Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Признание в законах приоритета прав и свобод. Приоритет прав человека в правовом государстве. Понятие и система основных прав человека в правовом государстве

    Признание в законах приоритета прав и свобод. Приоритет прав человека в правовом государстве. Понятие и система основных прав человека в правовом государстве

    опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» - важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы. Это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием право­вой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков за­щиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

    Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

    Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, - ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию - ст. 22 и др.).

    Несомненно, в ходе судебной реформы будут существенно уг­лублены и детализированы конституционные гарантии независи­мости судов и расширена их компетенция.

    Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верхо­венство конституции и верховенство права тождественны.

    В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.



    Немаловажно, каким путем законы должны становиться из­вестными гражданам, поскольку в тоталитарном советском госу­дарстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции уста­новлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов уста­новлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.

    4. Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.



    В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Но в Конституции не содержится определения этих принципов и норм, поэтому на­до исходить из международной практики, в которой под ними понимают Устав ООН; международные конвенции, как общие, так и специальные; международные обычаи и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Естественно, при этом речь идет о тех принципах и нормах, которые признаны Российской Федерацией.

    Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение Рос­сийской Федерацией договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

    Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и закон­ность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое. Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

    Тема 2. Система, принципы и законодательство о государственной службе Российской Федерации

    Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    · Российской Федерации;

    · федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    · субъектов Федерации;

    · органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации;

    · лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

    · лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий субъектов.

    Основные источники законодательного обеспечения государственной службы

    Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.

    В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законыФедеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят также конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ, например, Закон Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» от 16.06.2005 N 46-З, также Закон Брянской области от 28 февраля 2017 г. N 12-З "О порядке установления и перерасчетапенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области".

    Конституционные основы государственной службы

    Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в РФ и следующие основные принципы ее организации:

    Принцип федерализма

    Данный принцип отражает устройство РФ. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. В соответствии с пунктом «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.Исходя из этих положений Конституции РФ, принцип федерализма призван обеспечивать: во-первых, единство системы государственной службы; во-вторых соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

    Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ

    Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФотражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и иной (правоохранительной)) и двух ее уровней - федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются правовые, организационные и управленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они определяются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе.

    Принцип законности

    Принцип законностиозначает, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции РФ. Понимание и применение всех нормативных правовых актов в субъектах РФ должно быть единообразным.

    Существенными гарантиями законности в деятельности государственных служащих являются:

    Ø правовое регулирование государственной службы;

    Ø контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе;

    Ø качество работы государственных служащих и управленческой деятельности, соответствующее предъявляемым требованиям;

    Ø юридическая защита государственных служащих;

    Ø высокое правовое сознание и правовая культура государственного служащего.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защитыосновывается на положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Поэтому именно права и свободы человека и гражданина являются содержанием всех видов государственной службы как социального института. Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Государственные служащие в пределах своих полномочий обязаны способствовать:

    § созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

    § реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам;

    § охране труда и здоровья людей;

    § государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб;

    § охране достоинства личности, недопущению его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами;

    § защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности и др.

    Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека, его самого - высшей ценностью государства. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства. Смысл нормы в том, что она подчеркивает человека как первооснову государства, а значит, государство - явление вторичное по отношению к обществу, на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы людей.

    К сожалению, в течение длительного времени советское государство проповедовало тезис о примате общественных интересов над личными. «Теория естественных прав» подвергалась критике, как теория, выдвинутая буржуазией (Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье) и ею же воплощенная в жизнь. В противовес буржуазному индивидуализму была выдвинута догма о примате государства над интересами личности. В результате многие годы в общественном мышлении складывался образ государства как лидера, как заботливого, но строгого отца. Права и свободы воспринимались как нечто дарованное сверху.

    Эта идея, как нельзя лучше, отвечала насущным потребностям тоталитарного государства с режимом неограниченной власти его руководителя.

    Особенно широко права человека попирались в годы так называемого «культа личности» И.В.Сталина. Хотя надо сказать, что и до революции положение в области прав и свобод человека было несовершенным. Достаточно вспомнить, что Российская Империя до февраля 1917 года была абсолютной монархией и впервые элементарные личные и политические права и свободы были дарованы подданным только в Манифесте 17 октября 1905 года.


    Отсутствие демократических традиций в обществе во многом способствовало становлению в стране тоталитарного режима, что до сих пор сказывается на политической жизни страны. Идея приоритета

    прав человека очень важна сегодня, поэтому Конституция РФ в одной из первых статей закрепила этот принцип как основу конституционного строя Российской Федерации, им посвящена целиком вторая глава Конституции, которая так и называется «Права и свободы человека и гражданина». Место и роль этой главы очевидны, изменить ее обычным порядком нельзя, новая ее редакция возможна только в результате принятия на референдуме, либо специально для этой цели собранном Конституционном собрании.

    Понятие сруктура местных бюджетов.Бюджетный процесс .

    Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций МС.

    Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

    Консолидированный бюджет на местном уровне существует в виде бюджета муниципального района.

    Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется ОМС самостоятельно. ОМС в порядке, установленном ФЗ, представляют в соответствующие органы власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

    Проект местного бюджета, решение о его утверждении, сведения о ходе исполнения бюджета, отчет о его исполнении подлежат официальному опубликованию.

    Структура:

    В зависимости от соотношениях доходной и расходной части бюджет может быть профицитным и дефицитным. Когда соответствующей доходной части не достаточно для обеспечения необходимых расходов данного МО, из средств регионального бюджета такому МО выделяются дотации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов и формирования минимально достаточного бюджета.

    1. Расходы.

    2. Доходы:

    а) Собственных доходов; Относятся: местные налоги, штрафы, пожертвования.

    б) Субвенций – это денежные средства, выделяемые вышестоящим бюджетом для финансирования полномочий переданных из центра на места;

    в) Дотации - это средства, выделяемые из вышестоящего бюджета, покрывающие дефицит регионального бюджета для осуществления для обеспечения минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя территории.

    г) Субсидии – это средства, выделяемые для софинансирования расходов по содержанию предметов совместного ведения (например, на содержание федеральных трасс)

    3. Заимствования местных бюджетов (большинство местных бюджетов утверждаются с дефицитом).

    означает преимущество прав человека как высшей ценности в обществе перед всеми иными. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (Ст. 18 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ч.2. Ст. 17 Конституции РФ). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества, правового и социального государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютными признаются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести и вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав недопустимы в демократических социальных государствах ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или временно приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

    Принципы организации и деятельности органов государственной власти

    Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

    Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях.

    Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

    Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан Ст. 46 Конституции РФ.

    Принцип народовластия

    Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.