Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Основы конституционного строя рф изложены. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основы

    Основы конституционного строя рф изложены. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основы

    Подразумевает, что все члены общества подчиняются конституции и государственному праву. Правительство должно реализовывать свою власть, придерживаясь определенных принципов. Самые важные из них представляют основы конституционного строя. Демократия соединяет в себе суверенитет, федерализм, народовластие, государственную, местную власть, а также свободы и права граждан.

    Конституционный строй - основополагающие общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами. Для него характерна целая система принципов:

    Свободы и права людей;

    Федеративное устройство;

    Светский и социальный характеры государства;

    Верховенство права;

    Народовластие;

    Суверенитет государства;

    Республиканская форма управления;

    Свобода деятельности;

    Идеологическое и политическое многообразие;

    Единое экономическое пространство.

    1. Социальные основы конституционного строя. Россия - государство, у которого политика направлена на построение условий, способных обеспечить людям свободное развитие и достойную жизнь. Правительство действует в следующих направлениях:

    Определение и гарантия МРОТ;

    Охрана труда человека;

    Бесплатное медицинское обслуживание;

    Государственная поддержка семьи, отцовства, материнства, детства, пожилых граждан и инвалидов;

    Развитие систем социальных служб;

    Пенсии, различные пособия и гарантии.

    2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации. Гарантия единого экономического пространства, поддержка конкуренции, свободное перемещение финансов, услуг и товаров, свобода деятельности. В России защищаются все виды собственности: частная, и т.п. Права индивидуальных предпринимателей охраняются законом. Все а также земля используются в РФ. Они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности. Все народы, находящиеся на могут по закону ими пользоваться, заниматься сельским хозяйством и производством. Природные ресурсы находятся в государственной, частной, муниципальной и прочих формах собственности. Граждане России вправе быть владельцами земли. Собственники могут свободно распоряжаться природными ресурсами, если при этом не нарушаются законные интересы и права иных лиц.

    Социальное государство должно обеспечивать человеку свободное развитие и достойную жизнь. Правительство предоставляет: прожиточный минимум, личную безопасность, доступ к культурным ценностям, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, возможность обладать социальными и материальными благами, жильем и т.д. Достойная жизнь подразумевает свободное умственное, физическое и нравственное самосовершенствование.

    Строя обеспечивают равноправие и суверенитет наций, которые проживают на территории России. Люди могут свободно излагать свою волю. Равноправие означает, что все нации имеют одинаковые права в вопросах государственного строительства, национального языка, культуры, литературы.

    Основы конституционного строя определяют форму правления в нашей стране. Россия - это она одновременно имеет признаки парламентской и президентской республики. в стране избираются населением. Через этот метод осуществляется принцип народовластия.

    Российская Федерация - это конституционное государство, в котором официально существует несколько религий и вероучений. Люди сами выбирают, какого бога почитать. Государство гарантирует гражданину свободу вероисповедания и совести.

    Лекция:

    Конституция РФ


    Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

    Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

      знать свои права и обязанности;

      иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

      знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

    Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

    1. Основы конституционного строя
    2. Права и свободы человека и гражданина
    3. Федеральное устройство
    4. Президент
    5. Федеральное собрание
    6. Правительство
    7. Судебная власть
    8. Местное самоуправление
    9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

    Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

    Основы конституционного строя РФ


    Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

    • Народовластие (прямая и представительная демократия)
    • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
    • Верховенство закона
    • Федерализм
    • Суверенитет государства
    • Социальный характер государства
    • Светский характер государства
    • Республиканская форма правления
    • Политический плюрализм
    • Многообразие форм собственности

    Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

      Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

    • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
    • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
    • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
    • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
    • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
    • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
    • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
    • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

    • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
    • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
    • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
    • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
    • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

    • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
    • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

    Правовой статус человека и гражданина


    Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
    Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

      Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

      Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

      Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

      Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

      Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

      Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

      Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

      Судебная защита прав и свобод.

      Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

      Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

      Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

    Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
    Конституционными обязанностями являются:

      Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

      Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

      Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

      Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

      Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

      Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

      Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

      Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

    Основы конституционного строя РФ

    Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

    - Основы конституционного строя

    - Статьи Конституции

    1. Народовластие

    Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

    Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

    2. Федерализм

    Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

    Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

    3. Правовое государство

    Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

    4. Разделение

    Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

    5. Приоритет прав человека

    Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

    6. Российская Федерация - социальное государство

    Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

    7. Суверенитет

    Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

    8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

    Ст. 8, ст. 9, ч. 2

    Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

    9. Политичекое многообразие (плюраизм)

    Ст. 13, ч.3‑5

    В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

    Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии "Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)" он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

    Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

    Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

    Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

    Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

    Выделяют три уровня основ конституционного строя:

    • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
    • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
    • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

    Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

    Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

    • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
    • – политико-правовой характер;
    • – нормативность и общеобязательность;
    • юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
    • – сжатость и концентрированность изложения;
    • – общепризнанность;
    • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

    Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

    Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

    1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

    Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

    Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

    2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

    Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

    отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

    Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

    Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

    3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

    Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

    Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

    Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

    Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

    4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

    Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

    Федерализм в России обусловлен рядом причин:

    • – огромной территорией;
    • – спецификой экономического развития отдельных регионов;
    • – этническим многообразием населения;
    • – социокультурными различиями.

    В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

    5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

    Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

    6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

    Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

    Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

    7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

    Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

    Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

    В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название "система сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

    Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

    Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

    Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

    Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

    Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.

    Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

    Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

    В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

    9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

    Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

    Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

    10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

    Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

    Конституционный строй: понятие и основные элементы

    Понятие конституционного строя и его основ:

    Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

    Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

    В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

    Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

    Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

    Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

    Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

    Элементы конституционного строя РФ:

    1. республиканская форма правления;

    2. суверенитет РФ;

    3. права и свободы личности;

    4. источник власти - многонациональный народ России;

    5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

    6. федеративное государственное устройство;

    7. гражданство РФ;

    8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

    9. организация местного самоуправления.

    В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

    В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

    » верховенство права;

    » широкие права и свободы человека, их гарантированность;

    » участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

    » разделение властей.

    Защита конституционного строя обеспечивается:

    Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

    Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

    Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

    Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

    Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

    Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

    Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

    Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

    В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

    Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

    Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

    1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

    2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

    3) верховенство закона;

    4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

    5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

    6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

    7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

    8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

    9) разделение властей;

    10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

    11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

    Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

    Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

    Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

    Признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

    Отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

    Запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

    Право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

    Характеристика основ конституционного строя:

    Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

    ♦ государственного устройства - государственные основы;

    ♦ политической системы - политические основы;

    ♦ экономической системы - экономические основы;

    ♦ социальной системы - социальные основы;

    ♦ правовой системы - правовые основы;

    ♦ правового статуса личности.

    Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

    » по форме правления РФ - республика;

    » по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;

    » по форме государственного режима РФ - демократическое государство;

    » в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

    » Российская Федерация - суверенное государство;

    » территория РФ целостна и неприкосновенна;

    Основой конституционного строя России является народовластие.

    Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

    Элементы народовластия в РФ:

    › коллективный субъект - граждане РФ;

    › объект - власть.

    Формы народовластия:

    1) непосредственная (прямая) демократия;

    2) представительная (косвенная) демократия.

    Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

    Виды непосредственной демократии:

    1) референдум;

    2) выборы;

    3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

    Формы косвенного народовластия:

    1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

    2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

    3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

    4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.