Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Принимаем на работу гражданина украины. Предоставление убежища в России иностранцам: способы, получение, продление Прием беженцев

    Принимаем на работу гражданина украины. Предоставление убежища в России иностранцам: способы, получение, продление Прием беженцев

    В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

    Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

    Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

    Правовой статус

    Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

    С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.

    Привлечение к труду иностранных граждан

    Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

    Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

    • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
    • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
    • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
    • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

    Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

    Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

    Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

    «Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

    «Постоянное проживание» – вид на жительство.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

    «Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

    Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

    «Беженец» – удостоверение беженца.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

    «Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

    Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

    Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

    Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

    Например:

    • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
    • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
    • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

    Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

    Признание документов об образовании иностранного гражданина

    Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

    В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

    • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

    В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

    • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
    • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
    • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

    В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

    Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

    В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • Действительны ли советские трудовые книжки?

      Да, действительны.

      В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
    • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
    • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ 3 ;
    • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

    1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    4. Разрешение на временное проживание.
    5. Вид на жительство.
    6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
    7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
    8. Удостоверение беженца.

    Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

    Справка

    Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

    Да, является.

    Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

    Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

      • не ограничен в сроке действия;
      • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

    Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

    У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .

    Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

    В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

    • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
    • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

    Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

    Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

    За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

    Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

    Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».

    Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

    Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    Дополнение

    Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

    С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

    Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

    1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

    Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

    Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

    Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

    2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

    3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).

    4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).

    Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

    Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.

    Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

    Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

    Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).

    В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).

    Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

    1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
    Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

    2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

    3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

    4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

    5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

    Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой - беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

    Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии - в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г., вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

    Основания для пребывания беженцев на территории РФ

    Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

    Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

    Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

    • подал ходатайство о признании беженцем;
    • признан беженцем;
    • получил временное убежище.

    Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

    Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

    Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

    Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

    Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

    Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

    • работу на стратегических военных предприятиях;
    • военную, государственную или муниципальную службу;
    • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

    Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

    Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» - беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

    Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

    В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

    • предоставление временного жилья;
    • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
    • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
    • содействие в трудоустройстве и переобучении;
    • социальная защищённость как у граждан РФ;
    • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.

    Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

    Варианты трудоустройства беженцев без статуса

    Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

    1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
    2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
    3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
    4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

    Приём на работу беженцев без статуса

    Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

    Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

    В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

    1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

    • заявление;
    • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
    • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
    • копии регистрационных и учредительных документов организации.

    Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

    2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

    Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

    3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

    Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

    • миграционная карта;
    • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
    • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

    При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

    Эта небольшая статья поможет руководителю сориентироваться в перечне необходимых документов, которые желательно бы получить при приёме на работу беженца с Украины.

    Прежде всего следует помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

    Более того, лицо, признанное беженцем, имеет право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с федеральным законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах»).

    Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (абз. 5, 6 ст. 11 ТК РФ).

    Статус беженца автоматически не присваивается, для его получения человек, имеющий украинское гражданство, должен подать ходатайство в территориальный орган ФМС России.

    Пока будет рассматриваться данное ходатайство, человеку выдаётся свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Форма свидетельства содержится в приложении № 2 к приказу ФМС России от 05.04.11 № 87.

    После того как человек получит статус беженца, ему выдаётся удостоверение по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 10.05.11 № 356.

    Таким образом, российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

    Требовать паспорт не стоит: украинские паспорта сдаются беженцами на хранение в территориальные органы ФМС России, т. е. у них их просто нет.

    Нельзя требовать и разрешения на работу. Удостоверение беженца по сути и является разрешением на работу (подп. 9 ч. 1 ст. 8 закона № 4528-1). Иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими соответствующих статусов имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу (ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

    При приёме на работу, которая требует специальных знаний и навыков, работодатель вправе и обязан потребовать дополнительные документы, например об образовании и (или) об отсутствии судимости (для преподавателей, воспитателей в детском саду), но, как мы помним, это требование общее для всех работников, как для российских, так и для беженцев.

    Перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу, установлен статьёй 65 ТК РФ. Он включает в себя, в частности:

    документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
    справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

    Так, статьёй 351.1 ТК РФ определено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

    Таким образом, украинские граждане при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

    Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства (Административный регламент МВД, утв. приказом МВД России от 07.11.11 № 1121).

    Что до украинских дипломов и вообще до документов об образовании, то они признаются на территории России (ч. 2 и 3 ст. 107 Федерального закона «Об образовании»). Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

    По-прежнему действуют российско-украинские договоры, такие как:

    Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.);
    Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях (Москва, 26 мая 2000 г.);
    Протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28 января 2003 г.).

    В данных документах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.

    Следует помнить, что в некоторых сферах работа иностранцев исключена в принципе, например на территориях:

    закрытых административно-территориальных образований;
    с регламентированным посещением для иностранных граждан;
    на которых введено чрезвычайное или военное положение;
    на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
    закрытых военных городков;
    в пределах которых (на которых) введён правовой режим контртеррористической операции, -

    а также в зонах экологического бедствия, в приграничной зоне, на объектах и в организациях Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований, на объектах, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    Нужно ли работодателю известить ФМС или других органы о найме украинских беженцев?

    Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

    Несколько слов об уплате НДФЛ и страховых взносов в случае заключения трудового договора с украинским беженцем. НДФЛ с его зарплаты должен уплачиваться по ставке 30 % до тех пор, пока физическое лицо не станет резидентом Россииской Федерации (т. е. когда срок его пребывания в России превысит 183 дня в течение 12 последующих месяцев). Когда этот срок будет превышен, то весь доход, включаемый в налоговую базу по НДФЛ за данный календарный год, облагается по ставке 13 %. В связи с чем осуществляется перерасчёт исчисленной и удержанной суммы налога. Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ осуществляется в соответствии со статьей 231 НК РФ.

    На выплаты беженцам, уже получившим удостоверения, взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС начисляются на общих основаниях. Если же человек только подал заявление на получение статуса беженца, то взносы следует начислять как для временно пребывающих иностранцев, т. е. без уплаты в ФСС России и ФФОМС, и взносы в ПФР по тарифу 22 % в пределах 624 000 руб. и тарифу 10 % с сумм превышения.

    В случае если организация-работодатель имеет право на применение пониженных страховых тарифов, то взносы на обязательное пенсионное страхование следует начислять по тарифу, установленному по страхователям в целом. Так, для организации на «упрощёнке», основным видом деятельности которой является вид, указанный в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», тариф в 2014 году составляет 20 % в пределах 624 000 руб., суммы же превышения взносами не облагаются.

    Российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

    Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с беженцами трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

    Ксения РАМАЗАНОВА, юрист Правовой компании «Фемида»

    Законное трудоустройство иностранцев - это большая проблема всех фирм. Большинство даже не знают, какие документы нужно оформлять, чтобы принять на работу иностранца. Поэтому пытаются обойти трудности и нанимают на работу нелегалов. Это всегда очень опасный выбор, и в каждый момент фирма может понести ущерб за нарушения закона, заплатив огромный штраф.

    Чтобы понять, как осуществить прием на работу гражданина Украины, необходимо ознакомится с последовательными действиями оформления.

    Определение статуса подданного другой страны

    От того, какой статус у иностранного работника, зависит его оформление на работу. Существует три статуса:

    1. Временное пребывание - это работа по открытой визе или по карте миграции.
    2. Временное проживание - это люди, которые имеют разрешение на временное проживание в стране.
    3. Постоянное проживание - это граждане другой страны, имеющие вид на жительство в чужой стране.

    Необходимые документы для подписания трудового договора

    При оформлении иностранца работодателю необходимо написать в МВД уведомление о приеме на работу гражданина Украины или граждан других стран. Это оповещение необходимо для органов, которые занимаются контролем мигрантов и их пребыванием на территории страны. Оповестить МВД нужно в течение 7 дней со дня пересечения границы. Такое уведомление должно оформляться на каждого мигранта по специальному бланку.

    Пакет документов при оформлении на работу иностранца и российских подданных имеют схожесть. Новоприбывшие работники должны предъявить документы:

    • удостоверение личности;
    • виза, миграционная карта, патент или разрешение на работу в чужой стране;
    • трудовая книжка;
    • государственная пенсионная страховка (если у сотрудника нет такой страховки, работодатель обязан ее оформить);
    • медицинская страховка в чужой стране (эта страховка необходима, если у фирмы нет договора с медицинской организацией для предоставления медицинских услуг);
    • дипломы, подтверждающие квалификацию и специальные знания сотрудника.

    Правила приема на работу граждан Украины или других иностранцев не требуют документов с военкомата.

    Чтобы заключить договор гражданско-правового характера (ГПХ), необходимы все вышеперечисленные документы, кроме трудовой книги. Когда трудовой договор и ГПХ договор будет окончен, в течение 3 дней необходимо об этом оповестить органы МВД.

    Какие нужно платить налоги с зарплаты подданных другой страны

    Зависимо от статуса иностранца, совершаются определенные выплаты налогов. Варианты вычетов с зарплаты:

    • для работников, которые имеют статус временно проживающих или постоянно проживающих, заработная плата облагается налогом на пенсионное, социальное и медицинское страхование по коэффициенту организаций;
    • для работников со статусом временного пребывания взимаются налоги только на пенсионное страхование по коэффициенту организации, а также 1,8 % на временную нетрудоспособность; на медицинскую страховку взносы не уплачиваются и не начисляются.

    Если житель другой страны пребывает на территории России в течение года 183 дня, то он является резидентом, и с его зарплаты будут вычислять 13 % НДФЛ. Если меньше 183 дней, то с зарплаты будут вычитать НДФЛ в размере 30 %.

    Что нужно проверить во время зачисления на работу мигранта

    Обычно на работу в российские компании устраиваться жители бывшего СНГ. Прием на работу гражданина Украины или других жителей СНГ требует пакета документов:

    1. Если на работу оформляется постоянно проживающий мигрант, то работодатель должен запросить вид на жительство у него. Такой документ выдается на 5 лет с возможностью продления. С видом на жительство можно работать во всех городах РФ.
    2. Без патента и разрешения могут трудоустроиться мигранты со статусом временного проживания. Но по закону они имеют право на работу только в том регионе, где получили временное проживание. Это штамп в паспорте со сроком на 3 года. После его окончания мигрант может подать документы на вид на жительство или уехать из страны. Прием на работу гражданина Украины со статусом временного проживания происходит по схеме, как и оформление на работу россиянина.

    Оформление трудового договора для мигрантов без виз, со статусом временно пребывающих на территории РФ

    С 2015 года в России мигранты, которые не имеют виз, оформляются на работу на основании патента. Он может выдаваться минимум на 1 месяц, а максимум на год.

    Для того чтобы его оформить, необходимо в течение месяца со дня пересечения границы подать заявление в МВД. Мигранту необходимо иметь при себе паспорт, справку, которая подтверждает понимание русского языка, а также сертификат о знании законов и истории РФ.

    Прием на работу граждан Украины с патентом

    Чтобы украинцу трудоустроиться легально в российской компании или фирме, ему необходим патент. Он дает возможность трудоустроиться на территории РФ без визы, но действителен только в том регионе, где был получен.

    Документы и сроки

    Патент украинцу можно получить, написав заявление в ФМС и сдав отпечатки пальцев. К заявлению необходимо приложить пакет документов:

    • украинский паспорт;
    • медицинскую страховку;
    • миграционную карту;
    • документ, который подтверждает владение русским языком.

    Если заявление на патент не будет оформлено в течение 1 месяца, за нарушение работнику придется оплатить штраф. Тогда уже при несвоевременной подаче документов необходимо еще предоставить чек об оплате штрафа.

    После того как специалисты проверят на подлинность все предоставленные документы, оформляется патент и выдается украинцу. Для жителей Украины срок действия такого документа не превышает 12 месяцев.

    Оформление трудового договора для мигрантов с визой и со статусом временно пребывающих на территории РФ

    Больше времени занимает процесс оформления мигранта с визой и со статусом временного проживания. Для этого работодателя требуется собрать большой пакет документов.

    Для того чтобы принимать в штат иностранцев с визой и временным пребыванием, фирма должна иметь разрешение на трудоустройство иностранных сотрудников. Такое разрешение выдается на 12 месяцев, а оформить его можно в МВД. Сроки оформления разрешения - до 30 дней. Также работодателю придется заплатить государственную пошлину за каждого иностранного сотрудника в размере 10 тыс. рублей.

    После того как компания получит разрешение на трудоустройство, необходимо сделать приглашения. Этот документ необходим для получения визы и для оформления разрешения на работу в другом государстве. Оформление происходит в службе по миграции. Необходимые документы:

    • Ходатайство, составленное на русском языке.
    • Паспорт мигранта плюс его копия.
    • Гарантийное письмо от работодателя. В этом письме фирма принимает на себя все расходы по медицине и проживанию мигранта на территории РФ.
    • Разрешение на работу. Во время оформления разрешения необходимо заплатить налог в размере 3500 рублей.

    На протяжении 20 дней после подачи ходатайства придет уведомление о получении разрешения и приглашение на работу или отказ. Обычно виза выдается на срок, который указан в трудовом контракте, но не больше 12 месяцев.

    Трудоустройство беженцев с Украины

    Беженцы - это лица, которые из-за опасений за свою жизнь вынуждены искать убежище и защиту в другой стране. Они не являются гражданами РФ. Для подтверждения своего статуса в другой стране им выдается удостоверение. Но даже с ним украинцы являются иностранными подданными в РФ. Согласно закону России, фирмы, которые хотят устроить на работу мигранта, должны иметь разрешение.

    Какие же особенности приема на работу граждан Украины со статусом беженцев? Этот закон не распространяется на граждан, которых признали беженцами. Они получают временное убежище на территории России и могут трудоустраиваться в любой фирме или компании без оформления разрешения. То есть такой прием на работу гражданина Украины возможен, пока не будет потерян статус беженца.

    Необходимые документы для заключения трудового контракта

    Документы при приеме на работу граждан Украины со статусом беженца должны соответствовать ст. 65 ТК России. Список их таков:

    1. Удостоверение личности. Так как у беженца нет такого документа, он должен предъявить свое удостоверение, которое подтвердит его статус и личность.
    2. Трудовая книжка. Во время принятия на работу беженца работодатель обязан оформить новую трудовую книжку.
    3. Страховое свидетельство пенсионного страхования. Оформляется работодателем в том случае, если у беженца его нет.
    4. Документ с военкомата. Прием на работу в России граждан Украины не требует этого документа.
    5. Документы, подтверждающие высшее образование и степень квалификации.
    6. Справка о несудимости. Порядок приема на работу граждан Украины обязует к предъявлению справки о наличии или отсутствии судимости, а также факта уголовного преследования или его прекращения. Такой документ можно получить в Главном информационно-аналитическом центре МВД.

    Беженцы и привлечение их к производству

    Для того чтобы привлечь украинских беженцев к работам, необходимо с ними подписать контракт. Это может быть гражданско-правовой или трудовой договор.

    У каждого соглашения есть свои положительные и отрицательные стороны. Согласно Трудовому Кодексу России работники, которые заняты по трудовому договору, имеют право на отпуск, денежную компенсацию за вредность труда и т. д. Также если будет заключен трудовой договор на определенный срок, работодателю необходимо будет объяснить государственному органу причину такого оформления и причину срочности.

    Если будет подписан гражданско-правовой договор, то для того, чтобы выполнять определенные работы, работодатель не обязан соблюдать ТЗ. Регуляция отношений по такому соглашению происходит на основании гражданского законодательства.
    Уведомление ФМС о трудоустройстве или увольнении граждан Украины обязательно.

    Сообщение в УФМС о трудоустройстве мигранта

    В обязательном порядке необходимо о трудоустройстве мигранта сообщить УФМС. Прием на работу граждан Украины обязует работодателя действовать в соответствии с Федеральным законом № 115. В нем говорится, что каждая из сторон (работодатель и иностранец) должны подать уведомление в ФМС. Работодатель должен оповестить ФМС если:

    • был заключен с чужестранцем гражданско-правовой или трудовой договор;
    • если произошло расторжение контракта;

    О прекращении договора с сотрудником другого государства уведомление в УФМС может быть отправлено, если:

    • работник увольняется самостоятельно;
    • если у работника закончился срок контракта и срок на разрешение выполнения работ;
    • если работник исчез и не выходит на работу.

    В таком случае необходимо отправить в ФМС уведомление о досрочном разрывании контракта.

    Уведомление о подписании или окончании контракта требуется подавать на каждого миграционного сотрудника отдельно. Подданный другого государства обязан оповестить ФМС об устройстве на работу в течение 60 дней со дня подписания соглашения.

    Граждане Украины: прием на работу (2017)

    Для того чтобы украинцы могли без проблем устроиться на работу в российские компании, миграционная служба упростила алгоритм действий.

    Граждане Украины (прием на работу 2017 г. в РФ) должны выполнить следующие действия:

    1. Пересечь границу.
    2. Миграционная карта. Во время заполнения миграционной карты указать свою цель пребивания (трудоустройство).
    3. Зарегистрироваться в ФМС (в течение 3 месяцев).
    4. Обрести медицинский полис.
    5. Пройти медицинскую комиссию.
    6. Подать справку о знании и владении русским языком.
    7. Подать заявление в миграционную службу на выдачу патента для работы.
    8. При получении патента оплатить его (неоплаченный патент является недействительным).
    9. Подписать контракт с работодателем.
    10. Отнести копию договора в миграционную службу.

    Только выполнив все пункты, можно без проблем устроиться на работу в компании РФ.