Войти
Образовательный портал. Образование
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт. Основные институты конституционного права

    Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт. Основные институты конституционного права

    Термины «конституционный строй», «основы конституционного строя» вошли в научный оборот, законодательные акты в начале 90-х гг. XX в. Их появление связано главным образом с разработкой и обсуждением Конституции РФ 1993 г.

    Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание, оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

    Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя».

    Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

    Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

    Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя», прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

    Основы конституционного строя - система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальные принципы устройства публичной власти и общества. Основные конституционные принципы публичной власти включают народный, государственный суверенитет, федерализм, местное самоуправление, республиканское правление, разделение властей.


    В их числе также правовой, демократический, светский, социальный характер государства. Их дополняют особо выделяемые принципы федеративного государственного устройства: государственной целостности, единства власти, разграничения предметов ведения, равноправия, самоопределения народов, национально-территориального устройства.

    Основные конституционные принципы общественного устройства включают высшую ценность человека, его прав и свобод, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, идеологическое политическое многообразие. Поскольку публичная власть - часть общества, то конституционные принципы последнего определяют и деятельность публичной власти. Поэтому конституционные принципы общественного устройства составляют ядро основ конституционного строя. В этом ядре имеется свое исходное начало, согласующее входящие сюда принципы. Таким началом выступает высшая ценность человека, его прав и свобод.

    Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135. Основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

    Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

    Гуманистические основы конституционного строя;

    Основные характеристики Российского государства;

    Экономические и политические основы конституционного строя;

    Основы организации государственной власти.

    Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государство», обычно не пользуется термином «основы конституционного строя». Аналогичной главы нет в конституциях США, ФРГ или Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария). «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя, и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах. Конституция Российской Федерации включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного государства к демократическому.

    1.3.2. Гуманистические основы конституционного строя

    Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

    Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

    Характерные черты конституционного строя:

    • 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;
    • 2. Политико-правовой характер;
    • 3. Нормативность и общеобязательность;
    • 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;
    • 5. Определенность и категоричность;
    • 6. Сжатость и концентрированность положений;
    • 7. Постоянность действия;
    • 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;
    • 9. Целостность;
    • 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

    Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

    • - Гуманистические;
    • - Основные характеристики РФ;
    • - Экономические и политические;
    • - Основы организации государственной Власти.

    Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство.

    Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

    Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

    Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

    Основные признаки правового государства:

    • 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;
    • 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;
    • 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;
    • 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

    Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

    Светское государство – см. ст.14.

    См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.



    Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.


    Понятие "основы конституционного строя"

    Это понятие - одно из наиболее важных. Оно определяет основные принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и свободы личности.

    В этой связи конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

    Конституционный строй включает принципы (основные начала) взаимоотношений государства, общества и личности, организации органов государственной власти, определяющие основы правового статуса человека и гражданина. Рассмотрим некоторые из них:

    1) принцип народовластия - источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует российское государство как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно - через органы государственной власти:

    2) принцип народного суверенитета - только народ как источник власти вправе учреждать властные институты, передавать полномочия своим избранникам. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (п. 4 ст. 3);

    3) принцип федерализма (ст. 5) означает разделение власти по вертикали между союзным государством и его субъектами, которые являются равноправными. По Конституции их 89: 21 республика. 10 автономных округов, I автономная область. 6 краев, 49 областей,

    2 города федерального значения. К 2009 г. произошло укрупнение субъектов, и в Федерации стало 83 субъекта. Они взаимодействуют с органами Федерации на основе сохранения территориальной целостности (п. 3 ст. 4). равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. II);

    4) принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в организации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с человеком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, наделенной высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативные правовые акты субъекты РФ;

    5) принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем самым Российская Федерация провозглашается социальным государством;

    6) принцип суверенитета Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данному принципу Российское государство для осуществления своих функций наделено максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязывает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия;

    7) принцип разделения властей (ст. 10) - такая организация государственной власти, которая осуществляется на основе разделения как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (между органами Федерации и ее субъектами). Этот принцип является необходимым условием, которое предохраняет общество от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства.

    Кроме того, принцип разделения властей означает не только относительную самостоятельность трех ветвей власти в пределах своей компетенции, но и взаимное равновесие между ними, чтобы ни одна из них не могла получить возможность концентрации в своих руках всей полноты власти;

    8) жизнедеятельность гражданского общества основана на принципах идеологического (п. 1 ст. 13) и политического плюрализма (п. 3 ст. 13). Они признают идеологическое многообразие, невозможность установления государственной идеологии, предполагают наличие различных по своей направленности политических партий. Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


    Значение института основ конституционного строя

    Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания иных положений и глав Конституции в целом. Прежде всего, основы конституционного строя включают принципы и нормы, которые определяют:

    1) сущность и форму Российского государства, основы его взаимоотношения с гражданским обществом;

    2) основы правового положения личности:

    3) закрепляют юридическую силу Конституции, порядок ее изменения.

    Регулируя важнейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского законодательства. Эти принципы и нормы наделены верховенством: они имеют более высокую юридическую силу и им не должны противоречить нормы остальных глав Конституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, постановления Правительства.

    Не менее важно и то, что в случае пробела (т.е. отсутствия нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.

    Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоотношений "личность - государство". Если раньше интересы государства имели верховенство над интересами человека, а личность была призвана служить государству, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, зашита их - конституционной обязанностью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.

    Основы конституционного строя, будучи набором фундаментальных принципов, представляют собой своеобразную "конституцию в конституции". Эти принципы нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, чему служит, в частности, усложненный порядок пересмотра положений гл. 1.

    Понятие основ Конституционного строя.

    ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

    Охрана Конституции.

    Реализация Конституции.

    Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

    1. Уровень реализации нормы:

    · использование права;

    · исполнение обязанностей;

    · применение полномочий;

    · соблюдение запретов.

    2. Уровень реализации институтов:

    · идеализация;

    · прямое действие;

    · правотворчество.

    3. Уровень достижения цели Конституции.

    Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности .

    Правовые элементы правовой охраны Конституции:

    1. Самоохрана закрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

    2. Конституционный контроль деятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

    · Президент РФ (ст.80, 82);

    · Парламентский контроль (гл.5);

    · Органы исполнительной власти;

    · Органы прокурорского надзора и судебные органы;

    · Конституционный суд (ст. 125).

    Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни . Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.

    Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в Конституции . Элементами Конституционного строя являются:

    1. Гуманистические основы Конституционного строя;

    2. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;

    3. Сущность власти и принцип ее реализации.

    Государственный строй – понятие более широкое, чем Конституционный строй. Государственный строй – это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве . Государственный строй может регулироваться в Конституции. Признаком его является регулирование отношений государственной власти.

    Понятие и содержание основ Конституционного строя.

    Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима . Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):


    1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);

    2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;

    4. особая юридическая сила (ст.16);

    5. особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);

    6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.

    Как модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:

    1. Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.

    2. Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.

    3. Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

    Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:

    1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;

    2. Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;

    3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;

    4. Преемственность ;

    5. Нравственность ;

    6. Патриотизм – благополучие и процветание России;

    7. Социальное равенство ;

    8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.

    Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:

    1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);

    2. Принцип защиты личности от государства;

    Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм. Они сведены в определенную систему, внутри которой существуют сложные связи, которые проявляются во внутренней структуре этой отрасли. Система конституционного права совпадает со структурой Основного закона. В разделах Конституции РФ объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др., т.е. нормы, совокупность которых образует конституционно-правовые институты. Каждый из них представляет собой упорядоченную совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Но среди них особое место занимают те, которые включены в основную часть Конституции РФ - в первый раздел. К их числу отнесены - институт основ конституционного строя (гл. 1), институт нрав и свобод человека и гражданина (гл. 2), институт федеративного устройства Российской Федерации (гл. 3), институт органов публичной власти (гл. 4-8). Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения.

    Институт основ конституционного строя

    Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй - это определенная форма, установленный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

    Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, гл. 1 которой называется "Основы конституционного строя" .

    К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства (рис. 3.3).

    Рис. 3.3.

    В гл. 1 Конституции РФ закреплены не все общественные отношения, входящие в предмет конституционно-правового регулирования, а только наиболее важные, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это ценности:

    Демократии:

    "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" (ч. 1 ст. 1); "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2); "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3); "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3) и др.;

    Государственности:

    "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4); "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4) и др.;

    Социального мира:

    "Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13) и др.

    В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя (рис. 3.4).

    Рис. 3.4.

    Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

    1. Демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1).

    Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.

    2. Суверенное государство (ст. 4).

    Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.

    3. Народовластие (ст. 3).

    Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление народом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народом имеет место на выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, на собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и свободные выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными), в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления - лишение свободы. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.

    4. Федеративное устройство государства (гл. 3).

    Его основными принципами являются: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения пародов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов РФ как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа Российской Федерации. Если вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению Федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны.

    5. Правовое государство (ст. 1).

    Российская Федерация связана нормами права и признает их высшую юридическую силу. Государство и общество должны достигнуть состояния, в котором Конституция имеет высший приоритет. Правовое государство характеризуется наличием разветвленной системы законодательства, обеспечивающего защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

    6. Человек и гражданин, его права и свободы являются высшей ценностью (гл. 2).

    Государство обязано защищать, признавать, соблюдать и гарантировать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ.

    7. Принцип разделения властей (ст. 10).

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется па основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из грех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

    • 8. Независимость местного самоуправления (ст. 12, гл. 8). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
    • 9. Идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений (ст. 13).

    В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    10. Светское государство (ст. 14).

    Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

    Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Не случайно гл. 1 Конституции РФ называют "конституцией в конституции". Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

    Однако это не означает автоматического обеспечения конституцией його характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится на самом начальном этапе решения этой задачи.