Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Как происходит добровольная подготовка граждан к воинской службе Виды добровольной подготовки к военной службе

    Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Как происходит добровольная подготовка граждан к воинской службе Виды добровольной подготовки к военной службе

    | План проведения занятий на учебный год | Обязательная подготовка граждан к военной службе

    Основы безопасности жизнедеятельности
    11 класс

    Урок 17
    Обязательная подготовка граждан к военной службе

    Подготовка граждан к военной службе регламентирована Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

    Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

    Получение начальных знаний в области обороны;
    подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
    военно-патриотическое воспитание;
    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
    медицинское освидетельствование.

    С целью обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется профессиональный психологический отбор. Он представляет собой комплекс мер, направленных на качественное комплектование войск, конкретных воинских должностей.

    Профессиональный психологический отбор позволяет решить следующие задачи:

    Определить профессиональную пригодность граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке и военной службе на воинских должностях;
    отобрать кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
    обеспечить правильное распределение граждан, поступающих на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;
    отобрать кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов - специалистов в учебных частях;
    осуществить углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
    обеспечить комплектование экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
    выявить лиц с нервно-психической неустойчивостью.

    Профессиональный психологический отбор проводят специалисты . В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

    Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации . 

    По результатам профессионального психологического отбора выносят оценку о профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Оценка заключается в одной из следующих формулировок:

    рекомендуется в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
    рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
    рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
    не рекомендуется - четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

    Серьезные требования предъявляют сегодня к физическому развитию призывников , так как в армии они с первых дней сталкиваются со значительными физическими нагрузками.

    Для нового пополнения воинских частей установлены нормативы по физической подготовке, которые указаны в таблице 3.


    Вопросы

    1. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»?

    2. Что включает в себя обязательная подготовка гражданина к военной службе?

    3. С какой целью проводят профессиональный психологический отбор?

    4. Какие мероприятия предусмотрены в рамках профессионального психологического отбора?

    5. Какие существуют оценки профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?

    6. Молодой солдат в кроссе на 3 км показал результат 13 мин 7 с. Какую оценку он получит?

    В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.

    В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе. Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.

    Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

    Получение начальных знаний в области обороны;
    . подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.

    Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

    Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.

    До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.

    Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.

    При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

    Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

    Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

    Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Обязательная подготовка граждан к военной службе

    Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе.

    Обязательная подготовка к военной службе Получение начальных знаний в области обороны Подготовка по основам военной службы Военно-патриотическое воспитание Подготовка по военно-учетным специальностям Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий Медицинское освидетельствование и обследование

    Обязательная подготовка к военной службе Подготовка к военной службе граждан допризывного возраста Подготовка к военной службе граждан призывного возраста Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учёт (в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет) Призывник - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учёте, до момента отправки его со сборочного пункта к месту прохождения службы.

    Занятия по основам военной службы Знакомство с организацией системы защиты населения от последствий ЧС Изучение практических основ здорового образа жизни Проведение учебных сборов Получение знаний об обороне государства и воинской обязанности Приобретение практических навыков по ГО

    Нормативы по физической подготовке для молодого пополнения Уровень физической подготовленности включает обычно проверку таких показателей, как бег на 100 м и 3000 м, подтягивание на перекладине, плавание. Для тех, кто не умеет плавать, плавание может быть заменено другим видом. Бег на 100 м 13,6 - 14,8 секунд Кросс на 3000 м 12,00 - 13,30 минут Подтягивание 11 - 7 раз Плавание 50 - 100 метров

    Профессиональный психологический отбор Задачи профессионального психологического отбора решаются с целью оптимального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах.

    Психологическая классификация воинских должностей Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов: Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности.

    Командные воинские должности Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования.

    Операторские воинские должности Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией. В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.

    Воинские должности связи и наблюдения Связь – основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

    Водительские воинские должности В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

    Воинские должности специального назначения Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.

    Технические воинские должности Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

    Прочие воинские должности Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.


    Осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и предусматривает:

    Занятие военно-прикладными видами спорта;

    Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

    Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

    Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

    Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со спортивной подготовкой указанных граждан и с учетом реальной потребности в них.

    Обучение по дополнительным образовательным программам

    Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Кадетские (морские кадетские) корпуса характеризуются тем, что обучают несовершеннолетних граждан по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

    Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

    Гражданин, обучающийся на дневном отделении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (вуза), годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям, вправе пройти военное обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении при условии, что к моменту окончания указанного образовательного учреждения гражданин не достигнет 27-летнего возраста.

    Студенты, которые решили заниматься по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, заключают с Министерством обороны РФ соответствующий контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса. В данном контракте предусматривается обязанность гражданина пройти военную службу после окончания обучения, что является основанием для предоставления отсрочки от призыва на службу в Вооруженных Силах РФ.

    Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

    Гражданам, проходящим обучение по программам подготовки офицеров запаса, выплачивается дополнительная стипендия за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, в следующих размерах: не прошедшим военную службу по призыву - 15%, прошедшим военную службу по призыву - 25% установленных в высшем учебном заведении стипендий.

    К государственному выпускному экзамену допускаются граждане, прошедшие полный курс обучения на военной кафедре и учебные сборы или стажировку.

    По завершении приема государственных выпускных экзаменов аттестационные листы и учетные документы на граждан, представляемых к присвоению воинского звания офицера с одновременным зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, направляются начальником военной кафедры в установленном порядке в управления кадров соответствующих военных округов.

    Граждане, не сдавшие государственный выпускной экзамен по программам подготовки офицеров запаса, к присвоению офицерского воинского звания не представляются.

    Обучение на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования носит сугубо добровольный характер. Если студент уже прошел военную службу по призыву, но имеет намерение стать офицером запаса, он может посещать занятия на военной кафедре. Если же такого намерения у него нет, то он вправе отказаться от этих занятий.

    Военная кафедра дает возможность добровольной подготовки к военной службе. Вы сами выбираете использовать или нет возможность получить военное звание параллельно с обучением в институте.

    На сегодняшний день в России функционируют 35 вузов с военными кафедрами:

    1. Алтайский государственный технический университет им. Н. И. Ползунова

    2. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

    3. Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

    4. Государственный университет по землеустройству

    5. Государственный университет - Высшая школа экономики

    6. Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева

    7. Казанский государственный технологический университет

    8. Ковровская государственная технологическая академия

    9. Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

    10. Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского

    11. Московский государственный институт международных отношений (Университет)

    12. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    13. Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

    14. Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина

    15. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

    16. Московский государственный лингвистический университет

    17. Московский физико-технический институт (государственный университет)

    18. Морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова

    19. Новосибирская государственная медицинская академия

    20. Российская академия правосудия

    21. Российский государственный медицинский университет

    22. Ростовский государственный медицинский университет

    23. Самарский государственный технический университет

    24. Санкт-Петербургский государственный университет

    25. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

    26. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

    27. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)

    28. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

    29. Саратовский государственный технический университет

    30. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

    31. Томский политехнический университет

    32. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

    33. Финансовая академия при правительстве Российской Федерации

    34. Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

    35. Южно-Уральский государственный университет

    Занятие 42

    Учебные вопросы: 1. Добровольная подготовка к военной службе.

    2. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

    3. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

    4. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

    Цель: – изучить назначение, структуру и содержание доброволь­ной подготовки к военной

    службе.

    Ход занятия

    I . Организационный момент

    II . Проверка домашнего задания

    1. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    - Получение начальных знаний в области обороны;

    - подготовку по ОВС в образовательном учрежде­нии и в учебных пунктах организаций;

    - военно-патриотическое воспитание;

    - подготовку по ВУС солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военкомата;

    - медицинское освидетельствование;

    2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    - Получение необходимых знаний в области обороны,

    - медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости – проведение

    лечебно-оздоровительных мероприятий.

    3. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    - В образовательных учреждениях при изучении обязательного курса ОБЖ.

    4. Кто проводит подготовку граждан по военно-учетным специальностям?

    - Образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в

    которых такая подготовка является частью профессиональной образовательной программы.

    - Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО).

    5. Перечислите основные требования к качествам специалистов на командных должностях.

    - Качества ор­ганизатора, воспитателя и специалиста;

    - хорошая, разносторонняя физическая подго­товка;

    - ясная и разборчивая речь;

    - умение кратко и ло­гически обоснованно излагать свои мысли, ставить задачу;

    - знание основ педагогики, прин­ципов обучения и воспитания;

    - обладание знаниями и навыка­ми, чтобы в короткие сроки освоить военную профессию 1-2 кл. 6. Какие качества необходимы для исполнения обязанностей на операторских должностях?

    - Развитая оперативная и долговременная память;

    - способность к длительной концентрации внимания;

    - умение выделить в инфор­мации главное;

    - точность и быстрота восприятия;

    - хорошая коор­динация движений;

    - эмоциональная устойчивость;

    - аккуратность и ответственность.

    7. Какими качествами должен обладать военный водитель?

    Высокой нервно-психической устойчивостью;

    развитой зрительной и слуховой памятью;

    быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

    умением сохранять работоспособность;

    нормальным цветоощущением.

    8. Перечислите должности специального назначения и технические воинские должности.

    - Разведчик, сапёр, пожарный, водолаз, техник-инженер, техник-ремонтник.

    III . Объяснение нового материала

    1 . Добровольная подготовка граждан к военной службе осуще­ствляется в порядке, определяемом Правительством Россий­ской Федерации. В соот­ветствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе» она предусматривает:

    занятия военно-прикладными видами спорта;

    обучение по дополнительным образовательным програм­мам, имеющим целью военную

    подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного)

    общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил, других войск, воинских

    формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном,

    муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим

    направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении

    высшего профессионального образования.

    Добровольность подготовки граждан к военной службе позво­ляет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

    2 . Занятия граждан военно-прикладными видами спорта . Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в обще­ственных объединениях, образовательных учреждениях, спор­тивных клубах и секциях независимо от их ведомственной при­надлежности.

    Граждане, которым в установленном порядке присвоен пер­вый спортивный разряд или спортивное звание по военно-при­кладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

    Технические и военно-прикладные виды спорта включают:

    авиамодельный спорт;

    автомодельный спорт;

    автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортив­ных, серийных автомобилях;

    вертолетный спорт;

    водно-моторный спорт (скоростные соревнования и туризм на моторных судах);

    воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

    греблю на ялах;

    гребно-парусное многоборье;

    дельтапланерный спорт;

    дельталётный спорт;

    морское многоборье;

    мотоциклетный спорт;

    мотобол;

    парашютный спорт;

    планерный спорт;

    подводный спорт, скоростное плавание на различные дис­танции, ныряние, ориентирование,

    туризм и охоту под водой с применением специального снаряжения;

    пожарно-прикладной спорт;

    радиоспорт;

    ракетомодельный спорт;

    самолетный спорт;

    служебное собаководство;

    стрельбу пулевую;

    судомодельный спорт.

    3 . Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан , является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах.

    Согласно ст. 19 Закона «О во­инской обязанности и военной службе» образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (мор­ские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в кадетских школах (кадетских шко­лах-интернатах).

    Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела, воспитание у них высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, лётная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образова­тельным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, ка­детских школах и кадетских школах-интернатах включает практи­ческие полевые (морские) занятия. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным про­граммам осуществляется в военных оркестрах.

    Деятельность суворовских военных училищ, нахимовских военно-мор­ских училищ, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадет­ских) корпусов, музыкальных кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов) регулируется Положением о суворовских училищах, Положением о военно-музыкальных училищах, Типовым положением, иными правовыми актами.

    В училища принимаются граждане мужского пола, годные по состо­янию здоровья, имеющие соответствующие установленным правилам прие­ма уровень образования и возраст. Приём в училища проводится на конкурс­ной основе . Заявление (рапорт) о приёме в училище подается родителями или лицами, их заменяющими, ежегодно в установленный срок (на имя военного комиссара по мес­ту жительства или командира воинской части).

    Для отдельных категорий граждан установлены льготные условия приёма в училища. Сироты или оставшиеся без попечения родителей зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского обследования. Правом внеконкурсного зачисления в училища пользуются: дети военно­служащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья, полученного ими при исполнении обязанностей военной служ­бы; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца).

    Суворовские училища:

    Екатеринбургское;

    Казанское;

    Московское;

    Санкт-Петербургское;

    Северо-Кавказское, г. Владикавказ;

    Тверское;

    Ульяновское;

    Уссурийское;

    Нахимовское училище, г. Санкт-Петербург.

    Кадетские корпуса:

    Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус;

    Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург;

    Военно-технический кадетский корпус, г. Тольятти;

    Кронштадтский морской кадетский корпус;

    Кадетский корпус радиоэлектроники, г. Кемерово;

    Кадетский корпус Железнодорожных войск, г. Санкт-Петер­бург;

    Омский кадетский корпус.

    Московское военно-музыкальное училище, г. Видное Мос­ковской области.

    Во всех Суворовских, Нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского и Военно-космиче­ского) срок обучения – 3 года, в военно-музыкальном учили­ще – 4 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском и Военно-космическом ка­детских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают маль­чиков, окончивших 4 класс. Все подростки, поступившие в Суворовские, Нахимовское училища или кадетские корпуса, берут на себя обязательства после окончания названных образователь­ных учреждений продолжить учебу в военном вузе.

    В кадетскую школу принимаются несовершеннолетние граждане, год­ные по состоянию здоровья. Правила приема в кадетскую школу определя­ются учредителями кадетской школы и закрепляются в уставе кадетской школы. Зачисление детей в кадетскую школу производится по заявлению роди­телей (законных представителей). Преимущественным правом при зачисле­нии в кадетскую школу пользуются: дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшие­ся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных се­мей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).

    Содержание обучающихся в училищах осуществляется на основе полного государственного обеспечения. За содержание кадетов в кадетской школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в уста­новленном порядке. В исключительных случаях по решению учредителей родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание кадетов в кадетской школе-интернате полностью или частично.

    Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным обмундированием, обу­вью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями и хозяйственным инвентарем.

    Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обес­печении и пользуются льготами, установленными для данной категории де­тей законодательством Российской Федерации.

    4 . Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах . Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах явля­ется подготовка офицеров. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан жен­ского пола.

    Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре. Обучение граждан по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осу­ществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов.

    Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программа­ми подготовки офицеров запаса, проходят граждане мужского пола. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем воен­ным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» – 30 дней. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» – 75 дней, в том числе 30 дней – в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования и 45 дней – после защиты дипломных про­ектов.

    В период военного обучения студенты сдают зачёты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессио­нального образования. После прохождения программы военного обу­чения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально создан­ными для этого экзаменационными комиссиями.

    Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

    В настоящее время в 35 ВУЗах России сохранились военные кафедры, в том числе в 11 ВУЗах Москвы. На базе 27 ВУЗов к 2008 году созданы военно-учебные центры, в том числе в 7 ВУЗах Москвы.

    IV . Заключительная часть

    Домашнее задание : учебник, стр. 72-75, вопросы 1-3 на стр. 75.