Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Право на изображение. Право на изображение Как использовать фотографии не нарушая авторских прав

    Право на изображение. Право на изображение Как использовать фотографии не нарушая авторских прав

    Долгое время фотографы не признавались обладателями авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое произведение.

    В настоящее время в гражданском кодексе закреплено положениео том, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).

    В последнее время с развитием печати и интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.

    Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к. автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно благодарен.

    Однако закон нам гласит однозначно, что личные неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться (или не указываться) его имя.

    Кроме того, какв случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное (исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием использования произведения.

    Это также является нарушением личных неимущественных прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют возможности определить, кто является автором какой фотографии.

    3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в периодическом издании и разместить в интернете.

    На самом деле в данном случае автор передал вам лишь материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например, поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.

    4. Фотографию можно переделать и использовать по своему усмотрению.

    В данном случае будет иметь место искажение (переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе фото) нужно согласие автора.

    Кроме того, переработка может нанести ущерб репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации.

    5. Фотографы должны работать без договора.

    Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои взаимоотношения, например, с издателем.

    В соответствии с гражданским кодексом, любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например, фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены работы.

    6. Любительское фото не охраняется авторским правом

    Российское законодательство не устанавливает не устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф) независимо от художественного значения уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него.

    Можно выделить три основные причины:

    1. Нарушения прав на фотографические произведения получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное кажется законным, должным.

    2. Долгое время в России отсутствовала организация, которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения наколлективной основе, а в одиночку фотографам сложно было что-то изменить.

    3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на всевозможные компромиссы.

    В каких случаях все-таки можно свободно использовать чужие фото?

    Использование фотографий возможно, если они находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.

    Пример.

    Одна известная газета опубликовала статью о фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки. Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.

    Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

    Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

    Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

    Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

    Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

    Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

    1. исключительное право на произведение;

    4. право на неприкосновенность произведения;

    5. право на обнародование произведения;

    6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

    Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

    Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

    У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

    Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

    1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

    2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

    Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

    Под использованием фотографии понимается следующее:

    1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

    2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

    3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

    4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

    5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

    6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

    7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

    доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

    Право авторства и право автора на имя

    Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

    Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

    Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

    Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

    Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

    Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

    Право на обнародование фотографии

    Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

    Другие авторские права

    Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

    Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

    Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

    Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

    Заключение :

    Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

    Маргарита Ледовских

    Рада приветствовать вас на нашем сайте. Меня зовут Маргарита Ледовских, я медиаюрист. 19 лет я работаю в сфере информационного права, из них 6 лет руковожу проектом "Право в сети".

    Поиск по сайту

    Оказываем услуги по регистрации сайтов в качестве СМИ

    Подготовительный этап Во-первых, нужно время на подготовительные действия. Пишу об этом, поскольку иногда не учитывают эти моменты. Учредителям- физическим лицам как минимум нужно посетить банк и нотариуса, чтобы сделать нотариальные копии документов. Вы скажете, что можно оплатить через онлайн-банк, не выходя из дома, и это чистейшая правда, но даже в этом случае надо идти в […]

    Подготовим документы для вашего сайта

    Когда заказчик после того, как вы оказали ему услугу, подписал акт, у вас на руках есть документальное подтверждение выполнения обязательств. И если вдруг заказчик начнет отказываться от того, что принял результат работы, вы сможете снять все вопросы этим документом. Но в случае дистанционных услуг, таких как онлайн-образование или консультации по скайпу акты не подписываются. При […]

    Я обратилась за услугами к профессиональному фотографу, сначала он сделал для нас с мужем портретную фотосъемку в его фотостудии, потом мы также заказали ему съемку нашей свадьбы (регистрации, на природе – в общем, по полной).

    Сейчас я обнаружила свою фотографию (со студийной съемки) в Интернете, фото используется в рекламном изображении . Я позвонила фотографу с требованием убрать мою фотографию, но он сказал, что он осуществлял съемку, а потому все права на фотографии, авторские права, у него, и он может делать с фотографиями, что захочет. Он также разместил несколько наших свадебных фотографий на своем сайте в качестве портфолио , что мне также не очень нравится. Я разместила лишь избранные фотографии в закрытом альбоме Вконтакте и не хочу, чтобы они были всем доступны.

    Неужели авторские права на фотографии действительно у фотографа? Мы ведь ему оплатили обе фотосъемки (и студийную, и свадебную). За что же мы ему тогда платили, если все права на фото у него? Неужели я никак не могу запретить использовать свои фотографии?

    Юридическая консультация

    Если вы заказываете фотосъемку, пусть даже платите за нее, обязательно необходимо заключать договор с фотографом. Только договор, заключенный в письменной форме, будет являться основанием для перехода авторских прав на фотографии от фотографа вам как модели, что позволит вам использовать заказанные фотографии. Факт оплаты услуг фотографа не является основанием для перехода авторских прав . Оплачивая фотосъемки без заключения договора, в котором предусмотрен переход авторских прав, вы по сути оплачиваете только услуги фотографа по самой фотосъемке.

    Поэтому, в описанном случае, конечно, фотограф прав, что все авторские права остались у него.

    Последствия заказа фотосъемки без заключения авторского договора

    Таким образом, если была осуществлена фотосъемка модели (т.е. вы присутствуете на фотографиях), то без договора между фотографом и моделью использование таких фотографий по сути заблокировано : для фотографа – правом модели на ее изображение, а для модели – авторским правом фотографа на фотографии.

    Поэтому в описанном вами случае фотограф также не вправе использовать фотографии, на которых вы изображены, а соответственно, он нарушил ваше право на изображение как в случае использования фотографии в рекламе, так и разместив ваши свадебные фотографии в своем портфолио.

    Договор между фотографом и моделью на проведение фотосъемки – важные моменты

    • Договор должен заключаться в письменной форме. Можно использовать не только бумажную форму, но и заключить, например, договор по электронной почте , хотя на практике это пока менее надежно, но абсолютно законно при соблюдении всех требований к электронной подписи . Несоблюдение письменной форме влечет недействительность договора (в части регулирования авторских прав).
    • В договоре необходимо четко и грамотно решить вопрос авторских прав. Исключительное авторское право может передаваться (некий аналог договора купли-продажи) и предоставляться (некий аналог договора аренды/пользования). В первым случае фотограф не сохраняет прав на использование фотографий (даже в портфолио), во втором случае – пределы использования фотографий как фотографом, так и моделью определяются в договоре. Любые неграмотно составленные формулировки могут не только повлечь спор и непредсказуемость в его разрешении, но и даже привести к признанию договора незаключенным.
    • Если модель согласна предоставить фотографу право на использование фотографий с ее изображением (хотя бы даже в целях портфолио фотографа), то необходимо четко прописать в договоре, какие именно фотографии (или все), каким образом и с какими ограничениями модель разрешает использовать фотографу.
    • В договоре необходимо четко и бесспорно идентифицировать, в отношении каких фотографий он заключается. Этого можно достичь правильным оформлением приложений, передачей фотографий и/или подробным описанием фотосессии и условий фотосъемки (главная задача - бесспорная идентификация фотографий).

    * Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

    Актуальная и полезная тема для всех, так как все мы публикуем фотографии, сделанные на телефон или фотоаппарат. Именно поэтому нам стоит разобраться с вопросом защиты авторских прав.

    Меня натолкнула на эту статью такая ситуация: опубликовав фотографию в “Вконтакте”, которую я сделала на плёночный “Зенит”, долго проявляла, оцифровывала, чуть позже нашла её случайно, опубликованную от чужого имени, на чужой страничке. Неприятно, когда твое творчество воруют. Но это мелочи, возможно, пользователь был уверен, что я просто нашла картинку в сети, как и он сам. Намного серьёзней ситуация, когда на ваших фото могут зарабатывать.

    Авторские права фотографа включают в себя личные и имущественные.

    Личные:

    • Право авторства: действует и на саму фотографию, и на её отдельные части. Присвоение права авторства преследуется законом как гражданское правонарушение, в отдельных ситуациях, как уголовное преступление. Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые изображения, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, которые уничтожают негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их ценность, из-за невозможности создания копий, увеличивается.
    • Право на имя: право подписать фотографию своим именем/псевдонимом, либо публиковать её без подписи
    • Право на обнародование и на защиту репутации. Это означает, что автор вправе разрешить или не разрешить публиковать фотографию, показывать её общественности. Если фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв только один раз. Право на отзыв означает, что этот снимок не должен использоваться и упоминаться как работа фотографа.Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или вырезку деталей, изменения цветового решения фотографии… Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

    К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через распространение, а также общедоступный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз снимка на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии.

    Все части оригинальной фотографии охраняются авторским правом. При этом, не имеет значения, насколько маленькой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

    Когда фотограф делает фото по служебному поручению от организации-работодателя, то такой снимок попадает в особый правовой режим и считается “служебным”.

    Исключение – в определённых случаях, фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

    1. В печатных- и телепроэктах, видематериалах учебного характера
    2. В обзоре текущих событий на телевидении
    3. Фотография, размещенная в газете/журнале, может быть копирована библиотекой или архивом по официальной просьбе отдельных граждан или в исследовательских целях.
    4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

    Закончив с теорией поговорим о инструментах защиты своих фоторабот.

    Водяные знаки - это один из популярных способов защиты визуальных материалов от копирования. Ваши инициалы, псевдоним или название бренда, наложенные полупрозрачным шрифтом поверх изображения, обычно гарантируют соблюдение авторских прав.

    В интернете полно бесплатных фоторедакторов, где можно создать водяной знак и добавить его на ваше изображение. Такие ресурсы, как Watermark.ws , WaterMarquee и Visual Watermark предназначены именно для этого.

    Я сталкивалась со случаями, когда водяные знаки и копирайты просто-напросто обрезают с фотографии. И используют как свои собственные. Поэтому, когда будете ставить свои подписи, ставьте их так, чтобы надписи нельзя было удалить без потери смысла изображения.

    У фотографии имеется EXIF (Exchangeable Image File Format). Все без исключения цифровые фотокамеры делают к фотографии цифровую метку, в ней прописаны данные вашего снимка. Эти данные можно корректировать и дополнять. При помощи специальных программ, вы можете прописать туда и свою информацию. Посмотреть EXIF можно множеством способов, в том числе в программе FastStone , приблизив мышку к правому краю экрана.

    Еще банальный, но все же способ - урезание размера снимка. К примеру, ваш оригинал изображения - 1024 пикселя по ширине. Немножко обрежьте края и уменьшите разрешение, например, до 900 пикселей. Увеличить уменьшенное изображение до полного размера без потери качества невозможно. У вас будет полный размер в нормальном качестве, а у воришки - нет. Для того, чтобы оценить разницу в приведенных примерах, разворачивайте картинки в полный размер.