Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Организация поисково спасательных работ при авиакатастрофах. Проведение аварийно-спасательных работ при авиакатастрофах. Во всем мире

    Организация поисково спасательных работ при авиакатастрофах. Проведение аварийно-спасательных работ при авиакатастрофах. Во всем мире

    1. При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:

    Аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;

    Несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

    Отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

    Трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;

    Усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;

    Необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;

    Необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;

    Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.


    на воздушном транспорте

    Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.



    Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

    Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

    В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

    При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

    Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

    В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

    При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

    При получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);
    при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;
    если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;
    если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
    при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;
    во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

    Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

    После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

    После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

    До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.

    3. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
    на акваториях

    Общие требования

    4.1 АСР на акваториях должны быть направлены на поиск и спасение людей, терпящих бедствие при аварии морского (речного) объекта, а также населения, оказавшегося в зоне ЧС, вызванной опасными гидрологическими явлениями: наводнением, половодьем, паводком, катастрофическим паводком, затором, зажором, затоплением, цунами (ГОСТ Р 22.0.03).

    4.2 При проведении АСР на акваториях должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

    Поиск пострадавших и населения в зоне ЧС;

    Спасение пострадавших и населения;

    Оказание медицинской помощи пострадавшим и населению;

    Эвакуация пострадавших и населения из зоны ЧС.

    4.3 Поиск проводится в местах возможного нахождения пострадавших:

    Над поверхностью воды (возвышенные места, верхние этажи зданий и сооружений, деревья);

    На поверхности воды (аварийные морские и речные объекты);

    Под водой (помещения жилых и промышленных объектов, находящихся ниже уровня воды, затонувшие морские и речные объекты).

    4.4 Поиск пострадавших в зоне ЧС выполняется:

    Облетом зон ЧС на летательных аппаратах;

    Техническим и визуальным обследованием зон ЧС на плавсредствах и подводных аппаратах;

    С использованием информации, полученной технической разведкой, по средствам связи, в том числе и космических систем, а также по свидетельствам очевидцев.

    4.5 Поиск аварийных морских (речных) затонувших объектов в общем виде делится на:

    Поиск людей, плавающих на воде;

    Поиск обозначенных и необозначенных объектов.

    4.5.1 Поиск людей, плавающих на поверхности воды в коллективных или индивидуальных средствах спасения, ведется непрерывно всеми имеющимися средствами.

    4.5.2 Поиск обозначенных аварийных объектов осуществляется:

    Береговыми (судовыми) радиопеленгаторными станциями и через спутниковую систему от аварийных радиобуев;

    Визуально, путем использования аварийных радиобуев и специальных светосигнальных средств.

    4.5.3 Поиск необозначенных объектов проводится визуально и техническими средствами, регистрирующими физические поля объектов или вызванные ими изменения физических полей среды.

    4.5.4 Поиск затонувших морских (речных) объектов, а также подводных аппаратов проводится с помощью гидроакустических средств поиска. По установленным контактам проводится обследование объектов с целью опознания и классификации.

    4.6 После окончания поиска необходимо:

    Определить и обозначить места нахождения пострадавших;

    Определить пути и способы деблокирования и вывоза пострадавших.

    4.7 Спасение пострадавших и населения в зонах затопления и с аварийных и затонувших морских (речных) объектов.

    4.7.1 Выполнение аварийно-спасательных работ по спасению людей в зоне затопления разделяется на три основных вида:

    Эвакуация людей, находящихся над поверхностью воды (верхние этажи и крыши зданий, деревья и др.);

    Спасение людей, находящихся на поверхности воды;

    Извлечение людей из помещений, находящихся ниже уровня воды.

    4.7.2 Эвакуация людей, находящихся над поверхностью воды, должна выполняться следующими способами:

    По сохранившимся лестничным маршам, с использованием лестниц-штурмовок, спасательных рукавов, спасательных веревок, канатных дорог с посадкой на плавучие средства;

    Вертолетами, оборудованными спасательными лебедками.

    4.7.3 Эвакуация пострадавших осуществляется параллельно с верхних уровней и с поверхности воды; на первом этапе - из мест блокирования на плавучие средства и далее на пункты сбора пострадавших.

    При быстром повышении уровня воды первоначально следует проводить размещение людей на безопасном незатапливаемом участке на специально подготовленных площадках, дальнейшая эвакуация осуществляется авиацией и на плавсредствах.

    4.7.4 Спасение людей, плавающих на воде, проводится путем:

    Подъема на плавсредства и спасательные судна;

    Буксировки вплавь с использованием спасательных средств (индивидуальных и коллективных), а также подручных.

    4.7.5 При спасении плавающих на воде спасательное судно должно соблюдать следующую очередность подбора потерпевших:

    Плавающие на воде без индивидуальных средств спасения или на подручных средствах;

    Одетые в нагрудники и жилеты;

    Одетые в гидрокостюмы;

    Находящиеся в коллективных средствах спасения.

    Спасение осуществляется с помощью катеров, шлюпок, устройств массового подбора, спасательных плотов, сетей, тралов, многорядных трапов, спасательных кругов и предметов с положительной плавучестью.

    4.7.6 Извлечение людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, является наиболее сложной задачей. При принятии решения на вывод людей из этих помещений необходимо учесть целый ряд факторов:

    Конструктивные особенности помещения (отстояние потолка от уровня воды, объем помещения, материал конструкции);

    Количество людей в помещении;

    Время пребывания людей в помещении.

    4.7.7 Деблокирование и эвакуация людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, должны выполняться с участием спасателей-водолазов. При этом должна быть предусмотрена возможность проведения декомпрессии спасенных.

    4.7.8 Технология и средства деблокирования людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, должны определяться исходя из оснащения аварийно-спасательных формирований. При всех способах спасения из таких помещений необходимо иметь автономные дыхательные аппараты для пострадавших, а при деблокировании помещения обеспечить в нем максимально возможную воздушную подушку.

    4.7.9 Эвакуация людей из внутренних помещений аварийных морских (речных) объектов при пожарах и затоплениях выполняется аварийно-спасательными группами по кратчайшим маршрутам с использованием методов деблокирования (вскрытие палуб, переборок). При этом необходимо принять меры защиты пострадавших от открытого огня и продуктов горения (огнезащитные средства и средства защиты органов дыхания).

    4.8 Спасение людей из перевернутых морских (речных) объектов, отсеков с воздушной подушкой должно осуществляться спасателями-водолазами с использованием индивидуальных дыхательных аппаратов для потерпевших. При этом должны быть приняты меры по поддержанию аварийного объекта на плаву.

    4.8.1 При спасении людей с терпящих бедствие морских (речных) объектов к ним, в первую очередь, должно быть направлено поисково-спасательное воздушное судно, оборудованное устройствами для сбрасывания спасательных средств, средств связи и обозначения места, медикаментов, одежды и продовольствия, которые размещаются в сбрасываемых авиационных контейнерах (КАС).

    4.8.2 Эвакуация людей с аварийных морских (речных) объектов выполняется в следующей последовательности:

    Вертолетами, оборудованными спасательными лебедками с приспособлениями для подбора людей;

    Кораблями (судами), находящимися в районе бедствия с использованием плавсредств и грузовых устройств;

    Специализированными спасательными судами путем перехода с борта на борт, спасательными плавсредствами, с использованием подвесной канатной дороги или спасательных контейнеров, пневматических спасательных устройств.

    4.8.3 Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

    Местонахождением людей;

    Их физическим и моральным состоянием;

    Наличием у спасателей средств проведения эвакуации;

    Степенью риска для спасателей и пострадавших в условиях воздействия внешних факторов;

    Уровнем профессиональной подготовки спасателей.

    4.9Оказание медицинской помощи пострадавшим

    4.9.1 Первая медицинская помощь пострадавшим оказывается спасателями, санинструкторами и врачами спасательных формирований, как правило, на месте деблокирования пострадавших с использованием табельных и подручных средств, а также самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи. Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи - до 30 мин после получения травмы.

    Основная цель первой медицинской помощи - спасение жизни пострадавших, устранение воздействия поражающих факторов и быстрейшая эвакуация из зоны поражения.

    4.9.2 Для оказания первой врачебной помощи организуются пункты оказания медицинской помощи (ПМП), которые должны быть подготовлены для оказания помощи при:

    Механических травмах;

    Синдроме длительного сдавления;

    Переохлаждении;

    Обморожении;

    Утоплении;

    Электротравме;

    Поражениях химическими веществами;

    Отравлении углекислым газом;

    Остром кислородном голодании;

    Баротравме легких;

    Острых психических нарушениях.

    4.9.3 Пункты оказания медицинской помощи пострадавшим развертываются:

    На плавсредствах для оказания помощи пострадавшим непосредственно после извлечения из воды или затопленных помещений;

    В местах безопасной швартовки плавсредств для оказания помощи пострадавшим, доставленным плавсредствами;

    В непосредственной близости к пунктам сбора пострадавших для медицинской сортировки, оказания помощи и эвакуации в стационарные медицинские учреждения, а также проведения мероприятий психотерапевтической помощи.

    4.9.4 Первая врачебная помощь оказывается врачами ПМП по медицинским показаниям в порядке срочности.

    Основная цель первой врачебной помощи - сохранение функций жизненноважных органов и систем организма пострадавших, обеспечение жизнедеятельности организма на всех этапах эвакуации.

    4.10Эвакуация пострадавших и населения из зоны ЧС

    4.10.1 Эвакуация пострадавших, нуждающихся в лечении, в медицинские учреждения осуществляется преимущественно санитарным транспортом в сопровождении медицинского работника с обеспечением оказания неотложной медицинской помощи в пути следования. Необходимое количество санитарного транспорта определяется по оперативной информации в пункт управления аварийно-спасательными работами с ПМП, проводящих медицинскую сортировку.

    4.10.2 С целью снижения психотравмирующего действия экстремальной обстановки в зоне ЧС организуется информирование населения о медицинских требованиях к спасению и транспортированию пострадавших, о расположении ПМП, о местах, куда проводится эвакуация, о ходе спасательных работ. Даются рекомендации по снижению психологической напряженности и сохранению жизнедеятельности.

    4.10.3 В ходе выполнения аварийно-спасательных работ медицинские работники аварийно-спасательных формирований контролируют физическое и психическое состояние личного состава аварийно-спасательных формирований. При необходимости оказывается медикаментозная помощь или регулируется режим труда и отдыха с целью сохранения или восстановления максимально эффективной деятельности спасателей.

    4.10.4 Медицинские подразделения и аварийно-спасательные формирования комплектуются табельным медицинским имуществом согласно нормам снабжения.

    Наращивание необходимого имущества сверх установленных норм допускается из неснижаемого запаса по обоснованию руководителей региональных медицинских подразделений после оценки медицинской обстановки в районе ЧС.

    4.10.5 После завершения аварийно-спасательных работ в районе действия ЧС личный состав аварийно-спасательных формирований и привлекаемых сил направляется для восстановления здоровья и работоспособности в центры медицинской реабилитации.

    Организация и продолжительность реабилитационных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов ведомственных спасательных служб, входящих в систему РСЧС.

    4.10.6 При подготовке профессиональных спасателей к проведению АСР должны учитываться особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ в зоне ЧС, вызванной гидрологическими явлениями, и меры по поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших.

    4.10.7 При проведении АСР должны соблюдаться требования по обеспечению техники безопасности, допустимого режима труда, отдыха и реабилитации спасателей с целью поддержания необходимой работоспособности.

    4.10.8 Конкретная технология выполнения АСР по поиску, спасению и эвакуации пострадавших и населения из зоны наводнений, затоплений и цунами, а также с аварийных и затонувших морских (речных) объектов определяется наставлениями, руководствами, правилами и инструкциями ведомственных спасательных служб Российской Федерации. При этом особенности ликвидации последствий затоплений и наводнений при заторах (зажорах), нагонных наводнений в устья морских рек, катастрофических наводнений при разрушении гидротехнических сооружений должны учитываться при плановой подготовке аварийно-спасательных формирований и населения.

    Вопросы, рассматриваемые на семинаре

    1. Особенности проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях.

    2. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
    на воздушном транспорте.

    3. Поисково-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте.

    4. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
    на акваториях.

    Поисковые и аварийно-спасательные работы

    Поисковые работы - система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров.

    Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.

    Исполнительные местные и распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей государственной авиационной поисково-спасательной организации принять неотложные меры по спасению людей, оказанию им медицинской и иной помощи, охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его государственной принадлежности и обстоятельств бедствия.

    Поиск и спасение пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, на территории Республики Беларусь и за ее пределами осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

    Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку воздушных поисковых судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование десантируются на место катастрофы.

    Работы, проводимые на месте авиакатастрофы

    После высадки спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и оказать им первую помощь, создать необходимые бытовые условия, защищающие пострадавших от непогоды. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается мобильный пневмокаркасный госпиталь.

    Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем. В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

    При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью. Пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок.

    После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и багажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших.

    Служба медицины катастроф оперативно реагирует на авиакатастрофу и приводится в состояние полной готовности к работе в кратчайшие сроки, что позволяет на месте чрезвычайной ситуации своевременно оказать экстренную медицинскую помощь пораженным и обеспечить медицинскую эвакуацию в профильные специализированные лечебные учреждения.

    При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:

    * аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;

    * несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

    * отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

    * трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;

    * усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;

    * необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;

    * необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;

    * необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

    Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте

    Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

    Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

    Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

    В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

    При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2-3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола - 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола - 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

    Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

    В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

    При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

    * при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);

    * при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;

    * если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;

    * если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

    * при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;

    * во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

    Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

    После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

    После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

    До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.


    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………… …..……………3

        Авиакатастрофы. Сущность, причины и предпосылки…………………… 5
        Действия участников при авиакатастрофе …………………………………8
        Крупнейшие авиакатастрофы………………………………………… ...….11
    Заключение …………………………………………………………………….... 14
    Библиографический список…………………………………………………..…15

    ВВЕДЕНИЕ

    Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям, пользовавшимся популярностью до появления первых самолётов: на сегодняшний день вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий.
    Однако сфера их применения остаётся узкой: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.
    При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 2012 г. в результате авиакатастроф в мире погибло около 687 человек.
    К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
    На сегодняшний день авиация считается самым безопасным видом транспорта, хотя и ежегодно случаются авиакатастрофы по всему миру. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет погибнет в авиакатастрофе составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть.
    Вопрос авиакатастроф является актуальным во всем мире, в связи с этим автор видит актуальность данной работы.
    Цель – актуализировать проблемы гражданской авиации и авиакатастроф.
    Задачи:

      Определить и систематизировать причины авиационных происшествий.
      Рассмотреть действия пассажиров и персонала при крушении на воздушном судне.
      Выявить самые крупные авиационные происшествия в мире.
    Источники. При выполнении данной работы были взяты различные материалы из Интернета, такие как официальный сайт МЧС и сайт, посвященный авиакатастрофам в мире, а так же из научных работ, из книг, посвященных авиационным происшествиям, природным явлениям и метеорологическим условиям.
        АВИАКАТАСТРОФЫ. СУЩНОИСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ
    Авиакатастрофы начали происходить с того момента, когда человек впервые поднялся в воздух на летательном аппарате благодаря развитию технического прогресса. При этом наука никогда не стояла на месте, постоянно совершенствуясь как в деле производства летательных машин – самолетов, так и в анализе причин, по которым самолеты падали на землю. Одними из главных факторов совершения неудачных полётов традиционно называются природные факторы – погодные условия, но также есть и ряд других факторов, которые влияют на авиакатастрофы.
    В нашей стране всегда придавалось большое значение предотвращению авиакатастроф с помощью анализа метеорологических условий, в которых выполняются полёты авиасудов. На территории всей страны, в каждом отдаленном уголке, были оборудованы метеостанции, которые анализировали состояние погоды для нужд авиаиндустрии. Ведь чем больше количество метеорологических станций, тем точнее возможно определить метеоусловия и, соответственно, тем выше безопасность полётов.
    Первые авиакатастрофы произошли практически сразу же после начала эры воздухоплавания, то есть еще в конце XIX века. Как число самих авиапроисшествий, так и число их жертв было относительно невелико до начала массового применения самолетов в боевых действиях и в качестве гражданского транспорта. С развитием международных авиаперевозок сформировалась и система учета и классификации авиапроисшествий, началась выработка международных стандартов авиабезопасности.
    С началом эры массовых авиаперевозок во второй половине 1940-х число авиакатастроф и количество жертв начали стремительно расти. Увеличение надежности самолетов и повышение стандартов безопасности привели к снижению этих показателей в первой половине 1950-х годов. Однако начало реактивной эры и экспансия авиатранспорта в страны третьего мира привели к новому росту числа катастроф, который прекратился лишь к середине 1960-х. К этому времени на рынок были выведены новые, более надежные реактивные лайнеры, налажена относительно безопасная работа авиации во всех странах мира.
    Своего пика ежегодное число авиакатастроф достигло в середине 1970-х (наибольшее количество погибших пришлось на 1972 год) . Связано это было как с ростом числа авиаперевозок, так и с увеличением средней вместимости авиалайнеров. Новым фактором снижения авиационной безопасности в 1970-е годы стал терроризм. После серии крупных авиакатастроф началось планомерное ужесточение стандартов контроля за состоянием воздушных судов, их обслуживанием, подготовкой экипажей и досмотром пассажиров. В результате среднее число погибших в авиакатастрофах к середине 1980-х сократилось более, чем вдвое. В последующие полтора десятилетия, однако, оно снова выросло - от 1000 до 1500 людей ежегодно лишались жизни в результате авиакатастроф.
    В последнее десятилетие, несмотря на значительный рост объемов авиаперевозок, снижается как число авиакатастроф, так и число погибших в них людей.
    Рассмотрим причины авиакатастроф в настоящее время.
    Таблица 1.1. Причины авиакатастроф

    При составлении таблицы 1.1. учитывались 1 300 авиакатастроф с человеческими жертвами с коммерческими самолетами по всему миру с 1950 по 2008 гг. Не учитывались авиакатастрофы с самолетами менее чем с 10 людьми на борту, с военными самолетами, с частными самолетами и с вертолетами.
    Таким образом, рассмотрев данную таблицу, можно сделать вывод, что на первом месте по причинам в авиакатастрофах является ошибка пилота, далее технические проблемы и погодные условия. Остальные причины являются менее частыми.
    Рассмотрим статистику по фазам полета.
    Таблица 1.2. Статистика авиакатастроф по фазам полета

    Данные подсчитаны при полете более 1.5 часов.
    Исходя из статистики, можно сделать вывод, что большинство авиакатастроф случается при посадке, однако при посадке, однако наибольшее количество жертв случается при катастрофах при наборе высоты. Наименьшее количество авиакатастроф и жертв случается при снижении самолета.
    ушНесмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.
    Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скорость ю передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

        ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРИ АВИАКАТАСТРОФЕ
    Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
    Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
    Поражающие факторы на авиатранспорте:
    сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
    пожар, взрыв, отравляющие газы;
    декомпрессия.
    ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.
    Если в самолете возникла аварийная ситуация:
    быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени;
    нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
    оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.
    Требования безопасности на авиационном транспорте:
    нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
    категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
    запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
    запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;
    запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.
    В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.
    Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
    Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
    Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.
    Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.
    Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла.
    Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.
    Воздушный терроризм. В последнее время достаточно распространенное явление. Сотни людей гибнут в авиакатастрофах при саботаже. Воздушный терроризм предполагает совершение преступлений прежде всего против гражданской авиации и на борту воздушных судов, таких, как захват воздушных судов, их угон, захват заложников, вывод из строя аэронавигационного оборудования и т. п.; он угрожает значительному числу людей и создает обстановку страха среди больших слоев населения. Со времени наибольшей активизации воздушного терроризма, то есть с 60-х годов, в его осуществлении зафиксировано участие террористических групп всех основных идейно-политических направлений.
        КРУПНЕЙШИЕ АВИАКАТАСТРОФЫ
    18 мая 1935 г. - в районе Центрального аэродрома Москвы истребитель лётчика Николая Благина врезался в выполнявший демонстрационный полёт с передовиками производства огромный восьмимоторный агитационный самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Погибло 11 человек экипажа самолета и 38 (по другим данным - 50) пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей и лётчик истребителя (всего от 50 до 62 человек).
    27 марта 1977 - в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации и крупнейшей при столкновении двух самолётов на земле и крупнейшей, если не считать погибших вне самолета.
    11 августа 1979 г. - в районе Днепродзержинска столкнулись два Ту-134А, на обоих бортах находились 178 человек (в том числе футбольная команда «Пахтакор»), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.
    1 сентября 1983 г. – в районе Сахалина был сбит истребителями южнокорейский Боинг-747, нарушивший воздушное пространство СССР. Сбитый Боинг упал в нейтральных водах. По официальной версии, на борту находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, все погибли.
    11 октября 1984 г. - авиакатастрофа в аэропорту Омска. Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек (в т. ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170.
    10 июля 1985 г. – в результате ошибки экипажа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент - Карши - Оренбург - Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту.
    23 июня 1985 - у побережья Ирландии разбился (скорее всего, был взорван) Boeing 747 авиакомпании «Эйр Индия». Погибли 329 человек. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа одного самолёта над морем.
    12 августа 1985 - в гору врезался Boeing 747 японской авиакомпании. Погибли 520 человек. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа одного самолёта.
    3 июля 1988 - аэробус A300 Iran Air рейса IR655 Бендер-Аббас - Дубай (ОАЭ) сбит над Персидским заливом зенитной ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США. Погибло 290 человек, включая 15 членов экипажа и 66 детей. Крупнейшее число жертв в одном сбитом самолёте.
    12 ноября 1996 - вблизи аэропорта Charki Dadri (Дели) в воздухе столкнулись Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airliners и грузовой Ил-76 авиакомпании Kazakhstan Airlines. Погибли 312 человек на самолётах и минимум 37 на земле. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа двух самолётов в воздухе.
    25 июля 2000 года при взлёте в парижском аэропорту Шарль де Голль обломок с американского самолёта ДС-10 компании Континента
    и т.д.................

    Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах.

    Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

    В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

    Аварийно-спасательные работы на земле и воде

    Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

    После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

    Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
    на воздушном транспорте

    Порядок действий при аварийно-спасательных работах

    • Поисковые мероприятия
    • Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.
    • Подготовка плана спасательных работ
    • По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.
    • Ликвидация аварийной ситуации
    • Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

    Общие принципы работы

    1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;
    2. Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;
    3. Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;
    4. Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;
    5. Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

    Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте

    Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

    Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

    Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

    В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

    При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

    Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

    В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

    При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

    • при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);
    • при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;
    • если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;
    • если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
    • при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;
    • во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

    Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

    После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

    После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, “черных ящиков” и обеспечить сохранность ценностей.

    До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.