Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Одним из признаков конфедерации является. Признаки конфедерации, чем отличается от федерации

    Одним из признаков конфедерации является. Признаки конфедерации, чем отличается от федерации

    Государство является неотъемлемой частью нашего мира, поддерживающей порядок на определенной территории. Оно выполняет роль арбитра, который следит за соблюдением порядка и прав личности средством управления и принуждения.Суверенитет - неотъемлемая его часть, он - главное отличие страны от государства.

    Государства различаются по форме устройства. Одной из них является конфедерация и федерация.

    Википедия говорит, что конфедерация - союз государств , созданный с целью выполнения совместных задач. Все участники союза суверенны, имеют свое независимое законодательство и систему власти.

    В интернет-энциклопедии Википедия сформулировано определение, которое выглядит так:

    «Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий».

    Примеры конфедераций и что такое федерация

    Союз довольно редко встречается в истории из-за своей нестабильности. Чаще всего он распадается либо перерастает в нечто большее, а именно - федерацию. Самым известным примером конфедерации являются Конфедеративные Штаты Америки , созданные в ответ на прокламацию Линкольна об отмене рабовладельческого строя и начавшие Гражданскую войну против Соединенных Штатов, после поражения в которой развалились.

    В следствии «весны народов» внутри Австрийской империи государство ослабло, и Венгрия согласилась вступить в ее состав на правах автономии. Так и образовалось государство конфедеративного типа Австро-Венгрия. Однако экономический кризис и Первая мировая война сильно ударили по союзу, из-за чего он распался.

    Примером перерастания конфедерации в нечто большее может послужить Северогерманский союз, образованный в 1866 году после австро-прусско-итальянской войны. Просуществовав 5 лет, союз преобразовался в Германскую Империю, а именно в федерацию.

    Как и у любой формы государственного устройства, у конфедерации есть отличительные черты . Признаки, характерные для нее:

    Конфедерация - бесперспективный тип государственного устройства

    Почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом? На это есть ряд веских и объективных причин:

    • отсутствие сильной центральной власти . Из-за высокой независимости стран-участниц положение союза становится нестабильным, что в сумме с другими факторами становится причиной распада;
    • временный характер союза . Изначально союз создается для выполнения каких-либо конкретных целей и задач, после устранения которых нужда в союзе пропадает, и ее члены расходятся из-за наличия индивидуальных целей, которые являются более важными, нежели коллективные;
    • сложность в управлении строем . Чем больше членов в союзе, тем сложнее управлять им, из-за чего количество членов уменьшается, и усиливается централизация власти. Затем конфедерация превращается в федерацию.

    Конфедерация в наши дни

    На данный момент не существует точно сформулированного определения, что такое конфедерация, и государств, которые можно назвать строго конфедеративным. Но существуют государства с конфедеративным типом устройства и в наши дни. К таким можно причислить : Европейский союз, Содружество Независимых Государств и Британское Содружество.

    ЕС включает в себя 28 государств Европы, 19 из которых образовали еврозону, введя в оборот единую валюту. Союз существует с 1952 года по сей день, функционирует, ведя активную внешнюю политику. Также 22 члена ЕС входят в Организацию Североатлантического Договора.

    Еще одним государством конфедеративного типа является Содружество Независимых Государств . СНГ было создано после распада Союза Советских Социалистических Республик бывшими участниками СССР. В состав СНГ входят 11 стран, которые преследуют такие цели: обеспечение мира и безопасности, полное разоружение, отстаивание прав личности, взаимопомощь в сферах экономики, культуры и политики.

    Британское содружество, членами которого являются Великобритания и ее колонии, существует с 1887 года и развивается до сих пор. Численность населения содружества достигает 2,2 миллиарда человек, что является 30% от населения всего мира. Лидером является монарх Великобритании Елизавета II, хоть и ее роль в управлении символическая.

    Вывод

    Хоть конфедерация и признана бесперспективной, существуют государства, которые очень долгое время развиваются и не составляют серьезную конкуренцию другим государствам. Поэтому при грамотном подходе для блага таких стран возможно комфортное существование в виде союзов.

      Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

      Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

      Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

      Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

      Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

      Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

      Наличие права выхода из состава конфедерации.

    Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

    Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

    Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

    Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

      Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

      Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

      Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

      Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

      В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

      В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

      Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

      Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

      Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

      Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

      Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

      Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

      В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

    В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

      Понятие и виды политического (государственного) режима

    Политический (государственный) режим: понятие и виды.

    Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений.

    Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

    Гарантированность прав и свобод личности;

    Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

    Степень реализации политической власти непосредственно народом;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    Соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

    Тип политического поведения лидерства;

    Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

    Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция);

    Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

    Различают демократический и антидемократический политические режимы.

    Демократический режим (народовластие).

    Признаки демократического режима:

    1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

    2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

    4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

    5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

    6) доминируют методы убеждения и компромисса;

    7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

    8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

    9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

    Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии.

    Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

    К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой.

    Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства.

    Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

    Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

    К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

    Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные.

    Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

    Признаки тоталитарного политического режима:

    1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

    2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

    3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

    4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

    5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

    6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

    7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

    Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

    Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

    Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

    1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

    2) игнорируется принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

    3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

    4) суд выступает вспомогательным органом;

    5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

    6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

    7) существует частичный плюрализм;

    8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

    9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

    Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

    Тиранический режим - основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

    Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

      Понятие и структуры системы государственного регулирования. Виды социальных норм

    Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

    В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие. 1. Так называемые "стихийные" регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма". Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма. Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. 3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа. Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право. Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

    1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

    2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

    3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

    4. Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

    5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

    6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

    7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

    Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

    Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

    Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

    Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

    1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
    2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
    3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
    4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
    5. В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
    6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
    7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
    8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
    9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
    10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
    11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
    12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
    13. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

    В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

    10) Понятие и виды политического (государственного) режима

    Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

    Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

    Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

    Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

    Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

    Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

    Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

    Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

    Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

    Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

    В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

    Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

    Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

    Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

    Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:



    1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

    2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

    3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

    4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

    5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

    6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

    7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

    8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

    9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

    10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

    11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

    12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

    13) В конфедерации нет союзного гражданства.

    В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

    Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

    Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

    Что такое Конфедерация? Значение и толкование слова konfederatsija, определение термина

    1) Конфедерация - (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства- субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных сферах, полностью сохраняя свою независимость. Иногда понятие К. используется не в государственном, а в организационном плане, т.е. для обозначения объединения различных более или менее самостоятельных общественно- политических организаций (напр., К. независимых профсоюзов). В отличие от государственной федерации, К. государств - более слабое, менее тесное объединение. Она - не одно новое суверенное государство, а более или менее устойчивая совокупность государств, объединенных соглашением по согласованию и совместному осуществлению определенных ограниченных целей, функций и задач, чаще всего военных, внешнеполитических, внешнеэкономических, таможенных и др. К. обычно не имеет своего особого, единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Каждый субъект К. имеет собственные суверенные государственные органы, а органы К., как правило, состоят из представителей ее субъектов. Исторически К. обычно предшествовала федерации и являлась переходной формой к ней от полной раздробленности. Так, К. были США до 1787 г., Швейцария до 1848 г., Нидерланды до 1795 г., Германия до 1867 г. В современном мире К. не имеет заметного распространения. Швейцария, которая до сих пор официально именуется К., на самом деле уже давно является федерацией.

    2) Конфедерация - (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств - членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации. Конфедерация - не форма государственного устройства. Таковыми являются унитарное и федеративное государства, которые при определенных условиях могут перерастать в конфедерацию Нынешнее состояние общественно-политического развития России, ее регионов и субъектов федерации, при котором резко ослаблено влияние центра на "нижестоящие" уровни власти, особенно в экономическом плане, побуждает усилить зависимость политическую, но на новых демократических, мирных принципах взаимоотношений. В бедных регионах рождаются сепаратистские настроения, которые усиливаются националистическими устремлениями отдельных региональных политических элит, суверенизацией вглубь. Это ведет к игнорированию федеральных элементов и российской конституции, расширению региональной компетенции вне связи с федеральной, нарушению основных принципов становящегося федерализма и т.п. В результате создаются условия для зарождения конфедеративных отношений, которые при попустительстве федерального центра и амбициозности регионов может привести к "дикой" конфедерации России.

    3) Конфедерация - - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

    4) Конфедерация - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение), форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.

    5) Конфедерация - - 1) объединение государств для координации какого-либо вида государственной деятельности, при которой входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и имеют собственные органы государственной власти; 2) объединение каких-либо общественных, чаще всего профсоюзных организаций.

    6) Конфедерация - - тип государства, объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности.

    7) Конфедерация - (позднелат. confederation союз, объединение) - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В рамках К. каждое государство -участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую систему, собственные вооруженные силы. В предмет ведения К. входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, системы коммуникаций и т.п.). Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом К. В К. нет союзного гражданства. Субъекты К/ имеют право свободного выхода из нее. Историческими примерами К. являются Швейцарский союз (1291 -1798 и 1815-1848); Рейнский союз (1806- 1813), существовавший под протекторатом Наполеона; США (1781 - 1789); с 1958 по 1961. К. составляли Египет и Сирия; Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989). В настоящее время в мире существует только одно образование, обладающее признаками К.,- Европейский Союз. Опыт истории К. свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.

    8) Конфедерация - - форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет, имеет собственные органы власти, обладает правом выхода из нее. В конфедерации нет единой конституции, единого гражданства.

    9) Конфедерация - 1) Союз, объединение каких-либо организаций, напр. К. профсоюзов Латинской Америки. 2) Союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации нек-рых своих действий, обычно внешнеполитических и военных.

    Конфедерация

    (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства- субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных сферах, полностью сохраняя свою независимость. Иногда понятие К. используется не в государственном, а в организационном плане, т.е. для обозначения объединения различных более или менее самостоятельных общественно- политических организаций (напр., К. независимых профсоюзов). В отличие от государственной федерации, К. государств - более слабое, менее тесное объединение. Она - не одно новое суверенное государство, а более или менее устойчивая совокупность государств, объединенных соглашением по согласованию и совместному осуществлению определенных ограниченных целей, функций и задач, чаще всего военных, внешнеполитических, внешнеэкономических, таможенных и др. К. обычно не имеет своего особого, единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Каждый субъект К. имеет собственные суверенные государственные органы, а органы К., как правило, состоят из представителей ее субъектов. Исторически К. обычно предшествовала федерации и являлась переходной формой к ней от полной раздробленности. Так, К. были США до 1787 г., Швейцария до 1848 г., Нидерланды до 1795 г., Германия до 1867 г. В современном мире К. не имеет заметного распространения. Швейцария, которая до сих пор официально именуется К., на самом деле уже давно является федерацией.

    (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств - членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации. Конфедерация - не форма государственного устройства. Таковыми являются унитарное и федеративное государства, которые при определенных условиях могут перерастать в конфедерацию Нынешнее состояние общественно-политического развития России, ее регионов и субъектов федерации, при котором резко ослаблено влияние центра на "нижестоящие" уровни власти, особенно в экономическом плане, побуждает усилить зависимость политическую, но на новых демократических, мирных принципах взаимоотношений. В бедных регионах рождаются сепаратистские настроения, которые усиливаются националистическими устремлениями отдельных региональных политических элит, суверенизацией вглубь. Это ведет к игнорированию федеральных элементов и российской конституции, расширению региональной компетенции вне связи с федеральной, нарушению основных принципов становящегося федерализма и т.п. В результате создаются условия для зарождения конфедеративных отношений, которые при попустительстве федерального центра и амбициозности регионов может привести к "дикой" конфедерации России.

    Союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

    (от позднелат. confoederatio - союз, объединение), форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.

    1) объединение государств для координации какого-либо вида государственной деятельности, при которой входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и имеют собственные органы государственной власти; 2) объединение каких-либо общественных, чаще всего профсоюзных организаций.

    Тип государства, объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности.

    (позднелат. confederation союз, объединение) - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В рамках К. каждое государство -участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую систему, собственные вооруженные силы. В предмет ведения К. входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, системы коммуникаций и т.п.). Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом К. В К. нет союзного гражданства. Субъекты К/ имеют право свободного выхода из нее. Историческими примерами К. являются Швейцарский союз (1291 -1798 и 1815-1848); Рейнский союз (1806- 1813), существовавший под протекторатом Наполеона; США (1781 - 1789); с 1958 по 1961. К. составляли Египет и Сирия; Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989). В настоящее время в мире существует только одно образование, обладающее признаками К.,- Европейский Союз. Опыт истории К. свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.