Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Обществоведческие понятия и термины. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию

    Обществоведческие понятия и термины. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию
    1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
    2. Вербальное - словесное общение
    3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
    4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
    5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
    6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
    7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
    8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
    9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
    10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
    11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
    12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
    13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
    14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
    15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
    16. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
    17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
    18. Интеграция - объединение различных частей.
    19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
    20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
    21. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
    22. Личность -система социально значимых качеств индивида.
    23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
    24. Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
    25. Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
    26. Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
    27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
    28. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
    29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
    30. Обряд - совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
    31. Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
    32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
    33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    34. Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
    35. Обычаи - установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
    36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
    37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
    38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
    39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
    40. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
    41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
    42. Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
    43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
    44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
    45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
    46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
    47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
    48. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
    49. Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
    50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
    51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
    52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
    53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
    54. Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
    55. Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
    56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
    57. Традиции - совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
    58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
    59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
    60. Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
    61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
    62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
    63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
    64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
    65. Эмоции -кратковременные переживания
    66. Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.

    Термины «Человек и общество»

    Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

    Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

    Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

    Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

    Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

    Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

    Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

    Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

    Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

    Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

    Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

    Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

    Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

    Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

    Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

    Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

    Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

    Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

    Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

    Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

    Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

    Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

    Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

    Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

    Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).

    Термины по теме «Социальная сфера»

    Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

    Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

    Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

    Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

    Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

    Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

    Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

    Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

    Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

    Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

    Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

    Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

    Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

    Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

    Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

    Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

    Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

    Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

    Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

    Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

    Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

    Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

    Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

    Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

    Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.

    Термины «Право»

    Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения

    Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание

    Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.

    2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества

    Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.

    Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений

    Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.

    Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи

    Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности

    Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.

    Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия

    Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы

    Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями

    Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях

    Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)

    Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).

    Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.

    Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.

    Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления

    Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения

    Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.

    Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.

    Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.

    Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.

    Термиты «Духовная жизнь общества»

    Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.

    Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

    Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения

    Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль

    Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

    Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

    Образование -

    1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

    2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.

    Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

    Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

    Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.

    Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).

    Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

    Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур

    Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

    Термины по теме «Политика»

    Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

    Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.

    Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.

    Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.

    Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.

    Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства

    Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.

    Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

    Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

    Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.

    Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.

    Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.

    Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.

    Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.

    Термины по теме «Экономика»

    Экономика -

    1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.

    2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.

    Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи

    государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.

    Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

    Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.

    Уровень жизни -

    1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

    2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.

    Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.

    Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента

    Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

    Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.

    Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар

    Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время

    Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.

    Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)

    Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)

    Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.

    Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

    Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.

    Среднее общее образование

    Обществознание

    Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями

    Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.

    Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений

    По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

    В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

    Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

    Как работать с понятиями

    Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

    4 способа дать определение понятию:

    • Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
    • Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
    • Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
    • Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.

    Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:

    • Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
    • Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
    • Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
    • Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.

    Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.

    Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.

    Задания ЕГЭ

    В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.

    Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.

    Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

    Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.

    Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.

    Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.

    Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

    В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.


    Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.