Войти
Образовательный портал. Образование
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Ответственность за неприменение закона 223 фз. Система контроля закупок

    Ответственность за неприменение закона 223 фз. Система контроля закупок
    Описанные в статье изменения касаются размеров штрафа за некоторые неправомерные действия при проведении госзакупок преимущественно по Законам 223-ФЗ. Они ожидались с того момента, когда закон 223-ФЗ вступил в силу, однако были введены только сейчас.

    Известно, что часть 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предписывает право участника закупки обжаловать действия или бездействие заказчика в антимонопольном органе в следующих случаях:

    — если необходимая по госзаказу информация не была размещена в единой информационной системе (а до ее создания - на портале zakupki.gov.ru);
    — при требовании у участника закупки документации, не предусмотренной условиями закупки;
    если заказчик закупил работы, услуги или товары без наличия положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС);
    — при отсутствии или недостоверности информации о годовом закупочном объеме, который заказчик осуществляет у субъектов малого бизнеса (правила и порядок осуществления таких закупок будут введены до 1 января 2016 года).
    Новые же изменения закона № 223-ФЗ касаются установления ответственности за вышеописанные нарушения и определяют административные взыскания с правонарушителя.

    Законодательные изменения по № 223-ФЗ.
    В статью 2.4 КоАП РФ внесена поправка, которая определяет ответственность лиц, осуществляющих работу по организации и осуществлению госзакупок по Закону № 223-ФЗ, как ответственность должностных лиц. К таковым также причисляются и члены комиссии закупок.

    Сами же правонарушения описаны уже в новых статьях КоАП, а именно:
    — в статье 7.32.3 о нарушении порядка осуществления госзакупок отдельными видами юридических лиц;
    — в статье 19.7.2-1 о непредставлении или представлении заведомо недостоверной информации в орган, который уполномочен осуществлять контроль в сфере закупок услуг, товаров и работ отдельными видами юрлиц.
    Размеры штрафов и санкций
    В первой части статьи 7.32.3 КоАП России дано описание и размер штрафа за проведение госзакупки не в электронной форме, когда закупать предписывается исключительно в электронном формате.

    Определяет перечень работ, товаров и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (по нормам Закона № 223-ФЗ), Постановление Правительства РФ № 616, действующее с 21.06.2012. Так, в Постановлении предписано использовать электронные площадки для закупки бумаги, картона, полиграфической и печатной продукции, канцтоваров, приборов и аппаратуры связи, автомобилей и запчастей для них, компьютеров и оргтехники, услуг по уборке зданий. Также следует уточнить, что этот список не распространяется на госзакупки, осуществляемые у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, а также при закрытой закупке или же срочной, проводимой из-за обстоятельств непреодолимой силы.

    Нарушение этой статьи ведет к наложению штрафа на должностное лицо в размере 10 000 - 30 000 рублей или на юридическое лицо в размере 100 000 - 300 000 рублей .

    Стоит также добавить, что на данный момент еще не сформировано мнение о том, что нужно считать «электронной формой» госзакупки, а что - «не электронной». Самым распространенным советом по этому определению можно назвать расценивание электронной формы, как процедуры, которая подразумевает взаимный обмен электронными документами сторонами закупки.

    Во второй части статьи 7.32.3 КоАП предусмотрено наказание должностного лица при повторном нарушении статьи (применяется после двух вынесенных наказаний за аналогичные правонарушения). В этом случае или с должностного лица будет взыматься штраф в размере 40 000 - 50 000 рублей или его дисквалифицируют на 6 - 12 месяцев.

    Часть третья статьи 7.32.3 КоАП описывает ответственность в случае неприменения норм Закона № 44-ФЗ тогда, когда они должны были применяться. Такие нормы для унитарного предприятия, бюджетного учреждения и автономной организации некоммерческого характера описаны в статье 15 Закона № 44-ФЗ. Новое же законодательство предопределяет размер штрафов за их неисполнение: 20 000 - 30 000 рублей с должностных лиц и 50 000 - 100 000 рублей с юридических лиц.

    В четвертой части статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков, отведенных на размещение информации, предусмотренной по Закону № 223-ФЗ (исключая изменения в положение о госзакупках), в единую информационную систему. Размер штрафа с должностного лица составит 2000 - 5000 рублей , а с юридического лица 10 000 - 30 000 рублей .

    Пятая часть статьи 7.32.3 КоАП РФ устанавливает размер штрафов за отсутствие действий по размещению необходимой по госзакупке информации в единой информационной системе. Так, должностное лицо за нарушение этого закона обяжут выплатить штраф в размере 30 000 - 50 000 рублей , а юридическое лицо в размере 100 000 - 300 000 рублей .

    В шестой части статьи 7.32.3 КоАП РФ установлен размер штрафа за нарушение сроков размещения сведений, касающихся изменений положения о госзакупке. При несоблюдении предписанных сроков должностное лицо будет обязано выплатить штраф 5 000 - 10 000 рублей , а юридическое лицо 10 000 - 30 000 рублей . Стоит отметить, что в этой части статьи идет речь об изменениях, которые должны вноситься в существующее положение о закупке. Если же это положение вовсе не было размещено, то нарушение будет оцениваться по третьей части статьи 7.32.3 КоАП РФ.

    Седьмая часть статьи 7.32.3 КоАП РФ вменяет нарушителю требований Закона № 223-ФЗ об извещении и документации госзакупки штраф в размере 2000 - 3000 рублей с должностного лица и 5000 - 10 000 рублей с юридического лица. Седьмая часть статьи, как 4-ая и 5-ая части, относится к информационному обеспечению госзакупки, однако в отличие от них касается содержательной части информации, а не сроков ее размещения.

    В восьмой части статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрены санкции в случаях применения к участникам госзакупки оценочных критериев или предъявления требований, не заявленных в документации. Штраф за такое правонарушение составит 2000 - 3000 рублей с должностного лица и 5000 - 10 000 рублей с юридического лица.

    Также, поправки были внесены в статью 19.5 КоАП части 7.2, согласно которой при невыполнении в установленный термин законного решения, вынесенного федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, имеющего полномочия контролировать сферу общественных закупок (В России такие функции имеет ФАС), с нарушителя будет взиматься штраф в размере 30 000 - 50 000 рублей с должностного лица и 300 000 - 500 000 рублей с юридического лица.

    Если же в контролирующий орган не была предоставлена или была несвоевременно предоставлена информация о недобросовестных участниках закупки, то согласно новой статьи 19.7.2-1 нарушитель будет оштрафован на 10 000 - 15 000 рублей , если он является должностным лицом, и 30 000 - 50 000 рублей если юридическим лицом.

    На основании статьи 7 федерального закона 223-ФЗ законодатели приняли Закон № 122-ФЗ, определивший редакцию «административного» кодекса с 16 мая 2014 года. С этого момента, ответственность заказчиков нашла своё отражение в административной плоскости, УК РФ остался без изменений.

    Также с 1 января 2017 г. вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, ужесточающая требования к закупкам у организаций малого, а также среднего предпринимательства (СМП и ССП). Подробнее систему наказаний заказчиков в области закупок по 223-ФЗ рассмотрим в статье.

    Виды наказаний по 223-ФЗ

    КоАП по 223-ФЗ предусматривает ответственность заказчика в виде штрафов , налагаемых органами ФАС и другими контролирующими закупки органами. Их размер может достигать 50 тысяч рублей для должностных (ответственных) лиц заказчика и 500 тысяч рублей для самого заказчика (юрлиц).

    Также для должностных лиц существует административная ответственность в форме дисквалификации. Перед наложением штрафа по 223-ФЗ ФАС обязан провести соответствующие процедуры по Разделу IV кодекса (Письмо ФАС России от 04.06.2014 № АЦ/22726/14).

    Заказчик несет ответственность за исполнение норм 223-ФЗ до истечения 1 года от дня нарушения. По самостоятельно определяемым нормам заказчик обязан соблюдать своё положение о закупках.

    Взаимодействие между заказчиком и поставщиком управляется как с помощью штрафов КоАП РФ, так и положениями других кодексов и законов, если такое взаимодействие попадает в сферу их влияния.

    Можно привести пример статьи 395 ГК РФ, предусматривающей выплату неустойки заказчиком при несвоевременной оплате поставщику по договору закупки.

    Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
    Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

    Должностные лица, попадающие под штрафы

    • работники, в чьи должностные обязанности входят закупки по 223-ФЗ;
    • члены комиссий по 223-ФЗ.

    В противном случае должностным лицом будет выступать руководитель организации. Ответственность должностного лица увольнением не прекращается .

    Таблица штрафов по 223-ФЗ

    В КоАП штрафам заказчикам по 223-ФЗ посвящены 3 статьи, подробнее смотрите их в таблице.

    Суть нарушения

    Размер штрафа на

    ответственное лицо

    организацию

    Статья 7.32.3 - некорректное оформление и проведение закупок

    Ошибочный выбор неэлектронной формы закупки

    10-30 тыс. руб.

    100-300 тыс. руб.

    Выявление нарушения по предыдущей строке более двух раз

    40-50 тыс. руб.

    или отстранение на 6 мес. - 1 год

    не предусмотрено

    Игнорирование требований 44-ФЗ для:

    Закупок у СМП и ССП;

    Определения поставщиков во всех закупках до даты размещения положения о закупках в ЕИС

    20-30 тыс. руб.

    50-100 тыс. руб.

    Отсутствие в ЕИС документации и прочей информации по закупке по частям 5 и 6 ст.4 223-ФЗ (например, извещения, проекта договора, протоколов и пр.)

    30-50 тыс. руб.

    100-300 тыс. руб.

    Размещение в ЕИС информации об изменениях в положении о закупках сверх установленного срока (15 дней от дня утверждения)

    5-10 тыс. руб.

    10-30 тыс. руб.

    Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о закупках по 223-ФЗ

    Прежде чем говорить о контроле, важно обратить внимание на ответственность за нарушения 223-ФЗ. Чего нельзя допускать в закупочной деятельности? С 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ Федеральным законом от 05.05.2014 №122-ФЗ.

    В связи с этим предусмотрена административная ответственность за совершение нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц. Основным видом административного наказания, применяемым при совершении данных нарушений, является штраф. В отдельных случаях применяется дисквалификация. Это один из самых молодых видов административной ответственности.

    Какие правонарушения предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях?

    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме. Есть ПП №616, содержащее перечень товаров, работ, услуг, которые нужно закупать через электронную площадку. Если эта норма нарушается, то штраф: от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 1 ст. 7.32.3 .
    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. С законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. При нарушении нормы предусмотрен штраф от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года. Норма КоАП РФ ч. 2 ст. 7.32.3 .
    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 3 ст. 7.32.3 .
    • Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках (за исключением размещения изменений, вносимых в положения о закупках). За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 4 ст. 7.32.3 .
    • Неразмещение в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 5 ст. 7.32.3 .
    • Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в положения о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 6 ст. 7.32.3.
    • Несоблюдение требований к содержанию извещения о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7 ст. 7.32.3 .
    • Предъявление требований к участникам закупки, к товарам (работам, услугам), к условиям договора либо оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 8 ст. 7.32.3 .
    • Невыполнение в срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, или его территориальных органов. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7.2 ст. 19.5 .
    • Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ст. 19.7.2-1 .

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности — за нарушения норм 223-ФЗ — 1 год. Статья 4.5. КоАП РФ . То есть если должностное или юридическое лицо вольно или невольно допустило правонарушение, то привлечь его к ответственности можно только в течение года с момента правонарушения. Но, внимание , речь идет только о завершенных правонарушениях. Длящиеся правонарушения исчислять невозможно. Если какая-то информация не размещена в ЕИС, то лучше ее разместить, пусть и позже. Это важно, так как штраф за неразмещение большой, а разместив информацию, пусть и позже, можно избежать правонарушения, которое действует год.

    Также имеет место уголовная ответственность за нарушения в виде санкций: штрафы, лишение свободы, права заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность:

    Уголовный кодекс РФ, Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности:

    • Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
    • Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
    • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
    • Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
    • Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
    • Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
    • Статья 286. Превышение должностных полномочий
    • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
    • Статья 290. Получение взятки
    • Статья 292. Служебный подлог
    • Статья 293. Халатность

    Система контроля закупок

    Надзорные органы. Прокуратура РФ, которая действует на основании Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».

    Еще один важный документ - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007г. № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с этим актом прокуратура производит проверки.

    Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Особое внимание уделяется вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

    С обзором прокурорских проверок можно ознакомиться на официальном сайте www.procrf.ru. Такие проверки проходят постоянно, информация часто обновляется.

    Часто задается такой вопрос: может ли Счетная палата РФ проводить проверки закупок осуществляемые по нормам 223-ФЗ? Важно помнить, что полномочия Счетной палаты определены в Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ. Только в рамках своих полномочий Палата может проводить проверки (ст. 5 Федерального закона) те, которые указаны в статье 5 этого Закона. То есть Палата может проверять закупки в случае, если заказчику выделялись бюджетные средства . Если заказчику не выделялись бюджетные средства, то Счетная палата проверять не может.

    Заказчики имеют бесспорное право закупать конкретную продукцию: «...Нормы Закона о закупках не содержат запрета на возможность указывать в документации на товарные знаки . Более того, Положение о закупке прямо предусматривает такую возможность. При отсутствии прямого законодательного запрета антимонопольный орган не вправе делать выводы о потребностях хозяйствующего субъекта»

    Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.07.2014г. по делу № А40- 77378/2013 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016г. № Ф09-687/16 по делу N А60-28175/2015.

    223-ФЗ (п.1 часть 10) не содержит запрета на указание торговых марок . Но указывать марки следует осторожно. В Положении о закупке нужно предусмотреть возможность закупки по товарным знакам. Тогда правонарушения не будет.

    Обзор судебно-арбитражной практики включает в себя рассмотрение судами таких вопросов:

    • установление требований к участникам закупки;
    • процедура закупки;
    • оценка и сопоставление заявок;
    • полномочия антимонопольного органа.

    Кстати, если по вопросам:

    • заключение договора по результатам закупки;
    • установление требований к объекту закупки;
    • полномочия антимонопольного органа

    позиции судов, как правило однозначны, то по вопросам:

    • установления требований к участникам закупки;
    • процедура закупки;
    • оценка и сопоставление заявок судебная практика имеет две противоположные позиции. Все зависит от конкретики дел. Обзор судебной и судебно-арбитражной практики очень полезен в закупочной деятельности, важно обращать внимание и на регион, в котором рассматривались дела.

    Судебная практика

    Этот обзор очень объемный, но полезный, так как он касается закупочной деятельности по нормам 223-ФЗ: "Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г.).

    Главный контролирующий орган — ФАС России . Согласно части 10 статьи 3 223-ФЗ, ФАС рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров/ работ/ услуг в случаях:

    1. неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения; 2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
    2. осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
    3. неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Кроме того, в случае если заказчик, подпадающий под действие 223-ФЗ, осуществляет закупку путем проведения конкурса или аукциона, жалобы на нарушение процедуры таких торгов и порядка заключения договоров подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

    Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие);

    1. Статья 17. Антимонопольные требования;
    2. Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций;
    3. Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
    4. Статья 23. Полномочия антимонопольного органа;
    5. Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.

    Органы выявляют нарушения в ходе проверок. Существует четыре вида проверок:

    • ПЛАНОВАЯ: осуществляется согласно плану контрольных мероприятий и на основании утвержденного плана контрольных мероприятий, она осуществляется в форме выездной сплошной проверки. Если в компанию приехала проверка, в первую очередь проверяются текущие закупки, чтобы своевременно пресечь правонарушения. Далее проверяется вся отчетная документация за последние годы.
    • ВНЕПЛАНОВАЯ: осуществляется на основании решения руководителя ФАС России, а также руководителя территориального управления ФАС России
    • ВЫЕЗДНАЯ: проверка, которая осуществляется с выездом на место нахождения проверяемой организации
    • КАМЕРАЛЬНАЯ: проверка, которая осуществляется по месту нахождения контрольного органа на основе поступивших документов и сведений

    При проверке, связанной с положением о закупках заказчика, контролирующие органы выясняют, прежде всего, следующие обстоятельства:

    • Утверждено ли положение о закупках надлежащим образом (то есть с соблюдением ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ)? Опубликовано ли положение о закупках надлежащим образом?
    • Соблюдает ли заказчик в своей закупочной деятельности нормы Закона № 44-ФЗ в тот период, когда у него нет надлежаще утвержденного и опубликованного положения о закупке?
    • Не противоречит ли утвержденное и опубликованное положение о закупке нормам Гражданского кодекса РФ, Закона № 135-ФЗ и Закона № 223-ФЗ?
    • Соответствуют ли закупочные процедуры, реализуемые заказчиком, нормам его собственного положения о закупке?

    Важно работать грамотно и безошибчно, так как даже самые мелкие нарушения легко выявить: поиск и обнаружение в ЕИС допущенных правонарушений ФАС России, а также мониторинг МЭР России осуществляет с помощью средств программного обеспечения .

    Типология нарушений.

    • Неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению, или нарушение сроков такого размещения
    • Предъявление к участникам требований о предоставлении документов не предусмотренных документацией о закупке.
    • Осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения такого положений. Закон о контрактной системе № 44-ФЗ
    • Противоречие норм Положения о закупке друг другу и документации о закупке
    • Неопределенность в Положении о закупке условий применения способов закупки

    А также несоблюдение принципов Закона о закупках №223-Ф3:

    • Информационная открытость;
    • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
    • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств.

    Типичные ошибки и правонарушения

    • Нарушение порядка размещения в ЕИС Положения о закупке (приводит к неправомерному осуществлению заказчиком закупок). Когда Положение соответствует нормам 223-ФЗ и Гражданского кодекса. В противном случае все закупки должны осуществляться по 44-ФЗ.
    • Нарушение сроков размещения или не размещение в ЕИС протоколов по результатам закупки.
    • Несвоевременное размещение или не размещение информации о закупке в Планах закупок (вплоть до внесения информации в план закупок после проведения закупки). У каждого заказчика должно быть 2 плана закупок: годовой план и план закупок высокотехнологичной продукции, даже если товары/ работы/ услуги по какому-то плану не закупаются. Он должен быть нулевым.
    • Неразмещение разъяснений на запросы о разъяснениях.
    • В связи с поздней датой поступления запроса ответ на запрос о разъяснениях дается после окончания приема заявок.
    • Отсутствие в документации о закупке сведений и информации, предусмотренных п.3 ч.9 ст. 4, п.1 ч.10 ст. 4 — не установлено требование к объему товаров, работ, услуг.
    • Отсутствие в составе документации о закупке проектно-сметной документации.
    • Не указываются характеристики и количество, части оборудования, подлежащего поставки. Поставщикам должны быть понятны все условия закупки.
    • Отсутствие порядка, места, срока подачи заявок на участие в закупке (п. 8 ч. 10 ст. 4).
    • Установленный Заказчиком порядок подачи заявок в Извещении и Документации не соответствует порядку подачи заявок на участие в Запросе предложений, установленному в Извещении на электронной площадке.
    • Отсутствие в документации о закупке порядка оплаты товара, работы, услуги (п. 6 ч.10. ст. 4). Бывают такие формулировки: «Заказчик имеет право перечислить аванс», «аванс до 80%». Если нет конкретики, то имеет место быть коррупционная составляющая, когда заказчик совершает действия на свое усмотрение.
    • Отсутствие в документации о закупке требований к УЗ и перечня документов, представляемых УЗ для подтверждения их соответствия установленным требованиям п.9 ч.10 ст.4. Не устанавливается, на какие виды работ должны быть представлены СРО, лицензии. Есть такие формулировки: «Показатели финансово-хозяйственной деятельности УЗ должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости». Это весьма расплывчато, так как неизвестно, какими критериями это будет измеряться. Абсолютно все критерии должны быть измеряемыми.
    • Отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке п.13 ч. 10 ст. 4.
    • Установленный порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшие условия выполнения договора.
    • Не установлен алгоритм начисления баллов: в каком случае и сколько баллов начисляется по соответствующим критериям. Если значимость каждого из установленных критериев, а также методика присвоения баллов по соответствующим критериям в документации не определены, что свидетельствует об отсутствии порядка оценки заявок.
    • Установление требования к группе лиц (Решение №223ФЗ-91/14 от 25.07.2014, Решение № 223ФЗ-74/15 от 17.05.2015 — требование о том, что каждое входящее в группу лиц лицо должно соответствовать установленным в документации требованиям — неправомерно).
    • Отклонение заявки УЗ по основанию не предусмотренному Документацией (отклонение заявки в связи с окончанием срока ее действия).
    • Предъявление к УЗ неправомерных требований (наличие «обязательных» добровольных сертификатов — незаконное ограничение конкуренции). Нельзя требовать от участника закупки добровольные сертификаты. Это означает незаконное ограничение конкуренции.
    • Невыполнимость ТЗ (описание объекта закупки с завышенными требованиями. Объявление закупки уже выполненных работ — «легализация»). Никогда не нужно связываться с этим, так как практика показывает, что несвоевременную закупку могут проверить представители контролирующих органов. Они приезжают на адрес работ, а работы уже давно идут или уже закончены. Эти вещи вычислить очень легко.
    • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака. Таким образом заказчик ограничивает конкуренцию до одного производителя. Часто требуется один определенный продукт, который связан с совместимостью с другим оборудованием, которое уже есть в эксплуатации.
    • Включение в лот (закупку) разнородной продукции.
    • Включение в лот (закупку) «разнолицензируемой» продукции;
    • Требования по нескольким местам поставок (выполнения работ, оказания услуг. Когда одной закупкой заказчик укрупняет поставку. В один предмет закупки нельзя включить слишком много параметров, ведь таким образом останется один подрядчик/ поставщик/ исполнитель договора.
    • Невыполнимые сроки поставок, выполнения работ, оказания услуг (Невыполнимость ТЗ — срок выполнения 1 день).

    Вопросы участников

    Является ли нарушением неразмещение в реестре договоров по 223-ФЗ с проставлением галочки «извещение 44-ФЗ» договора, заключенного на обязательный аудит по 207-ФЗ?

    223-ФЗ в части 4 статьи 1 не регулирует закупки аудиторских услуг по 207-ФЗ. Они осуществляют закупки по нормам 44-ФЗ. Но не по всем нормам. Закупка осуществляется только конкурсом по 44-ФЗ. Больше нормы 44-ФЗ на такого заказчика не действуют. Размещать такой договор не нужно, так как он не относится к 223-ФЗ.

    Сколько электронных подписей должно быть у организации?

    Совет из практики. Электронных подписей оформить лучше не менее трех. Можно и больше. Первая подпись — подпись руководителя с правом подписания контракта. Вторая — заместителя руководителя с правом подписания контракта. Третья — того, кто размещает информацию в ЕИС, но без права подписания контракта. Четвертая — с правами администратора. Одной подписи недостаточно, так как ответственность несет физическое лицо, на которого оформлена электронная подпись. Свою электронную подпись нельзя передавать никому и ни при каких обстоятельствах.

    В 2014 году был заключен договор аренды. Тогда руководство считало, что заключение договора аренды не является закупкой и поэтому информация о договоре не подлежит размещению. Сумма ежемесячного платежа составляет более 100 000 рублей. Как поступить в данный момент?

    Да, по нормам Гражданского кодекса аренда не является товаром/ работой / услугой. Но расходовать средства можно только в соответствии с 223-ФЗ или 44-ФЗ. Какие основания будут для расходования средств? Придется признать аренду товаром/ работой/ услугой. В любом случае это закупка, поэтому договор нужно размещать в Реестре договоров. Так как данный договор был заключен в 2014 году, его можно не размещать, так как размещению подлежат только договоры, заключенные с 1 января 2015 года.

    Можно ли изменить состав единой и постоянно действующей комиссии?

    Все закупки по 223-ФЗ, кроме торгов, можно осуществлять без комиссии. Но в случае торгов состав комиссии можно определять самостоятельно. Даже если это касается 44-ФЗ, то состав комиссии всегда определяется заказчиком. Комиссия не утверждается на один финансовый год. Но есть одно важное условие: более половины состава должно быть обучено, то есть иметь на руках дипломы и сертификаты.

    Обязан ли заказчик при заключении договор до 100 000 рублей формировать документацию о закупке?

    По нормам самого 223-ФЗ исключений нет. По каждой закупке должно быть извещение, документация и протокол. Но исключение допускает разъяснение Минэкономразвития. То есть компанию не оштрафуют, но сам закон не предусматривает исключений.

    При описании объекта закупки по единственному поставщику…

    Описание объекта закупки нужно всегда только при конкурентной закупке! При закупке у единственного поставщика нужно указывать конкретный товар, марку и производителя. Не нужно указывать ГОСТы, так как поставщик в любом случае один.

    Закупка у единственного поставщика свыше 100 000 рублей. Должна ли быть проектно-сметная документация в документах закупки?

    Да, это важно, иначе можно получить штраф со стороны контролирующих органов. Можно разместить ее в закупочной документации.

    Закупка продуктов питания по кварталам. Проводится котировка по кварталам, а не на год. Будет ли это дроблением?

    Да, это будет дроблением. Но закупать нужно конкурентным способом. Если до 100 000 рублей у единственного поставщика — это уход от конкуренции.

    Как установить ценовой порог закупки у единственного поставщика, чтобы не возникало вопросов у контролирующих органов?

    1 млн. рублей. Так сложилась практика.

    Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

    • дисциплинарной;
    • гражданской;
    • административной.

    Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

    Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

    Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

    Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

    Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в .

    Административная ответственность

    Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

    В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

    КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

    В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

    Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

    Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

    Нарушение по 223-ФЗ

    Сумма на должностное лицо, руб.

    Сумма на юрлицо, руб.

    Основание по КоАП

    Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

    От 10 000 до 30 000

    От 100 000 до 300 000

    Ч. 1 ст. 7.32.3
    Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
    Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

    Нарушены сроки публикации информации о закупках

    От 2000 до 5000

    От 10 000 до 30 000

    Ч. 4 ст. 7.32.3
    Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

    Нарушены сроки публикации изменений

    От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

    Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

    От 2000 до 3000

    От 5000 до 10 000

    Ч. 7 ст. 7.32.3

    Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

    От 2000 до 3000

    От 5000 до 10 000

    Ч. 8 ст. 7.32.3

    Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

    От 10 000 до 15 000

    От 30 000 до 50 000

    Ст. 19.7.2-1

    Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

    От 30 000 до 50 000

    От 300 000 до 500 000

    Ч. 7.2 ст. 19.5

    08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

    Нарушение Ответственность
    Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
    Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
    Нарушения в части содержания , которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
    Сокращение сроков на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
    Несоблюдение в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
    Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

    Когда оштрафуют

    Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

    Что нужно разместить

    Когда нужно разместить

    Основания

    Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

    Не позднее 15 дней со дня утверждения.

    Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

    План закупки товаров, работ, услуг.

    Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

    Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

    Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

    Извещение о проведении конкурса или аукциона.

    Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

    Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

    Извещение о проведении запроса котировок.

    Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

    Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

    Извещение о проведении запроса предложений.

    Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

    Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

    Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

    Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

    Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

    Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

    Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

    Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

    Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

    Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

    При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

    Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

    Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

    Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

    Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

    Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

    Разъяснения положений документации.

    Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

    Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Решение об отмене конкурентной закупки.

    В день принятия такого решения.

    Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

    Протоколы закупки.

    Не позднее 3 дней со дня подписания.

    Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

    Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

    Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

    Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

    Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

    Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

    Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

    Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

    Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

    Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

    Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

    Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

    Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

    Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

    Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

    Примеры нарушений

    Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

    Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

    К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

    Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в . Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

    К третьей группе можно отнести незаконные и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

    Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

    Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

    Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

    В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

    Минэкономразвития России предлагает присоединиться к общественному обсуждению проекта 1 соответствующего постановления. Размер санкций для поставщиков, допустивших нарушение условий контракта (за исключением просрочки исполнения обязательств) может существенно снизиться. Так, если цена контракта не превышает 3 млн руб., сумму штрафа предлагается определять как 3% от цены контракта. Сегодня – 10% от цены контракта (подп. «а» п. 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; далее – Правила).

    Если цена контракта колеблется в пределах от 3 млн. до 20 млн. руб., штрафовать в случае одобрения инициативы будут на сумму 2% от цены контракта. При цене контракта выше 20 млн руб., но не более 50 млн руб. размер штрафа составит 1,5% от цены контракта. В настоящее время установлен только одно значение суммы штрафа для контрактов с ценой в диапазоне 3-50 млн руб.: 5% от цены контракта (подп. «б» п. 4 Правил).

    Размеры санкций для контрактов с более высокой ценой останутся неизменными. Так, если контракт заключен на сумму от 50 млн до 100 млн руб., предлагается налагать на недобросовестного поставщика штраф в размере 1% от цены контракта. А для крупных контрактов с ценой свыше 100 млн руб. сумма штрафа составит 0,5% от цены контракта. Такие правила действуют и сегодня (подп. «в»-«г» п. 4 Правил).

    Может ли суд уменьшить неустойку по госконтракту, если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства? Узнайте из материала «Штрафные санкции по контракту по Закону № 44-ФЗ» в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Предполагается, что поправки позволят сделать санкции для заказчиков и поставщиков за нарушение обязательств по контракту соразмерными. В настоящее время ответственность поставщиков, не исполняющих контракт должным образом, более строгая по сравнению с ответственностью недобросовестных заказчиков. К примеру, при цене контракта до 3 млн руб. на заказчиков налагается штраф в сумме 2,5% от цены контракта против 10% для поставщиков (п. 4-5 Правил).

    Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

    Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

    Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

    • дисциплинарной;
    • гражданской;
    • административной.

    Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

    Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

    Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

    Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

    Административная ответственность

    Административная ответственность за нарушение 223 ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

    В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

    КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

    В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 5 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

    Примеры нарушений

    Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

    Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на несколько групп.

    К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

    Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

    К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

    Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

    Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

    Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).

    В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

    goscontract.info

    Штрафы по 223 ФЗ — таблица

    Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

    В этом материале мы подготовили для вас таблицу штрафов по 223-ФЗ, с помощью которой вы сможете легко оценивать свою ответственность перед контрагентом. Для увеличения изображения кликните по нему, оно откроется в новой вкладке, после чего его можно будет увеличить.

    Таблица штрафов по 223-ФЗ

    Таблица кликабельна (откроется в новой вкладке)

    Вообще за нарушение 223-ФЗ предусматриваются следующие виды ответственности:

    • дисциплинарная;
    • гражданская;
    • административная.

    Все виды ответственности предусматривают защиту прав поставщика в административном порядке обжалованием действий или бездействий с помощью подачи заявления в антимонопольную службу.

    Если в данной таблице вы не нашли ответ на интересующий вас вопрос, вы можете задать его нашему специалисту с помощью он-лайн чата и получить ответ бесплатно в течение нескольких минут. Также обязательно посетите наш информационный раздел, в котором собраны ответы на все самые популярные вопросы связанные с участием в тендерах и госзакупках.

    Также вы можете скачать памятку со штрафами по 223-ФЗ в формате MS Word.

    Штрафы по 223-ФЗ — таблица КоАП 2018 с последними изменениями

    С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ. Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП. Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

    Ответственность заказчиков

    Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

    К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

    Вид нарушения

    Сумма взыскания

    Основание по КоАП

    с должностного лица

    с юридического лица

    часть

    статья

    Неверная форма определения методики закупки

    Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено

    10 тыс. – 30 тыс. рублей

    100 тыс. – 300 тыс. рублей

    Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки

    40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года)

    Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом

    20 тысяч – 30 тыс. рублей

    от 50 до 100 тыс. рублей

    Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке

    Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС

    2 тыс. – 5 тыс. рублей

    10 тыс. – 30 тысяч рублей

    Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках

    от 5 до 10 тыс. рублей

    от 10 000 до 30 000 рублей

    Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР

    2 000 – 3 000 рублей

    5 тыс. – 10 тыс. рублей

    Не предоставление сведений на всеобщее обозрение

    Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством

    30 тыс. – 50 тыс. рублей

    100 — 300 тыс. рублей

    Попытки ограничения здоровой конкуренции

    Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг

    2 000 – 3 000 рублей

    5 000 – 10 000 рублей

    Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе.

    10 000 – 15 000 рублей

    30 000 – 50 000 рублей

    Не соблюдение предписаний контролирующих органов

    30 тысяч – 50 тыс. рублей

    От 300 до 500 тыс. рублей

    Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

    От чего будет зависеть размер штрафа

    В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

    При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены. Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов. Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

    Закупки по 223-ФЗ в 2017 году

    Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ.

    Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

    Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

    Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

    223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

    Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе - Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

    Основные принципы 223-ФЗ

    Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

    1. Информационная открытость закупки - этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
    2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
    3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
    4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

    Запись вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.

    Кто работает по 223-ФЗ

    Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

    Заказчики по 223-ФЗ:

    Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

    Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения - это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей - это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года - осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

    Это правило - общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя - попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

    Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

    Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

    На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

    Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

    Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

    Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

    Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

    Положение о закупках по 223-ФЗ

    Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

    Положение о закупках - с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика - тоже закон.

    Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

    Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

    Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

    В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

    Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения - повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

    Заявка участника

    Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

    Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

    Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

    Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

    223-ФЗ: электронная подпись

    Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

    Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

    Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

    Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

    Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

    school.kontur.ru

    • Поменяется ли размер северной пенсии при переезде в другой регион? Поменяется ли размер пенсии человека, который проработал на крайнем севере более 20 лет, и оформил её там же, при переезде в другой регион, в частности республика […]
    • Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, […]
    • Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% […]
    • Минимальное наказание за получение и дачу взятки может быть снижено 25 февраля Госдума в окончательном, третьем чтении, приняла поправки 1 в УК, УПК и УИК РФ, которые могут существенно изменить правила исчисления и уплаты штрафа за […]
    • Северные пенсии в средней полосе Прожив и отработав на севере достаточное количество лет, практически каждый пенсионер стремится переехать в более мягкий климат. При этом многие задумываются: «А как изменится северная пенсия при […]
    • Бухгалтерский учет в торговле 1998"3 Налог на пользователей автомобильных дорог: бухгалтерский и налоговый аспекты При проведении проверок по налогу на пользователей автомобильных дорог налоговые инспектора обращают особое внимание […]
    • Прощайте, ОАО и ЗАО Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу […]
    • Дата опубликования: 5 августа 2011 г. Верховный Суд Республики Карелия Судья: Дело № 22-1091/2011 г. Петрозаводск 23 июня 2011 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе […]