Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Основы конституционного строя, народовластие в рф. Конституционный строй

    Основы конституционного строя, народовластие в рф. Конституционный строй

    Конституция РФ законодательно определяет конституционный строй и те принципы российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

    Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права . Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство закона); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

    Первая глава Конституции РФ посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценности и цели, провозглашенные в преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии - права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности, ценности российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

    В Конституции России сформулированы принципы конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1). В их содержании отражается как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены пока в будущее.

    В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

    Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа. Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

    Референдум - это голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Инициатива проведения референдума в России принадлежит, во-первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, причем на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами России не должно проживать более 10% граждан, инициирующих проведение референдума, и, во-вторых, Конституционному Собранию, если оно решит в установленном Конституцией порядке вынести на референдум вопрос о принятии новой Конституции РФ.

    Назначает референдум России Президент РФ, принимая по этому поводу указ, в котором определяется дата проведения референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое на референдуме решение должно быть обязательным для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления и гражданами.

    Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему власти.

    В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемой представительной демократией.

    Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиальным органам народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

    На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления через установленную систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Идея местного самоуправления также формируется в Конституции как принцип конституционного строя.

    Принципом конституционного строя России является государственный суверенитет РФ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховная и независима. Единство государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также в высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности по отношению к власти других государств, неприкосновенности территории России.

    Следующий принцип конституционного строя - федерализм . Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права субъектов Федерации, т. е. республик, краев, областей, городов федерального значения. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России (ст. 5).

    К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). В связи с этим принципом его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В новой Конституции в отличие от ранее действовавших вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено особое место . Россия в сфере экономического развития выбрала принципы рыночной экономики : многообразие форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности. В конституционных нормах это нашло проявление в признании и защите форм собственности, в возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

    Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. При этом Президент представлен Конституцией РФ как глава государства. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд относятся к судебной ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем они обязаны взаимодействовать между собой и в этом взаимодействии должны уравновешивать друг друга. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

    Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

    Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

    Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах России.

    В конституционном праве устанавливаются основные правила взаимоотношений между государством и человеком. Его нормы закрепляют место человека в различных сферах общественной жизни и определяют его основные права , свободы, обязанности. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6).

    Таким образом, складывается институт конституционного права - конституционный статус человека и гражданина. В отличие от регулирования прав человека другими отраслями права конституционное право устанавливает основы его правового положения, что оказывает правовое оформление наиболее существенных и принципиальных связей государства и человека, установление основных прав, свобод и обязанностей гражданина, иностранца или лица без гражданства.

    Объем прав, свобод и обязанностей каждой из перечисленных категорий людей различен. Правовым основанием такого различия является наличие или отсутствие гражданства, т. е. устойчивой правовой связи лица с государством .

    Итак, гражданин РФ обладает всеми правами, свободами и несет все обязанности, установленные Конституцией России.

    Признаки конституционного строя

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Признаки конституционного строя
    Рубрика (тематическая категория) Государство

    Методы регулирования

    Источники права

    Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником - Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 ᴦ. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.

    Другими источниками конституционного права являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства - (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран - конституционные обычаи, в мусульманских государствах - предписания Корана.

    В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер.
    Размещено на реф.рф
    А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

    Οʜᴎ представляют из себянормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (к примеру, избрание на всœеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового). формально-юридического анализа

    · сравнительно-правовой

    · системный

    · правового моделирования

    · статистический

    · конкретно-социологический

    · диалектический

    Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

    Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.

    Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всœегда предполагает наличие в государстве конституции.

    Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (к примеру, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

    Необходимыми признаками конституционного строя являются:

    · народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

    · разделœение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;

    · нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

    История развития отечественного конституционализма . Первой конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 1918 году. Ее создание было вызвано крайне важно стью законодательного закрепления победы нового общественного строя. Данная Конституция устанавливала социалистические принципы организации государственной власти (провозглашение диктатуры пролетариата͵ создание системы Съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликвидация частной собственности на землю, установление общественной собственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного Закона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия конституций России был связан с принятием и развитием конституций СССР. Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года вошли два документа: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Эта конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата. Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий. Вторая Конституция СССР принята в 1936 году. Она провозгласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила Съезды Советов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Данная Конституция содержала обширный перечень демократических прав и свобод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Конституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному положению прав человека, которые грубо попирались. Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году. Она практически дублировала Конституцию СССР 1936 года. В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР. Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. Это последняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности – “Советский народ”. В данной Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер.
    Размещено на реф.рф
    С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всœестороннее развитие личности, с другой - провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР), безраздельное господство государственной собственности, трудовая обязанность для всœех граждан и т.д.

    Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отметить, что таким же образом разрабатывались и принимались всœе конституции республик в составе СССР.

    Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, ᴛ.ᴇ. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Второй этап (июнь 1990 – декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления. Третий этап (декабрь 1991 – сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР.

    С позиций современного опыта можно утверждать, что для адекватной оценки сущности конституции необходим учет ее проявлений как внутри страны, так и в сфере международных отношений. В сущности конституции отражаются не только ее связи с социальной структурой общества или характером и организацией власти и управления делами общества и государства, но и занимаемое государством в международном сообще-

    При этом сущность конституции не есть нечто раз и навсœегда данное и неизменное. На различных этапах общественного развития она претерпевает значительные изменения. Οʜᴎ объективно обусловлены социальной структурой общества, потребностями его демократизации, характером международных отношений, которые нуждаются в адекватном восприятии в теории и практике конституционного строительства. А это требует новых подходов, преодоления устаревших или не оправдывающих себя взглядов и представлений, которые тормозят" переосмысление концепции общественно-исторического прогресса и роли в нем конституции. В практически-политическом плане речь идет в настоящее время о закреплении в основном законе такого видения общественного прогресса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способно наиболее полно раскрыть гуманистический потенциал общества.

    Государственная власть в России осуществляется на базе разделœения на законодательную, ис полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст венной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по всœедневной деятельности. Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, обра зуемые путем выборов. Главная их задача - правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, к примеру, контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти - это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на базе сочетания единоначалия с колле гиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие . Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимаю щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од ной из трех ветвей государственной власти. Федеральной Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представитель ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа.

    Особенности федеративного устройства России Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ: Государственная целостность РФ.Единство системы государственной власти.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.Равноправие и самоопределœение народов.Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

    Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения. Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными. Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределœении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всœего невмешательством как собственным, так и со стороны всœех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

    Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определœенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всœеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определœения правовых норм. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, источниками международного права являются: Основные (первичные):международный договормеждународно-правовой обычайобщие принципы права Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств-участников, в то время как международно-правовой обычай обязателœен для всœех субъектов международного права.

    Ответственность в международном праве С одной стороны, ответственность - неблагоприятные последствия, применяемые за совершение правонарушения к виновному. С другой стороны. Ответственность в МП - принцип МП, в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечет за собой ответственность виновного субъекта по МП. Существует: - Проспективная ответственность (предполагаемая ответственность к потенциальному правонарушителю, которая будучи выраженной в санкции правовой нормы имеет помимо наказания цель предотвращения (профилактики) правонарушения) -Ретроспективная ответственность (ответственность в данном случае служит средством наказания) С третьей стороны, - ответственность - охранительное правоотношение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возлагает на правонарушителя обязанность прекратить противоправные действия, ликвидировать или компенсировать последствия правонарушения, а также наделяет пострадавшею субъекта правом требования совершения вышеуказанных действий правонарушителœем. Цели ответственности: - Сдерживать потенциального правонарушителя -Побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности - Предоставить потерпевшему компенсацию за причинœенный ему материальный или моральный ущерб - Повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязанностей. В МП различают: - Политическую ответственность - возможна в виде сатисфакций - Материальную ответственность Ответственность лежит на всœем государстве в целом, а не на отдельных его органах, действия которых нарушили ту или иную международную норму. По этой причине государство обязано регулировать поведение своих юридических и физических лиц.

    Дипломатическое и консульское право Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в целом регулирует межгосударственные официальные отношения. Понятие дипломатического и консульского права, их источники Дипломатическое право крайне важно для реализации государством права посольства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из: Активного права посольства право государства открывать дипломатические представительства за рубежом; Пассивного права посольства право государства принимать иностранные посольства. Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы следующих конвенциях: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 ᴦ. ;Конвенции о специальных миссиях 1969 ᴦ. Установление дипломатических отношений между государствами следует за признанием государства де-юре. При этом, установление дипотношений не всœегда влечет за собой открытие представительств.Процедура назначения и принятия дипломатического представителя принято называть аккредитацией. Заключается она в следующем. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. Выдача агремана делает прибывшего представителя persona grata (желательное лицо). После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту-документ удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой главе государства. Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны-пребывания (признание представителя persona поп grata.)

    Права человека - это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, к примеру, отмечал, что человек как таковой вправе на свободу. Права человека представляют из себяопределœенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека. Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав. Второе поколение - социальные, экономические и культурные права: Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др. При всœем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всœего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, "стартовое" равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 ᴦ., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всœех людей планеты. В ноябре 1991 ᴦ. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 ᴦ.

    Административное право как отрасль публичного права Администрати́вное пра́во - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства имуниципальных образований

    .

    Публичное право включает в себя отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов: конституционное (государственное) право,административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право. В предмет публично-правового регулирования входят, к примеру: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Каждая отрасль имеет особые предмет и методы правового регулирования, а также специальную структуру нормативного материала, составляющего систему соответствующей отрасли права. Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов, интересов государства, всœего общества (публичных интересов). Частное право обеспечивает и охраняет интересы отдельных лиц, индивидов, используя при этом специальные формы и методы правового регулирования, средства разрешения конфликтов, особый процессуально-правовой режим производств, применяемых для урегулирования возникающих споров. Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всœего своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений, поскольку государственное управление реализуется через категории публичного интереса, потребностей, целœей, стимулов и норм. Административное право регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной и стабильной государственной службы.

    Признаки конституционного строя - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки конституционного строя" 2017, 2018.

    Основные принципы конституционного строя

    К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

    Принципы – основы организации государственной власти;

    Принципы организации и функционирования гражданского общества;

    Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

    Принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

    В первую группу (основы организации государственной власти) , кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей.

    Демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

    Конституция провозглашает Россию республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа

    По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством .

    Для правового государства характерными признаками являются:

    Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

    Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

    Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

    Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

    Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

    Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

    В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Чётко проведён в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться.

    Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство России . Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; даёт возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5).

    Россия является суверенным государством . Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

    Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную , органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

    Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление . Согласно ст. 12 Конституции «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».



    Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти . Как подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Конституции «Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

    К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.

    Экономический плюрализм . Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX века, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы. Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

    В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство.

    Идеологический плюрализм . Запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.

    Политический плюрализм . В России признается политическое многообразие, многопартийность ; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыв безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч.ч. 3, 4, 5
    ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни.

    Провозглашая Россию светским государством , Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст. 14).

    Провозглашая Россию как социальное государство , Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

    -: Государственной Думой;

    -: Советом Федерации.

    I : {{97}} k = a

    S : Термин «муниципалитет» появился:

    +: в Древнем Риме;

    -: в Древней Греции;

    -: в Средневековой Франции;

    -: в Австро-Венгрии.

    I : {{98}} k = a

    S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

    -: Конституция РФ;

    +: Федеральные законы;

    -: Указы Президента РФ;

    -: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

    I : {{99}} k = a

    S: Принципы избирательного права:

    -: прямое избирательное право;

    -: равное избирательное право;

    -: обязательное избирательное право;

    +: всеобщее избирательное право.

    I : {{231}} k = a

    S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

    +: местный референдум;

    -: выборы губернатора области;

    -: установление местных налогов и сборов;

    -: правотворческая инициатива граждан.

    I : {{100}} k = a

    S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

    -: органы государственной власти РФ;

    -: органы государственной власти субъектов РФ;

    +: органы местного самоуправления;

    -: должностные лица местного самоуправления.

    I : {{101}} k = a

    S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

    -: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

    -: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

    I : {{102}} k = a

    S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

    I : {{103}} k = b

    S : Наименование прокурор означает:

    -: Генеральный прокурор РФ;

    -: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

    -: помощники Главного военного прокурора;

    +: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

    I : {{104}} k = a

    S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

    -: осуществлении деятельности только на основе закона;

    +: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

    -: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

    -: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

    I : {{105}} k = a

    S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

    +: прав, свобод и законных интересов граждан;

    -: неопределенного круга лиц или интересов;

    -: интересов Российской Федерации;

    -: любого гражданина РФ.

    I : {{106}} k = a

    S : Прокуратура осуществляет надзор:

    +: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

    -: за исполнением Конституции РФ;

    -: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

    -: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

    I : {{107}} k = a

    S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

    -: право опротестования правовых актов;

    +: возбуждение уголовного дела;

    -: возбуждение дела об административном правонарушении;

    -: право отмены правовых актов.

    I : {{109}} k = a

    S : Лицом, участвующими в деле, является:

    -: свидетель;

    +: прокурор;

    -: представитель.

    I : {{110}} k = a

    S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

    +: судебные прения;

    -: исследование доказательств;

    -: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

    -: проверка явки участников процесса.

    I : {{111}} k = b

    S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

    -: принятия нового решения;

    +: обжалования решения;

    -: принятия дополнительного решения;

    -: принятия разъясняющего постановления.

    I : {{112}} k = a

    S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

    -: об установлении факта нахождения на иждивении;

    - : об установлении трудового стажа;

    +: об установлении факта рождения;

    -: об установлении факта распоряжения имуществом.

    I : {{113}} k = a

    S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

    -: Правительство Российской Федерации;

    +: Федеральное Собрание Российской Федерации;

    -: Конституционный Суд Российской Федерации;

    -: Президент Российской Федерации.

    I : {{114}} k = a

    S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

    -: министр обороны;

    -: начальник Генерального штаба;

    +: Президент РФ;

    -: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

    I : {{115}} k = a

    S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

    -: уставом республики;

    +: конституцией республики;

    -: федеральным законом;

    -: нет правильного ответа.

    I : {{116}} k = a

    S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

    -: с 21 года;

    -: с 14 лет;

    +: с 18 лет;

    -: нет правильного ответа.

    I : {{117}} k = a

    S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

    -: согласие;

    -: система взглядов;

    +: установление;

    -: правила.

    I : {{118}} k = a

    S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

    -: Конституционный Суд РФ;

    -: Верховный Суд РФ;

    -: военные суды РФ;

    +: все ответы верны.

    I : {{119}} k = a

    S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

    +: Правительство РФ;

    -: Федеральное Собрание РФ;

    -: Президент РФ.

    -: все ответы верны;

    I : {{120}} k = a

    S : Конституционное право РФ связано с:

    -: политикой;

    +: государственным строем;

    -: политической системой;

    -: правами и свободами человека и гражданина.

    I : {{121}} k = a

    S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

    -: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

    -: защищает права и свободы человека и гражданина;

    +: формально существует.

    -: все ответы верны;

    I : {{122}} k = a

    S : Конституционное право в демократическом государстве:

    +: юридическая основа демократии;

    -: основополагающая отрасль права;

    -: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

    -: свод традиций народовластия.

    I : {{123}} k = a

    S : Предметом конституционного права является:

    -: конституционный строй государства;

    -: отношения человека с обществом;

    -: основы гражданского общества;

    +: все ответы верны.

    I : {{125}} k = a

    S : К признакам конституционной нормы относится:

    -: нормативность;

    -: формальная определенность;

    +: гарантии государства;

    -: гарантии общества.

    I : {{126}} k = a

    S : К источникам конституционного права РФ относятся:

    +: конституции;

    -: декларации;

    -: подзаконные нормативные акты;

    -: акты органов местного самоуправления.

    I : {{127}} k = a

    S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

    +: государство;

    -: физические лица;

    -: органы местного самоуправления;

    -: юридические лица.

    I : {{128}} k = a

    S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

    -: Манифест от 1861 г.;

    -: нет правильного ответа;

    I : {{129}} k = a

    S : Действующая Конституция РФ принята:

    +: путем Референдума;

    -: после распада СССР;

    -: Верховным Советом России;

    -: Федеральным Собранием РФ.

    I : {{130}} k = a

    S : Конституция РФ - это:

    -: результат соотношения сил в классовой борьбе;

    +: основной юридический документ;

    -: социальный компромисс;

    -: выражает интересы экономически господствующего класса.

    I : {{131}} k = a

    S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

    -: государство;

    -: Парламент.

    I : {{132}} k = a

    S : К признакам конституционного строя относится:

    -: государственный контроль за общественной жизнью:

    -: государство действует в соответствии с Конституцией;

    +: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

    -: конституционная регламентация экономики.

    I : {{133}} k = a

    S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

    -: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

    -: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

    -: коллективизм;

    +: приоритет человека над государством.

    I : {{134}} k = a

    S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

    -: признание прав и свобод;

    -: предоставление прав и свобод;

    -: соблюдение прав и свобод;

    +: защита прав и свобод.

    I : {{135}} k = a

    S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

    -: государство не вправе ограничивать действия людей;

    -: человек не имеет обязанностей перед государством;

    +: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

    -: государство имеет только обязанности перед гражданином.

    I : {{136}} k = a

    S : Народ может осуществлять свою власть:

    -: через органы государственной власти;

    -: через органы местного самоуправления;

    -: через Референдум;

    +: все ответы верны.

    I : {{137}} k = a

    S : Верховенство в РФ имеют:

    +: Конституция РФ;

    -: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

    -: Федеральные законы;

    -: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

    I : {{138}} k = a

    S : Государственное устройство России:

    -: унитарное;

    +: федеративное;

    -: республика;

    -: конфедерация.

    I : {{139}} k = a

    S : Количество субъектов РФ:

    I : {{140}} k = a

    S : Федеративное устройство РФ основано на:

    +: государственной целостности;

    -: принципе разделения властей;

    -: единстве системы государственной власти;

    -: самоопределении народов.

    I : {{141}} k = a

    S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

    +: в соответствии с Федеральным законом;

    -: в соответствии с Указом Президента РФ;

    -: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

    -: в соответствии с международным правом.

    I : {{142}} k = a

    S : Демократическое государство предполагает:

    -: наличие гражданского общества;

    -: безусловное право на публичные мероприятия;

    -: осуществление представительной демократии;

    +: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

    I : {{143}} k = a

    S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

    -: установление государственных пенсий, пособий;

    -: обеспечение всех граждан рабочими местами;

    +: охрана труда и здоровья людей;

    -: установление гарантированного МРОТ.

    I : {{145}} k = a

    S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

    -: частной собственности;

    +: государственной собственности;

    -: муниципальной собственности;

    -: иных формах собственности.

    I : {{146}} k = a

    S : Разделение властей в РФ это:

    +: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

    -: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

    -: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

    -: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

    I : {{147}} k = a

    S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

    +: Президент РФ;

    -: Генеральный прокурор РФ;

    -: Председатель Конституционного Суда РФ;

    -: Правительство РФ.

    I : {{148}} k = a

    S : Местное самоуправление в РФ:

    -: формируется по усмотрению населения;

    -: одна из форм осуществления народом своей власти;

    -: признается и гарантируется Конституцией РФ;

    +: это один из уровней государственной власти РФ.

    I : {{150}} k = a

    S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

    -: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

    +: равенство всех общественных объединений перед законом;

    -: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

    -: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

    I : {{151}} k = a

    S : В России как светском государстве:

    -: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

    -: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

    +: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

    -: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

    I : {{152}} k = a

    S : Права человека в РФ:

    -: происходят из позитивного права;

    +: имеют фундаментальный характер;

    -: могут быть ограничены государством.

    I : {{153}} k = a

    S : Права гражданина в РФ:

    +: происходят из позитивного права;

    -: происходят из естественного права;

    -: происходят из обычаев;

    -: являются ограничителем равенства между людьми.

    I : {{154}} k = a

    S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

    +: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    -: развития экономики и повышения уровня жизни;

    -: защиты нравственности;

    -: идеологической борьбы.

    I : {{155}} k = a

    S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

    -: Федеральным законом;

    +: Указом Президента РФ;

    -: Законом субъекта Федерации;

    -: Резолюцией Совета безопасности ООН.

    I : {{156}} k = a

    S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

    +: регламентируется только Федеральным законом;

    -: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

    -: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

    -: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

    I : {{157}} k = a

    S : Смертная казнь в РФ применяется:

    -: в исключительных случаях;

    +: не применяется;

    -: не применяется только при помиловании;

    -: при военном положении.

    I : {{160}} k = a

    S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

    -: Президентом РФ;

    -: государством;

    -: профсоюзами.

    I : {{161}} k = a

    S : Содержание под стражей допускается в РФ:

    -: по постановлению следователя;

    +: по решению суда;

    -: по Указу Президента.

    I : {{162}} k = a

    S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

    -: личную и семейную тайну;

    -: защиту чести и доброго имени;

    +: личную неприкосновенность.

    I : {{163}} k = a

    S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

    +: неприкосновенность жилища;

    -: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

    -: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

    -: свобода передвижения.

    I : {{164}} k = a

    S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

    -: на основе Федерального закона;

    +: на основе Судебного решения;

    -: по постановлению прокурора;

    -: по постановлению следователя.

    I : {{165}} k = a

    S : В соответствии с Конституцией РФ:

    -: человек обязан указывать свою национальность;

    -: человек вправе указывать свою национальность;

    +: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

    -: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

    I : {{166}} k = a

    S : Согласно Конституции РФ:

    -: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

    -: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

    +: каждый имеет право свободно передвигаться;

    -: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

    I : {{168}} k = a

    S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

    -: понятия тождественные;

    +: понятия самостоятельные;

    -: понятия противоположные;

    -: понятия взаимодополняющие.

    I : {{169}} k = a

    S : Свобода вероисповедания предполагает:

    +: право исповедовать любую религию;

    -: право не исповедовать какую-либо религию;

    -: иметь и распространять религиозные убеждения;

    -: распространять атеистические убеждения.

    I : {{170}} k = a

    S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

    +: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

    -: пропаганда идеологического превосходства;

    -: принуждение к выражению своих мнений;

    -: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

    I : {{171}} k = a

    S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

    -: содержится в Конституции;

    +: содержится в Федеральном законе;

    -: содержится в Указе Президента РФ;

    -: содержится в ведомственных нормативных актах.

    I : {{172}} k = a

    S : Право на объединении включает в себя:

    +: право создавать общественные объединения;

    -: право вступать в общественные объединения;

    -: право ликвидировать общественные объединения;

    -: право на долю в имуществе общественных объединений.

    I : {{173}} k = a

    S : Право на объединение в РФ:

    I : {{174}} k = a

    S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

    +: принадлежит каждому человеку;

    -: принадлежит только гражданам РФ;

    -: принадлежит всем гражданам;

    -: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

    I : {{175}} k = a

    S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

    +: право на участие в Референдуме;

    -: право занимать любую государственную должность;

    -: право на участие в отправлении правосудия;

    -: право законодательной инициативы.

    I : {{176}} k = a

    S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

    +: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

    -: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

    -: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

    -: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

    I : {{177}} k = a

    S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

    +: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

    -: предприниматели без образования юридического лица;

    -: коммерческое предприятие;

    -: некоммерческое предприятие.

    I : {{178}} k = a

    S : Право частной собственности относится:

    -: к личным правам;

    +: к экономическим правам;

    -: к политическим правам;

    -: к социальным правам.

    I : {{179}} k = a

    S : Имущество на праве частной собственности:

    -: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

    +: может быть конфисковано по приговору суда;

    -: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

    -: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

    I : {{180}} k = a

    S : Право частной собственности на землю в РФ:

    -: принадлежит каждому;

    -: принадлежит гражданам РФ;

    -: неотчуждаемо;

    +: ограничивается федеральным законодательством.

    I : {{181}} k = a

    S : Согласно Конституции РФ:

    +: каждый имеет право на труд;

    -: каждый обязан трудиться;

    -: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

    -: признается право на забастовку.

    I : {{182}} k = a

    S : Конституция РФ:

    -: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

    -: обязывает родителей заботиться о детях;

    -: защищает материнство и детство;

    +: наделяет родителей правом заботиться о детях.

    I : {{183}} k = a

    S : Конституция РФ гарантирует каждому:

    -: государственную пенсию;

    -: социальные пособия;

    +: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

    -: пособие по безработице.

    I : {{184}}

    S : Конституция РФ гарантирует:

    +: бесплатное среднее образование;

    -: бесплатное высшее образование;

    -: различные формы образования;

    -: право на получение высшего образования на платной основе.

    I : {{185}} k = a

    S : Права и свободы в РФ:

    -: не могут быть ограничены;

    +: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

    -: могут быть ограничены в судебном порядке;

    -: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

    I : {{186}} k = a

    S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

    -: платить налоги;

    -: защищать отечество;

    +: бережно относиться к природным богатствам;

    -: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

    I : {{187}} k = a

    S: Статус субъекта РФ определяется:

    -: Конституцией РФ;

    +: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;

    Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

    Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

    Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

    Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

    Основы конституционного строя

    Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    • человек, его права и свободы как высшая ценность;
    • народовластие;
    • полнота суверенитета Российской Федерации;
    • равноправие субъектов РФ;
    • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
    • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
    • разделение властей;
    • гарантии местного самоуправления;
    • идеологическое многообразие;
    • политический плюрализм (принцип многопартийности);
    • приоритет закона;
    • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
    • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

    Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

    В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

    Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

    Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

    Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

    Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

    Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

    Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

    Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

    Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
    • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.