Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Ответственность за состояние охраны труда в подразделениях организации

    Ответственность за состояние охраны труда в подразделениях организации

    Работодатель обязан создать систему управления охраной труда (абз. 3 ч. второй ст. 212 ТК РФ). В частности, необходимо распределить обязанности в этой сфере между сотрудниками или передать функции по охране труда сторонней организации. Рассмотрим, распространяются ли эти требования на небольшие компании, не связанные с вредными производствами. Также выясним, в каких случаях обязательно вводить должность специалиста по охране труда в штат, а когда достаточно возложить соответствующие обязанности на одного из сотрудников организации в дополнение к его основной работе.


    Обязательно ли в организации иметь ответственного за охрану труда

    Многие организации, особенно небольшие, считают, что положения статьи 217 Трудового кодекса на них не распространяются, так как они оказывают различные услуги и у них нет вредного производства. Однако такая трактовка неверна и грозит работодателю привлечением к административной ответственности. Трудовой кодекс относит к производственной деятельности не только изготовление и переработку продукции, сырья, но и строительство, оказание услуг (ч. девятая ст. 209 ТК РФ). Например, банковская деятельность, связанная с кредитованием, расчетами и кассовыми операциями, хранением и перевозками ценностей, относится к сфере услуг. Поэтому положения статьи 217 Трудового кодекса распространяются на кредитные организации (письмо Центрального банка РФ от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562).

    Если в штате компании состоит не более 50 сотрудников и характер деятельности позволяет не вводить службу или должность специалиста по охране труда, то их функции выполняют (ч. третья ст. 217 ТК РФ):

    • – руководитель организации или другой уполномоченный им сотрудник;
    • – работодатель – индивидуальный предприниматель;
    • – организация или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору.


    Вводим в штат должность специалиста по охране труда

    • – на бюро охраны труда со штатом три–пять единиц или отдел со штатом от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек;
    • – на отдельного специалиста по охране труда – в организациях с численностью сотрудников до 700 человек, при отсутствии рабочих, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.


    Назначаем ответственного за охрану труда, не вводя отдельную должность

    Определившись с конкретной кандидатурой, необходимо издать приказ о назначении ответственного . Поскольку происходит увеличение объема работы сотрудника, также следует урегулировать вопрос о дополнительной оплате. В зависимости от количества новых обязанностей сотрудника их можно отразить в приказе, внести изменения в должностную инструкцию или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Определяя обязанности ответственного за охрану труда, можно руководствоваться теми же нормативными актами, что и при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда, с учетом специфики деятельности организации.

    Выбранного работника нужно направить на обучение по охране труда (Порядок, утвержденный постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). После учебы и проверки знаний этот сотрудник будет выполнять обязанности ответственного по охране труда наряду с основной работой.

    Нормативная база

    Документ Поможет вам
    Статья 217 ТК РФ Узнать, кто может быть ответственным за охрану труда в организации
    Статья 60.2 ТК РФ, п. 16 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 Понять, что возложить на сотрудника дополнительные обязанности по охране труда можно только с его согласия
    Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 Определить численность работников службы охраны труда в организации


    Важные выводы

    1. Ввести в штат службу или должность специалиста по охране труда необходимо, если организация занимается производственной деятельностью, включая оказание услуг и т. д., и численность ее сотрудников превышает 50 человек.
    2. Если в компании трудится не более 50 сотрудников, можно возложить функции по охране труда на одного из них, не вводя отдельную должность, или привлечь по гражданско-правовому договору стороннюю организацию (специалиста). Если этот вопрос не решить, ответственным будет руководитель организации.
    3. Требования к квалификации и перечень обязанностей ответственного за охрану труда работодатель определяет с учетом положений законодательства.

    Для должностных лиц административно-технического персонала предприятий и учреждений, допускающих нарушения правил охраны труда, невыполнение коллективного договора, соглашений по охране труда и предписаний технического и правового инспекторов совета профсоюзов и отраслевого профсоюза, предусмотрена дисциплинарная, административная, материальная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

    К дисциплинарной ответственности административно-технические работники привлекаются вышестоящим руководителем по подчиненности. Руководитель предприятия имеет право за невыполнение правил охраны труда, допускаемое административно-техническим персоналом, лишать виновных премии, предусмотренной поощрительной системой оплаты труда, вынести замечание, объявить выговор, строгий выговор, перевести на нижеоплачиваемую работу по специальности на срок до 3 мес. или уволить.

    Руководителям предприятий дано право передавать материалы на нарушителей правил охраны труда для рассмотрения в суд, если нарушение привело к несчастным случаям с людьми.

    К административной ответственности (штрафу в установленном размере) виновные представители администрации и учреждений привлекаются:

      техническими и главными правовыми и техническими инспекторами профсоюза рабочих (работников) соответствующего отраслевого профсоюза;

      техническими и главными правовыми и техническими инспекторами совета профсоюзов за нарушение правил охраны труда;

      санитарными врачами за нарушение санитарно- противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил;

      органами Госгортехнадзора РК за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ;

    Материальная ответственность за нарушение охраны труда предусматривается Основами гражданского законодательства РК.

    Организация охраны труда на предприятии

    Администрация предприятий (учреждений) обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие правилам по охране труда (правилам по технике безопасности, санитарным нормам и правилам и др.)

    Действующее трудовое законодательство устанавливает, что ответственность за организацию труда в целом по предприятию несут директор и главный инженер. По отдельным подразделениям такая ответственность возложена на руководителей цехов, участков, служб и т.д. Непосредственное руководство организацией охраны труда осуществляет главный инженер предприятия.

    На предприятиях и в организациях в коллективных договорах, которые ежегодно от имени коллектива рабочих и служащих заключаются профсоюзными комитетами с администрацией, должна предусматриваться конкретная работа в области охраны труда.

    Кроме того, проведение текущих мероприятий по охране труда отражается в соглашениях по охране труда, являющихся официальным приложением, составной частью коллективных договоров, а также в единых комплексных планах оздоровительных мероприятий. Ежегодные соглашения по охране труда - это важная правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда. В соглашениях по охране труда уточняются и дополнительные мероприятия по охране труда по цехам, участкам,

    агрегатам, устанавливаются сроки проведения каждого мероприятия, указываются лица, ответственные за их проведение.

    В целях охраны труда на администрацию предприятия возлагается:

    во-первых, проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда;

    во-вторых, организацию работы по профессиональному отбору; в-третьих, осуществление постоянного контроля за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда.

    Инструктаж и обучение правилам безопасных приемов и методов работы должны быть организованы обязательно на всех предприятиях независимо от характера и степени опасности производства, а также квалификации и стажа работы лиц, выполняющих работу (ГОСТ 12.0.004-79).

    Министерства (ведомства) по согласованию с соответствующим отраслевым комитетом профсоюза утверждают специальные положения о порядке проведения инструктажа и обучения рабочих и служащих по технике безопасности. На главного инженера предприятия возлагается оперативное руководство организацией инструктажа (обучения) и ответственность за его проведение в целом по предприятию. Непосредственный контроль за своевременным проведением инструктажа осуществляет начальник отдела (бюро), старший инженер или инженер по охране труда. Начальник цеха (в масштабе цеха) и мастер производственного участка (непосредственно на рабочих мечтах) несут ответственность за своевременное и качественное проведение инструктажа.

    Существует несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

    Вводный инструктаж предназначен для ознакомления вновь оформляющихся на предприятие рабочих, специалистов, служащих с общими понятиями и основными положениями техники безопасности, правилами поведения на территории, в цехах и участках предприятия и в зонах движения транспортных средств. Инструктаж проводит главный инженер по технике безопасности по программе, разработанной с учетом требований ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда и особенностей производства. Вводный инструктаж производится в кабинете по охране труда и оформляется в журнале вводного инструктажа, а все остальные виды инструктажа осуществляются на рабочем месте непосредственно руководителем работ, запись о них делается в специальном журнале.

    Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми рабочими, учащимися, студентами, прибывшими на практику, а также работниками, переведенными на новую работу. Этот инструктаж ведется индивидуально с каждым работником путем показа безопасных приемов и методов труда, разработанных для отдельных профессий с учетом требований ССБТ. После инструктажа рабочий прикрепляется к бригадиру-наставнику для обучения навыкам безопасной работы на 2-10 смен (вахт), в зависимости от характера и сложности профессии. Работник допускается к самостоятельной работе только после того, как руководитель производственного участка убедится в усвоении обучаемым приемов безопасного труда. Для работников некоторых профессий руководители заводят личные карточки прохождения обучения, в которых отмечается вводный инструктаж и прохождение последующих инструктажей и проверок знаний по охране труда. Личная карточка инструктажа хранится в отделе кадров.

    Повторный инструктаж имеет целью закрепление знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Его проходят все работающие независимо от квалификации, образования и стажа работы не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением лиц отдельных профессий, для которых интервалы проведения удлиняются до полугода.

    Внеплановый инструктаж необходим в следующих случаях:

      при изменении технологического процесса, замене или модернизации машин и оборудования, механизмов, исходного сырья, материалов, перегружаемого груза, которые оказывают влияние на безопасность труда;

      при нарушении работающим правил и инструкции по технике безопасности, технологической и производственной дисциплине, которые привели к травме, аварии, взрыву, пожару и отравлению;

      при перерывах в работе на 30 календарных дней и более для работ с повышенными требованиями безопасности труда, на 60 дней - для остальных работ.

    Целевой (текущий) инструктаж обязателен при выполнении разовых работ, не связанных с прямым направлением деятельности работника; ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые требуется наряд-допуск и в некоторых других случаях.

    Для лиц, обслуживающих установки повышенной опасности (крановщиков, сварщиков), обучение и проверка знаний проводится в организациях Госгортехнадзора РК.

    Важное значение для обеспечения безопасности труда имеет профессиональный отбор, цель которого выявить лиц.

    непригодных по своим физическим и антропометрическим данным к участию в том или ином производственном процессе. В ряде производств при поступлении на работу проводят обязательные предварительные, а в некоторых случаях и периодические медицинские осмотры, цель которых предупреждение

    профессиональных заболеваний.

    На рабочих и служащих, в свою очередь, возлагаются также обязанности: соблюдение инструкций по охране труда, установленных требований обращения с машинами и механизмами и пользования средствами индивидуальной защиты. Невыполнение этих обязанностей рабочими и служащими является нарушением трудовой дисциплины. Инструкции по охране труда устанавливают правила выполнения работ и поведения работающих в производственных помещениях и на строительных площадках.

    Такие инструкции разрабатывает и утверждает администрация предприятия (учреждения) совместно с профсоюзным комитетом. Министерства и ведомства по согласованию с комитетом отраслевых профсоюзов могут утверждать типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

    Рабочие и служащие обязаны соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, а также пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты.

    Особую роль в организации работы по предупреждению несчастных случаев и проведению мероприятий, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, играет служба охраны труда, которая непосредственно подчинена руководителю предприятия и главному инженеру. Структура этой службы и ее функции определяются отраслевыми положениями о данной службе, которые утверждают соответствующие министерства по согласованию с отраслевыми профсоюзами. Руководитель предприятия определяет численность работников службы охраны труда в зависимости от объема работ, сложности и опасности технологических процессов и оборудования, числа работающих.

    Отделы (бюро) и инженеры (старшие инженеры) по охране труда осуществляют внутрипроизводственный контроль за охраной труда во всех подразделениях и проведением мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

    Инженер по охране труда отвечает за организацию разработки мероприятий по охране труда в производственных подразделениях и принимает участие во внедрении этих мероприятий; осуществляет контроль за соблюдением на предприятии законодательства по

    охране труда и проверку выполнения намеченных мероприятий, участвует в комиссиях по рассмотрению проектов строительства, реконструкции, ремонта цехов и оборудования и по приемке их в эксплуатацию; в расследовании причин аварий и несчастных случаев.

    Для выполнения этих функций инженер) по охране труда предоставлен ряд прав, в том числе и участков об устранении недостатков и нарушений правил безопасности, право запрещать работу на отдельных производствах, участках, агрегатах и станках в условиях, явно опасных для жизни и здоровья работающих, право принимать меры к изъятию инструментов, оборудования и приспособлений при несоответствии их требованиям техники безопасности.

    Важнейшей задачей отдела охраны труда является привлечение всего коллектива к участию в разработке и внедрении мероприятий по охране труда, а также к контролю за состоянием охраны труда на предприятии. Для этого отдел совместно с общественными организациями предприятия проводит смотры, соревнования по улучшению охраны труда и культуры производства.

    Широкое распространение на предприятиях получил трехступенчатый метод контроля за состоянием охраны труда. На первой ступени контроля участвуют мастер и общественный инспектор по охране труда, которые ежедневно проверяют на своем участке состояние рабочих мест, исправность оборудования, наличие и исправность ограждений, индивидуальных средств защиты т.д. Обнаруженные недостатки отмечают в специальном журнале, по которым принимаются меры к их устранению.

    Начальник цеха, председатель комиссии охраны труда профкома цеха, с привлечением специалистов один раз в неделю осуществляют вторую ступень контроля за состоянием охраны труда в цехе.

    На третьей ступени контроля руководители предприятия, служб и отделов, председатель комиссии охраны труда профсоюзного комитета предприятия, один раз в месяц проверяют состояние охраны труда в целом по предприятию. Результаты проверки обсуждаются на совещании начальников цехов и отделов у директора предприятия или главного инженера предприятия с последующим изданием приказа. В этом приказе утверждаются мероприятия по дальнейшему улучшению охраны труда с указанием сроков их выполнения и исполнителей.

    В уточнение к вопросу 21 июня 13:43, №792825.На предприятии (свыше 60 человек) есть специалист по охране труда (с трудовым договором,должностной инструкцией), так же есть главный инженер, в трудовом договоре которого и должностной инструкции, составленной в соответствии с квалификационными требованиями, прописаны обязанности, в т.ч. обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах, соблюдение положений,инструкций,норм технической эксплуатации, охраны туда, технической безопасности, пожарной безопасности.Вопрос:1) Кто несет ответственность (ответственное лицо) на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП?2) Необходимо ли, с учетом вышеизложенного, а так же требований действующего законодательства РФ, в т.ч. ТК РФ, КоАП РФ, ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система управления охраной труда в организации", издавать приказ о назначении ответственного лица за ОТ на предприятии?3) Является ли в нашем случае директор ответственным лицом за ОТ на предприятии?

    Ответ

    1. Ответственность на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП несет специалист по охране труда. Так как на специалиста по охране труда возлагается контроль за выполнением требований охраны труда на предприятии ( ст. 217 ТК РФ).

    То есть, в случае ЧП из-за нарушения требований охраны труда, произошедшего из-за отсутствия должного контроля, отвечать будет специалист (ответственное лицо).

    2. Если функции инженера дублируют функции специалиста по охране труда, в этом случае можете издать приказ о назначении его ответственным за охрану труда, при этом ответственность со специалиста по охране труда не снимается ( ст. 217 ТК РФ).

    То есть, в случае нарушения к ответственности могут привлечь обоих.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

    1. Статья: Виды ответственности и размеры штрафов за нарушение требований охраны труда

    «Один из способов побудить работодателя выполнить требования правил охраны труда – создать угрозу наказания. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения в области охраны труда. В зависимости от тяжести последствий, которые могут возникнуть от тех или иных действий, предусмотрены разные размеры наказания. При этом для административного нарушения не важно, наступили вредные последствия или нет. Главное – имеется сам факт неправомерных действий. А вот для уголовного правонарушения обязательно должны наступить вредные последствия: тяжкий вред здоровью, смерть человека или крупный ущерб.

    Мы объединили виды правонарушений и наказаний за них в таблицу, которой удобно пользоваться.

    Норма закона Вид нарушения Кого накажут Вид и размер наказания
    ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушения правил охраны труда,за исключением перечисленных в частях 2–4 данной статьи Руководителя организации Штраф от 2000 до 5000 руб.
    Предпринимателя Штраф от 2000 до 5000 руб.
    Штраф от 2000 до 5000 руб.
    Организацию Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
    ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки 1 Руководителя организации Штраф от 5000 до 10 000 руб.
    Предпринимателя Штраф от 5000 до 10 000 руб.
    Организацию Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
    ст. 5.27.1 КоАП РФ Допуск сотрудника к работе без обучения и проверки знаний по охране труда 2 , без проведения предварительного или периодического медосмотра, психиатрического освидетельствования или при наличии медицинского противопоказания Руководителя организации
    Предпринимателя Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
    Организацию Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
    ст. 5.27.1 КоАП РФ Необеспечение работников СИЗ Руководителя организации
    Предпринимателя Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    Организацию Штраф от 130 000 до 150 000 руб.
    ст. 5.27.1 КоАП РФ Совершение правонарушений, перечисленных в частях 1–4 данной статьи, лицом, которое ранее совершало аналогичные правонарушения Руководителя организации
    Предпринимателя Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
    Организацию Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, если это причинило по неосторожности тяжкий вред 3 здоровью человека Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без лишения этого права
    ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    ст. 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба 4 Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    ст. 216 УК РФ Те же нарушения, повлекшие по неосторожности смерть человека Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
    Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
    ст. 216 УК РФ То же нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
    Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
    ст. 217 УК РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если при этом мог погибнуть человек либо в результате причинен крупный ущерб Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
    ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погиб человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
    ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погибло два человека и более Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
    Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ*

    «Нарушения требований охраны труда, содержащие признаки преступления, за которые наступает уголовная ответственность, закреплены в (далее – УК РФ).

    Субъектами данных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

    Таким образом, субъектом преступления является тот, на кого возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда.

    Если же лица, специально назначенного ответственным за соблюдение правил охраны труда, нет, то им считается непосредственно руководитель предприятия.

    Вместе с тем, обращаем ваше внимание на тот факт, что Верховный суд в постановлении от 23 апреля 1991 г. указал, что ответственность по могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.*

    Таким образом, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности и при наличии в организации специалиста по охране труда».

    «Государственные инспекторы труда имеют право запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций ( ТК РФ).

    Как правило, в распоряжении о проведении проверки можно увидеть следующие запрашиваемые документы:

    материалы по предрейсовым медицинским осмотрам;

    материалы по периодическим медосмотрам;

    материалы по проведению мероприятий по безопасности движения;

    1. Учредительные документы (Устав Организации, учредительный договор), свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в ЕГРПО (Росстате), с приложением документации по филиалам и подразделениям, расположенным по иным адресам;
    2. Коллективный договор (действующий на момент проведения проверки);
    3. Штатное расписание, действующее на момент проведения проверки. Списочный состав работников по подразделениям, отделам (ФИО, должность);
    4. Табели учета рабочего времени работников (с приложением приказов о назначении лиц, ответственных за ведение табеля учета рабочего времени)
    5. Справку, обо всех действующих в организации локальных нормативных актах, имеющих отношение к трудовой функции работников с их приложением; документы, подтверждающие ознакомление работников с указанными локальными нормативными актами;
    6. Правила внутреннего трудового распорядка;
    7. Документы о прохождении медосмотров работниками;
    8. Договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (имеющем лицензию);
    9. Перечень производств (и профессии), при работе на которых, обязательно прохождение медицинских осмотров;
    10. График проведения периодических медицинских освидетельствований;
    11. Перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
    12. Личные карточки учета выдачи СИЗ работников;
    13. Сертификаты или декларации соответствия СИЗ;
    14. Перечень видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск;
    15. Должностные инструкции руководителей и специалистов;
    16. Должностные инструкции руководителей и специалистов по охране труда;
    17. Приказ о назначении на должность специалиста (службы) по охране труда работника, имеющего диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда (или прошедшего курсовое обучение и аттестацию);*
    18. Журналы вводного инструктажа по охране труда;
    19. Программа вводного инструктажа;
    20. Журналы инструктажа по охране труда на рабочем месте;
    21. Программы первичных инструктажей на рабочем месте по профессиям;
    22. Перечень действующих инструкций по охране труда;
    23. Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (журнал учета ИОТ и журнал учета выдачи ИОТ);
    24. Протоколы аттестации Руководителей и специалистов по охране труда;
    25. Удостоверения Руководителей и специалистов по охране труда (с учетом выхода новых Правил по охране труда при работе на высоте, Правил по охране труда при газоэлектросварочных работах, Правил по охране труда при погрузо-разгрузочных работах при наличие этих работ);
    26. Приказы о назначении ответственных лиц за охрану труда;
    27. Приказ о назначении постоянно действующей экзаменационный комиссии;
    28. График проверки знаний по безопасным методам труда;
    29. Программы обучения работников безопасным методам труда;
    30. Приказы о назначении лиц ответственных за электрохозяйство;
    31. Удостоверения лиц ответственных за электрохозяйство;
    32. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
    33. Журнал учета и периодических осмотров механизмов и агрегатов;
    34. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности;
    35. Перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности;
    36. Журнал регистрации инструктажа на 1-ю группу по электробезопасности;
    37. Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
    38. Общая противопожарная инструкция;
    39. Документы подтверждающие соблюдение требований законодательства о труде и охране труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, работников предпенсионного возраста, беременных, в том числе в части ограничения и запрещения применения их труда на работах с вредными и опасными условиями труда;
    40. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
    41. Справка о затратах на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (общая сумма затрат, в том числе в процентном отношении от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг));
    42. При наличии водителей:
    43. Порядок осмотра зданий и сооружений (ответственный за осмотр, ведение паспортов на здания, проведение осмотров 2 раза в год);
    44. Разработка и функционирование Системы управления охраной труда в предприятии;
    45. Справку о наличие профсоюзов и первичных профсоюзных организаций;
    46. Письменная информация работодателя о проведении последней аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением соответствующих документов, составленных по результатам ее проведения (приказы, заключения, аттестационные карты, сводная ведомость и т.д.). Если имела место специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, предоставить соответствующие (подтверждающие) документы;
    47. При наличии необходимости в организации проведения работ на высоте, документы и материалы по проводимым работам, в том числе регламентирующие проведение данных работ с учетом требований действующих «Правил по охране труда при работе на высоте».

    Данный перечень запрашиваемых документов не является исчерпывающим. При рассмотрении представленных документов гострудинспектором могут быть запрошены и иные сведения, имеющие отношение к проводимой проверке.

    За непредставление (в том числе, представление в неполном объеме или искаженном виде) и несвоевременное представление перечисленной информации предусмотрена административная ответственность по Кодекса об административных правонарушениях РФ».

    4. Статья: Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

    «В соответствии с п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила № 390), руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое будет обеспечивать соблюдение в ней требований пожарной безопасности.

    Несмотря на то что приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность является одним из основных локальных документов по пожарной безопасности и составить его несложно, государственные инспекторы по пожарному надзору достаточно часто выявляют его отсутствие в проверяемых организациях, что чревато административным штрафом, причем для юридических лиц весьма существенным (до 200 тыс. руб.)*

    Такое лицо назначается приказом, наличием которого в пакете локальных документов по пожарной безопасности во время проверки будет интересоваться любой государственный инспектор по пожарному надзору. Тот факт, что п. 462 Правил № 390 предусматривает обязательное указание лиц, ответственных за пожарную безопасность, в инструкции о мерах пожарной безопасности (которая также должна иметься в каждой организации), не отменяет необходимости издания отдельного приказа об их назначении.

    Форма приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность нормативно-правовыми актами РФ не определена. Данный факт, с одной стороны, несколько усложняет организациям жизнь ввиду необходимости составлять приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность самостоятельно за неимением установленного образца, а с другой - облегчает, т. к. отсутствие строго определенной формы, которой надо придерживаться, и требований к содержанию сводит к минимуму риск ошибок при его подготовке.

    Таким образом, поводом к выдаче государственным инспектором по пожарному надзору соответствующего предписания и наложению административного взыскания на практике служат не недочеты, допущенные при оформлении приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность, а неспособность организации предъявить его при проверке.

    Лицом, ответственным за пожарную безопасность, может быть назначен любой сотрудник организации - никаких специальных требований к соответствующей кандидатуре законодательством РФ в области пожарной безопасности не предъявляется.* При этом одним организациям достаточно одного ответственного за пожарную безопасность, а в других требуется назначение нескольких: этот вопрос руководитель организации также решает самостоятельно исходя из специфики того или иного объекта защиты.

    Вместе с тем назначение лица, ответственного за пожарную безопасность, не может быть формальным, т. к. соответствующий работник будет выполнять в организации целый ряд очень важных функций, в т. ч.:

    • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в т. ч. эвакуационных путей;
    • организовывать принятие необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
    • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня;
    • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.

    Во время проверки соблюдения в организации требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору непременно выразит желание убедиться в факте прохождения лицом, ответственным за пожарную безопасность, необходимого обучения мерам пожарной безопасности

    Обязательным требованием в отношении лица, ответственного за пожарную безопасность, является прохождение им обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума. Такое обучение проводится регулярно.

    Пример

    Согласно Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, если речь не идет о взрывопожароопасном производстве, то обучение пожарно-техническому минимуму проводится раз в три года (в случае с взрывопожароопасным производством - раз в год).

    Работники организации должны быть информированы относительно того, кто из их коллег является ответственным за пожарную безопасность.

    Пример

    Как уже указывалось выше, сведения о лице, ответственном за пожарную безопасность, обязательно вносятся в инструкцию о мерах пожарной безопасности, положения которой доводятся до работников в ходе противопожарных инструктажей».

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

    Приказной документ, связанный с назначением на предприятии ответственного лица за охрану труда, входит в перечень обязательных бумаг , поэтому применяется во всех фирмах без исключения. Обычно на должность поступает лицо, руководящее подразделением, ответственное за безопасность сотрудников, находящихся в подчинении.

    Процедура включает несколько нюансов, обязательных к выполнению, в противном случае есть вероятность получения штрафа и проблем с законом.

    Порядок действий руководства зависит от конкретной ситуации, а именно от того, если ли в организации действующий специалист или отсутствует.

    1. В компании специалиста по охране труда нет . Руководящее звено опирается на ст. 217 Трудового кодекса РФ . Его представитель выбирает одного работника из руководителей и профильных специалистов и ставит его на эту должность, прописывая ряд задач. Такой исход событий следует рассматривать только в случае, если в организации исполняет обязанности до 50 человек. Если штат больше, нужно обеспечить создание целой службы или принять на работу новое лицо.
    2. В компании уже работает такой специалист . Если профессионал уже принят на работу, а структура предполагает большое количество отделов, мастерских, складов, то в каждом из них имеется свой работник, ответственный за охрану труда (далее – ОТ). Данная обязанность прописывается не только в рамках трудового соглашения и должностной инструкции, но и в соответствующем приказе.

    Ответственный сотрудник может быть назначен в обеих ситуациях вне зависимости от того, кто именно занимается исполнением функций службы ОТ.

    Кто может быть назначен

    Если штат состоит меньше чем из 50 единиц, создание службы необязательно . Для исполнения назначают генерального директора или другого специалиста из среднего управленческого звена.

    Правила приема на работу, особенности обучения и трудовые обязанности регламентируются Трудовым кодексом РФ, а также Постановлениями Роструда.

    Выбор ответственного специалиста зависит от особенностей деятельности организации.

    Как только специалист был принят на работу, в течение месячного периода он обязуется пройти специальное обучение в соответствии с программой подготовки .

    Если у него имеется специализированное образование или трудовой стаж, составляющий от 5 лет непрерывно, то обучение проходит в течение года с момента поступления на должность. Впоследствии повышение квалификации проходится по мере надобности, но не реже 1 раза в три года .

    По итогам курсов сдается экзамен , а на руки выдается удостоверение о том, что его знания проверены.

    Основные документы

    Все мероприятия, связанные с ОТ, осуществляются на базе распорядительных и отчетных бумаг . Подготовка первой группы документов осуществляется на стадии формирования фирмы. Они включают в себя:

    • приказы;
    • должностные инструкции;
    • положения, связанные с организацией трудового процесса;
    • инструкции по ОТ;
    • инструктажи по противопожарной безопасности;
    • распоряжения руководства.

    Следует принять во внимание и тот факт, что в соответствии с ТК РФ некоторые распорядительные акты в отношении прав и гарантий сотрудников не обходятся без учета мнения профсоюзов или прочих уполномоченных служб. В рамках применения распорядительных актов в первую очередь на должности назначаются следующие лица :

    • должностное лицо, под ответственностью которого находится создание безопасных условий трудовой деятельности;
    • работники, несущие ответственность за безопасность на отдельных территориях фирмы;
    • представители штата, в сфере компетенции которых находится электрохозяйство компании;
    • прочие специалисты, согласно требованиям и нормам отраслевых инструктажей и норм.

    Что касается учетной группы документации , то она включает в себя бумаги, отображающие работу в сфере охраны труда:

    Общий порядок назначения специалиста на должность выглядит следующим образом :

    1. Выбор подходящей кандидатуры.
    2. Формирование приказа и назначение.
    3. Прохождение обучающих мероприятий.
    4. Начало исполнения трудовых обязанностей.
    5. Периодическое повышение квалификации.

    Сотрудник рассчитывает на получение надбавки к основной заработной плате . Также к трудовому договору происходит составление вспомогательного соглашения о назначении на новую работу. Как можно заметить, в рамках каждой фирмы существует огромное количество бумаг, регулирующих охрану труда и безопасность персонала.

    Кто создает

    Процесс написания приказа входит в обязанности любого сотрудника, который имеет определенный уровень знаний, навыков, квалификационных способностей. Важно, чтобы составитель имел общее и частное представление о трудовом и гражданском праве , а также владел тонкостями делопроизводства.

    Чаще это обязательство входит в непосредственные трудовые задачи юриста, если таковой имеется. Если сотрудника нет, функция возлагается на представителя отдела кадров, секретаря. В любом случае, вне зависимости от того, кто занимался составлением документа, он должен обязательно передаваться на подпись руководителю , в противном случае документ не имеет юридической силы.

    Правила оформления

    В связи с отсутствием какой-либо стандартной унифицированной формы, документ заполняется в свободном порядке . Тем не менее, особых затруднений возникнуть не должно. Более того, готовый шаблон может быть разработан и внутри предприятия, но его следует утвердить в учетной политике.

    Обязательно, чтобы в документе такого плана содержались материалы :

    • подробные сведения о самой организации;
    • номер приказа и дата, в которую он составлен;
    • ответственное лицо по охране труда (ФИО, должность);
    • полный перечень опций, которые оно имеет.

    Если появится необходимость, специалист, составляющий документ, может дать ссылку на другие приложения. Составлять документ можно от руки или в электронной форме с использованием фирменного бланка предприятия.

    Обязательно дать бумагу на подпись руководителю и лицам, упомянутым в нем. Делать заверение посредством печати необязательно, поскольку с 2016 года закон освобождает от этого. Составление происходит в единственном экземпляре.

    Образец приказа

    Общая форма приказ о назначении ответственного:

    1. В начале по центру указывается название фирмы, а строкой ниже прописывается наименование документа – «Приказ», его номер.
    2. Отмечается населенный пункт регистрации компании и дата формирования бумаги.
    3. Переход к основной части. Указывается, какое основание имеет данный процесс — речь идет о выполнении условий ТК РФ в области охраны труда.
    4. «Тело» приказа, в котором отмечаются реквизиты – ответственные лица, перечень их обязанностей, условия оплаты, замещающие сотрудники.

    После этого документ отправляется к руководителю, чтобы тот поставил подпись.

    Можно ли обойтись без него

    Для всех организаций наличие приказа является обязательным . Освобождаются от его составления только индивидуальные предприниматели с небольшим штатом до 10-15 человек и в некоторых случаях – компании до 50 человек.

    В остальных случаях отсутствие или нерациональное применение влекут административную и уголовную ответственность. Отсюда вывод, что предприятия вольны составлять эту бумагу на основании собственного разработанного шаблона, но обходиться без нее не могут. Более того, к этому документу прилагается список других обязательных бумаг.

    Какой вывод можно сделать

    Таким образом, обеспечение безопасных условий труда – непосредственная обязанность работодателя перед каждым сотрудником . Назначение ответственного лица – одна из кардинальных мер для решения данной задачи.

    Принятие на работу нового сотрудника или совмещение обязанностей специалиста по ОТ с основной должностью уже существующего работника закрепляется специальным документом – приказом о назначении специалиста по ОТ . Он должен быть составлен в обязательном порядке и заверяется подписью генерального директора.

    Опишите проведение проверки теоретических знаний и практических навыков работников после обучения (состав комиссий для каждого вида персонала, как проводится, как оформляются результаты, что выдается работнику).

    После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.

    Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

    Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

    Перечень профессий, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

    Члены комиссии по проверке знаний и присвоению групп по электробезопасности определяются пофамильно. Численность комиссии рекомендуется устанавливать не менее пяти человек. Из состава комиссии назначается председатель и заместитель (заместители).

    Председателем комиссии, как правило, назначается ответственный за электрохозяйство. При этом председатель комиссии должен иметь группу V по электробезопасности при наличии в электрохозяйстве электроустановок напряжением более 1 кВ и не ниже IV при наличии электроустановок напряжением до 1 кВ.

    Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности. Список членов комиссия ежегодно уточняется и утверждается руководителем предприятия. Проверку знаний комиссия может производить в составе не менее трех человек, в том числе обязательно председатель (заместитель).

    В случае использования компьютерной техники при проверке знаний и получения проверяемым неудовлетворительной оценки в протоколе автоэкзаменатора комиссия задает дополнительные вопросы. Если проверяемый дал неправильные ответы на большинство вопросов хотя бы одного из членов комиссии, общая оценка выставляется «неудовлетворительно».

    Допускается два варианта проверки знаний у ответственных за электрохозяйство, его заместителя и работника по ОТ, контролирующего электроустановки:

    В комиссии предприятия с участием государственного инспектора по энергонадзору;

    В комиссии органов Госэнергонадзора. Решение о порядке проверки принимают руководители органов Госэнергонадзора.

    Удостоверение о проверке знаний для ответственного за электрохозяйство подписывает руководитель (владелец) предприятия, организации, учреждения.



    В комиссиях органов Госэнергонадзора может пройти проверку знаний любой другой работник электротехнического (электротехнологического) персонала, при этом:

    В комиссии местного органа Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной ему;

    В комиссии регионального управления Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной данному управлению;

    В комиссии департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Минэнерго России - любых предприятий, организаций, учреждений Российской Федерации.

    Присвоение группы I по электробезопасности проводится методом инструктажа на рабочем месте, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний устным опросом, а при необходимости - проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Решение о необходимости и способе проверки знаний принимает работник, проводящий присвоение группы I. Присвоение группы I проводится ежегодно.

    Проверку знаний правил должны проводить квалификационные комиссии в составе не менее трех человек:

    а) для ответственного за электрохозяйство предприятия, его за­местителя и инженера по охране труда, контролирующего согласно должностному положению электрохозяйство - в составе главного инженера или руководителя предприятия (председатель), инспектора предприятия «Энергонадзор» и представителя службы охраны труда (начальника отдела по охране труда или комитета профсоюза);

    б) для начальников и заместителей начальников структурных под­разделений электрохозяйства и ответственных за электрохозяйство производственных цехов и подразделений предприятий - в составе ответственного за электрохозяйство предприятия или его заместителя (председатель), инженера по охране труда, прошедшего проверку в комиссии согласно п. «а» (представителя отдела по охране труда), представителя энергослужбы;

    в) для остального инженерно-технического персонала - в составе прошедшего проверку в комиссии согласно п «б», имеющего группу по электробезопасности V (или IV - для электроустановок напряжением до 1 кВ) (председатель) и представителей энергослужбы, отдела по охране труда или комитета профсоюза;

    г) для остального электротехнического персонала может быть создано несколько комиссий, состав которых определяет и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия;

    д) электротехнический персонал мелких предприятий, организаций и учреждений, не имеющих персонала для состава комиссий, должен направляться для проверки знаний в комиссии, созданные при вышестоящих организациях с участием ответственного за электрохозяйство предприятия, на котором работает проверяемый.

    Проверка знаний правил каждого работника производится и оформляется индивидуально. Результаты проверки знаний заносят­ся в журнал установленной формы.

    Каждому работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы с присвоением группы (II-V) по электробезопасности.

    Удостоверение дает право на обслуживание тех или иных электроустановок в качестве административно-технического с правами оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного персонала; в ка­честве оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтного, а также электротехнологического персонала с группой по электробезопасности II и выше.

    Инженеры по охране труда, контролирующие электроустановки, должны проходить проверку знаний в объеме группы IV по электробезопасности в той же комиссии, что ответственный за электрохозяйство. При этом им выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок данного предприятия

    Ответственность за состояние охраны труда на предприятии несет работодатель.На предприятии должен осуществляться контроль за соблюдением Правил безопасности, требований инструкций по охране труда, за проведением инструктажей.Не допускается выполнение распоряжений и заданий, противоречащих требованиям Правил безопасности.