Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Правоотношение в социальном обеспечении. Правоотношения в сфере социального обеспечения

    Правоотношение в социальном обеспечении. Правоотношения в сфере социального обеспечения

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

    Введение

    Правоотношения в сфере социального обеспечения - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.

    Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, т.к. правами и обязанностями наделяются оба их субъекта. В реальной действительности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услуг. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить.

    Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: К.Н. Гусова, О.В. Кузнецовой, Е.Е. Мачульской, М.Г. Седельниковой и других.

    Актуальность исследования определила цель работы: целью работы является рассмотрение общей характеристики правоотношений по социальному обеспечению.

    Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

    1. Изучить научную и специальную литературу по проблеме исследования.

    2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии, видах и предпосылках возникновения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

    3. Рассмотреть сущность и специфику субъектов и объектов правоотношений по социальному обеспечению.

    4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

    1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению

    1.1 Правоотношения по социальному обеспечению, их понятие

    Правоотношения по социальному обеспечению - это публичные односторонние обязательственные отношения, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном законом, а другая сторона - государство в лице своих органов обязана в безусловном порядке его предоставить. Лушникова М.В. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М., 2011. С. 44.

    Существует и более подробное определение этого понятия: правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию. Право социального обеспечения (Под ред. Гусова К.Н.). - М., 2010. -- 328 с. С. 18.

    Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

    Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

    По мнению Гусова К.Н., понятие правоотношения по социальному обеспечению - это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде. Право социального обеспечения (Под ред. Гусова К.Н.). - М., 2010. - 328 с. С. 19.

    1.2 Классификация правоотношений по социальному обеспечению

    Рассматриваемые правоотношения можно классифицировать на правоотношения:

    1) по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии за выслугу лет, социальные пенсии, пожизненное содержание судей, обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, и др.);

    2) по предоставлению государственных пособий (выплат), компенсирующих социально значимые расходы граждан (единовременные государственные пособия при рождении ребенка, государственный сертификат на материнский капитал; государственное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; пособия детям-сиротам; пособие на погребение; компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами, единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим и др.);

    3) по предоставлению государственных пособий, социальных услуг, льгот, компенсирующих причинение вреда жизни и здоровью лица (единовременные пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом и пострадавшим в результате террористической акции; гражданам, пострадавшим от поствакцинального осложнения, медицинским работникам, заразившимся ВИЧ, и др.);

    4) по предоставлению государственных выплат и социальных услуг и льгот лицам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством и обществом;

    5) по государственному обеспечению безработных;

    6) по государственной медицинской помощи.

    Что касается двух последних из перечисленных видов правоотношений по социальному обеспечению, можно сказать следующее: в рамках правоотношений по государственной медицинской помощи реализуется конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения статья 41 Конституции РФ. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи определяется в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утверждаемой постановлением Правительства РФ. В рамках данной Программы бесплатно должна предоставляться скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение при оказании скорой помощи и при помещении в стационар. Финансируется медицинская помощь за счет средств как государственных бюджетов (федерального, субъектов РФ), так и обязательного медицинского страхования. Более того, по действующему законодательству неработающее население обеспечивается медицинской помощью и в рамках социально-страховых отношений, т.к. органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями. Однако названные отношения по своей природе не должны носить страхового характера, это правоотношения по государственному медицинскому обеспечению.

    Правоотношения по государственному обеспечению безработных, наоборот, по своей природе должны быть социально-страховыми. Первоначально, так оно и было. В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» социальное страхование безработных осуществлялось за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ. Более того, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» до сих пор рассматривает признание гражданина безработным как вид социального страхового риска, а пособие по безработице - как вид социального страхового обеспечения.

    Однако с 1 января 2001 г. названный фонд был упразднен и социальное обеспечение безработных стало осуществляться в форме государственного социального обеспечения, финансируемого за счет средств бюджетной системы. Вместе с тем при выплате пособия по безработице учитывается наличие страхового стажа.

    Действующее законодательство разграничивает безработных на две категории. Первую категорию составляют лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени. При этом размер пособия исчисляется исходя из среднемесячного заработка, который эти лица утратили, потеряв работу (в первые три месяца - 75% заработка, в следующие четыре - 60%, в дальнейшем (до момента трудоустройства или до истечения срока первого периода выплаты пособия) - 45%, но не ниже минимального размера пособия. Кроме того, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий страховой стаж (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) на две календарные недели. Такое правовое регулирование социального обеспечения характерно для социально-страховых отношений. Ко второй категории безработных относятся все остальные лица, не имеющие необходимого страхового стажа. В отношении этих лиц имеет место государственное социальное обеспечение.

    Кроме того, по уровням правового регулирования можно выделить:

    1) правоотношения по государственному социальному обеспечению за счет средств федерального бюджета (федеральный уровень),

    2) бюджетов субъектов РФ (региональный) и местных бюджетов (муниципальный уровень).

    Так, например, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются законы и иные нормативные правовые акты о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающие следующие меры: скидки при оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 6 лет лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, и др.; законы о поддержке одаренных детей, устанавливающие выплату ежегодных стипендий и премий, издание публикаций творческих работ одаренных детей и др.; законы о губернаторских дополнительных пособиях на случай рождения ребенка, на дополнительное питание беременным женщинам, о ежегодных выплатах гражданам, проживающим на территории муниципального образования, награжденных знаком «Почетный донор России» и т.д.

    1.3 Виды правоотношений по социальному обеспечению

    Как мы знаем, материальные правоотношения по социальному обеспечению складываются в рамках трех организационно - правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

    Внутри указанных форм материальные правоотношения мы классифицировали по объектам, т.е. видам социального обеспечения:

    1) пенсионные;

    2) по поводу пособий и иных социальных выплат;

    3) по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;

    4) по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

    Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы:

    1) по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

    2) по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

    3) по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

    Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно - правовых форм на социально - страховые, социально - обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально - страховые правоотношения моно объединить в несколько групп по видам страховых пособий:

    1) по временной нетрудоспособности;

    2) по беременности и родам;

    3) в связи с рождением ребенка;

    4) на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.

    При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медицинской помощи; диспансерного наблюдения; первичной медико - санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за средств ОМС; по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

    Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию:

    1) по оказанию бесплатных или льготных (со скидкой) социальных услуг на дому;

    3) по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;

    4) по обеспечению инвалидов транспортными средствами;

    5) по протезированию и т.д.

    При наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время.

    В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что классификация видов социального обеспечения имеет такой же принцип, как и классификация правоотношений по социальному обеспечению, т.е. основными критериями являются субъект и объект правоотношений. Однако следует заметить, что данная классификация может подлежать постоянному изменению в силу изменения характера правоотношений в соответствии с действующим и разрабатывающимся законодательством.

    2. Характеристика правоотношений по социальному обеспечению

    2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

    Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

    Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводеликтоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии -- соответствующий государственный или муниципальный орган.

    Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

    По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

    Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

    Абсолютное большинство граждан -- субъектов правоотношений по социальному обеспечению -- это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

    Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

    Субъекты права социального обеспечения -- это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

    Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны -- гражданина, а по некоторым видам -- семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16- летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

    Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

    Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону Российской Федерации 1993 пив процедурных, и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же -- пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно).

    Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели -- конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

    В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

    Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

    Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

    2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений

    Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т. е. получения какого-либо блага.

    В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

    В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

    В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

    Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

    Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений -- по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам -- уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

    Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно раскрыт и изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.

    Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т. е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

    Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т. е. субъективные права и обязанности его субъектов.

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т. е. их комплекс).

    Уже в процедурных правоотношениях исследуется, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т. д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридическою факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь основанием этого.

    Из общей теории права известно, что юридические факты -- это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.

    Юридические факты в социальном обеспечении -- это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

    С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

    Большинство юридических фактов в социальном обеспечении -- это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т. п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты -- действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

    Юридические факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению.

    Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению. Профессор В. С. Андреев, являющийся основоположником научного обоснования данной отрасли и автором первого учебника в нашей стране по праву социального обеспечения, все юридические факты по социальному обеспечению разделил по их значению в возникновении конкретного права на определенный вид социального обеспечения и в правоотношении о его реализации при сложном их составе на собственно юридический факт (который мы называем основным, определяющим вид права и соответствующий ему вид правоотношения) и на другие юридически значимые факты, когда они требуются в юридических составах для пенсионного обеспечения. Мы, как указывалось, предпочитаем основной, определяющий юридический факт так его и называть, а не собственно юридическим фактом. Так, в обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее, и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы.

    Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом -- правоизменяющим, а в третьем -- правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом -- правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца -- пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

    Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

    Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе необходимы для данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг.

    Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.

    2.3 Соотношение правоотношений и норм права социального обеспечения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению

    Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению самое прямое, так как никакие правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют лишь в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения.

    Такова их прямая связь. Нормы права социального обеспечения являются определенным эталоном поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению, поскольку именно они определяют права и обязанности субъектов, т.е. само содержание данного правоотношения. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами права социального обеспечения. Эта их юридическая связь не договорная, как, например, в трудовых правоотношениях, а прямо предусмотренная и урегулированная нормами права социального обеспечения. правоотношение социальный обеспечение

    Указанные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в некоторых случаях дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений сферы данной отрасли права прямо предусмотрено в законодательстве.

    Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санаторно-курортное обслуживание всех граждан России.

    Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 Конституции Российской Федерации и являющееся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, существуя в рамках правоотношений граждан с государством (по конституционному праву), реализуется в правоотношениях граждан с медицинскими органами.

    Реализация каждого вида права граждан на социальное обеспечение осуществляется путем свободного волеизъявления на это гражданина, обращающегося в соответствующий орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. При этом, как верно отмечал профессор М. А.Гурвич, весь смысл субъективного права на собственное волеизъявление заключается в том, что при его проявлении наступает правовой результат для другого обязанного лица (в наших правоотношениях -- органа), « связанного» этой обязанностью независимо от его воли.

    Правомочие на реализацию соответствующего права по конкретному виду социального обеспечения в правоотношении, как правило, длится не постоянно (исключение -- по пенсии по старости и пенсии по инвалидности, когда инвалидность установлена пожизненно), а в течение определенного законом срока. Так, инвалид II группы, не прошедший очередной по закону медицинский осмотр в медико-социальной комиссии, теряет правомочие на пенсию по инвалидности, а его пенсионное правоотношение может прекратиться (если ему не установлена II группа пожизненно).

    Субъективные же права и обязанности субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как ранее указывалось, составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они возникают и с ним же прекращаются.

    Таким образом, содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно- процессуального или гражданско-процессуального права.

    Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты, полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект -- орган социального обеспечения -- обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации -- у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.

    Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта -- соответствующего органа -- провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

    Заключение

    Рассмотрев и проанализировав все вышеизложенное мы можем сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно - правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионно - обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.

    Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно разделить на:

    1. лиц - получателей благ по социальному обеспечению;

    2. лиц - представителей благ по социальному обеспечению.

    В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных - непосредственно само поведение субъектов.

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

    В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, среди ученых нет единого мнения касательно данной темы. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.

    Список использованных источников

    1. Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.

    2. Федеральный закон от 15.12.2001 №166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//СЗ;

    3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//СЗ;

    4. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004. С. 18-19.

    5. Горшков А.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Омега-Л, 2011.- 160 с.

    6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 512 с.

    7. Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Книжный мир, 2010.- 416 с.

    8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Издательство БЕК, 2010.

    9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 576 с.

    10. Каталог программных продуктов с технологическими характеристиками. Обзоры изменений законодательства. Поиск региональных ИЦ. http://www.consultant.ru/

    11. Новости законодательства РФ, аналитические материалы, правовые консультации, инфографика и др. Законодательство (полные тексты документов) с комментариями: законы, кодексы, постановления, приказы. http://www.garant.ru/

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению, их объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Лица–получатели и лица-предоставители благ по социальному обеспечению.

      курсовая работа , добавлен 05.09.2013

      Понятие и функции социального обеспечения. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Трудовой (страховой) стаж. Исчисление непрерывного стажа работы.

      контрольная работа , добавлен 09.09.2012

      Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению, его объекты и субъекты, особенности. Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в данной сфере. Юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2015

      Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Содержание социально-обеспечительных правоотношений, ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений. Понятие трудовой пенсии по старости. Общие основания, определяющие право на нее.

      контрольная работа , добавлен 20.04.2015

      Возникновение права человека на социальное обеспечение. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Страховой стаж и его значение. Общий трудовой стаж. Государственные пособия. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения.

      дипломная работа , добавлен 01.08.2015

      Понятие, основные признаки и классификация правоотношений. Субъективные юридические права. Отличительные особенности многостороннего правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Объекты правоотношений: юридические факты; юридические составы.

      курсовая работа , добавлен 15.07.2010

      Юридические факты как события, выступающие основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Виды административных актов, порождающих земельные правоотношения. Принудительное прекращение права на земельный участок по решению суда.

      реферат , добавлен 29.12.2016

      Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

      реферат , добавлен 09.05.2009

      Понятие трудового договора как юридического факта. Сложные юридические составы в качестве основания возникновения трудовых правоотношений. Юридические факты и юридические составы, прекращающие трудовые правоотношения, их характеристика и особенности.

      курсовая работа , добавлен 11.07.2016

      Правовые отношения, как особая форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения. Состав и содержание правоотношений. Классификация правоотношений. Предпосылки правоотношений, юридические факты, презумпции.

    В результате воздействия норм права социального обеспечения на общественные отношения возникают правоотношения по социальному обеспечению. Фактически они являются формой реализации норм этой отрасли права. Схематически этот процесс представлен на рис. 6.


    Таким образом, правоотношения по социальному обеспечению —
    это урегулированные правовыми нормами общественные отношения между физическими лицами и соответствующими государственными органами (уполномоченными организациями) в связи с предоставлением материальной помощи, денежных выплат, услуг и иных видов социальной поддержки граждан в случаях, установленных законодательством.
    Структуру правоотношений по социальному обеспечению составляют следующие элементы:
    — субъекты;
    — объекты;
    — юридическое содержание;
    — предпосылки (основания) возникновения правоотношений по социальному обеспечению.
    Субъектами (участниками) правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетные социальные фонды и иные уполномоченные организации; с другой стороны, физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Как правило, это престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, вынужденные переселенцы, дети, а также семья в целом (например, при потере кормильца по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом является семья).
    Для того чтобы субъект стал участником социальных правоотношений, он должен обладать так называемой правосубъектностью, которая, в свою очередь, включает в себя правоспособность (т.е. возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (возможность осуществлять свои права и обязанности). Дееспособность, как правило, связана с деликтоспособностью — способностью нести ответственность за причинение вреда, ущерба и т.п.
    Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются конкретные социальные блага, относительно которых устанавливается юридическая связь между вышеуказанными субъектами. Каждому виду правоотношений по социальному обеспечению свойственен определенный объект — конкретное благо (например, предоставление ежемесячных денежных выплат участнику ВОВ).
    Юридическое содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и обязанности участников данных отношений. Субъективное право — это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина для достижения определенного социального блага. Юридическая обязанность — это мера должного поведения, принятия решения для удовлетворения обращения заинтересованного лица. Особенность рассматриваемого юридического содержания заключается в том, что хотя все участники правоотношений имеют определенные права и обязанности, установленные нормативными актами, все же гражданин (семья) как субъект правомочен требовать предоставления конкретного, полагающегося ему социального блага, а другой субъект в лице государственного органа (иной уполномоченной организации) обязан предоставить его в установленном порядке.
    Предпосылками (основаниями) для образования отношений по социальному обеспечению являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение, изменение либо прекращение права на определенный вид социального обеспечения (например, старость, инвалидность и другие, как правило, факты-события). Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение со дня своего рождения. Однако его правосубъектность (способность иметь и осуществлять свои права) по конкретному виду социального блага возникает лишь при проявлении юридического факта.
    Как видим, структура правоотношения по социальному обеспечению весьма сложная. Принято различать правоотношения в сфере социального обеспечения по различным признакам. Прежде всего по своему характеру правоотношения в сфере социального обеспечения подразделяются на:
    — регулятивные, возникновение которых связано с наступлением юридических фактов, не противоречащих правовым нормам; либо
    — охранительные, возникающие в связи с действиями, нарушающими соответствующие нормы права.
    В первом случае — это, например, наступление возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Во втором случае — это рассмотрение спора гражданина с территориальным пенсионным подразделением в связи с его отказом в назначении пенсии по случаю потери кормильца (например, матери в связи с гибелью сына при прохождении военной службы по призыву).
    По совокупности отличительных свойств и целям, правоотношения по социальному подразделению принято разделить на три группы:
    1) материальные правоотношения, возникающие в связи с выплатой пенсий, пособий, компенсаций, оказанием социальных услуг и других мер социальной поддержки;
    2) процедурные правоотношения, которые предшествуют основным и связаны с установлением юридических фактов для определения права гражданина (семьи) на конкретное социальное благо и принятием решения по этим вопросам;
    3) процессуальные правоотношения, которые возникают в ходе разрешения споров по поводу предоставления того или иного социального блага (решение принимается вышестоящими органами в порядке подчиненности либо в судебном порядке)1;
    4) вместе с тем, исходя из новых подходов к классификации социальных отношений, обозначенных в предыдущей главе, следует выделить ряд общественных отношений, возникающих в связи с социальной реабилитацией, восстановлением социального статуса личности и предоставлением отдельным категориям граждан «не монетизированных» льгот, преимущественных прав (инвалидам, престарелым, ветеранам войны) в самостоятельную группу — нематериальные правоотношения. При этом, бесспорно, материальные правоотношения представляют собою основную среди других групп. Схематически это представлено в рис. 7.


    Материальные правоотношения являются основными, так как
    составляют «сердцевину» отношений по социальному обеспечению.
    Основные материальные правоотношения делятся на виды по:
    — пенсионному обеспечению;
    — выплате денежных пособий и компенсаций;
    — предоставлению социальных услуг;
    — предоставлению мер социальной поддержки.
    В свою очередь каждый из указанных видов согласно систематике подразделяется на подвиды. Например, правоотношения по пенсионному обеспечению подразделяются на отношения по выплате государственных и страховых пенсий, а каждое из данных правоотношений у нас делится на конкретные, персонифицированные виды пенсионных отношений. Скажем, правоотношения по государственному пенсионному обеспечению образуются при назначении:
    — пенсий по выслуге лет;
    — пенсий по старости;
    — пенсий по инвалидности;
    — социальных пенсий;
    — пенсий по случаю потери кормильца.
    Все конкретные виды материальных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебного издания. Отметим лишь, что основным материальным правоотношениям предшествуют и соответствующие процедурные правоотношения.
    Правоотношения можно также рассматривать и по срокам, в течение которых они существуют:
    а) постоянные, долгосрочные (например, правоотношения по выплате пенсии по старости);
    б) периодические, до определенного срока (правоотношения по выплате пенсии в связи с потерей кормильца детям до достижения ими установленного законом возраста);
    в) единовременные, разовые (такие правоотношения проявляются при выплате пособия на погребение).
    Значительный интерес вызывает и вопрос, в рамках каких организационно-правовых форм могут существовать правоотношения по социальному обеспечению. Об этом и пойдет речь далее.

    План занятия

    1. Понятие и виды правоотношений.

    2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

    3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

    4. Содержание социально-обеспеченительных правоотношений.

    1. Понятие и виды правоотношений

    Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.

    Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения , поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, т.к. правами и обязанностями наделяются оба их субъекта (Приложение. Рис.9.).

    Рисунок 9. Материальные правоотношения по социальному обеспечению

    Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить.

    Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными , поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услу г. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

    Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на:

    Пенсионные;

    По поводу пособий и иных социальных выплат;

    По оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;

    По бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

    Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы: по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета; по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

    Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать по объектам. Например, правоотношения в связи со страховыми пособиями: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

    При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медико-социальной помощи: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств ОМС, по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

    Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию: бесплатное или льготное (со скидкой) социальное обслуживание на дому; содержание в стационарных учреждениях социальной защиты; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезирование и т.д.

    В реальной действительности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услу г. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Так, инвалиды Великой Отечественной войны могут одновременно являться субъектами нескольких правоотношений – по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по социальному обслуживанию.

    Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

    Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т.е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий). Это значит, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в юридическом составе препятствует возникновению или изменению правоотношения. Прекращаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).

    По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:

    Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий; правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы трудоспособности и др.);

    Правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца – до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и др.);

    Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.)

    По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными правоотношениями. Большинство из них не связано с заключением договора. Исключение будут составлять с 2013 г. правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и негосударственным пенсионным фондом.

    В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров, порождающих соответствующие социально-обязательственные правоотношения.

    Обе группы правоотношений отличаются четкой правовой регламентацией, т.к. все права и обязанности их субъектов определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма или допускается усмотрение государственного органа, рамки договорной свободы и дозволенной меры усмотрения жестко очерчены законом.

    В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо). Этим они отличаются от административных правоотношений.

    Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения:

    - по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, экспертизе временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизе степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности и пр.);

    По вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

    Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

    Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

    Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

    При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган или в суд. При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом – гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

    Правоотношения по урегулированию споров вышестоящими органами ПФР являются процессуальными правоотношениями в сфере социального обеспечения.

    Студентам необходимо хорошо усвоить особенности правоотношений по социальному обеспечению и уметь классифицировать их по видам.

    Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.
    Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права фактическое отношение по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, социальных компенсаций), предоставлению социальных услуг и льгот, возникающих между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право.
    Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.
    Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:
    1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
    2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
    3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).
    4) по формам социального обеспечения: правоотношения по государственному социальному обеспечению; правоотношения по государственному социальному страхованию; правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.
    Юридические связи субъектов права социального обеспечения, в котором один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.
    В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их подразделяют на группы:
    1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, компенсаций и оказанию социальных услуг;
    2) процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для прав на определенный вид социального обеспечения и назначению этого вида обеспечения или отказа в нем;
    3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
    Материальные правоотношения являются основным «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.
    Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.
    Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.
    Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:
    - пенсионные;
    - по выплате пособий, социальных компенсаций;
    - по предоставлению социальных услуг.
    Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального обеспечения. Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной.
    Основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и соответствующие процедурные правоотношения по ус-тановлению юридических фактов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.
    Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом:
    - единовременного характера по выплате (пособия при рождении ребенка, на погребение и т.д.);
    - периодические по выплате (пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности);
    - ежемесячные по выплате (пособия семьям на детей до 16-летнего возраста, по безработице и др.).
    Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:
    1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
    2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).
    Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).
    Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.
    Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:
    - правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;
    - правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.
    Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т. е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.
    Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
    Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого - обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
    Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.
    Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.
    По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, т.к. то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).
    Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.
    Субъекты права социального обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.
    Правоотношения по ПСО являются двусторонними:
    1) с одной стороны субъектом выступает физическое лицо (гражданин или семья). Например, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца субъектом права выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.
    2) с другой стороны субъектом выступает орган (учреждение), обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.
    Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:
    - государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
    - органы службы занятости (по пособиям по безработице);
    - органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
    - органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
    - органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
    - исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
    - органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания);
    - работодатели (конкретные предприятия, организации по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).
    В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.
    Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
    Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т. е. получения какого-либо блага.
    В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).
    В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т. е. получение его деньгами или в натуральном виде.
    В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
    Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.
    Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т. е. их комплекс).
    Из общей теории права известно, что юридические факты - это факты реальной, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
    Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.
    С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.
    Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.
    Юридические факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению.
    Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а в третьем - правопрекращающим. Например, смерть кормильца - пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом.
    Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.
    Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе необходимы для данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг. Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.
    Субъективные права и обязанности субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как ранее указывалось, составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они возникают и с ним же прекращаются.
    Содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права.
    Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации - у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.
    Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере пенсии, пособия, компенсации, услуги и обязанность второго субъекта - соответствующего органа - предоставить данный вид обеспечения в установленном размере.
    Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта - соответствующего органа - провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.
    Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.
    Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений.
    Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от фактической реализации права на пенсию, т. е. ее выплаты, поскольку пенсия выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии, что гражданин обратился за ней со всеми необходимыми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию.
    Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является сложный состав, состоящий из комплекса юридических фактов:
    1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида, которое доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию;
    2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии;
    3) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.
    По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Понятие социального обеспечения и его виды.
    2. Основные функции социального обеспечения.
    3. Особенности метода права социального обеспечения.
    4. Отличие права социального обеспечения от других отраслей права.
    5. Система права социального обеспечения как отрасли права и его структура.
    6. Принципы права социального обеспечения.
    7. Источники права социального обеспечения.
    8. Правоотношения по социальному обеспечению и их классификация.

    Правоотношения по социальному обеспечению - это урегули­ рованные нормами права фактические отношения по поводу пре­доставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими ли­ цами, имеющими на них право.

    В зависимости от характера право реализации правоотношения принято разделять на материальные, процедурные и материаль­ные. Основу системы правоотношений по социальному обеспе­чению составляют материальные правоотношения.

    Все эти правоотношения являются относительными, посколь­ку правами и обязанностями в них наделены оба субъекта.

    По видам обеспечения правоотношения по социальному обес­печению классифицируются следующим образом:

      пенсионные,

      по поводу пособий и компенсационных выплат,

      по поводу социального обслуживания.

    Правоотношения по поводу пособий и компенсационных вы­плат включают в себя отношения, возникающие в связи с пред­ставлением того или иного вида пособий (по временной нетрудо­способности, по безработице и др.) или компенсационных выплат (по уходу за ребенком до полутора лет, неработающим трудоспо­собным гражданам, осуществляющим уход за престарелым или инвалидом I группы и др.).

    Правоотношения по поводу социального обслуживания делят­ся на виды в зависимости от содержания той или иной социаль­ной услуги (медико-социальное обслуживание бесплатно или на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населе­ния и др.).

    2. Основные элементы правоотношений в сфере социального обеспечения

    К элементам правоотношений относятся субъекты, объекты и содержание урегулированного нормами права общественного отношения.

    Субъекты материальных правоотношений по социальному обеспечению - это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.

    К числу граждан относятся лица, достигшие пенсионного воз­раста, инвалиды, работники определенных профессий, временно нетрудоспособные, родители с детьми, безработные, женщины-работницы, ушедшие в отпуск по беременности и родам, вынуж­денные переселенцы и беженцы, другие лица, имеющие право на социальное обеспечение.

    В качестве государственных органов-субъектов правоотноше­ний по социальному обеспечению выступают органы социальной защиты населения, образования, государственной службы заня­тости, пенсионные службы Министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, органы юстиции, суды.

    Кроме государственных органов, субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются работодатели, которые предоставляют работникам социальную помощь на основании локальных нормативных актов.

    Объектом данных правоотношений является определенное ма­териальное благо, по поводу которого они возникают.

    В каждом конкретном случае - это определенный вид соци­ального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).

    Пенсии являются родовым объектом правоотношений по со­циальному обеспечению. Объектами видовых пенсионных право­отношений признаются, во-первых, трудовые (страховые) пен­сии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; во-вторых, социальные пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

    Пособия назначаются с целью краткосрочного замещения ут­раченного по уважительной причине заработка либо с целью со­циальной поддержки. Следовательно, в отличие от пенсии про­должительность выплаты пособий ограничена заранее известным сроком. Поэтому в зависимости от сроков выплаты пособия де­лятся на единовременные (например, при рождении ребенка), ежемесячные (например, ежемесячное пособие по безработице) и периодические (например, пособие по временной нетрудоспо­собности).

    Следующий объект правоотношений по социальному обеспе­чению - компенсационные выплаты.

    Они могут служить основным источником средств существо­вания (например, компенсационные выплаты лицу, осуществ­ляющему уход за престарелым или инвалидом I группы) либо назначаться в качестве дополнительной социальной помощи (на­пример, пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары).

    Услуги в области социального обеспечения также являются объектом рассматриваемых правоотношений. Виды услуг под­разделяются на полезные действия (медобслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление причи­ны и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и др.) и натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства, - в домах ночного пребыва­ния; безнадзорных подростков - в детских приемниках-распределителях и др.).