Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Перерасчет детских пособий в году. Расчет пособия по уходу за ребенком. Ежемесячные пособия на ребенка

    Перерасчет детских пособий в году. Расчет пособия по уходу за ребенком. Ежемесячные пособия на ребенка

    В связи с увеличением МРОТ изменился размер . Каковые новые размеры детских пособий? Нужно бухгалтеру производить перерасчет уже назначенных пособий? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

    Вводная информация

    • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
    • пособие по беременности и родам.

    При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. « ».

    Если в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия, то работодателю следует знать размеры пособий в 2016 году, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2016 года .

    Индексация пособий в 2016 году

    Государство ежегодно индексирует некоторые «детские» пособия, а именно: при рождении ребенка; за постановку на учет в ранние сроки беременности; минимальные размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Пособие по беременности и родам не индексируется.

    Однако в 2016 году законодатели решили не индексировать пособия с 1 января 2016 года, как это делалось прежде. Поэтому, если ребенок родился, допустим, в январе 2016 года, то пособие при рождении полагалась выплатить без индексации.

    Чиновники предусмотрели индексацию на 7% только с 1 февраля 2016 года (ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ). В связи с этим, получилось, что в январе 2016 года был один размер пособия, а с 1 февраля – другой. Приведем размеры в таблице.

    Пособие Размер в январе 2016 года Размер с 1 февраля 2016 года
    Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 543,67 руб. 581,73 руб. (543,67 руб.× 1,07)
    Единовременное пособие при рождении ребенка 14 497,80 руб. 15 512,65 руб. (14 497,80 руб. × 1,07)
    Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 2718,34 руб. (на первого ребенка);
    5436,67 руб. (на второго и последующих детей).
    2 908,62 руб. (2 718,34 руб. × 1,07) - на первого ребенка;
    5 817,24 руб. (5 436,67 руб. × 1,07) - на второго и последующих детей.

    Детские пособия с 1 июля 2016 года

    С 1 июля 2016 года МРОТ увеличился до 7500 рублей. Также см. « », « ». Но повлияло ли увеличение МРОТ на размеры детских пособий с 1 июля ? На этом остановимся подробнее.

    Пособие по беременности и родам с 1 июля

    Новый размер МРОТ повлиял на расчет пособия по беременности и родам в следующих случаях:

    • если в расчетном периоде не было выплат или их сумма мала;
    • если страховой стаж менее шести месяцев.

    Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу декрета (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если женщина выходит в декрет, допустим, в июле 2016 года, то расчетным периодом станут 2014 и 2015 годы.

    В расчетном периоде нет заработка или он мал

    Напомним, что работница, которой назначается пособие по беременности и родам, может обратиться в бухгалтерию, чтобы заменить один или два года расчетного периода другими годами (если в расчетном периоде нет заработка или он очень маленький). Бухгалтеру следует произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

    1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
    2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
    3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

    Если мы говорим, допустим, про декрет в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день. При этом МРОТ следует умножить на районный коэффициент, если он применяется в регионе (части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

    При стаже меньше 6 месяцев, бухгалтеру требуется сравнить два дневных пособия: которое рассчитано исходя из фактической зарплаты и из МРОТ. И выбрать меньшую величину. Поясним на примере.

    А.С. Петрова с 8 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 25 ноября 2016 года (всего 140 дней). В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж - 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
    Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применяется на начало декретного отпуска (то есть, в июле). Средний дневной заработок составит 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Соответственно, дневное пособие составит 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%).
    Максимальное дневное пособие, в зависимости от количества календарных дней, следующее:

    • июле, августе и октябре - 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
    • сентябре и ноябре - 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).

    Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска:

    • 246,58 руб. > 241,94 руб.;
    • 246,58 руб. < 250 руб.

    Получается, что за июль, август и октябрь бухгалтер должен рассчитать пособие из максимального, а не фактического заработка, то есть из 241,94 рубля (в этих месяцах период декрета – 86 дней). А вот за сентябрь и ноябрь (54 дня декрета) для расчета следует принять среднедневной заработок (246,58 рублей), поскольку он не превышает максимального дневного пособия. В итоге, общая сумма пособия составит 34 122,16 руб.(241,94 руб. × 86 дн.) + (246,58 × 54 дн.)

    Пособие по уходу за ребенком с 1 июля

    Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Как мы уже сказали, с 1 февраля 2016 года минимальные пособия по уходу за ребенком следующие (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42):

    • 2908,62 рублей – на первого ребенка;
    • 5817,24 рублей - на второго и последующих детей.

    ГОРОДА МОСКВЫ

    О ежемесячном пособии на ребенка


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
    (Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
    (Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
    ____________________________________________________________________

    Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

    Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

    1. Действие настоящего Закона распространяется на:

    1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

    2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

    2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

    3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

    1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

    2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

    3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

    Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

    Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

    Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

    1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

    2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

    3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
    Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

    Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

    Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

    (Утратила силу с 9 января 2017 года - .

    Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

    1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

    4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

    Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

    1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

    1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

    3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

    4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

    5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

    6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

    2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

    1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

    2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

    3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

    4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
    Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

    1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

    2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

    3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

    4) смерть ребенка.

    5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
    (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

    6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
    (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

    1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

    (Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

    2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

    3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

    1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

    2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

    3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

    Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

    Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

    Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

    Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

    Статья 14. Заключительные положения

    2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

    3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
    (Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

    Мэр Москвы
    Ю.М.Лужков


    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2016 году имеют работающие (подлежащие социальному страхованию) и неработающие граждане. Первым пособие назначает и выплачивает работодатель. Неработающим лицам пособие выплачивают органы социальной защиты населения по месту жительства.

    После окончания отпуска по беременности и родам на основании статьи 256 Трудового кодекса женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста до трех лет. Но только в течение первых 18 месяцев отпуска (до даты исполнения ребенку полутора лет) ежемесячно за счет средств соцстраха им выплачивается пособие по уходу за ребенком.

    Кому положено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

    Из числа работающих пособие могут получать те, кто фактически ухаживают за ребенком и поэтому лишены возможности получать заработную плату или иной доход – мать, отец, другие родственники, опекуны. Они могут брать отпуск по частям. Например, сначала за ребенком ухаживает один из родителей, затем, в оставшуюся часть отпуска, – другой член семьи. Право на пособие имеют и те, кто трудится неполный рабочий день или на дому.

    За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком трудовой стаж работника, а также стаж работы по специальности не прерывается.

    Основанием для выплаты пособия служат:

    • заявление о назначении пособия;
    • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия;
    • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
    • справка с места работы (учебы, службы) супруга работника о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособия;
    • при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу).

    Полный список документов приведен в пункте 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

    Документы для пособия по уходу за ребенком можно представить в электронном виде. Пособие назначается в течение десяти календарных дней со дня предоставления документов.

    Если работник является совместителем, дополнительно понадобится от него справка о том, что по другим местам работы ему пособие не назначалось.

    На основании Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, начиная с первого дня работы в России. При этом не важно, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории РФ.

    Обратите внимание

    Иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ
    (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет при условии, что работодатель оплачивал за них страховые взносы в течение минимум шести месяцев (ст. 2 Федерального закона
    от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

    Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

    При рождении ребенка начиная с 1 февраля 2016 года размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет:

    • для неработающих родителей:

    – 2908,62 рубля по уходу за первым ребенком;

    – 5817,24 рубля по уходу за вторым и последующими детьми. Величина пособия ограничена максимально возможным суммированным размером пособия – 11 634,48 рубля.

    • для работающих родителей (опекунов) – 40% среднемесячного заработка.

    Размер пособия на одного ребенка ограничен:

    • минимальным размером (если 40% от среднего заработка оказались меньше минимального размера, то нужно платить минимальный размер):

    – 2908,62 рубля – по уходу за первым ребенком;
    – 5817,24 рубля – по уходу за вторым и последующими детьми;

    • максимальный размер не может быть выше среднего заработка, рассчитанного исходя из предельной величины дохода за соответствующий календарный год (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

    Как рассчитать сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

    Итак, фирмы-работодатели должны выплачивать пособия сотрудникам в размере 40% среднемесячного заработка (дохода, денежного довольствия) за последние два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Его рассчитывают делением суммы фактических доходов работника, облагаемых страховыми взносами в ФСС РФ, на количество календарных дней в расчетном периоде, принимаемых в расчет. Полученную сумму среднедневного заработка умножают на 30,4 (количество календарных дней в месяце, принятое для расчета детских пособий) и получают средний месячный заработок, от которого и рассчитывают 40%.

    В 2016 году максимальный размер дневного заработка составляет 1772,60 рубля ((624 000 +
    670 000) : 730). Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, рассчитанный из этой величины, – 21 554,82 рубля (1772,60 руб./дн. × 30,4 дн. × 40%).

    При назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет следует учитывать нижнюю и верхнюю границы размера пособия. Оно не должно быть меньше фиксированного минимального и больше максимально возможного. Если пособие, рассчитанное из фактического заработка, оказывается меньше минимального, то платить нужно минимальное. Если больше минимального, но меньше фиксированного максимального, – то в полученном размере. Если оно оказалось больше максимально допустимого, то платить нужно максимально допустимое, рассчитанное из предельной величины среднего дневного заработка.

    В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размеры пособий суммируют. Суммированные размеры пособий, рассчитанные исходя из среднего заработка, не могут превышать максимальной суммы пособия, рассчитанной исходя из максимальной величины среднего дневного заработка, и не могут быть меньше суммированного минимального размера пособий. Выплачивают пособие со дня оформления отпуска по уходу за ребенком (с даты окончания больничного) до дня, когда ему исполнится полтора года. То есть в месяцах назначения пособия и окончания выплаты пособия сумма рассчитывается пропорционально количеству календарных дней в этих месяцах.


    ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ

    В июле 2016 года женщина обратилась к работодателю за пособием по уходу за двумя детьми-близнецами. Дата их рождения – 10 марта 2016 года. Дата окончания больничного листа в связи с рождением детей – 19 мая 2016 года. Полтора года детям исполнится 10 сентября 2017 г.

    Предположим, что заработок сотрудницы, облагаемый страховыми взносами в ФСС РФ, за два предшествующих календарных года составляет 250 000 руб. В 2015 году сотрудница находилась на больничном в общей сложности 20 календарных дней. Эти периоды нужно исключить из расчета.

    Средний дневной заработок сотрудницы равен 352,11 руб./дн. (250 000 руб. : (730 дн. – 20 дн.)). Среднемесячный заработок для расчета пособия составит 10 704,14 руб. (352,11 руб./дн. ×
    30,4 дн.).

    Рассчитаем, какую сумму ежемесячно нужно выплачивать сотруднице.

    Пособие на первого ребенка больше минимального фиксированного: 4281,66 руб.
    (10 704,14 руб. × 40%) > 2908,62 руб., поэтому на первого ребенка необходимо выплачивать 4281,66 руб.

    На второго ребенка сотруднице необходимо выплачивать фиксированное минимальное пособие, установленное для второго (и последующего) ребенка – 5817,24 руб.
    (4281,66 руб. < 5817,24 руб.).

    Суммируем пособия на двоих детей: 4281,66 руб. + 5817,24 руб. = 10 098,90 руб.

    Это сумма месячного пособия (10 098,90 руб. < 21 554,82 руб.).

    За первый месяц выплаты пособия (май 2016 г.) сумма составит: 10 098,90 руб. : 31 дн. × 12 дн. = 3909,25 руб.

    За последний месяц выплаты пособия (сентябрь 2017 г.) сумма составит: 10 098,90 руб. :
    30 дн. × 10 дн. = 3366,30 руб.

    Если родившиеся близнецы стали бы вторым и третьим ребенком в семье, то мама получала бы сумму в размере удвоенного минимального пособия, полагающегося на второго ребенка.

    Обратите внимание!

    Величину пособия к выплате определяют по числу предыдущих детей только матери рожденного ребенка – количество детей у отца значения не имеет.

    Обратиться за пособием по уходу за ребенком можно не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Независимо от даты подачи заявления пособие выплачивается за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им указанного возраста.

    А. Соколова, эксперт бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»,
    специальный корреспондент Бухгалтерия.ру

    Программа поддержки родителей, как работающих, так и не трудоустроенных позволяет получить от государства материальную помощь. Для этих целей выделятся детские пособия, которые подлежат индексации в связи и их величина может ежегодно корректироваться из-за растущей инфляции, так в 2016 году произвели очередное повышение данных выплат. Работающая, так и не работающая мать вправе получить пособие по беременности и родам, детские выплаты на ребенка, который не достиг полутора лет. Также существует возможность получить материнский капитал, программу которого еще раз продлили. Рассмотрим, величину пособий, как их оформить и рассмотрим пример расчета.

    Под детскими пособиями понимаются денежные выплаты, которые государство предоставляет родителям маленьких детей, с целью оказания им финансовой поддержки. Пособия выплачиваются как социальное страхование для работающих, и как социальное обеспечение для незанятой части населения.

    К ним можно отнести разовое пособие за постановку на учет в ранние сроки, пособие по беременности и родам (так называемые «декретные»), единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком. Многие сюда же включают материнский капитал, хотя он выплачивается не из средств ФСС, а через ПФ РФ.

    Для побуждения беременных женщин обращаться к врачу как можно раньше, предусмотрена единовременная выплата, если срок беременности не превышает 12 недель.

    Пособие по беременности и родам начисляется за время нетрудоспособности женщины, ожидающим появление малыша, который по общим правилам равен 140 дням. Выплата производится разово в сумме за все время нахождения в декрете.

    Государством предусмотрена в качестве мер поддержки по оказанию помощи молодым родителям в момент рождения ребенка разовая выплата в определенных размерах.

    После появления малыша многие женщины или их родственники остаются в отпуске для того, чтобы ухаживать за новорожденным. Этот период разбивается на два: до полутора лет и до трех лет. По общим правилам ежемесячная выплата пособий производится до времени, когда ребенку будет1,5 года. Законодательством предусмотрено исключение. Этот период продлевается до 3 лет, если оно предоставляется на третьего и последующих детей.

    С 2007 года действует государственная программа по поддержке семей, включающих двух и более детей. Ею предусмотрена выплата денежной суммы (материнского капитала) на определенные законом цели, в случае появления второго и последующего детей. Она осуществляется единожды, и предназначена для всех членов семьи, в том числе для детей, которые родятся в будущем.

    Изменения в 2016 году

    Данные выплаты определены законодательством. Ежегодно пособия индексируются на утвержденный нормативными актами индекс инфляции. В 2015 году было принято направление бюджетной политики на сокращение расходов, в том числе на социальное обеспечение. Но в связи с высокими темпами инфляции, с 01.02.2016 года была осуществлена индексация.

    Детские пособия в 2016 году надо увеличить в 1,07 раза по сравнению с предыдущим периодом.

    Однако данное положение не распространяется на материнский капитал. Его размер не будет пересматриваться, и составит 453026 р.

    В 2016 году появилось новое направление применения материнского капитала - оплата расходов на адаптацию и интеграцию в обществе детей-инвалидов.

    Как оформить детское пособие

    Для оформления каждого пособия предусмотрен свой порядок и определенный перечень документов. Рассмотрим подробнее.

    Читайте также:

    Расчет заработной платы, порядок выплаты

    Единовременное пособие за постановку в ранние сроки выплачивается при предъявлении справки от наблюдающего врача-гинеколога. Она выдается вместе с листком нетрудоспособности на 30 недели женщине, ожидающей появления ребенка. Эта справка передается в бухгалтерию компании, которая в 10-дневный срок с момента ее получения должна оплатить определенную законом сумму. С 01-31.01 2016 года выплата равна 543,67 р., с 01.02.2016 - 581,73 р. При начислении пособия обязательно надо учитывать дату выписки этого документа.

    Пособие по беременности и родам выплачивается на основе больничного, который выдается в порядке рассмотренном выше. Он также передается в бухгалтерию и компания осуществляет расчет согласно действующим правилам.

    Пособие при рождении ребенка начисляется на основании заявления и справки, выданной вместе со свидетельством о рождении в ЗАГСе, одному из родителей новорожденного. При этом нужно предъявить еще справку с места работы (с центра занятости – в случае незанятости) другого родителя, что он не получал данной выплаты. Получить пособие можно в течение 180 дней со дня появления малыша. При просрочке данного периода они утрачивают данное право. С 01-31.01 2016 года размер выплаты равен 14 497,80 р., с 01.02.2016 – 15 512,65 р. Также существует повышенный размер данной выплаты, которое выдается усыновителям ребенка-инвалида, детей от 7 лет, братьев и сестер из одной семьи из расчета на каждого - 110775 р. (январь 2016) и 118529,25 (февраль -декабрь 2016 года).

    Пособие по уходу за ребенком оформляется на основе заявления от одного из родителей и копии документа о рождении ребенка. Если мать или отец уходит в отпуск за вторым и последующим, необходимо предоставлять копии документа о рождении предыдущих детей. Здесь также надо предъявить справку от матери или отца, что он не получает его. При этой выплате ее получателями могут быть также бабушки и дедушки малышей.

    Чтобы оформить материнский капитал, женщина должна обратиться в органы ПФ РФ по месту регистрации с заявлением о выдачи сертификата. Для этого к данному документу она должна предоставить копию паспорта, СНИЛС, копии документов о рождении каждого из детей, свидетельство о браке (если есть). В течение месяца компетентные органы рассматривают данное заявление и выносят решение о выдаче сертификата, который подтверждает ее право на материнский капитал.

    Все предыдущие выплаты производятся за счет средств бюджета.

    Существуют также региональные единовременные пособия по рождению, а также так называемый «региональный материнский капитал». Оформление их происходит в аналогичном порядке. Размер выплат определяется в каждом субъекте федерации индивидуально.

    Также согласно нормам законодательства женщина может обратиться с заявлением к своему работодателю о выплате ей пособия на ребенка до трех лет из средств компании. Для этого она должна принести копию документа о рождении. Его размер составляет 50 р. в месяц.

    Пример расчета детского пособия

    Пример 1

    Инспектор по кадрам Романова Ольга Павловна предоставила в бухгалтерию ООО «Столица» больничный по беременности с 8 февраля по 26 июня 2016 года, а также справку о ранней постановке, выписанную 08.02.2016 года. Заработная плата ее за 2014 год, облагаемая страховыми взносами, равна 239112, 63 р., за 2015 год – 298890,79 р. У нее не было периодов, исключаемых из расчета.

    С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми.

    Внимание, эта статья устарела!

    В настоящее время меры включают в себя:

    • федеральные детские пособия:
      • по обязательному социальному страхованию , выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
      • по государственному социальному обеспечению , выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
    • федеральный материнский капитал , предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
    • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал , обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
      • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
      • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина , в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
      • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

    Пояснение

    Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях , принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

    В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

    В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований :

    • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат» ;
    • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.
    Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости .

    Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года .

    Индексация детских пособий в 2016 году

    Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.


    Фото pixabay.com

    Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

    Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми — до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий , установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

    • тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055 );
    • однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129 ).

    Внимание

    На эту недостающую разницу 1.129 / 1.055 = 1.070 государственные пособия семьям с детьми будут дополнительно проиндексированы с 1 февраля 2016 года — этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.

    Размер детских пособий в 2016 году

    С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% — с 1 февраля 2016 года
    детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация» ):

    112.9% / 105.5% = 1.070 , или 7.0%.

    С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка .

    Таблица индексации детских пособий в 2016 году

    Название пособия Размер c 01.02.2016, рублей Примечание
    Единовременные
    Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности 581,73 Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки
    Пособие по беременности и родам 100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

    либо 581,73 рублей или в размере стипендии

    Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

    При ликвидации организации — в фиксированном минимальном размере

    Для студентов — по месту учебы в виде стипендии

    Пособие беременной жене военнослужащего по призыву 24565,89 Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности более 180 дней (третий триместр)
    Единовременное пособие при рождении ребенка 15512,65

    Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

    Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее

    Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) 15512,65

    или 118529,25

    В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

    • ребенка-инвалида;
    • ребенка старше 7 лет;
    • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
    Ежемесячные
    Пособие по уходу за ребенком 40% от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее:
    • 2908,62 рублей — на первого ребенка
    • 5817,24 — на второго и последующих

    Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

    В минимальном размере — в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

    Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет 10528,24

    Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

    Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

    Пособие детям военнослужащих по потере кормильца 2117,50 Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства
    Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет В размере регионального прожиточного минимума на ребенка По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации — см. полный список регионов

    Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году .

    В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению — 453026 рублей .

    В отличие от измененного с 2016 года , в отношении материнского капитала — это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

    • с 1 января 2017 года — приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей ;
    • с 1 января 2018 года — еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей .
    Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату — выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь составит 25 тысяч . Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

    Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году направления использования сертификата , чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.

    В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января — теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов . На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП — частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком .

    Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1% .

    Переход на принципы адресности и нуждаемости

    Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

    Внимание

    Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году — прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

    Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости , в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина .

    В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

    Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе