Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Понятие содержание и система источников административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Система органов и организация государственного управления образованием и высшей школой

    Понятие содержание и система источников административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Система органов и организация государственного управления образованием и высшей школой
  • 1.2. Принципы государственного управления
  • 2.1. Генезис возникновения и развития административного права
  • 2.2. Предмет и метод административного права
  • 3.1. Механизм административно-правового регулирования
  • Тема 4. Субъекты административного права Российской Федерации
  • 4.1. Общая характеристика субъектов административного права
  • 4.2.Административно-правовая характеристика опеки и попечительства
  • Тема 5. Административно-правовой статус граждан
  • Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
  • 6.1. Органы исполнительной власти
  • 6.2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
  • Тема 7. Государственная служба и государственные служащие в Российской Федерации
  • 7.4. Система государственной службы Российской Федерации
  • 7.6. Реестр государственных служащих
  • 7.7. Принципы государственной службы
  • 7.9. Юридическая ответственность государственных служащих
  • 8.3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
  • 8.4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • 9.3. Административно-правовые акты управления
  • 9.6. Лицензирование – как метод контроля в государственном управлении
  • Тема 10. Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
  • 10.5. Административные регламенты – как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Тема 11. Ответственность по административному праву
  • 11.1. Понятие и характерные черты административного принуждения
  • 11.3.Сущность административного принуждения
  • Тема 12. Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
  • 12.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 12.4.Стадии административного процесса
  • Тема 13.1. Понятие и содержание государственного механизма
  • 13.2. Органы государства и их классификация
  • 13.3. Органы исполнительной власти
  • 13.4. Органы местного самоуправления
  • 13.5. Компетенция органов государственной власти
  • 14.3.Административно-правовая характеристика чрезвычайных (кризисных) ситуаций
  • 14.4. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях
  • Тема 15. Организация государственного управления в условиях действия специальных правовых режимов Российской Федерации
  • 15.1. Понятие и сущность специальных правовых режимов
  • 15.2. Особые правовые режимы
  • 15.5. Административно–правовой режим военного положения
  • 15.6. Административно–правовой режим чрезвычайного положения
  • 15.7. Административно–правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
  • 15.8. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Тема 16. Государственное управление экономикой
  • 16.2.1. Промышленность
  • 16.2.2. Агропромышленный комплекс
  • 16.2.3. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
  • 16.2.4.Транспорт
  • 16.2.5. Связь
  • 16.2.6. Торговля
  • 16.2.7. Окружающая природная среда и природопользование
  • 16.2.8. Государственное управление финансами и бюджетом
  • 17.1.1. Организация и осуществление процесса получения образования
  • 17.2. Система и административно-правовой статус органов управления культурой
  • 17.3.Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Тема 18. Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
  • 18.1. Понятие безопасности. Субъекты обеспечения безопасности
  • 18.2. Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
  • 18.3. Система и правовой статус органов государственной безопасности
  • 18.4. Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации
  • ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ (КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
  • ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Ко всем темам
  • К темам 1-12 (общая часть)
  • К темам 13-18 (особенная часть)
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Терминологический словарь
  • Приложения к темам 11-12 (образцы процессуальных документов об административном правонарушении)
  • Федерации»

    связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)»5 .

    В конце 40-х годов ХХ столетия в СССР ядром содержательной характеристики советского социалистического права была господствующая в стране официальная идеология. Советское социалистическое право понималось как «совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов между гражданами и органами государства, между общественными организациями и органами государства и между последними, и определяющих как права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере этой деятельности, так и организацию, полномочия и ответственность исполнительно-распорядительных органов, практически осуществляющих задачи завершения строительства социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму»1 .

    С учетом высказанных точек зрения и особенностей характеристик регулируемых управленческих общественных отношений в современной России понятие термина «Административное право России» можно сформулировать следующим образом.

    Административное право России – это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

    Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

    Административное право как наука представляет собой составную часть юридической науки, «специализирующейся» на исследовании государственно-управленческих, административных взглядов, идей и представлений о законах, регламентирующих характер отношений в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и степени эффективности, а также о принципах и закономерностях развития административного законодательства с учетом отечественного и зарубежного опыта.

    2.4. Система и источники административного права

    Административное право - это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

    Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов. В состав общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения. В общую часть входят следующие шесть групп институтов:

    закрепляющие основы государственного управления; регулирующие административно-правовой статус граждан;

    регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

    регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; определяющие формы и методы государственного управления; обеспечивающие законность управления.

    Нормы особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

    Профессор Коренев А.П. обоснованно выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержаться в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно-деликтное право».

    Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    Профессор Тихомиров Ю.А. спредложил при определении системы административного права, отказаться от традиционного деления на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. Он

    5 См.: Административное право. Учебник. /под ред. Л.Л. Попова . М.: 2005. С. 21 1 Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Государственное издательство юридической литературы. 1949. С. 28.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    считает целеесообразным конструировать отрасль административного права из ряда следующих подотраслей:

    нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правоотношения); органы исполнительной власти; государственная служба; административно-правовые режимы (режимы чрезвычайного и военного положения, режим ЗАТО и т.п.; административный процесс, законность в управлении; организация государственного управления; информационное право; правовое регулирование нормативов.

    Противоположный подход к структуре административного права высказывает профессор Старилов Ю.Н. Он предлагает сформировать особенную часть административного права из следующих отраслей (подотраслей):

    муниципальное право; милицейское (или полицейское) право; строительное право; социальное право; образовательное (в т.ч. школьное) право; служебное право.

    Автор предлагает учитывать западноевропейский опыт систематизации правовых отраслей и считает, что такая структура будет способствовать более быстрому развитию как административного права, так и всей правовой системы России в целом

    Источники административного права

    Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

    I. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

    Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

    Подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

    II. Правовые акты субъектов Российской Федерации:

    Законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.).

    Подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов федерации).

    III. Правовые акты органов местного самоуправления IV. Союзные акты (акты органов бывшего СССР)

    Существование этого типа источников связано с тем, что до 1992 года среди источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

    V. Международно-правовые акты.

    В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговорыРоссийскойФедерацииявляютсясоставнойчастьюееправовойсистемы.

    Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

    Вопросы для закрепления изученного материала:

    1. Понятие административного права как науки и отрасли российского права.

    2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

    3. Связь административного права с другими отраслями права.

    4. Место административного права в правовой системе РФ.

    5.Система административного права: институты административного права; содержание общей части административного права; содержание особенной части административного права.

    6. Принципы административного права: демократизация нормотворчества и реализации прав; равенство граждан перед законом и правоприменением; взаимная ответственность государства и граждан федерализм; гуманизм; законность.

    7. Источники административного права.

    8. Роль административного права в регулировании общественных отношений в управлении внутренними

    9. Предмет и система науки административного права.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    10.Система курса науки административного права.

    11.Методологическая основа науки административного права.

    12.Соотношение науки управления и науки административного права.

    13. Эволюция науки административного права.

    14. Процесс развития российского полицейского и административного права в XIX - начале XX века.

    15.Основные этапы процесса эволюции науки административного права в СССР в период с 1917 года до начала 1990-х годов.

    16. Наука административного права в период реформ, проводимых в России в 90-х годах ХХ столетия.

    17. Какими обстоятельствами было обусловлено прекращение научных исследований в СССР в области действия административного права в 30-х годах ХХ столетия?

    Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

    При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:

    Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Их взаимосвязь и отличие от норм права других отраслей. Способы реализации и действие административно-правовых норм в различных сферах: во времени, пространстве и по кругу лиц.

    Соотношение административно-правовых норм в законодательстве и правовых актах исполнительной власти. Повышение роли закона в регулировании организации и деятельности органов исполнительной власти.

    Понятие и особенности административно-правовых отношений. Предпосылки возникновения, виды и структура административно-правовых отношений. Характеристика особенностей юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения действий административно-правовых отношений.

    Общая характеристика административно-правового статуса субъектов административно-правовых отношений.

    3.1. Механизм административно-правового регулирования

    Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. В силу этого качества механизм правового регулирования дает четкое представление о том, как именно осуществляется правовое опосредование общественных отношений. Система административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения1 .

    Профессор Коренев А.П. под механизмом административно-правового регулирования обоснованно предлагает понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

    1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Нормы административного права и его принципы. Под нормой административного права следует понимать правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления и в случае нарушения предусматривающее применение административной ответственности.

    3. Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

    Они способствуют реализации субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическому воплощению. Различаются нормативное толкование и казуальное. Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих нору или группу норм административного права. Казуальное толкование дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Оно подразделяется на: административное - осуществляемое органами исполнительнойвласти; судебное - осуществляемое судебными органами.

    1 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма. 2004. С. 98-99.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

    Акт применения является средством индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Его признаками являются: в нем содержится воля государства; наличие властного характера; охраняется принудительной силой государства; по форме это индивидуальный правовой акт, так как осуществляет индивидуальное правовое регулирование общественных отношений; должен издаваться на основании и во исполнение закона в рамках имеющихся у должностного лица или органа государственной власти полномочий; издается в установленной форме (указ, постановление, решение, приказ, директива, указание и т. д.). Акты применения издаются представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Они могут быть регулятивными или охранительными.

    5. Административно-правовые отношения являются последним элементом механизма. Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и позволяют индивидуализировать положения определенной конкретной нормы административного права.

    Административно-правовое регулирование носит государственно-властный характер, поэтому реализация административно-правовых норм, действие механизма административно-правового регулирования гарантируется при необходимости мерами государственного принуждения. Абсолютное большинство участников административно-правовых отношений в добровольном порядке соблюдают установленные государством или от его имени правила поведения в обществе.

    3. 2. Понятие и виды административно-правовых норм

    В юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия административно-правовых норм. Профессор Е.В. Додин считает, что «нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».

    Профессор М.И. Еропкин считает, что «административно-правовая норма - это правило поведения, установленное или санкционированное государством в лице его компетентных органов для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления».

    Профессор А.П. Коренев административно-правовая норму рассматривает как установленное государством правило поведения в целях регулирования конкретных общественных отношений в сфере государственного управления.

    Профессор Старилов Ю.Н. считает, что административно-правовые нормы «предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия».

    Общим в различных трактовках является то, что административно-правовая норма учеными понимается как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

    Выделяют следующие две особенности, присущие административно-правовым нормам: предмет их регулирования и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления; они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления.

    Виды административно-правовых норм. С ледует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены на:

    а) обязывающие , т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

    б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

    в) уполномочивающие , т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них

    В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние

    подразделяются на:

    а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

    б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

    г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав(например, процедурурассмотренияжалобы, заявления).

    По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных абсолютное большинство и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

    По кругу лиц , на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

    По пределу действия в пространстве (классификация проф. Коренева А. П.) административно-правовые нормы делятся на:

    а) общероссийские (федеральные); б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

    в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например: при объявлениирежима чрезвычайнойситуацииилиособогоправовогорежимачрезвычайногоположения);

    г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административнотерриториальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

    д) локальные.

    К этой классификации дополнительно следует добавить: действующие в пределах федеральных округов

    (всего их семь).

    По объему регулирования (классификация проф. Козлова Ю.М.) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с таким критерием административноправовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

    С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма (как и нормы права других отраслей) может состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Фактически указанные в ней условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

    Гипотеза административно-правовой нормы может быть: абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой; относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

    Диспозиция - часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме - то, что запрещено).

    Санкция - это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения. Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

    1. Меры дисциплинарной ответственности , к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.

    2. Меры финансового воздействия (различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции - прекращение кредитования (полностью или частично).

    3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся:

    предупреждение (ст. 3.4. КоАП); административный штраф (ст. 3.5 КоАП); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП); лишение специального права (ст. 3.8 КоАП); административный арест (ст. 3.9 КоАП); административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП); дисквалификация (ст. 3.11 КоАП); административное приостановление деятельности (статья 3.12 КоАП).

    Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение за добросовестное выполнение функциональных или общественных обязанностей. Нередко структурные элементы административноправовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Например, гипотеза и диспозиция содержатся в одном правовом акте, в то время как санкция предусматривается в другом. Такие нормы в теории права получили название отсылочные или бланкетные.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах:

    Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами.

    Исполнение заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

    Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.

    Применение состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.

    3. 3. Понятие и виды административно-правовых отношений Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого

    характера, урегулированный административно-правовой нормой.

    Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

    Профессор Старилов Ю. Н. очень точно отметил, что теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права.

    В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

    Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления

    Объект - это то на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

    наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты , т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.

    Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.

    События - это явления, не зависящие от воли людей (например: смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т. д.).

    Признаками административно-правовых отношений являются:

    несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);

    одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

    данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

    В наследство от советского периода современному административному законодательству России досталась недостаточно эффективная система судебных гарантий, предусматривающих защиту прав и законных интересов граждан в сфере деятельности органов государственной власти. По-прежнему не в полной мере решен вопрос о предоставлении гражданину равных реальных условий при возникновении у него административного спора с государством.

    Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

    Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике. В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения

    Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это - отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.

    Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это - отношения, между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.

    Такое деление административных правоотношений является традиционным, хотя и весьма спорным. Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий. Поскольку государственновластные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, поскольку все такие правоотношения являются вертикальными, т.е. властеотношениями.

    В горизонтальных управленческих отношениях одностороннее управляющее воздействие не выражено, их участники равны (отношения по согласованию проекта приказа, постановления правительства; административноправовой договор на охрану объекта и т.д.).

    Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения . Они образуются про организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстат России и иными органами государственной власти.).

    В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при

    имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

    В 80-е годы ХХ столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.

    К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из

    используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

    Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных

    По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:

    1) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

    2) административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

    Для обеспечения единства и одновременно дифференциации административно-правовых норм необходима их систематизация. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты (например, институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. Иными словами, система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

    Вместе с тем сами правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

    В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято разделять две части административного права: Общую и Особенную.

    К Общей части относятся группы норм, закрепляющие:

    а) административно-правовой статус участников общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления;

    в) основы государственной службы;

    г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;

    д) административные правонарушения и административную ответственность;

    е) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

    К Особенной части относятся четыре большие группы норм, осуществляющих:

    а) государственное управление в межотраслевых областях (прогнозирование и планирование социального развития; занятость населения, финансовая деятельность и кредитование, стандартизация и метрология, учет и статистика);

    б) государственное управление в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (агропромышленной, строительной сфере, тяжелой и легкой промышленности и т.д.);

    в) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);

    г) государственное управление в административно-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция, борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т. д.).



    Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного законодательства.

    В теории права под источниками обычно понимают формы выражения правовых норм. Нередко ошибочно полагают, что основным административно-правовым источником выступает Кодекс РФ об административных правонарушениях, хотя в нем содержатся лишь административно–деликтные нормы.

    Административно-правовые отношения регулируются как административно-правовыми актами, так и актами, имеющими межотраслевой характер, например, Конституцией РФ, уставами и Конституциями субъектов РФ, федеральными конституционными законами.

    Многогранность, многоаспектность, сложность и многообразие административно–правовых отношений обусловливает значительное разнообразие источников их регулирования. В связи с этим под источниками административного права понимая формы выражения административно-правовых норм, к основным источникам рассматриваемой отрасти права можно отнести:

    а) Конституцию РФ, которая выступает в качестве фундаментальной основы формирования как всей системы российского права, всего правового механизма регулирования возникающих общественных отношений с помощью правовых средств и методов, так и его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеют ярко выраженную административно-правовую направленность, по своему характеру являются источником административного права. В качестве аргумента можно назвать ст.110-117, ч. 2 ст. 77, ч.1,2,3 ст. 78, определяющие принципы организации и функционирования органов исполнительной власти. Разумеется, нормы, закрепленные в Конституции РФ, прежде всего являются нормами конституционного права. Однако в силу заложенного социально-регулятивного потенциала их следует рассматривать в качестве источников формирования и административного права. При этом конституционно-правовые нормы в рамках организации деятельности органов исполнительной власти играют различные роли. В одних случаях они закрепляют основные, фундаментальные общепризнанные мировым сообществом гуманитарные принципы, которых следует придерживаться в процессе деятельности органов исполнительной власти, например, ст.2. Нередко конституционно-правовые нормы задают правила поведения для должностных лиц и государственных служащих органов исполнительной власти. В то же время нормы Конституции определяют основы организационно-структурного построения и функционирования органов государственного управления. При изучении административного права все эти особенности норм Конституции следует учитывать. С принятием в Конституции (уставов) субъектов РФ источники административного права значительно расширились.

    2. Важным источником административного права выступают законы РФ, в первую очередь федеральные конституционные законы и федеральные законы. К федеральным конституционным законам следует отнести те законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено самой Конституцией РФ. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года. Федеральные законы РФ содержат административно-правовые нормы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 года и другие. В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 6, 76) законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения).

    3. Источниками административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего).

    Принципиальное значение имеют указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314; «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724 и другие, на основе которых формируются и функционируют федеральные органы исполнительной власти.

    4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст.115 Конституции РФ). Примерами нормативных актов Правительства могут служить: постановления «О ведении государственного учета лесного фонда»; утвержденное им Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации и т.п. Правительство утверждает также положения о федеральных законах исполнительной власти, различного рода правила. Так, 13 августа 1997 года постановлением № 1009 Правительством были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем следует подчеркнуть, что вопреки конституционному принципу разделения властей, постановления Правительства ошибочно относят к числу законодательных актов, что не соответствует их юридической природе.

    5. В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками административного права служат нормативные акты федеральных министерств и федеральных служб и др.

    6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

    7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Российской Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.

    8. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

    9. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

    Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу обширных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью и многоаспектностью. По существу, сейчас можно с определенной долей условности говорить о кодифицикации лишь одного института действующего российского административного права – института административной ответственности. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший на федеральном уровне материальные и процессуальные административно-деликтные нормы. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня.

    Говоря о взаимодействии административного права с другими отраслями права, необходимо отметить, что наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Именно конституционное право определяет понятие, основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, правовые основы их взаимодействия с другими видами государственной власти; именно конституционное право закрепляет права и свободы человека и гражданина, реализация значительной части которых осуществляется в рамках административно-правовых отношений.

    Вместе с тем административное право тесно соприкасается с гражданским правом, также в ряде случаев регулируя имущественные отношения или используя гражданско-правовые методы. Прослеживается тесная взаимосвязь административного права с трудовым – по урегулированию отношений, касающихся государственной службы. Где проходит граница административного права с финансовым, земельным, природоохранительным, определить очень сложно, поскольку правоотношения в этих областях зачастую регулируются нормами административного права и административно-правовыми средствами. По своей сути административное право взаимодействует практически со всеми отраслями права правовой системы России. Это объясняется прежде всего широким кругом правоотношений, регулируемых нормами административного права.

    Административное право - отрасль российской правовой системы , представляющая собой совокупность правовых норм , предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

    Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры , государственного контроля , военного управления , аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах , а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

    Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти .

    Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы - Общую (первую) и Особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система, как учебная дисциплина, представлена в плане курса административного права.

    В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

    • граждан ;
    • регламентируют порядок образования органов исполнительной власти , органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления ; общественными объединениями, гражданами, предприятиями , организациями и т.д.;
    • определяют административно-правовой статус государственных служащих ;
    • устанавливают формы и методы государственного управления;
    • определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
    • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
    • устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;
    • регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

    Соотношение административного права с другими отраслями права

    К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

    Система источников административного права выглядит следующим образом:

    на федеральном уровне:

    а) Конституция РФ;

    б) общепризнанные принципы и нормы международного права , международные договоры РФ;

    в) постановления Конституционного Суда РФ;

    г) федеральные конституционные законы;

    д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

    е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ ;

    з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

    и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

    к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

    на региональном уровне:

    б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

    в) законы субъектов РФ;

    г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

    д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

    е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

    ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

    на муниципальном (местном) уровне:

    б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

    в) нормативные акты главы муниципального образования;

    г) нормативные акты местной администрации.

    Наука административного права

    В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении .

    Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм , определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти , разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

    Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

    Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно- теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права , политология, а также научные труды ученых.

    Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти .

    Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно- правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

    Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

    Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

    Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

    Административное право зарубежных стран

    Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

    Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

    Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

    В общую часть входят четыре подотрасли:

    • 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права);
    • 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти;
    • 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций;
    • 4) обеспечивающие законность управления.

    В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие:

    • 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
    • 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
    • 3) социально-культурную деятельность государственной администрации;
    • 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

    Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

    Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

    В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

    Система административного права — внутреннее устройство этой правовой отрасли, отражает последовательное размещение и взаимосвязь ее структурных элементов (частей) — подотраслей права и правовых институтов, состоящие из определенных совокупностей однородных норм.

    Л.С. Бельский — выделяет в этой системе такие подотрасли, как управленческое право, полицейское право и право административной юстиции.
    Однако предложенная дифференциация является спорной. В частности, юрисдикционной (т.е. фактически полицейской) деятельности в сфере ГУ занимаются не только ОВД, но и различные другие ОВВ (должностные лица), а также ОМС. Более того, применение принудительного действия норм права (что опять же связано с полицейской деятельностью) является органической функцией ГУ, поэтому не должно уходить от управления. Итак, такое разделение системы АП противоречивый характер и требует дальнейшего изучения.

    Существуют другие критерии внутренней дифференциации системы АП: а институциональный, отраслевой, процессуальный (т.е. разделение норм АП на материальные и процессуальные). Деление на отрасли и институты в определенной мере условным. Ведь АП, как и право в целом, является целостной материей, каждый элемент которой неотделим от других. Поэтому одни и те же нормы могут одновременно касаться различных правовых институтов или подотраслей административного права.
    Традиционно главным критерием объединения административно — правовых норм и их распределения по структурным частям является предмет правового регулирования. Согласно построена система предусматривает выделение правовых институтов, объединяемых в общую и особенную части АП.
    К общей части административного права относят нормы (в том числе правовые принципы), действующих во всех сферах организации и функционирования публичного управления. То есть она объединяет наиболее типичное, общее в правовом регулировании указанной сферы.

    Общая часть объединяет нормы, регулирующие:
    — принципы государственного управления;
    — правовое положение субъектов АП (граждан, ОВВ, ОМС, ОП, предприятий, учреждений, организаций);
    — государственной службе;
    — формы и методы управленческой деятельности;
    — административное принуждение;
    -средства обеспечения законности в государственном управлении;
    — административный процесс, включая административное судопроизводство.

    Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие конкретные сферы и области управленческой деятельности. Иногда говорят еще о специальную часть, под которой понимают, например, нормы, регулирующие осуществление административной деятельности ОВД.

    Особенная часть АП содержит нормы, регулирующие:
    — управления экономикой, промышленностью, агропромышленным комплексом;
    — управления в социально — культурной сфере (образование, наука и т.д.);
    — управления в сфере административно — политической деятельности (внутренние дела, юстиция, внешние отношения и т.п.);
    — межотраслевое управление (статистика, стандартизация, ценообразование и т.д.).

    Содержание общей и особенной частей АП составляет органическое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления и действие правовых актов управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах социально — культурного строительства с учетом их специфики.

    Источники АП — внешние формы установления и выражения административно — правовых норм — акты правотворчества государственных органов и организаций, ОМС, принятые в пределах их установленной законодательством компетенции, а также: международные соглашения (договоры) и международно — правовые акты, ратифицированные Украиной.

    Особенности:
    — разнообразие и численность
    — благоустройство:
    — Все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу;
    — Нормативные акты высших ОВВ является юридической базой для актов, принимаемых ОВВ низшего уровня;
    — Акты ЦОИВ имеют больший масштаб действия, чем аналогичные акты низших органов;
    — Нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общегосударственного характера.

    Постановления ВРУ имеют организационно — правовой характер и по юридической силе является следующим после законов уровнем. Эти акты бывают двух видов.
    Во-первых, с их помощью парламент может решать неотложные вопросы руководства государством, отнесенных к его компетенции, но не урегулированы в законах. Например, Постановление от 15.08.1997 г. « Об информации КМУ о ситуации в сельском хозяйстве и неотложных мерах по государственной поддержке агропромышленного комплекса».
    Во-вторых, парламент постановлениями вводит в действие новые законы, отменяет и изменяет устаревшие. Подобные акты основном не содержат правовых норм, является нормативно — вспомогательными. Но учитывая их правотворческое значения, а также на то, что они действуют неоднократно — в течение существования главного акта (закона), их также следует относить к источникам права.
    Указы Президента Украины — акты главы государства, издаются в пределах его полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов Украины.
    Акты КМУ, имеющие нормативный характер, называются постановлениями. Постановления правительства принимаются коллегиально на его заседаниях. Этими актами конкретизируются положения законов Украины и указов Президента Украины, в том числе по вопросам, которые являются предметом административно — правового регулирования.
    Кроме того, Кабинет Министров самостоятельно принимает решения, касающиеся вопросов государственного управления, отнесенных к его компетенции. Ими, как и актами Президента, регулируются организация и деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, вопросы управления в сферах экономического, социально-культурного развития, административно — политической деятельности.
    Постановлениями правительства утверждаются уставы, положение, правила, инструкции и некоторые другие акты, содержащие административно — правовые нормы.
    Приказы министерств и других ЦОИВ — акты ведомственного (отраслевого) характера, которые выдаются министром, руководителем иного ЦОИВ в одностороннем порядке. Приказы могут иметь отраслевой или межотраслевой характер. Иногда центральные органы исполнительной власти издают совместные акты.
    Нормативно-правовые акты ВР и СМ АРК. Верховная Рада АРК принимает Конституцию АРК, которая утверждается ВРУ, и другие нормативно — правовые акты в форме решений и постановлений. Актами ВР АРК может осуществляться самостоятельное административно — правовое регулирование по подлежащих его ведению вопросам: сельского хозяйства, лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов благотворительной деятельности; курортно — рекреационной сферы и некоторых других. Нормативно-правовыми актами СМ АРК являются постановления, которые могут приниматься по вопросам развития в регионе экономики, социальной сферы …
    Акты МДА — распоряжение их председателей принимаются в одностороннем порядке и являются обязательными для выполнения на соответствующей территории (область, город, район) всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений МДА издают приказы, которые в некоторых случаях также могут иметь нормативный характер и являются обязательными для определенного круга предприятий, учреждений, других организаций, действующих на соответствующей территории.


    Решения местных советов (органов местного самоуправления) также могут содержать нормы АП. В частности, ОМС устанавливают общеобязательные правила по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (п. 44,45 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении», ст. 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
    Акты органов управления государственных предприятий, учреждений, организаций — приказы их руководителей. Право этих руководителей принимать нормы права связано с необходимостью реализации компетенции собственника имущества, то есть государства в лице его органов. Приказы принимаются единолично, их действие распространяется на все структурные подразделения, отделы, службы, работников соответствующих образований. Возможны случаи, когда эти акты распространяются и на граждан, не являющихся работниками упомянутых образований, то есть имеют внешнее воздействие. Так, ст. 78 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает, что руководитель порта (государственного транспортного предприятия) издает обязательные постановления, регулирующие вопросы безопасности движения, охраны грузов, имущества порта и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту, охраны окружающей среды, порядка захода судов в порт и выхода из него.
    международные соглашения (договоры) Украины и международно — правовые акты, ратифицированные ВРУ. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно — правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно — правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовой статус иностранцев, порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение, сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского — польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицирована ВРУ 14 июля 1993
    По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно — правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.