Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Правило написание согласных в слабой позиции. Тексты для диктанта и списывания по правописанию парных согласных в слабой позиции

    Правило написание согласных в слабой позиции. Тексты для диктанта и списывания по правописанию парных согласных в слабой позиции

    СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р.

    СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (оглушение или озвончение): в конце слова или перед другим парным согласным.

    ВЫВОД: Чтобы правильно написать в слове парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласная стала в сильную позицию.

    ПОМНИ , что есть слова с непроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК... Эти слова можно найти в словаре .

    КАРТОЧКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.


    1. В каком ряду верно «закончено» правило:

    «Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

    1) чтобы на гласный падало ударение

    2) чтобы после парного согласного стоял гласный

    3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные [н, р, л, м].

    4) чтобы на согласный падало ударение.


    2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции - одной линией (на одной неустойчивой ножке).

    Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.


    3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»

    1) к - [к] – согласный, глухой, твердый

    2) о - [о] – гласный, ударный

    3) р - [р] – согласный, звонкий, твердый

    4) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый


    4. В каком ряду слово требует проверки:

    1) крыжовник

    2) жаба

    3) пружина

    4) кружки


    5. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

    1) ложка – ложечка

    2) плюшка – плюшечка

    3) прыжок – прыжки

    4) клюв – клювик


    6. В каком ряду допущена ошибка:

    1) березка, слёзка, замазка

    2) посатка, палатка, лопатка

    3) сугроб, коробка, пробка

    4) кровь, травка, булавка

    7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

    8. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

    Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

    9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

    Русский солда.. (...) не знает прегра.. (...) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (...) даёт. Наро.. (...) отдаёт свой голо.. (...) за депутата. Отря.. (...) солда.. (...) собрался в похо.. (...). Зелёный наря..(...) полей радует гла.. (...).


    10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы

    11. В каком ряду допущена ошибка:

    1) б" б – п" п

    2) з" з – с" с

    3) ж" ж – ш" ш

    4) д" д – т" т

    12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий - летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

    13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.

    Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.

    14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

    15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

    Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

    16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.


    17. Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Рыбак поймал удочкой маленькую (...) ры..ку. (...) Голу..ка громко воркует. Выросла (...) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (...) шу..ку. Красная (...) шля..ка, белая (...)] но..ка, стоит у (...) доро..ки, постоит (...) немнс.ко, попадет! в (...) луко..ко. В лесу началась (...)ру..ка (...)дро...

    18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Собака - друг человека, а волк -... . Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Кисель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... . Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка. Дождь частый, а гром....

    19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре...кий. На горе рос великолепный са.. .


    20. Прочитай. Найди ошибки.Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

    21.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

    ТЕОРИЯ

    Давайте вспомним парные согласные (по глухости-звонкости):

    Парная согласная может быть в слабой и в сильной позиции.


    СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р.

    СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (оглушение или озвончение): в конце слова или перед другим парным согласным.

    ВЫВОД: Чтобы правильно написать в слове парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласная стала в сильную позицию.

    ПОМНИ , что есть слова с непроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК... Эти слова можно найти в словаре .

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

    1. В каком ряду верно «закончено» правило:
    «Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

    1) чтобы на гласный падало ударение
    2) чтобы после парного согласного стоял гласный
    3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные [н, р, л, м].
    4) чтобы на согласный падало ударение.

    2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции - одной линией (на одной неустойчивой ножке).

    Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.

    3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»

    1) к - [к] – согласный, глухой, твердый
    2) о - [о] – гласный, ударный
    3) р - [р] – согласный, звонкий, твердый
    4) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый

    4. В каком ряду слово требует проверки:

    1) крыжовник
    2) жаба
    3) пружина
    4) кружки

    5. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

    1) ложка – ложечка
    2) плюшка – плюшечка
    3) прыжок – прыжки
    4) клюв – клювик

    6. В каком ряду допущена ошибка (найди слово, подчеркни, выпиши и докажи ошибку):

    1) березка, слёзка, замазка

    2) посатка, палатка, лопатка

    3) сугроб, коробка, пробка
    4) кровь, травка, булавка

    7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

    8. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

    Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

    9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

    Русский солда.. (...) не знает прегра.. (...) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (...) даёт. Наро.. (...) отдаёт свой голо.. (...) за депутата. Отря.. (...) солда.. (...) собрался в похо.. (...). Зелёный наря..(...) полей радует гла.. (...).

    10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
    Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы

    11. В каком ряду допущена ошибка:

    1) б" б – п" п
    2) з" з – с" с
    3) ж" ж – ш" ш
    4) д" д – т" т

    12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

    Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий - летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

    13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
    Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.

    14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

    15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

    Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

    16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

    17. Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Рыбак поймал удочкой маленькую (...) ры..ку. (...) Голу..ка громко воркует. Выросла (...) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (...) шу..ку. Красная (...) шля..ка, белая (...)] но..ка, стоит у (...) доро..ки, постоит (...) немнс.ко, попадет! в (...) луко..ко. В лесу началась (...)ру..ка (...)дро...

    18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Собака - друг человека, а волк -... . Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Кисель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... . Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка. Дождь частый, а гром..

    19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре...кий. На горе рос великолепный са.. .

    20. Прочитай. Найди ошибки. Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

    21.Спиши, вставь парные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

    В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.

    Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .


    Проверка парных согласных, расположенных в середине слова, делается по-другому. Необходимо подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы после звука, который мы проверяем, стоял звонкий согласный звук. В слове «рыбки» для правильной проверки парной «б» подбираем однокоренное слово, например, «рыбак». Теперь можно точно быть уверенным, что здесь мы будем писать букву «б». Если парная согласная буква находится в приставке, то её написание подчиняется несколько другим правилам. В приставках, которые оканчиваются на з или с, коими являются воз-, вз-, без-, раз-, низ- и так далее, перед глухими согласными пишется только с, во всех других случаях нужно писать з. Например: бесполезный, искусать, расценка, воспользоваться; но вздремнуть, безотказный, возбудить, износить, низвести и так далее.


    Существуют слова, в которых проверка правильного написания невозможна. К ним, например, относятся «завтра», «завтрак», «вдруг». В этом случае их надо запомнить. Если же вам трудно это сделать, всегда можете воспользоваться словарем.


    Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .

    В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

    Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

    Что такое парная согласная?

    Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

    Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

    Парные согласные

    примеры слов с парными согласными

    стол[б]ы - стол[п]

    дро[в]а - дро[ф]

    доро[г]а - доро[к]

    боро[д]а - боро[т]ка

    бла[ж]ить - бла[ш]

    моро[з]ный - моро[с]

    Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

    Правило правописания парных согласных

    В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

    Правило может быть изложено в следующих пунктах:

    • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
    • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
    • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

    Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

    Применение правила

    Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

    Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

    • бо[п] - бобы - боб;
    • бро[т] - брода - брод;
    • бро[ф"] - брови - бровь;
    • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
    • огоро[т] - огороды - огород;
    • дро[ш] - дрожи - дрожь;
    • поло[с]ка - полосонька - полоска;
    • ко[з"]ба - косить - косьба;
    • ре[з"]ба - резать - резьба;
    • горо[д"]ба - городить - городьба;
    • кро[в"] - кровный - кровь;
    • стра[ш] - стражник - страж.

    Парные согласные. Примеры различения слов

    Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

    • (суп) густ - (над речкой) куст;
    • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
    • кора (дуба) - (высокая) гора;
    • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
    • (букет) роз - (мальчик) рос;
    • (новый) дом - (толстый) том.

    В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

    Тест по изученной теме

    трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

    Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

    6. Ж или Ш?

    Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

    • гу…ки (__________);
    • фла…ки (__________);
    • гри… (__________);
    • гла… (__________);
    • пры…ки (____________);
    • ло…ка (____________);
    • лоша…ь (______________);
    • зу.. (_______).

    Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

    9. Вставьте буквы в тексте:

    Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

    10. Исправьте ошибки:

    • Я люблю читать скаски.
    • Как душисты яготки земляники!
    • На грятках посеяна моркофка.
    • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
    • Лотка плыла по озеру.
    • Берек постепенно приближается.
    • Сторош не спит.
    • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
    • Ёш шуршит в кустах.

    Ответы

    1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

    2. Допишите предложение:

    Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

    3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

    погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

    4. Напишите звуки в квадратных скобках:

    трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

    5. Подчеркните проверочное слово:

    Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

    6. Ж или Ш?

    Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

    7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

    • гуДки (гудок);
    • флаЖки (флажок);
    • гриБ (грибы);
    • глаЗ (глаза);
    • прыЖки (прыжок);
    • лоДка (лодочка);
    • лошаДь (лошади);
    • зуБ (зубы).

    8. Выберите правильный вариант:

    ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

    9. Вставьте буквы в тексте:

    ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

    10. Исправьте ошибки:

    • Я люблю читать скаЗки.
    • Как душисты ягоДки земляники!
    • На гряДках посеяна моркоВка.
    • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
    • ЛоДка плыла по озеру.
    • БереГ постепенно приближается.
    • СтороЖ не спит.
    • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
    • ЁЖ шуршит в кустах.