Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • После согласования границ земельного участка. Установление границ земельного участка: порядок и оформление акта согласования. Особенности процедуры оповещения

    После согласования границ земельного участка. Установление границ земельного участка: порядок и оформление акта согласования. Особенности процедуры оповещения

    На практике при уточнении местоположения границ участков многие землепользователи сталкиваются с рядом проблем, вытекающих либо из несогласия смежных землепользователей подписать Акт согласования, либо из отсутствия сведений о собственниках смежных земельных участков, а также некоторыми другими проблемами. О том, на что необходимо обратить внимание при согласовании местоположения границ земельных участков и как обезопасить себя от действий недобросовестных смежных землепользователей, читайте в материале.

    В соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    К примеру, собственник не имеющего координат земельного участка хочет присвоить ему в ЕГРН координаты либо хочет изменить местоположение границы своего земельного участка с участком смежного землепользователя. В этом случае согласование местоположения границ осуществляется только с лицами, обладающими смежными земельными участками.

    Согласно п. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

    Форма и состав межевого плана в целом, а также акта согласования местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - приказ Минэкономразвития № 921). В Акте согласования местоположения границ в обязательном порядке указываются сведения о лице, участвующем в согласовании, его подпись, дата согласования и иные сведения (см. бокс «Фрагмент из утвержденной формы межевого плана»).

    Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности). Под заинтересованным лицом, участвующим в согласовании, стоит понимать смежного землепользователя, обладающего земельным участком на праве:

      собственности,

      пожизненного наследуемого владения,

      постоянного (бессрочного) пользования,

      аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    Как правильно согласовать местоположение границ земельного участка?

    В соответствии с п. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

    Оба указанных способа согласования местоположения границ предполагают обязательное участие заинтересованных лиц. Вне зависимости от избранного кадастровым инженером способа собственнику участка необходимо обратить внимание на следующее. При согласовании местоположения границ важно убедиться, что смежный землепользователь действительно является заинтересованным лицом в понятии Закона о кадастровой деятельности, то есть обладает земельным участком на одном из четырех вышеуказанных оснований. Для этого необходимо проверить документы - основания возникновения права у смежного землепользователя. Стоит также помнить о том, что фактические границы земельного участка могут не соответствовать имеющимся документам либо юридическим границам (занесенным в ЕГРН).

    Приведем основные спорные ситуации, которые могут возникнуть на стадии согласования местоположения границ земельных участков:

      земельный участок смежного землепользователя не имеет установленных координат, а по имеющимся документам определить местоположение его границ не представляется возможным;

      земельные участки по документам не являются смежными (например, согласно генеральному плану ДНП между земельными участками проходит дорога);

      местонахождение смежного землепользователя неизвестно;

      смежный землепользователь отказывается подписать Акт согласования.

    Как правило, идентификацией правообладателя смежного участка занимается кадастровый инженер, привлеченный к выполнению кадастровых работ. И все же мы рекомендуем проверять полученную от кадастрового инженера информацию. В противном случае существует риск согласовать местоположение границ с лицом, не являющимся заинтересованным лицом (владельцем смежного земельного участка), что может привести в последующем к возникновению судебных земельных споров.

    Несмотря на то что многие земельные участки не оформлены государством надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет, распоряжение ими и согласование осуществляется соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

    Предположим, к земельному участку примыкают земли, не имеющие границ, кадастрового номера (например, дорога). В этом случае согласовывать местоположение границ возможно с органом государственной власти (местного самоуправления) соответствующего субъекта, в пределах которого расположен земельный участок.

    В случае когда собственник смежного земельного участка (земель) неизвестен, за информацией можно обратиться к Администрации субъекта (района, поселения) либо в правление некоммерческого объединения, если земельный участок расположен в границах садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

    При отказе в согласовании местоположения границ смежным землепользователем на основании п. 1 ст. 64 ЗК РФ спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

    Согласование границ через публикацию в официальных источниках

    При проведении кадастровых работ может выясниться, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованного лица либо кадастровым инженером получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. В этом случае извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Как правило, это означает публикацию о проведении собрания в газете муниципального образования.

    Если заинтересованные лица не явились на собрание, местоположение границы с такими лицами считается согласованным. В этом случае кадастровый инженер в состав межевого плана включает соответствующую страницу печатного издания с публикацией о проведении собрания заинтересованных лиц.

    Таким образом, достаточным условием для публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании является отсутствие сведений об адресе заинтересованного лица в ЕГРН. С учетом того обстоятельства, что сведения об адресах заинтересованных лиц в ЕГРН в подавляющем большинстве случаев отсутствуют, а печатные издания муниципальных образований по объективным причинам большинством жителей муниципальных образований не изучаются, возникает возможность для злоупотребления правом.

    Например, собственник земельного участка находится в конфликте со смежным землепользователем. При производстве кадастровых работ собственник земельного участка узнает, что сведения об адресе смежного землепользователя в ЕГРН отсутствуют. Поскольку конфликт может стать основанием для отказа смежного землепользователя в подписании Акта согласования местоположения границ, кадастровым инженером публикуется информация о проведении собрания в печатном издании. Смежный землепользователь не знакомится с указанным печатным изданием, в результате фактически может произойти захват части его территории, а формально местоположение смежной границы земельных участков будет считаться согласованным.

    Суды признают, что такое согласование посредством публикации в печатном издании является надлежащим (см. бокс «Судебная практика»).

    Чтобы пресечь возможные действия недобросовестных смежных землепользователей по согласованию местоположения границ посредством публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании, правообладателю необходимо уточнить, имеются ли в ЕГРН применительно к конкретному земельному участку сведения о почтовом адресе и адресе электронной почты, и внести их при необходимости. Прежде всего, данная ситуация касается лиц, местоположение границ земельных участков которых не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства (земельные участки «некоординированные»).

    Существуют также иные случаи, при которых допускается опубликование извещения о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования, но эти случаи не слишком распространены на практике (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности):

    смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

    земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

    Как обезопасить себя правообладателю земельного участка, если смежный землепользователь обратился для подписания Акта согласования местоположения границ?

    Согласно п. 4 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

    В соответствии с п. 87 приказа Минэкономразвития № 921, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок в письменной форме представили обоснованные возражения о местоположении границ земельного участка, содержание таких возражений указывается кадастровым инженером в Акте согласования. Представленные в письменной форме возражения включаются в Приложение. При наличии обоснованных возражений о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров.

    Таким образом, законодателем предусмотрена возможность подачи возражений в случае несогласия с предлагаемым расположением общей границы земельного участка со смежным землепользователем. Также законодательством устанавливается, что возражения должны быть обоснованными.

    Важно, чтобы возражения были переданы кадастровому инженеру в официальном порядке: либо лично, с отметкой и подписью кадастрового инженера о получении, либо направлены заказным письмом с описью вложения на почтовый адрес кадастрового инженера. Несмотря на то что напрямую законодательством такая возможность не предусмотрена, на практике возражения о местоположении границ подаются также в Росреестр по месту нахождения земельного участка, в отношении которого ведутся кадастровые работы.

    Согласно положениям п. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

    Поскольку в Акте согласования местоположения границ указываются только координаты, а не точное фактическое местоположение границ, целесообразным будет требовать установить границы на местности. Это позволит заинтересованному лицу обезопасить свою территорию от передачи ее части лицу, выполняющему кадастровые работы в отношении своего земельного участка.

    Фрагмент из утвержденной формы межевого плана

    Обозначение части границы

    Горизонтальное проложение (S), м

    Кадастровый номер смежного земельного участка

    Сведения о лице, участвующем согласовании

    Подпись и дата

    Способ и дата извещения

    от т.

    до т.

    Фамилия и инициалы

    Реквизиты ­документа,

    удостоверяющего личность

    подтверждающего полномочия представителя

    Судебная практика

    Судебный акт

    Выдержка из судебного акта

    Определение Ленинградского областного суда от 04.02.2015 № 33-624/2015

    Согласование местоположения границ земельного участка проводилось на местности. Извещение о проведении собрания опубликовано в газете «Выборг» от <...> года.
    В обоснование заявленных исковых требований истцы сослались на то, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <...> осуществлена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку они не уведомлялись о проведении собрания.
    Однако данные доводы опровергаются материалами дела, так, из извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованного в газете «Выборг» <...>, следует, что собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ спорных участков состоится <...> в 13 часов по адресу: <...>.
    Анализируя представленные документы, в том числе и материалы землеустроительного дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении прав истцов в результате межевания земельных участков ответчика

    Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № Ф02-5727/2016 по делу № А19-13892/2015

    Суды пришли к правильному выводу, что публикация извещения о согласовании границ земельных участков в газете «Областная» является надлежащим извещением, поскольку данное издание является официальным печатным изданием субъекта Российской Федерации - Иркутской области

    Постановление АС Московского округа от 06.04.2016 № Ф05-3685/2016 по делу № А40-76831/2015

    Кассационная коллегия отмечает, что в материалах межевого плана имеется выпуск газеты Правительства Москвы «Тверская 13», в которой было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка по адресу: <...>, однако общество возражений относительно местоположения земельного участка не заявляло

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

    1. Об определении понятия «земельный участок».

    В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

    Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

    Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

    2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

    Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

    В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

    Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

    3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

    В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

    Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

    В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

    Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

    Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

    Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

    По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

    При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

    4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

    В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

    Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

    При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

    Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

    Обзор документа

    Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

    Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

    Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

    Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

    Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

    На чтение 5 мин. Просмотров 6 Опубликовано 21.11.2019

    Споры с соседями относительно площади владений или иные ситуации могут привести к возникновению потребности в согласовании границ земельных участков. Процедура должна выполняться в соответствии с действующим законодательством. По ее итогу составляется акт – документ, подтверждающий, что стороны согласны на установление границ участков.

    Что представляет собой процедура согласования границ участка земли?

    Согласование–разновидность кадастровых работ. Оно входит в состав процедуры межевания.

    Потребность в проведении манипуляции может возникнуть в следующих ситуациях:

    Границы участка должны в обязательном порядке быть согласованы с лицами, которые владеют смежным отрезком земли, внесенными в Государственный кадастр недвижимости. Это значит, что в процедуре принимают участие владельцы соседних участков. Ответственность за ее проведение возлагается на лицо, которое инициировало начало манипуляции.

    Перед тем, как приступать к согласованию границ участков, нужно ознакомиться с требованиями действующего законодательства.

    Они закреплены в:

    • ФЗ 221;
    • Приказе Минэкономразвития №412.

    Результатом проведения процедуры становится составление акта. Он должен быть оформлен в обязательном порядке. Если бумага отсутствует, процедуру согласования легко признать незаконной.

    Кто может инициировать согласование границ земельного участка?

    Потребность в определении точных границ участка может возникнуть у лиц, владеющих землей или получивших право на нее.

    В геодезическую организацию могут обратиться следующие категории лиц:

    • владельцы участка, обладающие правом на него в соответствии с документацией;
    • наследники земли, получившие право на ее использование по закону или завещанию;
    • хозяева помещений в многоквартирных домах, желающие получить придомовую территорию в совместную собственность.

    От типа собственника земли зависят особенности проведения процедуры.


    Если уточнить границы хотят владельцы участка или лица, получившие его в наследство, им предстоит взаимодействовать с хозяевами смежных территорий. Граждане, выполняющие аналогичную манипуляцию в отношении земли, находящейся под многоквартирным домом и рядом с ним, должны будут выполнять согласование с муниципальными властями.

    Проведение согласования границ земельного участка

    Если у человека возникла потребность в проведении согласования границ земельных участков, он должен обратиться в геодезическую организацию. Начать процедуру можно и при помощи посещения регионального отдела кадастра и картографии.

    Получив заявку от гражданина, его специалисты предложат кандидатуру инженера для осуществления манипуляции. Поговорив с ним, человек сможет узнать все особенности проведения процедуры и получить рекомендации к ее выполнению.

    Эксперты советуют провести предварительную беседу с соседями. Обычно они тоже заинтересованы в осуществлении манипуляции и не будут препятствовать в ее проведении.

    Затем необходимо подать заявление в геодезическую организацию.

    Для выполнения манипуляции потребуется осуществить перечень действий, в список которых входят:

    1. Обсуждение основных особенностей действия и выбор даты проведения согласования.
    2. Подписание договора. Чтобы сотрудники организации начали работу, потребуется внести авансовый платеж или предоставить сумму, взимаемую за выполнение действия, полностью.
    3. Оповещение владельцев смежных участков. Действие должно быть выполнено минимум за 30 суток до проведения процедуры. Факт сообщения информации нужно зафиксировать документально. Для этого владельцы соседних участков должны оставить подписи на соответствующем извещении, содержащим подробную информацию о предстоящей процедуре.
    4. Посещение инженером участка. Работник организации встретиться с соседями, имея на руках уже готовый план межевых линий. Затем будет подписан акт согласования. В зависимости от сложившейся ситуации может быть проведена беседа с каждым собственником отдельно.
    5. Вложение оформленного акта в дело.

    Если присутствуют разногласия с соседями, осуществить манипуляцию будет сложнее. Однако эксперты советуют попытаться договориться и решить спорные моменты. Если человек понимает, что конфликта не избежать, лучше привлечь к осуществлению процедуры опытного юриста, специализирующегося на земельных правоотношениях .

    Видео сюжет расскажет, что делать, если соседи отказались от подписания акта согласования границ земельного участка

    Подготовка извещения

    Основными бумагами, которые в обязательном порядке должны быть оформлены при согласовании границ участков, являются извещение и акт. Изначально человеку придется подготовить первый документ. Его необходимо передать владельцам смежных участков.

    Выполнить действие можно с помощью:

    • отправки сообщения на электронный адрес;
    • личного сбора подписей;
    • подачи объявления в местное печатное издание;
    • отправки заказным письмом.

    Закон допускает возможность сообщения о планируемом согласовании границ с помощью подачи объявления в местную газету. Однако перечень случаев использования способа ограничен. Использование подобной формы извещения соседей возможно, если уведомление о получении заказного письма так и не пришло, или местоположение владельца смежного участка неизвестно . Аналогичное правило применяется и в случае, если с отрезком земли граничат более 5 участков одновременно.

    Когда можно не проводить согласование границ земельных участков?

    Не всегда границы земель необходимо согласовывать. Существует перечень типов участков, в отношении которых выполнять действие не нужно. К ним относятся земли лесных массивов и участки, расположенные недалеко от границы государства.

    Не нужно выполнять согласование и в случае, если земля имеет сельскохозяйственное назначение и находится в пользовании ряда коренных народов, перечень которых закреплен в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуру. Чтобы заранее уточнить необходимость в проведении манипуляции, нужно обратиться к действующему законодательству или воспользоваться помощью опытного юриста.

    1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

    1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

    2) пожизненного наследуемого владения;

    3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом , в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

    4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

    Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

    6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

    1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

    2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

    7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

    8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

    1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

    2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

    1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

    2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

    3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;