Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Понятие, принципы и этапы исполнения бюджета. Федеральное казначейство Исполнение федерального бюджета осуществляется через

    Понятие, принципы и этапы исполнения бюджета. Федеральное казначейство Исполнение федерального бюджета осуществляется через

    Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

    Основная задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. Ответственность за исполнение федерального бюджета возложена на исполнительные органы власти - Министерство финансов и находящиеся в его ведении Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу; Федеральную таможенную службу и другие органы.
    Исполнение бюджета связано со следующими понятиями.
    Главный распорядитель бюджетных средств - это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (министерства и ведомства).
    Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
    Бюджетная роспись - это документ по квартальному или по месячному распределению доходов и расходов соответствующего бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией.
    Лимиты бюджетных средств - это объемы выделяемых из бюджета средств на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты устанавливаются на основе бюджетной росписи и доводятся до всех распорядителей бюджетных средств.
    Существуют две системы исполнения бюджета: банковская и казначейская.
    В РФ исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с казначейской системой. Делается попытка перевести на казначейское исполнение территориальные бюджеты.
    Принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской заключается в том, что органы казначейства выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
    В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и средств на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов и платежей.
    Исполнение бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средства бюджетов в системе балансовых счетов Федерального казначейства, причем осуществление операций, минуя ее, запрещено. Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
    Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
    Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
    Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
    После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
    После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

    Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

    «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

    Омский филиал Финуниверситета

    Кафедра «Финансы и кредит»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Бюджетная система РФ»

    Исполнение федерального бюджета РФ

    Выполнила Бисикеева Динара Темирхановна

    Проверил Хаиров Бари Галимович

    1. Исполнение бюджета

    1. Исполнение бюджета

    Исполнение бюджета -- наиболее ответственная этап бюджетного процесса, заключающийся в реализации главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.

    При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

    1) обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;

    2) выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;

    3) своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;

    4) ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;

    5) регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.

    «Если на первый трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят только государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различный организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств.

    Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов РФ и местный административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В них определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов» .

    Исполнение бюджетов складывается из трех основных участков:

    · исполнения доходной части бюджетов;

    · исполнения расходной части бюджетов;

    · контроля поступлений и расходов бюджетов.

    Исполнение бюджетов осуществляется согласно организационным планам, в которых определены: мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

    В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты: РФ исполняются по принципу единства кассы, согласно которому исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

    Принцип единства кассы означает зачисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

    2. Исполнение федерального бюджета РФ

    При казначейском исполнении федерального бюджета Федеральное казначейство РФ осуществляет:

    1) регистрацию поступлений;

    2) открытие и закрытие счетов федерального бюджета;

    3) регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

    4) совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

    5) осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

    Исполнение бюджета ведется путем отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет федерального бюджета (казначейства) находится в Банке России. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров.

    Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

    · перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

    · распределение федеральных регулирующих налогов;

    · возврат излишне уплаченных сумм доходов;

    · учет и отчетность о доходах федерального бюджета.

    Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

    В целях исключения нецелевого использования средств или затрат, не обеспеченных доходами федерального бюджета, применяется санкционирование расходов федерального бюджета, которое включает:

    · утверждение и доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов;

    · принятие денежных обязательств получателями средств;

    · подтверждение денежных обязательств.

    На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета исполняющий орган в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи доводит объемы ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований осуществляется министром финансов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета.

    Права получателей средств на принятие денежных обязательств устанавливаются в ходе утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, которые формируются на срок до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза доходов федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств утверждаются Федеральным казначейством.

    Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств за 5 дней до начала срока действия доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств через Федеральное казначейство. Последнее вправе отсрочить принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев.

    Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств осуществляется путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг). Федеральное казначейство расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам обязательств.

    Объем принятых обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных обязательств не должен превышать объем принятых обязательств. Подтвержденное денежное обязательство является основанием для расходования средств федерального бюджета.

    Финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух действий: разрешения на платеж и осуществления платежа, которые не могут совершаться одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основе представленных платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации завершается 20 декабря.

    Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется по лицевым счетам бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемым в Федеральном казначействе для каждого распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражаются средства федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

    При недостатке средств бюджета бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Такие средства зачисляются на единый счет федерального бюджета в территориальном органе Федерального казначейства, который обязан отразить средства на лицевом счете учреждения в течение дня.

    Важное значение в процессе исполнения бюджета средств имеет очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей. При наличии на счете бюджета денежных средств их списание ведется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств (календарная очередность). При недостатке средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

    1) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) органов власти или их должностных лиц;

    2) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти;

    3) списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

    4) списание по платежным документам на обслуживание государственного или муниципального долга;

    5) списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

    «Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета для каждого получателя может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета, либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета. Режим сокращения расходов федерального бюджета вводится при снижении доходов или источников финансирования дефицита федерального бюджета, приводящего к недофинансированию плановых расходов не более чем на 10% годовых назначений. В решении указываются дата ввода режима и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту адресной инвестиционной и целевой программ. Отмена режима производится Правительством РФ» .

    При снижении поступлений в федеральный бюджет, приводящем к недофинансированию плановых расходов более чем на 10%, Правительство РФ представляет в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект закона не принимается в указанный срок, то Правительство РФ пропорционально сокращает расходы федерального бюджета до принятия федерального закона по данному вопросу. Сверхплановые доходы направляются Минфином РФ на уменьшение дефицита и сокращение долговых обязательств федерального бюджета. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Для использования дополнительных доходов на другие цели либо в случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

    Законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет в связи с дополнительными доходами вносится Правительством РФ в Госдуму не позднее чем через 10 дней после рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ может осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. Министр финансов РФ может:

    · разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований;

    · сократить лимиты бюджетный обязательств, если ассигнования выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетный обязательств эти требования оказались невыполненными;

    · отменить решение о блокировке расходов по ходатайству главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов;

    · осуществить блокировку расходов при выявлении нецелевого использования бюджетных средств.

    Министр финансов РФ не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% плановых ассигнований, за исключением решений о блокировке расходов. Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей и представляются в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.

    Правительство РФ представляет годовой и ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание и Счетную палату.

    Действие лимитов бюджетных обязательств и исполнение федерального бюджета завершаются 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

    По 31 декабря Федеральное казначейство обязано оплатить подтвержденные бюджетные обязательства. Счета исполнения федерального бюджета закрываются в 24 часа 31 декабря.

    Средства, полученные от предпринимательской деятельности и не использованные до 31 декабря, зачисляются на вновь открываемые бюджетным учреждениям лицевые счета.

    После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Образовавшиеся излишки средств на начало текущего финансового года, дополнительно полученные доходы или достигнутая экономия средств используются по решению представительных органов власти

    Непосредственное исполнение бюджетов возлагается на финансовые органы во главе с Минфином РФ и происходит по росписи доходов и расходов. На основании росписи доходов и расходов федерального бюджета проводится контроль поступлений в бюджет и отпуска средств на финансирование мероприятий. Роспись составляется по всем подразделениям бюджетной классификации согласно с поквартальным распределением доходов и расходов, планами и сводами смет расходов министерств и ведомств и подписывается руководителем финансовых органов.

    Под кассовым исполнением бюджета понимается прием кредитными учреждениями доходов, а также хранение, распределение и выдача средств на расходы. До недавнего времени кассовое исполнение возлагалось на ЦБ РФ и систему банковских учреждений различных административно-территориальных образований. С 1994 г. эта функция постепенно передается органам Федерального казначейства.

    Федеральное казначейство РФ в центре и на местах несет полную ответственность за кассовое исполнение бюджета, обеспечение правильной организации, учета, документооборота и контроля при зачислении доходов и расходовании бюджетных средств, своевременное представление отчетности о кассовом исполнении бюджета.

    В ходе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство осуществляет все необходимые функции, включающие:

    · учет кредитов по бюджетам и перевод их из одного банка в другой;

    · учет доходов и расходов бюджетов, составление отчетности по остаткам и предоставление отчетности финансовым органам;

    · контроль за представлением предприятиями поручений на перечисление средств в бюджет;

    · расчетное и кассовое обслуживание бюджетных учреждений;

    · контроль расходования бюджетных средств на предприятиях.

    Для выполнения данных мероприятий каждому местному бюджету открывается основной текущий счет, на который зачисляются все поступления и с которого ведется выдача средств в пределах остатков. По каждому местному бюджету открываются текущие счета распорядителям кредитов, с которых производятся расчетные операции. По кассовому исполнению бюджетов составляются оперативные ежемесячные и годовые отчеты.

    федеральный бюджет финансовый государственный

    Список использованной литературы

    2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

    3. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007 - 550 с.

    4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

    5. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в России. Бухгалтерские службы бюджетных организаций. Оптимизация расходования бюджетных средств. Право осуществлять авансовые платежи. Нормы, установленные ГК РФ.

      реферат , добавлен 19.09.2006

      Исполнение бюджета как важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств. Принципы исполнения бюджета. Понятие бюджетных росписи и обязательства. Функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2009

      Проверка правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета. Использование бюджетных и внебюджетных средств учреждениями образования. Эффективность применения средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации.

      реферат , добавлен 02.12.2010

      Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

      курсовая работа , добавлен 14.11.2017

      Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

      курсовая работа , добавлен 07.05.2015

      Правила учета территориальными органами казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета. Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

      реферат , добавлен 04.11.2009

      Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства. Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ. Проблемы и пути совершенствования бюджетных ассигнований федерального бюджета по данным разделам.

      курсовая работа , добавлен 14.12.2014

      Резервы увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Противодействия уклонению от уплаты налогов и обязательных платежей. Расходы на реализацию государственных программ. Изменения объемов бюджетных ассигнований. Сбалансированность бюджета.

      контрольная работа , добавлен 15.12.2014

      Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2012

      Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. Определение величины расходов краевого бюджета на текущий год по каждому функциональному разделу. Использование метода индексации расчета бюджетных ассигнований.

    Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета .

    Понятие исполнения бюджета

    Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

    В основу исполнения бюджета положены принципы :

    Единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

    Обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

    Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете . Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план , в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

    Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов , которая утверждается исполнительным органом власти.

    Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

    Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

    Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

    Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

    Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

    Распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

    Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

    Учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

    Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

    Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

    Исполнение бюджета имеет ряд этапов .

    1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств .

    Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

    2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями , которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

    3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств .

    Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

    4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам .

    Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

    Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.

    Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является бюджет, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
    Роспись доходов и расходов (бюджетная роспись) - это документ
    опоквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
    Структура доходов федерального бюджета включает в себя:
    налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;
    неналоговые доходы, в том числе:
    -доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    -дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
    -доходы от сдачи в аренду имущества, земли;
    -проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета;
    -доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
    -часть прибыли Центрального банка Российской Федерации;
    -платежи от государственных и муниципальных организаций и предприятий;
    -плата за выделение квот;
    -доходы от продажи имущества, земли и нематериальных активов;
    -доходы от реализации государственных запасов;
    -административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба;
    -доходы от внешнеэкономической деятельности;
    прочие поступления;
    доходы целевых бюджетных фондов, в которые входят следующие фонды:
    -Федеральный и территориальные дорожные фонды;
    -Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
    -Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы;
    -Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
    -Государственный фонд борьбы с преступностью;
    -Федеральный и территориальные экологические фонды;
    -некоторые другие фонды.
    Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. В частности, основные средства бюджета направляются на:
    государственное управление;
    международную деятельность;
    оборону;
    правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности;
    содержание судебной системы;
    финансирование отраслей хозяйствования: промышленности, . сельского хозяйства, строительства и др.;
    ¦развитие инфраструктуры;
    образование;
    культуру и искусство;
    социальную политику;
    здравоохранение и физическую культуру;
    ¦другие цели, включая предоставление ссуд;
    прочие расходы, в том числе: резервные фонды, финансовая помощь, государственная поддержка;
    расходы целевых бюджетных фондов;
    всего расходов.
    Кроме того, все расходы подразделяются на расходы капитального характера и текущие расходы. Расходы капитального характера предназначены, например, на новое строительство, реконструкцию, развитие государственной и муниципальной собственности и др. В состав текущих расходов включаются, например, расходы на содержание органов государственной власти, на оборону, науку, социальную сферу, компенсационные выплаты и др.
    Средства бюджета могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объемы финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
    Для реализации государственных проектов, имеющих государственное значение, может использоваться потенциал Бюджета развития Российской Федерации. Он является источником важных государственных инвестиций.
    Ответственными государственными органами, отвечающими за исполнение федерального бюджета, являются:
    Министерство по налогам и сборам и его подразделения, которые контролируют полноту исчисления и уплаты налогов и сборов во всех уровнях экономики;
    Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий сбор доходов от внешнеэкономической деятельности всех хозяйствующих субъектов;
    Федеральный комитет по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд государственного имущества, которые осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества;
    Главное управление федерального казначейства и его подразделения, в функциональные обязанности которых входит:
    -организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами при помощи счетов казначейства в банках;
    -регулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и контроль;
    -управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
    -разработка методологии и инструкций по порядку ведения учетных операций, ведение операций по учету государственной казны;
    -распределение мобилизованных денежных средств через налоги, сборы, другие платежи по уровням бюджетной системы производится методами и формами бюджетного регулирования.
    Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующих бюджетов или учреждениями казначейства.
    Формирование доходов федерального бюджета предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности, контроль за формированием доходной части бюджета.
    В процессе исполнения бюджета денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (бюджетные ассигнования), направляются по их целевому назначению в соответствии со статьями, разделами и подразделами бюджета. Распорядители бюджетных средств подразделяются на:
    главных распорядителей средств федерального бюджета - органы государственной власти Российской Федерации (в лице руководителей), имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов;
    главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение (в лице руководителя), наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям.
    В целях реализации бюджетной политики и эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании и усиления контроля, целевым использованием денежных средств образована единая система органов федерального казначейства. Эта система состоит из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Казначейство и его подразделения подчиняются Министерству финансов Российской Федерации, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков.
    Исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования.
    Санкционирование включает в себя:
    утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
    уточнение смет доходов и расходов по распорядителям средств федерального бюджета;
    ¦утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов объемов бюджетных ассигнований;
    ¦принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета и их подтверждение.
    Процедура финансирования состоит именно в расходовании бюджетных средств. Неиспользованные средства, оставшиеся на едином счете федерального бюджета, подлежат учету в качестве остатка на начало следующего года. Бюджетное финансирование - это процесс предоставления денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Оно базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования можно отнести:
    получение максимального эффекта от использования бюджетных средств. Эффект может выражаться в увеличении ресурсов государства или в решении социально-экономических задач;
    ¦строго целевой характер использования бюджетных средств;
    предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
    безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. К бюджетному финансированию можно отнести и предоставление бюджетных кредитов.
    На практике государство использует следующие разновидности предоставления бюджетных средств: финансирование по системе «нетто- бюджет» и по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные средства предусматриваются и направляются на ограниченный круг расходов, при второй - бюджетные средства используются для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании, на все виды текущих и капитальных расходов.
    Контрольные вопросы
    1.Что такое роспись доходов и расходов федерального бюджета?
    2.Дайте характеристику и раскройте содержание доходов федерального бюджета.
    3.Охарактеризуйте структуру расходов федерального бюджета.
    4.Какие органы ответственны за исполнение федерального бюджета?
    5.Какова роль казначейства в исполнении федерального бюджета?

    1. Исполнение федерального бюджета в РФ

    Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

    Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

    Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

    Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

    Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

    1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

    2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

    Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

    3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

    4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

    В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

    Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

    При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

    Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

    Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

    Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

    Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

    Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

    Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

    В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

    Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

    Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

    Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

    В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

    Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.

    Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.

    2. Аналитическая часть, вариант 3

    структуру налоговых доходов;

    удельный вес каждого из видов налоговых доходов и налоговых доходов в целом относительно ВВП;

    номинальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;

    реальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;

    По результатам расчетов заполнить таблицу 1.

    2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение налоговых доходов относительно ВВП.

    3. Сформулировать выводы об уровне развития национальной хозяйственной системы, изменениях фискальных функций государства, тенденциях прямого и косвенного налогообложения, а также перспективах развития государственных финансов. При любой оценке обосновать свою позицию.

    1. Рассчитаем структуру налоговых доходов бюджета, данные занесем в таблицу 1.

    Таблица 1. Структура налоговых доходов бюджета 2000 - 2003 гг.

    Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму:

    как видно из расчетов, в суммарном выражении налоговые доходы бюджета выросли как по видам (кроме поступлений в виде акцизов), так и в общем;

    в абсолютном выражении удельный вес поступлений по налогу на добавленную стоимость к 2003 г. по сравнению с 2000 г. в общей сумме налоговых поступлений бюджета снизился с 57,77% до 35,71%, т.е. на 22,06 пункта; удельный вес от поступления акцизов - на 12,41 пункта, с 16,892% до 4,482%; таможенных пошлин - на 9,148 пункта, с 17,23% до 8,082%;

    все исследуемые виды налоговых поступлений бюджета (НДС, акцизы, таможенные пошлины) - являются косвенными налогами, т.е. включаются в стоимость товара, ложась таким образом, на конечного потребителя. Преобладающая доля косвенных налогов над прямыми говорит о социальной незащищенности граждан страны, слабом развитии государства;

    за период 2000 - 2003 гг., удельный вес всех видов налоговых поступлений колебался, но в целом заметна тенденция к снижению доли поступлений косвенных налогов, каковыми и являются все изучаемые виды налогов, т.е. соответственно растет доля поступлений от прямых налогов, что говорит о повышении социальной направленности экономической политики государства и развитии национального хозяйства.

    2. Рассчитаем удельный вес каждого вида налоговых доходов и налоговых доходов в целом относительно ВВП, данные занесем в табл.2.

    Таблица 2. Структура налоговых доходов бюджета в ВВП за 2000 - 2003 гг.

    Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграммы:

    как видно из расчетов, все налоговые доходы бюджета имеют тенденцию к увеличению удельного веса в общем объеме ВВП.

    удельный вес налоговых доходов в целом бюджета в ВВП достаточно резко возрастает в 2003 г. - практически в два раза, доля общих налоговых поступлений с 2000 г. к 2003 г. выросла с 14,8% до 92,27%, в количественном выражении этот показатель составил 2130 млрд. руб. или 77,47%.



    за период 2000 - 2003 гг. произошло значительное сокращение общего объема неналоговых поступлений и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП. В структуре неналоговых доходов бюджета РФ наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности и от сдачи в аренду государственного имущества, следовательно, наметившаяся тенденция к их снижению требует самого пристального внимания государства и принятия срочных мер по исправлению положения, например проведение инвентаризации и переоценки федерального имущества, основных производственных фондов.

    3. Рассчитаем абсолютный прирост показателей налоговых доходов бюджета и ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. табл.3.

    Как видно из таблицы 3, налоговые доходы бюджета от поступления НДС выросли на 630 млрд. руб. или на 184,21%, доходы от поступления акцизов и таможенных пошлин возросли на 22 и 118 млрд. руб. соответственно, что составляет 22% и 115,69% по сравнению с 2000 г., налоговые поступления в целом выросли на 2130 млрд. руб. или на 359,8%.

    Уровень ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. снизился на 1050 млрд. руб. или на 26,25%;

    Таблица 3. Абсолютное изменение показателей в 2003 г.

    4. Рассчитаем номинальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП. Номинальные - в текущих ценах каждого года, данные представим в табл.4, Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр= (yi/yi-1) *100%;

    Таблица 4. Номинальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.

    5. Рассчитаем реальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП. Реальные - скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл.5);

    при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г.

    в сопоставимых ценах к 2003 г. по сравнению с 2000 г. наблюдается рост поступлений по налогу на добавленную стоимость и таможенных пошлин, сборы в виде акцизов уменьшились;

    Таблица 5. Реальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.

    Полученные данные представим в виде диаграммы:


    данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста налоговых доходов бюджета составляет 50,8% за год ((46,6+40,5+65,4) /3), т.е. можно ожидать, что в 2004 г. они составят 4083 млрд. руб., также наблюдается тенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышении эффективности бюджетной политики;

    данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет -17,94% за год ((11,83+14,26+27,74) /3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит 2420,77 млрд. руб.;

    в целом налоговые доходы бюджета сохранят тенденцию к увеличению своего удельного веса в общем объеме ВВП;

    уменьшение величины ВВП в сопоставимых ценах нельзя считать положительным фактом, тем более с одновременным уменьшением неналоговых доходов бюджета, что говорит о возможной дестабилизации политической и экономической ситуации в стране и снижении уровня развития национальной хозяйственной системы.

    Список используемой литературы

    Бюджетная система России: Учебник для вузов Под. ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 540с.

    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 248с.

    Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма,. 2005. с.672: ил. - (Классический университетский учебник).