Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Право сервитута на земельный участок может возникнуть. Срок действия сервитута на участок. Прозрачность использования сервитута

    Право сервитута на земельный участок может возникнуть. Срок действия сервитута на участок. Прозрачность использования сервитута

    — это право ограниченного пользования чужим имуществом, участком. Обычно он устанавливается, когда требуется использование земельной территории третьими лицами. Введение ограничения происходит только при крайней необходимости.

    Для определения понятия сервитута для чайников и более простого объяснения, что это такое, можно использовать в качестве примера следующую ситуацию: требуется к реке через конкретный участок, т.к. другого пути к воде нет.

    На участке выделяется территория для прохода. Собственник также может выдвинуть требования по ограничению пересечения его территории только в определенное время суток, что тоже входит в понятие сервитута.

    Другим примером может выступать прокладывание газопровода, которым пользоваться будут и собственники обремененных участков. На проведенный газопровод должен быть обязательно отмечен.

    Кроме того, данное обременение может быть следующих типов:

    • водный;

    Городской сервитут заключается на участки с построенными строениями и зданиями. Они устанавливаются либо для того, чтобы разрешить совершать какие либо действия с объектами, либо для того, чтобы запретить.

    Пример городского сервитута:

    • запрет на возведения зданий большой высоты, для того чтобы не загораживать соседнюю постройку;
    • разрешение использования одного строения для подпорки другого.

    Сельский сервитут может быть наложен на незастроенные или полевые наделы. Он может быть установлен для того, чтобы:

    • осуществлять прогоны скота через участки;
    • проводить канализацию;
    • осуществлять проезд через землю, находящуюся в собственности.

    Водный сервитут устанавливается на возможность использования водных ресурсов, которые расположены на чужой территории. Например, для того, чтобы водить животных на водопой или проводить через участок систему водоснабжения.

    Лесной сервитут похож на водный, но заключается он для того, чтобы разрешить людям ипользовать не водными ресурсами, расположенными на чужой территории, а лесным фондом.

    Цели установления обременения

    Цели введения обременения указаны в статье 274 ГК и статье 23 ЗК:

    1. При строительных работах.
    2. При прокладке специального оборудования.
    3. к водоемам или водопою.
    4. При ведении осушительных работ.
    5. При использовании территории для охоты или рыболовства.
    6. Для проведения изыскательских и исследовательских мероприятий.

    Основания для введения

    Способы установления ограничения

    Сервитут может быть установлен на добровольной основе. При этом обязательно вводится соответственная чужой вещью, в частности некоторой территорией земельного надела.

    Обременение может быть введено постановлением суда. В этом случае также должна быть объявлена компенсация.

    Порядок введения прав


    Публичное и частное обременения имеют разные методы их установления. Оформление частного ограничения на земельный участок проходит в несколько этапов:


    Предстоит процедура установления сервитута на ваш земельный участок?

    Или может это вы являетесь инициатором такого ограничения?

    Тогда все о правах и обязанностях сторон такой сделки!

    Для публичного сервитута способ его установления несколько отличается:

    1. Необходимо согласовать введение обременения с местными органами власти, для этого составляется заявление. К нему прилагается кадастровый план с указанием на нем границ сервитута.
    2. После рассмотрения местной властью данного обращения назначаются общественные слушания. Решение принимается по результатам общественного мнения.
    3. Формируется постановление о введение сервитута. В нем требуется указать:
      • границы обременения;
      • , площадь участка;
      • и категорию земли;
      • информацию о собственнике;
      • цель введения ограничений.
    4. В начинается в тот момент, когда происходит завершение срока его действия. Снять обременение можно в судебном порядке при обращении собственника участка.

      Прекращение действия сервитута требует официального оформления в Росреестре, нужно снять обременение с земли.

      Ограничение на пользование участком может быть введено только при крайней необходимости. Произойти это может при согласии собственника участка, а также при решении судебной инстанции.

      Владелец участка имеет все те же права при введении сервитута, что и были у него до этого.

    Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

    В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

    Что это такое

    Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

    • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел - по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
    • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов - в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
    • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
    • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
    • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

    Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

    Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

    или по телефону:

    Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

    Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

    • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
    • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
    • использование чужого участка для прогона скота;
    • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
    • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

    Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

    Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .

    Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

    Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

    • дата и место составления документа;
    • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
    • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение - кадастровый номер, описание площади и т.д.;
    • суть вводимых ограничений - для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
    • срок введения ограничений;
    • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
    • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута - весь участок или отдельная его часть.

    Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.

    Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

    Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

    На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

    • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
    • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
    • сведения о возникновении спора - что именно позволит решить ограничение права;
    • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
    • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

    Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

    При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

    1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
    2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
    3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

    Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

    Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

    В службу Росреестра представляются следующие документы:

    • заявление о проведении регистрационных действий;
    • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
    • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
    • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
    • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
    • нотариальная доверенность на представителя;
    • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

    Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

    Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

    У каждого из нас может случиться ситуация, в которой нам придется просить разрешения у соседа на использование части его участка. Взять хотя бы элементарный пример с проездом: мы можем столкнуться с неприятностью, когда нам придется загонять машину через землю, которая находится по соседству. Не менее актуален данный пример и для проведения коммуникаций.

    Если у нас существует необходимость воспользоваться чужим земельным участком, приходится встречаться со страшным словом «сервитут». Действительно, его значение не ясно подавляющему большинству жителей нашей страны, которые не имеют прямого отношения к земельному праву. Что такое сервитут на земельный участок, каким он бывает и как правильно его оформить? Об этом далее.

    Что такое сервитут?

    Для начала разберемся, что же означает данный термин. Сервитут – право ограниченного использования лицом чужого земельного участка или иного имущества без предоставления собственности. Таким образом, он не может быть продан. Сервитут классифицируется по нескольким признакам. Так, по времени пользования он бывает:

    • срочным;
    • постоянным.

    Данный способ классификации вполне понятен, поэтому не имеет смысла останавливаться на нем более подробно.

    Статья 23 ЗК РФ предусматривает два вида сервитутов. К ним относятся:

    • частные;
    • публичные.

    Разберем эти договоры более подробно.

    Частный сервитут

    Данное соглашение заключается при необходимости одного из владельцев недвижимости воспользоваться земельным участком другого собственника. Причин для данного сервитута может быть несколько:

    1. Необходимость прокладки коммуникаций.
    2. Предоставление территории для проезда транспорта.
    3. Установка каких-либо объектов на соседнем земельном участке.
    4. Иные цели.

    При необходимости использования соседнего участка в личных целях, между двумя сторонами должен быть заключен соответствующий договор. Добиться данного сервитута можно двумя способами: если владелец соседнего участка согласен предоставить свою землю для пользования, соглашение заключается на добровольных основаниях; если вам не удается добиться права пользования частью соседнего участка, следует обратиться в суд.

    Публичный сервитут

    В отличие от первого случая, где за право пользование землей договариваются два собственника, публичный сервитут предусматривает использование участка государством или местным населением.

    Чаще всего, данное соглашение устанавливается для:

    • прокладки коммуникаций общественного пользования;
    • прохода или проезда по территории;
    • прогона и выпаса скота;
    • предоставления доступа на участок для охотников и рыбаков;
    • проведения исследований в различных отраслях науки.

    Порядок заключения сервитута

    Как уже говорилось выше, для того чтобы получить сервитут на землю, лицо, которому необходимо данное соглашение, следует обратиться к владельцу участка с соответствующей просьбой. Двум сторонам необходимо заключить надлежащий договор о праве пользования чужой землей одного из лиц или организаций. Его образец найти очень легко. В нем должно быть прописано согласие владельца земельного участка предоставить его часть второй стороне для удовлетворения ее нужд за соответствующую плату.

    Плата за сервитут рассматривается исходя из размера выгоды, которую мог бы получить хозяин данного земельного участка без его заключения. Кроме того, в данном случае на сумму оплаты за пользование способны оказать свое влияние цели заключения данного сервитута и интенсивность использования предоставляемого участка. В случае если нуждающейся стороне необходимо получить право на проезд по территории земельного участка собственника, в плату должны быть включены и реализационные расходы.

    Помимо размеров выплат за пользование землей, в соглашении обязательно прописывают права и обязанности обеих сторон, а также цели использования участка, который обременяется сервитутом. После того как все стороны договорились обо всех условиях и соглашение уже готово, следующим этапом станет регистрация соглашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Как только соглашение проходит регистрацию, оно вступает в силу, и заинтересованная сторона получает право проведения необходимых работ на обремененном участке.

    Если на этапе обсуждения соглашения заинтересованная сторона не найдет точек соприкосновения с владельцем участка либо получит отказ в подписании соглашения, у нее есть шанс добиться своего при помощи судебных разбирательств. Сложность данной ситуации состоит в том, что истец должен убедить суд в том, что он не в силах обойтись без сервитута.

    Еще одной особенностью судебных разбирательств по подобным делам является тот факт, что суд может не обращать внимания на аргументы обеих сторон, которые касаются данного сервитута. Фактически суд может принять решение об установлении прав пользования в том виде, которое сам считает нужным. Таким образом, если одна из сторон желает провести проезд через земельный участок другой стороны, суд будет стремиться принять решение, которое удовлетворит истца, но вместе с тем не станет обременительным для ответчика. В случае если истец и ответчик ведут споры относительно платы за пользование, будет проведена специальная экспертиза.

    Каждый из нас может оказаться заложником ситуации, когда для комфортной жизни необходимо сделать проезд или провести коммуникации через территорию соседа. Именно для этой цели и служит такое понятие, как сервитут. К сожалению, не с каждым человеком получается договориться мирно, и иногда приходится идти в суд, но лучшим способом решить какую-либо проблему будут хорошие добрососедские отношения, когда каждый готов пойти друг другу на уступки. Так вы сэкономите немалое количество времени, денег и собственных нервов, которые, как известно, не восстанавливаются.

    Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

    Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

    Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

    По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

    Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

    Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

    Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

    Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

    В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

    Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

    В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

      из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

      из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

      из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

      из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

    Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

    Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

    Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

    Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

    Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

    Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

    Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

    Указанные права прекращаются принудительно:

      при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

      использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

      неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

      отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

      нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

      систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

      систематическая неуплата земельного налога;

      неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

      изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

      реквизиции земельного участка;

      в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

    Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

    Основаниями прекращения прав на землю также являются:

      изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

      конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

      реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

    1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

    2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

    3) проведения дренажных работ на земельном участке;

    4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

    6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

    7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

    Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

    Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

    9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

    10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

    11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

    12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

    13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

    14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

    17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".