Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Приемы обращения со спиртовкой строение пламени. Практическая работа по химии "приемы обращения с лабораторным оборудованием". Выполнение практической работы, оформление

    Приемы обращения со спиртовкой строение пламени. Практическая работа по химии

    Рыбакова Л.Ю., учитель химии


    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема урока: ФИО Рыбакова Лариса Юрьевна Место работы: МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» Должность: учитель Предмет: химия Класс: 8

    Тема и номер урока в теме: Урок « Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» является третьим в разделе «Введение».

    Изучение раздела «Введение» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций с использованием метапредметного подхода. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практической работы, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях.

    Базовый учебник О.С. Габриелян

    Цель урока : формирование системы знаний о правилах техники безопасности в химической лаборатории, об использовании лабораторного оборудования и умений работы с ним для проведения исследования.

    Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с лабораторным оборудованием; сформировать навыки умения работы с лабораторным оборудованием, умение проводить исследования для получения нужной информации.

    Развивающая: развивать умение планировать решение задачи и выстраивать цепочку действий, умение проводить аналогии, работать с источником информации.

    Воспитательная: развивать навыки делового сотрудничества; формировать положительное отношение к учебной деятельности.

    Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

    Личностные: самоопределение, смыслообразование.

    Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка.

    Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы); логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей)

    Коммуникативные : умение работать в группе со сверстниками для поиска нужной информации, умение слушать и вступать в диалог, коррекция действия партнера.

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся должны знать:

      правила ТБ при работе в химической лаборатории;

      операции химического эксперимента;

      устройство простейших химических приборов;

    Учащиеся должны уметь:

      обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

      использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

      оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

      работать индивидуально, в парах, используя полученные знания;

      обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, мультимедийными пособиями.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Формы работы учащихся: практическая работа

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

    Структура и ход урока

    Этап урока

    1. а) Подводит учащихся к осознанию важности соблюдения правил ТБ. б) Знакомит с правилами техники безопасности в химической лаборатории и правилами оказания первой помощи с комментариями. Приложение №2 в ) организует работу с ЭОР: интерактивное задание

    2. Организуетпрактическую работу «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 1) Опыт № 1 « Знакомство с образцами химической посуды» а) задает вопросы, актуализируя жизненный опыт б) демонстрирует предметы лабораторного оборудования (имеющиеся в наличии и со слайдов) в) обеспечивает учащихся технологическими картами. Приложение №3 Инструктивная карта № 1 в) Организует работу с ЭОР – интерактивное задание «Оборудование и посуда для химической лаборатории». 2) Опыт №2 « Приемы обращения с лабораторным штативом» а) Демонстрирует штатив или слайд и дает разъясняющие комментарии по устройству и пользованию штативом.

    3) Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой и изучение строения пламени а) Организует просмотр видеофрагмента, создает условия для деятельности учащихся, организует работу в парах и деловое общение учащихся.
    б) обеспечивает учащихся технологическими картами. Инструктивная карта № 2

    Слушают учителя, просматривают слайды.

    Выполняют задание (по количеству компьютеров в классе или 1-2 человека), остальные проверяют правильность выполнения, помогают при необходимости.

    Отвечают на вопросы Наблюдают, находят предметы лабораторного оборудования в микролаборатории, фиксируют рисунки в карте, делают выводы об их назначении.

    Выполняют задание.

    1.Изучают устройство лабораторного штатива. 2.Выполняют задание, указанное в инструкции. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении штатива.

    1.Изучают устройство спиртовки строение пламени. 2.Выполняют задание, указанное в видеофрагменте. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении спиртовки, о свойствах зон пламени. 4. Делают вывод по итогам работы.

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»


    Перечень электронных образовательных ресурсов, необходимых для проведения урока


    Приложение № 1

    Вводная беседа ««Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория»

    Х имия на протяжении всей истории человечества побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, эмоциональные описания явлений, процессов.

      Прослушайте отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
    В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
      Cкажите, какое физическое явление описал в стихотворении поэт? (Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.) С помощью какого метода человек получает знания о природе? (Наблюдение) Что такое наблюдение? (Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.) Как называется наблюдение, которое проводится в строго контролируемых условиях? (Эксперимент)

    Слово «эксперимент» (experimentum) имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба». Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая родилась из наблюдения. Так формулируется вывод.

    Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.

    Химия и эксперимент - понятия неразделимые.

      Что нужно для проведения химического эксперимента? (Специально оборудованное помещение, которое называют химической лабораторией, лабораторное оборудование, знание правил техники безопасности, химические реактивы)

      Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока и как мы спланируем нашу работу?

    План урока

      Знакомство с правилами техники безопасности

      Знакомство с лабораторным оборудованием, устройством простейших химических приборов

      Простейшие операции химического эксперимента

    Девизом нашего урока будут слова Д.И Менделеева«Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории».

    Приложение № 2

    Беседа «Жизнь в опасности без правил безопасности»

    Во времена становления химической науки исследователям постоянно приходилось сталкиваться в лабораториях с неприятными сюрпризами - взрывами, выделением ядовитых и дурно пахнущих веществ, химическими ожогами... Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца застал его прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос о том, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: "Ожидаю результата опыта".

    Описанный случай красноречиво показывает беспомощность человека перед неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. Только воплощённое в правилах техники безопасности знание о способах преодоления возможных опасностей может надёжно защитить как опытных исследователей, так и делающих первые шаги в изучении химии школьников, сохранить их силы и здоровье.

    Итак, познакомимся с правилами техники безопасности в химической лаборатории.

      Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями.

      Проводите опыты с веществами, которые указаны учителем.

      Не берите для опыта больше веществ, чем это необходимо.

      Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности.

      Производите опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

      Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону от самого себя, и от соседей.

      Нюхать вещества можно, осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки.

      Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

      Запрещается принимать пищу и напитки.

      При химических ожогах пораженное место промывают струей воды из-под крана в течение длительного времени - не менее 15 мин.

      При ожогах кислотами накладывают примочки 2%-м раствором карбоната натрия, а при ожогах щелочами - 2%-м раствором уксусной, лимонной или борной кислот.

    Приложение № 3

      Знакомы ли вы с предметами лабораторного оборудования, если да, то где вы с ними встречались и каково их предназначение?

    Давайте познакомимся с некоторыми предметами лабораторного оборудования. Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

    I группа – стеклянная посуда

    II группа – фарфоровая посуда

    III группа – нагревательные приборы

    IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

      Как вы думаете, каково предназначение стеклянной посуды (фарфоровой посуды, нагревательных приборов, приборов для фиксации и закрепления посуды) в химической лаборатории?

    Лабораторное оборудование

    Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).

    Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение)

    Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведение простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

    Большинство опытов проводят в пробирках. Большие пробирки называются демонстрационными, и ими пользуется учитель, когда показывает опыт.

    Пробирки поменьше имеют объем около 15мл. Пробирки, имеющие конусовидную форму, используют для того, чтобы отделять осадки от жидкости с помощью центрифуги.

    Если реакция идет при нагревании, то используют пробирки с круглым дном.

    Перемешивание веществ в пробирке осуществляется постукиванием или встряхиванием содержимого в пробирке.

    - Давайте найдем пробирку в микролаборатории и зафиксируем ее в тетради (учитель на доске).


    Литература

      Бабич Л.В.. Балезин С.А. – М.: Просвещение, 1991.-320 с. Габриелян О. С. учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2011. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с . Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб - М.: САГА - ФОРУМ, 2008. 111 с. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

    Практическая работа №1 Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

    Приемы обращения с лабораторным оборудованием

    Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Научиться работать с лабораторным штативом, нагревательным прибором, изучить их строение и назначение составляющих частей. Изучить строение пламени. Ознакомиться с некоторой химической посудой.
    Оборудование : лабораторный штатив, нагревательный прибор, спички, пробирка, химический стакан, колба, фарфоровая чашка, воронка, прибор для получения газов, аппарат Кирюшкина, сетка для нагревания.

    Порядок выполнения работы.

    I. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

    II. Лабораторное оборудование

    1. Лабораторный штатив

    Вывод : лабораторный штатив используется для закрепления химической посуды и установки во время выполнения эксперимента.

    2. Нагревательные приборы


    Вывод : для нагревания в химической лаборатории пользуются нагревательным прибором.

    3. Строение пламени:


    1- темная зона, нижняя, самая холодная часть пламени
    2 - яркая зона, средняя, горячая часть пламени
    3 - бесцветная зона, верхняя, самая горячая часть пламени.

    Вывод: для быстрого нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени.

    4. Посуда



    Вывод: для работы в химической лаборатории пользуются разнообразной посудой, собирают различные приборы.

    Общий вывод из работы: в ходе выполнения практической работы были изучены правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, работа с лабораторным штативом, нагревательным прибором, строение пламени, виды и назначение химической посуды.

    Конспект урока.

    Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием

    Цель:

    Обучающая: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории.

    Развивающая: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни.

    Воспитывающая: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим.

    Оборудование: 1. Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок.

    2. Пробирки.

    3. Колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная.

    4. Тигель, чашка, пестик и ступка.

    5. Кристаллизатор.

    6. Химический стакан.

    7. Воронка.

    8. Держатель для пробирок.

    Наглядность:

    Плакаты по технике безопасности в химической лаборатории.

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики – первые ученые химики, которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.

    2. Сообщение темы и цели урока:

    Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке у нас с вами пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с вами познакомимся с химической посудой.

    Тема нашего урока сегодня называется: «Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием».

    Давайте запишем тему урока в тетрадях.

    3. Мотивация знаний.

    Знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, вы сможете применить в различных ситуациях, так как множество веществ, используемых нами в быту, в химической лаборатории мы называем химическими реактивами.

    Бывает так, что, говоря об одном и том же веществе, мы даем ему разные названия - одно бытовое или тривиальное (название вещества, которое ему дали еще в древности) и химическое название (название вещества, которое ему дали ученые химики).

    4. Сообщение новых знаний:

    Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием.

    У каждого из вас есть эти правила, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил.

    Правила по технике безопасности:

    1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Вопрос: Почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны учителем? (Мнения детей)

    Вывод: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю.

    2.Строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

    3.Не пробуйте вещества на вкус.

    Вопрос: Почему нельзя пробовать вещества на вкус?

    Вывод: Так как, не зная свойств веществ можно отравиться, потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды.

    4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно (Плакат №1). Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки.

    5.При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.

    6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.

    7.В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.

    8.Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как делать (так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю).

    9.Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте (можно нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы).

    10.Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.

    11.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями (чтобы ничего не разбить и не порезаться).

    12.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

    Эти правила вы должны знать и их соблюдать.

    5. Формирование новых умений:

    Мы с вами узнали, какими же правилами пользуются при работе в лаборатории, а теперь давайте познакомимся с посудой, которую используют, проводя опыты. Я вам буду показывать, а вы должны ее называть и подписывать.

      Колбы (различных размеров).

      Пробирка.

      Чашка, ступка и пестик.

    1. Спиртовка.

    Кроме этой химической посуды существует и другая – именная, посуда, названная в честь ученого ее придумавшего, например, колба Вюрца.

    Большинство опытов проводят в стеклянной посуде, во время опыта в ней приходиться перемешивать содержимое. В пробирках, как правило, перемешивают малые количества веществ, высота столбика не должна быть выше 2 см. Запрещается встряхивать, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание производят постукиванием пальца (плакат №2).

    В колбе перемешивают круговыми движениями (у вас имеются пробирки, и колбы с водой попробуйте перемешать).

    Вопрос: Для чего нужны воронки?

    Воронки применяют для переливания жидкостей из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают фильтр. Его вкладывают в воронку и смачивают водой, чтобы фильтр прилегал к стенкам воронки. Давайте попробуем сделать фильтр.

    Штатив используют для выполнения лабораторных работ. Давайте посмотрим, как он устроен. Штатив состоит из: подставки, стержня, муфты и лапки.

    6. Обобщение полученных знаний:

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии, которыми пользуются все химики мира. Познакомились с химической посудой, этими знаниями и умениями мы будем пользоваться при выполнении практических работ.

    А сейчас давайте проверим, как вы запомнили химическую посуду. Напишем химический диктант:

      Колба плоскодонная – колба плоскодонная

      Колба круглодонная – пробирка

      Стакан – стакан

      Пробирка – стакан

      Колба коническая – колба коническая

      Воронка – пробирка

      Пробирка – пробирка

      Воронка – воронка.

    7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания:

    Подготовиться к практической работе №2 С.47.

    Практическая работа

    Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

    Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

    Задачи:

    Образовательная: Ознакомить учащихся с химическим оборудованием, научить им пользоваться, знать технику безопасности.

    Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению пользоваться химическим оборудованием.

    Воспитательная: Воспитать чувство ответственности при выполнении практической работы.

    Оборудование:

      инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;

      образцы химической посуды, лабораторный штатив;

      презентация PowerPoint.

    План урока.

      Организационный момент.

      Ознакомление с правилами техники безопасности.

      Знакомство с лабораторным оборудованием.

      • Химическая посуда.

        Лабораторный штатив.

      Выполнение практической работы, оформление.

      Итоги урока.

    Перечень слайдов.

      Правила техники безопасности.

      Инструкция, перед выполнением опыта.

      Запрещается пробовать химические вещества на вкус.

      Правила определения запаха вещества.

      Лабораторное оборудование.

      Назначение лабораторного оборудования.

      Устройство штатива.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Помни, каждый ученик,
    Знай, любая кроха:
    Безопасность - хорошо,
    А халатность - плохо!

    Опыт люби - основу предмета,
    Читай, думай, наблюдай,
    Умей найти на все ответы,
    Жизнь цени, твори, мечтай.

    Не спеши хватать пробирку,
    А инструкцию читай.
    Убедись, что ты все понял,
    Вот тогда и начинай.

    Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях):

    Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.

    Учитель:

    (слайд на доске

    Учащиеся (конспектируют):

    Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

    Учитель:

    Чай и вкусный бутерброд
    Очень просятся в твой рот.
    Не обманывай себя
    Есть и пить у нас нельзя!
    Это, друг, химкабинет,
    для еды условий нет.

    Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии

    Учитель:

    Пусть в пробирке пахнет воблой,
    В колбе - будто мармелад.
    Вещества на вкус не пробуй!
    Сладко пахнет даже яд.

    Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

    Учитель:

    Как же нюхать вещества?
    В колбу нос совать нельзя!
    Что может случиться?
    Ты можешь отравиться!

    Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

    Учитель:

    Сердца ваши пусть будут смелыми,
    А руки пусть будут умелыми,
    Движенья их будут быстрыми,
    А помыслы только чистыми. Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.

    3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

    Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

    (слайд на доске)

    Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

    (слайд на доске)

    4. Выполнение практической работы, оформление.

    Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования.. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.

    5 Итоги урока