Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • План по самообразованию воспитателя доу. План по самообразованию

    План по самообразованию воспитателя доу. План по самообразованию

    Самообразование — неотъемлемая составляющая профессионального роста и совершенствования специалиста любого профиля. Не исключением являются и Время не стоит на месте: появляются новые педагогические веяния, авторские методики, библиотеки пополняются современной методической литературой. И педагог, который стремится к совершенствованию в своей профессии, не может оставаться в стороне. Именно поэтому важной составляющей педагогического процесса является самообразование воспитателя в ДОУ. Младшая группа, так же как и подготовительная, нуждается во внедрении современных инноваций и педагогических методик. В нашей статье мы поможем воспитателю организовать работу по саморазвитию, отметим важные составляющие этого процесса, предложим перечень тем по самообразованию педагога в младших группах детского сада.

    Цели и задачи самообразования воспитателя

    В первую очередь следует четко осознать, воспитателя. Это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Какова цель такой работы? Это усовершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

    Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает постановку следующих педагогических задач:

    • оценка возрастных особенностей детей, определение проблемных моментов в работе с малышами;
    • ознакомление с методическими новинками;
    • применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
    • совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

    Как выбрать тему для самообразования воспитателя младшей группы?

    С чего начать самообразование воспитателя в ДОУ? Младшая группа детского сада - это малыши от двух с половиной до четырех лет. Поэтому рекомендуется начать саморазвитие педагога с оценки возможностей детей этой возрастной категории, их психологических и физиологических особенностей. Важно также отметить актуальные проблемы в работе с этой группой воспитанников, определить перспективы последующей работы. Только после этого можно выделить несколько тем, которые требуют профессионального исследования и диагностирования.

    Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ

    Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:

    1. Использование интерактивных методов обучения и воспитания
    2. Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
    3. для детей младшей группы: подготовка и проведение.

    Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.

    Формы работы

    Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:

    • анализа методической литературы;
    • обмена педагогическим опытом;
    • внедрения полученных теоретических знаний на практике;
    • оценки результатов деятельности;
    • оформления итогов.

    В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.

    Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.

    Для того чтобы эффективно организовать самообразование воспитателя в ДОУ (1 младшая группа и 2 младшая группа), следует упорядочить и продумать последовательность работы:

    1. Выбрать тему.
    2. Поставить цели и задачи.
    3. Определить формы работы.
    4. Оформить план работы.
    5. Изучить теоретический материал по выбранной теме.
    6. Проанализировать педагогический опыт.
    7. Разработать практическую деятельность.
    8. Применить знания на практике.
    9. Презентовать полученные результаты.

    Оформление плана самообразования воспитателя

    Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:

    1. Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
    2. Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
    3. Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
    4. Оформляется перечень литературы.
    5. Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
    6. Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
    7. Указываются формы презентации результатов.

    План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.

    Оформление результатов работы

    Завершается подведением итогов работа на тему "Самообразование воспитателя в ДОУ". 1 младшая группа может лишь выполнять поставленные конкретные задания под руководством воспитателя. В то время как 2 младшая группа уже может продемонстрировать собственные поделки и самостоятельную работу, помогая воспитателю собрать необходимый практический материал. Как же оформить результаты работы по саморазвитию педагога? Можно применить такие формы:

    • тематический семинар;
    • круглый стол;
    • педагогический мастер-класс;
    • открытое занятие;
    • творческий марафон;
    • развлекательно-познавательная деятельность и другие.

    К сожалению, не всегда педагоги осознают, для чего необходимо составлять план самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе. Ведь дети этой возрастной категории совсем еще малыши, разве можно с ними организованно что-то делать, экспериментировать, использовать педагогические инновации, исследовать? На самом деле не только можно, но и нужно! Так как эти дети — наше современное поколение. Устаревшие, привычные опытному воспитателю методики образования попросту будут тормозить развитие этих малышей.

    В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, идти в ногу со временем с целью воспитания поколения, которое отвечает современным требованиям общества. В нашей статье мы предложили примерный план самообразования воспитателя ДОУ (2 младшая группа и 1 младшая группа), рассказали о возможных формах работы и организации деятельности. Но работа воспитателя — это прежде всего творчество и фантазия. Важно подойти к деятельности нестандартно, креативно — только тогда работа педагога будет эффективной и интересной для малышей.

    . Обыгрывание сюжета любимого мультфильма.

    Цель : развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.

    . Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

    Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

    Игровые ситуации:

      «Утренний прием»,

      «Наши занятия»,

      «На прогулке»,

      «На музыкальном занятии»,

      «На физкультурном занятии»,

      «Осмотр врача»,

      «Обед в д/саду» и др .

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

    3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

    . Сюжетно-ролевая игра «Семья»

    Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

    Игровые проблемные ситуации:

      «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),

      «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),

      «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),

      «Наш выходной день» и др.

    Предварительная работа:

    1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

    2. Рассматривание семейных фотографий.

    3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

    . Сюжетно – ролевая игра «Школа»

    Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

    Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

    . Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

    Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

    Игровые действия:

      Приём заявок библиотекарем.

      Работа с картотекой.

      Выдача книг.

      Читальный зал.

    Предварительная работа:

      Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

      Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

      Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

    . Сюжетно – ролевая игра «Больница»

    Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

    Игровые действия:

      Больной поступает в приемный покой.

      Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

      Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.

      Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

    Предварительная работа:

      Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

      Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

      Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,

      Э. Успенский «Играли в больницу»,

      Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

      Рассматривание иллюстраций.

    . Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

    Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Игровые действия:

      Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.

      Директор следит за порядком в магазине.

      Приходят покупатели.

      Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.

      Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.

      Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

    Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

    Предварительная работа:

      Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

      Этическая беседа о поведении в общественных местах.

      Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.

      Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

    . Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

    Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

    Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

    Игровые действия:

      Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.

      Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.

      Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.

      Кассир выбивает чеки.

      Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

    Предварительная работа:

      Посещение детьми парикмахерской с родителями.

      Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.

      Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.

      Рассматривание альбома с образцами причесок.

      Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.

      Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

    Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

    . Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

    Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

    Предварительная работа:

      Рассматривание иллюстраций о цирке.

      Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,

      Рисование на тему «Афиша для цирка»

    . Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

    Цель и задачи : развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

    Игровые действия:

      Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.

      Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

    . Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

    Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».

    МОНИТОРИНГ

    Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

    ПОКАЗАТЕЛИ:

      организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;

      умеет взаимодействовать с партнёрами;

      вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;

      в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;

      словесно передаёт воображаемые игровые действия;

      создаёт игровой выразительный образ.

    САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

    Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности .

    Самообразование - это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

    Основные направления самообразования воспитателей :

    • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
    • исследование новой научно-методической литературы
    • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
    • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
    • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
    • совершенствование общего уровня развития.

    Формы повышения квалификации педагогов

    1. Педсовет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
    2. Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
    3. Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
    4. Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей - старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
    5. Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
    6. Изучение педагогического опыта . Включает в себя:
    • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
    • посещение открытых занятий
    • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
    1. Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.

    «Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

    План работы воспитателя по самообразованию - это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы , считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

    При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

    1. Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
    2. Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
    3. Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
    4. Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
    5. Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
    6. Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
    7. В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
    8. В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
    9. Нужно запланировать анализ полученных результатов.
    10. Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

    Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.

    Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг

    План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________

    План самообразования педагога

    Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
    Составила воспитатель: Евдокименко Светлана Николаевна г. Дмитров

    Цель.
    Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

    Задачи.
    - Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
    - Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
    - Использовать полученный опыт в работе с детьми.

    Актуальность.
    Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

    2015-2016 учебный год
    Тема: «Глиняная народная игрушка»

    Работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие со специалистами.

    Сентябрь

    1.Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка». Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
    2.Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры».
    3.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме
    4.Изготовление ширмы для родителей «глиняная народная игрушка».
    5 Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».
    6.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
    7. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

    Октябрь

    1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»
    2.Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
    3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
    4.Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
    5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
    6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
    7.Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка». Номинации: 1.глиняная игрушка 2.сшитая из ткани.
    8.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми»
    9. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек»

    Ноябрь

    1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре», « Филимоновские цветы». Цель: закреплять умение ритмично располагать филимоновский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью.
    2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
    3.Д.и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
    4.Рисование «Сельские красавицы».
    Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.
    5.Изготовление папки –«передвижки» «Филимоновское чудо».
    6.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»
    7.Взаимодействие с логопедом: Проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

    Декабрь

    1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
    2.Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
    3.Рисование «Курочка – Хохлатка».
    Цель: Учить детей расписывать филимоновской росписью курочку. Развивать умение работать самостоятельно.
    Рисование: «На ферме».
    Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.
    4.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
    5.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
    6.Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки» 7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
    8. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

    Январь

    1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
    2.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник». Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
    3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
    4. П.и «Горелки»
    5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
    6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
    7.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
    Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
    8.Практический семинар для воспитателей
    «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
    Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.
    9.Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

    Февраль

    1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
    2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
    3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
    4.Д.и. « Угадай какая роспись»
    5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
    6.Русская народная игра «Городки»
    7.Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»
    8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка»
    9. Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».
    10.Семинар-практикум для педагогов «Дымковская игрушка».

    Март

    1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
    2.Рисование: «Барин», « Наряд барыни», « Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
    3.Лепка Дымковской барыни.
    4.Д.и «Узнай элементы узора»
    5.П.и. «Плетень»
    6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)
    7.Открытое занятие для педагогов «Сказочная Дымковская страна»

    Апрель

    1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
    2.Расписывание Дымковской барыни.
    3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
    4.Рисование: «Козлик»
    Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
    5.Д.и. «Разрезные картинки»
    6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
    7.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» (для родителей).
    8.Консультация для педагогов: « Народное искусство как начало изучения своей страны»
    9. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.

    Май

    1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.
    2.Развлечение «Дымковские забавы»
    3.Анкетирование родителей: «Отзывы и пожелания для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
    4.Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».
    Список изучаемой литературы.
    1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
    2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
    3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
    4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
    5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
    6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
    7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
    8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
    9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
    10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
    11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
    12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
    13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
    14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
    15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
    16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
    17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
    18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
    19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
    20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
    21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
    22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
    23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
    24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
    25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
    26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
    27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
    28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
    29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
    30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
    31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
    32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
    33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
    34. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
    35. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
    36. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
    37. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
    38. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
    39. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
    40. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
    41. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
    42. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
    43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
    44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
    45. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
    46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
    47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
    48. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

    План самообразования воспитателя

    Никологорской Екатерины Александровны

    Детский сад № 40 «Колокольчик» п. Фряново

    Тема:

    «Воспитание творческой направленности личности

    дошкольников в условиях коллективной деятельности

    Введение

    Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

    Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждые в отдельности.

    Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, - получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результата: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

    Пояснительная записка

    Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для появления и формирования общественно ценных мотивов.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

    Проявление своего творческого потенциала;

    Пропаганда своих достижений;

    Развитие исследовательской деятельности;

    Формирование у детей умений и навыков работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи.

    Срок реализации: 1 год (2013-2014 учебный год)

    №п/п

    Сроки выполнения

    Примечания

    Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа

    (заполняется в процессе реализации плана)

    Теоретический этап

    Изучение методической литературы по данной проблеме

    В течении года

    Изучение статей в журналах:

    «Воспитатель ДОУ»,

    «Дошкольное воспитание»,

    «Ребенок в детском саду»,

    «Обруч»

    В течении года

    Практический этап

    Изучение опыта педагогов ДОУ

    Сентябрь

    Изучение методик о технологий педагогов в Интернете

    В течении года

    Консультации для родителей

    В течении года

    Консультация

    Ноябрь

    Видеофильм «Коллективная деятельность в НОД»

    Декабрь

    Участие в конкурсах и выставках различного уровня

    В течении года

    Презентация «Детский коллектив – вмете весело шагать»

    Февраль

    Презентация «Когда мы едины – мы непобедимы»

    Март

    Самоанализ проделанной работы

    Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег

    Апрель

    Отчет о проделанной работе

    Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

    Май

    Планирование деятельности и перспектив развития

    Июнь - август

    Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

    В течении года

    Необходимо, чтобы коллективной деятельности предшествовал подготовительный этап , который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

    Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

    Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.