Обществоведческие понятия и термины. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию
- Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
- Вербальное - словесное общение
- Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
- Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
- Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
- Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
- Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
- Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
- Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
- Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
- Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
- Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
- Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
- Индивид - единичный представитель человеческого рода.
- Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
- Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
- Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
- Интеграция - объединение различных частей.
- Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
- Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
- Личность -система социально значимых качеств индивида.
- Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
- Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
- Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
- Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
- Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
- Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
- Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
- Обряд - совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллективный характер.
- Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
- Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
- Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
- Обычаи - установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом.
- Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
- Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
- Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
- Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
- Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
- Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
- Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
- Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
- Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
- Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
- Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
- Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
- Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
- Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
- Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
- Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
- Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
- Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
- Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
- Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
- Традиции - совокупность элементов культуры, передаваемых из поколения в поколение.
- Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
- Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
- Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
- Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
- Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
- Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
- Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
- Эмоции -кратковременные переживания
- Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.
Термины «Человек и общество»
Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей
Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.
Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.
Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.
Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм
Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).
Термины по теме «Социальная сфера»
Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами
Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);
Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.
Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.
Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.
Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.
Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.
Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.
Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.
Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.
Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.
Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.
Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения
Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению
Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.
Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.
Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.
Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.
Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.
Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;
Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.
Термины «Право»
Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения
Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание
Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.
2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества
Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.
Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений
Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.
Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи
Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.
Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы
Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями
Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)
Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).
Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.
Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.
Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления
Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения
Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.
Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.
Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.
Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.
Термиты «Духовная жизнь общества»
Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.
Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль
Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.
Образование -
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.
Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).
Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур
Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Термины по теме «Политика»
Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.
Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.
Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.
Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.
Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.
Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства
Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.
Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.
Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.
Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.
Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.
Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.
Термины по теме «Экономика»
Экономика -
1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.
2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.
Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи
государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.
Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.
Уровень жизни -
1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.
Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.
Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента
Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.
Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.
Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар
Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время
Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.
Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)
Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)
Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.
Среднее общее образование
Обществознание
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.
Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
- Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
- Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
- Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
- Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
- Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
- Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
- Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
- Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Задания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.
- Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
- Так делать или нет прививку от гриппа?
- Оформление спортивного уголка в доу своими руками
- Чему равен 1 год на меркурии
- Кто такой Николай Пейчев?
- Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
- Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении