Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Понятие лиц с двойным гражданством. Кто такой бипатрид или с чем сталкиваются лица с двойным гражданством. Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница

    Понятие лиц с двойным гражданством. Кто такой бипатрид или с чем сталкиваются лица с двойным гражданством. Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница

    Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

    Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

    Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

    Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

    Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

    Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

    Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

    Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили, в 1959 г. - с Перу и Парагваем; в 1968 г. - с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

    Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

    Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

    Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

    Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

    Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

    Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

        Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

    Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

    В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

    1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

    2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

    Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

      специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

    Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

    В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

    Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

    Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

    Найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

    Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

    Отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

    Никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

    В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

    Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

        Право убежища и правовой статус беженцев

    Убежище - предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

    В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим - на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным - на территории иностранного государства, религиозным - на территории храма (исторически).

    Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

    Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

    В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

    Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

    1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

    2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

    3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

    В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

    Беженец - это лицо, которое: - находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; - в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; - имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования - по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

    Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

    Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» 2008 г.

    В Республике Беларусь дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

    Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

    Временная защита предоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

    Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

    Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).

    Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;. двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации. лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской. быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить егоо. Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации. Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в. и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме.

    Bis- дважды и греч. -πατρίς, родительный падеж πατρίδος - отечество. В отличие от второго гражданства, двойное - разрешено иметь при наличии соответствующей договорной базы между странами. то такое лицо осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства. Согласно основному закону, граждане РФ имеют право получить паспорта. Лица с двойным гражданством могут выбрать страну, в которой они будет. имеющих иностранный паспорт или ВНЖ, появилась новая обязанностьь. лица с двойным гражданством права и обязанностиДвойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением. право проживать за границей, будет распространяться не только на лиц. них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с.

    Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются. только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, . лица с двойным гражданством права и обязанностиВторое гражданство лицо может получить как с ведома государства. Бипатрид, осуществляя права и обязанности в отношении государства, .

    Если же граждане РФ подадут уведомление о двойном гражданстве позже. за неисполнение обязанности уведомить ФМС о двойном гражданстве?. раз о том, каких лиц с двойным таджикистан двойное гражданство с россией. закон о двойном гражданстве в России? Ограничены ли права у граждан. Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации. Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами. Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления. гражданином иного гражданства или получения им документа на право.

    Пребывание в двойном гражданстве ограничивает некоторые права. послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностейй.

    1. 1 Понятие «лицо с двойным гражданством». 2 Особенности административно-правового статуса лиц с двойным гражданством. Правовой статус иностранцев: Российская Федерация, как и. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется.......
    2. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, . Лица с двойным гражданством могут выбрать страну, в которой они будет......
    3. Если же у граждан с двойным гражданством (вторым паспортом) нет. Лица с иностранным гражданством, проживающие за рубежом, должны будут. Непризнание Республикой Казахстан двойного гражданства имеет ряд последствий. Указанные лица должны......
    4. Двойное гражданство 2016 РФ в России было легализовано между такими странами. большее влияние на действия лиц с «двойным гражданством»». bis- дважды и греч. -πατρίς, родительный падеж πατρίδος - отечество, родина)......
    5. Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного. 13 авг 2015. Однако следует различать понятия двойного гражданства и наличия. Существуют ограничения и на участие в качестве учредителя в. Гражданство физических лиц никак......

    Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"

    До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях,

    когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

    • - если такую возможность предусматривает федеральный закон
    • - если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

    Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

    Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

    Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

    Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.

    Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.

    В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.

    Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

    Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

    При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

    Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

    Как показывает практический опыт, коренные жители России могут или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно. Является ли правомерным использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран.

    Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России в 2019 году, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:


    Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

    Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство.

    Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

    Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

    Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.

    В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.

    Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

    Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется.

    Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

    Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

    Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ

    Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:


    Первый случай предусматривает , и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.

    А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.

    Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.

    Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги.

    Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.

    Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:

    • Канаду,
    • Израиль,
    • Великобританию,
    • Италию.

    Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это , Египет и Греция.

    Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии

    Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.

    В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.

    Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.

    В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.

    По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания.

    В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.

    Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.

    Что касается иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, бывших ранее гражданами России или имевших её гражданство, то в соответствии со статьёй 15 настоящего Федерального закона их восстановление может быть осуществлено при условии сокращения времени пребывания на территории государства сроком до 3 лет.

    Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.

    Несмотря на то, что двойное гражданство является предметом постоянных споров, в России оно не запрещено. Однако с недавних пор законодательство обязывает владельцев вторых паспортов сообщать об этом в миграционные органы. Регистрация лиц с двойным гражданством, по мнению инициаторов нововведения, исключит трудоустройство бипатридов на госслужбу. Но даже если нет чиновничьих амбиций, за нарушение порядка регистрации может наступить уголовная ответственность.

    Двойное гражданство: что это

    Двойное, множественное гражданство или бипатризм – это правовой статус гражданина России, обладающего иного или нескольких иностранных государств.

    Отечественное законодательство не запрещает иметь неограниченное количество иностранных паспортов – их приобретение не обязывает россиян выходить из российского гражданства, не влечет его прекращения, но обязывает в большинстве случаев сообщить об этом в ГУВМ.

    Но наряду с этим наличие паспортов других стран не освобождает граждан России от исполнения гражданских обязанностей и реализации гражданских прав – государством бипатриды рассматриваются исключительно как граждане РФ. Правда, если иное не предусмотрено международными договорами России о двойном гражданстве.

    Наличие второго или нескольких гражданств предусматривает ряд ограничений для россиян. Во-первых, они не имеют права занимать государственные должности в высших органах исполнительной власти. Во-вторых, вообще лишены права работать на госслужбе. В-третьих, при наличии иностранного паспорта или россияне не имеют права быть членами избирательных комиссий.

    Пройдите социологический опрос!

    Законодательная база РФ

    Позиция государства по поводу бипатризма российских граждан четко изложена в Конституции. Так, согласно ст. 62 КРФ , россияне вполне могут иметь гражданство других стран, и это не может умалять прав, свобод и обязанностей, возникающих у них как граждан РФ. Более подробно двойное гражданство рассматривается ФЗ «О гражданстве». В частности, ст. 6 закона указывает на то, что россияне с иностранными паспортами признаются в первую очередь россиянами и не теряют российского гражданства в случае приобретения паспорта какой-либо другой страны.

    Этой же статьей предусмотрена и обязанность граждан уведомлять миграционные органы о наличии второго паспорта. Регистрация граждан с двойным гражданством производится по правилам, предусмотренным данной статьей, а также в Порядке, утвержденном приказом ФМС № 450 от 28.07.2014. Этим же приказом утверждены и формы уведомлений, которые граждане обязаны направлять или предоставлять миграционной службе. Остановимся на данном документе подробнее.

    Приказ ФМС № 450: образцы уведомлений

    Приказ ФМС № 450 от 28.07.2014 – это подзаконный нормативно-правовой акт, которым утверждены унифицированные формы уведомлений, подаваемых гражданами или их представителями в миграционные органы. Конкретная форма уведомления зависит от личности уведомителя. В любом случае согласно ч. 6 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», такое уведомление должно содержать:

    • ФИО, дату и место рождения, другие анкетные данные;
    • место жительства, пребывания или фактического проживания;
    • реквизиты паспорта, иного документа, удостоверяющего личность;
    • наименование и реквизиты документа иностранного государства;
    • дата и ;
    • сведения о продлении срока действия указанного документа;
    • сведения об .

    Согласно п. 2 порядка, утвержденного приказом ФМС № 450 от 28.07.2014, указанное уведомление может быть подано:

    • лично гражданином РФ – форма утверждена Приложением №1;
    • законным представителем несовершеннолетнего или признанного недееспособным – форма утверждена Приложением №2;
    • уполномоченным представителем гражданина – форма утверждена Приложением №4;
    • уполномоченным представителем законного представителя – форма утверждена Приложением №5.

    Любое из указанных уведомлений еще до подачи нужно заполнить собственноручно или с использованием персонального компьютера все предусмотренные для заполнения поля. Далее рассмотрим непосредственно саму процедуру подачи уведомления. Вносить в бланк сокращения или аббревиатуры закон запрещает. При необходимости можно использовать латиницу.

    Процедура регистрации

    Сразу обратим внимание, что, согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», обязанность направлять уведомление в ГУВМ возникает не только у россиян, имеющих паспорт другой страны, но и у владельцев вида на жительство и иных возможных статусов и разрешений, дающих право на проживание на иностранной территории.

    Регистрация лиц с двойным гражданством в ГУВМ (бывш. УФМС) осуществляется по месту жительства лица, по месту фактического нахождения или временного проживания. Проще говоря, бипатрид с российским гражданством может обратиться в любое территориальное .

    Уведомить миграционную службу необходимо на протяжении 60 суток с момента обретения иностранного паспорта или иного документа с официальным статусом иностранного государства.

    Напомним: пошаговая последовательность действий при регистрации второго гражданства определена порядком подачи уведомлений, утвержденным приказом ФМС № 450 от 28.07.2014. Согласно п. 3 этого порядка, уведомитель может представить документы в ГУВМ лично, через своего представителя по доверенности или направить их по почте.

    К уведомлению по одной из указанных форм может потребоваться приложить:

    • копию иностранного паспорта или иного документа, подтверждающего законный статус;
    • свидетельство о рождении, если уведомление подается в отношении несовершеннолетнего;
    • акт органа опеки о назначении опекуна, попечителя, если подается в отношении подопечных;
    • копию доверенности уполномоченного представителя и документа, удостоверяющего его личность.

    Принимая указанные бумаги, сотрудник ГУВМ проверяет точность и достоверность изложенных данных, количество и полноту поданных вместе с уведомлением документов, сверяет подписи и заполняет отрывной бланк, который передает уведомителю.

    Похожие действия должен выполнить и сотрудник почты, если уведомление направляется почтовым отправлением. В случае направления по почте документы должны быть доставлены в отделение ГУВМ уже на следующие сутки.

    Порядок уведомления для детей

    И приобретение иностранного гражданства часто осуществляется не только одинокими гражданами, но и целыми семьями с детьми. Несовершеннолетние и малолетние россияне, несмотря на возраст, также должны пройти процедуру уведомления о множественном гражданстве или наличии права на проживание на территории другой страны. Однако в силу неполной дееспособности делать это самостоятельно они не могут. Регистрация второго гражданства для детей должна быть осуществлена их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами или попечителями.

    Процедура регистрации ребенка-бипатрида аналогична процедуре, предусмотренной для взрослого. Единственные отличия – это другая форма бланка, посмотреть которую можно выше, а также необходимость в представлении дополнительных документов: свидетельства о рождении, акта об установлении опеки, попечительства, решение суда об усыновлении и иных документов, подтверждающих представительство по закону.

    Регистрация из-за границы

    Напомним, что, по общему правилу, уведомить миграционные органы Российской Федерации о наличии у лица второго и всех последующих гражданств, а также права на проживание в иностранном государстве, необходимо в период до истечения 60 суток с момента получения одного из указанных статусов. Однако в отношении граждан, временно проживающих за пределами страны, данное правило не применяется.

    Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», они могут отложить процедуру регистрации до следующего посещения территории России, независимо от того, когда оно произойдет. Но в таком случае у них будет лишь 30 суток с момента первого въезда в страну.

    Таким образом, находясь за границей, направлять уведомление в ГУВМ не нужно. Однако если есть такое желание, но нет возможности посетить Россию, закон допускает регистрацию через уполномоченного представителя, причем прямо из-за границы – в законе запрета на это нет. Все, что потребуется такому представителю: бланки по форме, утвержденной Приложением № 4 или 5 к приказу ФМС № 450, и доверенность.

    Лица, освобожденные от обязанности подавать уведомление

    Согласно ч. 8, 9 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», закон допускает возможность, что в случае наличия у Российской Федерации международных договоров отдельные лица, имеющие двойное гражданство, могут быть освобождены от обязанности сообщать об этом в миграционные органы. В 2019 году у России действует единственный такой договор, регулирующий вопросы двойного гражданства, и подписан он с Таджикистаном еще в 1995 году. Поэтому граждане России, получившие таджикский паспорт, сообщать об этом в ГУВМ не обязаны.

    Похожий договор действовал до 2015 года с Туркменией, однако по причинам его противоречия с положениями туркменской конституции он был расторгнут. Еще один договор, предусматривающий в том числе взаимное признание бипатридов, однако обязанности уведомлять о наличии второго гражданства он не снимает.

    Кроме прочего, к числу лиц, освобожденных от обязанности уведомлять миграционные органы, следует относить граждан, временно или постоянно проживающих за пределами России. Поскольку для них действует специальный срок в 30 суток с момента въезда в РФ, до такого въезда прямой обязанности обращаться в ГУВМ у них не возникает.

    Ответственность за нарушение

    Что немаловажно, за нарушение порядка выше рассмотренной регистрации или и вовсе неисполнение требований закона, граждане могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. В случае подачи документов после истечения установленного срока, указания в уведомлении неполных или недостоверных сведений, предоставления поддельных документов к гражданину может быть применена ст. 19.8.3 КоАП, которая предусматривает наложение административного наказания в виде штрафных санкций в размере 500-1000 рублей.

    Если гражданин проигнорирует требование закона и уклонится от подачи уведомления, ему будет грозить уголовное наказание. Согласно ст. 302.2 Уголовного кодекса, за такие проступки может быть наложен штраф в размере 200 тыс. рублей или годовой зарплаты, либо возложена обязанность отбытия 400 часов обязательных работ.

    Какой-либо иной ответственности не предусмотрено. Однако то, как российские миграционные органы узнают о наличии у гражданина второго паспорта – большой вопрос: единого механизма законом не предусмотрено. Тем не менее рисковать все же не стоит.

    Заключение

    Бипатризм – распространенное и легальное явление на территории России. Единственное, чего требует закон, – уведомить российские власти о наличии иностранного паспорта, за непрохождение процедуры предусмотрена ответственность.

    Регистрация предельно проста и предполагает направление в ГУВМ уведомления и минимального пакета документов. Государство не вводит какие-либо санкции в отношении бипатридов, единственное ограничение – запрет на работу в правительстве, на госслужбе и в руководстве избирательных комиссий.

    Двойное Гражданство Второе Гражданство: Видео