Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Прокурорский надзор введение. Понятие и значение прокурорского надзора

    Прокурорский надзор введение. Понятие и значение прокурорского надзора
  • 8.Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура.
  • 9.Понятие и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.
  • 10.Понятие и система функций органов прокуратуры.
  • 11.Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры.
  • 12.Генеральная прокуратура Российской Федерации.
  • 13.Порядок назначения Генерального прокурора рф, его заместителей и прокуроров субъектов рф, их компетенция.
  • 14.Классные чины в органах прокуратуры рф.
  • 15.Подбор, расстановка и воспитание кадров в органах прокуратуры рф.
  • 16.Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.
  • 17.Аттестация прокурорских работников. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры.
  • 5. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующее образование и следующий стаж службы (работы) в занимаемой должности:
  • 10.2. В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации:
  • 18.Обеспечение социально-материальных условий службы и правовая защита работников прокуратуры.
  • 19.Организация работы в органах прокуратуры. Сочетание предметного и зонального принципа в их работе.
  • 20.Формы координации прокуратуры и иных государственных органов.
  • 21.Понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры.
  • 22.Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
  • 23.Основания и формы проведения прокурорских проверок исполнения законов органами, учреждениями, организациями, предприятиями.
  • 24.Предмет и пределы надзора за исполнением законов.
  • 27.Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушений закона.
  • 29.Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре.
  • 30.Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.
  • 31.Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 32.Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 33.Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности.
  • 34.Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
  • 2. Отмена незаконных или необоснованных постановлений дознавателя и следователя.
  • 5. Внесение прокурором представления.
  • 35.Полномочия прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
  • 36.Организация прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия (на примере районной прокуратуры).
  • 37.Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовного дела либо отказе в таковом.
  • 38.Надзор прокурора за законностью рассмотрения заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях.
  • 39.Расследование уголовных дел органами прокуратуры.
  • 40.Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.
  • 40. Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.
  • 41.Надзор прокурора за законностью задержания, соблюдением требований и режима содержания граждан в ивс (изолятор временного содержания) и сизо (следственный изолятор).
  • 42.Прокурорский надзор за рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений лиц, содержащихся под стражей.
  • 43.Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших от преступления лиц.
  • 44.Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при проведении следственных действий.
  • Формы деятельности прокурора по устранению нарушений закона при расследовании преступлений
  • 45.Понятие процессуальной самостоятельности следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.
  • 46.Надзор прокурора за законностью окончания предварительного расследования.
  • Формы деятельности прокурора по устранению нарушений закона при расследовании преступлений
  • 47.Действия прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.
  • 48.Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции, полномочия прокурора. Общие положения
  • В Подготовительной части
  • В судебном следствии
  • Судебные прения
  • 49.Виды допросов, применяемых прокурором в судебном следствии.
  • 50.Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи. Общие положения
  • В Подготовительной части
  • В судебном следствии
  • Судебные прения
  • 51.Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях.
  • 52.Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, полномочия прокурора.
  • 53.Предмет, объект и задачи надзора прокурора за исполнением законов и применением назначаемых судом мер принудительного характера.
  • 54.Процессуальное положение прокурора при рассмотрении гражданских дел судами первой инстанции.
  • 55.Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 56.Участие прокурора в суде второй (апелляционной и кассационной) инстанции при рассмотрении гражданского дела.
  • 57.Инициация прокурором и его участие в пересмотре судебных актов по гражданским делам, вступивших в законную силу.
  • 58.Организация работы районной прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гражданских дел.
  • 59.Прокурорский надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.
  • 60.Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением законодательства, регулирующего труд подростков
  • Если прокурор прибыл на предприятие где работают несовершеннолетние
  • 1.Сущность и задачи прокурорского надзора в рф.

    Максимов

    Объект

    1) оьъекты – все министерства, ОГВ, ОМСУ, учреждения и тд. Максимов

    Предмет.

    Субъект –

    Максимов

    По должности субъекты:

    Ген прок

    Прокурор S РФ, их замы

    Сущность

    Задачи прокурорского надзора различаются между собой по уровню, содержанию средств их решения, компетенции органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. 3 вида:

    Общие задачи , которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О пр-ре», а также рядом отраслевых законодательств (УПК, ГПК и т.д.). Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

    а) общественного и государственного строя; б) личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий независимо от форм собственности.

    Специальные задачи , объем и содержание которых определяются направлениями прокурорского надзора, являются одновременно и общими задачами, поскольку вносят конкретику в их решения, и задачи каждого направления (своевременное выявление всех незаконных актов; выявление на этих же объектах всех нарушителей закона; недопущение безнаказанности за эти правонарушения).

    Частные задачи более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные, поэтому перечислить их практически невозможно. Частные задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется ПН. Примером частных задач могут служить: своевременное получение информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования материалов для проверки и т.д.

    2.Объекты и субъекты прокурорского надзора в рф.

    Максимов – Сущность ПН состоит из объекта, предметов, субъекта надзора.

    Объект – (в з-не нет) отвечает на вопрос на что направлен надзор и где он осуществляется:

    1) объекты – все министерства, ОГВ, ОМСУ, учреждения и тд. Максимов – иногда получается, что ПРФ стоит над ними, но этого нет.

    2) объект – это законность деятельности

    3) деятельность всех, кто перечислен в 1 пункте. Но прок не может вмешиваться в хоз деятельность.

    Предмет. Предмет не = объекту. Но законодатель отождествляет их в ст21.

    Абз2 ч1 ст21 – законодательные акты - предмет надзора

    Субъект – это прок работники, кот уполномочены осущ-ть надзорные функции.

    Вторичные субъекты – участ прокуроры ПО. (руководит учреждений, предпр и тд). Максимов – не согласен, т.к. искажает термин «надзор», руководитель предприятия – это управляющий, а не надзор орган.

    По должности субъекты:

    Ген прок

    В 7 федеральных округах есть прокуроры, руководитель такой прокуратуры – зам ген прокурора.

    Прокурор S РФ, их замы

    Начальники отделов и управлений

    Прокуроры отделов и управлений. В городах то же самое.

    Раньше были прокуроры-криминалисты, сейчас эту должность забрали в след комитет, теперь следователи-криминалисты.

    Начальник отдела кадров – субъект надзора.

    Сущность – выявление и устранение специально-правовыми средствами нарушения законов.

    Субъект – это тот прокурорский работник, который полномочно осуществляет свои надзорные функции. Генеральный прокурор, прокурор области, района все это субъекты прокурорского надзора. Есть прокурорские работники, которые не осуществляют всех полномочий, они не будут субъектами прокурорского надзора.

    ----------------------

    Существует 3 т. з. на объект прокуратуры:

    1) организации, учреждения, предприятия;

    2) объект надзора – деятельность предприятий, учреждений, организаций;

    3) законность деятельности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан.

    Законодатель называет объект предметом: предмет – действия и акты, то, что должен проверять прокурор.

    Субъект: прокурорский работник, следователь не является субъектом прокурорского надзора.

    Объект прокурорского надзора как функции прокуратуры состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция органов прокуратуры. В общем виде объект определяется как совокупность федеральных министерств, гос. Комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

    Субъект – должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке установленном законом. Субъектами не могут выступать юридические и физические (должностные) лица, исполнение законов которыми проверяется прокурором.


    Прокурорский надзор - это осуществляемая прокурорами от имени Российской Федерации деятельность за исполнением действующих на ее территории законов.
    Прокурорский надзор - главная функция прокуратуры РФ, которую составляют взаимосвязанные действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными и иными органами, должностными лицами.
    Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Согласно Закону о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора и контроля (административного, экологического, санитарного, пожарного И т.д.).
    Различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:
    а) надзор за исполнением законов;
    б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Каждая отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами прокурорского реагирования на нарушения закона.
    Надзор за исполнением законов (законностью правовых актов) имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.
    Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц, включая проверку соответствия законам издаваемых ими актов.
    Проверки исполнения законов прокуратура может проводить на основании поступившей к ней информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования, что исключает проверку по собственной инициативе (ч. 2 ст. 1, ст. 21 Закона о прокуратуре).
    Работники прокуратуры при осуществлении этого вида надзора вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных министерств, ведомств и других органов, проводить проверки, ревизии, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, информации, привлекать специалистов для выяснения возникающих вопросов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, опротестовывать противоречащие закону правовые акты и др. (ст. 22 Закона о прокуратуре).
    Эта разновидность надзора является наиболее объемной. Однако значительный объем правозащитной деятельности не говорит о подмене прокуратурой «прав граждан на судью», ограничении их возможности обжалования в суд нарушений законности, а является следствием более оперативного реагирования прокуратуры на заявления граждан.

    Судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, на которые распространяется прокурорский надзор. К таким делам относятся, в частности, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти.
    Заявление прокурора о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта субъекта РФ подается в соответствующий верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города федерального значения, суд автономной области, действующий на территории данного субъекта РФ.
    Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами, их должностными лицами. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор вправе только информировать об этом Президента РФ.
    Вторая разновидность прокурорского надзора за исполнением законов - надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
    Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, при осуществлении трех названных видов деятельности (с правовой точки зрения дознание и предварительное следствие объединяет их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве).
    Полномочия прокурора по надзору в названной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством (ст. 108, 124, 144, 146, 221, 226 и др". УПК). К ним относятся: проверка уголов-

    ных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях, в том числе своевременность постановки их на статистический учет, дача письменных указаний дознавателям, следователям по вопросам расследования, контроль за законностью их решений о возбуждении уголовных дел или применения мер процессуального принуждения, производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом, отмена незаконных и необоснованных постановлений указанных лиц, право принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным федеральным законом и др.
    Этот вид надзора затрагивает огромную по своим масштабам и чрезвычайную в связи с неблагоприятными тенденциями сферу борьбы с преступностью. Об объеме работы на этом направлении могут свидетельствовать следующие данные: так, в 2001 г. прокурорами осуществлен надзор за 3 млн следственных дел в МВД, ФСБ, таможне и других структурах. При этом прокуратура преследует две цели: средствами прокурорского надзора обеспечить защиту граждан, общества и государства от преступных посягательств и соблюдение конституционных прав и свобод тех, кто оказался вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства1.
    Расширение судебного контроля на досудебных стадиях процесса (по новому. УПК только суд вправе арестовывать, заключать под стражу подозреваемого или обвиняемого, не иначе как по судебному решению допускается ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.) не должно повлечь свертывания или ослабления прокурорского надзора. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Однако и в этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора об их производстве. В случае если судья признает следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

    В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Минюста России.
    Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью определяются ст. 29 Закона о прокуратуре и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Прокурор может требовать предоставления ему оперативно-служебных документов, явившихся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами (ведомственного контроля) законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами правоохранительных подразделений.
    Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. При этом в предмет прокурорского надзора не. входят сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
    Предметом этого вида надзора являются:
    законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы и мер принудительного характера, назначаемых судом;
    соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
    законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
    Права и порядок содержания лиц, заключенных под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ».
    При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), опрашивать содержащихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых они задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами и т.д. Прокурор вправе отменять некоторые акты администрации учреждений УИС (дисциплинарные взыскания и др.) либо приостанавливать действие актов путем внесения протестов. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях УИС либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение. Такие постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений УИС.
    Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно (гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре) в связи с признанием их высшей ценностью и обязанностью государства их защищать (ст. 2 Конституции

    РФ). Ныне защита конституционных прав и свобод граждан - приоритетное направление прокурорского надзора. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.
    Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе, как отмечалось, подменять контрольные органы.
    При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о их нарушении, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, возбуждает уголовное дело при наличии оснований полагать, что их нарушение имеет характер преступления, производство об административном правонарушении, предъявляет и поддерживает иск в суде, арбитражном суде.
    В своей деятельности на этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
    Особое внимание на этом направлении надзора уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи.

    В связи с учреждением в стране института судебных приставов надзор за исполнением законов при осуществлении ими своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре также осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
    Средствами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора являются:
    требования (ст. 6 Закона о прокуратуре); представление об устранении нарушений закона (ст. 24); протест (ст. 23,28,36);
    постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа (ст. 25, 28);
    предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение (ст. 251).
    Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению прокурорского надзора (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре), подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
    Представление об устранении нарушений закона, представление об устранении нарушений прав и свобод человека вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Практически письменному представлению предшествует устное обращение прокурора к правомочному должностному лицу с требованием принять меры по прекращению нарушений и недопущению нарушений в дальнейшем. Представление об устранении нарушений подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры и о результатах, принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Обязательность рассмотрения представления и информирования об этом прокурора, вместе с тем, не придает представлению характер предписания, обязательного для исполнения. В случае игнорирования представления прокурора он использует другие средства реагирования.
    Протест - акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. В протесте прокурор выра
    жает и обосновывает свое несогласие с противоречащим закону актом органа или действием должностного лица или нарушающим права человека актом и излагает требование об отмене или изменении данного акта, или о прекращении соответствующего действия и восстановлении нарушенного права. Различаются: протест в порядке общего надзора (ст. 23 Закона о прокуратуре), кассационный протест (ст. 36), частный протест (ст. 36), протест в порядке надзора (ст. 28). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ либо органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Однако законодательство не закрепляет обязательности исполнения предписаний прокурора. Это может сделать только вышестоящий орган (при наличии такого у организации). Только в некоторых случаях протест прокурора приостанавливает исполнение правового акта (например, акта администрации учреждений УИС).
    Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.
    В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, содержащихся в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
    Помимо рассмотренных, выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:
    а) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

    б) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
    Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
    В этих целях в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе:
    проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    возбуждать уголовное дело и лично вести производство по нему или давать согласие дознавателю, следователю на его возбуждение, поручать расследование уголовного дела указанным лицам или нижестоящему прокурору;
    давать им согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    разрешать заявленные ими самоотводы в случаях, предусмотренных законом, отстранять от дальнейшего производства расследования;
    изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому или по подследственности;
    отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, возвращать им уголовное дело со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; утверждать их постановление о прекращении производства по уголовному делу;
    поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
    продлевать срок предварительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
    утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
    Законодательство предусматривает ряд составов преступлений, расследование дел по которым могут вести только органы прокуратуры (убийства, половые преступления, должностные преступления, преступления, связанные с террористической деятельностью, преступления военнослужащих и др., перечислен
    ные в ст. 157 УПК). В последние годы в стране возбуждается только за убийство от 30 до 33 тыс. уголовных дел, до 40 тыс. - за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. За каждым преступлением стоят не только судьбы людей, но и колоссальный труд работников прокуратуры и розыска, сотрудников следственных и других правоохранительных ор- 1
    ганов.
    Особо выделено законодателем такое важное направление прокурорской деятельности, как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов (разд. IV Закона о прокуратуре).
    С 1 января 2003 г. обязательно участие прокурора в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частнопубличного обвинения.
    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность принимаемых решений.
    В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
    О необходимости исправления допущенной ошибки в применении судом закона при разбирательстве уголовных дел прокурор излагает свое требование в представлении.
    Если в ходе судебного разбирательства прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя, придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного"преследования полностью или в соответствующей его
    части по основаниям, предусмотренным уголовно-процесуальным
    2
    законом.
    " См.: Российская газета. 2000. 18 апр.; 2002. 4 дек. Надо сказать, что обязательное участие прокуроров в поддержании обвинения не привело к ужесточению судебной практики: в 2002 г. вынесено 9 тыс. оправдательных приговоров (0,8% общего числа приговоров). В странах Европы их выноситсядо 20% (см.: Российская газета. 2003. 25 февр.).

    В последующих контрольных стадиях уголовного процесса, а также в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор не поддерживает обвинение, а своим участием содействует правильному в соответствии с законом разрешению дела. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 и 2 ст. 36 Закона о прокуратуре - в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод1.
    Значителен объем работы прокуратуры и в рассмотрении судами гражданских дел, в том числе и по проверке жалоб на вступившие в законную силу решения по таким делам. В соответствии с ГПК сегодня роль прокуратуры в гражданском процессе меняется. Теперь прокурор в гражданском судопроизводстве должен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмотрено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
    В последние годы активизировалась деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве в целях укрепления законности в экономической сфере. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в прокуратурах большинства субъектов Федерации созданы самостоятельные отраслевые подразделения (в виде отделов или групп по реализации полномочий прокуратуры по обращению в арбитражный суд и участию в арбитражном процессе). При этом, как заявил на коор
    динационном совещании «О состоянии законности в.Российской Федерации и мерах по ее укреплению» Генеральный прокурор РФ, критерием участия прокурора «в арбитражном процессе являются не притязания или амбиции предприятий или фирм, а интересы государства при совершении сделок госструктурами и юридическими лицами с государственной долей собственности».
    Прокурор вправе обратиться в этот суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании недействительными сделок, совершенных указанными субъектами, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 52 АПК).
    Органы прокуратуры РФ продолжают работу по реабилитации жертв политических репрессий. По данным прокуратуры РФ и МВД России, на 1 января 2000 г. всего было реабилитировано свыше 4 млн граждан, включая 2438 тыс. человек из числа лиц, осужденных в судебном и внесудебном порядке к мерам уголовного наказания.
    За период с октября 1991 г., когда начали действовать Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов», затем Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», было реабилитировано 565 тыс. жертв, отказано 183 тыс. человек. По некоторым оценкам, необоснованно репрессированных за годы советской власти по политическим мотивам было 11,5 млн человек. Процесс их реабилитации еще не окончен.

    Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 9 февраля 2003 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» к детям, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации, теперь отнесены и те дети, которые находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по указанным мотивам. К пострадавшим от политических репрессий относятся дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Закон продлевает сроки получения ими денежных компенсаций.
    Одновременно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав реабилитированных и пострадавших от репрессий.
    Очень многие вопросы еще не решены или их решение не удовлетворяет репрессированных и их наследников (чаще всего связанные с возмещением имущественного вреда).
    В бюджете страны на 2003 г. установлен размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в сумме 1 398 400,0 тыс. руб. против 1 259 800,0 тыс. руб. в 2002 г.2
    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель согласованности их усилий (при организующей роли прокуратуры) в направлении предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Эта функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, таможенной службы. Руководители судебных органов в этих совещаниях по сложившейся практике не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Последнее обстоятельство и позволяет относить суд к правоохранительным органам (см. гл. 1 учебника).
    Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголов
    ным делам. В соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ, формами координации являются также совместные рабочие группы, обмен информацией, проведение совместных операций и др.
    Прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
    Уместно отметить, что в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Указом Президента РФ прокуратуре РФ совместно с МВД, Минюстом России, ФСБ и ГТК России при участии Верховного Суда РФ поручено разработать и утвердить единую государственную систему регистрации и учета преступлений. Кроме того, по результатам ее экспериментальной проверки прокуратура РФ должна подготовить и представить Президенту РФ проект федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Установлены сроки выполнения этих поручений, которые непростительно затягиваются. Необходимо исходить из того, что статистика преступности - это не просто «цифирь». Правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета - нет преступления, нет правосудия. В этих случаях, как отмечалось ранее, есть, иные последствия в виде многочисленных нарушений прав и законных интересов граждан, выраженных в укрытии от учета преступлений.
    />Прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в социальном (правовом) контроле над преступностью в РФ.

    Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

    Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

    Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

    Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

    Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

    Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

    Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

    Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

    Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

    Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

    Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

    Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.

    Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

    Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

    Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

    Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и - наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

    Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

    Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

    Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

    Акт прокурорского реагирования - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

    Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

    Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

    Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

    Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более того, приемы применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

    1. Основные понятия и значение прокурорского надзора

    Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

    Прокурорский надзор понимается как:

    1) специфический вид государственной деятельности;

    2) самостоятельная отрасль права;

    3) учебная дисциплина.

    Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

    Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор– это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

    В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

    Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

    2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

    Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

    Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

    Целями прокуратуры являются:

    1) обеспечение верховенства закона;

    2) обеспечение единства и укрепления законности;

    3) обеспечение защиты прав и свобод человека

    и гражданина;

    4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

    На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

    Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

    Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

    Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

    Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

    Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    3. Принципы организации прокурорского надзора

    Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

    Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры.

    Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

    Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

    Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

    Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.

    Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

    Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

    Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ).

    4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

    Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

    Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

    Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

    Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

    Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследу-ет цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

    Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

    Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

    Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

    5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

    1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

    1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

    1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

    С 1991 г. – новая российская прокуратура.

    Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

    Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

    Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

    В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

    6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей

    В ФЗ «О прокуратуре РФ» содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора.

    В соответствии с указанным законом прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

    Предусмотрен также и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокуроров и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с честностью, неподкупностью и справедливостью.

    Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу в торжественной обстановке, в условиях гласности. Присяга с подписью хранится в его личном деле. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы все участки прокурорского надзора были укомплектованы принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками.

    Неправильное исполнение и злоупотребление своим служебным положением влекут за собой тяжкие последствия.

    Прокурор за время службы не должен проявлять такие качества, как черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость.

    В любом случае и при любых обстоятельствах необходим строгий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных.

    Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.

    Необходимое для прокурора профессиональное качество – это инициативность. Должность прокурора у граждан должна всегда связываться с понятием справедливости.

    Генеральный прокурор РФ в своих приказах указывает на недопустимость проявления со стороны работников прокуратуры предвзятости и произвола при расследовании уголовных дел, необъективности при рассмотрении жалоб, заявлений, сообщений и других обращений граждан.

    7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

    Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

    Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Во многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

    Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

    1) единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

    2) централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

    3) системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

    Каждый из элементов (звеньев) системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.