Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Правотворчество особенности основные формы и принципы. Виды правотворчества. к.и.н., начальник кафедры теории и истории

    Правотворчество особенности основные формы и принципы. Виды правотворчества. к.и.н., начальник кафедры теории и истории

    1. Понятие и принципы правотворчества

    Правотворчество - это деятельность, прежде всего госу­дарственных органов по принятию, изменению и отмене юри­дических норм.

    Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного само­управления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на рефе­рендумы.

    Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащих­ся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совер­шенствовании старых.

    Правотворчество характеризуется тем, что:

    представляет собой активную, творческую, государствен­ную деятельность;

    основная его продукция - юридические нормы, воплощаю­щиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого - в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических пре­цедентах);

    это важнейшее средство управления обществом, здесь фор­мируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

    уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.

    Правотворчеству присущи следующие принципы:

    научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т. п.);

    профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди; юристы, управленцы, экономисты и другие);

    законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзакон­ных актов);

    демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институ­тов в обществе);

    гласность (означает открытость, "прозрачность" правотвор­ческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

    оперативность (предполагает своевременность издания нор­мативных актов);

    Следовательно, принципы правотворчества - это осново­полагающие идеи, руководящие начала деятельности, связан­ной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

    2. Виды правотворчества

    Правотворчество - богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения.

    В зависимости от субъектов правотворчество подразделя­ется на такие виды, как:

    1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

    2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

    3) правотворчество отдельных должностных лиц (напри­мер, Президента, министра);

    4) правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

    5) правотворчество общественных организаций (например,профсоюзов).

    В зависимости от значимости правотворчество делится на:

    1) законотворчество (правотворчество высших представи­тельных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, при­нимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

    2} делегированное правотворчество (нормотворческая дея­тельность органов исполнительной власти, прежде всего прави­тельства, осуществляемая по поручению парламента);

    3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права при­нимаются и вводятся в действие структурами, не относящими­ся к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями пред­приятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридиче­ские нормы необходимо принимать на уровне законотворчест­ва. Есть целый спектр ситуаций, когда достаточно уровня под­законных актов, нормативных договоров и т. п. Кроме всего про­чего подзаконное правотворчество характеризуется большей опе­ративностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей ком­петентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вме­сте с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрач­ностью" процесса принятия нормативных актов, с их громозд­костью.

    3. Понятие и стадии законотворчества в РФ

    Законотворческий процесс - главная составная часть пра­вотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие за­конов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

    Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

    1) законодательная инициатива - закрепленное в Консти­туции РФ право определенных субъектов внести предложение о принятии закона, соответствующий законопроект в законода­тельный орган. Право законодательной инициативы порождает
    у последнего, обязанность рассмотреть предложение и законо­проект, но принять или отклонить его -- право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Кон­ституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федера­ции, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная ста­дия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносят­ся на всенародное обсуждение;

    3) принятие закона, что достигается с помощью двух меха­низмов голосования (простым большинством и квалифициро­ванным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

    а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются приня­тыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от обще­го числа депутатов Государственной Думы);

    6) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ "фе­деральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

    в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение четырна­дцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

    4) опубликование закона (как правило, федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы подлежат офици­альному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

    4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

    Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на при­роду действующих законов и подзаконных актов, которые по­рой могут противоречить друг другу. Поэтому прежде чем об­щественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.

    Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения уста­ревших и неэффективных норм права, разрешения юридиче­ских конфликтов, ликвидации пробелов.

    Выделяют такие виды систематизации, как;

    1) инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов со­храняет свое самостоятельное юридическое значение. Принци­пы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпора­ция - самый простой вид систематизации. Она подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести
    Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и
    т. п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, напри­мер, в суде;

    2) консолидация - объединение нормативных актов без из­менения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нор­мативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность консолидации состоит в том, что она являет­ся "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе чер­ты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возмож­ность кодификации;

    3) кодификация - объединение нормативных актов в еди­ный, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ведения, обеспечивается их согласованность, логичность. По­этому кодификация - и способ правотворчества, и наиболее
    сложный, трудоемкий вид систематизации. Кодификация зако­нодательства может быть всеобщей (когда переработке подвер­гается значительная часть законодательства), отраслевой (за­трагивает нормы определенной его сферы), специальной (за­трагивает нормы какого-либо правового института). Кодифика­ция предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс,

    в-третьих, кодифицированный акт выступает основ­ным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

    5. Юридическая техника

    Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, приме­няемая в целях обеспечить их совершенство и повысить эф­фективность.

    Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

    Юридическая техника призвана структурировать право­вой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно степень развития юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного обще­ства.

    К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из опреде­ленного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.).

    К техническим правилам относят:

    1) ясность и четкость, простоту и доступность языка пра­вовых актов;

    2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, кон­кретности с требуемой абстрактностью выражения соответст­вующих правовых предписаний;

    3) последовательность в изложении юридической инфор­мации;

    4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

    К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т. п.), струк­турную организацию правового акта (вводная часть - преамбу­ла, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, частей, пунктов и т. д.).

    В качестве критериев, позволяющих классифицировать правотворчество, служат:

    • · Субъекты правотворчества, то есть орган или лицо, которое вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
    • · Процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
    • · Формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

    Исходя из этих критериев, выделяют следующие виды правотворчества:

    • · Законотворчество;
    • · Правотворчество органов исполнительной власти;
    • · Правотворчество органов местного самоуправления:
    • · Непосредственное правотворчество граждан;
    • · Договорное правотворчество;
    • · Локальное правотворчество.

    Законотворчество - это процесс создания законов. В зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности, законотворчество можно подразделить на:

    • · Принятие закона Российской Федерации;
    • · Принятие федерального конституционного закона;
    • · Принятие федерального закона;
    • · Принятие закона субъекта Российской Федерации.

    Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая имеет ряд стадий. Законотворческая деятельность осуществляется только законодательным (представительным) органом. В сравнении с другими видами правотворчества законодательный процесс самый продолжительный и задействует наибольшее количество участников.

    Правотворчество органов исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. К данному виду правотворчества можно отнести также деятельность Президента Российской Федерации по изданию правовых актов. На уровне субъектов Российской Федерации также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет стадий однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган сам определяет порядок подготовки согласования рассмотрения проектов актов их принятия и подписания.

    Президент России на основе Конституции РФ и законов издает указы причем они могут быть как нормативного так и ненормативного (индивидуального оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления отнесенные к ведению Федерации. По вопросам своей компетенции оно издает постановления.

    Полномочия министерств в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации и распространяется на вверенную им сферу деятельности. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы, в целом органами исполнительной власти издаются инструкции, правила, постановления, положения. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

    В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

    Основы правотворчества органов местного самоуправления заложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детальное регулирование этого вида правотворчества осуществляется законами субъектов Федерации о местном самоуправлении, уставами органов местного самоуправления.

    Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решения гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органами или непосредственно исходя из интересов населения на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

    Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционном законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.

    Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

    • · Оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
    • · В референдуме учувствуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
    • · Итоги референдума не подлежат какому0либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
    • · Подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главное цели - обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

    Договорное правотворчество - это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида - согласование интересов сторон.

    Примером нормативного договора является Федеративный договор, ставший правовой базой для создания Российской Федерации. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями в составе Российской Федерации (ее субъектами) и самой Федерацией. Практикуется заключение соглашений по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее субъектами. Имеется форма международных договоров.

    Локальное правотворчество - это создание различными коллективами, организациями актов, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, устанавливающих права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и другие акты. Трудовым кодексом РФ ст. 13 установлено, что локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этих организаций.

    Стоит отметить, что это не единственная классификация видов правотворчества.

    По виду власти можно выделить правотворчество органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    В зависимости от уровня действия правотворческих актов можно выделить правотворчество, осуществляемое:

    • 1. на международно-правовом уровне;
    • 2. на общегосударственном уровне;
    • 3. на региональном уровне;
    • 4. на местном уровне (муниципальное правотворчество);
    • 5. на локальном уровне (уровне юридического лица).

    По виду правотворческого акта выделяется:

    • 1. конституционное правотворчество;
    • 2. законотворчество;
    • 3. подзаконное нормотворчество
    • 4. прецедентное правотворчество;
    • 5. договорное правотворчество.

    В зависимости от того, осуществляется принятие правового акта одним субъектом или несколькими, можно выделить:

    • 1. индивидуальное правотворчество;
    • 2. совместное правотворчество, когда несколько субъектов участвуют в принятии правотворческого акта (например, совместные постановления, содержащие нормы права).

    По основаниям принятия правотворческого решения можно выделить:

    • 1) казуальное правотворчество, когда возникает необходимость разрешения конкретного юридического дела или группы дел и это требует принятия, изменения или отмены соответствующей нормы права. Ярким примером может служить прецедентное правотворчество;
    • 2) абстрактное правотворчество, когда принятие, изменение или отмена соответствующей нормы права не вызвана необходимостью разрешения конкретного юридического дела.

    Можно выделить и другие классификации правотворчества, в частности по уровням системы права, по преобладающей функции (позитивное и негативное правотворчество). Позитивное правотворчество направлено на принятие и изменение действующих норм права. Негативное правотворчество - на отмену действующих норм права. Но, как правило, негативное правотворчество в чистом виде не встречается, исключение составляют акты конституционного суда, отменяющие действующие нормы права.

    Правотворчество - это вид государственной деятельноcmи, на­правленной на создание права. В процессе правотворчества происхо­дит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.

    Право может быть создано только государством или другими субъ­ектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.

    В государственно-правовой истории использовались различные формы права, и это зависело от выбора способов его создания. Можно выделить два основных способа создания права: государственные орга­ны сами создают (изменяют) право; государство объявляет правом то, что создается другими субъектами. К последнему относится санкцио­нирование государством обычая, в результате чего он становится пра­вовым обычаем. К такому же способу правотворчества относится санк­ционирование государством религиозных норм в качестве правовых. Превращение религиозных норм в правовые возможно только с санк­ции государства и имеет немало особенностей, связанных с этапами истории и с различными регионами.

    В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государ­ства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты - решения по кон­кретным делам, - правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридичес­ких норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществ­ляется органами государственной власти и управления.

    В перечне факторов влияния на формирование права и непосредст­венно на правотворческую деятельность очень важную роль играет правосознание. Оно существует как социальное явление, которое не ог­раничено правотворчеством, но составляет обязательный его элемент. Правосознание только участников правотворческой деятельности го­сударственных органов способно получить оформление вправе.

    Правотворчecтвo - это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет воз­водимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.

    Таким образом, содержанием правотворчества (нормотворчества) является образование права, его закрепление в документах. Ключевое значение имеет то, что без участия государства ни один документ обще­ ственной организации или выраженная на референдуме воля народа не приобретают качества формы права. Никакая общественная органи­зация самостоятельно не может наделить себя правотворческими пол­номочиями. Их реализует только государство.

    Предоставление государством возможности правотворчества дру­гим субъектам, по сути, является особым путем государственного учас­тия в этом процессе, разрешением такого способа выражения государ­ственной воли вправе.

    Таким образом, при любых способах создания права правотворче­ство зависит отгосударства, поэтому право - всегда продукт государст­венной деятельности.

    Правотворчество - это такая правовая форма государственной дея­тельности, которая состоит в принятии уполномоченными государст­венными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений обустановлении, изменении или отмене норм права и юри­дических пределов их действия.

    Правотворчество, которое является одной из правовых форм госу­дарственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.

    Другие право вые формы государственной деятельности имеют про­изводный от правотворчества характер, так как они связаны с праворе­ализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и яв­ляется правореализующей деятельностью.

    Все перечисленные формы правовой деятельности государствен­ных органов (правотворческая, исполнительная и правоохранитель­ная) отражают разные способы государственной деятельности в орга­низации общественной жизни, решают разные задачи.

    Цель правотворчества - создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикцион­ной) деятельности - реализация права.

    Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм госу­дарственной деятельности, а именно:

    Правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;

    Оно создает правовую основу для иных видов правовой государст­венной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.

    Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах дея­тельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться со­держанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотвор­ческой деятельности, являются нормативными правовыми актами ­формой права.

    Правильное понимание правотворчества, его актов имеет не только теоретическое значение. Оно необходимо для ориентации во всех пра­вовых формах и актах государственной деятельности.

    Правотворчество - это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.

    Возникновение социальной потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений обязательно предшествует правотворчеству, вызывает в нем необходимость. Правотворчество ­это процесс, в котором удовлетворяется определенная социальная по­ требность, происходит юридическое оформление условий ее обеспече­ния.

    Правотворчество осуществляется как юридически оформленная процедура. Правовая регламентация правотворческого процесса зави­сит от уровня правовой культуры в стране, от правотворческого органа, устанавливающего порядок в нормотворчестве - процедуру. Учитывая важность принятия нормативных правовых актов высшими органами власти, конституция закрепляет наиболее существенные стороны зако­нодательного процесса.

    Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах , к числу которых можно отнести следующие: демократизм и глас­ность правотворчества; профессионализм; законность; научный харак­тер; связь с правоприменительной практикой.

    1. Демократизм и гласность правотворчества . Суть принципа заклю­чается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, глас­ности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от ке­лейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государст­венной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является референ­дум.

    2. Профессионализм правотворчecтвa . Этот принцип прямо и непо­средственно связан с качеством правотворчества, эффективностью ме­ханизма принятия государственных решений. К такого рода деятельно­сти должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социо­логи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетан­тизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

    3. Законность правотворчеcтва . В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготов­ке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. За­конность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию пра­вовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам между­народного права.

    4.Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правопримени­тельной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к то­му, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

    Для выявления этих параметров используются различные социаль­но-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предпи­сания будут обоснованными и эффективными.

    Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный ор­ган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффек­тивности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие по­требности.

    С учетом субъектного состава органов можно выделить три разно­видности правотворческой деятельности: правотворчество государст­венных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санк­ционированное правотворчество; народное правотворчество (рефе­рендум).

    Правотворчество государственных органов представляет собой та­кую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законода­тельства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества госу­дарственных органов могут быть законы и различного рода подзакон­ные акты (указы Президента, постановления правительства, инструк­ции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

    Создается государством в лице его соответствующих органов, и прежде всего законодательных. В данной главе речь идет о создании позитивного права. А это и есть правотворчество, которое служит начальным этапом жизни права.

    По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.

    Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

    Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

    Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

    В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

    Такого рода правотворчество в юридической литературе нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова . Данным понятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.

    Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова» . В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование» .

    Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

    Законотворчество и правотворчество

    Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

    В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

    Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

    Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реапизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».

    Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

    В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

    Принципы правотворчества

    Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов.

    Демократизм . Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

    Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.

    Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

    Законность . Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

    Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России (подробнее об этом будем говорить ниже).

    Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

    Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.

    Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т. д.

    При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. д.

    Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

    Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

    Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

    Функции правотворчества

    Правотворчество выполняет следующие функции:

    • обновление нормативного материала;
    • восполнение пробелов в праве;
    • упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

    Принципами правотворчества выступают:

    1. научность . При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;

    2. демократизм . Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;

    3. законность . Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;

    4. профессионализм . Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;

    5. системность . Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;

    6. четкая дифференциация правотворческих полномочий . Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;

    7. гласность . Означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;

    8. оперативность . Предполагает своевременность издания нормативных актов.

    Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

    Виды правотворчества

    Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

    В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды , как:

    • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
    • правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
    • правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
    • правотворчество органов местного самоуправления;
    • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
    • правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

    В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее , так и особенное . Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

    Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

    Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

    • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
    • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
    • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

    В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

    В зависимости от значимости правотворчество делится на:

    1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

    2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

    3. правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

    К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др.

    Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.

    Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями законов. Кроме этого, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов.

    Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях.

    Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.

    В последнее время становится все более ясно, что недостаточный
    учет требований профессионализма в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших законодательных государственных органов. Человек без специальной
    подготовки не берется ремонтировать сложную радиоэлектронную аппаратуру. Общественные отношения, как известно, не менее сложная сфера, чем любая техническая. Однако законотворчеством готовы заниматься даже люди, не обладающие элементарными правовыми знаниями. Поэтому слабая правовая культура законодателей сказывается на качестве принимаемых нормативно-правовых актов. Кроме того, депутаты попадают в большую зависимость от аппарата парламента, в котором, как правило, работают профессионалы. При этом нарушается один из основных принципов законодательной власти, которая должна быть представительным
    органом.

    Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.


    Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей.

    Научность и планомерность правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями.

    Принцип оперативности предполагает своевременность издания нормативных актов.

    Формы правотворчества:

    Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

    Издание нормативно-правовых актов отдельными должностными лицами;

    Правотворчество избирательного корпуса в ходе референдумов;

    Формирование юридического прецедента;

    Заключение нормативных договоров;

    Правотворчество органов местного самоуправления;

    Правотворчество руководителей предприятий, организаций (локальное);

    Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.

    Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.

    В теоретическом плане законодательный процесс – это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов.

    Обязательному рассмотрению парламентом подлежат те законопроекты, которые вносятся органами или должностными лицами, обладающими правом законодательной инициативы. В России этим правом обладают глава государства, палаты парламента, правительство, группы депутатов, законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ (Ст. 104 Конституции РФ).

    Ограничение числа субъектов права законодательной инициативы имеет целью не допустить перегрузки законодательных органов множеством второстепенных законопроектов. Поэтому право законодательной инициативы предоставляется только основным, наиболее компетентным органам.

    Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов.

    В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закреплена и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

    Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов.

    Подготовительный процесс включает в себя:

    Принятие концептуального решения о подготовке того или иного нормативного акта;

    Определение круга факторов, способствующих (препятствующих) подготовке и принятию конкретного нормативного акта;

    Выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса;

    Прогнозирование возможных позитивных и негативных последствий реализаций требований и установок, содержащихся в предлагаемом нормативно-правовом акте (экономические, социальные, политические, юридические, финансовые и др.);

    Разработку самого текста юридического документа;

    Обсуждение текста в заинтересованных структурах;

    Отзывы ученых в области права.

    Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой, акт должен в максимальной степени отражать и учитывать:

    Материальные условия жизни членов общества;

    Уровень развития экономики;

    Формы собственности;

    Соотношение различных социальных и политических сил;

    Степень политической активности различных политических партий и движений;

    Состояние отношений между различными нациями и народностями;

    Характер взаимоотношений с другими государствами.

    Для решения этих задач законодатель при подготовке нормативно-правового акта стоит перед необходимостью:

    Исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений;

    Выявления и тщательного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом;

    Проведения сравнительного анализа подготовленной правовой нормы с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств;

    Постановки и проведения в случае необходимости социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений;

    Определения характера взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной правовой системы;

    Проведения иных подготовительных действий.

    Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий наступает первая стадия законотворческого процесса, т. е. вынесение проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

    Стадии законодательного процесса (на примере РФ):

    Внесение проекта закона на рассмотрение представительного органа;

    Обсуждение проекта закона;

    Принятие закона: принятие закона Государственной думой и его одобрение Советом Федерации;

    Обсуждение проекта закона на пленарном заседании палаты начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законо-проект. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью
    специальных положений и регламентов. Согласно регламенту Государственной думы России представленные законопроекты обсуждаются в трёх чтениях:

    В первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. На комиссию (комитет) возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его для второго чтения;

    Во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;

    Принятие закона осуществляется палатами Федерального собрания РФ. Федеральные законы принимаются большинством голосов (50 % + 1 голос) от общего числа депутатов Государственной думы.

    Российский парламент построен по принципу бикамерализма, поэтому проекты рассматриваются каждой палатой раздельно. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % депутатов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

    Для принятия федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации.

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам:

    Федерального бюджета;

    Федеральных налогов и сборов;

    Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    Ратификации и денонсации международных договоров РФ;

    Статуса и защиты государственной границы РФ;

    Войны и мира.

    Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту, и в течение 14 дней он должен его подписать. Если президент использует предоставленное ему право вето, то Совет Федерации и Государственная дума, каждый в отдельности, могут преодолеть вето президента, повторно рассмотрев в ранее принятой редакции федеральный закон и приняв его двумя третями голосов каждой из палат. В этом случае законопроект подлежит подписанию президентом в течение семи дней после поступления.

    Проверки правильности процедуры принятия закона;

    Подписания закона главой государства;

    Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании в течение семи дней после подписания президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.