Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Основные полномочия местного самоуправления рф. Полномочия местного самоуправления

    Основные полномочия местного самоуправления рф. Полномочия местного самоуправления

    Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством

    Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления муниципальным хозяйством на своей территории.

    Основу данных полномочий составляют положения ст. 130 Конституции РФ, в соответствии с которыми к числу важнейших вопросов местного значения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

    Особенностью данной группы полномочий является то, что они направлены на решение экономических, производственных, социально-бытовых вопросов и характеризуются самостоятельностью органов местного самоуправления в управлении соответствующими объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета, создании и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и т. д.

    Как это уже было отмечено, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления в данной области деятельности можно разделить на две группы:

    1) те из них, которыми наделяются органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований;

    2) те полномочия, которые находятся в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

    В области управления муниципальным хозяйством в соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления к компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов (за некоторыми изъятиями) и городских округов отнесены такие одинаковые по своей сути вопросы местного значения, как:

    1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль исполнения данного бюджета;

    2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

    3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    4) организация:

    в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе – организация электро-и газоснабжения поселений),

    сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

    ритуальных услуг и содержание мест захоронения,

    библиотечного обслуживания населения,

    освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (кроме муниципального района),

    благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в его границах (кроме муниципального района);

    6) создание условий для:

    предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования,

    обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

    7) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (кроме муниципального района);

    8) опека и попечительство (кроме поселения);

    9) формирование и содержание архивных фондов;

    10) территориальное зонирование соответствующих земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля использования земель муниципального образования;

    11) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования (кроме муниципального района).

    Из числа указанных полномочий, с точки зрения более глубокого рассмотрения их содержания, представляются наиболее значимыми полномочия органов местного самоуправления:

    1) по управлению муниципальной собственностью;

    2) во взаимоотношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования;

    3) по финансовому обеспечению муниципального хозяйства;

    4) в сферах земельных отношений, недропользования и охраны окружающей среды;

    5) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

    6) в сфере предпринимательства.

    Право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью основано на положениях ст. 132 Конституции РФ. Однако управлять имуществом еще не значит быть собственником этого имущества, поэтому, если допустить, что органы местного самоуправления не являются собственниками муниципального имущества, иных объектов муниципальной собственности, то возникает вопрос о том, кто же тогда собственник. По этому вопросу в юридической литературе развернулась активная полемика, в которой приняли участие и высказали свои суждения представители различных отраслей права, но к общему выводу не пришли.

    Законодательная регламентация этого вопроса тоже оказалась весьма противоречивой. В ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Четкого ответа на вопрос о собственнике здесь тоже нет, так как термин «обеспечивает» может подразумевать и непосредственное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью, и через формируемые им органы местного самоуправления.

    Такая двойственная характеристика собственника использована и в принятых на основе Конституции РФ федеральных законах о местном самоуправлении.

    В ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Такую конструкцию ч. 1 ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления трудно признать удачной.

    Во-первых, несмотря на содержащиеся в статье общие ссылки на Конституцию РФ, обнаруживаются отход от конституционных положений и подмена понятий. За органами местного самоуправления согласно Конституции РФ закрепляется право самостоятельного управления муниципальной собственностью. Наделение лишь органов местного самоуправления полномочиями самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью не отвечает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ. Самоуправляется ведь население, а не органы местного самоуправления. Право собственности необходимо населению в качестве одного из условий осуществления самоуправления.

    Во-вторых, формулировка ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления лишает субъектов РФ права принимать законы в сфере муниципальной собственности. Регулирование этих вопросов Российская Федерация оставляет за собой, адресуя свои веления напрямую органам местного самоуправления.

    В-третьих, порядок самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью органы местного самоуправления определяют сами для себя своими нормативными правовыми актами. В частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Кроме этого, ст. 51 названного Закона устанавливается, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Следует признать, поскольку контроль населения за деятельностью муниципальных органов в сфере муниципальной собственности, так же как и участие населения в решении вопросов собственности, не предусмотрены (кроме тех редких случаев, когда полномочия представительного органа осуществляет сход граждан), постольку не исключены и злоупотребления при реализации такой абсолютной самостоятельности органов местного самоуправления.

    Между тем полномочия в данной сфере весьма обширны. Органы местного самоуправления в установленном порядке вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления – за муниципальными учреждениями. Остальное имущество составляет муниципальную казну.

    В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права муниципальной собственности и другие вещные права на недвижимое муниципальное имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация таких прав осуществляется в том числе и на основании актов органов местного самоуправления, принятых в рамках компетенции этих органов. Органы власти субъектов РФ вправе делегировать органам местного самоуправления часть своих полномочий в области организации системы государственной регистрации права собственности. Органы местного самоуправления вправе, исходя из публичных интересов, издавать акты, ограничивающие (обременяющие) права собственника.

    Муниципальные образования обязаны организовать учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества. Представительный орган муниципального образования, как правило, утверждает Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества.

    Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

    ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в

    Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства 1. В целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство

    Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений 1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на:1) создание музеев поселения;2) участие в организации и финансировании

    Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

    Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов 1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:1) создание музеев муниципального

    Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

    Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа 1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:1) создание музеев городского округа;2) участие в

    Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

    Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:1) принятие

    Из книги автора

    Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

    Из книги автора

    Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством,

    Из книги автора

    Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных

    Из книги автора

    Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения

    Из книги автора

    Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими

    Из книги автора

    Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного

    Из книги автора

    Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

    Из книги автора

    26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

    Из книги автора

    Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

    Из книги автора

    Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

    Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ (ст. 132), которая определила две группы таких полномочий:

    • - собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132);
    • - государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия) (ч. 2. ст. 132).

    Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 14 Закон об организации местного самоуправления.

    Собственные полномочия органов местного самоуправления можно разделить на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности.

    • 1. В сфере финансов и бюджета:
      • - формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и др.);
      • - определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению.
    • 2. В сфере управления муниципальной собственностью:
      • - решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные предприятия; имущество органов местного самоуправления; муниципальный жилищный фонд; муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т.п.;
      • - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
      • - регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения.
    • 3. В сфере социального и культурного развития муниципального образования:

    Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.

    Что касается наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, то в соответствии с Закон об организации местного самоуправления (ст. 15) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия. Безусловно, эффективному осуществлению органами местного самоуправления своих прав и обязанностей способствует установление в законодательстве определенных их гарантий.

    Органы местного самоуправления носят представительный характер, так как избираются непосредственно населением путем выборов. Порядок их проведения установлен Законом об основных гарантиях избирательных прав, а также Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

    К органам местного самоуправления относятся выборные органы, которые образуются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Их наименование, численный состав и полномочия определяются уставом муниципального образования. В их исключительном ведении находятся: принятие общеобязательных на муниципальной территории решений; утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении; принятие планов и программ развития; установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Все решения принимаются коллегиально.

    Глава муниципального образования (администрации) - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность местного самоуправления, избираемое непосредственно населением либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования непосредственно или через образуемые им органы руководит муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет и т.д. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.

    В уставах муниципальных образований могут предусматриваться и другие органы местного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, поселков, улиц, кварталов, жилых комплексов и т.д.).

    В уставных документах муниципальных образований установлены права и обязанности депутатов местного самоуправления. В основе их статуса лежат положения Закон об организации местного самоуправления, ст. 40 которого устанавливает, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

    В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вслед за изложением в ст. 14, 15, 16 вопросов местного значения трех видов муниципальных образований помещена ст. 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения".

    В ней в обобщенной форме изложены единые для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия, необходимые для реализации вопросов местного значения. Несмотря на специфику муниципальных образований, их органы обладают одинаковыми ключевыми полномочиями для достижения своих задач, хотя конкретный объем этих полномочий зависит от уровня муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями (ч. 1 ст. 17):

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

    6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

    8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и об иной официальной информации;

    9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

    Учитывая широкий спектр вопросов местного значения и в связи с этим объективную невозможность перечисления всех полномочий органов местного самоуправления по их решению, Федеральным законом 2003 г. указанный выше перечень полномочий оставлен открытым и предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут обладать иными полномочиями в соответствии с названным Законом 2003 г. и уставами муниципальных образований.

    В целом объем издания муниципальных правовых актов, особенно нормативных актов, больше на уровне муниципального района, городского округа в сопоставлении с поселениями. Муниципальное образование может утверждать свою символику. А вот объем местного хозяйства, а тем более муниципального заказа у сельского поселения гораздо скромнее, чем, например, у городского округа, отсюда и разные масштабы в равной мере принадлежащих каждому уровню полномочий. Далеко не каждое сельское поселение "размахнется" на учреждение печатного средства массовой информации, муниципальные районы и городские округа сделают это скорее.

    Вопросы местного значения и полномочия по их решению - разные по характеру и значению категории, их нельзя отождествлять.

    Вопросы местного значения - это соответствующие сферы, направления, предметы ведения, в которых местное самоуправление, его органы и должностные лица, в ряде случаев и непосредственно население вправе действовать, более того - они и обязаны это делать. По сути, это и цели деятельности местного самоуправления как одного из уровней публичной власти.

    Каждое из таких полномочий по решению вопросов местного значения представляет собой право органов местного самоуправления действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом, предпринимать соответствующие действия, принимать при необходимости муниципальные правовые акты.

    Федеральный закон 2003 г. (ч. 3 ст. 17) подчеркнул, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    В ст. 18 "Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления" установлен ряд гарантий в части закрепления вопросов местного значения, которые можно считать и гарантиями полномочий.

    Согласно ч. 1 ст. 18 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Это означает, что хотя согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, на деле перечень вопросов местного значения для каждого уровня местного самоуправления является исключительным федеральным ведением. Надо полагать, таким же федеральным ведением является и круг полномочий органов местного самоуправления, приведенный ранее.

    И одно из последних новшеств Федерального закона 2003 г. убедительно подтверждает данный вывод. Дополнением от 18 октября 2007 г. в Закон включена ст. 18.1 "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления". Она гласит, что перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ. И далее: нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

    В целях реализации названных положений Закона принят Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления названных муниципальных образований, а Правительству РФ поручается разработать и утвердить перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Правительство должно обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в федеральную программу статистических работ на 2009 г. и последующие годы.

    Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов в Указе предписано ежегодно до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период.

    В Указе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ: выделять за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Кроме того, рекомендуется также устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Для муниципальных районов указанный перечень устанавливается в случае, когда решение этих вопросов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

    Утвержденный Указом от 28 апреля 2008 г. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов насчитывает 30 пунктов и в общей сложности около 50 позиций. Они охватывают вопросы занятости населения, его медицинского обслуживания, наличия дошкольных детских учреждений, состояние образования, число субъектов малого предпринимательства, качество автомобильных дорог, состояние и продолжительность строительства зданий и сооружений, жилищное и коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д.

    Появление подобного регулирования - это своего рода показатель усиления государственного влияния на местное самоуправление, причем по линии исполнительной власти.

    В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 18 федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

    Эти правила означают, что Закон исходит из самостоятельности органов местного самоуправления в рамках закрепленных вопросов местного значения и полномочий. Российская Федерация и ее субъекты могут дать дополнительное финансирование из своих источников, и тогда они вправе влиять на осуществление полномочий органов местного самоуправления. Но если основой полномочий являются средства местных бюджетов, нормативным регулированием Российской Федерации или ее субъекта предопределить объем соответствующих расходов нельзя. Конечно, нельзя исключить "текущее" воздействие, когда органам местного самоуправления "подсказывают", на что тратить свои бюджетные средства.

    Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя МСУ, определяя его статус в системе народовластия, использует понятия: "полномочия МСУ", "права МСУ". Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

    Толковый словарь русского языка определяет "полномочия", как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел.

    Юридическая наука использует термин "полномочия" для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно конституцией и другими законами.

    Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

    Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституцией РФ, федеральными законами признано право на осуществление местного самоуправления. Население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.

    Во-вторых, полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию.

    Полномочия МСУ можно подразделить на две группы:

    • 1. "Собственные" полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением
    • 2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.

    Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами МСУ данных полномочий.

    Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:

    • 1. Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.
    • 2. Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.
    • 3. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.
    • 4. Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.

    Классификации полномочий органов МСУ может осуществляться по различным критериям. Анализ законодательства РФ позволяет выделить основные сферы деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения: хозяйственного строительства, социально-культурного строительства, охраны общественного труда. Для осуществления деятельности в указанных сферах органы МСУ наделяются соответствующими полномочиями.

    Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения.

    Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган.

    Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.

    Таким образом, предметы ведения, как структурный элемент понятия "полномочия", являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения органов местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного в ведении муниципального образования.

    Предметы ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

    В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий.

    К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) - предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

    Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, дает основание сделать вывод, что деятельность этих органов, по существу, затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы.

    Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования.

    К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

    Второй элемент полномочий - права и обязанности - является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

    Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного характера.

    Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права обеспечивается использованием Конкретных правомочий, которые принадлежат представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (например, представительный орган местного самоуправления вправе заслушать отчет органа или должностного лица местного самоуправления).

    Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления. Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.

    В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения полномочий органов местного самоуправления:

    • 1) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;
    • 2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их полномочий и не отнесен к полномочий другого органа власти;
    • 3) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;
    • 4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом;
    • 5) при делегировании полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

    Данные положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

    Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В уставе муниципального образования определяются полномочия и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    Закон запрещает передавать полномочия органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, которые создаются муниципальными образованиями в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов.

    Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько муниципальных образований, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям других органов местного самоуправления. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.

    Рассмотрев теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, общее понятие полномочий перейдем к рассмотрению полномочий МСУ в социально-культурной области, так как эта сфера является очень важной, с которой мы сталкиваемся ежедневно и от состояния которой зависит состояние страны.