Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Новый закон о кладоискательстве. Как полиция применит закон против любителей археологии 245 фз комментарии

    Новый закон о кладоискательстве. Как полиция применит закон против любителей археологии 245 фз комментарии

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
    В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В ЧАСТИ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ

    В абзаце первом пункта 2 статьи 233 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) слова "относящиеся к памятникам истории или культуры" заменить словами "которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право".

    4) пункт 2 статьи 40 изложить в следующей редакции:

    "2. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.";

    5) пункты 8 - 10 статьи 45 признать утратившими силу;

    6) дополнить статьей 45.1 следующего содержания:

    "Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ

    1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

    Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

    2. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

    3. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

    4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    5. Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

    6. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

    7. Виды археологических полевых работ:

    1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

    2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

    3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

    8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.

    9. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

    10. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

    11. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

    12. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.

    13. Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    14. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).

    В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.

    15. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.";

    7) дополнить статьей 45.2 следующего содержания:

    "Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

    1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";

    8) в статье 49:

    а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

    "3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";

    б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    "4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.";

    9) статью 64 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

    "3.1. Отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.".

    Признать утратившими силу:

    1) статью 4 Федерального закона от 3 июня 2005 года N 57-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2203);

    2) пункт 5 статьи 96 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).

    1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    3. Пункт 6 статьи 3 и пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Закон конечно мутный и с пробелами (в нашу пользу и нет), с учетом его трактовок, такое ощущение, что консультации при его составлении давали оборзевшие архи, не знакомые с силой закона и правоохранительными органами.
    Итак начнем:
    1. Статья 1: Внести в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 718) следующие изменения....
    Для нас большого интереса как для копарей не представляет (Но в этом законе содержится отсылка к основам законодательства Российской Федерации о культуре, в которых есть определение культурных ценностей которые упоминаются в обсуждаемом нами законе)
    2. Статья 2: Об изменении п. 2 статьи 233 - появляется понятие культурные ценности вместо "памятников истории или культуры" С учетом того что понимается под культурнми ценностями, а это очень размытое понятие, - под клад теперь подпадает намного больше категорий вещей.
    Но право собственности никто НЕ ОТМЕНЯЛ! ПОМНИМ! ПОЛОЖИЛ В КАРМАН ЭТО ТВОЕ И ПУСКАЯ ДОКАЗЫВАЮТ ИНОЕ.
    3. Переходим к самому интересному к УК РФ (статья 190 и Прим к ст. 226.1 касается вывоза):
    Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.
    Для нас как для копарей не влезающих в АКРы самое интересное слово здесь "культурные ценности" - законодатель сам себя перехитрил - "УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ". Надеюсь желающих рубить монеты, пилить ордена и медали среди нас нет.
    4. "Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия.
    Данная статья к нам копарям не имеет отношения и по сути должна предполагать специального субъекта (то есть должностное лицо обязанное соблюдать эти самые требования).
    Кстати памятник должен быть ВКЛЮЧЕН в реестр или быть ВЫЯВЛЕННЫМ - подойти и ткнуть в землю, что здесь нельзя копать не прокатит. По поводу включения и выявления, как видно из тех же изменений, существуют довольно тягомотные процедуры которые архам не нужны.
    5. И вот оно основное!!! Кто то очень старался над этой статьей.
    К нам копарям, не залезающим в АКР (ч.2 касается включенных в реестр или выявленных) относится ч. 1 и п. 1 (без него вообще никак) и 3 части 3.
    Начнем с части 1 статья 243.21.
    Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -
    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ предметы.
    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. - это уже п.1 ч. 3 предусматривающий до 6 лет.
    Итак, что же делать (по ч. 1 НЕТ упоминаний об включении в реестр или об выявленных):
    Во-первых любимые нами и вспахиваемые поля сюда относится не будут, не возможно доказать повреждение или уничтожение культурного слоя, а сели будут попытки его найти это будут проблемы фермера или председателя колхоза.
    Второе, более легитимное для нас это то, что упоминается поиск археологических предметов в том числе в КУЛЬТУРНОМ слое (в статье 6 обсуждаемого закона дается следующее определение Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ или НАХОДКИ, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.) То есть подойти и ткнуть в монету века 18-19 и сказать что это предмет АРХ РАСКОПКИ ИЛИ НАХОДКИ, желающему это сделать, придется сильно напрячься.
    То есть культурный слой (свыше 100 лет) должен иметь АРХ находки которые вы ищете или изымаете. Немного мутно, но если дело дойдет до суда (а думаю не дойдет, о чем буде сказано ниже), доказать Вашу вину будет невозможно.
    6. Статья 243.3. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере
    Здесь специальный субъект - лицо в силу трудовых, договорных отношений, собственник земли в том числе, исполняющий вышеуказанные работы. Через два года (эти поправки к УК вступают в силу через 2 года) если наши коллеги трактористы и фермеры напишут что нашли в поле маленький кладик стоимостью более 100 тыс. рублей и его не отдадут (хотя есть еще статья 233 ГК которую никто не отменял по поводу 50 %) то до 3-х лет, архи или трудовым коллективом до 5 лет.
    Ниже в комментируем законе, сказано о введении в КоАП РФ статьи 7.33 (также вступает в силу через 2 года) схожая со статьей 243.3 УК, но в этом случае клад должен стоить менее 100 тыс. руб и при уклонении его сдать.
    6. По поводу изменений в УПК, то с учетом наиболее применимой к нам (ГИПОТЕТИЧЕСКИ) п. 1 (а иногда и п 3, кто с языком не дружит) ч. 3 статьи 243.2 дело будет возбуждено Следственным комитетом и рассматриваться судом общей юрисдикции. Если прибор успеете выкинуть незаметно и будете один то по ч. 1 ст. 243.2 - дело возбуждается органами дознания (МВД) и рассматриваться будет мировыми судьями.
    7. Дошли до изменений в КоАП (накануне, не в рамках комментируемого закона, уже было ужесточен порядок копа, но касался он АКРов) статью 7.33 мы уже упоминали.
    Остается 7.15.1 Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации (незаконный оборот арх предметов), которую лучше всего рассматривать в совокупности со статьей 8 комментируемого закона: Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
    2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3. Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
    ВСТУПАЕТ ДАННОЕ ПРАВИЛО ЧЕРЕЗ ГОД
    Все накопанное можно оставлять по наследству.
    Если ВВЕЗЛИ в Россию золотой скифский шлем и груду золотых ефимок, то их можно продавать БЕСПРЕПЯТСТВЕННО.
    Продавать арх предметы уже находящиеся на руках можно если они были предложены музею и включены до 1.09.2016 в состав негосуд. части Музейного фонда Российской Федерации (там сами в шоке от всего этого)
    Статья 7.15.1 с учетом свободной продажи "ввезенного" (можно сделать что везено) и с учетом права частной собственности и свободы договора и того что договора купли-продажи подобного недвижимого имущества (пишем все 11.09.2003г.) не подлежат гос.регистрации (и т.д. и т.п.) обходится элементарно.
    Не забываем что заинтересованному органу надо будет доказать еще что это арх. предмет. О чем уже говорилось выше.
    7. Поправки в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к нам копарям относятся лишь в той части, что там содержится целый ряд терминов (такие как арх. предметы), а так в основном архов.

    Возможно все вышеизложенное несколько запутанно, старался утрировать и упрощать.
    С практической точки зрения для нас ничего не изменится.
    Если дело не касается АКР в густо населенных местах, где постоянно копаются архи с бушующими архами (реестр и выявленные объекты самим архам не нужны, если там не пройдет трубопровод Газпрома или Роснефти и можно хорошо поживиться).
    Если Вас не захотят взять на понт местные жители с помощью Дяди Васи-участкового, чтобы устанить конкурентов и то там такую обратку можно дать что сами не обрадуются.
    Если Вы не понравились, то Собственник земли (поля) может попробовать что-то замутить, опять таки с помощью участкового которому это нафиг не надо. - и ему и его начальству. Был подобный случай на практике: подкатил хозяин пая, где уже недавно посадили урожай, начал качать права - упоминание что поле распахано под самый АКР и наказание за сельхоз.обработку подобной земли - 10тыс.руб по КоАП быстро заставило найти его со мной общий язык.
    Случаи бывают абсолютно разные, но необходимо запомнить главное ПОЛОЖИЛ В КАРМАН (хоть кусок золота) ТВОЕ - не имеет ни собственник земли ни участковый Вас задерживать, обыскивать и т.д.
    Я ЭТО С СОБОЙ КАК ТАЛИСМАН НОШУ. (с)

    Не надо в этой теме флудить!Пишем только по делу.

    Статья 1

    Внести в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 718) следующие изменения:

    1) абзац третий статьи 7 изложить в следующей редакции:

    "археологические предметы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";";

    2) в статье 57 слова "рассматривается как незаконный вывоз культурных ценностей и наказывается в соответствии с пунктом 2 статьи 56 настоящего Закона" заменить словами "наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации".

    Статья 2

    В абзаце первом пункта 2 статьи 233 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) слова "относящиеся к памятникам истории или культуры" заменить словами "которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право".

    Статья 3

    Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 1999, N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3490; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2006, N 2, ст. 176; 2007, N 21, ст. 2456; N 31, ст. 4008; N 45, ст. 5429; 2009, N 31, ст. 3921; N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; N 21, ст. 2525; N 49, ст. 6412; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 24, ст. 3071; N 30, ст. 4172) следующие изменения:

    1) в статье 190:

    а) в наименовании слова "предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран" заменить словами "культурных ценностей";

    б) в абзаце первом слова "предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран" заменить словами "культурных ценностей";

    2) в примечаниях к статье 226 1:

    а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

    "2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.";

    "4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.";

    3) статью 243 изложить в следующей редакции:

    "Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

    наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.";

    4) дополнить статьей 243 1 следующего содержания:

    "Статья 243 1 . Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.";

    5) дополнить статьей 243 2 следующего содержания:

    "Статья 243 2 . Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    б) лицом с использованием своего служебного положения;

    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    6) дополнить статьей 243 3 следующего содержания:

    "Статья 243 3 . Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

    1. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере -

    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

    б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

    Примечание. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.".

    Статья 4

    Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; N 52, ст. 6422; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 24, ст. 3071; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875) следующие изменения:

    1) часть первую статьи 31 после цифр "239," дополнить словами "243 частью первой, 243 1 243 2 частью первой, 243 3 частью первой,";

    2) в пункте 1 части третьей статьи 150 цифры "243 - 245" заменить словами "243 частью первой, 243 1 , 243 2 частями первой и второй, 243 3 частью первой, 244, 245";

    3) в статье 151:

    а) пункт 3 части второй после цифр "242 1 ," дополнить словами "243 частью второй, 243 2 частью третьей, 243 3 частью второй,";

    б) часть пятую после цифр "239," дополнить словами "243 частью второй, 243 2 частью третьей, 243 3 частью второй,".

    Статья 5

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3432, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 30, ст. 4006, 4007; N 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; N 46, ст. 6406; N 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6752, 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 8, ст. 719; N 14, ст. 1651, 1666; N 19, ст. 2323) следующие изменения:

    1) в статье 7.15:

    а) абзац первый части 1 после слов "(открытого листа)" дополнить словами ", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,";

    б) дополнить частью 3 следующего содержания:

    "3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.";

    в) дополнить примечанием следующего содержания:

    "Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";

    2) дополнить статьей 7.15 1 следующего содержания:

    "Статья 7.15 1 . Незаконный оборот археологических предметов

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.";

    3) в статье 7.33:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    "Статья 7.33. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ";

    б) абзац первый изложить в следующей редакции:

    "Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -";

    4) в части 2 статьи 28.3:

    а) в пункте 1 цифры "7.11 - 7.15" заменить цифрами "7.11 - 7.15 1 ";

    б) пункт 56 после слова "предусмотренных" дополнить словами "статьями 7.15, 7.15 1 , 7.33,".

    Статья 6

    Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 46, ст. 5554; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 30, ст. 4563; 2012, N 31, ст. 4322) следующие изменения:

    1) в статье 3:

    а) часть первую после слов "объекты недвижимого имущества" дополнить словами "(включая объекты археологического наследия)";

    б) дополнить новой частью второй следующего содержания:

    "Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.";

    в) дополнить частью третьей следующего содержания:

    "Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.";

    г) дополнить частью четвертой следующего содержания:

    "Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.";

    в абзаце втором слова "частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия)" заменить словами "объекты археологического наследия";

    в абзаце третьем слово "некрополи" заменить словами "некрополи; объекты археологического наследия";

    в абзаце четвертом слова "культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок" заменить словами "объекты археологического наследия";

    2) в статье 18:

    а) в пункте 6 слова "в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта" заменить словами "в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45 1 настоящего Федерального закона";

    б) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: "Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.";

    3) статью 37 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    "4. Археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.";

    4) пункт 2 статьи 40 изложить в следующей редакции:

    "2. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45 1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.";

    5) пункты 8 - 10 статьи 45 признать утратившими силу;

    6) дополнить статьей 45 1 следующего содержания:

    "Статья 45 1 . Порядок проведения археологических полевых работ

    1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

    Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

    2. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

    3. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

    4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    5. Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

    6. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

    7. Виды археологических полевых работ:

    1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

    2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

    3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

    8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.

    9. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

    10. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

    11. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

    12. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.

    13. Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    14. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).

    В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.

    15. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.";

    7) дополнить статьей 45 2 следующего содержания:

    "Статья 45 2 . Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

    1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";

    8) в статье 49:

    а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

    "3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";

    б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    "4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.";

    9) статью 64 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

    "3 1 . Отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.".

    Статья 7

    Признать утратившими силу:

    1) статью 4 Федерального закона от 3 июня 2005 года N 57-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2203);

    2) пункт 5 статьи 96 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).

    Статья 8

    1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    Статья 9

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    3. Пункт 6 статьи 3 и пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    Президент Российской Федерации

    Кладоискательство в России стремительно набирает популярность. За последние несколько лет на территории Российской Федерации было приобретено свыше двух миллионов металлоискателей, датчиков и прочей вспомогательной техники для осуществления раскопок. Однако сравнительно недавние нововведения законодательства ставят под запрет дальнейшую деятельность археологов-любителей в сфере кладоискательства.

    Граждан, занимающихся поиском предметов старины и кладоискательством, можно разделить на 4 категории:

    • Археологи - уполномоченные на проведение раскопок и кладоискательства физические лица. Их деятельность легализована посредством получения открытого листа (разрешения);
    • Поисковики - нелегальные искатели, обладающие металлоискателями и прочей поисковой техникой, сообщающие о своих находках археологам;
    • Кладоискатели - заядлые коллекционеры, занимающиеся изучением архивов старины с целью нахождения клада;
    • Чёрные копатели - правонарушители, разрушающие культурный слой, охраняемый законом с целью нелегального кладоискательства. Сбывают археологические ценности, украденные таким образом у государства, в том числе и за границей.

    Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» N 245-ФЗ, принят Госдумой 2 июля. ФЗ-245 был одобрен Федерационным Советом 10 июля 2013 года, вступил в силу 23 июля того же года.

    Настоящий закон принят, в первую очередь, в рамках борьбы с чёрными копателями. Но и разрушительные некомпетентные действия представителей второй и третьей категорий в области кладоискательства тоже попадают под запрет.

    Данный нормативный акт регламентирует способы предоставления государственной охраны предметам, представляющим археологическую ценность . ФЗ-245 устанавливает изменения в отдельных Федеральных законах с целью не пресечения неправомерного кладоискательства и присвоения государственных кладов.

    Последняя редакция действительного Федерального закона, прозванного среди населения «запретом на металлоискатели и кладоискательство» была осуществлена 22 октября 2016 года. Поправкой упразднён пункт 3 статьи 6.

    Что нового в законе?

    Ранее деятельность чёрных искателей и кладоискателей-любителей не регламентировалась ни одним правовым актом в Российской Федерации. И в то же время последствия своевольного кладоискательства нередко влекли за собой непоправимые разрушения археологических слоёв, сохранивших длительную историю пребывания человека (более 100 лет). В связи с этим потребовалось ввести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации.

    Положением нового закона о кладоискательстве внесены поправки в закон N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» . Согласно ст.1 ФЗ-245, по отношению к попытке незаконного вывоза за пределы Российской Федерации предметов, представляющих архитектурную или культурную ценность, предусматривается наказание. Меру ответственности за указанное нарушение определяет Российское законодательство.

    Настоящим Федеральным законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской федерации. Текст кодекса дополнен статьёй 243.2 , вносящей новые постановления в отношении незаконного кладоискательства. Согласно пункту 1 указанной статьи, запрещено любительское кладоискательство и изъятие найденных в процессе культурных ценностей из земли или под толщей воды. Причиной запрета является разрушение культурного слоя , который могут причинить неумелые действия археологов-любителей.

    В случае если акт незаконного кладоискательства происходит на территории памятников культуры , на совершающих преступное деяние граждан налагается штраф, эквивалентный сумме заработных плат фигуранта за двухгодичный период , либо лишением свободы сроком до 4 лет (Пункт 1 Статьи 243.2 УК РФ ).

    Крупным штрафом в размере до 1 миллиона рублей или наказанием в виде пребывания в местах лишения свободы сроком до 6 лет наказываются соответствующие деяния (Пункт 2 Статьи 243.2 УК РФ ):

    • Кладоискательство при помощи технических средств, к которым относятся металлоискатели и радары, позволяющие устанавливать дислокацию металлического клада;
    • Поиск клада должностным лицом, превышающим полномочия;
    • Совершённые предварительно сговорившейся на осуществление незаконного кладоискательства группы людей.

    Согласно положениям действительного нового закона о пользовании металлоискателем 245-ФЗ и введённым посредством его нормативов поправкам в Уголовный Кодекс РФ, для проведения археологических работ и кладоискательства, нужно разрешение на организацию указанных мероприятий - открытый лист.

    Для получения открытого листа соискателю необходимо обратиться в Министерство Культуры Российской Федерации. Регламент обращения осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127 . Основанием для получения разрешения служит документация, подтверждающая законное право этого гражданина принимать участие в раскопках в качестве специалиста-археолога. Кладоискателям-любителям разрешение на кладоискательство при помощи металлоискателя и других средств упрощения поиска предметов национального культурного наследия - не выдаётся.

    Можно ли искать металлоискателем по закону?

    Согласно действительному закону про кладоискательство и статье 243.2 УК Российской Федерации, использование металлоискателя, машин для рытья земли и радаров строго запрещены.

    Но в этой же статье указывается, что строгий запрет налагается на нанесение повреждений культурному слою, чей возраст составляет более 100 лет . Также наказуемо ведение поиска предметов, представляющих культурную и археологическую ценность . Доказать, что человек в момент задержания занимался незаконным поиском археологических предметов, нелегко. Таким образом, для чтобы предъявить подобное обвинение гражданину, нужны веские причины.

    Использование металлоискателя вне мест, представляющих культурную ценность и наличия древних захоронений или городов, не регламентировано на настоящий момент ни одним действующим Федеральным законом. Но учитывая факт, что ныне неизведанные культурные слои могут оказаться в любой точке РФ, лучше воздержаться от кладоискательства при помощи металлоискателя - во избежание нарушения закона .

    Скачать закон о кладоискательстве в РФ

    Для более подробного ознакомления с поправками в УК РФ в отношении кладоискательства, следует обратиться к положению Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» N 245-ФЗ. Актуальный текст ФЗ-245 можно скачать по

    (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 718) следующие изменения:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    "Статья 7.33. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ";

    б) абзац первый изложить в следующей редакции:

    "Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -";

    Zakonbase: статьи 5 вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования данного закона ( статья 9)

    а) часть первую после слов "объекты недвижимого имущества" дополнить словами "(включая объекты археологического наследия)";

    б) дополнить новой частью второй следующего содержания:

    а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

    "3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";

    б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    "4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.";

    9) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

    "3.1. Отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.".

    Признать утратившими силу:

    1) Федерального закона от 3 июня 2005 года N 57-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2203);

    2) пункт 5 статьи 96 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).

    1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль

    На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.07.2013 N 245-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.07.2013 N 245-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.07.2013 N 245-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.