Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Право принимать локальные нормативные акты имеют. Сущность и виды локальных актов организации

    Право принимать локальные нормативные акты имеют. Сущность и виды локальных актов организации

    Запоминаем Регламент (от франц. reglement, regle — правило) — правила, устанавливающие время проведения мероприятий, порядок осуществления деятельности, ограничивающие определенными пределами; регламентация — процесс установления правил и контроля за их соблюдением с целью упорядочения и рационализации деятельности. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, не смешивать с бланком — стандартным листом бумаги, на рабочем поле которого размещаются символические графические знаки и ограничительные линии, служащие ориентирами при оформлении.

    Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направлен-ный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодате-лем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. Унификация документов (от лат. uni — один, facere — делать) — установление единообразия в оформлении документации, приведение документации к единой форме. Преамбула — (от франц. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, мотивы и цели его издания.

    Записываем

    Изучаем

    1. Уровни нормативно-правового регулирования деятельности по управлению персоналом :

    - государственный:

    Федеральные законы, регламентирующие отдельные стороны трудовых отношений, в том числе охрану труда. Основные нормы трудового права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации;

    Указы Президента Российской Федерации;

    Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

    - организационный — локальные нормативные акты организации (ЛНА).

    Нормативно-правовое обеспечение управления обеспечивает следующие преимущества организации:

    1) позволяет руководителям, установившим четкие правила, не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления;

    2) позволяет комплексно представлять систему управления организацией: где заканчивается и начинается очередная зона полномочий и ответственности, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности;


    3) позволяет описать способы (технологии) достижения намеченных целей;

    4) точно отражая деятельность конкретного сотрудника, позволяют избегать конфликтов и споров;

    5) не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

    2.Деятельность организации регулируется различными документами. Внешняя деятельность — взаимодействие с государственными органами, партнерами, общественными организациями — регулируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой организация функционирует, а также ее учредительными документами. Внутренняя деятельность регулируется локальными нормативными актами, перечень которых определяет сама организация.

    Принципиальный подход к разработке и принятию ЛНА сформулирован в ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    3. Систему локальных нормативных актов (ЛНА) организации, создающих нормативно-правовую основу управления персоналом, составляют документы:

    Основополагающие (устав и др.);

    Организационные (штатное расписание, должностные инструкции, положения и т.п.);

    Процедурные (положения, инструкции, порядок, расписания, графики и др.),

    Распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.);

    Информационные документы (акты, докладные и служебные записки, протоколы и т.д.)

    4. С целью повышения управляемости организации необходимо регламентировать деятельность субъектов и процессы деятельности.

    Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (работники) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах.

    Процессы деятельности — это различные направления, в рамках которых субъекты выполняют свою работу, используя выделенные для этого ресурсы. Для регламентации процессов применяются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов работники кадровых служб играют ведущую роль как специалисты, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать понятные тексты.

    5. Перечень и назначение локальных нормативных актов:

    Делаем выводы

    1. Для эффективного управления персоналом необходимо регламентировать внутреннюю деятельность организации. Необходимость урегулирования порядка управления персоналом возникает в организации в процессе ее роста и развития деятельности. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и у работников появляется возможность воспользоваться недоговоренностями.

    2. Нормативно-правовое обеспечение управления персоналом организации составляет многоуровневая система законодательных и нормативных документов, отражающих систему международных, российских правовых, корпоративных и этических норм, правил и регуляторов деятельности.

    3. Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом. Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились, так как в условиях рыночной экономики , децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в со-стоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

    4. Локальные нормативные акты, содер-жащие нормы трудового права, призваны:

    Конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организа-ции;

    Повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;

    Устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

    5. Специалисты кадровых служб руководят процессом разработки и мониторинга организационных документов.

    Выполняем

    Задание 1. Найдите в Трудовом кодексе РФ статьи, в которых упомянуты локальные актам работодателя. Какие именно и в связи с чем они упоминаются? Какие локальные акты работодатель может принимать?

    Единолично;

    С учетом мнения представительного органа работников;

    По согласованию с представительным органом работников;

    Совместно с представительным органом работников?

    Задание 2. Впишите в таблицу недостающие элементы

    Задание 3. Приведите примерылокальных нормативных актов соответствующих форм

    Задание 4. Составьте схемуклассификации нормативных актов по уровням и видам


    Задание 5. Узнайте, какие локальные нормативные акты есть в организации — месте Вашей работы (практики)? Что они регламентируют?

    Улыбнитесь!

    «Принцип Простых Правил: необходимо дать людям ясные правила, четкие границы и обеспечить их структурой, в рамках которой они могут сотрудничать друг с другом с достаточной свободой…»

    ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

    Запоминаем Модель — условный образ объекта изучения или управления, отражающий его основные характеристики (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные элементы и т.п.); моделирование — метод познания на основе создания модели. Структура (от лат. structura — строение) — внутреннее устройство чего-либо, скрытое внешней формой; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность.

    Принцип гуманности (от лат. humanus — человеческий, человечный) — требование при разработке локальных нормативных актов руководствоваться признанием человека высшей ценностью, имеющего права и свободы. Принцип научности — требование соблюдать научно-методические подходы к созданию регламентирующих документов при разработке локальных нормативных актов. Принцип законности — требование строго соблюдать правовые нормы и положения при разработке локальных нормативных актов.

    Записываем

    Изучаем

    1. Технологиярегламентирования деятельности по управлению персоналом


    2. Принципы разработки, определения содержания и структуры локальных нормативных актов.

    Принципы Сущность
    Гуманности Документы должен повышать и закреплять социальный и профессиональный статус работника
    Системности В системе локальных нормативных актов, наряду с их определенной иерархией, можно выделить документы, имеющие равноправное значение и независимое действие
    Концептуальности Каждый документ должен соответствовать общим принципам, подходам к реализации кадров ой политики
    Преемственности Документы должны иметь свое логическое продолжение
    Обновляемости Документы должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий и законодательства

    3. Требования к локальным нормативным актам органи-зации:

    Не противоречить Трудовому кодексу, иным феде-ральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

    Не содержать норм, ухудшающих по-ложение работников по сравнению с трудовым законодательством, нормативными актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти), законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.

    Если документы приня-ты с нарушением этих требований, они являются недействительными и не подле-жат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    4. Этапы работы при создании локальных нормативных актов:

    1. Выявление потребности и изучение состояния правового регламентирования данного вида кадровых отношений;

    2. Принятие решения о необходимости локального акта и разработка его концепции;

    3. Определение вида документа, разработка структуры и основного содержания проекта локального нормативного акта;

    4. Финансово-экономическое обоснование документа;

    5. Юридическая экспертиза локального акта;

    6. Согласование проекта документа с заинтересованными лицами;

    8. Официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу;

    9. Доведение содержания локального нормативного акта до работников;

    10. Контроль за реализацией документа.

    5. Структура локальных нормативных актов включает следующие элементы:

    Целевое предназначение документа;

    Четкое определение предмета регулирования;

    Место данного документа в системе локальных нормативных актов и его законодательная база;

    Задачи, условия и формы реализации регламентируемой деятельности;

    Критерии оценки эффективности деятельности.

    Делаем выводы

    1. Локальные нормативные акты служат средством уточнения и детализации общих норм права применительно к деятельности конкретной организации, призваны регламентировать осуществление мер управлению персоналом.

    2. Локальные нормативные акты являются формой выражения и придания легитимности кадровой политике организации.

    3. Локаль-ные нормативные акты, определяющие условия труда, по общему правилу должны приниматься с учетом мнения работников, так как в них проявляется двуединость регулирования трудовых отношений: сочетание договорных начал с локальным нормотворчеством представительного органа работников.

    4. Каждый локальный нормативный акт может иметь свою структуру и включать разделы, связанные со спецификой содержания.

    5. Совершенствованию процесса разработки локальных нормативных актов в организации способствуют корпоративные стандарты, устанавливающие требования к качеству документов.

    Выполняем

    Задание 1. На схеме технологии регламентирования управления персоналом (п. 1) найдите и подпишите цель, задачи, принципы, методы и результаты деятельности.

    Задание 2. Создайте схему этапов разработки локальных нормативных актов

    Задание 4. Создайте схему структуры ЛНА.


    Задание 5. Проанализируйте извлечение из документа с точки зрения соответствия содержания принципу законности.

    Улыбнитесь!

    Анекдоты про управление персоналом

    Директор фирмы приглашает к себе одного из служащих.

    Я слышал, - говорит он, - что вы постоянно молитесь о повышении зарплаты. Это правда?

    Правда, господин директор.

    В таком случае я должен вам сказать, что ваше желание никогда не сбудется.

    Почему же, господин директор?

    Потому что я не люблю, когда мои служащие обращаются в вышестоящую инстанцию через мою голову.

    Очень тактичный начальник не знает, как сообщить секретарше, что она уволена...

    Маша, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем...

    Система правового регулирования деятельности организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества безотносительно к форме собственности. В современном законодательстве сужение сферы госрегулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества.

    Организациям дано право создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности, а также устанавливать необходимое их количество. Если работодатель является физическим лицом, он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель - юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия.

    Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности , устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Содержание данной компетенции указывается в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также в Уставе конкретной организации.

    Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

    Приказ - локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач (Приложение 4, 5, 6, 7).

    Решение - локальный акт, применяемый общим собранием для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением (Приложение 8). Решения не носят нормативного характера .

    Положение - локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого - либо из своих правомочий (Приложение 9, 10).

    Инструкция - локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо . Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания (Приложение 11, 12 , 13, 14).

    Правила - локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

    Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, шестью признаками.

    1 Локальный правовой акт несет волевое содержание. Содержание локальных актов составляет воля организации или профсоюза.

    2 Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации. В соответствии со ст. 13 ТК РФ локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. Именно в организации происходит разработка, согласование и принятие локальных норм трудового права.

    3 Динамизм и устойчивость - разнонаправленные свойства. Динамизм означает изменчивость, развитие, а устойчивость, напротив, консерватизм, стабильность.

    Стабильность локальных правовых актов - необходимое условие для обеспечения непрерывных, длящихся общественных отношений. Гарантией стабильности является их соответствие нормативным правовым актам.

    4 Локальные акты рассчитаны на многократное применение.

    Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на них на всех распространяется единый локальный акт.

    5 Локальные акты обеспечиваются государственным принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер. Так, например, руководитель предприятия может самостоятельно решить вопрос об увольнении работника, поставив об этом в известность профсоюзный орган (если таковой на предприятии имеется). Но если уволенный работник не согласится с решением об увольнении и предъявит иск, то суд будет обязан исследовать все обстоятельства дела. Проверке, в том числе будет подвергнут и локальный правовой акт. Если этот внутриорганизационный акт соответствует законодательству, то увольнение будет оценено как основательное, правомерное. Если нет, то последует восстановление работника. Таким образом, государство поддерживает законные локальные акты при помощи своего механизма принуждения.

    6 Производный от законодательства характер означает, что все локальные акты возникают в силу непосредственного указания закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть принят локальный правовой акт.

    Таким образом, локальные нормативные акты – это документы, разрабатываемые для регламентации отношений между органами управления организации, работодателем и работниками для установления работодателем условий труда в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

    О составе локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации, говорится в ТК РФ:

        Штатное расписание (ст. 57 ТК РФ)

        Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56, 189, 190 ТК РФ)

        Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ)

        При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ)

        График отпусков (ст. 123 ТК РФ)

    Наряду с прямо предусмотренными ТК РФ локальными актами работодатель может принимать и другие документы, содержащие нормы права, необходимые для решения возникающих проблем во взаимоотношениях с работниками, например: положение о персонале, положения о структурных подразделениях (отделах), должностные инструкции.

    К локальным актам также относятся:

    Контракт с руководителем;

    Контракт с главным бухгалтером;

    Должностные инструкции;

    Положение об охране труда;

    Приказ о приеме на работу;

    Приказ о поощрении;

    Приказ о наложении взыскания;

    Приказ о материально ответственном лице;

    Приказ об увольнении;

    Инструкция по противопожарной безопасности;

    Приказ о командировке;

    Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации. Перечень действующих локальных актов организации может быть отражен в Номенклатуре дел предприятия, которая в свою очередь является локальным актом (Приложение 15).

    Среди документов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, законодатель устанавливает:

    Локальные нормативные акты (статья 8 ТК РФ),

    Коллективный договор (статья 40 ТК РФ) и коллективные соглашения (статья 45 ТК РФ),

    Трудовой договор (статья 56 ТК РФ).

    К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Таким образом, законодательно закреплено право работодателя принимать подобные акты самостоятельно.

    Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.

    Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).

    В соответствии со статьей 68 п. 3 ТК РФ работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.

    К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.

    Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации. Пример такого положения представлен в Приложениях 16, 17.

    Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.

    Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.

    Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.

    В каждой организации, независимо от ее размера и сферы деятельности, должны разрабатываться локально-нормативные акты (ЛНА). У предпринимателей, которые впервые столкнулись с необходимостью составлять данные документы, может возникнуть ряд вопросов. Для чего нужны локальные акты? Кто обязан их разрабатывать? В каком порядке утверждаются данные акты? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

    Что такое локальные нормативные акты?

    Локально-нормативные акты организации – это внутренние документы, в которых установлены права и обязанности работодателя и нанятых сотрудников в части, не урегулированной действующим законодательством. Полное определение указано в ст. 8 ТК РФ. Работодатель имеет право разрабатывать любые ЛНА с учетом своих потребностей. Документы не должны содержать норм, снижающих уровень прав и гарантий рабочего персонала, утвержденных законом. Обязанность разрабатывать данную документацию возложена на кадровую службу организации.

    Документы составляются с целью адаптации трудового законодательства к особенностям конкретной компании. Локальные акты касаются трудового коллектива в целом, а также применяются для индивидуальной работы с каждым работником. Необходимо отметить, что в ТК РФ не указаны виды локальных нормативных актов и перечень документов, которые являются таковыми. Кроме того, в нем нет определения данного термина.

    Виды локальных нормативных актов

    Основные виды локальных актов можно разделить на:

    • обязательные (наличие этих документов в организации установлено законодательством);
    • необязательные (не предусмотрены трудовым законодательством).

    В зависимости от сферы действия ЛНА бывают:

    • общего характера (указанные в них положения распространяются на всех без исключения сотрудников компании);
    • специального характера (прописанные в них нормы применяются в отдельных случаях).

    По способу принятия ЛНА бывают:

    • принимаемые лично работодателем;
    • принимаемые с учетом мнения представительного органа рабочего персонала.

    Мы уже рассмотрели локальные нормативные правовые акты, понятие, виды. Теперь необходимо выяснить, какие документы относятся к ЛНА.

    Перечень основных локальных нормативных актов

    Какие бывают локальные нормативные акты? В соответствии с нормами ТК РФ, в организациях должны быть разработаны такие документы:

    • штатное расписание;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • положение о защите персональных данных;
    • график сменности;
    • график отпусков;
    • положение о распорядке рабочего дня;
    • правила и инструкции по охране труда;
    • положение об установлении заработной платы, размеров окладов, тарифных ставок;
    • положение об установлении системы премирования;
    • положение о проведении аттестации;
    • положение о введении, замене и пересмотре норм труда в организации.

    Необязательные локальные акты примеры: должностные инструкции, положения о персонале, положение о комиссии по трудовым спорам и пр.

    Коллективные договоры и соглашения не относятся к локальным актам.

    Примеры локальных нормативных актов

    Если работодателю необходимо разработать локальный акт, некий образец можно взять за основу. Но необходимо учитывать, что локальные акты должны отражать специфику конкретного предприятия, поэтому даже самый хороший образец потребует тщательного анализа и переработки. Унифицированных форм и конкретных требований к составлению документов не существует, поэтому лицо, ответственное за их разработку, должно знать общие требования трудового законодательства. Только тогда документы будут иметь юридическую силу.

    Примеры локальных нормативных актов можно найти по ссылкам, приведенным выше. Кроме того, существуют образцы отраслевых ЛНА, содержание которых уже отредактировано с учетом специфики конкретной отрасли. Актуальные формы локальных актов представлены в альбомах, разработанных специалистами Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

    Составление приказа об утверждении локальных актов

    Приказ об утверждении локальных актов является основным документом, обеспечивающим внутреннее регулирование работы организации. «Шапка» приказа оформляется по установленному образцу, после этого надо указать номер распоряжения и дату его составления. В документе следует перечислить все виды ЛНА, которые будут разработаны и приняты в дальнейшем. Правила оформления локальных актов можно найти в Постановлении Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.

    Порядок принятия ЛНА

    Принятие локальных нормативных актов состоит из следующих этапов:

    • Разработка документации.
    • Согласование с выборными представителями работников, экспертами, представителями вышестоящих организаций.
    • Утверждение работодателем (является необходимым условием подтверждения юридической значимости документа).
    • Введение в действие.

    На каждом локальном акте следует проставить гриф «Утверждаю». Его ставят после того, как документ согласовали и подписали все ответственные лица. ЛНА вступает в силу сразу же после утверждения его руководителем или с даты, указанной в текстовой части документа.

    Сотрудников компании следует ознакомить под подпись со всеми принятыми документами, касающимися их трудовой деятельности. Данное требование указано в ст. 68 ТК РФ. Факт ознакомления рабочего персонала с документами подтверждается проставлением подписей на листе ознакомления (указывается ФИО и дата ознакомления) или в отдельном журнале.

    Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты. Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений. Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

    Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.

    Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.

    При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.

    Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.

    Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности - экономисты, правоведы, кадровики и т. д.

    Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.

    Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.

    Как утверждаются ЛНА

    Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.

    Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.

    Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.

    Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.

    Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:

    • На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
    • Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.

    В соотв. со ст. 5 ТК регулирование труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осущ-вляется также коллектив. договорами, соглашениями, локальными норм. актами , содержащими нормы ТП. Принятые в соотв. с зак-вом, локальные норм. акты имеют обязат-ную силу для судов общей юрисдикции.

    Локальный нормативный правовой акт – это письм. официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    По способу принятия:

    1. принятые работодателем самостоятельно;

    2. принятые по согласованию с работниками (коллект. договор);

    3. принятие НПА с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Ст. 372 ТК , регулирует отношения работодателя и выборного профсоюзного органа по разработке и принятию ЛНА, ктрая содержит опред-ные действия:

    · работодатель самостоятельно разрабатывает проект локального НПА, подготавливает его письменное обоснование и направляет его проект вместе с обоснованием необходимости его принятия в выборный профсоюзный орган,

    · профсоюзный орган обязан в теч. 5 рабочих дней с момента получения проекта ЛНПА коллективно выработать свое мотивированное заключение по нему в письм. форме и направить работодателю. Пропуск 5 ти дневного срока, несвоевременное представление работодателю мотивированного мнения позволяет ему принять локал. НПА.

    · в случае если мнение не содержит согласия с проектом, либо содержат предложение по совершенствованию этого проекта, работодатель может либо согласиться, либо в течение 3 х дней провести доп. консультации с работниками .

    · в случае, если в ходе консультации не пришли к согласию, оформляется “протокол разногласий ”, и работодатель имеет право принять его в своей редакции . Выборный орган в ответ на это может обратиться в труд. инспекцию или в суд, а также может начать процедуру коллективного труд. спора. В случае, если труд. инспекция выявит нарушения, она выносит предписание работодателю об отмене указанного норм. акта.

    Локальные акты:

    1. Приказ – издаётся руководителем для решения основных и оперативных задач .

    2. Решение – принимается общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией , предприятием, учреждением. Решения не носят норм. хар-ра.

    3. Положение – устанавливает правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого-либо из своих правомочий .

    4. Инструкция устанавливает порядок и способы чего-либо . Для инструкции хар-рны повелительные норм. предписания.

    5. Правила – регламентируют порядок деят-сти организации, ос-ные права, обяз-сти и отв-сть сторон труд. договора.

    В случаях, предусмотренных ТК, др. ФЗ’ами и иными НПА² РФ, коллект. договором, соглашениями, работодатель при принятии локал. НПА² учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). К оллект. договором , соглашениями м.б. предусмотрено принятие локальных норм. актов по согласованию с представительным органом работников .

    Случаи, когда необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    a. изменение опред-ных сторонами условий труд. договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (ст.74 ТК);

    b. отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст.74 ТК;

    c. привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК);

    d. регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК);

    e. определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни (ст.112 ТК);

    f. привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК);

    g. порядок и условия предоставления доп-ных отпусков (ст.116 ТК);

    h. утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков (ст. 123 Т);

    i. определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154ТК);

    j. принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК РФ);

    k. установление норм бесплатной выдачи работникам спец. одежды, спец. обуви и др. средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст.221 ТК);

    l. утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

    m. увеличение в исключит-ных случаях на отдельных Q’ах продолжительности вахты (ст.299 ТК);

    n. утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК);

    o. установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК);

    p. установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

    q. установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК).

    Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников:

    a. установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК);

    b. установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК);

    c. принятие ЛНА, устанавливающим системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

    d. утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК);

    e. определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК);

    f. принятие ЛА, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162 ТК);

    g. утверждение ПВТР организации (ст. 190 ТК);

    h. определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч.З ст.196 ТК).

    Некоторые вопросы могут регулироваться либо ЛНА, либо КД. Примерами являются предоставление дополнительных отпусков отдельным категориям работников (ст. 116 ТК), установление системы нормирования труда (ст. 159 ТК).

    15.Субъекты трудового права (понятие, виды, общая характеристика).

    Предмет трудового права включает в себя 2 группы отношений:

    1. трудовые отношения

    2. отношения, непосредственно связанные с трудовыми

    Основные субъекты – это те, м/у ктрыми возникают основные, базовые отношения данной отрасли: работник и работодатель.

    Вспомогательные субъекты , правовое положение ктрх определяется др. нормами ТП.

    Когда мы говорим о субъекте права , то в первую очередь всегда говорим, о том, что это лица, ктрые наделены правовым статусом, ктрый состоит из правоспособности и основных прав и обязанностей данной отрасли .

    Согласно ТК, субъекты: работник, работодатель, стороны соцпартнерства, ФИТ, КТС, органы по рассмотрению КТС.

    Субъектом ТП явл. только тот, правовой статус ктрго определен непосредственно ТК.

    Не являются субъектами: суд; прокуратура; органы, осуществляющие надзор.

    Правовой статус – установленное нормами права положение его S’ов, совокупность их прав и обяз-стей.

    Правосубъектность –способность лица иметь и осущ-влять непосредственно или ч/з представителя юр. права и юр. обяз-сти, т.е. быть S’ом права.

    Трудоспособность – состояние, позволяющее чел-ку без ущерба для здоровья выполнять работу опред-ного объёма и кач-ва. Это физическая и психическая способность лица к осуществлению трудовой деятельности вообще или деятельности определенного рода. Она может снизиться.

    Работник как субъект трудового права .

    3 значения:

    1) лицо ищущее работу и стремящееся заключить труд. договор (отношение предшествует трудовому);

    2) работник как субъект трудового правоотношения;

    3) бывший работник, субъект отношений вытекающий из основных.

    Работником явл. физ. лицо, вступившее в труд. отношения с работодателем. Работник обладает труд. правосубъектностью, следствием этого явл. личный хар-р труд. правоотношения.

    Материальным условием рассмотрения работника явл. способность к труду как совокупность волевых и индивидуальных качеств. Формальные условия – достижение труд. возраста, в законе действует презумпция труд. трудоспособности с 16 лет.

    Из этого правила есть исключения :

    1. допускается заключать договоры с лицами, достигшими возраста 15 лет в случае получения общего образования, либо в случае продолжения обучения по иной форме, кроме очной ; но это д.б. лёгкий труд и он не должен причинять вреда здоровью.

    2. допускается заключать договоры с лицами, достигшими возраста 14 лет получить согласие органа опеки и попечит-ва . Данный труд может осущ-вляться в свободное от учёбы время (не должен нарушаться процесс обучения). Это должен быть лёгкий труд, и он не должен причинять вреда здоровью.

    3. допускается заключать договоры с лицами, не достигшими возраста 14 лет . Для этого необходимо получить согласие одного из родителей, необходимо разрешение органа опеки и попечит-ва (в этом разрешении указывается max. нагрузка, которая допустима). Это м.б. организации кинематографии, театральные учреждения и др. Такие договоры заключаются для участия в выступлении. Такая труд. деят-сть не должна приносить вред здоровью и нравственному развитию. Труд. договор от имени этих лиц подписывают их родители.

    4. и другого рода исключения (предусмотрены для повышения возраста). Повышение возраста явл-ся случаем спец-ной правосубъектности.

    Основные права и обязанности работника предусматривает ст.21 ТК

    Работодатель – один из субъектов трудового права. Согласно ст. 20 ТК: работодатель – физ. лицо либо юр. лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

    У работодателя правосубъектность возникает с момента регистрации. Кроме юр-ких требований, применяются и организационные, ктрые заключаются в обеспечении управления трудом путем формирования организационных структур . Эконом-кие требования обладание ср-вами производ-а и орудиями труда, ктрые предоставляются работникам для выполнения обяз-стей . Имущ-ные требования наличие средств .

    Формальные требования к работодателю сводятся к удостоверению данного лица в качест-ве S’а права.

    Виды работодателей : существуют работодатели юр. лица и физ. лица. У юр. лиц нужно установить факт регистрации.

    1. ИП без образования юр. лица;

    2. физ. лица, не являющиеся ИП – физ. лица, вступившие в труд. отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хоз-ва (не могут принимать локальные НПА², вносить записи в труд. книжки работников).

    Помимо работников и работодателей м. выступать и иные лица. ФЗ “Об объединении работодателей”.

    Профсоюзы как субъекты ТП

    ФЗ «О профсоюзах, их правах и профессиональной деятельности»

    Признаки профсоюза :

    1. разновидность общественного объединения (общественная организация);

    2. принцип, по ктрму происходит объединение в союз – единство профессиональных интересов участников, ктрыми явл. физ. лица.

    3. цель объединения – защита трудовых и непосредственно связанных с ними прав, а также представительство интересов работников;

    4. организационное единство и наличие структур (основан на членстве, что предполагает наличие руководящих органов, устава).

    Профсоюз – разновидность общ-ного объединения, основанная на добровольном членстве физ. лиц, на основе общности профессиональных интересов в целях защиты и представительства трудовых и непосредственно связанных с ним прав.

    Любое лицо, достигшее возраста 14 лет, и осуществляющее труд. деят-сть, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деят-стью и выходить из профсоюзов. Профсоюзы не зависимы в своей деят-сти (неподотчетны и неподконтрольны).

    Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в кач-ве юр. лица возникает с момента их гос. регистрации. Но указанные объединения вправе не регистрироваться.

    Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) на общероссийском, межрегиональном, региональном и местном уровнях по: 1.отраслевому принципу; 2.территориальному пр-пу; 3.проф-ному пр-пу.

    Базовым элементом явл. первичная профсоюзная организация, ктрая создается на уровне работодателя, но это не исключает, что у работодателя может быть несколько первичных профсоюзных организаций, но статус профсоюза может иметь только одно; в рамках него может создаваться подразделения профсоюза – бюро, отделы, секторы – по направлению.

    Первичные профсоюзные организации имеют свою структуру, ктрая определяется уставом (как правило, есть коллективный орган (комитет) и председатель, специалисты, бухгалтер). Первичная профсоюзная организация не обязана иметь статус юр. лица. Приобретение такого статуса предполагает обязанности дополнительные, как и права.

    Первичные профсоюзные организации, как правило, объединяются на основании принципов. Т.о., профсоюзы объединяются в федерации, имеющие централизованный хар-р, и в конфедерации. Объединение необходимо для того, чтобы представители федераций имели возможность осуществления контроля на всей тер-рии за работодателями. Профсоюз лишен права осуществляют контроль за работодателя, где нет ни одного члена профсоюза.