Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Превышение должностных полномочий.ст.286 УК РФ. Постановление Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" — Российская газета Статья 286 ук рф превышение должност

    Превышение должностных полномочий.ст.286 УК РФ. Постановление Пленума Верховного Суда

    Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Превышение должностных полномочий определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В 2002 г. было зарегистрировано 5,4 тыс. преступлений по ст. 286 УК РФ.

    Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного

    посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

    Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и

    муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

    В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий

    признаются следующие:

    1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

    2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;

    3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

    Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом

    должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

    Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

    Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда

    должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

    Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т. е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

    Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные

    побуждения, корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т. д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

    Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

    Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий.

    Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3, хотя нередко они наличествуют одновременно.

    Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его

    применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

    Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это угроза совершения вышеназванных действий.

    Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватываются причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также убийства.

    В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3, 4 ст. 111 или 105 УК РФ.

    Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или 114 УК РФ. Такое решение вытекает из положений ст. 37 УК РФ, где сказано, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

    Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство превышения

    должностных полномочий имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование поражающих свойств этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, и к тому же создавалась реальная опасность для его жизни или здоровья.

    Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо,

    применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие) или специальные средства. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т. д., состоящие на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, и др.

    При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств определены в Федеральных законах «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной охране», «Об органах федеральной службы безопасности» и др.

    Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие

    последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

    Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств - к тяжким преступлениям.

    Сегодня нашему вниманию будет представлена ст. 228 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказания за превышение так называемых должностных полномочий. Подобного рода нарушение законодательства встречается в России часто. Но не все рассказывают об этом. Ведь негласно принято считать, что власть даёт определённые привилегии тем или иным лицам. И поэтому нет смысла жаловаться – только хуже будет. В действительности, если вы покрываете нарушителя, это может быть расценено как соучастие. Так что полагается по закону (ст. 286) за превышение должностных полномочий?

    Штрафование

    Конкретику тут высказать трудно. Точно так же, как и в большинстве случаев. Дело всё в том, что каждое нарушение в России рассматривается в индивидуальном порядке. Так что Уголовный кодекс поможет только опираться на определённые меры наказаний в том или ином случае.

    Что получается, согласно ст. 286? За превышение должностных полномочий сотрудником полагается денежное взыскание. Проще говоря, штраф. Его размер может быть фиксированным и составлять до 80 тысяч рублей. Или же он определяется на основе доходов виновника за установленный срок. Например, они суммируются за последние несколько месяцев – максимум за 6. Будет это заработная плата или любой другой доход – неважно.

    В принципе, когда речь не идёт о высокопоставленных лицах, то эта мера, имеющая законные основания, в ст. 286 УК РФ присутствует. И применяется она очень часто на практике. Тем не менее в ч. 1 статьи также имеются некоторые иные наказания за описываемое деяние. Какие именно? Чего стоит бояться, если вы стали превышать должностные полномочия?

    Про свободу

    Например, человеку грозит любая форма лишения свободы. Это может быть тюремное заключение или арест. Всё зависит от степени совершённого нарушения, а также от занимаемой вами должности. Ст. 286 ч. 1 указывает на то, что при этом максимальный срок заключения в тюрьме может длиться до 48 месяцев. А вот арест имеет куда меньшее значение. Всего лишь полгода.

    Обратите внимание – арест может быть назначен и на более короткий срок. Но не менее 4 месяцев. Такие уточнения имеются в ст. 286 УК РФ. А вот для лишения свободы особых ограничений по минимуму нет. Практика показывает, что очень часто именно на 2 года грозит преступнику тюремное заключение. При отсутствии иных нарушений, разумеется. В противном случае наказание могут ужесточить в любой степени. На деле превышение полномочий, согласно вашей должности, в так называемом чистом виде встречается частенько. А вот сочетание нескольких правонарушений со статьёй 286 – довольно редкое явление.

    Деятельность

    На этом наказания не заканчиваются. С огромной долей вероятности за превышение должностных полномочий, если опираться на ст. 286 УК РФ, нарушителя лишат его должности. И вдобавок ко всему ещё и запретят занимать определённые посты на «энный» период. Ведение деятельности того или иного направления тоже окажется под запретом. Каких именно сфер коснётся наказание, решает только суд. На практике можно сказать, что нарушителю, скорее всего, запретят вести политическую, экономическую и юридическую деятельность, а также не дадут прав занимать высокопоставленные и просто руководящие должности.

    На какой срок распространяются ограничения? Здесь окончательное решение тоже выносят только судебные органы. По данным, указанным в ст. 286 «Превышение должностных полномочий», рассчитывать максимум можно на 5 лет. Именно такие нормы установлены Российским законодательством. В действительности за превышение полномочий стараются назначить самый долгий период запрета ведения деятельности определённого направления, а также возможности занимать конкретные посты.

    Государственные служащие

    В ч. 2 ст. 286 указывается наказание за совершённое правонарушение в случаях, когда оно осуществлялось государственным служащим или лицом, возглавляющим субъект Российской Федерации (и людьми, «стоящими» в ряде органов местного самоуправления). При подобном раскладе будут воплощены более серьёзные меры.

    Штрафы не потеряли свою актуальность. Просто их размер увеличился. Основываясь на ст. 286 УК РФ, превышение должностных полномочий государственным служащим наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в сумме, выраженной любым иным доходом подсудимого за срок не более чем 2 года.

    Обратить внимание в этом случае стоит на «минимумы». Они вполне реальны. Например, если назначается фиксированная сумма, а не доход нарушителя, то минимальная выплата составит 100 тысяч рублей. В случае с заработной платой, к примеру, штраф взыскивается минимально за 1 год. Такие ограничения установлены на законодательном уровне. При тех или иных обстоятельствах они способны увеличиваться. Это происходит крайне редко.

    Тюрьма

    Помимо известной меры наказания в виде штрафа при использовании должностных полномочий не по назначению высокопоставленным лицом, стоит обратить внимание на то, что не всегда получается «откупиться». В некоторых случаях по отношению к нарушителю применяются особые санкции.

    О чём речь? О тюремном заключении с небольшим «дополнением». В отличие от обычного превышения полномочий, имеющихся у лица благодаря службе и труду, при участии в преступлении высокопоставленных лиц суд имеет полное право лишить свободы виновника на 7 лет. Или на меньший срок.

    А в дополнение к этому назначается ещё и запрет на ведение деятельности и накладывается табу на возможность занимать определённые должности. Срок подобного наказания способен составлять до 36 месяцев. Но в ст. 286 указано, что подобного рода ограничение может и не назначаться. Хотя на практике эта мера активно применяется.

    Насилие и угрозы

    Ещё сложнее вынести решение, когда превышение должностных полномочий осуществлялось с насилием или угрозами, а также с применением оружия. В ч. 3 ст. 286 УК РФ указываются наказания в подобного рода ситуации. Тем не менее картина здесь практически однозначная. Преступнику грозит лишение свободы на какой-то период. Он меняется в зависимости от сложности случая. Пределы установлены в таком временном диапазоне: от 3 до 10 лет. Получается, минимум, положенный за применение насилия или угроз, что сопровождается превышением полномочий, характерных той или иной должности, составит 36 месяцев. Максимально посадить виновника имеют право на 120 мес.

    Также, но уже в обязательном порядке, накладываются ограничения на ведение определённой деятельности. Занимаемых должностей это тоже касается. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 286, если были зафиксированы угрозы или применение насилия (оружия), подразумевают наказания с лишением свободы и ограничениями деятельности на период длительностью не более трёх лет.

    Тяжкий вред

    Как быть, если вследствие превышения должностных полномочий кому-то был нанесён тяжкий вред? При подобном раскладе наказания уже известны. На самом деле они такие же, как и в прошлом случае. То есть виновнику грозит лишение свободы на 3-10 лет и ограничения на деятельность и работу на 3 года максимум. Или без такового.

    Правда, чаще всего при нанесении тяжкого вреда суд будет выносить более жёсткое решение в отношении обвиняемого. Ведь при подобном раскладе, как правило, имеют место сразу несколько нарушений. Не только в отношении статьи 286 УК РФ. Поэтому не стоит надеяться, что получится отделаться легко и просто. Будьте уверены, если все правонарушения смогут доказать, то мера наказания вынесется в самой жёсткой форме.

    1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
    а) с применением насилия или с угрозой его применения;
    б) с применением оружия или специальных средств;
    в) с причинением тяжких последствий, -
    наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Комментарий к статье 286 УК РФ

    1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

    2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

    В совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

    Единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

    Совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

    4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

    5. Субъект преступления - должностное лицо.

    6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

    8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286.

    9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

    Другой комментарий к статье 286 Уголовного Кодекса РФ

    1. Объектом данного преступления являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.

    2. Объективная сторона превышения должностных полномочий заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий, причинивших существенное нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Превышению полномочий присуща явная очевидность выхода за рамки должностных полномочий и вопреки интересам службы. Последствием превышения является существенный вред правам, охраняемым законом.

    3. Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.); 2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей); 3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия сотрудником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого); 4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев допрашиваемому). Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и потерпевшим (например, сотрудник полиции в порыве гнева избивает гражданина). По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов (ст. ст. 37 - 40 УК), задержании преступника, выполнении гражданского долга (ст. 38 УК), а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.

    4. К последствиям в анализируемом составе преступления относится существенное нарушение прав личности, общества, государства (см. более подробно комментарий к ст. 285 УК).

    5. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).

    6. В качестве особо квалифицирующих видов превышения должностным лицом полномочий признаются действия, связанные с применением насилия или угрозой такового (п. "а"), использованием оружия (огнестрельного или холодного) или специальных средств (дубинок, наручников и др.), причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

    7. Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

    8. Превышение власти, сопровождаемое применением оружия, означает фактическое использование лицом боевого, служебного либо гражданского огнестрельного или холодного оружия. Закон РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии" (ст. 3) к боевому оружию относит такое, которое выделено государственным военизированным организациям для решения боевых и оперативно-служебных задач. Служебным оружием ст. 4 названного Закона считает такое, которое используется учреждениями, предприятиями, организациями для выполнения ими специальных уставных задач (охрана природы, охрана собственности, защита жизни и здоровья людей, охрана правопорядка). Им является ствольное огнестрельное оружие, которое исключает "ведение огня очередями, имеет характеристики по дальности эффективной стрельбы и поражающему действию не менее чем на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия и калибр не более 25 мм". Гражданским оружием является такое, которое предназначено для использования гражданами в целях самообороны, охоты и занятий спортом (газовое оружие для самообороны, спортивное - огнестрельное и холодное метательное, охотничье - с нарезным стволом и гладкоствольное, холодное метательное, пневматическое).

    9. Порядок и правовые основания применения оружия определены Федеральным законом "О полиции" 2011 г., согласно которому (ст. 23) установлен исчерпывающий перечень оснований применения огнестрельного оружия. Применение либо использование оружия вопреки указанным в законе правовым основаниям и следует рассматривать превышением должностных, властных полномочий.

    10. Перечень специальных средств закреплен в ст. 21 Федерального закона "О полиции" и также является исчерпывающим. Превышением власти будет фактическое применение специальных средств к личности при условии, если отсутствовали для этого указанные в законе основания. Например, не было активного сопротивления лица, задержанного за совершение административного правонарушения, а представитель власти применил к нему резиновую палку.

    11. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК) могут возникать от нанесения лицу увечий различной тяжести, вреда здоровью либо в виде наступления смерти, крупной аварии, материального ущерба в особо крупных размерах. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть умышленной либо неосторожной. Если должностное лицо действовало с умыслом, то его действия надлежит рассматривать как умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью либо совершение убийства и квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 285, ст. ст. 105, 111 УК. Неосторожная форма вины может иметь место не в отношении деяния в целом, а лишь относительно наступивших последствий.

    1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

    а) с применением насилия или с угрозой его применения;

    б) с применением оружия или специальных средств;

    в) с причинением тяжких последствий, -

    наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Комментарий к статье 286 Уголовного Кодекса РФ

    1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

    В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

    1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

    2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции");

    3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний);

    4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

    2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе - но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

    3. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК, нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод - характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы - имущественный (чаще всего в виде неполучения государством или муниципальным образованием обязательных платежей), экологический и т.п. Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред (БВС РФ. 1999. N 2. С. 22). В судебной практике встречаются дела, по которым констатировалось отсутствие состава превышения должностных полномочий по причине отсутствия существенного нарушения правоохраняемых интересов, обусловленного незначительной суммой материального ущерба (БВС РФ. 2002. N 8. С. 13).

    4. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий.

    5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны ложно понимаемые служебные интересы.

    6. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

    7. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. п. п. 12 - 13 комментария к ст. 285 УК).

    8. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

    9. Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

    Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

    10. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (см. комментарий к ст. 222 УК) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

    Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например, в ст. 14 Закона "О милиции".

    Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

    11. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий - типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия (БВС РФ. 2002. N 5. С. 20; N 7. С. 7).

    Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

    12. Если превышение должностных полномочий предусмотрено специальной нормой (например, ст. ст. 299 - 302, ч. 2 ст. 303, ст. 305 УК), квалификации содеянного по совокупности со ст. 286 УК РФ не требуется (БВС РФ. 2001. N 7. С. 15).

    Полный текст ст. 286 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 286 УК РФ.

    1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
    а) с применением насилия или с угрозой его применения;
    б) с применением оружия или специальных средств;
    в) с причинением тяжких последствий, -
    наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Комментарий к статье 286 УК РФ

    1. Состав преступления:
    1) объект: основной - отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный - отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;
    2) объективная сторона: совершение должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий (например, действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу), или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц), или совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом, или никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать;
    3) субъект: ч.1 и ч.3 ст. 286 - любое должностное лицо, ч.2 и ч.3 ст. 286 - лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо глава местного самоуправления;
    4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, которая характерна для совершения активных действий, направленных на достижение преступного результата посредством превышения своих должностных полномочий.

    Преступление считается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    К квалифицированным признакам рассматриваемого состава относятся совершение тех же деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст. 286) или совершенные с применением насилия или с угрозой его применения (п."а" ч.3 ст. 286), либо с применением оружия или специальных средств (п."б" ч.2 ст. 286), либо повлекшие тяжкие последствия (например в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.) (ч.3 ст. 286).

    2. Применимое законодательство:
    1) ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (гл.2 - состав Правительства РФ и порядок его формирования);
    2) ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (гл.2 - основы статуса судей в РФ);
    3) ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 42 - воинские должности, ст. 43 - назначение и освобождение от воинских должностей);
    4) ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (гл.2 - должности гражданской службы);
    5) ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (гл.2 - должности муниципальной службы);
    6) ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ст. 4 - понятие должностного лица)
    7) ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (раздел 2 - система и организация Прокуратуры РФ);
    8) ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 2 - член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
    9) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (гл.6 - органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления, ст. 36 - глава муниципального образования, ч.2 ст. 37 - глава местной администрации);
    10) ФЗ "О полиции" (гл.6, гл.7, ст. 18 - применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
    11) ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 7.1 - государственные корпорации, ст. 9.1 - государственные, муниципальные учреждения);
    12) ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (гл.3 - управление корпорацией);
    13) ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии";
    14) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 14 - применение оружия, специальных средств и физической силы, ст. 16 - сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 - служба в органах ФСБ);
    15) ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (раздел 3 - военная служба во внутренних войсках; раздел 5 - применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники);
    16) акты Президента РФ:
    - указ от 11.01.95 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
    - указ от 16.09.99 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы");
    - указ от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы";
    - указ от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии";
    17) постановление Правительства РФ от 26.11.2008 N 888 "Об утверждении регламента Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
    18) иные подзаконные акты:
    - приказ Министра обороны РФ от 27.03.2001 N 130 "Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постоянно работающих на аэродромах, полигонах, технических и стартовых позициях по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов";
    - приказ Министра обороны РФ от 28.01.2004 N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом".

    3. Судебная практика:
    1) постановление ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена );
    2) постановлением Московского городского суда от 25.12.2012 N 4у/1-10580/12 отказано в удовлетворении надзорной жалобы на приговор, которым гр.В. признан виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия (путем частичного сложения наказаний ему окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, со штрафом в размере 20000 руб., с лишением права занимать должности представителя власти в правоохранительных органах на срок 3 (три) года).

    Консультации и комментарии юристов по ст 286 УК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 286 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.