особый режим рабочего времени» недостаточно.

    Работодателю в любом случае необходимо установить правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Если режим рабочего времени этих работников отличается от общих правил, установленных в Вашей организации, то они должны быть предусмотрены трудовыми договорами.

    А если у работодателя есть необходимость в разделении рабочего дня на части, то следует определить также количество и продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Достигнутые работником и работодателем договоренности о разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

    Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует обязательно закрепить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

    Также обращаем Ваше внимание, что при установлении режима рабочего времени необходимо учитывать, что в настоящее время продолжает применяться п. 11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее — Постановление) (часть первая ст. 423 ТК РФ, п. 11 Перечня решений Правительства СССР, утративших силу в связи с введением в действие Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1977 N 618). Согласно указанному пункту Постановления продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Эта норма Трудовому кодексу РФ не противоречит.

    К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) Смотрите, например, статью Е. Орловой «Разделение рабочего дня на части» (журнал «Налоговый вестник», N 10, октябрь 2015 г.).

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Голосование:

    Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

    Россия, Хабаровский край

    Комментарий к статье 105 трудового кодекса

    1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

    Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на 2 части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

    2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

    Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (ст. 144 ТК).

    3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на 2 части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены, не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между 2 частями смены в рабочее время не включается.

    Положением о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи, утв. Постановлением Минтруда России от 17 ноября 1997 г. N 58, предусмотрено, что работникам, непосредственно связанным с обслуживанием населения, может устанавливаться, с их согласия, несколько перерывов в работе общей продолжительностью более 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. Во время этих перерывов работник может отлучаться с места выполнения работы по своему усмотрению. Приказом от 19 февраля 1998 г. Госкомсвязи России N 25 и ЦК профсоюза работников связи РФ N 4-133 утвержден Перечень профессий и должностей работников, непосредственно связанных с обслуживанием населения, для которых руководители организаций связи могут устанавливать, с их согласия, разделенный на части (с перерывом в работе свыше 2 часов) рабочий день с соответствующей доплатой. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день.

    Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

    Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

    Статья 105. Разделение рабочего дня на части

    Комментарий к статье 105 Трудового кодекса РФ

    1. Комментируемая статья предусматривает возможность разделения рабочего дня на части. Подобное разделение возможно на тех работах, где интенсивность работы в течение рабочего дня (смены) неодинакова, а также на работах с особым характером труда. Условием подобного разделения является соблюдение общей продолжительности рабочего дня: в сумме части не должны превышать установленную нормальную продолжительность рабочего времени.

    Так, работники жилищно-коммунального хозяйства (например, дворники осуществляют работу ранним утром и вечером), работники общественного транспорта неодинаково загружены в течение дня и т.п.

    Трудовой кодекс РФ не определяет, на сколько частей может быть разделен рабочий день и какой он должен быть продолжительности. На практике, чаще всего рабочий день делится на две части, с перерывом между ними более двух часов. Однако частей рабочего дня может быть и больше. В указанный перерыв засчитывается и перерыв для отдыха и питания.

    2. Разделение рабочего дня на части вводится локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Локальный нормативный акт должен предусматривать круг работников, которым устанавливается разделение рабочего дня на части, количество указанных частей, время начала и окончания каждой части рабочего времени.

    Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

    Такие доплаты предусмотрены, в частности, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденным Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.), предусматривающим, что доплата за работу по графику с разделением смены на части устанавливается в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. «ж» п. 2.8.2).

    Аналогичные нормы установлены п. 2.9.2.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.10.2008 (Соглашение продлено до 1 января 2015 г.) и пп. «ж» п. 2.8.2 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 - 2010 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.).

    При этом установление подобной доплаты по соглашению сторон социального партнерства может быть обусловлено не только режимом работы, но и категорией работников. Согласно п. 3.23 Отраслевого соглашения по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 - 2014 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 28.02.2012, женщинам, работающим в подразделениях гидрометеорологической службы, находящихся в сельской местности, где продолжительность рабочего дня разделена на части с перерывом более двух часов, устанавливается повышенная на 30% оплата труда в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».

    В том случае, когда доплата установлена на уровне социального партнерства, работодатели, присоединившиеся к Соглашению, обязаны выплачивать доплату в соответствии с условиями соответствующего Соглашения.

    Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

    В соответствии с п. 3.3 данного Положения в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, которые предусматриваются коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

    Согласно п. 3.16 Отраслевого соглашения, заключенного между комитетом образования администрации «Рославльский район» Смоленской области и Рославльской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2011 - 2013 гг., производится оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы, если перерыв между уроками составляет более двух часов в сельских образовательных учреждениях и интернатных учреждениях за счет бюджетных средств, в городских образовательных учреждениях за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных средств.

    Суд пришел к выводу о том, что работа истцов носит разрывной характер, в связи с чем подлежит взысканию задолженность по оплате заработной платы за разрывной характер работы.

    См.: Апелляционное определение Смоленского областного суда от 11.06.2013 N 33-2514/2013.

    3. Для отдельных категорий работников разделение рабочего дня на части предусмотрено нормативными актами.

    Например, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127, устанавливает, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более шести часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. 8 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

    Согласно п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания. Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

    Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.

    Так, суд указал, что на основании приказа директора работа кондукторов с 9 апреля 2011 г. организована по весенне-летнему расписанию. Все кондукторы, в том числе истицы, ознакомлены с приказом, что подтверждается их подписями. В соответствии с весенне-летним расписанием в движении трамваев на маршруте работы истиц в выходные дни в течение смены организованы два перерыва продолжительностью менее двух часов.

    Поскольку положением об оплате труда кондукторов предусмотрена доплата за работу с разделением рабочего дня на части, если перерыв между ними составлял не менее двух часов, вывод суда о законности действий работодателя, прекратившего выплату указанной доплаты в те дни, когда перерыв составлял менее двух часов, является обоснованным, так как указанная доплата имеет компенсационный характер. В те смены, когда перерывы в работе истиц превышали два часа, доплата производилась, что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетными листками.

    См.: Определение Липецкого областного суда от 01.02.2012 N 33-275/2012.

    Суд отметил, что п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусматривает возможность разделения на части рабочего дня с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

    Факт установления на маршруте Сыктывкар - Ухта перерыва между двумя частями рабочего дня через пять часов 15 минут и определение продолжительности такого перерыва в размере пяти часов 50 минут подтверждаются расписанием движения автобусов и обществом не оспариваются. Следовательно, нарушение п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей имеет место. На основании изложенного апелляционный суд считает доказанным нарушение ООО «С» требований законодательства и вину общества в их нарушении. Данные действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

    См.: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 N А29-8715/2009.

    Post navigation

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Новое на сайте

    • СТРАНЫ БРИКС В ГЛОБАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ИХ УЧАСТИЯ В ВТО 07.11.2017
    • О страховых взносах с выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки работников госучреждений г. Санкт-Петербурга 07.11.2017
    • ОБЪЕКТЫ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ 05.11.2017
    • Страны с самыми высокими показателями вегетарианства 04.11.2017
    • Страны с самым большим количеством аэропортов в мире 03.11.2017
    • 10 крупнейших аэропортов мира 03.11.2017

    Рубрики сайта narodirossii.ru

    Вопрос — ответ

    Здравствуйте. Работаю в школе системным администратором. 5 дневная рабочая неделя.Рабочий день 7 часов. Директор хочет сделать разрывной рабочий день: с 8 до 13 и с 16 до 18.Правильно это или нет?

    Светлана Бубнова (Заказать консультацию)

    Здравствуйте! Закону разделение рабочего времени не противоречит, но есть определенные нюансы.

    Согласно статьи 105 ТК РФ:

    На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    То есть, разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.

    Ознакомтесь со следующей статьей пожалуйста:

    Трудовое законодательство не предусматривает такие виды режима рабочего времени, как особый или разрывной.

    На практике под разрывным режимом рабочего времени подразумевают разделение рабочего дня на части.

    Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, по сути, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

    Согласно части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, помимо продолжительности рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), включает в себя продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

    Трудовое законодательство не предусматривает такой вид режима рабочего времени, как разрывной, равно как и не выделяет в отдельный вид режима рабочего времени особый режим. Соответственно, понятия и особенности таких режимов рабочего времени законодательство не содержит.

    Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)). Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

    6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

    7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

    Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

    8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

    На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

    Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

    Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и настоящего Положения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

    12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

    В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

    Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7 , , и настоящего Положения.

    Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

    Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

    Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13.1 Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

    Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

    При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

    Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

    Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

    При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

    14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

    Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

    а) время управления автомобилем;

    б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

    в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

    Г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

    е) время простоев не по вине водителя;

    ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

    з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

    и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

    17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания

    Разделение рабочего дня на части способствует рациональному использованию рабочего времени сотрудников. При разделении рабочего дня на части рабочий день как бы разрывается на части, между которыми образуется значительный перерыв. В каких случаях работодатель может разделить рабочий день на части?

    Рабочий день может быть разделен на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (статья 105 Трудового кодекса РФ).

    Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день. На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности. Все зависит от интенсивности работы в тот или иной промежуток времени. Однако работодатель вправе установить и большее количество перерывов. Главное требование при его введении – общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать установленной законодательством длительности. Напомним, что максимальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Перерывы в рабочее время не включаются и не оплачиваются, время перерывов работник использует по своему усмотрению

    Если работодатель планирует ввести данный режим рабочего времени, ему необходимо учитывать, что не на всех работах допускается разделение рабочего дня части. Он возможен лишь в тех организациях, где сама специфика труда допускает либо делает необходимым такое разделение. Как правило, разделение рабочего дня на части осуществляется в сфере транспорта, в организациях обслуживающих население, на предприятиях общественного питания, торговли, в организациях жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, животноводства и т.д.

    Для того чтобы установить в организации разделение рабочего дня на части, работодателю следует определить данный режим работы в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Этот локальный нормативный акт в обязательном порядке согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации. По желанию работодателя допускается разделение рабочего дня на части как для всех работников организации, так и для работников отдельных структурных подразделений.

    В локальном нормативном акте работодателю необходимо определить следующие детали: должности работников, для которых рабочий день разделяется на части; количество частей, на которые делится рабочий день, и их продолжительность; время начала и окончания соответствующей части рабочего дня; продолжительность перерыва между рабочими частями; срок, на который вводится разделение рабочего дня на части (если такой режим устанавливается на определенный срок) и др.

    Так как раздробленный рабочий день неудобен работникам, многие работодатели идут на небольшую хитрость – вводят в организации некоторые стимулирующие льготы. Например, можно в локальном нормативном акте за работу в таком режиме, установить доплаты компенсационного характера.

    Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Так, приказом Минсвязи России от 08 сентября 2003 года №112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса России от 18 октября 2005 года №127, определено, что водителям рабочий день (смена) может быть разделен на две части.

    Комментарий к статье 105

    1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

    Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

    2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

    3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

    Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

    Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.