Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Нормы земельного права регулируют общественные. Понятие и особенности земельно-правовых норм

    Нормы земельного права регулируют общественные. Понятие и особенности земельно-правовых норм

    § 3. нормы земельного права

    В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других приро-доресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

    Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: поступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или иного нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с другими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Поэтому полезно знать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура.

    Структура нормы Эти нормы, как и всякие иные правовые земельного права нормы, имеют свою внутреннюю структуру,

    т. е. составные части, связанные между собой

    определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы - гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным опи-50

    санием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

    Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

    Санкция Санкция - это составная часть правооохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Роснедвижимости устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.

    Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в УК РФ, административно-правовые

    санкции - в КоАП РФ. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 и других статьях ГК РФ. В ст. 15 ГК РФ указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими (отсылочными), например в виде формулы: «Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства» (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

    или иного нормативного правового акта

    по-разному. Поскольку нормы земельного права действуют в опреде

    ленной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози

    тивные (положительные) действия людей, другие - правоохранитель

    ные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике

    сплошь и рядом допускается раздельное их формулирование. Это тре

    бует вдумчивого изучения правовых нормативных актов и возникаю

    щих на их основе земельных правоотношений. Процесс познания ос

    ложняется еще и тем, что во избежание нежелательных повторений

    в земельном законодательстве имеются отсылочные статьи, т. е. нор

    мы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают

    к другим статьям данного или даже иного нормативного акта. Приме

    няется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой

    нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта и т. д.

    Разнообразие В любом случае для уяснения подлинного

    правовых норм смысла правовой нормы необходимо ее толкование, анализ ее юридического содержания. Здесь важно установить цель правовой нормы, ответить на вопрос, какую роль данная норма призвана выполнять при регулировании конкретных земельных отношений. В связи с этим земельно-правовые нормы характеризуются не только как регулятивные и правоохранительные, о которых говорилось выше. В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это - обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

    Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12-13 ЗК РФ.

    Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов,

    а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.

    Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.).

    земля сельскохозяйственный арендатор пай

    Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

    Норма земельного права - это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

    Норма земельного права имеет следующие признаки:

    • - общеобязательность, то есть она рассчитана на упорядочение поведения не одного, а многих заранее не персонифицированных лиц. Неконкретность адресата - вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения или акта органа налоговой полиции, где содержится предписание уплатить налоги в двойном размере. Но надо обратить внимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силы соответствующей нормы права, то есть её места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в различных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы конституции - основного закона;
    • - формальная определенность - ещё один важный признак правовой нормы. Норма права призвана регулировать отношения между людьми. С этой целью определяются общие правила поведения (нормы), соблюдение которых предписывается членам общества. Эти правила всегда формально оформлены, то есть нормы права имеют государственно-признанную форму выражения: форму закона, обычая, нормативного договора и т. д. При этом форма права неотделима от ее специфического правового содержания. Необходимо иметь в виду, что форма права выражается в целостной регулирующей нормативной системе, пронизанной единым духом - принципами, общими положениями, едиными общими регулятивными началами, единым правовым порядком, особым, на каждом участке, правовым режимом. Нормативность означает также, что установленное правило носит общий характер, то есть распространяется на определенный круг лиц и будет применяться всякий раз, когда наступят предусмотренные ею обстоятельства;
    • - ещё один признак правовой нормы - неоднократность (или многократность) её действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Она обращена в будущее и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации;
    • - следующий признак правовой нормы - это ее системность. Норма права всегда представляет собой часть единого целого - правовой системы. Только в рамках системы норма права может функционировать и решать стоящие перед ней задачи. Вне системы норма права может рассматриваться лишь на теоретическом уровне. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими нормами и иными правовыми явлениями.
    • - и, наконец, такой признак, как возможность обеспечения нормы права силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жестокой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение, общественное осуждение).

    Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами земельно-правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.

    Земельно-правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.

    Земельно-правовые нормы земельного права классифицируются на следующие виды:

    нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы);

    нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права.

    Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы) непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

    Земельно-правовые нормы

    Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

    Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

    Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

    Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

    Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

    В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

    Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

    Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

    Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

    Понятие и общие положения о земельные правоотношениях

    Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.

    Виды гражданских правоотношений могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенными признаками классификации признаются:

    Характер взаимосвязи субъектов (абсолютные и относительные правоотношения);

    Объект правоотношений (имущественные и неимущественные);

    Способ удовлетворения интересов участников правоотношений (вещные и обязательные).

    Абсолютные правоотношения - это такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит неопределенный круг других субъектов (обязанных), - например, правоотношения собственности. Относительными считаются такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит строго определенное другое лицо.

    Имущественные правоотношения - это такие правоотношения, объектом которых является имущество, т.е. материальные блага.

    Неимущественными считаются те правоотношения, объектами которых являются личные неимущественные блага (честь, достоинство, имя, авторство произведений и т.п.).

    Вещные правоотношения - правоотношения, которые определяют имущественный статус субъектов, т.е. они определяют, на каком праве (из числа вещных) находится имущество, т.е. материальные блага.

    Обязательственные правоотношения - это такие гражданские правоотношения, которые характеризуют динамику, движение имущественных отношений (переход права на имущество, выполнение работ, оказание услуг и т.п.).

    Практическое различие этих видов гражданских правоотношений состоит в том, что вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица (собственника, владельца), а обязательственные - через исполнение обязанностей должником.

    Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения - абсолютны, а обязательственные - относительны.



    1. В процессе приобретения, хозяйственного использования и охраны земельных участков между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой, а также между гражданами и юридическими лицами возникают различные отношения. Будучи урегулированными нормами земельного права, т.е. признанными соответствующими требованиям закона, эти отношения становятся земельными правоотношениями.

    Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права, субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

    Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

    Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

    Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

    Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.

    Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    2. По объему и содержанию прав и обязанностей участники земельных отношений делятся на:

    собственников земельных участков, т.е. лиц, имеющих земельные участки на праве собственности;

    землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или срочного пользования, не являясь их собственниками.

    В зависимости от конкретной формы и специфических особенностей пользования землей в группе землепользователей выделяются:

    землевладельцы - лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;

    арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды;

    обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами).

    3. Объектом земельного правоотношения считается индивидуально определенный (т.е. сформированный) земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления земельным ресурсом объектами земельных отношений могут быть весь федеральный земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований, отдельные участки.

    Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

    Земля как природный объект и природный ресурс;

    Земельные участки;

    Части земельных участков.

    Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ.

    Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.

    Известно, что вещи могут быть простыми и сложными, т.е. состоящими из совокупности отдельных вещей одного целевого назначения. В указанной совокупности выделяется главная вещь, которая определяет судьбу остальных вещей, которые в этом случае называются принадлежностью. Принадлежность всегда следует судьбе главной вещи.

    Земельный участок, относясь к числу недвижимых вещей, является вещью сложной. В тех случаях, когда участок и строения, сооружения принадлежат на праве собственности одному лицу, земельный участок вместе с расположенными на нем и прочно связанными с ним строениями и сооружениями образует земельно-имущественный комплекс, являющийся единым объектом земельно-имущественных отношений. Земельный участок в этих случаях выступает в роли главной вещи, а строения и сооружения являются принадлежностью. Кроме зданий, строений и сооружений в качестве принадлежности земли в земельно-имущественных отношениях участвуют: почвенный покров, естественная растительность, защитные и мелиоративные насаждения и т.п., а также результаты работ по улучшению земли, полностью слившиеся с землей (планировка поверхности, террасирование склонов, химические мелиорации и т.п.).

    Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Права и обязанности участников земельных отношений на использование земельных участков изложены в Главе 6 Земельного кодекса РФ.

      Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

      Понятие земельных правоотношений и их виды.

      Объекты земельных правоотношений.

      Субъекты земельных правоотношений.

      Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

    Задача 1

    Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды земельного участка. В обоснование своих требований арендодатель указал на то, что договор аренды земельного участка, заключенный сроком на 11 месяцев не прошел государственную регистрацию, а согласно закону субъекта федерации на территории которого находится земельный участок, все договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации независимо от сроков аренды.

    Решите дело.

    В каких случаях осуществляется государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними?

    Какие субъекты наделены правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации? Какие нормативные акты устанавливают это право?

    Задача 2

    Законом субъекта Российской Федерации «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлено, что «земельный участок для обслуживания жилого дома - земельный участок, предназначенный для обслуживания (эксплуатации) существующего жилого дома (квартиры в жилом доме), включающий в себя земельный участок, находящийся непосредственно под жилым домом (квартирой в жилом доме), и прилегающую к нему территорию с хозяйственными постройками, и земельный участок, используемый для огородничества (приусадебный участок)»

    Соответствует ли приведенное в законе субъекта Российской Федерации определение земельного участка нормам Земельного кодекса РФ? Обоснуйте ответ

    Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

    Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

    Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земельного права.

    Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных от­ношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государ­ством правила поведения субъектов земельных правоотношений. Зе­мельно-правовые нормы характеризуются следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, системность и государственная природа.

    Выделяются различные виды земельно-правовых норм.

    В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников правоотношений выделяются процессуальные и регулятивные нормы.

    Регулятивные нормы бывают: запретительными (запрещающими совершать те или иные действия), уполномочивающими на совершение определенных действий и обязывающими совершить какие-либо действия.

    Процессуальные земельно-правовые нормы делятся на:

    -правонаделительные (определяющие порядок предоставления земель),

    - правообеспечительные (устанавливающие порядок проведения землеустройства),

    - правоохранительные (регламентирующие порядок разрешения земель­ных споров) и

    - правопрекращающие (определяющие порядок прекраще­ния прав на земельный участок). Возможны и иные классификации земельно-правовых норм, например по институтам земельного права.

    Админис­тративный механизм реализации земельно-правовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земель­ных отношений. Одной из мер административного воздействия, име­ющего целью обеспечить рациональное использование и охрану земель, является установление твердого порядка изъятия и предоставления земельных участков. Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием земли.

    Существует также экономический механизм правового регулиро­вания земельных правоотношений. Он складывается из мер двойственного характера позитив­ного (экономическое стимулирование пользователей земельных участков действовать в соответствии с земельно-правовы­ми нормами) и негативного (оказывают влияние на экономический интерес пользователя через изъятие у него части получаемого от земли дохо­да - взимание платы за пользование землей, а также взимание платы за загрязнение земель).

    Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

    Структура земельно-правовой нормы

    Земельно-правовая норма имеет обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

    Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности.

    1. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.

    Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяйства к нему применять нельзя.

    2. Диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается - в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой - повышать качество земли как средства производства.

    Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативно-правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле.

    3. Санкция земельно-правовой нормы - обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.

    Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т.п.).

    Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.

    Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

    Особенности земельно-правовых норм . Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.

    Виды земельно-правовых норм :

      обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

      запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

      управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).