Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Признаки нормативно - правового акта (отличия от других документов). Понятие и виды нормативных актов

    Признаки нормативно - правового акта (отличия от других документов). Понятие и виды нормативных актов

    Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

    Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера.

    Основные признаки нормативно-правовых актов: государственный характер – государство наделяет органы, должностных лиц правотворческой компетенцией; оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, в т.ч. и через принуждение; принимаются с соблюдением определенной процедуры и требований к содержанию и форме нормативно-правового акта; имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия; всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

    Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

    Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

    Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.5

    В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).


    Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный aocoдарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

    Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего эти означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения) , как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока (исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

    Нормативно-правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

    НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы - их установление, изменение, отмену.

    НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

    Признаки нормативно-правового акта

    1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества.

    Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

    Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

    2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами.

    Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

    Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап. Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.

    В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

    • Президенту РФ;
    • Совету Федерации и его членам;
    • депутатам Государственной Думы;
    • Правительству РФ;
    • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
    • Конституционному РФ;
    • Верховному Суду РФ.
    Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

    Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

    3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.

    В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

    Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

    Первая полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

    В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

    4. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

    5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

    • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
    • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
    • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
    • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в РФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
    • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
    • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
    • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

    6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества.

    В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    Иерархия НПА:

    • Конституция РФ;
    • Федеральные Конституционные законы;
    • Федеральные законы;
    • Акты Президента;
    • Акты Правительства;
    • Ведомственные Акты;
    • Корпоративные акты.

    Иерархия НПА субъектов РФ:

    • Конституции и Уставы субъектов РФ;
    • Законы субъектов РФ;
    • Акты органов местного самоуправления.

    7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства.

    Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

    Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

    Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

    Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

    Признаки нормативно-правовых актов:

    1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

    2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

    3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

    4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

    5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

    Виды нормативно-правовых актов:

    По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

    В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

    Нормативные акты государственных органов

    Нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

    Нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

    Нормативные акты принятые на референдуме

    В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

    В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

    Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

    1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

    2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

    3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

    4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

    5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

    Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права в большинстве стран мира.

    Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. НПА – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдуме).

    НПА содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределённому кругу субъектов права и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он и отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

    НПА следует отличать от и от актов толкования, в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, при этом само содержание нормы не изменяется.

    По сравнению с другими источниками права НПА имеет ряд преимуществ: в нём чётко и ясно формулируются правовые предписания, им легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и изменения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением.

    В странах с романо-германской правовой системой НПА является основным источником права.

    Юридическая сила НПА зависит прежде всего от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший.

    Виды НПА.

    Все НПА по юридической силе в теории права подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты.

    Законы занимают ведущее место в иерархии всех НПА.

    Закон – это такой НПА, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

    Законы подразделяются на конституционные и обычные. К конституционным принято относить Конституцию, законы, вводящие её в действие и вносящие в неё изменения и дополнения.

    В РБ высшей юридической силой обладает Конституция.

    Другую группу НПА составляют подзаконные акты. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами и не должны им противоречить. В числе подзаконных актов большей, после закона, юридической силой обладают Указы Президента РБ в тех случаях, когда они изданы на основе закона. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Они обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к нормативным актам.

    К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания РБ, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора.

    Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров РБ. Они издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, национальной безопасности и др.

    Премьер-министр издаёт в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т. е. относятся к актам индивидуального регулирования.

    Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, учреждениями, подчинёнными Совету Министров РБ. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Некоторые из этих актов имеют и межведомственное значение.

    Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Они могут также приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

    Подзаконные НПА принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

    Местные органы принимают нормативно-правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов принимают приказы и инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также руководителями предприятий и учреждений.

    Акты локального регулирования распространяют своё действие только на членов соответствующих организаций.

    4.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды.

    Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале НПА определённым образом группируются и даже перерабатываются. Юридическая наука выработала средство, которое облегчает задачу поиска и использования НПА, даёт возможность оперативно находить соответствующие нормы и квалифицированно решать юридические дела. Таким средством является систематизация НПА.

    Систематизация НПА – это деятельность государственных органов, негосударственных организаций и отдельных лиц по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение их в упорядоченную, согласованную систему.

    При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определённым признакам. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. Значение систематизации велико как для правотворческой деятельности, так и для правоприменительной.

    В науке и юридической практике различают следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

    Инкорпорация – такое объединение действующих НПА по определённым признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, о чём делаются соответствующие отметки.

    Обработанный таким образом материал группируется по определённым признакам: по хронологическому, отраслевому, по юридической силе. Иногда используется алфавитный признак. Допускается и сочетание этих признаков. Инкорпорацией может охватываться всё законодательство или его часть.

    Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

    Официальная проводится уполномоченными государственными органами. К официальным можно отнести, например, Ведомости Национального Собрания РБ. Такие сборники являются официальными источниками нормативно-правовых установлений и на них можно ссылаться.

    Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и иными учреждениями, организациями, специалистами по собственной инициативе. На такие сборники нельзя официально ссылаться. Они имеют справочно-информационное значение, способствуют доступности нормативного материала.

    Кодификация – такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного материала, но и изменение его содержания. При кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, противоречия между актами.

    Наиболее распространёнными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определённом порядке обновлённые нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.