Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Правовой статус и полномочия местного самоуправления. Основы правового статуса местного самоуправления в рф. Выходные данные сборника

    Правовой статус и полномочия местного самоуправления. Основы правового статуса местного самоуправления в рф. Выходные данные сборника
  • 1. Понятие и сущность механизма административно-правового регулирования
  • 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм как элементов механизма административно-правового регулирования.
  • Реализация административно правовых норм.
  • 3. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений как элементов механизма административно-правового регулирования.
  • Раздел II. Субъекты административного права. Граждане.
  • Правовая основа гражданства Российской Федерации.
  • 2. Административно-правовой статус граждан.
  • 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 4. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан.
  • 5. Обращения граждан.
  • 6. Административно-правовой статус иностранных граждан
  • Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления).
  • 2. Виды органов исполнительной власти.
  • 3. Система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
  • 4. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти
  • 5. Правительство рф и его место в системе органов исполнительной власти.
  • 6. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 7. Общие принципы и основы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов рф.
  • 8. Структура и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 9.Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
  • 10. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • Государственная служба и государственные служащие.
  • 1. Понятие, система и виды государственной службы и государственных должностей.
  • 2. Понятие и виды государственных служащих.
  • 3. Административно-правовой статус государственных служащих.
  • 4. Поощрения и ответственность государственных служащих.
  • 5. Прохождение государственной службы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права
  • 1. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений.
  • 2. Некоммерческие организации
  • 3. Понятие и виды общественных объединений.
  • 4.Административно-правовой статус общественных объединений
  • 5.Административно-правовой статус религиозных объединений.
  • Раздел III. Административно-правовые формы и методы. Формы государственного управления
  • 1. Понятие и виды административно-правовых форм.
  • 2. Понятие и юридическое значение административно-правовых актов управления.
  • 3. Виды правовых актов управления.
  • 4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 5. Административно-правовой договор.
  • Методы государственного управления
  • 1. Понятие и виды административно-правовых методов.
  • 2. Сущность и виды мер административного принуждения.
  • 3. Меры административного предупреждения.
  • 4. Меры административного пресечения.
  • Раздел IV. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные правонарушения
  • 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • 2. Понятие и признаки административного правонарушения.
  • 3. Юридический состав административного правонарушения.
  • 4. Виды административных правонарушений.
  • Административная ответственность
  • 1. Понятие и основные черты административной ответственности.
  • 2. Административная ответственность предприятий, организаций и учреждений.
  • 3. Дисциплинарная ответственность.
  • 4. Материальная ответственность.
  • Административные наказания.
  • 1. Понятие и виды административных наказаний.
  • 2. Назначение административного наказания.
  • 3. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать наказания (ст. 22.1 – 23.1)
  • 4. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • Раздел V. Административный процесс и административное производство. Административный процесс.
  • 1. Понятие и основные черты административного процесса.
  • 2. Стадии и принципы административного процесса.
  • 3. Сущность и виды административно-процедурного процесса (производства).
  • Административное производство.
  • 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции.
  • 2. Понятие и виды административных производств.
  • 3. Производство по жалобам граждан.
  • 4. Производство по делам о дисциплинарных проступках.
  • Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  • 5. Стадии производства по делам об административном правонарушении.
  • Раздел VI. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 1. Сущность обеспечения законности.
  • 2. Государственный контроль и его виды.
  • 2.1. Контроль представительных органов.
  • 2.2. Президентский контроль.
  • 2.3. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
  • 2.4. Судебный контроль.
  • 3. Прокурорский надзор.
  • 4. Административный надзор.
  • 5. Общественный контроль.
  • Раздел VII.
  • 2. Правовой режим чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Правовой режим чрезвычайного положения.
  • 2.2. Режим военного положения.
  • 3. Режим особого положения.
  • 1) Режим государственной границы.
  • 2) Режим государственной тайны.
  • 10. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (п.1 ст. 130).

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

    Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решения населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления, вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2. ст. 1, ФЗ).

    Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и(или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 ФЗ). Субъектами административно-правовых отношений они становятся с момента государственной регистрации их устава.

    В качестве субъектов административного права они выступают, прежде всего, в системе взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, полномочия которых в области местного самоуправления определены Федеральным законом.

    При этом органы местного самоуправления могут выступать как объектами государственного управления, так и его субъектами. Например, в соответствии со ст. 5 ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

      определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

      правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности Федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

      правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

      правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Федеральные органы государственной власти могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

    Аналогичные полномочия в области местного самоуправления Федеральный закон представляет органам государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц они могут осуществлять также по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. 1 ст.6 ФЗ).

    Федеральный закон определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Эти полномочия устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам местного значения.

    При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    В случае выявления нарушения требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений обязательные для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 20, 21 ФЗ).

    В каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1966 г. №7 – ФЗ. «О некоммерческих организациях», применяемый к ассоциациям (п. 1 ст. 66 ФЗ).

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, в том числе административную, перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 ФЗ).

    По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Такие же акты могут приниматься по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение их граждане, руководители организации, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления несут юридическую ответственность (ст. 7 ФЗ), очевидно в том числе административную.

    Статьи Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющие административно-правовой статус органов местного самоуправления, вступает в силу с 1 января 2006 г.

    Однако в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 132) «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка (ч. 1 ст. 132), организационной и правовой основой которого является административное право.

    Нормативные акты и литература

      Конституция Российской Федерации. М., 1993.

      ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (с изм. и доп., внесенны­ми ФЗ от 31 декабря 1997 г./УСЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1.

    Ст. 1). и ФКЗ о внесении изменений в федеральный конституционный закон,О правительстве Российской Федерации от 19.06.04 №4- ФКЗ,

      ФЗ от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (СЗ РФ. 1999 г. № 26. Ст. 3176; 2002. №21. Ст. 1915).

      ФЗ от 6 октября 1996 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. и доп. //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 30. Ст. 3024).

      Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв.. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849//СЗ РФ. 2000. № 20. Ст.2112; № 26, Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2000. №6. Ст. 551).

      Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».Р г от 11.03.04.

      Указ Президента РФ от 20 мая 2004, №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Р Г от 22.05.04.

    9.Регламент Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Р г от 8.06.04.

    10.Положение об Аппарате Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 Р г от 8.06.04.

    11.Постановление Правительства РФ «Об образовании Президиума Прави­тельства РФ» от 1 октября 1998 г. № 1145//СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5021.

    12.Типовое положение о юридической службе федерального органа испол­нительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. №207. //СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307).

    13.Устав города Москвы (утв. Законом города Москвы от 13 июля 2001 г. №32//газета «Тверская, 13». 2001 г. 15-21 августа).

    14. ФЗ от 5 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ»

    15.ФЗ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ РФ. 1998: № 2. Ст. 224; 2002. № 16. Ст. 1499).

    16.Учебники и учебные пособия по административному праву.

    17.Комментарий к Конституции РФ (под ред. проф. В.В.Лазарева). М., 2001.

    18.Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998.

    19.Комментарий к ФКЗ «О Правительстве РФ» (под ред. Л.А. Окунькова).М., 1999.

    20.Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

    21.Фролов Г. И, Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.

    Система государственного управления Наумов Сергей Юрьевич

    5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления

    Конституция Российской Федерации в качестве одного из способов осуществления власти народом наряду с органами государственной власти закрепляет органы местного самоуправления, что позволяет сделать вывод об их паритетном (равном) участии в решении государственных задач.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет органы местного самоуправления в качестве самостоятельных (негосударственных) органов, наделенных властными полномочиями на решение вопросов местного значения. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

    а) не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции (в соответствии со ст. 12 Конституции РФ);

    б) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции РФ).

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко определяет систему органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы:

    1) представительный орган муниципального образования;

    2) глава муниципального образования;

    3) местная администрация;

    4) контрольный орган муниципального образования;

    5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

    Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

    Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. С учетом исторических традиций, национальных особенностей, политических интересов представительный орган местного самоуправления может иметь различные наименования. Наиболее часто на практике встречаются следующие названия: дума, совет, муниципальный совет, собрание, собрание представителей, сход, съезд, рада, курултай, джирге и т. п.

    Представительный орган занимает особое место в системе органов местного самоуправления благодаря своей исключительной компетенции. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Исполнительные органы местного самоуправления - органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия). Местная администрация (лат. administratio - управление, руководство) - исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции:

    1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;

    2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение;

    3) управление муниципальной собственностью;

    4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

    Глава местной администрации либо назначается на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса, либо избирается на муниципальных выборах, и в этом случае он одновременно является главой муниципального образования.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления. Действующее законодательство предусматривает два способа избрания главы муниципального образования. Если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, то он либо входит в состав представительного органа и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания главы муниципального образования из числа депутатов представительного органа местного самоуправления он является его председателем.

    Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия:

    1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

    2) подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления;

    3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

    4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа местного самоуправления.

    Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализован принцип разделения властей. В отличие от органов государственной власти деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности жителей. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.

    Таким образом, органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; паритетные способы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное.

    Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую организационно-правовую и финансово-экономическую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают управленческие решения и обеспечивают контроль за их выполнением.

    Естественно, о полном равенстве между муниципальными и государственными органами говорить нельзя, так как они отличаются компетенцией. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах своих полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Кроме того, органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу и т. д.

    Из книги Арбитражный процессуальный кодекс РФ автора Законы РФ

    Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в

    Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

    Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

    Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством,

    Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

    Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных

    Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

    Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими

    Из книги автора

    Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного

    Из книги автора

    Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

    Из книги автора

    Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления 1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и

    Из книги автора

    1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а

    Из книги автора

    4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического лица образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования. Высшие

    Из книги автора

    3.5. Организационно-правовой статус государственных органов особой компетенции Многообразие органов государственной власти привело к появлению специализированных органов, реализующих особые функции, но не входящих ни в одну из ветвей власти.Такими органами являются

    Из книги автора

    26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

    Из книги автора

    Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 1. В ч. 1 ст. 53 говорится о праве государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, возбуждать от своего

    Из книги автора

    Вопрос 236. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в защиту публичных интересов. Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и

    Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти . Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Термины «муниципальный» и «местный» применяются в отношении органов местного самоуправления , предприятий , учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления, в качестве однородных. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в рамках собственной компетенции являются самостоятельными и независимыми от действий и решений органов государственной власти РФ и субъектов РФ . Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих полномочий.

    В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии суставом муниципального образования . Это значит, что в гражданско-правовых и иных частноправовых отношениях на органы местного самоуправления распространяются нормы российского законодательства, касающиеся юридических лиц. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты , создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Муниципальные органы выступают от имени муниципальных образований и собственными действиями могут приобретать и осуществлять личные неимущественные и имущественные права и обязанности в предпринимательской сфере, выступать в суде в качестве истца или ответчика.

    Наличие органов местного самоуправления, самостоятельных и независимых в своей деятельности от органов государственной власти, является проявлением организационной самостоятельности местного самоуправления. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подразумевается государственная поддержка местного самоуправления: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в

    Ими являются выборные и иные органы местного самоуправ­ления, образуемые в городских, сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определя­ется населением самостоятельно. Определение статуса представитель­ных органов местного самоуправления относится к сфере Конститу­ционного права. Административным правом устанавливается статус органов местного самоуправления, осуществляющих функции управ­ленческого характера.

    Общие правовые основы местного самоуправления, а следова­тельно и его отдельных звеньев, определяются Конституцией Рос­сийской Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,* другими федеральными законами, консти­туциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

    В настоящее время компетенция органов местного самоуправле­ния в конкретных сферах и отраслях деятельности регламентируется также Законом РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправ­лении в РСФСР».

    Важнейшими актами, разрешающими непосредственно принци­пиальные вопросы организации местного самоуправления, являются уставы соответствующих муниципальных образований. Основное со­держание устава муниципального образования определяется Феде­ральным законом об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации, в соответствии с которым в уставе, в частности указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления.

    Концепция правового регулирования местного самоуправления заключается в возможности многообразия организационных форм и статуса его органов в зависимости от конкретных условий. В соот­ветствии с этим органы местного самоуправления подразделяются на а) выборные органы, наличие которых в муниципальных образо­ваниях является обязательным; и б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. В уставах долж­ны определяться наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования и компетенция органов мест­ного самоуправления и т.д. (см. ст. 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации).

    Следует учитывать, что Конституционный Суд Российской Феде­рации в своем постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П обосновал возможность двухуровневой системы местного самоуправления, а так­же то, что на одном и том же уровне одновременно могут существо­вать органы местного самоуправления и органы государственной власти.

    Кроме представительных органов, имеющих исключительные предметы ведения и полномочия, важным субъектом местного самоуп­равления является глава муниципального образования, должность ко­торого может быть предусмотрена в уставе. Глава является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образо­вания. Он избирается гражданами, проживающими на соответствую­щей территории или представительным органом из своего состава.

    Глава муниципального образования наделяется собственной ком­петенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Он может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

    Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.

    Что касается «иных органов местного самоуправления», то вопрос о необходимости и порядкеих создания, об их форме, компетенции и т.д.) решается в рамках местного самоуправления, но указания на этот счет должны содержаться в уставе муниципального образования.

    Органы местного самоуправления наделяются правосубъектностью, в том числе административной, с тем, чтобы облегчить их ста­новление и развитие, которое находится фактически на начальной стадии. Однако детальное регламентирование местного самоуправле­ния несовместимо с его природой и целями.

    Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что:

    а) они отделены от государства, не входят в систему органов госу­дарственной власти, взаимодействуют с ними на основе законов;

    б)их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены законами.

    Более того, органы государственной власти Российской феде­рации и ее субъектов наделены достаточно широкими полномочиями в области местного самоуправления. Эти полномочия нацелены на решение вопросов формирования правовых основ местного самоуправления, укрепление правопорядка в его системе, а также гарантий мес­тного самоуправления. В частности, органы государственной власти Российской Федерации вправе принимать и изменять законы об общих принципах организации местного самоуправления; наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями и т.д. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации мо­гут принимать и изменять законы о местном самоуправлении; наде­лять органы местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации и т.д.;

    в) реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других правовых актах, они могут вступать в различные, в том числе административно-правовые отношения.

    Органы местного самоуправления управляют муниципальным хо­зяйством, распоряжаются имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывают местный бюджет, обеспечивают его исполнение и выполняют другие исполнительно-распорядительные функции.

    Характер полномочий органов местного самоуправления, закреп­ленных федеральным законом об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» позволяет сделать вы­вод, что современный статус этих органов характеризует их во многом в качестве государственных. Не могут быть иными, кроме как госу­дарственными, например, полномочия органов местного самоуправ­ления принимать решения, обязательные для исполнения всеми рас­положенными на территории муниципального образования предприя­тиями, учреждениями и организациями независимо от их организаци­онно-правовых форм; издавать правовые акты; осуществлять госу­дарственную регистрацию предприятий, предоставлять налоговые и иные льготы и преимущества предприятиям; применять меры административной ответственности; устанавливать местные налоги и сборы и т.п. Все это непременные атрибуты государственности.

    Является тот или иной орган государственным или негосударственным определяется не формальным декларированием этого, а сущ­ностью его полномочий. Значительный объем полномочий органов ме­стного самоуправления имеет государственно-правовой характер.

    В принципе такое положение отнюдь не противоречит закону. В соответствии с Федеральным законом об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы" местного самоуправления.

    Однако делегированное правомочие издавать правовые акты ка­сается не отдельных вопросов, а всех, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

    В соответствии с вышеназванным законом органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принима­ют (издают.) правовые акты. Их наименование и виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Феде­рации. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их офи­циального опубликования (обнародования).

    В дальнейшем статус органов местного самоуправления будет уточняться законами субъектов Российской федерации о регулирова­нии осуществления местного самоуправления, принятие которых пре­дусматривается Законом об общих принципах организации местного самоуправления;

    г) органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полно­мочиями с передачей для их осуществления материальных и финансо­вых средств.

    Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Однако государственное влияние на органы местного самоуправ­ления к этому не сводится. Они функционируют в соответствии с тре­бованиями законности и в режиме общего правопорядка, должны под­чиняться общеобязательным правилам, а надзор и контроль за ними осуществляют государственные органы (по вопросам экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.);

    д) Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы мест­ного значения, владения, пользования и распоряжения муниципаль­ной собственностью;

    е) общие принципы и гарантии местного самоуправления, уста­новленные Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти. Местное самоуправление гарантируется пра­вом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федераль­ными законами.

    Федеральный закон об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации к числу гарантий относит особый порядок отмены и признания недействительными актов органов мест­ного самоуправления, а также актов, нарушающих права местного са­моуправления.

    Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами их принявшими либо признаны недействительными по решению суда.

    Судом могут быть признаны также недействительными акты го­сударственных органов и государственных должностных лиц, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления.

    Упомянутый закон предусматривает возможность участия насе­ления в осуществлении местного самоуправления в форме терри­ториального общественного самоуправления. Его суть проявляется в том, что: оно организуется на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, а составляющих часть этой терри­тории (микрорайон, квартал, улица); по месту жительства граждан; для самостоятельного и под свою ответственность осуществления соб­ственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального мест­ного самоуправления.

    Понятие органов местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    В соответствии с Конституцией, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами:

    1) путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления;

    2) через выборные и другие органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления - муниципальные органы - это наделенные полномочиями органы по непосредственному, оперативному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности местного значения.

    Виды органов местного самоуправления. Органами местного самоуправления в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях) и других муниципальных образованиях, устанавливаемых субъектами Российской Федерации, являются: выборные органы, образуемые в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

    Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования.

    В исключительном ведении представительных органов находятся:

    Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

    Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;


    Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов;

    Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

    Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

    В отдельных поселениях уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

    Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установ-

    ленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях этого органа. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

    Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Срок полномочий выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица местного самоуправления.

    Выборные должностные лица местного самоуправления, так же как депутаты и члены выборных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды этих актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определя- ,

    ются уставом муниципального образования. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. А лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

    Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы, осуществления местною самоуправления. К указанным формам относятся: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

    По вопросам местного значения может проводиться соответствующий референдум. Решение о его проведении принимается представительным органом местного управления по собственной инициативе или по требованию населения. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно. Принятое на нем решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

    Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

    Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных

    органов местного самоуправления, выборных должностных лиц

    местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего

    равного и прямого избирательного права при тайном голосова

    нии при обеспечении установленных законом избирательных

    прав граждан. (^

    В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан в порядке, установленном уставом муниципального образования. Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

    Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лица обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Законодательством может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

    Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Указанные органы могут быть юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

    Наряду с указанными выше формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих законодательству.

    Гарантии местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления гарантируется предоставлением им права на судебную защиту, права на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых

    органами государственной власти, а также в связи с неправомерными действиями этих органов. Они обладают правом самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, которая не может быть передана в собственность государства без согласия органов местного самоуправления или без решения суда.

    Решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами (должностными лицами), их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет юридическую ответственность.

    Перечисленные и иные гарантии призваны обеспечить правовыми средствами организационную, материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в реализации возложенных на них задач и функций, в обеспечении защиты прав органов местного самоуправления.

    Наряду с гарантиями законодательство устанавливает ответственность органов местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

    Ответственность перед населением наступает в результате

    утраты доверия населения. Ответственность перед государством

    наступает в случае нарушения органами местного самоуправле

    ния и должностными лицами этих органов законодательства,

    устава муниципального образования. В случае нарушений орган

    государственной власти может обратиться в суд за заключением

    о признании несоответствия деятельности органа местного само

    управления, выборного должностного лица местного самоуправ

    ления законодательству, уставу муниципального образования.

    Заключение суда о признании несоответствия деятельности ор

    гана местного самоуправления законодательству или уставу му

    ниципального образования является основанием для решения

    компетентными органами о прекращении полномочий соответст

    вующего органа местного самоуправления, выборного должност

    ного лица и для назначения новых выборов.

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.