Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды. Как рассчитываются общедомовые нужды

    Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды. Как рассчитываются общедомовые нужды

    В январе мы выставили квитанции по новым правилам - включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения . Законодатели обещали, что этот перенос - формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4-5 раз.

    Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ . Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.

    Разъяснения Минстроя РФ

    Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:

    • как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
    • что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
    • что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
    • можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?

    Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.

    Минстрой РФ признаёт , что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.

    Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.

    Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ . Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

    Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.

    Минстрой РФ напоминает , что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД , определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

    Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.

    ОДН по счётчикам

    Главная мысль письма Минстроя РФ - переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ . Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.

    С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

    Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН , потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.

    Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.

    Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.

    А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН ? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.

    Есть основания полагать, что счетчики в многоквартирных домах, по которым взимается тариф за ОДН, установлены незаконно

    Оплата за свет и одн - головная боль, как жителей Томской области, так и всей России.

    Соблюдения законодательства «Горсетям» в установлении счетчиков не понадобилось.

    Плата за «общедомовые нужды» - постоянная тема для горячих дискуссий. Как мы все помним, с 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы по электроснабжению. Нормативы в течение года в среднем выросли на 15 % . Изменения коснулись и схемы начисления за ОДН. Вот что заявлял год назад и. о. начальника областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев.

    Ранее данное начисление производилось пропорционально потреблению в квартире, сегодня ОДН будет распределяться пропорционально занимаемой площади, - заявлял он. - Законом теперь установлено, что показания нужно сдавать с определенное время. Мы обязаны снимать показания с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать до 26-го числа в ресурсоснабжающую организацию.

    Если потребитель своевременно не предоставит информацию, то плата за коммунальные услуги за 3 месяца будет рассчитываться по среднемесячной , которая зависит от показаний индивидуального прибора учета за год. После 3 месяцев - по нормативам потребления. Томичи могут снизить платежи за коммунальные услуги, если поставят в жилых помещениях счетчики. Именно под этим «соусом» в домах в свое время начали устанавливать общедомовые счетчики. Но сделали это, как всегда, «через одно место». И вот почему.

    Без согласия и договоров

    В пылу обсуждений и дискуссий по поводу введения оплаты за ОДН в Томске, чиновники забыли (или забыли в кавычках?) о немаловажной детали. Дело в том, что, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, приборы учета электрической энергии, поступающей в многоквартирные жилые дома, должны были быть установлены только с согласия общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Однако в Томске все случилось с точностью до наоборот. Уже известная нашим читателям фирма ООО «Горсети», занимающая доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на территории Томска, в рамках проводимой программы модернизации электроучетов установила приборы учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах без проведения всяких собраний собственников. В частности, такие факты были выявлены и доказаны в Томке по ул. Советской, 46 (ООО «Стройсоюз»), ул. Войкова, 84 (ООО «Жилсервис»), ул. Ванцетти, 25 и пр. Ленина, 108 (ООО «Ремстройбыт»). Предполагаем, что данные факты в Томске носят повсеместный и очень распространенный характер.

    Установка приборов коммерческого учета электрической энергии, поступающей в данные жилые дома, была оформлена актами, подписанными представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями. Согласно ответу УФАС по Томской области от 12.04.2013 г. № НХ/1842, «установка приборов учета производилась за счет средств ООО «Горсети» и не оплачивалась ни управляющими компаниями, ни собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. Предоставленные управляющими компаниями отчеты о затратах на содержание и текущий ремонт жилых домов за 2010-2012 гг. подтверждают, что собственники жилых домов не оплачивали установку ООО «Горсети». Согласно актам, подписанным представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями, приборы (коммерческого) учета электрической энергии, поступающей на многоквартирные жилые дома находятся на балансе ООО «Горсети». Хотя, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, все электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в границах многоквартирных жилых домов, должно находиться в собственности собственников жилых помещений данных многоквартирных домов.

    Более того, несмотря на то, что приборы (коммерческого) учета находятся на балансе ООО «Горсети», согласно отчету ООО «УК Стройсоюз» умудрилось выставить жителям оплату за установку прибора коммерческого учета электроэнергии. Между прочим, данные неправомерные действия управляющей компании, попахивают мошенничеством и правоохранительным органам есть чем заняться.

    Счета за ОДН незаконны?

    К чему мы так подробно осветили данный вопрос с законностью установления счетчиков в многоквартирных домах? К тому, что если эта позиция верна и корректна, то выставлять счета за расход электроэнергии на ОДН по данным приборам коммерческого учета, установленным и находящимся на балансе у ООО «Горсети», организация ОАО «Томскэнергосбыт» не имеет никакого права. Во-первых, счетчики должны были быть установлены только с согласия общего собрания собственников жилых помещений и находиться в их собственности. Во-вторых, у ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» должен быть заключен договор использования коммерческих приборов учета электроэнергии, поступающей на многоквартирные жилые дома, для осуществления начислений за ОДН по электроэнергии. ООО «Горсети» обязано обратиться к собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов о проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, принять решение об установке счетчика, выбрать организацию, которая установит счетчик. Соответственно, взимать плату за услуги ОДН по электроэнергии в «Томскэнергосбыт» могли только в соответствии с законодательством. Без этого выставление счетов на оплату ОДН самовольно и незаконно. Чтобы по этому поводу ни говорили в «Томскэнергосбыте»

    «Закон не запрещает»

    Справедливости ради мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-службу ОАО «Томскэнергосбыт». Мы спросили - на каком основании приборы коммерческого учета электрической энергии поступающей на многоквартирные жилые дома в Томске, установленные ООО «Горсети», принадлежащие другому юридическому лицу, используются вами для осуществления расчетов и начисления по ОДН за электроэнергию?

    И вот что они ответили.

    «Законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.

    В связи с вступлением в силу с 12.06.2012 г. Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязанность по установке приборов учета возложена на сетевую организацию (п. п. 43, 150).

    Согласно пункту 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442), под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

    Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. У ОАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для отказа к приемке в расчеты надлежащим образом допущенных приборов учета электроэнергии». (Конец цитаты.)

    Вот так, закон якобы «не запрещает» снимать показания с приборов учета, неизвестно как и кем установленных. Получается, независимо от того, кто установил прибор учета, ОАО «Томскэнергосбыт» может производить по нему расчеты и начисление. Про наличие договора на обслуживание счетчиков с ООО «Горсети» представители от ОАО «Томскэнергосбыт» даже не заикнулись. Хотя Жилищный кодекс обязывает провести данную процедуру жестко в соответствии с законом и только с согласия общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.

    Однако именно по закону в ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыте» действовать и не хотят. Зачем нам проводить собрания собственников, давать им право на установку и выбор организации по установке счетчиков, да еще отдавать им потом эти счетчики в собственность? Сделаем это сами, сами поставим счетчики, сами назначим цены на их установку и закупку, впоследствии выставим счета ОАО «Томскэнергосбыту», а там выставят жильцам уже свои счета, отбивая деньги для себя и ничего и никому не объясняя. Жильцы же у нас все оплатят, хотя все эта электроэнергия, затраченная на «общедомовые нужды» давно и не единожды включена в тариф.

    Что же делать жителям?

    Обращаться в суд. Ведь получается, что в настоящий момент томичи вовсе не обязаны платить по счетам, выставленным за потребление электроэнергии по общедомовым нуждам. Кем бы и как они бы не были рассчитаны. И даже могут все уплаченные деньги назад. Может быть,хватит уже все сваливать на «неплательщиков», выставлять липовые и ничем не обоснованные счета, выезжать за счет добросовестных потребителей?

    Кроме того, мы рекомендуем подавать заявления в прокуратуру Томской области о незаконности выставления тарифов по потреблению электроэнергии за ОДН от ОАО «Томскэнергосбыт». Основание - установка приборов коммерческого учета электроэнергии (ОДН) в многоквартирных домах проведена с грубейшими нарушениями Жилищного кодекса РФ и без ведома самих собственников. Пусть ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» проводят процедуру по закону и заново.

    Кто куда смотрит?

    Между тем в городе достаточно контролирующих органов, чтобы понудить ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» работать в соответствии с законодательством. Почему же до сих пор они этого не сделали? Бездействие таких контролирующих и надзирающих органов, как департамент ЖКХ и Государственный жилищный надзор по Томской области, УФАС по Томской области просто поражает. Ведь, по сути, это с их молчаливого согласия происходит невероятное нарушение прав потребителей. Особенно контрастно это выглядит на фоне практически ежедневных сюжетов по телевидению и печатным средствам массовой информации с возмущением граждан. Так кто заинтересован в накаливании социальной ситуации? Кто провоцирует негативную оценку в отношении власти всех уровней? Спасибо, правда, прокуратуре Кировского района, вставшей на защиту граждан и внесшей представление об устранении нарушений закона ОАО«Томскэнергосбыту» и даже отстоявшей свою позицию в суде. Но одна она в поле не воин...

    В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

    Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст.36 п.1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

    • лифтовые шахты и кабины,
    • коридоры и лестничные площадки,
    • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
    • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

    Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

    Что такое ОДН по электроэнергии?

    Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

    Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

    С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

    Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

    Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

    Регион Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) Все нормативы
    МКД с лифтами МКД без лифтов
    Московская область (г. Москва) 0,61 2,88
    Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66
    Нижегородская область 0,39 1,60
    Свердловская область (г. Екатеринбург) 1,96 4,16
    Саратовская область (г. Саратов) 1,82 2,44
    Омская область (г. Омск) 1,039 1,943
    Томская область (г. Томск) 0,82 1,42
    Новосибирская область (г. Новосибирск) 0,728 0,973
    Липецкая область (г. Липецк) 0,37 1,24
    Ростовская область (Ростов-на-Дону) 0,55 2,24
    Ярославская область (г. Ярославль) 0,646 1,010
    Республика Татарстан (г. Казань) 0,272 0,272
    Республика Крым (г. Симферополь) 0,21 0,58
    Краснодарский край (г. Краснодар) 0,322 1,412
    Республика Башкортостан (г. Уфа) 0,295 0,791
    Республика Адыгея (г. Майкоп) 0,315 1,357

    Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

    Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

    В 2019 году метод расчета и формулы не менялись.

    В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

    Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) , где:

    • V об - показания общего счетчика;
    • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
    • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
    • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
    • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
    • Si - площадь квартиры;
    • S об - суммарная площадь всех квартир дома.

    Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

    Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

    Если объем ОДН отрицательный

    Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

    Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

    Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

    К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

    Что делать если нет счетчика

    В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

    Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,
    где:

    • N одн - норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
    • S ои - суммарная площадь всего общедомового имущества;
    • Si - площадь квартиры;
    • S об - суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

    Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

    Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2019 году

    В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

    Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

    Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

    И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

    Поговорим о новых правилах расчета платы за ОДН (общедомовые нужны) и на содержание общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД).

    Как будут платить за содержание общего имущества?
    В течение 2017 года значительно изменяется структура платы за жилое помещение (ст. 154 ЖК РФ). Помимо платы за коммунальные услуги и взносов на капремонт с января в нее включена плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ). К таким ресурсам отнесены холодная и горячая вода, электроэнергия, а также учитывается отведение сточных вод в целях содержания ОИ МКД. Там же указывается, что размер платы за ресурсы на ОИ МКД не может превышать нормативы потребления комуслуг на общедомовые нужды в субъекте РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года (ч. 10 ст. 12 Закона), а до 1 июня 2017 года в субъектах должны быть установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД (п.2 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).
    Если до 1 июня на федеральном и региональном уровнях не будут утверждены новые нормативы потребления, взимание коммунальных платежей на содержание дома станет незаконным. В связи с этим продолжают вносить изменения в жилищное законодательство и давать разъяснения, как рассчитывать плату в переходный период. В Письме Минстроя РФ N 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания ОИ МКД» разъясняется, как должны учитываться нормативы потребления комуслуг на ОДН и показания общедомовых счетчиков, за какие помещения в составе общего имущества нужно платить.
    Кроме того, 14 апреля 2017 года в первом чтении Госдумой принят законопроект № 113667-7, изменяющий ч. 10 ст. 12 Закона. В случае окончательного принятия она будет дополнена положениями о том, когда необходимо собрание собственников помещений в МКД для установления размера платы и когда оно не требуется.

    Что разъяснил Минстрой РФ?
    До 1 января 2017 года расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам. Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. С 2017 года расходы определяются по нормативам. Однако региональные власти часто нарушают правила утверждения нормативов (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306), неверно используя в формулах площади общего имущества, а также не учитывая определенные конструктивные и технические параметры МКД, что приводит к завышению нормативов (например, в двух соседних областях с равными экономическими показателями нормативы могут отличаться в два раза). В связи с этим Минстрой дал необходимые разъяснения по расчету нормативов органами власти субъектов РФ и объема коммунальных ресурсов, за который платят собственники конкретной квартиры или нежилого помещения.

    Нормативы ОДН – как рассчитываются?
    Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на ОДН рассчитываются по формуле 26 приложения N 2 к Постановлению N 306. При этом при расчете ОДН на воду учитывается суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и иных помещений, согласно паспорту МКД обслуживающих более одного помещения и не принадлежащих отдельным собственникам.
    Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме. Кроме того, должно учитываться электроснабжение помещений для удовлетворения социально-бытовых потребностей (досуг, спорт, культура и т. п.), не принадлежащих отдельным собственникам. О нарушениях, допущенных при расчете ОДН и последующем утверждении нормативов можно сообщать в госжилинспекцию.

    Расчет ОДН – за что платят собственники?
    При расчете платы за ресурсы на содержание общего имущества МКД помимо указанных нормативов нужно учитывать объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД, приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение в собственности. В отсутствие общедомовых счетчиков или в случае превышения показаний счетчиков над нормативами по состоянию на 1 ноября 2016 года этот объем рассчитывается по формуле 15 приложения N 2 к Постановлению N 306 с учетом площади жилых и нежилых помещений (так же, как объем ресурсов на ОДН за месяц (расчетный период), то есть: V = Nодн * Sои * (Si / Sоб), где
    При расчете ОДН учитывается объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКДNодн - норматив потребления коммунальной услуги на ОДН (если норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД не установлен) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД за расчетный период, утвержденный по правилам N 306;
    Sои - общая площадь помещении, входящих в состав ОИ МКД (та же площадь, в отношении которой рассчитываются нормативы потребления комслуг на ОДН)
    Si - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
    Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
    Таким образом, в плату за жилое помещение в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Расходы по оплате ресурсов на общее имущество определяются в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков, если:
    - объем ресурсов по счетчику ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления комуслуг на ОДН;
    - собранием собственников принято решение о распределении между ними объема ресурсов на ОИ МКД, превышающего объем ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления ком услуг на ОДН.
    Согласно Законопроекту № 113667-7, если такое решение не принято, расходы на содержание ОИ МКД будут включены в плату за содержание жилого помещения в размере стоимости объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных по нормативам потребления коммунальных услуг на ОДН. Также законопроект предусматривает изменение размера платы за жилое помещение соответственно изменениям оплаты ресурсов на ОИ МКД в связи установлением (изменением) тарифа или норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания и использования ОИ МКД. Для этого решение собрания собственников не потребуется.

    Электричество всегда являлось одним из самых дорогих видов коммунальных ресурсов, а его точный учет нередко сопряжен с множеством трудностей из-за регулярных потерь в сетях и невозможности оперативно выявить источники потерь. Именно поэтому сегодня как для управляющих компаний, так и для жильцов многоквартирных домов, особенно актуален вопрос, как рассчитывается ОДН за электроэнергию.

    Что из себя представляет ОДН по электроэнергии

    Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением . Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком. Этот вид потребления так и называют - общедомовым .

    ОДН - сокращение от термина «общедомовые нужды». Это тот объем ресурса, который потребляется с целью обслуживания общих территорий дома.

    Что входит в ОДН по электроэнергии

    Многие жильцы, видя в ежемесячных квитанциях на оплату строчку ОДН за электроэнергию, думают, что это оплата за лампочки в подъездах. В действительности область применения электроэнергии на общедомовые нужды гораздо шире.

    В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

    • функционирование лифтов;
    • работа домофонов;
    • видеонаблюдение;
    • освещение в подъезде и возле дома;
    • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

    При этом к общедомовым территориям относятся не только внутренние пространства здания, но и внешняя территория, на которой может располагаться шлагбаум автостоянки, электронная калитка, а также охранные постройки.

    Плата за ОДН по электроэнергии

    Оплата ОДН за электроэнергию производится собственниками жилого дома. Такой порядок оплаты прописан в Постановлении Правительства №354.

    Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

    Как следует из Постановления, оплата собственниками за общедомовые нужды производится независимо от того, какая форма управления была выбрана в многоквартирном доме. Поэтому ежемесячно управляющие компании многоквартирных домов рассчитывают объем ресурса, который был потрачен на общедомовые нужды, и включает соответствующую графу в квитанции жильцов.

    Как рассчитать ОДН за электричество

    ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

    1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

    Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

    2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию - с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

    Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

    Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

    • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
    • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то - внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
    • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни - в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

    В продолжение статьи.