Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Подростковая наркомания. Наркомания среди подростков

    Подростковая наркомания. Наркомания среди подростков

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

      курсовая работа , добавлен 16.06.2011

      Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

      курсовая работа , добавлен 20.03.2011

      Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

      реферат , добавлен 27.04.2010

      Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

      курсовая работа , добавлен 08.06.2015

      Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

      доклад , добавлен 01.06.2010

      Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

      дипломная работа , добавлен 04.01.2006

      Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

      дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Узнать, что ваш ребенок наркоман – это ли не одна из самых больших трагедий для родителей. Возможно, именно поэтому многие из них стараются всячески обманываться и убеждать себя, что в их семье такое невозможно, что это всё совпадения и так далее. Итогом такого аутотренинга обычно является наркотическая зависимость в поздних стадиях, лечить которую невероятно трудно.

    Поэтому обсудим основные признаки наркомании у подростков в зависимости от употребляемых наркотических веществ. Сразу оговоримся, что наиболее надежным способом выявить факт употребления наркотиков – это провести экспресс анализ мочи. Подобные тест продаются в аптеках, они максимально просты в эксплуатации и позволяют определить употребление алкалоидов, опиантов и амфетаминов, а также будут мотивировать подростка не начинать употреблять наркотики, поскольку он будет понимать наличие родительского контроля. Но если по каким-то причинам вы не хотите или не можете проводить тест, то полагаться стоит на другие признаки. Ведь если присмотреться, то всегда можно заметить изменения в поведении и внешнем виде вашего ребенка.

    Также сайт "Защитница Багира" вам рекомендует прочесть об еще одной подростковой сложности в статье "Проблема детского алкоголизма ". И ознакомиться со списком существующих наркотических веществ, методах их обнаружения у подростка и соответсвующим им симптомам в обзоре "Основные признаки наркомании по используемым наркотикам".

    Выявление признаков наркомании у подростков

    Общие признаки наркомании

    К явным признакам относятся:

    • Следы инъекций или порезов на венах. Обычно на руках и ногах, но иногда наркоманы колют себе в горло или паховые области.
    • Найденные шприцы, ложки, иглы и полые трубочки.
    • Найденные фольга, самокрутки или папиросы (возможно, пустые «патроны»), причем они могу лежать в любых коробочках, в том числе и в пачке из-под обычных сигарет.
    • Найденные плотно спрессованные комочки коричневого цвета, а также ломкие куски коричневой марли или коричневые лепешки.
    • Найденная подозрительного вида трава, порошок или остатки грибов, либо же какие-то таблетки (возможно разноцветных с выдавленными изображениями), капсулы, ампулы, пузырьки из-под химических веществ или лекарственных препаратов, аэрозолей.

    По косвенным признакам состояния далеко не так просто выявить употребление наркотиков подростком, поскольку наркоманы научились их более-менее скрывать. Приведем основные признаки:

    • Блестящие глаза, расширенные или суженные зрачки почти не реагирующие на свет. Учтите, что некоторые наркоманы научились скрывать этот признак, используя специальные глазные капли.
    • Поведение подростка в некоторые моменты может напоминать состояние алкогольного опьянения, хотя запаха алкоголя не будет или же он будет очень слабый.
    • У подростка наблюдается неадекватное поведение: странная двигательная активность (возбуждение или апатия), нарушение координации при ходьбе или сидении (покачивание корпуса, которое усиливается при закрытых глазах), резкая смена настроения не соответствующая обстановке (смех, агрессия или болтливость).
    • Речь нарушена или сбит её темп.
    • Обильное слюноотделение или сухость с осиплостью голоса.
    • Возможен беспричинный кашель.

    Поведенческие признаки наркомании у подростков:

    • Из дома пропадают ценные вещи и деньги. Возможны вымогательство или кражи денег на улице или в школе.
    • Подросток потерял интерес к прежним увлечениям, успеваемость в школе резко упала.
    • Подросток гуляет с подозрительной компанией неблагополучных детей.
    • Подросток лжив и изворотлив в общении, прячет глаза и запинается.
    • Поведение скрытное и при этом часты длительные отлучки из дома.
    • Частые телефонные разговоры в «секретном» режиме.
    • Засыпает подросток поздно, а встает утром с большим усилием.
    • Внешний вид становится неопрятным, хотя это и необязательно.

    Признаки наркомании – факт подтвержден. Что же теперь делать?

    Во-первых, не паниковать и не закатывать истерики, этим вы вряд ли поможете. Наркоманию возможно излечить это не приговор. Во-вторых, незамедлительно обращаться к наркологу. Только своевременная помощь врача сможет сохранить здоровье ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

    Если же вы только подозреваете подростка в употреблении наркотиков, то понаблюдайте за ним и его окружением некоторое время, затем проведите спокойный и откровенный разговор, выясните его жизненную позицию по отношению к наркотикам, убедите подростка в необходимости пройти анонимное обследование. Приводите разумные аргументы против наркотиков, их кратковременного эффекта и испорченной за счет этого жизни.

    Наркотики приводят:

    • К импотенции.
    • Умственной деградации.
    • Заражению серьезными заболеваниями, в том числе и СПИДом.
    • Разрушению внутренних органов и нервной системы.
    • Потере друзей, невозможности построить карьеру и достичь успеха.
    • К полной социальной изоляции и постоянным проблемам с правоохранительными органами.
    • Серьезной зависимостью и связанной с этим «ломкой».

    Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

    Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

    Причины подростковой наркомании

    Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

    Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

    Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

    Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

    Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

    Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

    И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
    Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

    Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

    Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

    Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

    Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

    Проблема подростковой наркомании

    Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

    Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

    Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

    Профилактика наркомании в подростковой среде

    За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

    Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

    Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

    Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

    Лечение подростковой наркомании должно быть:

    — индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

    — продолжительным и непрерывным;

    — комплексным;

    — ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

    Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

    Нет человека, который был бы застрахован от патологических зависимостей. В группу риска входят несовершеннолетние, люди с ослабленной психикой. Подростковая наркомания развивается из-за негативного влияния социальных, психологических и биологических факторов. У пациентов, которые не достигли совершеннолетия, при наркотической зависимости возникают сбои в работе жизненно важных органов.

    Среди отличительных особенностей социального и медицинского недуга выделяют:

    • прогрессирование психопатологических нарушений;
    • серьезные проблемы с адаптацией к самостоятельной жизни;
    • резкое изменение личности.

    По статистике больше половины мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет хотя бы раз принимали наркотические вещества. Среди девочек этот показатель ниже.

    Необходимо отметить, что данные сведения были получены в ходе анализа информации, предоставленной специализированными учреждениями. Далеко не все больные обращаются к врачу, поэтому реальные цифры гораздо выше.

    От подростковой наркомании страдает множество молодых людей. В результате они лишаются возможности построить нормальные отношения и закончить учебу. Наркомания представляет собой болезненное пристрастие к соединениям синтетического или натурального происхождения.

    Большое значение имеет мода на вещества, вызывающие зависимость. Прием наркотиков стал способом, посредством которого подросток доказывает свою самостоятельность перед друзьями.

    Особенности подростковой наркомании


    Наркотики оказывают на организм возбуждающее действие. В головном мозге имеются зоны, которые отвечают за запоминание факторов, способных вызвать удовольствие. При продолжительном приеме вредных веществ развивается зависимость, из-за которой отказаться от новых привычек без помощи узкопрофильного врача практически невозможно.

    Отсутствие очередной дозы ведет к появлению излишней раздраженности, опустошенности и апатии. Подростки наркоманы теряют способность получать удовольствие от удовлетворения естественных потребностей методами, которые не несут опасности.

    Ощущение радости, которое возникало при употреблении привычной нормы, пропадает.

    Больной вынужден увеличивать количество наркотика. О появлении зависимости свидетельствует тот факт, что тело не может нормально функционировать без ежедневной дозы.

    Наркомания в подростковой среде – серьезная проблема, меры по избавлению от которой принимают сразу после обнаружения недуга. То же можно сказать про алкоголизм и токсикоманию. Все начинается с ликвидации источника наркотических веществ, последним этапом становится профилактика рецидива.

    Осуждение взрослых контрастирует с одобрением сверстников. Подросток не обращает внимания на слова родителей, школьного психолога и преподавателей. Ребенок отстраняется от общества. Несмотря на видимую независимость у больного возникает страх перед одиночеством. Это провоцирует ухудшение самочувствия и усугубление развившегося недуга.

    Наркоман ощущает дискомфорт, находясь дома и в образовательном учреждении. Положительные эмоции у подростка появляются только при его общении с друзьями, которые разделяют его интересы и пристрастия. В результате формируется отдельная субкультура, характеризующаяся своими принципами, ценностями, идеологией, мифами, речью и атрибутикой.

    Наркомания является причиной, вызывающей деградацию социума. Это ведет к резкому снижению численности населения, потере перспективной молодежи.

    Причины наркомании


    Факторы, провоцирующие наркозависимость, причисляют к одной из трех категорий.

    В перечне биологических причин присутствует:

    • компульсивное влечение;
    • психоз;
    • стремительное привыкание к наркотическому воздействию;
    • психическая травма;
    • психопатия;
    • биполярное расстройство;
    • повышенная интенсивность индивидуальных черт характера;
    • олигофрения.

    К психологическим факторам относят тягу к опасным удовольствиям, незрелость нервной системы, слабую силу воли, отсутствие жизненных ориентиров, эмоциональные особенности переходного возраста. Процесс превращения ребенка во взрослого сопровождается необходимостью в острых впечатлениях, построением новых контактов.

    Среди социальных причин выделяют:

    • желание быстрее повзрослеть;
    • отсутствие контроля со стороны взрослых;
    • общение с наркозависимыми;
    • сниженная самооценка.

    Риск возникновения тяжелой подростковой зависимости повышается при одновременном воздействии нескольких факторов.

    Иногда недуг развивается из-за любопытства. Весомым поводом для беспокойства может стать отсутствие открытого общения, наличие доступа к алкоголю, наркотикам и сигаретам. Одна пагубная зависимость может привести к другой. Организм каждого человека реагирует на принятые вещества по-разному. Один подросток может испытать удовольствие, другой – отвращение.

    От характера реакции зависят последующие действия несовершеннолетнего.

    Существует несколько разновидностей подростковой наркомании. Определяющим критерием является само наркотическое вещество. Чтобы получить удовольствие, часто используют опиаты (героин), марихуану и кокаин. В отдельную категорию относят аптечную наркоманию. Опасные лекарственные средства можно приобрести через интернет.

    В списке популярных наркотиков находятся амфетамины, курительные смеси, барбитураты, галлюциногены, ингалянты. Его дополняют транквилизаторами, нитритами бутила и стероидами.

    Стадии


    Наркомания среди подростков развивается на протяжении четырех стадий.

    После первого приема у несовершеннолетнего возникает желание вновь употребить наркотик. Это происходит «за компанию» со сверстниками или подростками более старшего возраста. Зависимость не выражена. На данной стадии снимается психологический барьер. Ребенок перестает считать наркотики чем-то запретным.

    На втором этапе появляется эйфория. Подросток ощущает ее при токсическом поражении организма. Наркотическая зависимость не проявляется. Необходимость в принятии наркотика обусловлена потребностью в установлении социального контакта и возможностью получить удовольствие.

    Во время третьей стадии формируется психическая зависимость. Подросток не способен расслабиться посредством безопасных способов, так как страдает от излишней раздражительности, необоснованного беспокойства и тревоги. Эйфория сменяется дискомфортом, для снятия которого требуется очередная доза.

    При переходе в четвертую фазу развивается физическая зависимость. Отказ от приема наркотика провоцирует синдром отмены. Данное состояние называют ломкой. Характер клинических проявлений зависит от психоактивного состава.

    Возможные симптомы


    О наркотической зависимости свидетельствует появление следующих признаков:

    • снижение успеваемости;
    • резкое изменение поведенческих реакций;
    • ухудшение отношений с близкими людьми;
    • игнорирование прямых указаний;
    • нарушение координации;
    • приступы неадекватного веселья, сменяющие агрессией, заторможенностью, безразличием и пассивностью;
    • использование специфических форм;
    • неряшливый внешний вид.

    Ухудшается общее самочувствие. Возникает отечность слизистых оболочек и кожных покровов, уменьшается масса тела, обостряются хронические заболевания.

    Наркотики, как и алкоголь, доводят организм до критического состояния.

    Вероятные последствия


    Влияние наркотиков на организм подростка может быть только негативным. Нарушается процесс формирования репродуктивной системы. Это чревато сбоями в менструальном цикле (у наркозависимых девушек), бесплодием.

    Фиксируют появление патологических изменений в опорно-двигательном аппарате, из-за дисбаланса белков и углеводов замедляется рост мышечной ткани. В клинической картине также присутствуют симптомы неврологических заболеваний, частичной дисфункции паренхиматозных органов.

    При наркотической зависимости страдает эмоциональная и волевая сферы. Повышается криминогенная активность. Подросток уже не считает воровство, проституцию, торговлю наркотиками непозволительными действиями. Принципы, которые раньше удерживали его от опрометчивых поступков, исчезают. Асоциальный образ жизни оборачивается серьезными последствиями: инфекционными патологиями и нежелательной беременностью.

    Меры диагностики


    Проверить ребенка на наркозависимость можно посредством специфического тестирования. К вспомогательным диагностическим методикам причисляют сбор анамнеза и внешний осмотр.

    При осуществлении последнего особое внимание обращают на те места, куда ставят инъекции, и слизистые оболочки носа. Сами подростки не всегда понимают и принимают то, что они зависимы. Поэтому их слова вполне обоснованно подвергают сомнению.

    Методы лечения


    Терапевтическую схему подбирают, учитывая разновидность наркотического вещества, тяжесть интоксикации и индивидуальные особенности пациента. Госпитализация необходима, если у пациента выявили третью или четвертую стадию болезни.

    В домашних условиях остаются подростки, у которых наркотическая зависимость еще не развилась. Продолжительность курса лечения определяют, ориентируясь на самочувствие больного. Сначала проводят детоксикацию. После очищения организма назначают коррекционную и восстановительную терапию.

    Прогноз зависит от стадии наркотической зависимости и характера психопатологических изменений.

    Профилактика наркомании среди подростков


    Наркомания – глобальная проблема общества. В перечне профилактических мер находятся мероприятия физкультурно-оздоровительной, политической, медико-педагогический и социальной направленности.

    Подростки и наркотики несовместимы.

    При своевременном выявлении пациентов, входящих в группу риска, можно предотвратить распространение вредных веществ среди молодежи. В борьбу вступают родители, педагоги и узкопрофильные специалисты.

    Наркомания (от греч. «нарко» – помрачение сознания и «маниа» – страсть) – это пристрастие, привыкание к таким вредным веществам, как кокаин,опий, морфин, индийская конопля (гашиш, анаша, марихуана) и др.

    Пристрастие, например, к опию и его препаратам (морфин, кокаин) возникает через неделю – месяц после начала регулярных приемов наркотиков. Постепенно организм требует нарастания доз, иногда в сотни раз превышающего смертельные для обычного человека.

    Хроническое употребление наркотика приводит к физическому истощению, ослаблению или исчезновению половой потенции, нарушению менструального цикла, деградации личности с сужением круга интересов, падению энергии.

    Если наркоман лишается привычной дозы, то через несколько часов возникают абстинентные явления: общее недомогание, учащение ритма сердца, дыхания, расширение зрачков, тошнота, рвота, понос, слюно- и слезотечение, бессонница, сильные боли в суставах, потливость, истерические реакции с агрессивностью либо, напротив, депрессия. Эти симптомы могут сохраняться в течение 5 – 10 дней.

    Употребление наркотиков ведет к тяжелым правонарушениям, часто лежит в основе проституции.

    Таковы тяжелые последствия наркомании. Известно, что на протяжении многих лет эта проблема нас мало волновала. Наркоманов в миллионных городах насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно мы были вынуждены признать, что наркомания превратилась в серьезную проблему.

    Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? Неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, промахи в воспитании? Вот факты: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, в отнюдь не коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имели среднее и незаконченное высшее образование.

    Ученые, врачи, социологи говорят о нескольких причинах распространения наркомании в современном обществе.

    Первая – гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия, душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От бездействия к «балдению» – один шаг...



    Вторая причина – невежество родителей и их детей: 90 % больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании – атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови, деградации личности, которая наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

    Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится к второй, третьей, четвертой дозе, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но поздно... В организме наркомана рано включаются тонкие химические и физические процессы, отказаться от очередного приема яда человек уже не может. Так за несколько недель возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков, начинается путь, в конце которого бездна.

    Третья причина – неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания – это трагедия молодого человека, не сумевшего реализовать свои возможности, серьезный повод задуматься и об интересах молодежи, и о работе всевозможных клубов, спортивных секций и других учреждений, ответственных за организацию молодежного досуга.

    Четвертая причина – отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, предостеречь, дать добрый совет, отвлечь от дурных мыслей. А дети в свою очередь уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения прежде всего со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых может быть далеко не всегда безупречным.

    Следовательно, взаимопонимание между «отцами» и «детьми» – это такая семейная ценность, беречь которую надо, не жалея сил и времени.

    49.социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними употребляющие наркотические вещества .

    С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

    Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

    Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

    Распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

    Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

    Предоставление альтернативы наркотизации;

    Коррекция социально-психологических особенностей личности;

    Целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

    Тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

    Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

    1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

    2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

    3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

    4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

    5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

    6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

    7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

    При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

    Подготовительный этап дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.