Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Понятие вещи. Классификация вещей в римском праве. Виды вещей в римском праве

    Понятие вещи. Классификация вещей в римском праве. Виды вещей в римском праве

    Из-за того, что некоторые классификации вещей огромны. Ве щь - это определенная часть живой и неживой природы отделенная пространственной и физической оболочкой. Наряду с такими физическими вещами, как телесные существует и без телесные (т.е. определенные права).

    Определенные права или комплекс прав тоже принимались определенным источником вещи. Все это является понятием вещей.

    Как бестелесные вещи они определенную часть живой природы, они не имеют темы, но они вполне реальны.

    24. Понятие и виды владения. Соотношение владение и
    права собственности.

    Владение - реальное господство лица над вещью, вытекающие их фактического физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно предоставляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получал защиту права.

    Элементы владения:

    1. Субъективный (или волевой) - воля лица владеть вещью для себя;

    2. Объективный (или материальный) - реальное господство над предметом владении, т.е. фактическое обладание вещью.

    Наличие первого элемента внешне не проявлялось, но предполагалось, если присутствовал второй элемент.

    Владение как право существовало лишь настолько, насколько защищено правовыми нормами. В этом смысле различалось владение, в котором фактически господство связано с намерением владельца осуществлять это господство подобно собственнику, и держание - простое обладание вещью при отсутствии или с сознанием высшей власти над вещью другого лица, фактическая ситуация индивидуальной принадлежности вещи, взятая от ее официального признания и защиты.

    Виды владения:

    1. Титульное , которому предшествовало законное основание (цивильное владение). Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности, либо когда приобретение владения и собственности совпадали;

    2. Беститульное - осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владения отнималось у предшествующего владельца возврата прекаристом. В свою очередь беститульное делилось на два вида:

    1. Добросовестное , если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью;

    2. Недобросовестное , если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности, и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи.

    Беститульное владения содержит 2 элемента:

    1. Карпус владения (вещь доступна вам – не уникальны элемент);

    2. Аниму (владельческая воля) - визитная карточка владения, его наличие позволяет отграничить владения от схожей категории держание - обладание вещью в силу каких-либо отношений с ее собственником, к держателям (наниматель, хранитель, залога держатель и т.д.) и относится как к чужой вещи.

    Беститульное владение защищается административными средствами.

    Защита владения.

    Интердикт - приказ претора, носивший административный характер и выносивший без судебного разбирательства. Владельческий интердикт - средство защиты владения.

    Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защищать от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, еще не утратившего владения, т.е. чтобы удержать за ним владения, или для того, чтобы вернуть утраченное владение.

    Интердикты защищались сам факт владения, вопрос о праве не допускался, т.е. деятельность претора не ставила задачей разрешение вопросов о правовом основании владения, а ограничивалась сохранением существующего фактического состояния, его юридической защиты.

    Характерная черты защиты владельческими интердиктами - в процессе о владения не только не требовало доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, а не факт его нарушения.

    В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестр.

    Виды владельческих интердиктов:

    1. В зависимости от последствий интердикта:

    · Запретительные - направленные на удержание существующего владения;

    · Восстановительные - о возвращении насильственно или тайно утраченного владения. Насилие недолжно быть направленно против личности в виде изгнания или воспрепятствования доступа тайно - в отсутствие владельца.

    · Предъявительные - об установлении владения впервые (например, в сфере наследования);

    2. В зависимости от предмета интердикта:

    · Для защиты владения недвижностью . Направлен на то, чтобы на необходимое владение время обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом). Владельческая защита данным интердиктом не давалось тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получив недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватит недвижимости просил защищать его владения от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом;

    · Для защиты владения движимой вещью . Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (поскольку движимые вещи реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба и т.д.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем, и вещь закреплялась за ним.

    Добросовестное владение возникало, когда обладатель вещи не имел права владеть вещью, так как у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет такого права.

    Основание владения, единожды, возникнув, не могло изменить: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер.

    Качество владения было существенно для его правого признания: из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право - владение юридическое , в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенным, таких стремлений в силу полезности оснований возникновения.

    Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными, и перечень их в римском праве был исчерпывающим.

    Добросовестным считалось:

    · Захват брошенного, но неиспользуемого участка земли италийской (исторической для Рима) когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по определенным причинам;

    · Приобретение вещи без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало пред лицом закона происшедшее отчуждении переходом собственности;

    · Владение по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь, не знал. Что приобретает вещь у не собственника (по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести прав собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем).

    Презумпция добросовестности и законности вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказать заявляющей о своих прах на вещь стороне.

    При приобретении вещи без необходимости формальностей (что не давало основания для защиты требования о собственности на вещь исками строго прав) претор предоставлял защиту, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения.

    Понятие, содержание и ограничения права собственности.

    Право собственность в римском праве - правовое господство лица над вещью.

    Элементы прав собственности:

    · Право на законное правомерное господство лица над телесным объектом;

    · Право, принадлежащего собственнику, право на принадлежность вещи данном, а не другому лицу.

    1. Право владения - условно или материальное обладание вещью, начиная с возможности держать в руках до права заявить о принадлежности тебе пред другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания. Третьи лица должны знать, что у этой вещи есть хозяин: Содержание в надлежащем состоянии, в безопасности, бремя расходов;

    2. Право использования - употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, использование, как самой вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребления - как непосредственно личное, так и через других лиц;

    3. Право распоряжения - возможность распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом или в юридическом (предав вещь третьему лицу).

    4. Право защи ты - возможность подавать иски против любого и каждого кто посягнет на собственность.

    Право собственность - не безгранично . Существовали основания в ограничение право собственностью:

    1. Соблюдение закона высоты зданий, ширины между ними и т.п.;

    2. Собственник участка судоходной реки был обязан предоставить этот участок для прохода других судов;

    3. В интересах соседе: предоставить проход для сбора плодов и т.п.

    Виды собственности:

    1. От субъекта права:

    · Индивидуальная - обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым статусом;

    · Публичная - обладателем было юридическое лицо - корпорация публичного права и государственная казан (находившаяся на особом положении);

    · Общая - одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц;

    2. От объекта права:

    · Общественная (коллективная) - распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания;

    · Частная , когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию.

    3. От происхождения и степени обладания:

    · Квиритская - древнейший вид собственности. Субъектом мог быть только римский гражданин. Могла быть приобретена путем манципации или мнимого судебного процесса. Объектом могли быть только вещи, способные участвовать в обороте;

    · Преторская (бонитарская) . Возникла, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По закону получалось, что, несмотря на передачу вещи и уплату приобретателем ее цены, вещь оставалась в собственности отчуждателя. В некоторых случаях отчуждателя, несмотря на то он продал вещь приобретателю, заявлял виндикационный иск о возврате вещи, ссылаясь на то, что передача вещи была совершена незаконным образом;

    · Провинциальная - распространялась на провинциальные земли, которые принадлежали римскому народу на праве общей собственности по праву завоевания. Одна часть провинциальных земель составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам. С данной собственности взимались платежи в пользу государства, их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов;

    · Перегринская - собственность, принадлежащая перегринам. Получала защиту в эдиктах перегринских преторов.


    Похожая информация.


    Использовалось в широком смысле.

    Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире, так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

    К вещам относились:

    1. вещи Божественного права (священные, святые и религиозные):

    2. вещи человеческого права:

    Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

    Классификация вещей

    В римском праве существовало широкое деление вещей на категории:

    1. изъятые и не изъятые из оборота;
    2. манципируемые и неманципируемые;
    3. простые и сложные;
    4. потребляемые и непотребляемые;
    5. делимые и неделимые;
    6. главные и побочные;
    7. определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;
    8. движимые и недвижимые;
    9. телесные и бестелесные.

    Изъятые и не изъятые из оборота вещи

    Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) - это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

    Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) - это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

    Манципируемые и неманципируемые вещи

    Манципируемые вещи (res mancipi) - это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

    Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) - все остальные вещи.

    Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи - traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации - mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

    Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

    Простые и сложные вещи

    Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

    Сложные вещи делились на два вида:

    1. составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);
    2. состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).

    Вещи движимые и недвижимые

    Движимые вещи (res mobiles) - вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

    Недвижимые веши (res immobiles) - вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

    Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

    Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).

    Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых - два года.
    В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

    Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

    Родовые вещи (res genus) - вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» - «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».

    Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

    Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми . Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

    Вещи потребляемые и непотребляемые

    Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

    Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

    Вещи главные и побочные

    Главные вещи - это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.
    Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей : части вещи, принадлежности и плоды.

    Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (разведенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

    Принадлежность - побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

    Плоды - это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

    Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

    Виды прав на вещи

    Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на:

    • владение;
    • собственность;
    • права на чужие вещи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Понятие вещи и виды вещей в римском праве

    В источниках римского права термин вещь (res) употреблялся в нескольких значениях. В самом широком значении к нему относилось все, что существует в материальном и познаваемом мире, в более узком, он охватывал все то, что могло быть предметом правовых отношений вообще, а в самом узком - все то, что представляло предмет (объект) имущественного права.

    Предметы имущественного права могли быть самыми разнообразными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свойства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь человеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредственно на них основывается какое-то имущественное право; это может быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдельные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имущественном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части природы, доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятельность, а также отдельные права, если они являлись предметом имущественных отношений.

    По специальным свойствам, имеющим особую важность в экономическом и правовом обороте, вещи делились на несколько групп.

    Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей.

    Нетелесные вещи -- «те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом». Телесные вещи -- «те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи» (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

    «При этом несущественно, что наследство содержит телесные вещи и что плоды, собираемые с земли, телесны и что то, что мы получаем на основании какого-нибудь обязательства, чаще всего телесно, как земля, раб, деньги: тогда как само право узуфрукта и само право на обязательства бестелесны». Таким образом Гай объяснил понятия телесных и бестелесных вещей (res corporales и res incorporales). Согласно этому, телесными вещами являлись предметы, существующие в физическом мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи, или права, не существовали в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях и на основании правовых предписаний. И те и другие имели общее свойство: проявляли себя как предметы имущественного отношения.

    Движимые и недвижимые вещи

    Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и повреждения собственной сущности. Между движимыми вещами различались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других (res mobiles в более узком смысле) и вещи, которые двигались сами (res se moventes). Среди вещей, которые двигались сами, самыми важными являлись скот и рабы.

    Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять своего положении в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения (inaedificatio), все, что было посеяно (insemination) и посажено на земле (implatatio). Inaedificatio, insemination и implatatio имели собирательное имя superficies (земная поверхность).

    Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций. Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вешей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana -- городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica -- сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.

    Правовые последствия разделения вещей на движимые и недвижимые были многочисленны, как в вещном и обязательственном праве - в области собственности, прав не чужие вещи, в установлении обязательств, так и в ответственности за их исполнение.

    Заменимые и незаменимые вещи

    Деление вещей на заменимые и незаменимые имело большое значение, так как от этого свойства вещей зависела ответственность за случайно утраченную вещь, как и природа отдельных правовых отношений. Когда речь шла о заменимых вещах, применялось правил genera non pereunt или genus perire non censetur, которое означало, что должник оставался обязанным возвратить долг, пока существовала хотя бы одна вещь этого рода. Когда речь шла о незаменимых вещах, употреблялось правило species perit eisui debetur, означающее, что должник был освобожден от каких-либо обязательств, если утрата вещи произошла без его вины. В связи с большим значением деления вещей на заменимые и незаменимые в римском праве этому вопросу было уделено серьезное внимание.

    По нормам римского права заменимыми вещами считались вещи, которые стороны сами определяли таковыми. Это же имело силу и для незаменимых вещей. Согласно этому положению, свойство заменимости и незаменимости отдельных вещей зависело прежде всего от воли сторон. Между тем, в том случае, когда стороны не определились по этому вопросу, свойство заменимости и незаменимости устанавливалось при помощи определенных правовых предпосылок.

    Первой правовой предпосылкой была следующая: заменимыми считать вещи, определенные in genere, а незаменимыми - вещи определенные in specie. Вещами, определенными in genere, считались те, которые в обычном экономическом обороте не были определены в такой мере, чтобы можно было индивидуализировать их в массе однородных предметов, а определенными in specie - те, которые обычно индивидуализировались по особым характеристикам до такой степени, что точно было известно, о каком предмете идет речь.

    Когда деление на genus и species не приводило к ясному убеждению, идет ли речь о заменимых и незаменимых вещах, применялось деление предметов на res quae pondere numero mensurave constant и на res quae pondere numero mensurave non constant, т.е. заменимыми считались те вещи, которые в обычном экономическом обороте проявлялись как определенное количество (по их числу, весу, объему), а незаменимыми-е, что обычно были полностью индивидуализированы.

    Следующая правовая предпосылка по определению свойства заменимости и незаменимости, была необходима в связи с тем, что экономический оборот отдельных масс добра на римском рынке лавировал между оборотом количества и оборотом индивидуализированных предметов. Для того, чтобы было ясно, в каких случаях о каких вещах идет речь, вещи делились на res consumptibiles, или расходуемые, и на res non consumptibiles, или не расходуемые вещи, считающиеся незаменимыми. Расходуемыми были вещи, материя которых была способна к длительному использованию. В связи с тем, что среди не расходуемых вещей существовали различия между теми, что и после многократного употребления по виду не портились, и теми, что после такого употребления выказывали видимые признаки амортизации, римские юрист поделили не расходуемые вещи на res non consumptibiles в строгом значении и res quae abusu minuunter, или вещи, ценность которых после многократного употребления уменьшалась. Среди расходуемых вещей главное место занимали деньги. Хотя по своей материи они были не расходуемыми, их оборотная функция была расходуемой.

    Вещи делимые и неделимые

    Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa.

    Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere. При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

    Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

    В природе все вещи делимы практически до бесконечности, в праве делимыми считаются вещи, части которых удерживают качество и функции исходной вещи. Вещи индивидуальные всегда неделимы. Однако это деление вещей принципиально отличается от деления на genera и species, поскольку игнорирует индивидуальную определенность и принадлежит плану объективного. Если, например, ager Sempronianus прекращает существовать как таковой после разделения на части, то все же каждая часть остается полем.

    Римляне обозначают делимые вещи описательно "res quae divisionem recipit". На неделимость указывают два термина "individuus" и "indivisus". Последний относится только к актуальному состоянию вещи, первый -- указывает на отсутствие самой возможности деления. Иногда, подчеркивая природу неделимости, римляне обозначают неделимые вещи как те, что нельзя разделить, не уничтожив или не повредив, "quae sine intentu (sine damno) dividi non possunt" . Такая неделимость самой вещи требует деления между кредиторами оценки вещи и установления приоритета прав среди нескольких кредиторов, когда тот, кто получил саму вещь, компенсирует остальным ее стоимость пропорционально их доле.

    Вещи простые и сложные

    Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей: Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus con-stat, quod synemmenon vocatur, ut aedificium, navis, armarium, ter-tium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini sublecta, veluti populus, legio, grex. - Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

    Простые вещи -- corpus, quod uno spiritu continetur - образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

    Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование -- universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое. Естественно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой. Сложные вещи те, которые представляют собой механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество. В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения. К простым и сложным вещам примыкает совокупность: набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

    Главные вещи и принадлежности

    При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей принадлежащих различным собственникам, для применение правил accessorium sequitur principale или accessorium cedat principale (принадлежность следует судьбе главной вещи) часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью. Общее правило существовало лишь по отношению к земле и договору долгосрочной аренды чужого городского земельного участка. В других случаях как главная вещь определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлежности, или акцессориумы, - те составные части главной вещи, которые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного критерия было трудно определить, где главная вещь, а где принадлежность, римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit- что чему служит. Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

    Вещи главные и принадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует, другая служит: картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным и эффективным. Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность. Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

    Плодоносящие вещи и плоды

    Плодоносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям был способен создавать новые экономические ценности. Новые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодоносящей вещи под действием естественных законов и в результате человеческого труда и законов экономического обращения назывались плодами (fructus).

    Понятие плодов (fructus) связано с представлением о плодоносящей вещи и включает в себя все блага, которые возникают в ходе эксплуатации вещи, являясь производными от нее (приплод, урожай). Права на плоды зависят от права на плодоносящую вещь, хотя и не идентичны ему. Добросовестный владелец плодоносящей вещи становится собственником собранных им плодов. Удержание собственником вещи прав на плоды при отчуждении самой вещи всегда оговаривается.

    Само понятие плодов предполагает учет фактора времени, что отражается в терминологии, различающей плоды до их отделения от плодоносящей вещи (fructus pendentes -- висячие плоды), отделенные плоды (fructus separati), собранные и усвоенные плоды (fructus percepti) и потребленные плоды (fructus consumpti). Неотделенные плоды являются частью вещи-матери. Отличие separatio от perceptio связано с тем, что плодоносящая вещь может находиться у не собственника, уполномоченного на получение плодов (например, арендатора), и тогда отделение плодов (separatio) третьим лицом (например, вором) делает их собственностью собственника вещи, а присвоение (perceptio) плодов пользователем вещи (если, скажем, арендатор сумел отнять плоды у вора, поймав его на участке) -- собственностью пользователя.

    Особый режим плодов сказался в выделении категории собранных, но не потребленных плодов -- fructus extantes (существующие плоды). Эти плоды являются отдельными вещами, но право на них по-прежнему зависит от прав на плодоносящую вещь.

    В определение плодов входит их потенциальная потребление, которая противопоставлена стабильному существованию плодоносящей вещи. Хозяйственная цель плодоносящей вещи заключается в периодическом производстве плодов, отделяемых от нее без ущерба для ее ценности. Потребление плодов может рассматриваться как особая фаза в эксплуатации вещи-матери. Период, когда отделенные плоды еще не потреблены, а новые еще не появились, в принципе не отличается от той фазы, когда новые плоды еще не собраны (fructus pendentes):

    право на плоды есть отражение прав на хозяйственное использование

    плодоносящей вещи.

    Выгоды, полученные от вещи не непосредственно, а в результате сделок, связанных с ней, или при участии третьих лиц, не являются плодами (доходами), даже если в отношении они представлены как зависимые от вещи.

    От естественных плодов отличают плоды цивильные -- собственно доходы (redditus), например от сдачи вещи в аренду. Источники уподобляют плодам ("loco fructuum") услуги зависимых лиц -- mercedes , ренту, взимаемую с земельных участков, -- pensiones, проценты с капитала -- usurae. В последнем случае Ульпиан оговаривает, что уподобление основано на том, что usurae входят, в требование наследства, отказа по завещанию и иска доброй совести из опеки. Здесь признание права требования предшествует классификации вещей, и уподобление процентов плодам вторично.

    Критерий потребления исключает из числа плодов дитя рабыни (partus ancillae) -- в отличие от приплода животных (fetus). Среди молодняка стадных животных плодами считаются только те особи, которые не вошли как составная часть в стадо. Критерий, по которому плодоносящая вещь не подвергается ухудшению при отделении плодов (что связано с возобновляемостью плодов из-за периодичности генерации), не позволяет считать плодами земельного участка деревья, полезные ископаемые, сокровища. Минералы считались плодами только в том случае, если месторождение признавалось способным возобновлять запасы ("Wee in. fructu est marmor: nisi tale sit, ut lapis ibi renascatur, quales sunt in Callia, sunt et in Asia" -- "Мрамор не входит в плоды, разве что он таков, что камень там возобновляется, каковы (месторождения) в Галлии и некоторые в Азии".

    Вещи в обороте и вне оборота -- res in conunercio et res extra commercium

    Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке -- aestimationem recipiunt.

    Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться. Римское право устанавливало несколько оснований для того, чтобы относить ту или иную вещь к вещам, изъятым из оборота. Во-первых, к таковым относились вещи, предназначенные для всеобщего пользования, то есть такие, которые по своей природе не допускают над собой частного господства по необъятности (море, воздушное пространство), или по неприступности морское дно), или из-за постоянной изменчивости (речной поток). Во-вторых, из оборота были исключены вещи, посвященные религиозным целям. Изъятыми из оборота были такие объекты, которые предназначались для публичного пользования (городские стены, некоторые дороги), а также то, что принадлежало общине в целом (склады оружия, крепости, тюрьмы). Наконец, к изъятым из оборота относились так называемые запрещенные вещи (яды, волшебные книги и пр.). Внеоборотными вещами -- res extra commercium -- считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est. Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

    Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

    Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды -- in patrimonio populi vel fisci -- в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.

    Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей -- res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки.

    Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

    Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. -- quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.

    Наконец, вне оборота были res divini iuris -- вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) -- храмы, богослужебные предметы; места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба -- res religiosae. Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей -- res sacrae -- для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

    Res maacipi и res nес mancipi

    Для понимания этого -- центрального в римском праве -- деления вещей следует иметь в виду, что правовая форма принимает во внимание только индивидуальное волеизъявление, даже если оно в действительности выражает интерес группы. Объект юридического акта воспринимается как принадлежащий распорядителю, как материальное воплощение его воли, так что сам акт указывает на полномочие субъекта и может выражать идею принадлежности. Если возможность вовлечения вещи в гражданский оброт связана с индивидуальной деятельностью лица, то независимо от того, кому принадлежит вещь в статическом плане, ее обладателем в обороте (где право и фиксирует момент принадлежности) будет считаться тот, кто сформировал саму вещь, сделав ее такой, чтобы она вообще могла быть учтена как объект волеизъявления.

    Термин "res manicipi" несет в себе указание на критерий этого деления вещей -- их подверженность mancipium, древнему ритуалу с использованием медного бруска и весов (per aes et libram), который в классическую эпоху стал называться mancipatio -- манципация.

    Это деление вещей имеет то значение, что при отчуждении res mancipi для перехода собственности (dominium ex iure Quiritiurrt) требуется применение специальных торжественных процедур: ман-ципации (mancipatio) или уступки вещи перед магистратом (in iure cessio), -- тогда как собственность на res пес mancipi переносится вместе с передачей владения -- traditio (Gai., 2, 19; 22). Связь этого деления вещей с режимом отчуждения проявилась и в том, что Гай (Gai., 1, 120) рассматривает его в связи с манципацией.

    Полный список представлен в постклассическом тексте, приписываемом Ульпиану (Ulp., Reg., 19, 1).

    Связь res mancipi с mancipatio, которая тем значимее, что in iure cessio обслуживала отчуждение любых вещей (как mancipi, так и пес mancipi), не должна затемнять того, что само выделение группы res mancipi исторически и логически предшествует ее фиксации по способу отчуждения, который применялся и по отношению к свободным людям (Gai., 1, 120), не являвшимся res. Иными словами, категорию res mancipi составляют не те объекты, которые требуют манципации для их отчуждения, а, напротив, те вещи, которые входят в эту группу могут быть правильно отчуждены только посредством манципации.

    Указание на критерий, объединяющий в одну замкнутую категорию вещи, которые имели большое значение в крестьянском хозяйстве, и те, которые, как лошадь, в античном хозяйстве вообще не использовались, содержит приведенный текст. Животные, входящие в категорию res mancipi, отличаются тем, что они особым образом приручены: хотя они и приручаются под ярмом или под седлом, замечает автор, когда говорит об исключении из их числа слонов и верблюдов, -- сюжет, который в "Институциях" Гая также замыкает рассуждение о res mancipi (Gai., 2, 16).

    Известна (Gai., 2, 15) контроверза среди классических школ по вопросу о классификации animalia quae collo dorsove domantur -- животных, которые приручаются под ярмом или под седлом (дословно: шеей или спиной). Учителя Сабинианской школы считали, что ослы, мулы, лошади и быки являлись mancipi сразу же как родились; авторы другой школы полагали, что они становятся mancipi только в том случае, если они приручены; и только если они не могли быть приручены из-за особой дикости (feritas) применяли формальный критерий, считая, что они становятся mancipi, когда достигнут того возраста, когда обычно приручаются. Речь не идет о вопросах практики: в I в. специальному обучению подвергались лишь немногие особи, -- юристов занимает проблема классификации. Исходя из видового определения скота, входящего в группу res mancipi, они расходятся в том, насколько формален критерий приручения. Если возможность приручения (doman solent) характеризует сам вид, то действительное приручение не требуется; если этот критерий прилагается к каждому животному а отдельности, то молодняк должен быть исключен. Режим принадлежности диких животных (fera) имел свою специфику, поэтому такое качество, как feritas, могло быть упомянуто лишь в том смысле, что приручение слишком строптивых особей представлялось невозможным потенциально, а не практически. Нерва и Прокул не хотят сказать, что res manicipi считаются только те животные, которые актуально приручены, но полагают, что из этой категории должна быть исключена та часть, которая обычно и не подвергается специальному обучению. Формальный подход к строптивым особям показывает, что требование действительного приручения авторы этой школы относят лишь к молодым животным, которым такое состояние обычно несвойственно.

    Итак, систематика обеих школ исходит из необходимости учитывать особый критерий, который отличает те виды скота, которые составляют категорию res mancipi, -- способность животных подчиняться управлению, "быть послушными воле погонщика или наездника. Оппозиция "строптивые -- послушные" в рассуждении последователей Лабеона не допускает другой интерпретации.

    Способность следовать команде хозяина свойственна и рабу. Этот критерий, однако, оказывается лишь одним из проявлений более общего требования к res mancipi, если принять во внимание недвижимость и сельские сервитута. Для изучаемой категории вещей существенно то, что социальное внимание фиксирует их зависимость от индивидуальной распорядительной воли хозяина -- лица, сделавшего их объектом гражданского оборота. Именно хозяин наделяет эти вещи общепризнанной экономической функцией, формирует их и тем самым выявляет свою власть над объектом, наличие у себя самого социально значимой индивидуальной воли. Сервитут получает существование, лишь когда он установлен, создан как новая хозяйственная функция участка (возможность прохода и проезда, прогона скота, проведения воды). Поле (fundus) получает функциональную определенность только в процессе его обработки.

    Раз вещь индивидуальным усилием вовлечена в сферу влияния одной семейной группы, она может быть в принципе переведена и в другую посредством адекватного распорядительного акта. При этом претендент на производную связь с такой вещью обратится к ее общепризнанному распорядителю: момент индивидуальной подвластности, необходимый для создания качественно определенной вещи, открывает возможность для дальнейшего нормативного волеизъявления по поводу этой вещи.

    Передача роли распорядителя требует особого ритуала, который бы сделал обмен ролями действительным для социальных единиц, вовлеченных в отношение. В противном случае воля сторон останется на уровне оборотной распорядительной активности, а принадлежность вещи в статическом плане не получит социального признания: семейная группа не может усвоить вещь чужака. Особый режим отчуждения оказывается адекватным выражением специфики этой категории вещей и фиксируется правом.

    По мере утверждения индивидуального начала в римском праве различение вещей на res mancipi и res пес mancipi теряет первичное основание и в классическую эпоху подменяется экономическим -- res pretiosiores (особо ценные вещи), затем начинает восприниматься как пережиток древнего формализма и официально отменяется в 531 г.

    Литература

    1. Новицкий И.Б. Римское право.- Изд. 6-е, стериотипное.- М.,1997-245с.

    2. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник). Перевод с македонского д.ю.н. проф. В.А. Томсинова и ю.В. Филиппова /Под ред. проф. В.А. Томсинова.-М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,2000.-448 с.

    3. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского.- М.: Новый Юрист,1998.-512с.

    4. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс.- М.: Новый Юрист, 1997.-224с.

    Подобные документы

      Юридические признаки вещи как объекта гражданских прав. Движимые и недвижимые вещи. Делимые и не делимые вещи. Потребляемые и не потребляемые вещи. Индивидуально-определенные вещи и вещи, определяемые родовыми признаками. Главные вещи и принадлежности.

      курсовая работа , добавлен 09.12.2014

      Вещи как функционально значимые для человека части предметного мира, их классификация, категории и функции. Различение римлянами священных и почитаемых вещей, трактовка гражданского оборота как системы связей. Вещи телесные и бестелесные, понятие плодов.

      курсовая работа , добавлен 13.07.2009

      Понятие и виды объектов, имущества, вещей в гражданском праве. Полностью изъятые из оборота вещи, ограниченные в обороте, вещи в обороте. Делимые и неделимые. Услуга. Особенности ценных бумаг.

      реферат , добавлен 06.10.2002

      Вещное право как правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Общее понятие о праве собственности. Вещи простые, сложные и составные. Развитие римского гражданского оборота. Плоды как естественные приращения, произведения, извлекаемые из вещи.

      презентация , добавлен 24.03.2014

      Понятие и виды объектов гражданских прав. Движимые и недвижимые вещи, их оборотоспособность. Индивидуально определяемые вещи и вещи, имеющие родовые признаки. Сущность денег как объектов гражданских прав. Классификация ценных бумаг. Нематериальные блага.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2013

      Характеристика объектов гражданских прав - различных материальных (вещественных) и нематериальных (идеальных) благ либо процесса их создания, составляющих предмет деятельности субъектов гражданского права. Движимые и недвижимые вещи, в гражданском праве.

      дипломная работа , добавлен 12.06.2010

      Понятие и виды объектов гражданских прав, система гражданско-правовых объектов. Понятие вещи в гражданском праве. Соотношение вещей и прочих объектов гражданских правоотношений. Общие положения о режиме вещи, характеристика отдельных видов режимов вещей.

      дипломная работа , добавлен 27.07.2012

      Возникновение суда. Пределы осуществления прав. Самозащита и самоуправство. Понятие дееспособности. Причины, исключающие или ограничивающие способность совершать действия лиц suijuris. Вещи простые, составные и собирательные. Вещи главные и побочные.

      контрольная работа , добавлен 27.10.2016

      Понятие и виды источников римского частного права. Кодификация римского частного права. Эмансипация подвластного в Древнем Риме. Вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, простые и сложные, главные и побочные.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2014

      Выплата денежной компенсации за испорченную вещь. Определение процента износа вещи и ее стоимости. Расчет цены вещи. Определение в договоре о выполнении работы или в ином документе, подтверждающем его заключение, цены вещи, передаваемой исполнителю.

    В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.

    Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.

    При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.

    К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные , бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.

    Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.

    В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales ».

    Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales ) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales ).

    Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).

    Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium ). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.

    Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.

    1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio ). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.

    2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium ). Такие вещи не могли быть предметом сделок.

    К вещам in commercio относили следующие:

    - res corporales и res incorporales (т.е. вещи телесные и бестелесные);

    - res ma ncipi и res nec ma ncipi (вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipa tio ) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.

    И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi».



    Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.

    В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia .

    Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium) , то к ним относили:

    1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;

    2) Публичные вещи (res publicae ) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;

    3) Общественные вещи (resuniversitatis ) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;

    4) Вещи божественного права (resdiviniiuris ), к которым относились:

    Вещи, посвященные богам (ressacrae ) – храмы, предметы культа;

    Вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae ) – например, стены и ворота города;

    Вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae ) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.

    Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием:

    Простыми вещами (res unitae ) считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.

    К сложным вещам (res compositae ) относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.

    Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.

    Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (co rpora ex distantibus ).

    Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.

    Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae ) имеет свое правовое значение.

    Делимыми признавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.

    Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.

    Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita .

    По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли-partes pro indiviso.

    В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом».

    37 38 39 ..

    § 2.

    Понятие и виды вещей (римское частное право)

    В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении - не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r. incorporales). Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).

    Телесные вещи - предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.

    Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.

    Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

    Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.

    Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).

    Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и r. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т.п.

    Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

    Вещи движимые и недвижимые

    К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XII Таблиц установили разные сроки приобретательной давности - 2 года для недвижимых и 1 год для движимых вещей.

    Вещи делимые и неделимые

    К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.

    Вещи потребляемые и непотребляемые

    Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).

    Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные

    Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально-определенных - прекращает.

    Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определененные - незаменимыми вещами.

    Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей

    Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: "Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо" (Д. 41.3 30. pr).

    Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:

    вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;

    вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей.

    При этом второй вид сложных вещей - совокупные вещи - можно, в свою очередь, разделить на подвиды:

    вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);

    вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).

    В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.

    Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д. 2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д. 6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д. 7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д. 7.4.10.8).

    Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XII Таблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл. VI.7.8).

    Главная вещь и принадлежность

    Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.

    Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве) - это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.

    Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: "Что чему служит" (qruid cui servit) (Д. 1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно- или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).

    В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать, - например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).

    Плоды (fructi) - это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.

    Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи-матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.