Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Нормы права содержащие в конституции. Нормы конституции

    Нормы права содержащие в конституции. Нормы конституции

    Лекция 2. Конституционно-правовые нормы и правоотношения

    Контрольные вопросы и задания

    1. Какие общественные отношения регулирует отрасль конституционного права?

    2. Покажите на примерах соотношения конституционного права с другими отраслями права его ведущую роль в системе права России.

    3. Аргументируйте положение, что конституционное право является отраслью публичного права.

    4. В чем состоят особенности структуры норм Конституции Российской Федерации?

    5. Назовите особенности и виды конституционных санкций. Используя текст Конституции, приведите четыре примера конституционных санкций различных видов.

    6. Почему в конституционном праве по сравнению с другими отраслями права достаточно много общерегулятивных норм? Найдите соответствующие нормы в Конституции и определите их вид.

    7. Осуществите анализ нормы Конституции: вид нормы по различным основаниям; структура нормы (гипотеза, диспозиция, санкция)

    8. Используя текст Конституции, приведите по одному примеру норм следующих видов: управомочивающая, обязывающая, запрещающая, императивная, диспозитивная, норма-дефиниция, норма-принцип, процессуальная; материальная.

    9. Используя текст Конституции, приведите по три примера общерегулятивных и конкретнорегулятивных норм. Покажите, в чем заключается различие между ними?

    10. Приведите примеры норм Конституции, в которых ответственность за их нарушение не является конституционно-правовой; дополняется иными видами юридической ответственности.

    11. Назовите индивидуальные и коллективные, государственные и негосударственные субъекты конституционно-правовых отношений. Приведите примеры соответствующих видов субъектов конституционно-правовых отношений, используя нормы Конституции.

    12. Назовите ограничения в правоспособности в конституционном праве.

    13. Осуществите анализ конституционно-правовых отношений, возникающих на основе определенной нормы Конституции: определите вид конституционно-правовых отношений по всем основаниям; определите субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

    14. Используя текст Конституции, приведите по одному примеру конституционно-правовых отношений следующих видов: конкретные и общие, относительные и абсолютные, активные и пассивные, правоустановительные и правоохранительные.

    15. Назовите институты конституционного права. В каком соотношении находятся конституционные нормы, институты и подотрасли конституционного права?

    16. Дайте определение системы конституционного права и назовите ее структурные элементы. Как соотносятся понятия «правовая система», «система права», «система Конституции»?

    17. Сравните предмет, источник, систему, методы науки конституционного права с предметом, источниками, системой и методами отрасли конституционного права.

    Конституционно-правовые нормы – этоэлемент конституционного права, выраженный в виде отдельного общеобязательного и фор­мально определенного правила поведения, обеспеченного возможно­стью государственного принуждения в случае его невыполнения, и направленный на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими нормам права:

    1) общеобязательность – нормы конституционного права определяют правила поведения для всех субъектов общественной жизни, оказавшихся в предусмотренной нор­мой типичной ситуации, устанавливая ответственность за нарушение предусмотренного ими правила;

    2) формальная определенность – нормы конституционного права создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства, и внешне выражаются в официальных источ­никах права – специальных письменных документах;

    3) системность – охватывая регулированием лишь отдельные стороны общественного отношения, нормы конституционного права, объединяясь в систему с четко определен­ной структурой, способны регулировать целые комплек­сы общественных отношений;

    4) государственная гарантированность – нормами конституционного права являются только такие правила поведения, которые признаны государственной властью, т.е. санкционированы или установлены ее законодательными, исполнительными или судебными органами.

    Специфика конституционно-правовых норм предопределяется рядом признаков, которые характеризуют их особую юридическую природу:

    1) предметом регулирования конституционно-правовых норм является особый круг общественных отношений, определяющихосновы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления;

    2) конституционно-правовые нормы содержатся в специфичных источниках права, и в первую очередь, в Основном законе государства – Конституции;

    3) предписания конституционно-правовых норм носят учредительный характер, т.е. конституционно-правовые нормы прежде всего закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты (в первую очередь, процесс правотворчества). Регулирование общественных отношений, т.е. определение прав и обязанностей субъектов права, носит для них вторичный характер.

    4) конституционно-правовые нормы отличаются широким многообразием своих видов. Большое значение среди них имеют декларативные нормы (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»). Эта норма не несет в себе функций регулятора общественных отношений, но при этом очень важна как императивная установка для деятельности всего государственного механизма. Государство должно служить ориентиру высшей ценности прав и свобод человека и являться средством достижения этой цели.

    Классификация конституционно-правовых норм:

    1) По содержанию конституционно-правовых норм можно выделить нормы, закрепляющие основы конституционного строя (глава 1 Конституции РФ); нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ); нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации (глава 3 Конституции РФ); нормы, устанавливающие основы организации государственной власти (главы 4-7 Конституции РФ); нормы, закрепляющие систему местного самоуправления (глава 8 Конституции РФ) и т.д.

    2) В зависимости от способа воздействия на общественные отношения: регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их субъектов) и охранительные нормы (закрепляют способы защиты субъективных прав, меры юридической ответственности). Например, ч.1 ст. 36 Конституции РФ: «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» - регулятивная норма; ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» - охранительная норма;



    3) В зависимости от характера сформулированного в норме правила поведения они могут быть управомочивающими (закрепляют право субъекта на совершение определенных действий по его усмотрению), обязывающими (устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия) и запрещающими (содержат запрет на совершение определенных действий) . Например, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» - управомочивающая норма; ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» - обязывающая норма; ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» - запрещающая.

    4) В зависимости от роли в регулировании общественных отношений конституционно-правовые нормы могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными (не содержат элементов классической структуры нормы). Нетипичные нормы – нормы-принципы (закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности), нормы-дефиниции (содержат определения конкретных юридических понятий), коллизионные (принимаются с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами) и оперативные нормы , нормы-инструментарии (определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию), коллизионные нормы (устанавливают правила применения тех или иных норм к конкретному правоотношению из всей совокупности возможных) и др. Например, ст. 121 Конституции РФ: «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» - норма-принцип; ст. 94 Конституции РФ: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации» - норма-дефиниция; ч. 1 Раздела II Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования» - норма-инструментарий; ч.5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» - коллизионная норма;

    5) По методу правового регулирования конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные (носящие сугубо властный, категоричный безальтернативный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон) и диспозитивные (которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим определиться по вопросам процесса реализации правоотношения). Например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам» - императивная норма; ч. 3 ст. 67 Конституции РФ: «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия» - диспозитивная норма.

    6) В зависимости от роли в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы могут быть материальными (нормы-регуляторы, определяют содержание прав и обязанностей участников общественных отношений) и процессуальными или процедурными (устанавливают порядок, в соответствии с которым могут быть реализованы предписания материальных норм) . Например, ст. 113 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу» - материальная норма; ч. 2 ст. 99 Конституции РФ: «Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания» - процессуальная норма.

    Вопросы:

    Конституционно-правовые отношения: понятие, специфика, структура, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений: социальные индивиды, государственные и негосударственные образования. Индивидуальные и коллективные субъекты. Объекты конституционно-правовых отношений: понятие, виды, особенности. Юридическое содержание конституционно-правовых отношений: субъективные права и юридические обязанности. Предпосылки возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений: конституционно-правовые нормы, правосубъектность, юридические факты. Правомерные и неправомерные действия. Конституционные деликты. Правоспособность в конституционном праве: отраслевая и специальная. Ограничения в дееспособности граждан и организаций. Основания классификации и виды конституционно-правовых отношений: по специфике соответствующих конституционно-правовых норм (общие и конкретные); по особенностям регулятивной функции, выполняемой конституционно-правовыми нормами (правоустановительные, правоохранительные); по способу индивидуализации объектов (относительные и абсолютные); по характеру обязанности (активные и пассивные); по делению конституционно-правовых норм (материальные и процессуальные); по специфике субъектов и объектов конституционно-правовых отношений; по продолжительности действия. Правовые состояния .

    Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание, основания, субъекты. Санкция как форма выражения конституционно-правовой ответственности. Обеспечение дополнения конституционно-правовой ответственности иными видами юридической ответственности: уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой. Особенности и виды конституционно-правовой ответственности. Субъекты конституционно-правовой ответственности: индивидуальные и коллективные, государственные и негосударственные. Субъекты непосредственного применения мер конституционно-правовой ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности: совершение конституционно-правового деликта; наступление конституционно-правовой ответственности при формальном отсутствии правонарушения.

    Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права социальные связи между субъектами права, которые находят свое выражение в форме субъективных прав и юридических обязанностей и обеспечиваются принудительной силой государства. Отличительные черты конституционно-правовых отношений выражаются:

    1) в специфике их содержания, т.к. формируются в особой области общественных отношений, определяющих организационное и функциональное единство общества;

    2) в специфике их субъектного состава, поскольку определенные категории субъектов могут быть участниками только конституционно-правовых отношений (например, народ);

    3) в специфике объекта конституционно-правовых отношений, в который входят многообразные предметы матери­ального мира, личные неимущественные блага, которые обеспечивают гармоничную жизнедеятельность людей в рамках единого государства;

    4) в многообразии видов конституционно-правовых отношений, значительный вес в которых составляют отношения общерегулятивного характера.

    Все конституционно-правовые отношения делятся на две большие группы:

    1 - отношения, связанные с установлением основ конституционного строя и правового статуса человека и гражданина (для них характерно общее регулирование, более детальное регулирование осуществляется специальными нормами права других отраслей – гражданского, трудового, жилищного, уголовного, административного и т.д.)

    2 - властеотношения, т.е. отношения, складывающееся на основе института гражданства, а также в процессе формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления (полностью регулируются конституционным правом).

    Конституционно-правовое отношение структурно представляет собой системную связь ряда элементов: субъекты, объект и юридическое содержание.

    Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны и именно они в первую очередь определяют специфику этих отношений. Главным субъектом конституционных правоотношений является человек , как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально как физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства), но и через свои добровольно созданные общественные объединения .

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.)). Виды общественных объединений:

    1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

    2) общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

    3) общественный фонд – разновидность некоммерческого фонда, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели

    4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

    5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

    6) политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013г.)).

    Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

    а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

    б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

    в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

    Основными целями политической партии являются:

    Формирование общественного мнения;

    Политическое образование и воспитание граждан;

    Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

    Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

    Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

    Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений выступает народ. Это происходит в случае проведения всенародного голосования по наиболее важным вопросам общегосударственного значения или принятия Основного закона государства. Например, в преамбуле Конституции РФ указывается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...принимаем Конституцию Российской Федерации».

    Отдельным субъектом конституционно-правовых отношений выступает также государство (Российская Федерация) и отдельные государственно-территориальные образования (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования). Эти субъекты выступают сами по себе (не через систему государственных органов или органов местного самоуправления, как например, в гражданских правоотношениях) в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.

    Государственные органы составляют отдельную категорию субъектов конституционно-правовых отношений. Они подразделяются на федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации. Конституционная правосубъектность государственных органов предопределяется их компетенцией, т.е. совокупностью предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

    Органы местного самоуправления как субъекты конституционно-правовых отношений также характеризуются собственной компетенцией, организационно выделены из системы органов государственной власти и призваны способствовать населению в решении вопросов местного значения.

    Обоснованной представляется точка зрения о выделении в качестве самостоятельных субъектов конституционно-правовых отношений членов коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления (депутатов представительных органов государственной власти, членов избирательных комиссий и др.), поскольку ряд норм конституционного права наделяет их рядом субъективных прав и юридических обязанностей. Например, право законодательной инициативы принадлежит в т.ч. депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации (ст. 104 Конституции РФ).

    Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные неимущественные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

    Содержание конституционно-правовых отношений делится на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей его участников, определенных нормами конституционного права. Под фактическим содержанием понимается фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных им субъективных прав и юридических обязанностей (т.е. реализация конституционно-правовых норм).

    Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения – это вид и мера дозволенного, возможного поведения лица, наделенного этим правом. Юридическая обязанность – это вид и мера необходимого поведения другой стороны конституционно-правового отношения. Выделяются:

    Общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы),

    Обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, но не любого, а соответствующего определенным признакам – мужской пол, возраст от 18 до 27 лет, отсутствие медицинских противопоказаний и т.д.),

    Конкретные обязанности, которые могут принадлежать только строго определенному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ незамедлительно сообщить Совету Федерации и Государственной Думе о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения).

    Конституционно-правовая санкция это установленная нормами конституционного права мера государственного воздействия, которая изменяется в отношении субъекта конституционного права, совершившего деяние, не соответствующее диспозиции конституционно-правой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния

    Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей.

    Во-первых, они носят четко выраженный политический характер и I по основаниям применения, и по кругу субъектов.

    Во-вторых, они применяются широким кругом уполномоченных I субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами) вне зависимости от отношений подчиненности или подотчетности.

    В-третьих, их применение, как правило, не влечет судимости или иного состояния наказанности. Однако есть исключения. Например, гражданин России, замещавший должность Президента РФ и досрочной прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с этим (ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    И, наконец, они носят, как правило, абсолютно определенный характер, т. е. не предусматриваются альтернативные конституционно-правовые санкции. При наступлении оснований конституционно-правовой ответственности, например, при совершении Президентом РФ государственной измены, может последовать только одна конституционно-правовая санкция отрешение от должности (ст. 93 Конституции РФ).

    Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий ~ конституционно-правовая санкция, имеющая следующие разновидности:

    Роспуск. Данная мера может применяться к представительным органам на всех уровнях. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9) предусматривается роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ или Президента РФ о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Федерации;

    Расформирование. Например, избирательная комиссия может быть расформирована судом в случае нарушения ею избирательных прав граждан (ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации»);

    Отмена регистрации, ликвидация, запрещение деятельности. Эту разновидность конституционно-правовых санкций предусматривает ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 14), согласно которому религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда, в частности, в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов. К данному виду конституционно-правовых санкций могут быть отнесены и такие, как отзыв, лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности и др.

    Ограничение, лишение субъективного конституционного права вид конституционно-правовых санкций, примером которого в России может служить лишение иностранных граждан права на политическое убежище в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

    Отказ один из видов конституционно-правовых санкций. В качестве примера можно привести отказ:

    В предоставлении гражданства (ст. 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации);

    В регистрации (так, в ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указаны основания отказа в государственной регистрации религиозной организации);

    В назначении референдума, в регистрации инициативной группы по проведению референдума (ст. 13 и 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

    В выдаче разрешения на временное проживание, в выдаче вида на жительство иностранному гражданину (основанием, в частности, служит то, что иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации).

    Оценочные санкции вид конституционно-правовых санкций, которые предполагают:

    Выражение недоверия (порицания), признание деятельности неудовлетворительной. Так, согласно Конституции РФ (ст. 117) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Однако в Конституции РФ, федеральном законодательстве не предусматривают оснований для выражения Государственной Думой недоверия Правительству;

    Признание неконституционным, незаконным (ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);

    Предупреждение. Например, в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» общественному или религиозному объединению либо иной организации может быть объявлено предостережение и вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст. 6 и 7).

    Также выделяют иные виды санкций, среди которых можно выделить:

    Отмена (признание недействительным) юридически значимого результата. Так, согласно ст. 73, 75 ФЗ «Об основных гарантиях! избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации « суд может отменить решение, принятое на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, а также решение соответствуют щей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

    Отмена (приостановление) правовых актов. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены главой государства.

    Принуждение к исполнению конституционных обязанностей. К этому виду, например, относят Федеральное вмешательство и приостановление деятельности. Например, в России приостановление деятельности политической партии применяется Верховным Судом (ст. 39 ФЗ «О политических партиях»).

    Конституционно-правовые санкции процедурного характера. Например, в отношении депутатов может применяться такая процедурная мера ответственности, как лишение слова (права выступления) на определенный срок (ст. 45 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ).

    Конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер. В качестве примера можно привести меру, установленную ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 4 ст. 26.9), изъятие субвенций.

    Приведенный список видов конституционно-правовых санкций не является исчерпывающим, он может дополняться или сокращаться вместе с изменениями конституционного законодательства.

    О.Е.Кутафин применительно к конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации проводит классификацию санкций по многим основаниям:

    1. в зависимости от применяющих их органов имеются санкции органов исполнительной власти федерации и санкции, налагаемые совместно несколькими федеральными органами.

    2. разграничение основывается по правовому результату: меры, по которым акты органов власти утрачивают юридическую силу; меры, лишающие должностное лицо или орган властных полномочий; меры, преобразующие правовой статус субъектов права; меры по использованию прямого принуждения.

    3. меры ответственности делятся на окончательные и временные, в зависимости от длительности воздействия.

    4. они классифицируются по степени использования государственного принуждения: меры, основанные на средствах косвенного, опосредованного правовой процедурой принуждения; меры фактического, прямого принуждения.

    5. меры ответственности систематизируются и с использованием функционального критерия на карательные, восстановительные и меры пресечения Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юрист, 2007. - С.106.

    В.О.Лучин меры конституционно-правовой ответственности, заключающиеся в досрочном прекращении полномочий выборных лиц публичной власти, разделяет на:

    · прекращение полномочий выборных лиц по воле тех, кто наделил их соответствующими полномочиями;

    · прекращение полномочий выборных лиц ввиду несоблюдения ими установленных законом ограничений, составляющих элемент их статуса;

    · прекращение полномочий выборных лиц по воле иных субъектов публичной власти - в форме отрешения их от должности или роспуска выборного коллегиального органа власти Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С.115.

    Понятие и предмет конституционного (государственного) права РФ.

    Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

    Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

    2. Отрасль.

    3. Учебная дисциплина.

    Наука Конституционного права – это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений.

    Конституционное право как отрасль – это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права.

    Конституционное право как учебная дисциплина – это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

    Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

    Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

    1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

    2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:



    3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

    4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

    Методы регулирования. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

    Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

    Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

    В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом кодексе).

    Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

    1. формально-юридического анализа

    2. сравнительно-правовой

    3. системный

    4. правового моделирования

    5. статистический

    6. конкретно-социологический

    7. диалектический

    Вывод: конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

    Нормы конституционного права: понятие, виды, особенности.

    Конституционно-правовая норма – установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

    Классификация конституционно-правовых норм . Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

    I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

    а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

    б) закрепляющие статус человека и гражданина;

    в) федеративное устройство России;

    г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

    II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

    III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

    а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

    б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

    в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

    IV. По территории действия:

    а) федеральные конституционно-правовые нормы;

    б) правовые нормы субъектов РФ.

    V. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

    а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

    б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

    VI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

    а) материальные;

    б) процессуальные (процедурные).

    VII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

    а) общие - неопределенный круг лиц;

    б) специальные - определенный круг лиц.

    Особенности конституционно-правовых норм . Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт:

    1. В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация... есть демократическое..., правовое государство...»), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

    2. Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всенародное голосование...» (ч. 3 ст. 135) и др.

    3. Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

    4. Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

    Как и других отраслей права, является норма.

    Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах (конституциях, законах и т. д.) и регулирующие отношения, относящиеся к объекту конституционного права.

    Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика.

    Понятие и структура конституционно-правовых норм

    Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой , образующими в единстве ее структуру, являются , и . Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С. Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.

    Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

    • значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, т. е. в первичных учредительных актах;
    • они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;
    • они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, средства массовой информации, т. е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие;
    • они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

    Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление).

    В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

    Особенности конституционно-правовых норм

    Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

    • содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
    • источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ — акте, обладающем высшей юридической силой;
    • своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;
    • учредительным характером содержащихся в них предписаний;
    • специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);
    • особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

    Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.д.

    Классификация конституционно-правовых норм

    Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой — имеют свои особенности. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм по самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т. д. Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования; содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы. Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно, на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16).

    Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы.Материальные нормы регламентируют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы — формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35-летнего возраста и др.), а процессуальными — нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.

    Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные. Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы — императивные), альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов, но не дают абсолютной свободы выбора (например, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов.

    Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нормы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах.

    По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия.

    Возможны и иные классификации конституционных норм.

    Формы реализации конституционных норм

    Управомочивающие, обязывающие и запрещающие конституционные нормы имеют три формы реализации: использование, исполнение и соблюдение .

    Конституционные нормы, закрепляющие основные права и свободы индивидов, иных субъектов конституционных правоотношений реализуются в форме использования опосредуемых ими материальных интеллектуальных и иных благ. Злоупотребление конституционными правами и свободами является конституционным нарушением.

    Формой реализации конституционных норм, закрепляющих обязанности субъектов конституционных правоотношений, служит их исполнение путем активных действий. Неисполнение конституционных обязанностей является конституционным нарушением.

    Конституционные нормы, устанавливающие запреты, реализуются в форме соблюдения путем воздержания от определенных действий субъектами конституционных правоотношений.

    Следует учитывать, что конкретная конституционная норма может быть реализована в той или иной форме при условии необходимых действий других участников соответствующих конституционных правоотношений. Так, использование конституционного права лицом зависит не только от желания самого лица, но и от обязанных субъектов конституционного правоотношения применительно к данному лицу. Использование конституционной свободы лицом зависит от соблюдения и соответствующих запретов, направленных на обеспечение этой свободы. Исполнение конституционной обязанности зачастую требует дополнительных организационных действий других участников конституционного правоотношения.

    В связи с этим следует выделить еще одну форму реализации конституционных норм, а именно их применение.

    Значительное число конституционных норм, несмотря на то, что имеются все фактические основания для их реализации, не может быть осуществлено без вынесения компетентными органами или должностными лицами соответствующих актов применения.

    Применение конституционных норм есть особая организационно-правовая форма, способ их реализации, который не связывается с осуществлением какого-либо одного вида конституционных норм — обязывающих, запрещающих или управомочивающих, а следовательно, и не совпадает ни с одной из основных форм реализации конституционных норм — исполнением обязанностей, соблюдением запретов или использованием права.

    По отношению к применяющему компетентному органу или должностному лицу, применение конституционных норм есть, конечно, их исполнение, соблюдение и использование. Но применение не исчерпывается этим. Оно имеет специфическое содержание, так как в конечном счете направлено на других субъектов, которые используют права (свободы) или полномочия (или исполняют обязанности).

    По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права , которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т. е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов данных отношений для использования прав (свобод) и полномочий и выполнения обязанностей.

    Применение — фактор организации осуществления конституционных норм, претворения в жизнь требований диспозиции или санкции конституционной нормы. Без акта применения многие конституционные нормы просто невозможно осуществить на практике. Применение необходимо для того, чтобы наиболее полно обеспечить осуществление конституционных норм, а также для государственного контроля за правильностью и точностью их реализации.

    Правоприменительные акты являются юридическими фактами, с которыми государство связывает реализацию конституционных норм, их претворение в жизнь. Они, как и другие юридический факты, создают юридическую основу для реализации конституционных норм, обеспечивают перевод абстрактной социальной возможности в действительность.

    Акты применения означают, по существу, официальное признание субъекта носителем соответствующего права или полномочия, форму (способ) последовательного перевода права из одной стадии проявления в другую в процессе их осуществления. Наряду с функциями организационного обеспечения и государственного контроля за правильностью реализации конституционных норм акты применения выполняют функцию индивидуального регулирования общественных отношений. Применительно к конституционным нормам это означает конкретизацию их содержания, оснований, порядка и пределов их реализации, индивидуализацию других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее их осуществление и т. д.

    По содержанию и значению в механизме реализации конституционных норм правоприменительные акты можно классифицировать: на конкретизирующие (регламентирующие); регистрационные; акты о признании; разрешающие (разрешительные); учреждающие (учредительные); запрещающие (запретительные). Указанные виды актов применения диспозиций конституционных норм отражают особенности реализации предусмотренных ими прав и свобод субъектов.

    Виды конституционно-правовых норм

    По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

    Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).

    Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм. Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

    Охранительные нормы устанавливают за совершение правонарушений меры конституционно-правового принуждения, в том числе (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

    Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

    Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

    Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

    Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня се официального опубликования по результатам всенародного голосования.

    Нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

    Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

    Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    По предмету правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления им законодательной деятельности.

    По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

    Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

    Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями) устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд, каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

    Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.

    По субъектам правотворчества выделяют нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

    Под нормой права понимается правило поведения, характеризующееся следующими признаками:

    • общеобязательность;
    • формальная определенность;
    • установление или санкционирование государством;
    • охраняемость государством.

    Конституционно-правовая норма - это формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения, регулирующее общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права.

    Конституционно-правовые нормы характеризуются следующими особенностями:

    • 1) закрепляют и регулируют отношения, складывающиеся во всех сферах общественной жизни;
    • 2) закрепляемые и регулируемые ими отношения являются наиболее существенными, определяющими основы российской государственности, статуса личности;
    • 3) являются базовыми для иных отраслевых норм, которые конкретизируют и детализируют их в заданных параметрах;
    • 4) только этими нормами регулируются отношения народовластия и политической организации общества",
    • 5) обладают особой социально-политической значимостью и в силу этого повышенной охраной",
    • 6) наиболее важные, основополагающие нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой, - Конституции РФ;
    • 7) предписания, содержащиеся в нормах, обладают учредительным характером : конституционно-правовые нормы являются первичными по отношению ко всем другим правовым нормам, которые должны им следовать. Конституционно-правовые нормы провозглашают форму и наименование российского государства, устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, виды принимаемых актов, их иерархию, определяют каталог основных прав и свобод личности;
    • 8) многие из конституционно-правовых норм имеют общий характер правового воздействия без конкретизации модели поведения (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции). Например, принцип гарантированности государством конституционных прав человека и гражданина, принцип верховенства права, другие принципы, характеризующие конституционный строй России, обладают высшей степенью нормативной обобщенности и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений;
    • 9) специфический субъектный состав отношений, регулируемых данными нормами;
    • 10) особая структура норм. В отличие от норм иных отраслей права, имеющих классическую трехзвенную структуру (гипотеза - диспозиция - санкция), конституционно-правовые нормы обычно содержат два элемента - гипотезу и диспозицию, реже - санкцию.

    Своеобразие конституционно-правовых норм проявляется в их многообразии. Классификацию конституционно-правовых норм проводят по различным основаниям:

    • по содержанию;
    • по юридической силе;
    • по масштабам действия;
    • по характеру предписания;

    по степени определенности предписании; по территории действия;

    по назначению в механизме правового регулирования;

    по времени действия; по времени вступления в силу.

    Для справки

    Возможна классификация норм и по другим основаниям. Например, по функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют две группы норм: нормы-правила поведения и исходные, первичные правовые установления (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции). Нормы второго вида преобладают в Конституции РФ.

    В зависимости от содержания, т.е. круга регулируемых общественных отношений, различают нормы, связанные с: основами конституционного строя ; основами правового статуса человека и гражданина ; федеративным устройством ; системой государственной власти и системой местного самоуправления.

    Юридическая сила правовых норм зависит от того вида источника права, в котором они находятся. Наиболее значимы обладающие высшей юридической силой нормы Конституции РФ. Среди других нормативных актов, содержащих конституционно-правовые нормы, большей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы.

    По масштабам действия выделяют нормы международных правовых источников и внутригосударственного права. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    По характеру предписания различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают возможность определенного поведения, наделяют субъектов определенными правами и свободами, полномочиями, предоставляют условия их реализации. Преимущественно управомочивающие нормы составляют основу правового статуса личности, компетенцию органов государственной власти РФ и ее субъектов. К данному виду норм относится, например, правило о том, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78). Обязывающие нормы принуждают субъектов совершать определенные действия или бездействие, предусмотренные данными нормами. Так, Конституция РФ закрепляет ряд обязанностей органов государственной власти и должностных лиц, в том числе по защите прав человека, а также обязанности самих граждан. Согласно ч. 1 ст. 82 Конституции РФ Президент РФ при вступлении в должность приносит народу присягу. Запрещающие нормы устанавливают запреты на совершение определенных действий. Так, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 2 ст. 81).

    По степени определенности предписаний выделяют императивные и диспозитивные нормы. В императивных нормах однозначно определен вариант поведения субъекта в определенных обстоятельствах. Например, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ (ч. 1 ст. 75). Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения. Так, в соответствии с п. «б» ст. 83 Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

    По территории действия конституционно-правовые нормы классифицируются на: действующие на всей территории Российской Федерации", на территории группы субъектов РФ; на территории одного субъекта РФ; на территории муниципального образования.

    Назначение в механизме правового регулирования является основанием для классификации норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы предусматривают правила поведения, определяют правовое положение субъектов. Например, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ устанавливает право законодательной инициативы определенных субъектов. Процессуальные нормы устанавливают способы и формы реализации материальных норм. Так, нормами Регламента Государственной Думы устанавливается, в частности, порядок реализации права законодательной инициативы.

    По времени действия выделяют постоянно действующие и временные; имеющие обратную силу и не имеющие обратной силы нормы. Большинство норм носят постоянный характер. Временные нормы имеют ограниченный срок действия. Примером такой нормы может служить п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ: впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

    По времени вступления в силу различают нормы, вступающие в действие по истечении 10 дней после их опубликования, и нормы, вступающие в действие в иные сроки, указанные в нормативном акте, где выражены эти нормы.

    Нормы конституционного права, регулирующие однородные отношения, объединяются в отраслевые институты. Конституционно-правовой институт образует совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих однородные отношения, входящие в предмет конституционного права. Институт объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.

    Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм . Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

    К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

    Примечание

    Некоторые авторы работ по конституционному праву рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу­ционно-правового регулирования.

    Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и ".

    К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

    "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

    "Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

    Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

    "Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

    К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

    Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

    Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия , к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.

    Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.