Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Происхождение пиратского флага: Веселый Роджер. Поднять флаг! Весёлый Роджер. Записки из бутылки и другие пиратские истории Как называется пиратский флаг с изображением черепа

    Происхождение пиратского флага: Веселый Роджер. Поднять флаг! Весёлый Роджер. Записки из бутылки и другие пиратские истории Как называется пиратский флаг с изображением черепа

    Современные дети, так же, как и их ровесники много лет назад, мечтают поднять флаг пиратский над своей шхуной и стать грозными покорителями морской пучины. Книги, фильмы и компьютерные игры на эту тему не теряют своей популярности и становятся основой для детских игр.

    Почему именно «веселый Роджер», как принято называть пиратский флаг, считается основным символом морских разбойников, по какой причине за ним закрепилось это название, когда и где он появился, и что значат изображенные на нем символы? Постараемся в этом разобраться.

    Прежде чем ответить на поставленные вопросы, давайте вспомним, кто считался пиратом, какими были эти люди.

    Кто они?

    В реальности морские разбойники не были такими забавными, какими они изображаются в мультипликационной ленте «Абрафакс под пиратским флагом». Слово «пират» довольно древнее, и ученые считают, что оно возникло еще в V веке до н.э. В переводе с латыни оно обозначает «пытающий счастья морской разбойник». Со временем появились и другие названия: буканьер, капер, флибустьер, приватир, буканир, корсар.

    Грабеж «в законе»

    Каперы, флибустьеры, корсары и приватиры практиковали пиратские грабежи судов других держав во время войны, получая для этого особые каперские свидетельства - официальные разрешения от того или иного королевского дома. За подобную лицензию на грабеж все они отчисляли определенный процент государству, пополняя таким образом казну. При атаках на вражеские корабли они должны были поднимать флаг страны, давшей им разрешение. А вот поднятый черный флаг пиратский означал предъявление ультимативного требования сдаться. В том случае, если противник не собирался этого делать, каперы поднимали красный флаг, который предупреждал, что пощады не будет.

    После окончания войн многие наемные разбойники не желали оставлять столь прибыльное дело. Они продолжали грабить торговые суда как прежних врагов, так и своих бывших хозяев.

    Как все начиналось

    Впервые «веселый Роджер» как флаг пиратский, согласно документальным свидетельствам, стал использовать Эммануэль Вайн в конце XVII - начале XVIII веков. Известное нам сегодня изображение на его флаге было дополнено песочными часами, означавшими следующее: «Ваше время истекает». В дальнейшем многие предводители морских разбойников разрабатывали свой уникальный вариант рисунка «веселого Роджера». Поднятие такого флага предупреждало капитанов о том, с кем им предстоит иметь дело.

    Самый старый из сохранившихся до наших дней пиратский флаг, фото которого вы видите ниже, находится в портсмутском Национальном музее Англии. Он был захвачен в бою у африканского побережья в 1780 году. И сегодня на нем можно разглядеть небольшие пулевые отверстия с обожженными краями.

    Какого он цвета?

    Знакомый нам по кино и мультфильмам пиратский флаг черного цвета. Однако так было не всегда. Первоначально пираты использовали красное полотно, означавшее, что будут уничтожены все, пощады ждать не следует. Кроме того, морские разбойники могли использовать как государственные флаги, чтобы устрашить или уменьшить бдительность своих противников, так и знамена других цветов, обозначая себя для союзников.

    Почему его так называют?

    Многие задумываются над тем, почему флаг пиратский называют «веселым Роджером». Сегодня существует несколько теорий, пытающихся это объяснить.

    Первая из них гласит, что во время чумы и прочих заразных заболеваний на кораблях поднимали черный флаг с двумя белыми полосами, предупреждавший другие суда об опасности. В дальнейшем полосы стали перекрещенными. К ним присоединился человеческий череп, что и использовали морские грабители.

    Другая версия опирается на документально зафиксированный факт о том, что во Франции каперский флаг официально назывался Joyeux Rouge - «веселый красный». Британские пираты переосмыслили и услышали так: Также вспомним тот факт, что в конце XVII века в Великобритании были приняты законы против бродяжничества - rouge laws, и слово «роджер» можно понимать как «мошенник», «попрошайка», «бродяга». Кроме того, в северных провинциях Англии и в Ирландии «старым Роджером» иногда называли предводителя темных сил.

    Существует еще одна гипотеза: свое название пиратский флаг получил благодаря королю Рожеру II Сицилийскому (1095-1154 гг). Этот правитель прославился множеством побед как на море, так и на суше под на котором были изображены перекрещенные кости.

    Популярные символы

    Для нас обязательным рисунком, украшающим пиратский флаг (картинка представлена ниже), является человеческий череп и две перекрещенные кости на черном фоне.

    И действительно, этот символ смерти был наиболее широко используемым как в среде морских разбойников, так и на надгробиях в Англии. Не менее распространенными знаками, напоминавшими, что всех ждет могила, были скелеты, песочные часы, мечи и копья, скрещенные шпаги и сабли, поднятые стаканы и крылья. Это были популярные символы, расшифровать которые мог любой. Так, и крылья означали ускользающее время, а полный стакан - тост за смерть. Подобные изображения встречались как по отдельности, так и в различных комбинациях.

    Персональные Роджеры

    Как уже говорилось, череп с перекрещенными костями - один из старейших и известнейших вариантов «веселого Роджера». Стоит отметить, что именно в таком виде его использовал Эдвард Инглэнд - морской грабитель из Ирландии, промышлявший разбоем в Индийском океане в первой четверти XVIII века. Многие капитаны старались создать собственный легко узнаваемый рисунок на флаге.

    Так, довольно известный валлийский капитан Бартоломью Робертс, промышлявший в XVIII веке в Карибском море, украсил пиратский флаг (картинка находится чуть ниже) самим собой, стоящим на двух черепах над аббревиатурами АМН (A Martiniquar"s Head - «череп мартиникца») и ABH (A Barbadian"s Head - «череп барбадосца»).

    Почему-то этот валлиец очень сильно недолюбливал жителей указанных островов, и, правильно понимая этот намек, суда из тех краев предпочитали сдаваться без боя.

    Пиратствовавший в районе Каролины в начале XVII века Кристофер Мудин свой пиратский флаг, фото которого вы видите ниже, украсил черепом с перекрещенными костями, песочными часами с крыльями и рукой с занесенным мечом.

    На флаге больше известного как Черная Борода, нарисован скелет с песочными часами и направленное на кровоточащее сердце копье.

    Кто сегодня поднимает пиратские флаги?

    Не стоит думать, что «веселый Роджер» поднимается сегодня только на детских или взрослых вечеринках. Введенная еще в Первую мировую войну традиция моряков-подводников входить в порт после удачно проведенной операции с поднятым пиратским флагом жива сегодня во многих флотах. И даже во время войны с Ираком многие британские подводные лодки поднимали «веселого Роджера», возвращаясь на базу.

    На таких флагах символически рассказывалась история судна, а также его достижения. Экипаж субмарин делал пиратский флаг своими руками, дополняя его различными деталями после удачных операций. Сегодняшняя коллекция современных «веселых Роджеров» в английском Музее подводного Королевского флота насчитывает пятнадцать экземпляров, которые характеризуются собственными уникальными символами. Так, например, красные прямоугольники обозначают военные, а белые - торговые суда. Изображение кинжала свидетельствует о том, что субмарина принимала участие в каких-то шпионских или секретных операциях у вражеских берегов.

    Евсеев Антон 14.03.2019 в 23:55

    Принято считать, что суда пиратов, промышлявших в XVII- XVIII веках в Карибском море и Индийском океане, плавали под флагом, где на черном полотнище были изображены череп и скрещенные кости под ним. Этот флаг многие называли "Веселый Роджер". Неспециалисты уверены, что это знамя было общим для всех "джентльменов удачи". Однако это совсем не так.

    Прежде всего, "Веселый Роджер", судя по всему, никогда не существовал в том виде, в котором его изображают на иллюстрациях книг о пиратах или в художественных фильмах. Очень похожий флаг поднимали лишь корабли капитана Генри Эвери (конец XVII века) и Эммануэля Вейна (начало XVIII столетия). Причем у Эвери череп над скрещенными костями был изображен не в фас, а в профиль, и его макушка была повязана пиратским платком, а на флаге Вейна под костями красовались песочные часы (говорящие о том, что у жертвы кончилось время на размышление). Больше ни у кого из пиратов флага с подобным рисунком не отмечалось.

    Следует заметить, что у "джентльменов удачи" вообще не было единого флага. Их было несколько, каждый для определенной ситуации. В обычное время корабль плавал под флагом той страны, откуда был родом капитан, или той, что выдала ему патент на каперство. Когда требовалось обмануть противника, пираты поднимали такой же флаг, как и у него (это делалось при обманном маневре в бою или при попытке уйти от военного патрульного судна). Однако часто перед атакой на пиратском корабле действительно поднимался своеобразный флаг, который позже и назвали "Веселый Роджер". Однако рисунок и фон его были весьма различны.

    Приведу несколько примеров. Флаг капитана Эдварда Дэвиса был следующим - на белом фоне была изображена рука, державшая саблю. Похожий флаг использовал Томас Тью, глава пиратов Мадагаскара, только фон флага был черным. Знаменитый морской недотепа Бартоломью Шарп (прототип Джека Воробья из фильма "Пираты Карибского моря") перед атакой поднимал знамя, где на красном фоне перекрещивались белая и зеленая полоса. Похожий флаг имел капитан Ричард Сокис, только обе полосы были желтыми, а у Эдмунда Кука эта композиция дополнялась еще изображением руки с саблей.

    Многие французские пираты перед атакой поднимали красный флаг с изображением единорога, а голландские - зеленый с рисунком дракона или василиска. Некоторые отдавали предпочтение религиозной символике - так, на знамени известного мадагаскарского пирата Миссона на белом фоне был изображен ангел, а под ним красовалась надпись "С нами Господь". Встречались также флаги с изображением креста и распятия. Так что, как видите, не о каком едином пиратском знамени речи быть не может.

    Что касается черного "Веселого Роджера" с изображением символов смерти, то он, согласно исследованиям историков, появился достаточно поздно, в первой половине XVIII века, когда пиратство уже шло на убыль. Однако и здесь было множество вариантов изображения. Например, на флаге Черной Бороды (подробнее об этом капитане читайте в статье "Пираты: оклеветанный капитан Флинт ") красовался дьявол с пикой в одной руке и рюмкой в другой. Знамя Бартоломью Робертса украшало изображение пирата, выпивающего в компании скелетов. На флаге Ситцевого Джека под черепом были не скрещенные кости, а абордажные сабли. Капитан Стид Боннет перед атакой поднимал знамя с изображением черепа, под которым горизонтально располагалась одна кость, а по бокам - рюмка и сердце. Самый интересный "Веселый Роджер" имел корабль Кристофера Моуди: на красном фоне в центре была изображена рука с саблей, справа от нее - череп со скрещенными костями, а слева - песочные часы.

    Итак, вариантов "Веселого Роджера" было очень много. А вот откуда взялось само название? Почему персонаж, изображенный на флаге, зовется Роджером, и по какому поводу он веселиться? На этот счет существует несколько версий, однако самыми правдоподобными на данный момент считаются две.

    Согласно первой версии, "Весёлый Роджер" происходит от французского "Joyeux Rouge" (ярко-красный). Известно, что идя в атаку, французские флибустьеры XVII века поднимали ярко-красный флаг, поскольку данный цвет символизировал бунт и неповиновение. Позже каперы и корсары разных национальностей, которые вообще-то были обязаны поднимать на своих кораблях государственные флаги, стали использовали чёрный сигнальный флаг непосредственно перед нападением. Он, согласно морскому кодексу того времени, означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, то корсары поднимали красный флаг и шли в атаку.

    Считается, что позже англичане переделали слово "Rouge" в более привычное для них слово "Roger", а "Joyeux" в "Jolly", то есть "Весёлый". При этом название распространилось и на ультимативный черный флаг, который со временем стал единственным сигнальным знаменем пиратов. А для того, что бы сделать ультиматум более действенным, его стали украшать изображением чудовищ.

    Однако данная версия лично мне представляется весьма сомнительной. Дело в том, что в романтическом XVII столетии красным флагом пользовались не только французские, но и английские (а также голландские) флибустьеры. Так зачем же им было заимствовать название этого знамени у французов, которых они, кстати, весьма недолюбливали? Не легче ли было придумать свое собственное?

    Судя по всему, дело обстояло совсем не так. Известно, что в староанглийском языке слово rogue обозначало бродягу, мошенника, плута, а также являлось эвфемизмом… самого дьявола! К XVII веку данное слово стали произносить как roger, то есть "Роджер". В английском фольклоре того времени оно также часто обозначает сатану. Слово же jolly в ту эпоху имело значение "бесшабашно храбрый" и даже "безбашенный" (в смысле, слегка сумасшедший). Так что, скорее всего, "Веселый Роджер" - это намек на сумасшедшего дьявола (не случайно на флаге капитана Тича был изображен именно этот персонаж). Череп же и кости, а также песочные часы тоже часто являлись символами владыки ада.

    Поднимая подобный флаг, пираты как бы подвергали своих жертв своеобразной "психической атаке". Известно, что флаг на мачте корабля означает не только то, какой стране принадлежит данное судно, но и то, под чьим покровительством оно находится (судам с "Юнионом Джеком" покровительствует британский монарх, и т. п.). Так что, используя "Веселый Роджер", пираты заявляли, что они находятся под покровительством самого дьявола, и поэтому любое сопротивление бесполезно. Интересно, что в большинстве случаев подобный психологический трюк имел успех - напуганные "купцы" сдавались разбойникам сразу после поднятия флага.

    Однако из этого вовсе не следует, что все пираты указанного периода были сатанистами или безбожниками. Наоборот, большинство из них были верующими людьми. Известно, что на их кораблях почти всегда были судовые капелланы, а капитан и квартирмейстер при дележе добычи клялись на Библии, что будут честными с командой. По сообщениям очевидцев, многие французские флибустьеры, ограбив испанское поселение, шли в ближайшую церковь и заказывали молебен, а также жертвовали из добычи деньги на нужды храма.

    Английские и голландские пираты-протестанты часто устраивали молебны на палубе перед атакой. Известно, что капитан Даниэль даже застрелил одного матроса, который начал богохульствовать во время подобного молебна. С удачливым же французским пиратом Де Граммоном многие капитаны не хотели иметь никаких дел именно потому, что он слыл атеистом (что было весьма распространено среди французских аристократов в конце XVII века). Так что в безбожии или дьяволопоклонничестве пиратов обвинить достаточно сложно.

    Почему же они тогда считали сатану своим покровителем? Скорее всего, потому, что в то время к данному библейскому персонажу относились несколько по-другому, нежели сейчас. Конечно, он и тогда считался врагом всех христиан, однако на войне (а пираты ведь всегда находились в состоянии войны со всеми подряд) иногда приходится просить помощи и у врага. Что пираты и делали перед каждой атакой.

    После того, как в XVIII веке пиратство фактически закончилось, про "Веселый Роджер" надолго забыли. Однако в конце этого столетия он вновь появился, правда, уже исключительно на страницах романов о флибустьерах. Именно тогда-то и сформировался миф о том, что данный флаг был единым для всех пиратов и представлял собой череп со скрещенными костями на черном фоне. Считается, что наиболее способствовал распространению данного заблуждения известный роман Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".

    «Весёлый Роджер»

    Нужно начать с истории флагов на корабле вообще. Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все парусные корабли раньше ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом...»

    Как ни странно, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет существования каперства. Каперство — морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей. Капер отличался он от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства процент от захваченной добычи. В своей стране капер преследованиям не подлежал, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный.

    Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

    В 1694 году, Великобритания издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских (английское название каперов) кораблей: красный флаг, мгновенно получивший у моряков прозвище «Красный Джек». Таким образом, впервые на официальном уровне появилось понятие пиратского флага в принципе. Пираты, до этого не имевшие своего «профессионального» полотнища, идею с восторгом подхватили: на их флагштоках вскоре заполоскались красные, желтые, зеленые и черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый - безумство и безудержность гнева, черный - приказ сложить оружие, красный - предложение сдаться, и так далее. Итак, выделение пиратских флагов в отдельную категорию морских символов сложилось к XVIIв. веках, а черный флаг стал отличительным знаком пиратов

    Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективным в сочетании с репутацией, которую приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

    Флаги, как правило, изготавливались самыми грубыми кустарными методами. Нередко их вышивали сами пираты, владевшие кое-как этим «рукоделием». Подобные «произведения искусства» можно было свободно купить за бутылку бренди в портовой таверне.

    Пираты поднимали собственный национальный флаг, чтобы привлечь союзников или отпугнуть врагов. Сообщения между судами также передавались при помощи флагов, для чего на мачтах применялось специальное сигнальное устройство. Пираты также иногда поднимали чужой национальный флаг, чтобы безболезненно приблизиться к своей жертве. Например, атакуя «испанца» пираты могли поднять морской флаг Англии, а чтобы уклониться от английских боевых судов, можно было поднять флаг Нидерландов (Голландия, в отличие от Испании тех лет, не воевала с Англией).

    Когда расстояние между кораблями становилось удобным для атаки, они снимали фальшивый флаг и бросались на абордаж. Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов.
    Что касается черепа с костями — непременной пиратской символики, то на самом деле пиратские капитаны изощрялись, кто как мог.

    Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы. В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями. В Европе того времени весьма распространенной была тема смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время.

    Первые версии пиратской символики включали в себя и полное изображение скелета, держащего стеклянные часы и копье, пронзающее сердце. Именно так выглядел флаг пирата Джона Куэлча, в дальнейшем позаимствованный знаменитым Блэкбердом.


    Длинный Бен Джон Айвери является первым пиратом, в отношении личного флага которого есть подтвержденные свидетельства очевидцев. В начале карьеры флаг Бена был красного цвета (как и предписывалось законом), но потом Айвери заменил его на черный. Затем на полотнище появился череп в профиль, оснащенный к тому же пиратской повязкой и серьгой. Данный флаг использовался пиратом с 1694 года.

    А вот флаг пирата Эдварда Энглунда считается первым, у которого кости были скрещены под черепом. Судя по всему, вместе с флагом Уорли флаг Эдварда послужил основой для классического «Веселого Роджера».

    История флага пирата Калико Джека Рэкхема весьма примечательна. Первоначально флаг Калико являлся классическим «Веселым Роджером», как и у Эдварда Энглунда. Но затем недвусмысленность этого флага (Джек олицетворялся черепом, а женщины-пираты Мери Рид и Энн Бонне, которые ходили вместе с ним на корабле, - костями) заставила Рэкхема заменить кости на пиратские сабли. После этого соленые морские шутки по поводу Джека, Энн и Мери постепенно сошли на нет, и Джек смог вздохнуть спокойно...


    Пиратский флаг некоего Стида Боннета также весьма любопытен. По легенде Стид стал пиратом, сбежав от ворчливой жены. Боннет был довольно богатым землевладельцем и добропорядочным гражданином. Пиратские приключения сделали его преступником и привели к виселице. На флаге помимо традиционного черепа были изображены кинжал, сердце и одна кость. Все вместе это означало, что владелец флага были пиратом (череп), который постоянно балансирует (кость) меду жизнью (сердце) и смертью (кинжал).


    Другой, известный своей кровожадностью пират Нед Лоу выбрал себе флаг, на котором был изображен кроваво-красный скелет. Согласно дошедшим до нас легендам, это должно было символизировать беспощадное отношение к выходцам из Новой Англии, за которыми капитан охотился специально и после пленения подвергал их страшным мучениям.


    Влэкберд Эдвард Тич.Один из наиболее известных и ужасных пиратов. Исполинского роста, с горящей паклей в волосах и черной густой бородой Блэкберд уже своим видом мог нагнать страху на своих врагов. Флаг пирата должен был предупреждать встречные корабли. Скелет, олицетворяющий дьявола, держит в руках часы и готовится пронзить сердце копьем. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират с теми же атрибутами.


    Черный Барт Бартоломью Робертс использовал аж два личных флага. На первом из них был нарисован пират с обнаженной саблей, который стоит на головах поверженных врагов на двух островах. Первым островом был Барбадос (АВН, «А ВагbadosHead»), а вторым - Мартиника (АМН, «А Martinique’sHead»).

    Второй флаг, который использовал Черный Барт в своих разбойничьих нападениях, изображал пирата и скелет с копьем, держащих в своих руках песочные часы.

    Уолтер Кеннеди имел достаточно оригинальный флаг. На нем был изображен пират, держащий меч в одной руке и часы в другой. Это символизировало, что время, отведенное на сдачу, истекает и расправа будет неизбежна. Пират изображен без одежды, это означало, что он беден и ему нужна добыча. Вместо костей и черепа было изображено женское лицо и две скрещенные ветки, видимо Кеннеди хотел показать, что все свои действия он, как благородный рыцарь, посвящает даме своего сердца.

    Такой же флаг, но с черепом в профиль носил корабль Счастливчика Генри Эвери. Использовался с 1694 года.

    Прообразом знаменитого «Веселого Роджера» (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту - эпидемия (например, чумы). Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне, трансформировавшиеся в две белые кости. Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.

    Откуда пошло прозвище «Веселый Роджер»? «Красный Джек» по-французски звучал как «JolieRouge» (дословно - «Красный Знак»). В английской транскрипции это похоже на «JollyRoger» - «Веселый Роджер». Стоит также упомянуть, что на английском жаргоне слово «Roger» означает мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в Средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер»...

    По другой версии, название «Веселый Роджер» пошло от тамильских пиратов, промышлявших в Индийском и Тихом океанах. Они поднимали на своих кораблях красный флаг и называли себя «Али раджа», что означает «Властители моря». Опять же, в английской транскрипции это превратилось в «Джали Роджерс», откуда до «Джолли Роджер» совсем недалеко.

    Еще одна версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Оld» могло превратиться в «Jolly».

    По иной версии это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (22 декабря 1095 — 26 февраля 1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял из себя изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

    Другой пират, Ричард Уорли, за свою короткую карьеру (с сентября 1718-го по февраль 1719 года) не добился большой известности, чего не скажешь о его флаге. Согласно легенде, прообразом флага послужила своеобразная форма головы самого Уорли (череп на полотнище смахивает на тыкву с Хэллоуина). Новинкой было также то, что на флаге скрещенные кости впервые оказались позади черепа (в дальнейшем эта мода перекочевала и на другие пиратские флаги).

    Пират Эманнуэль Винн считается одним из первых охотников за удачей, кто стал использовать «Веселого Роджера» на своем корабле. Начав карьеру в начале 1700-х годов у берегов Каролины, первое время Винн плавал под красным флагом. Затем Винн сменил флаг на классического «Веселого Роджера», впрочем, с добавлением изображения песочных часов, которые символизировали истекающее время на размышление, данное жертве.


    Пират Томас Тью приобрел известность в самом конце 17 века. Его флаг был интересен тем, что не имел традиционного изображения черепа и костей. На его флаге была изображена рука, сжимающая саблю. Тью был весьма непоседлив - он плавал не только в Карибском море, но и появлялся в Средиземноморье и даже у берегов Аравийского полуострова. Примерно в 1695 году капитан Тью погиб во время боя от залпа шагранели. По его завещанию, команда сбросила его тело за борт, так как он не хотел попадать в плен ни живым, ни мертвым.

    .


    Кристофер Кондент решил что одного черепа с костями будет мало, и на своем флаге поместил сразу три черепа с костями. Кондент, однако, недолго плавал под ним, он бросил морской разбой и поселился на берегу, изредка выходя в море на собственном торговом корабле.

    У разных пиратов свои «Весёлые Роджеры», хотя чаще всего пираты просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации.

    Кристофер Муди.Флаг этого пирата был красного цвета, а изображение на нем было совершенно необычно. Муди собрал с разных пиратских и государственных флагов все, что должно было характеризовать его поведение. Если смотреть символы слева направо, то получается следующее: время улетает на крыльях, и когда оно истечет, наступит неумолимая расплата, будет сражение и те, кто будет сопротивляться, неизбежно умрут.

    Валерий Потапов

    Происхождение пиратского флага неизвестно, но его историю можно проследить.

    Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

    Известные пираты часто пользовались уникальными флагами, что было особенно эффективно. Так, Бартоломью Робертс враждебно относился к колониям Барбадос и Мартиника. Поэтому, появляясь в виду этих островов, он поднимал флаг, на котором изображался пират, стоящий на двух черепах. Пират, по-видимому, означал самого Робертса, а под черепами стояли буквы: ABH (A Barbadian’s Head - «череп барбадосца») и АМН (A MartiniquarTs Head -«череп мартиникца»). Угроза была слишком очевидной, и корабли с этих двух островов сдавались без боя.

    Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

    В море, определив флаг корабля, можно было определить его государственную принадлежность, после чего становилось понятным, кто это - друг или враг. Но флаг не давал полной гарантии. Пираты и каперы, а случалось, что и военные корабли, часто поднимали чужие государственные флаги, чтобы иметь возможность спокойно приблизиться к противнику. Сблизившись с противником, корабль поднимал свой настоящий флаг, что по морским законам того времени давало основания начать бой. Поэтому, наиболее разумным подходом было считать все встречающиеся на пути корабли вражескими, особенно во время войны.

    Каперы несли государственный флаг той страны, которая выдала им лицензию (Георгиевский крест для Англии, триколор для Голландии и т.д.). С середины XVII века каперы кроме государственного флага стали поднимать дополнительные символы, указывающие на их каперскую деятельность.

    Корабли без национального флага считались пиратскими.

    Дизайн ранних каперских флагов нам не известен. Но мы знаем, что в 1694 году английское Адмиралтейство издало закон, обязывающий английских каперов поднимать красный флаг. Красный флаг изображен и на ранних голландских морских гравюрах, но назначение этого флага не указано. В наши дни красный флаг символизирует предупреждение. По-видимому, каперы XVII века также предупреждали противника не оказывать сопротивления. Флаг, введенный в 1694 году Адмиралтейством, получил прозвище The Red Jack («Красный Джек»).

    Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

    В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие значения желтого флага не дошли.

    Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов. Они сохранили свои флаги, хотя у пиратов большей популярностью стало пользоваться черное полотнище. Красный цвет продолжал ассоциироваться с каперством вплоть до XIX века.

    Американские каперы в XVIII веке поднимали красный флаг с белыми горизонтальными полосами, напоминавший государственный флаг США.

    Известное всем название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) зафиксировано в письменных источниках того времени. Французское название каперского флага звучало как Jolie Rouge («веселый красный»), которое английскими пиратами было переосмыслено в «Веселого Роджера». Возможно и другое объяснение. В конце XVII века в Англии были приняты так называемые rouge laws - законы против бродяжничества. Поэтому Роджер мог означать «бродяга», «нищий» или «попрошайка». Голландских «морских гёзов», сражавшихся за независимость Голландии в конце XVI века, называли sea beggars - «морские нищие». Это название еще долгое время использовалось для обозначения каперов, действующих в районе Ла-Манша, в первую очередь возле порта Дюнкерк. Веселым Роджером стали называть любой каперский флаг, независимо от того, красный он был или черный. Позднее это же название перенесли и на пиратские флаги.

    Первое упоминание о доработанном «Веселом Роджере» относится к 1700 году. В этом году французский капер Эммануил Вюн поднял черный флаг, украшенный белым черепом, скрещенными костями и песочными часами. Возможно, Вюн не был первым, но свидетельств на этот счет не сохранилось. Кроме того, новый флаг мог означать и переход Вюном от каперства к чистому пиратству. Очень быстро появилось еще несколько красных и черных флагов с дополнительными изображениями. Очень быстро подобного рода флаги стали прочно ассоциироваться с пиратами.

    Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы.

    В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями.

    В Европе того времени весьма распространенной была тема танца смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время. Все эти символы мы можем найти на аллегорических картинах того времени, а также на надгробных памятниках.

    Символы часто комбинировались друг с другом. Например, Кристофер Муди, который пиратствовал в районе Каролины в 1717 году, имел на флаге череп и скрещенные кости, меч, а также песочные часы с крыльями. На флаге Эдварда Тича (Черная Борода) был изображен скелет, держащий песочные часы, и копье, направленное на кровоточащее сердце. У Бартоломью Робертса кроме уже упомянутого флага с аббревиатурой АВН/АМН, был флаг, изображающий пирата, держащего песочные часы, и скелет, сжимающий копье. Очевиден фатализм в пиратской символике, одинаково применимый как к самим пиратам, так и к их жертвам.

    Пираты могли поднимать и национальные флаги, особенно в том случае, если хотели ввести в заблуждение противника. В 1718 году Чарльз Вейн поднимал на одной мачте английский флаг и черный пиратский флаг на другой. В 1720 году Эдвард Ингленд держал черный флаг на грот-мачте и красный флаг на фок-мачте, а на флагштоке поднимал английский флаг.

    Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

    Череп со скрещенными… саблями!

    Казалось бы, что рассказ о "мертвой голове" как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

    Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы!

    "Адамова голова" — символ армии

    В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

    Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

    Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

    "Адамова голова" как элемент военной формы

    Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

    Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.

    Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

    Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

    Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

    "Баклановский значок"

    Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".

    На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".

    "Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

    В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

    Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

    Череп и кости в огне революции и гражданской войны

    Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).

    Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

    "Адамова голова" от казаков до байкеров

    Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

    Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. Убайкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.