Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Правовой статус исполнительных государственных органов. Понятие, признаки и правовой статус органов исполнительной власти

    Правовой статус исполнительных государственных органов. Понятие, признаки и правовой статус органов исполнительной власти

    Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

    • 1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов -- следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
    • 2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
    • 3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
      • а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
      • б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
      • в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
      • г) единство системы государственной власти;
      • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
      • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
      • ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
      • з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
    • 4. Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
    • 5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
    • 6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
    • 7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
      • а) исполнительно-распорядительная деятельность;
      • б) контрольно-надзорные функции;
      • в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
      • г) нормотворческая деятельность;
      • д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
    • 8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.
    • 9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
    • 10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
    • 11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
    • 12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
    • 13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
    • 14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

    Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

    Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

    В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

    • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
      • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
      • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

    Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

    • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
      • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
      • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

    Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

    • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
      • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
      • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
    • 4. По организационно-правовым формам.
    • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
    • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
    • в) государственные комитеты (республиканские);
    • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
    • д) администрации;
    • е) мэрии;
    • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
    • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
      • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
      • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
      • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
    • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
      • а) коллегиальные органы;
      • б) единоначальные органы.

    В российском законодательстве не содержится определение понятия органа исполнительной власти. В юридической литературе под органом исполнительной власти понимают часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденную самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающую соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властны ми полномочиями и штатом государственных служащих (Ю. Н. Старилов).

    Признаки органов исполнительной власти
    1. Являются частью системы органов государственной власти в РФ.
    2. Это организационно (не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением), функционально (осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности) и юридически (имеет свою компетенцию, закрепленную в соответствующих нормативных правовых актах) обособленное учреждение.
    3. Являются органами государственного управления, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.
    4. Система органов представляет собой сложноорганизованный. разветвленный механизм, строящийся по иерархическому принципу.
    5. Формируются вышестоящими органами, подотчетны и подконтрольны им.
    6. Образование, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти в основном регламентируются нормами конституционного и административного права.

    Общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти
    1. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер. При осуществлении своих полномочий органы и должностные лица обязаны руководствоваться требованиями Конституции РФ, законов и других нормативных правовых актов, должны выполнять их и способствовать их выполнению другими субъектами.
    2. Органы исполнительной власти действуют строго в пределах своей компетенции, могут делать только то, что им прямо предписано соответствующими нормативными правовыми актами.
    3. Обладают относительной юридической самостоятельностью в осуществлении функций исполнительной власти, а также во взаимоотношениях с другими ветвями власти (согласно принципу разделения властей - ст. 10 Конституции РФ).
    4. Наделены государственно-властными полномочиями по изданию (правотворчество) и реализации (правоприменение) правовых норм.
    5. Являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правосубъектностью.
    6. Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, устанавливающими их правовой статус.
    7. В законодательстве предусматривается определенный механизм ответственности за неблагоприятные последствия деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей

    частью современного административного права. Она представ-

    ляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации

    управления» (организационным административным правом), и

    включает такие понятия, как признаки органов исполнитель-

    ной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые

    основы образования, а также их деятельность, реорганизация и

    упразднение (ликвидация).

    Субъекты исполнительной власти осуществляют государ-

    ственное управление в рамках установленной компетенции.

    Исполнительная власть не может быть вне системы органов

    государственного управления, реализующих ее функции и на-

    значение. Организация и деятельность исполнительной влас-

    ти - это организация и функционирование системы ее органов,

    т. е. органов государственного управления, имеющих норматив-

    но установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и не-

    186 Раздел II. Субъекты административного права

    обходимые для работы государственные должности государ-

    ственной службы (управленческий персонал).

    Законодатель не устанавливает понятия органа исполнитель-

    ной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование

    единой системы государственных органов исполнительной вла-

    сти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85,

    ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, фе-

    деральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных

    правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона

    «Об общих принципах организации законодательных (пред-

    ставительных) и исполнительных органов государственной

    власти субъектов Российской Федерации» речь идет о систе-

    ме органов исполнительной власти субъекта РФ. В россий-

    ском законодательстве встречаются несколько терминов, обо-

    значающих, по сути, органы исполнительной власти: «государ-

    ственные оргаиы управления», «исполнительные органы»,

    «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбу-

    лы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполни-

    тельные органы государственной власти субъекта РФ» и «орга-

    ны исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе

    в одном значении).

    Исполнительные органы являются составной частью всякого

    публичного управления, например местного самоуправления.

    Они также осуществляют управленческую деятельность, реша-

    ют задачи управления, реализуют его функции. При этом испол-

    нительные органы государственных учреждений, предприятий,

    негосударственных образований, общественных объединений по

    своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим

    последствиям управленческой деятельности существенно отли-

    чаются от органов государственного управления.

    Орган исполнительной власти - это государственная органи-

    зация, часть системы органов государственной власти в Россий-

    ской Федерации, учрежденная самим государством для испол-

    нения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных

    правовых актов, реализации функций государственного управ-

    ления во всех сферах жизни государства и общества посредством

    использования специальных форм и методов осуществления

    управленческих действий, обладающая соответствующей струк-

    турой, компетенцией, государственно-властными полномочия-

    ми и штатом государственных служащих.

    Глава 9. Органы исполнительной власти 187

    Определяя основные и наиболее существенные признаки

    органа исполнительной власти, характеризующие его админи-

    стративную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следу-

    1. Государственно-правовая природа органов исполнительной

    власти обусловлена конституционным разделением государ-

    ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-

    ную. Наличие в системе государственной власти исполни-

    тельных органов - следствие нормативного закрепления прин-

    ципа разделения властей.

    2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма вы-

    ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-

    ческой реализации функций и задач самой исполнительной

    власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-

    сударственное управление в экономической, социально-куль-

    турной и административно-политической сферах жизни обще-

    3. Работа органов исполнительной власти строится в соот-

    ветствии с такими принципами их деятельности, как:

    а) государственная и территориальная целостность Россий-

    ской Федерации;

    б) распространение суверенитета Российской Федерации на

    всю ее территорию;

    в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на

    всей территории РФ;

    г) единство системы государственной власти;

    д) разделение государственной власти на законодательную,

    исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-

    ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-

    номочий или большей их части в ведении одного органа госу-

    дарственной власти либо должностного лица;

    е) разграничение предметов ведения и полномочий между

    органами государственной власти Российской Федерации и

    органами государственной власти субъектов РФ;

    ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-

    ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

    з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-

    номочий органами местного самоуправления, расположенными

    на территории, где образованы и действуют соответствующие

    органы исполнительной власти.

    188 Раздел II.

    Субъекты административного права

    4. Главная задача органа исполнительной власти - правоис-

    полнителъная деятельность, т. е. исполнение действующих зако-

    нов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение

    их выполнения всеми субъектами права.

    5. Деятельность органов исполнительной власти по своему

    щий, контрольный и распорядительный характер; в результате

    этой деятельности решаются и реализуются государственные

    задачи и функции.

    6. Существует организационная структура органа исполни-

    тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей

    и функциональных структурных подразделений (департаментов,

    отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способст-

    вующих наиболее эффективному осуществлению задач, функ-

    ций и полномочий данного органа. Каждая государственная

    должность замещается государственным служащим, который

    имеет специальный административно-правовой статус (права,

    обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.).

    Совокупность должностей составляет штат органа исполнитель-

    ной власти.

    7. Органы исполнительной власти наделены государством

    особыми государственно-властными полномочиями, которые реа-

    лизуются в специальных правовых формах, отличающихся от

    правовых форм деятельности органов других ветвей власти; об-

    ладают компетенцией, установленной в различных нормативных

    правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах,

    приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в

    качестве основных компонентов задачи, права, обязанности,

    полномочия и ответственность органа исполнительной власти.

    В пределах своей компетенции органы издают правовые акты

    управления и обеспечивают их выполнение. В содержание пол-

    номочий органов исполнительной власти входят:

    а) исполнительно-распорядительная деятельность;

    б) контрольно-надзорные функции;

    в) действия юридического характера и принятие решений,

    вызывающих важные правовые последствия;

    г) нормотворческая деятельность;

    д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

    8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно дей-

    ствует на определенной территории РФ.

    Глава 9. Органы исполнительной власти 189

    9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо-

    творческой деятельности, т. е. правом издания актов управления

    (административных актов). Для решения поставленных задач и

    осуществления функций государственного управления каждый

    орган исполнительной власти имеет право издавать правовые

    акты управления. В законах и специальных нормативных пра-

    вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-

    правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-

    тельной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая

    форма управленческих действий, а с другой - результат адми-

    нистративного нормотворчества в системе государственного уп-

    равления. Акты управления являются подзаконными правовы-

    ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с

    требованиями и положениями законов и развивают их, а также

    обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-

    ров и административных дел.

    10. Определен нормативно установленный порядок образова-

    ния, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполни-

    тельной власти.

    11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-

    12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-

    дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и

    их должностных лиц.

    13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо -

    имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые

    отношения.

    14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-

    ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-

    жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характери-

    зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-

    висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-

    чий. Независимость от органов законодательной власти устанав-

    ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами

    Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-

    тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-

    ных компетенций означает незаконное присвоение властных

    полномочий.

    190 Раздел II. Субъекты административного права

    Организационная структура органов государственного управ-

    ления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного

    расписания, представляющего собой перечень структурных под-

    разделений органа (с их наименованиями), должностей и их

    количества (в целом по органу управления и в структурных под-

    разделениях в особенности), должностных окладов. Денежное

    гласно установленному в штатном расписании размеру должно-

    стного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавли-

    вает организационную структуру органа исполнительной власти

    и объем денежных средств, необходимых на содержание этого

    органа. Порядок составления и утверждения штатных расписа-

    ний органов управления контролируется вышестоящими орга-

    нами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат

    государственной регистрации в финансовых органах.

    Еще по теме 16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.:

    1. Особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти, регулирующих функционирование нефтегазового комплекса России
    2. 2.1. Роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан и их организаций во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
    3. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
    4. Понятие и классификация органов исполнительной власти Республики Таджикистан
    5. Правовой статус особых учреждений исполнительной власти
    6. 40. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
    7. § 3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в системе субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: полномочия и порядок работы
    8. § 2.2 Административно-правовая регламентация взаимодействия МВД России и федеральных органов исполнительной власти при применении информационных ресурсов в сфере миграции

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

    Правовой статус государственного органа

    Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов. В зависимости от того, какой отраслью права преимущественно регламентируется правовой положение данного органа, говорят о конституционно-правовом статусе (обычно в отношении законодательных органов) и административно-правовом статусе (в отношении органов исполнительной власти).

    Говоря о правовом статусе человека, обычно называют две его составляющие – права и обязанности. В отношении государственного органа такой подход неприемлем. Государственный орган – это публично-правовое образование, он создан не «сам для себя», не для реализации своих частных интересов, а для исполнения общественно-значимых функций.

    Элементами правового статуса государственного органа являются:

    территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);

    – принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);

    – организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);

    – сферы общественных отношений, управление которыми осуществляет данный орган (определение таких сфер невозможно для органов общей компетенции, которые осуществляют государственное управление во всех сферах общественной жизни);

    – порядок формирования органа (назначение или избрание);

    – подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;

    – властные полномочия органа;

    – виды правовых актов, которые издает данный орган, их юридическая сила;

    – наименование должности руководителя, порядок его назначения (избрания);

    – порядок принятия решений в органе (коллегиальный или единоличный);

    – наличие и статус структурных, территориальных подразделений в органе;

    – источники финансирования органа;

    – наличие статуса юридического лица;

    официальная символика органа;

    – место нахождения органа.

    Выше представлен максимальный перечень элементов правового статуса государственного органа. Иногда отдельных элементов может не быть. Например, государственные органы, состоящие из одного лица (президент, губернатор) не могут иметь организационной структуры. Высшие органы государства не имеют над собой вышестоящих.

    Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция . Именно компетенция раскрывает содержание его деятельности, а значит и в целом социальное предназначение. Именно ради осуществления определенной компетенции и создаются государственные органы. В этом смысле другие элементы правового статуса можно считать второстепенными.

    Компетенция государственного органа включается в себя:

    1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды, охрана правопорядка). При этом предметы ведения у разных органов могут быть общими.

    2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать друг друга.

    Полномочия государственного органа представляют собой одновременно и права, и обязанности, это единство прав и обязанностей. У государственного органа не может быть своих прав в том же смысле, как у человека. Человек может пользоваться или не пользоваться своими правами в зависимости от своих личных предпочтений, желаний, настроений. Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.

    Обычно полномочия государственных органов формулируются в нормативных правовых актах следующим образом: государственный орган «реализует», «представляет», «обеспечивает проведение», «осуществляет контроль и надзор», «принимает меры», «определяет порядок», «осуществляет», «регулирует», «вносит предложения», «координирует», «участвует в осуществлении», «создает условия», «назначает», «формирует», «учреждает», «организует проведение» и т.д. Эти формулировки имеют довольно важное значение, поскольку они определяют способ реализации властных функций государственного органа.

    Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос. комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс.

    Агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

    Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

    В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

    Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

    КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ. Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).

    Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

    Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

    Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

    Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

    Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

    Еще по теме 4. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти:

    1. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).