Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Новые правила застройки и землепользования: проект, изменения. Правила землепользования и застройки: разработка и использование Определяем предельные параметры застройки

    Новые правила застройки и землепользования: проект, изменения. Правила землепользования и застройки: разработка и использование Определяем предельные параметры застройки

    Дадашев Роман Шерипович,

    Руководитель филиала в г. Санкт-Петербург,
    Юридическое агентство «Представитель»

    28 марта 2017 г. в ходе заседания Президиума Правительства Москвы мэр Москвы Сергей Собянин утвердил Правила землепользования и застройки города Москвы (далее ПЗЗ).

    Безусловно, важность ПЗЗ в первую очередь заключается в том, что этот вопрос и это решение назревало уже очень давно, и оно затронет судьбы тысяч жителей Москвы.

    Утверждение новых ПЗЗ и их реализация подразумевают внесение изменений в ряд федеральных законов, в этой связи напрашивается и вывод о том, что изначально они не соответствуют ряду норм права. Каждое новое изменение дает новый повод для коррупционных схем, проблем с неурегулированными вопросами, которые возникают в процессе реализации законопроекта и изменений, следующих за ними.

    Основные принципы градостроительного планирования, которые составляют основу ПЗЗ :

      сохранение существующих параметров сложившейся жилой застройки кварталов. В правилах нет иных видов разрешённого использования данных земельных участков и не увеличены параметры застройки по отношению к существующим объектам;

      развитие промышленных зон, приспособление их под объекты науки, производства и инновационных технологий, что дает возможность появлению новых рабочих мест;

      сохранение индивидуального жилищного строительства. Для территорий индивидуальной жилой застройки в ПЗЗ заложены адекватные параметры развития (плотность 4-5 тыс.кв.м на гектар, предельная высота - 15 метров);

      сохранение природных территорий, ООПТ, ООЗТ, объектов культурного наследия и их территорий;

      отражение в правилах землепользования и застройки установленных законом ограничений использования земельных участков.

    Сами ПЗЗ это лишь часть общей картины, перспектива изменений намного шире; так, в общую картину стоит включить и ряд инициатив, направленных на реализацию данных ПЗЗ, к примеру проект Реновации Жилищного фонда, «Программа по расселению хрущевок».

    Мы имеем центр города, в котором есть ряд домов и зданий, которые «не соответствуют» нормам современного жилья. На их месте можно построить лучшее жилье, больше, комфортнее и это предусматривают новые ПЗЗ и Генеральный план. Но есть один нюанс, по действующему законодательству это жилье не подлежит расселению, если оно не аварийное и пригодно для проживания. Так появляется Законопроект Реновации жилищного фонда, который уже дает право администрации расселить жильцов из квартир, независимо от того пригодны они для проживания или нет.

    Тут мнения людей разделятся, так как часть людей устраивает то, где они живут, а часть бьётся уже не первый год, что бы их дом признали аварийным и дали жилье.

    Этот вопрос весьма актуален для жителей, живущих в неблагоприятном жилом фонде, но при этом он не дает людям выбора, тем, кто попал в зону расселения и живет в достойных и привычных условиях.

    С момента принятия правил любая градостроительная деятельность в Москве, включая строительство и реконструкцию зданий и сооружений, может осуществляться только в рамках утверждённых ими параметров. Именно этот документ даёт ответ на следующие вопросы: разрешено ли строить в этой зоне, что можно строить, каковы максимальные параметры строительства.

    Если необходимо реализовать градостроительный проект, параметры которого не соответствуют ПЗЗ, придётся предварительно пройти процедуру внесения изменений в документ.

    Таким образом, правила землепользования и застройки гарантируют:

      объективную и достоверную информацию о возможности строительства в каждом конкретном районе города;

      защиту сложившейся городской среды от хаотичной и уплотнительной застройки (индексом «Ф» в ПЗЗ отмечены сохраняемые территории);

      сохранение окружающей природной среды и объектов культурного наследия;

      единые правила принятия градостроительных решений (в частности, выдача градостроительного плана земельного участка с параметрами, соответствующими ПЗЗ, будет осуществляться автоматически);

      предотвращение значительной части градостроительных конфликтов;

    ПЗЗ предусматривают внесение в них изменений в последующем и не являются однозначным и конечным документом. Любой гражданин, который не согласен в той или иной части с действующими ПЗЗ и права которого затрагиваются, может выйти с инициативой о внесение в них изменений согласно п.п.5 п. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, или оспорить их в суде в порядке административного судопроизводства.

    Последствия новых ПЗЗ наибольшим образом отразятся на простых жителях, но и ряд изменений потребуется в Федеральном законодательстве, которые затронут намного больше сфер чем это выглядит с первого взгляда. Уже сейчас ПЗЗ имеют определенные пробелы.

    Непосредственно в п 3.4.1. ПЗЗ указано: «Во всех территориальных зонах Москвы (за исключением территориальных зон, для которых градостроительный регламент не устанавливается):

    в качестве минимальной площади для застроенного земельного участка устанавливается площадь, занимаемая расположенными на нем зданиями, сооружениями и иными объектами, вычисленная в габаритах наружных стен с учетом отмостки указанных зданий, сооружений, объектов».

    В п. 3.4.2 Проекта ПЗЗ указано, что «Минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются».

    То есть, при совокупном толковании пунктов ПЗЗ 3.4.1, 3.4.2 при отсутствии сведений об участке МКД в Реестре, новое строительство может произойти впритык к отмостке любого многоквартирного дома, которому органами госвласти определен участок минимальной площади – «в габаритах наружных стен с учетом отмостки указанных зданий».

    Из текста проекта ПЗЗ (п.3.3.2 Книга 1) также следует, что для земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в качестве основного вида разрешённого использования устанавливается вид – «использование для нужд населенного пункта», т.е. г. Москвы.

    Такой вид использования отсутствует в каких-либо законах и нормативных актах, попросту – не существует. За данной формулировкой может скрываться любая прихоть застройщиков, имеющих коммерческий интерес к землям Москвы.

    Хорошо это или плохо, и как скажутся новые ПЗЗ на жителях данных домов, станет ясно только в процессе реализации новых правил на практике.

    Правила землепользования и застройки — важнейший документ для муниципалитета. Он разрабатывается в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ. Отсутствие правил землепользования и застройки означает, что органы власти муниципалитета не смогут предоставлять участки для строительства. Каким образом разрабатываются соответствующие нормы? Каков порядок внесения в них изменений?

    Правила землепользования и застройки: основной источник

    Правила застройки и землепользования устанавливаются в РФ в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса — ФЗ № 190, принятого 29.12.2004 г. Если точнее, то соответствующие нормы содержатся в 4-й главе указанного закона.

    Можно отметить, что правила землепользования и застройки РФ на федеральном уровне не формирует — соответствующие задачи должны решать муниципалитеты. Рассмотрим специфику принятия и корректировки соответствующих норм.

    Основные сведения о правилах

    В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, правила застройки и землепользования разрабатываются с конкретным спектром целей. К ним можно отнести:

    • создание условий для развития муниципальных территорий, защиты экологии и культурных объектов, планировки соответствующих зон, привлечения инвестиций;
    • реализация прав и интересов граждан, юридических лиц, обладателей участков, а также имущества, относящегося к категории объектов капитального строительства.

    Структура правил, о которых идет речь, включает в себя установленный порядок их применения и корректировки, карту зонирования, а также регламенты, имеющие отношение к градостроительному процессу. Рассмотрим отмеченные элементы, которые включают в себя правила застройки и землепользования, более подробно.

    Порядок применения правил

    Касательно такого компонента, как порядок применения норм, о которых идет речь, можно отметить, что он включает в себя следующие основные положения:

    • направленные на регулирование процесса землепользования и застройки муниципальными институтами власти;
    • пункты о корректировке видов законного использования участков и имущества, относимого к объектам капитального строительства, гражданами и организациями;
    • положения, касающиеся подготовки необходимой документации, имеющей отношение к планировке соответствующих территорий муниципальными институтами власти;
    • параграфы о проведении необходимых публичных слушаний, касающихся аспектов землепользования и застройки;
    • положения, имеющие отношение к корректировкам, которые могут вноситься в правила застройки и землепользования;
    • правила, регулирующие иные аспекты процедур, связанных с процессом застройки или практикой землепользования.

    Следующий компонент — это карта градостроительного зонирования. Рассмотрим ее специфику подробнее.

    Карта зонирования

    Карта, о которой идет речь, фиксирует границы муниципальных территориальных зон. При этом каждый участок должен относиться только к одной из них. В свою очередь, территориальные зоны обычно не предполагают наличия только одного участка. Карта зонирования включает границы, фиксирующие особый статус использования тех или иных территорий, а также те, что обозначают объекты культурного наследия.

    Градостроительный регламент

    Градостроительный регламент — это порядок, в соответствии с которым фиксируется правовой режим использования тех или иных земельных участков, включая пространство над ними и под их поверхностью. Данные нормы касаются как процесса застройки территорий, так и последующей их эксплуатации.

    Структура градостроительного регламента определяется в соответствии со следующими ключевыми критериями:

    • спецификой фактического задействования участков, а также имущества, относимого к объектам капитального строительства, в пределах тех или иных территорий;
    • перспективами сочетания в рамках одной зоны различных типов использования участков (как существующего, так и планируемого);
    • наличием функциональных зон, а также особенностями их развития, которые определены источниками, касающимися территориального планирования в муниципалитетах;
    • спецификой конкретных типов территориальных зон;
    • нормами, отражающими необходимость охраны объектов культурного наследия и природных территорий, которые относятся к категории особо охраняемых.

    Градостроительный регламент распространяется на все типы участков, а также имущество, относимое к объектам капитального строительства, которые расположены в пределах тех границ, что зафиксированы на картах, относящихся к источникам градостроительного зонирования.

    Рассматриваемый элемент, который входит в состав правил землепользования и застройки, фиксирует, таким образом, следующие основные аспекты:

    • виды допустимого использования участков и имущества, относящегося к объектам капитального строительства;
    • показатели, касающиеся величин участков, а также параметров допустимого строительства или реконструкции зданий, относимых к объектам капитального строительства;
    • ограничения, касающиеся использования участков и имущества, относимого к объектам капитального строительства, которые фиксируются в соответствии с правовыми актами РФ.

    Следующий важнейший элемент Градостроительного кодекса в части регулирования правил землепользования и застройки — порядок подготовки проекта соответствующих норм. Рассмотрим основные положения, касающиеся данного аспекта.

    Порядок подготовки правил

    Подготовка правил, о которых идет речь, может осуществляться в отношении всех муниципальных территорий, а также их частей. Разработка правил землепользования и застройки должна производиться в сопоставлении с положениями, касающимися территориального планирования, а также с требованиями различных технических регламентов. Также в рамках подготовки правил должны проводиться публичные слушания. Предполагается, кроме того, принятие к сведению предложений, касающихся разработки соответствующих норм, от заинтересованных лиц.

    Утверждение правил землепользования и застройки осуществляется в несколько этапов. Прежде всего главой администрации муниципалитета принимается решение, касающееся начала подготовки соответствующих норм применительно к территориям соответствующего города или поселения, а также, если это требуется, к их частям. Человек, занимающий данную должность, может быть мэром города. Но если утверждаются правила землепользования и застройки сельского поселения, то это, скорее всего, будет глава администрации соответствующего населенного пункта.

    В решении руководителя муниципалитета фиксируются сроки, в рамках которых работы по подготовке правил должны быть осуществлены. Одновременно собирается специальная комиссия, ответственная за разработку норм, — она выполняет одну из ключевых функций в аспекте издания правил, о которых идет речь.

    В течение 10 дней после того, как решение, о котором идет речь, принято, опубликовываются данные о нем (в СМИ или Интернете, согласно установленным регламентам). В данном информационном сообщении фиксируются сведения о составе комиссии, о последовательности зонирования относительно территорий муниципалитета, порядок и сроки работ, связанных с подготовкой проекта правил, а также механизмы, в рамках которых заинтересованные лица могут направлять свои предложения касательно принятия норм, и иные аспекты, касающиеся застройки.

    Проект правил землепользования и застройки, имеющий отношение к территориям федерального значения или объектам культурного наследия, должен быть согласован с компетентным органом власти.

    В свою очередь, муниципальные структуры обязаны проверить соответствующий документ, который представлен комиссией, на предмет соответствия критериям, прописанным в техническом регламенте, а также информации в генеральных планах территории и схемах планирования. По итогам этой проверки проект может быть направлен на доработку или же, если с ним все в порядке, в адрес главы муниципалитета. Который, в свою очередь, должен инициировать публичные слушания.

    Соответствующего типа общественное мероприятие организуется в соответствии с уставом муниципалитета и правовыми актами, издаваемыми представительным органом местной власти, например, городским советом. Публичные слушания могут продолжаться от 2 до 14 месяцев с момента опубликования проекта правил.

    Если нормы касаются отдельных частей территории муниципалитета, то в обсуждениях участвуют владельцы участков или имущества, относящегося к категории объектов капитального строительства. Если предполагается какое-либо изменение правил землепользования и застройки в аспекте корректировки градостроительного регламента, который установлен для той или иной зоны, то слушания проводятся только на соответствующей территории. Их срок в этом случае не может превышать одного месяца.

    Как только публичные мероприятия, о которых идет речь, завершаются, в проект вносятся необходимые изменения, и он предоставляется главе муниципалитета. К документу должны прилагаться протоколы слушаний, а также заключение об их результатах. В свою очередь, глава муниципалитета в течение 10 дней после получения проекта обязан направить его в представительный орган или же отклонить. Если документ не будет одобрен руководителем муниципального образования, то он должен пройти доработку.

    Утверждение правил

    Рассмотрим, как утверждаются правила землепользования и застройки территории муниципалитета. Ответственный за эту процедуру орган — городской совет или любой иной, выполняющий представительные функции. Исключения касательно этой нормы прописаны в 63-й статье Градостроительного кодекса. Проект правил должен быть дополнен, как мы отметили выше, протоколами слушаний, а также заключением об их результатах.

    При необходимости к документу также могут прилагаться источники, которые фиксируют согласование проекта в части территорий исторического значения и объектов культурного наследия. Рассмотрев проект правил, представительный орган власти муниципалитета может принять решение: утвердить соответствующий документ или направить его на доработку.

    Как только новые правила землепользования и застройки приняты муниципальным парламентом, они должны быть в установленном порядке опубликованы. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса, принятие решения об утверждении документа может быть оспорено гражданами или организациями в судебном порядке. Аналогично вправе выразить несогласие с правилами также и органы власти.

    Внесение корректив в правила

    Мы изучили, каким образом разрабатываются и утверждаются правила землепользования и застройки поселения или города. Рассмотрим еще один важный их аспект — порядок внесения корректив. Можно отметить, что в целом работа с ними осуществляется по тому же сценарию, что и утверждение. То есть,в соответствии с положениями, которые зафиксированы в 31-й и 32-й статьях Градостроительного кодекса.

    Правила землепользования и застройки поселения или города могут быть изменены в силу следующих возможных оснований:

    • документ не соответствует генеральному плану муниципалитета, схеме его планирования;
    • поступили предложения, касающиеся корректировки границ зон или же изменения регламентов в градостроительной политике муниципалитета.

    Как и в случае с утверждением норм, за их изменения отвечает комиссия. Правила землепользования и застройки могут быть откорректированы, если соответствующую инициативу проявят:

    • исполнительные органы власти федерального уровня (если документ препятствует функционированию или размещению имущества, относящегося к объектам капитального строительства);
    • исполнительные органы власти на уровне субъектов (в случае если правила мешают работе с объектами капитального строительства, но уже не федерального, а регионального значения);
    • структуры власти на уровне муниципалитета (если есть необходимость модернизировать порядок управления процессами землепользования и застройки в рамках территорий города или поселения);
    • физлица и организации, если реализация документа неэффективна и сопровождается нанесением вреда владельцам тех или иных видов имущества.

    Как только предложение о корректировке правил поступило в комиссию, в течение 30 дней она должна подготовить заключение, отражающее рекомендации по внесению в документ тех или иных изменений или же включающее формулировки об отклонении соответствующей инициативы с указанием причин. Подписанный комиссией источник направляется главе муниципалитета, который также в течение 30 дней должен принять решение, отражающее необходимость подготовки проекта корректировок правил или включающее формулировки об отклонении соответствующей инициативы с указанием причин. Копия данного документа отправляется заявителям.

    Столичная специфика

    Можно отметить, что в столице РФ действуют несколько иные нормы, в соответствии с которыми утверждаются и корректируются правила застройки и землепользования. Москва — это город федерального значения. Поэтому органы власти в нем на уровень выше, чем в других населенных пунктах, которые имеют статус муниципалитетов. Более того, в Москве есть свой Градостроительный кодекс. Таким образом, непосредственное участие в разработке и утверждении правил принимают соответствующие органы власти — Правительство Москвы и Городская Дума. Однако что касается базовых положений, по которым издаются правила застройки и землепользования, Москва не слишком отличается от любого другого города. Положения в местном Градостроительном кодексе в целом подобны тем, что включены в соответствующий федеральный закон.

    Аспекты подготовки правил: установление территориальных зон

    Рассмотрев, как утверждаются и корректируются правила землепользования и застройки города или поселения, рассмотрим такой аспект, как установление территориальных зон. Данная процедура — неотъемлемая часть подготовки норм, о которых идет речь.

    Границы территориальных зон определяются с учетом ряда критериев, а именно:

    • сочетаемости в пределах одной территории различных типов использования земельных участков — как существующих, так и планируемых;
    • специфики функциональных зон, а также аспектов их развития, которые определяются генеральным планом муниципалитета;
    • включения тех или иных территориальных зон в Градостроительный кодекс;
    • практического положения дел в области планировки и текущего землепользования;
    • планов, касающихся изменения границ участков тех или иных категорий;
    • необходимости предотвращения причинения вреда имуществу, которое расположено на соседних участках;
    • особенностей расположения объектов исторического и культурного наследия федерального и регионального значения.

    Территориальные зоны должны быть разграничены. Соответствующим демаркационным критерием могут быть: линии магистралей, а также улиц и проездов, которые разделяют потоки транспортных средств, границы земельных участков, населенных пунктов, муниципалитетов, природных объектов, а также красные линии и другие возможные границы.

    Виды территориальных зон

    Полезно будет также рассмотреть, какими могут быть территориальные зоны, к которым имеют непосредственное отношение правила землепользования и застройки города или поселения.

    Основные разновидности территорий в рамках градостроительного зонирования:

    • жилые;,
    • деловые;
    • промышленные;
    • транспортные,;
    • сельскохозяйственные;,
    • рекреационные;
    • особо охраняемые;
    • военные,;
    • те, которые относятся к зонам специального назначения.

    Касательно жилых зон, то в их структуре могут присутствовать территории застройки жилыми домами различного типа (индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными). Специфика соответствующих объектов состоит в том, что на занимаемом ими пространстве могут быть размещены отдельно стоящие, установленным образом встроенные или пристроенные здания социальной или коммунальной инфраструктуры, образовательные учреждения, автостоянки, гаражи, садоводческие хозяйства.

    Общественно-деловые зоны могут включать территории коммерческого назначения, а также те, что содержат объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, и те, что задействуются при обслуживании производственной деятельности коммерческих предприятий.

    Промышленные зоны, а также те, в которых размещаются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, могут включать в свою структуру коммунальные территории, производственные зоны, а также иные, на которых есть объекты, относящиеся к инфраструктуре рассматриваемого нами типа.

    Сельскохозяйственные зоны - это пашни, пастбища, сады и виноградники, многолетние насаждения, залежи, сенокосы и иные объекты, используемые в отрасли. В структуру соответствующих территорий входят дачи, садоводства, подсобные хозяйства.

    Рекреационные зоны предполагают включение в них лесных территорий, парков, скверов, садов, прудов и озер, пляжей, береговых полос, а также водохранилищ. Возможно присутствие в структуре рассматриваемого типа зон иных объектов, относящихся к инфраструктуре отдыха и туризма.

    Также есть зоны, относящиеся к категории особо охраняемых. В их структуре присутствуют объекты, которые имеют значение с точки зрения охраны природы, а также важные для науки, истории, культуры, эстетики, либо интересные в аспекте рекреационных задач или в силу иной ценности, и потому обладают соответствующим статусом.

    Также Градостроительным кодексом предусмотрены территории, на которых могут размещаться военные объекты. Кроме того, муниципалитеты вправе самостоятельно определять иные виды зон, а также специфику использования расположенных на них участков и имущества, относящегося к объектам капитального строительства.

    Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города Москвы был утвержден 28.03.2017 г. Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП. и содержит информацию о:

    • видах разрешенного использования земельного участка;
    • предельные параметры разрешенного строительства (этажность, площадь);
    • охранные зоны
    Изучение ПЗЗ в отношении земльных участков-важная процедура,которая обязывает проводится при принятии решений о покупке земельного участка, атакже до начала строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.

    Наши специалисты помогут вам:

    1. Провести анализ ПЗЗ в отношении Вашего земельного участка
    2. Получить все необходимые согласования и разрешительную документацию для строительства или реконструкцию жилого или садового дома
    3. Зарегистрировать построенный дом
    4. Получить адрес на дом (необходимой для прописки и подключения газа)
    ПЗЗ Москвы 2018
    ПЗЗ Новомосковский административный округ скачать
    ПЗЗ Троицкий административный округ скачать
    ПЗЗ ЦАО скачать 240 mb
    ПЗЗ САО 324 mb
    ПЗЗ ВАО скачать 116 mb
    ПЗЗ СВАО скачать 100 mb
    ПЗЗ ЮВАО скачать 327 mb
    ПЗЗ ЮАО скачать 110 mb
    ПЗЗ ЮЗАО скачать 99 mb
    ПЗЗ ЗАО скачать 171 mb
    ПЗЗ СЗАО скачать 83 mb
    ПЗЗ Зеленоградский скачать 40 mb

    Как читать ПЗЗ?

    Определяем установленный вид разрешенного использования участка
    1. Открыть карту градостроительного зонирования нужного Вам округа или поселения - "Границы территоральных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства".
    2. Определить установленный вид разрешенного использования. На каждой территории есть условные обозначение видов разрешенного использованя:
      • Вариант 1 - в формате х.х.х (например 2.1.0, 2.2.0, 13.2.0). Посмотреть соответствие вида использования в Таблице видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства .
      • Вариант 2 - в формате ххххххх (например 22908919) с маркировкой красным цветом. Найти соответсвующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть виды разрешенного использования.
      • Вариант 3 - в формате ххххххх (например 22908919) с маркировкой синим цветом. Найти соответсвующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть виды разрешенного использования.
      • Вариант 4 - обозначена литера "Ф" - территориальная зона сохраняемого землепользования (фактическое использование). В качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в упомянутых зонах устанавливаются параметры расположенных на указанных земельных участках объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о параметрах объектов капитального строительства, расположенных на конкретном земельном участке, для указанного земельного участка числовое значение индекса «Ф» является равным «нулю». Другими словами, на территориях с индексом Ф новое строительство не предусмотрено. Застройка этих территорий предполагает внесение изменений в ПЗЗ и разработку проекта планировки.
      • Вариант 5 - обозначена литера "Н" - территориальная зона на которой градостроительный регламент правилами землепользования и застройки не устанавливается.
    Определяем предельные параметры застройки.
    1. Открыть карту градостроительного зонирования нужного Вам округа или поселения - "Границы территоральных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
    2. Найти территорию, в которую попадает Ваш объект.
    3. Определить установленные предельные параметры. На каждой территории есть обозначенные параметры:
    • Вариант 1 - в формате трех показателей, написанных в столбик (например в столбик "4", "15", "прочерк"). Первый параметр показывает максимальную плотность застройки земельных участков (тыс. кв.м./га). Второй - максимальную высоту застройки (м). Третий - Максимальную застроенность земельных участков (%). Если в качестве параметра стоит прочерк, то этот параметр не установлен.
    • Вариант 2 - в формате ххххххх (например 22908919). Найти соответствующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть предельные параметры.
    • Вариант 3 - в формате ххххххх (например 22908919). Найти соответствующие раздел в ПЗЗ (для территории с этим номером будет отдельная страница) и посмотреть предельные параметры.
    • Вариант 4 - обозначена литера "Ф" - территориальная зона для которой установлены значения максимальной плотности застройки и(или) максиамльной высоты застройки и(или) максимальной застроенности земельных участков, равные фактическим значениям перечисленным параметрам. Это значит, что участок можно застраивать только в параметрах уже существующего ОКС. Если участок пустой, то на нем не возможно застройка без разработки градостроительной документации (проекта планировки территории).
    • Вариант 5 - обозначена литера "Н" - территориальная зона, для которой градостроительный регламент правилами землепользования и застройки не устанавливается.

    Пресс-релиз. Адвокатами нашей коллегии внимательно изучены материалы, выставленные на проходящие сейчас в Москве публичные слушания по Проекту Правил землепользования и застройки г. Москвы /ПЗЗ/ и, к сожалению, мы вынуждены придти к неутешительным выводам о серьезных рисках, которые угрожают москвичам в случае утверждения Проекта в таком виде или с незначительными изменениями. Нашими экспертами выявлено противоречие предлагаемого проекта ряду норм федерального законодательства, его направленность на нарушение имущественных прав собственников помещений – прежде всего, жилых, то есть квартир – в многоквартирных домах Москвы. Здесь необходимо напомнить, что земельные участки жилых многоквартирных домов являются общедолевой собственностью всех собственников помещений в доме. Уменьшение участка или незаконное выделение его части под точечную застройку неминуемо влечет нарушение имущественных прав москвичей.

    ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ВЛЕКУТ УМЕНЬШЕНИЕ ПРИМЕРНО 40 ТЫСЯЧ ПРИДОМОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В МОСКВЕ И СОПУСТВУЮЩЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ МАССОВОЙ ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКИ

    ПЗЗ: МОСКВИЧАМ УГРОЖАЕТ МАССОВАЯ ПОТЕРЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

    Под видом проходящих в настоящий момент во всех округах столицы в старых границах слушаний с заявленным в качестве предмета Проектом Правил землепользования и застройки предпринимается новая попытка лишить несколько миллионов москвичей имущества, созданного в советский период и зарегистрированного в соответствии с действовавшим законодательством. Москвичи и без того страдали земельного передела под видом перемежевания столичных кварталов, последствия которого периодически приходится оспаривать адвокатам коллегии «Домбровицкий и партнёры» и нашими коллегами по правовому цеху.

    Всё, что по причине халатности или умысла не перенесено в кадастр недвижимости из предыдущих реестров советских лет, пытаются объявить несуществующим. Около 40 тысяч участков многоквартирных домов в Москве вразрез со строительными нормативами и в нарушение имущественных прав миллионов москвичей предложено определить размерами по отмостке здания (см. п. 3.4.1 предлагаемого Проекта). После принятия ПЗЗ пространство от отмостки до отмостки между жилыми домами может быть предоставлено под строительство, так как участки многоквартирных домов массово не были учтены в течение более двух десятилетий.
    Абсолютное большинство ранее учтенных земельных участков многоквартирных домов не были переучтены с 1991 года по сегодняшний день, в ходе земельной реформы и проводившейся в её рамках СПЛОШНОЙ инвентаризации земель. Права миллионов москвичей, возникшие в силу закона, никак не зафиксированы в новых регистрационных реестрах, в том числе - в государственном кадастре недвижимости.
    Кроме того, большинство земельных участков парков, скверов, иных озеленённых участков земель общего пользования, а также гаражных земель, иных земель, обслуживающих жилые кварталы, памятников истории и культуры, которыми жители города пользуются в силу ранее вступившего в действие законодательства - также не перенесены в своих существующих (действующих) размерах и границах в сегодняшние реестры недвижимости.
    Кадастр не содержит сведений об этих объектах недвижимости, а лица, определяющие градостроительную стратегию (политику) города, имеют все основания безнаказанно распоряжаться чужим имуществом – к примеру, санкционируя очередную незаконную стройку у вас под окнами.

    Складывается парадоксальная ситуация:
    Московские власти делают вид, что тысячи многоквартирных домов в Москве стоят на земле, якобы никогда им не выделенной /то есть, по сути, чиновники пытаются представить дома советской постройки – самовольными постройками/. В этом им помогает то, что на кадастровом учете состоят весьма немногие участки, достаточно открыть общедоступную Публичную Кадастровую Карту.
    Опираясь на «пустующий» кадастр недвижимости как на единственный источник информации, объявляя все земли города никогда ранее не разделенными, а потому до сих пор находящимися в собственности городской администрации, за 44,5 млн. рублей бюджетных средств (Госконтракт № 0173200022716000004 от 30.03.2016) - подготовлены Правила землепользования и застройки, которыми, по сути, пересматриваются итоги приватизации. Ведь здания без земельных участков мало что стоят и не являются полноценными комплексами недвижимости.
    Содержание Проекта вызывает серьезные опасения о грядущем возобновлении массовой точечной застройки, включая стройки, которые в течение ряда последних лет были остановлены москвичами в том числе с помощью адвокатов коллегии «Домбровицкий и партнёры». Эти стройки были отменены Московским Правительством, поскольку они были начаты с нарушением законодательства и основывались на документах, полученных сомнительным путем. По многим адресам, где незаконное строительство было прекращено, администрацией города были отозваны разрешительные документы, пересмотрены планировочные решения.

    По неизвестным причинам это не отразилось на содержании материалов ПЗЗ, которые массово аккумулируют сведения из выданных градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) и проектов планировок, в том числе - предназначенных для незаконного строительства. Кроме того, в случаях, когда жилой квартал уже подвергся «уплотнительной» застройке, Проектом ПЗЗ для всех участков квартала устанавливаются максимальные (предельные) параметры разрешенного строительства (высотность, плотность и др.), основываясь на характеристиках незаконно построенных высоток.
    Поскольку из собственного опыта защиты прав москвичей, адвокаты коллегии «Домбровицкий и партнёры» знают: в период лужковского руководства городом столичная администрация (как правило, не уведомляя собственников квартир) заключила тысячи договоров аренды на земельные участки, расположенные под многоквартирными домами, с разнообразными коммерческими фирмами (банками, магазинами и т.п.). В кадастре недвижимости до сегодняшнего дня числятся эти арендованные ранее участки с видами использования, соответствующими направлениям деятельности коммерсантов – «эксплуатация банковских помещений», «эксплуатация магазинов» и т.д. В случае принятия Проекта ПЗЗ именно эти виды использования (взятые из кадастра) станут основными видами разрешенного использования для земельных участков таких многоквартирных домов, а вовсе не то, ради чего участок изначально предоставлялся и используется – для эксплуатации многоквартирного дома (см. п. 3.3.2 Книга 1 Проекта).
    Такой порядок назначения видов использования земельных участков, противоречит ч.4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, которая устанавливает самостоятельность правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в выборе основных и вспомогательных видов использования из установленных применительно к территориальной зоне.
    Несмотря на то, что в качестве цели проведения работ по «Уточнению Правил землепользования и застройки» в Техническом задании была указана разработка текстовых и графических материалов в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ №540, разработчиками Проекта были произвольно установлены, а затем, согласно Госконтракту, – согласованы Градостроительно-Земельной Комиссией г. Москвы, виды разрешенного использования земельных участков, не соответствующие видам использования, утвержденным этим Приказом уполномоченного федерального органа.
    Поскольку с 2014 года, согласно ст. 7 Земельного Кодекса РФ, право на данные действия принадлежит исключительно федеральному органу (Минэкономразвития РФ), который Приказом №540 от 01.09.2014 утвердил «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков», то «самодеятельность» исполнительного органа власти субъекта, кроме прочего, нарушает Федеральный Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3), что может служить основанием для правовой оценки в качестве превышения должностных полномочий.
    Даже поверхностное ознакомление с материалами ПЗЗ (в том числе, с Таблицей №1 Видов разрешенного использования) позволяет сделать вывод об их практически полном несоответствии Приказу Минэкономразвития, в то время как приведение в соответствие с ним было заявлено одним из условий оплаты работ. Таким образом, в действиях заказчика работ (Москомархитектуры), подрядчика (ГУП ГлавАПУ), а также субподрядчика (НИиПИ Генерального плана Москвы), можно также предположить нецелевое расходование бюджетных средств.
    При подготовке Правил землепользования и застройки, представленных в настоящий момент на публичные слушания, также были нарушены положения статьи 31 Градостроительного Кодекса РФ – в частности, не был заранее объявлен «порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки» (п. 4 ч. 8 ст. 31). Глава администрации Москвы должен был объявить о создании комиссии по подготовке Проекта и порядке её работы для того, чтобы не были нарушены права заинтересованных лиц, к которым, безусловно, относятся собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, владеющие также долей в праве на земельные участки этих домов.
    Заявление организаторов слушаний, что принятие ПЗЗ направлено на противодействие точечной застройке, не соответствует действительности, поскольку в силу должностного положения эти лица осведомлены и о существовании ранее учтённых участков, не внесённых в кадастр недвижимости, и о том, что такая ситуация постоянно провоцирует действия по уплотнительной застройке на придомовых земельных участков и возникновение многочисленных градостроительных конфликтов.
    В связи со всем вышеизложенным, наши эксперты приходят к выводу: рассмотрение данных материалов в качестве ПЗЗ и их возможное принятие - могут нанести колоссальный вред как столице в целом, так и её жителям, послужит примером безнаказанной криминализации градостроительной деятельности и нарушения российского законодательства сразу в нескольких областях права.

    Снять с рассмотрения на публичных слушаниях Проект Правил Землепользования и Застройки г. Москвы, не допустить его утверждения нормативным актом г. Москвы;
    - провести проверку по признакам превышения должностных полномочий, хищения, нецелевого расходования бюджетных средств, оплаты неисполненных контрактов;
    - провести расследование деятельности лиц, подготовивших проект ПЗЗ и осуществлявших действия, направленные на его согласование, рассмотрение на публичных слушаниях и принятие, в части возможной подготовки к нарушению прав значительного числа граждан, изъятию имущества в пользу третьих лиц, пересмотру итогов приватизации и подрыву авторитета власти.

    В столице утвердили правила землепользования и застройки. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

    Утверждение правил землепользования и застройки (ПЗЗ) - очень важное событие в истории градостроительного развития Москвы. ПЗЗ являются вторым по значимости градостроительным документом после генерального плана города.

    «С ноября прошлого года жители активно обсуждали правила застройки и землепользования в Москве. Были выработаны общие подходы, которые заключаются в том, чтобы обеспечить сохранение параметров существующей жилой застройки, природных территорий, в том числе особоохраняемых природных территорий, и дать развитие промышленным и производственным зонам, естественно, с соблюдением всех необходимых экологических и санитарных требований», - сказал Сергей Собянин.

    В целом территории развития в Москве будут составлять немногим более 10 процентов.

    Что определяют правила землепользования и застройки

    Для всей территории города (кроме Троицка и Щербинки, а также территории инновационного центра «Сколково», для которых разрабатывают отдельные документы) ПЗЗ определяют:

    Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

    Предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства: плотность застройки, предельное количество этажей или предельную высоту зданий, максимальный процент застройки в границах земельного участка.

    «ПЗЗ - это документ, который обеспечивает прозрачность градостроительных решений в городе Москве. Это документ, предполагающий сохранение сформировавшейся застройки на большинстве жилых территорий. В то же время ПЗЗ создаёт условия для развития города, и в первую очередь за счёт ресурсов бывших промзон», - отметила Юлиана Княжевская, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    На картах градостроительного зонирования отмечены границы объектов культурного наследия и их территорий, а также периметры зон с особыми условиями использования - водоохранных, охраняемых природных ландшафтов, особоохраняемых природных территорий и так далее.

    Правила землепользования и застройки разработали на основе генерального плана Москвы и с учётом ранее принятых градостроительных решений - проектов планировки территорий и градостроительных планов земельных участков.

    С декабря 2016 года по март 2017 года прошли публичные слушания по проекту ПЗЗ в отношении территории в старых границах города. По проекту правил землепользования и застройки присоединённых территорий они состоялись ранее - c декабря 2015 года по февраль 2016 года. В ходе обсуждений от жителей города поступило более 120 тысяч замечаний и предложений. Их внимательно проанализировали и учли наиболее удачные и конструктивные.

    «Все обращения были внимательно рассмотрены в установленном порядке. И на каждое замечание и предложение городской комиссией подготовлен аргументированный ответ», - сказала Юлиана Княжевская.

    Основа правил землепользования

    Основные принципы градостроительного планирования, которые составляют основу ПЗЗ:

    Сохранение существующих параметров сложившейся жилой застройки кварталов. Это гарантировано тем, что в правилах нет иных видов разрешённого использования данных земельных участков и не увеличены параметры застройки по отношению к существующим объектам;

    Развитие промышленных зон, приспособление их под объекты науки, производства и инновационных технологий, предусматривающее появление дополнительных рабочих мест;

    Сохранение индивидуального жилищного строительства. Для территорий индивидуальной жилой застройки в ПЗЗ заложены адекватные параметры развития (плотность - четыре-пять тысяч квадратных метров на гектар, предельная высота - 15 метров);

    Сохранение природных территорий, ООПТ, ООЗТ, объектов культурного наследия и их территорий;

    Отражение в правилах землепользования и застройки установленных законом ограничений использования земельных участков.

    Зачем нужны правила землепользования и застройки

    С момента принятия правил любая градостроительная деятельность в Москве, включая строительство и реконструкцию зданий и сооружений, может осуществляться только в рамках утверждённых ими параметров. Именно этот документ даёт ответ на следующие вопросы: разрешено ли строить в этой зоне, что можно строить, каковы максимальные параметры строительства.

    Если необходимо реализовать градостроительный проект, параметры которого не соответствуют ПЗЗ, придётся предварительно пройти процедуру внесения изменений в документ.

    «При принятии ПЗЗ информация о разрешённом использовании земельных участков и объектов капитального строительства становится открытой и доступной для всех, поскольку ПЗЗ должны быть размещены на городских информационных ресурсах», - подчеркнула Юлиана Княжевская.

    Таким образом, правила землепользования и застройки гарантируют москвичам и инвесторам:

    Объективную и достоверную информацию о возможности строительства в каждом конкретном районе города;

    Защиту сложившейся городской среды от хаотичной и уплотнительной застройки (индексом «Ф» в ПЗЗ отмечены сохраняемые территории);

    Сохранение окружающей природной среды и объектов культурного наследия;

    Единые правила принятия градостроительных решений (в частности, выдача градостроительного плана земельного участка с параметрами, соответствующими ПЗЗ, будет осуществляться автоматически);

    Предотвращение значительной части градостроительных конфликтов;

    Наличие потенциала для развития города, улучшение делового климата, привлечение дополнительных инвестиций. Наряду с сохраняемыми территориями ПЗЗ определяют территории развития и параметры возможного строительства. В основном это промзоны и присоединённые территории.

    «Кроме того, принятие ПЗЗ позволит снизить административный барьер для инвестиционного сообщества, поскольку после их принятия получение ГПЗУ сведётся к оформлению информационной выписки из ПЗЗ», - добавил председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    Баланс территорий города

    Утверждённые Правительством Москвы правила землепользования и застройки предусматривают следующий баланс территорий города.

    Сохраняемые городские территории

    Территории развития

    Территории индивидуальной жилой застройки

    тысяча гектаров

    проценты

    тысяча гектаров

    проценты

    тысяча гектаров

    проценты

    Старая Москва

    Новая Москва


    Таким образом, 83 процента площади Москвы в старых границах города ПЗЗ относят к сохраняемым территориям.

    ПЗЗ и программа реновации пятиэтажек

    Правила землепользования разработаны до того, как было принято решение о подготовке новой программы реновации пятиэтажного жилого фонда.

    Когда определят перечень пятиэтажных домов, которые войдут в программу реновации, для соответствующих кварталов разработают изменения в ПЗЗ.

    «Кварталы реновации по новой программе сноса ветхого жилья будут рассмотрены отдельно после утверждения данной программы и составления поадресного перечня», - сообщил Мэр Москвы.

    Из чего состоит документ

    Правила землепользования и застройки состоят из общей и территориальной частей. Первая оформлена в виде текстовых материалов и включает положения о порядке применения правил и внесения в них изменений. Вторая представляет собой текстовые и графические материалы, включает градостроительные регламенты и карты градостроительного зонирования территории Москвы.

    Карты градостроительного зонирования выполнены в виде атласов по административным округам столицы. В качестве картографической основы использован открытый картографический фон масштаба 1:10000 Единой государственной картографической основы Москвы.

    «Карта первая устанавливает виды разрешённого использования - такие, которые на сегодняшний день отнесены к основным видам разрешённого использования: детские сады, школы, объекты здравоохранения, бытового обслуживания и так далее», - рассказала Юлиана Княжевская.

    Виды разрешённого использования включают:

    1) основные виды разрешённого использования;

    2) условно разрешённые виды использования;

    3) вспомогательные виды разрешённого использования.

    Вторая карта определяет границы территориальных зон и подзон, а также предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции.

    В ПЗЗ установлены следующие предельные параметры застройки:

    1) предельная плотность застройки земельного участка;

    2) предельное количество этажей или предельная высота здания;

    3) максимальный процент застроенности земельного участка.

    На картах есть территории, в границах которых градостроительные регламенты не распространяются. Это:

    Территории памятников и ансамблей, включённых в Единый государственный реестр объектов культурного наследия;

    Территории памятников и ансамблей, являющихся выявленными объектами культурного наследия;

    Территории общего пользования, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые ими, предназначенные для добычи полезных ископаемых.

    Градостроительные регламенты не устанавливаются для лесного фонда, земель особых экономических зон, территорий, покрытых поверхностными водами, особоохраняемых природных территорий, земель запаса и сельскохозяйственных угодий.

    Третья карта отображает территории, предусматривающие комплексное и устойчивое развитие. Их границы устанавливают по границам одной или нескольких территориальных зон. Также обозначены расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Всего проектом предусмотрено более 10 территорий комплексного и устойчивого развития.

    На отдельных картах не устанавливаются, а только отображаются объекты культурного наследия, границы их территорий и границы зон с особыми условиями использования территории:

    Границы водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос;

    Границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

    Границы санитарно-защитных зон;

    Границы охранных зон объектов культурного наследия;

    Границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности;

    Границы зон охраняемого природного ландшафта;

    Границы защитных зон объектов культурного наследия;

    Границы охранных зон особоохраняемых природных территорий;

    Границы технических (охранных) зон подземных инженерных коммуникаций;

    Границы технических (охранных) зон воздушных линий электропередач;

    Границы технических и охранных зон метрополитена;

    Границы зон охраняемых объектов.