Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Публичное право характеризуется. Основные отрасли частного права

    Публичное право характеризуется. Основные отрасли частного права

    Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права.

    Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

    Для публичного права характерно регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

    Публичное право:

    1) ориентируется на удовлетворение публичных интересов;

    2) характеризуется односторонним выражением воли (государства);

    3) имеет широкую сферу обсуждения при строго обязательной императивной форме регулирования;

    4) предусматривает иерархические (подчиненные) отношения между субъектами права;

    5) содержит общие нормы и безличные, имеющих нормативно-ориентировочный влияние;

    6) определяется преимуществом дарективно-обязательных норм, рассчитанных на прямое применение санкций, связанных с ограничениями в использовании ресурсов;

    Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное.

    Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение лица, основы организации общественного и государственного строя, системы органов государства и местного самоуправления, механизмы осуществления государственной власти. Сквозь призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Метод правового регулирования - преимущественно императивный и направлен на обеспечение стабильности в обществе, предсказуемости социально-политических процессов, создания надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Конституционное право выполняет в основном регулятивную статическую функцию. Регулятивная динамическая функция конституционного права выражается в формировании и установлении компетенции высших органов власти, осуществлении политической власти президентом и представительными органами государства, разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления. Основной источник конституционного права в Украине: - Конституция Украины 1996 г.

    Административное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые формируются в ходе обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе осуществления ими управления социально-экономическим и административно-политическим развитием. Регулированию административного права подлежит государственная власть, которая реализуется как в форме государственного управления (собственно управленческая деятельность), так и в различных других формах государственной деятельности, т.е. регламентация административного права распространяется на государственное управление, которое осуществляется не только внутри, но и вне деятельности органов исполнительной власти, а именно: внутри аппарата других органов государственной власти (парламента, судов, органов милиции и т.п.); внутри аппарата государственных предприятий, учреждений и др. В административном праве преобладает императивный метод правового регулирования со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений.

    Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

    Уголовное право - система правовых норм, охраняющих от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности, устанавливают меру уголовной ответственности за их совершение. Уголовное право выполняет охранную и защитную функции, лишь отдельные нормы имеют регулятивный (погашения судимости) или рекомендательный (необходимая оборона) характер. Критерием, что предопределяет уголовно-правовое регулирование, является общественная опасность, ее характер и степень. Соответственно, предмет регулирования уголовного права составляют общественно опасные деяния, совершенные против личности, общества, государства. Единственным источником (формой) уголовного права является Уголовный кодекс.В систему публичного права входят ипроцессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормыуголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

    Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.


    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Уголовное право – ГОС

    Общая часть.. Понятие задачи функции принципы уголовного права уг пр.. Действия уголовного закона во времени в пространстве и по кругу лиц..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Понятие, задачи, функции, принципы уголовного права
    Понятие «Уголовное право» (уг. пр.) употребляется в 4-х аспектах: как отрасль зак-ва, как отрасль права, как наука, как уч. дисциплина. Уг. пр. как отрасль пр. входит в си

    Действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    Действие уголовного закона во времени – это возможность применения уголовного закона в зависимости от времени совершения преступления. Для правильного применения норм зако

    Действие уголовного закона в пространстве
    В доктрине уг. пр. выдел. след принципы действия закона об уг. отв. в пространстве: территориальные, гражданства, универсальный и реальный. Понятие

    Понятие преступления и его виды
    Преступление явл. одним из осн. институтов уг. пр. Основная особенность преступлений закл. в том, что большинство из них наносит существенный вред физ. или юр. лицу, обществу или г

    Уголовная ответственность и ее основания
    Уг. ответственность (отв.) –это один из видов юр. отв., поэтому имеет все ее общие признаки. Содержание уг. отв. основано на положения философии, общей теории права. Уг. о

    Состав преступления и его виды
    В уг. пр. состав преступленияпонимается как совок. объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Состав прест. содержит хар-ку

    Понятие, значение и виды объекта преступления
    Объект преступления– это то, на что посягает лицо, чему преступлением причиняется или может быть причинен определенный вред (ущерб). Объектом какого-либо прест. всегда выступают об


    Объективная сторонапрест. предст. собой внешний осознанный и волевой акт преступного поведения, осуществляющийся в определенном месте, в определенное время и обстановке. Т.е. это в

    Понятие, признаки и виды субъекта преступления
    Суб. прест. в уг. пр. – это один из обязат. эл-ов состава прест. Субъектом преступления, согласно ч. 1 ст. 18 УК, "является физическое вменяемое лицо, совершив

    Обязательные и факультативные признаки объективной стороны состава преступления
    Субъективная стор. предст. собой внутреннюю сущность прест., псих. отношение виновного к совершенному им общественно опасному деянию и наступившим последствиям. Суб. сторона – обяз

    Понятие, формы и виды вины в уголовном праве
    Вина - это психическое отношение вменяемого лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 23 УК). В ст. 62 Конститу

    Понятие и виды стадий совершения преступления
    Преступление признается оконченным в одном случае с момента совершения самого действия, а во втором - при наличии от такого деяния вредных последствий. Стадии совершения преступления - это этапы, к

    Понятие и значения соучастий, объективные и субъективные признаки соучастий
    Соучастие в преступленииявляется умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления (ст. 26 УК). Прест. счит. соверш. в соучастии

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    В Общей части действ. уг. зак. впервые предусм. раздел XV «Особенности уг. ответств. и наказ несоверш.» Вопросу уг. отв. и наказ рассм-ся с учетом психофизиологических особенностей личности подрост

    Понятие, правовые основания и виды освобождения от уголовной ответственности
    Освобождение от уголовной ответственности определяется как отказ суда от вынесения обвинительного приговора в отношении лица, виновного в совершении преступления, и связанного с эт

    Система и виды наказаний по действующему уголовному законодательству
    Под системой наказанийпонимается соц. обусл. совок. устан. УКУ, обязательных для суда и взаимод-их между собой видов наказ., расположенных в определенном порядке. В УК впервые пред

    Виды принудительных мер воспитательного характера. Порядок их назначения
    Принудительные меры воспитательного характера, в частности, применяются: 1) в случае принятия судом решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственност

    Виды принудительных мер медицинского характера. Порядок их назначения, изменения или прекращения
    Принудительными мерами медицинского х-ра явл. меры, кот. назнач. судом и применяются к невменяемым, ограниченно вменяемым, а также лицам, соверш. прест. в сост. вменяемости, но заб


    Продолжение, изменение или прекращение применения принудительных мер мед. х-ра осущ. судом по заявлению представителя психиатрического учреждения (врача-психиатра), оказывающего лицу такую ​&

    Понятие и значение квалификации преступлений
    Квалификация прест. – это результат деят., кот. выражается в точном установлении признаков совершенного деяния и его описания в конкр. норме Особ. ч. УКУ. В завис. от правовой оцен

    Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
    Особ. ч. уг. пр. хар-ся определ. совок. признаков. Прежде всего Особ. ч. – это совок. уг.-пр. норм, кот. устанавливают виды и составы прест. и определяют виды и размеры наказ., применяемые судом в

    Понятие и виды убийств в уголовном праве Украины
    Общее понятие убийства может быть определено как умышленное или неосторожное причинение смерти другому человеку (лишение его жизни). Объектом убийства является жизн

    Понятие и виды телесных повреждений
    Телесное повреждение - это противоправное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целости или физической функции органов и тканей тела че

    Умышленное средней тяжести телесное повреждение (ст. 122 УК)
    Законодательство определяет, что умышленное средней тяжести телесное повреждение - это умышленное повреждение, не опасное для жизни и не повлекшее последствий, предусмотренных в ст. 121 УК, но повл

    Умышленное легкое телесное повреждение (ст. 125 УК)
    Объектом преступления является здоровье человека. Объективная сторона характеризуется наличием: а) общественно опасного деяния б) общественно опасных посл

    Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. Бандитизм
    В главу 31 «Прест. против обществ. безоп.» вкл. 16 ст. (ст.ст.255-271). Родовым объектомэтих прест. явл. обществ. отнош. по охране безоп-ых условий жизни людей, их проф. деят., исп. об., пре

    Понятие и виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности
    Общественно опасные посяг.а на половую свободу и половую неприкосновенность личности явл. разновидностью прест. против личности. Эти посягательства причиняют существенный вред норм. половым взаимоо

    Изнасилование (ст. 152 УК)
    Изнасилование - это половое сношение с применением физического насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Непосредственным объектом изнасилова

    Насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом (ст. 153)
    Удовлетворение половой страсти неестественным способом предусматривает неестественный половой акт, содержащий в себе проявления мужеложства, лесбиянства и других способов удовлетворения половой стр

    Принуждение к вступлению в половую связь (ст. 154)
    Принуждением является противоправное влияние на лицо мужского или женского пола с целью принудить ее к вступлению в половую связь, естественным или неестественным способом против его воли, путем ис

    Развращение несовершеннолетних (ст. 156)
    Развращении несовершеннолетних заключается в совершении развратных действий в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста. Объектом преступления является половая неприкосновенность л

    Понятие и виды преступлений против собственности
    Объектом преступлений против собственности явл. обществ. отношения соб-ти, охраняемых уг. законом как часть эконом.х отношений, как основа экономической системы государства.

    Понятие и виды преступлений в сфере хозяйственной деятельности
    Преступления в сфере хозяйственной деятельности -это предусмотренные нормами УК общественно опасные, виновные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся в процесс

    Хулиганство (ст.296)
    Объект– обществ. отношения, связ. с обеспеч. обществ. порядка, нарушенные конкр. общественно опасным действием. Дополнит. об. может выступать здор. чела, обществ. опасность.

    Преступление против безопастности движения и эксплуатации транспорта. Общая характеристика и виды
    Объект– обществ. отнош., обеспечивающие безоп. движения, эксплуатацию транспорта, явл-ся неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, кот. реализуют и охраняют безоп. в

    Понятие и признаки государства. Сильная и слабая государство. Современное государство
    Государство– организация политической власти, обладающая суверенитетом, распространяющая свою власть через аппарат управления и принуждения на определенную территорию путем установ

    Определение права. Виды правопонимания
    Право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством, ею охраняются, выражают волю доминирующей ч

    Правовое государство. Либеральная и социальное правовое государство
    Правовое государство – такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется

    Механизм государства и государственный аппарат
    Механизм государства – целостная сист. гос. органов, осущ-их гос. власть, а также учреждений и предприятий, посредством кот. выполн. задачи и функции гос. Механизм гос. им

    Законодательная власть, ее функции
    Законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, которая наделена полномочиями в отношении принятия, изменения или отмены законов. Органами законодатель

    Исполнительная власть. Центральная и местная исполнительная власть
    Исполнительная власть - это одна из ветвей государственной власти, единая система виконавчорозпорядчих органов, которые осуществляют непосредственное управление государственными де


    Великий историк древности Тит Ливий назвал Законы 12 таблиц источником всего римского права. С тех пор источн.права наз. то, что содержит правов. нормы, то, откуда мы черпаем пр. нормы. В

    Понятие и признаки нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты
    Нормативно-правовой акт - официальный письм. документ, выданный компетентным, спец. уполномоч. на то органом или должностным лицом, в кот. закр. общеобязат. правила поведения.

    Субъекты правоотношений. Юридические лица
    Субъекты правоотношений - это индивидуальные или коллективные субъекты права, которые принимают участие в конкретных правоотношениях, реализуют свои субъективные права и юридически

    Юридические факты и фактический состав. Юридические факты-состояния
    Юридический факт - предусмотренная нормами права конкретная жизненная обстоятельство (событие, действие, состояние), которая является основанием для наступления определенных юридич

    Понятие и формы реализации права
    Реализация норм права - воплощение правовых норм и принципов в правомерной поведении субъектов права, в их практической деятельности. Её можно рассматривать как процесс и как конеч

    Понятие и признаки применения права. Идеология применения права
    Применение норм права - это реализация норм права компетентными организациями с разрешения конкретного дела, которая имеет государственно-властный, творчески-организующий характер,

    Стадии процесса применения права. Право применимы акты
    Применения юридических норм - это единый процесс разрешения конкретного дела, который условно делится на несколько этапов: 1) установление и анализ фактических обстоятельс

    Понятие и виды толкования права. Средства (приемы) толкования права
    Толкование норм права (интерпретация норм права) - интеллектуально-волевой познавательная деятельность, которая заключается в установлении точного содержания (смысла) норм права и

    Пробелы в праве и их преодоления. Устранение и преодоление пробелов в праве
    Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующих н\п актах необх. юр. норм. Пробел в законе - это полное или частичное отсутствие необхо

    Интерпретационные акты. Интерпретац. акты Конституционного Суда Укр. (КСУ)
    Акты официального толкования норм права (интерпретационно - правовые акты) - правовые акты-документы, принятые уполномоченными органами, содержащих разъяснения содержания норм прав

    Понятие и специфика правосознания. Правовая идеология и правовая психология
    Правосознание - это система чувственных и мысленным образам коммуникативно-волевой направленности, через которые происходит непосредственное и опосредованное восприятия правовой ре

    Правовая культура личности и общества. Особенности правовой культуры Украины
    Правовая культура -это система правовых ценностей, кот.е соответствуют уровню достигнутого обществом правового прогресса и отражают в правовой форме состояние свободы, др. соц ценн

    Правовая система и система права как категории юриспруденции
    При рассмотрении понятия "система права" необходимо от­личать его от, казалось бы созвучного, понятия "правовая систе­ма". Под правовой системой понима

    Отрасли права. Иерархия отраслей права Украины
    Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом право

    Частное право. Отрасли частного права Украины
    Частное право -защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и др. хоз-ых подразделе

    Материальное право. Отрасли материального права Украины
    Материальное право – совокупность отраслей, которые содержат нормы права, прямо регулирующих общественные отношения (конституционное, гражданское, административное, уголовное и др.

    Процессуальное право. Отрасли процессуального права Украины
    Процессуальное право –совокупность отраслей, которыеОтрасли процессуального права - содержат нормы права, определяющие процедуру осуществления материального права и производные от

    Правовая система. Правовая семья. Виды правовых семей
    Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений и юридических явлений, возникающих в р

    Понятие и особенности правового статуса. Правовой статус и правовое положение личности
    Правовой статус лица - это система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которым инд

    Понятие гражданского права. Предмет, метод, функции и принципы гражданского права
    Термин "Гражданское право"(гп) употребляется в научном и учебной литературе, а также в юр. практике в нескольких значениях: 1)субъективное право особого рода; 2)область н

    Понятие и виды юридических фактов
    Юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление правовых последствий - установление, изменение, прекращение или другие трансформации правоотношений.

    Основания, порядок и правовые последствия признания лица ограниченно дееспособным
    При наличии достаточных оснований по заявлению родителей (усыновителей), опекуна, органа опеки и попечительства в соответствии с частью 5 ст. 32 ГК Украины суд может ограничить пр

    Основания, порядок и правовые последствия признания лица недееспособным
    Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического разлада неспособно осознавать значение своих действий и (

    Основания, порядок и последствия признания физ. лица безвестно отсутствующим
    Признание физического лица безвестно отсутствующим служит, прежде всего, для защиты имущ. интересов отсутствующего лица и интересов лиц, с кот. оно находится в гражд. отношениях.

    Основания порядок и последствия объявления физического лица умершим
    Поскольку объявление физического лица умершим базируется на презумпции, а не на факте смерти,ГК предусматривает меры, направленные на обеспечение интересов физического лица, объявл

    Основания, порядок и способы возникновения юридических лиц
    Традиционно в советском и постсоветском гражданском праве различали три способа возникновения юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительныиM

    Основания, порядок и способы прекращения юридических лиц
    Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения

    Понятие, причиныан и виды сделок
    Сделка– это юр. значимое действие субъектов гражданского права, кот. влечет возникновение, изменение и прекращение гражд. прав и обяз. Все сделки являются юридическими фактами,

    Форма сделки. Правовые последствия несоблюдения формы сделки
    Форма сделки - это способ выражения воли лиц, принимающих в ней участие. Достаточно распространенными формами сделок являются такие формы заключения сделок: 1) конклюдентными

    Понятие и виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
    Недействит. сделки– это сделки в кот. наруш. хотя бы одно условие из действит., в результате чего наступают не те правов. последствия кот. хотели стороны, а те, кот. прямо предусм.

    Понятие и виды представительства. Основания возникновения и прекращения представительства
    В наиболее общем виде, представительство может быть охарактеризовано как использование правосубъектности одних лиц для реализации прав и обязанностей и защиты прав других лиц. С помощью предс

    Понятие и форма доверенности. Основания прекращения доверенности
    Доверенность - это письменный документ, который выдается представителю представляемым для представительства перед третьими лицами (ст. 244 ГК Украины). Из этог

    Прекращение доверенности
    Доверенность прекращается вследствие истечения ее срока, а относительно разовой доверенности - осуществлением представителем действий, на которые он уполномочен. Доверенн

    Понятие и виды вещных прав по законодательству Украины
    Разделение гражданских прав на вещные и обязательственные достаточно четко сформировалось еще в классическом римском праве.
Собственно говоря, древнеримские правоведы различали не вещные и об

    Общие положения о праве собственности. Собственность и право собственности. Виды права собственности
    Термин «собственность» (соб-ть) и «право соб-ти» не тождественны. Вообще соб-ть можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Т.е. термин «соб-ть» упо

    Основания приобретения права собственности
    Правоотношения соб-ти, как и любые гражд. правоотн., всегда имеют в своей основе юр. факты. К юр. фактам, на основании кот. возник. право соб-ти на определ. имущ-во у конкр. лица, могут быть отнесе

    Основания прекращения права собственности
    Основаниями прекращения права собственностиявляются юридические факты (определенные обстоятельства), с которыми закон связывает ликвидацию права собственности вообще или переход ег

    Понятие, виды и особенности осуществления права общей собственности
    Согл. ст. 355 ГК, имущество, находящееся в соб-ти 2-х или более лиц, принадлежит им на праве общей соб-ти. Право общей соб-ти – это право двух и более лиц на один и тот же объект соб-ти. И

    Понятие и способы защиты права собственности и других вещных прав
    При определении соотношения этих понятий, очевидно, целесообразно исходить из того, что «охрана права собственности» является понятием более широким и охватывает всю совокупность норм права,

    Понятие и виды вещных прав на чужое имущество. Особенности их осуществления и защиты
    Важным вещным правом является право на чужие вещи. В этом случае право собственности принадлежит одному лицу, в то время как другое лицо имеет то же имущество такое же (непосредственное) вещное пра

    Понятие и виды гражданско-правовых договоров
    Гражданско-правовой договор - соглашение двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наиболее важным зн

    Понятие, виды и признаки гражданско-правовых обязательств
    Термин "обязательства" имеет несколько значений. В частности, он используется для обозначения: 1) документа, выдаваемого должником кредитору 2) отдельного обязанности 3) обязанности, отве

    Порядок заключения гражданско-правовых договоров
    Поскольку договор является общим юридическим актом двух или нескольких лиц, согласование условий договора между ними проходит, как минимум, две стадии: 1) предложение одной стороноиM

    1.2 Понятие и характеристика публичного права

    Публичное право – отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства2.

    Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это, целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

    Публичное право охватывает многие сферы. Это – устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер – экономической, социальной и др. Это – общепризнанное целеполагание для действий всех субъектов права, формирование основ и поддержание функционирования правовой системы, обеспечение единых принципов правотворчества и правоприменения.

    Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

    Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.


    2. Соотношение публичного и частного права

    2.1 Критерии разделения публичного и частного права

    Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

    Термин «публичное» и «частное» право известен с очень давних времен. Уже древние римские юристы оперируют с этим термином, расчленяя всю обширную область права на две большие сферы – сферу права публичного и сферу права частного.

    Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса.

    Деление права на публичное и частное признавали в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

    В современной юридической науке выработаны следующие критерии для разграничения публичного и частного права. Формальные критерии между границами этих двух правовых сфер – порой в практической юриспруденции весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством и юридической практикой – обрисованы одной из отраслей юридических знаний – аналитической юриспруденцией – довольно основательно и убедительно. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два.

    Первый: для публичного права характерны отношения «власть – подчинение», для частного права – отношения юридического равенства субъектов.

    Второй: публичное право построено на принципе субординации, частное право – на принципе координации воли и интересов участников отношений1.

    Эти критерии получили подробную разработку во многих трудах и зарубежных авторов, и отечественных правоведов. Среди русских правоведов нужно отметить И.А. Покровского, давшего характеристику публичного и частного права в труде «Основные проблемы гражданского права» (1917 г.), а также М.М. Агаркова и Б.Б. Черепахина. Отметив особенности интересов субъектов в той и другой сфере, Б.Б. Черепахин пишет, что в основу разделения права на публичное и частное должен быть положен все же формальный критерий, и подчеркивает в этой связи: «...частноправовое отношение построено на координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений»2.

    Вместе с тем, указав на приведенные критерии, нужно понимать то, что сама эта классификация – деление права на «публичное» и «частное» – имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

    Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто наличествуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие – к публичному.

    Складываются даже целые правовые подразделения, комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

    В этой связи необходимо сказать о том, что деление права на публичное и частное не только и, не столько классификационное. Это – деление концептуального порядка. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей.

    Публичное право – это правовая сфера, в основе которой – государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., – словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один – и только один – общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, – прерогатива властвующих субъектов.

    Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок – обобщенно говоря, порядок «власти – подчинения», – это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии, как уже говорилось ранее, эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка, становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

    Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

    Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

    Таким образом, в сфере частного права, наряду в единым общегосударственным юридическим «центром», активно действует множество других юридических «центров». Да притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права – это и есть особый и высокозначимый юридический «центр».

    Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право – качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».

    С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

    Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.


    ... » Первого из этих воззрений держался Мейер, Умов и в особенности Кавелин. Последнее было поддержано Цитовичем. Попытки найти основания для различия частного и публичного права в различии содержания юридических отношений оказываются неудачными» Да и вообще различие интересов, составляющих содержание юридических отношений, следует признать непригодным для обоснования классификации правоотношений. ...

    И - в целях контроля за их реализацией - дополнительных публичных институтов и процедур («публицизация»), либо их упразднении («приватизация»). Важным аспектом дифференциации частного и публичного права является институционализация их основных идей, начал и принципов в нормах, содержащихся в весьма существенной части в отраслевых кодифицированных законодательных актах, имеющих приоритет перед...

    Преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей. Понятие и структурные элементы системы права Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая...

    По подготовке Выполнение курсовой работы по одной из приведенных ниже тем является обязательным и очень важным для студентов-заочников этапом в изучении курса теории государства и права, Ее назначение - развить способности самостоятельной работы с литературой, выработать навыки обобщения государственно-правовой практики и умение систематизировать полученные знания, делать соответствующие выводы...

    Apr. 26th, 2016 08:10 am Правоведение для чайников – 7. Публичное и частное право

    Очередная заметка из цикла "Правоведение для чайников". Напоминаю, что пишу эти статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи. Жду ваших откликов и комментариев - что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.

    Предыдущие части: " ", " ", " ", "4. Другие источники права" ( и ), " ", " ".

    Деление права на частное и публичное - один из важнейших вопросов в правовой науке. В нём ярче всего отражается суть права и государства, тех вопросов, которые они решают, и методов, которыми они это делают. Так что рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Разница между публичным и частным

    Делить право на публичное и частное - ius publicum и ius privatum - начали в Древнем Риме. Римский юрист Ульпиан говорил, что публичное право относится к положению государства, а частное - к пользе отдельных лиц. С тех пор по сути ничего не изменилось.

    Слово «публичный» имеет два значение. В первом случае мы говорим о чём-то, что происходит в присутствии публики, нечто открытое и гласное («публичный скандал», «публичное выступление»). Во втором - о чём-то, что существует для общества («публичная библиотека», «публичное место»). Термин «публичное право», естественно, связан со вторым значением.

    Задача этой части права - защитить интересы всего общества. Предполагается, что у него есть общие интересы - в стабильности, развитии, удобной и безопасной жизни - и государство должно защищать эти интересы.

    Публичное право устанавливает, как устроено государство, как формируются органы власти, каковы их права и обязанности, а также то, какие нарушения закона настолько опасны, что их нужно выявлять и расследовать за государственный счёт. Публичное право состоит из следующих отраслей права: конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие.

    Главные особенности публичного права:

    1) Правоотношения в них, как правило, возникают между людьми или юридическими лицами с одной стороны и государством и его представителями - с другой. Такие правоотношения называют «вертикальными», потому что их стороны находятся в неравном положении. Следователь и преступник, судья и участник судебного процесса, налоговая инспекция и налогоплательщик - у одного из них власти больше, чем у другого. Кроме того, правоотношения в публичном праве могут возникать между разными представителями государства. Там стороны обычно тоже в неравном положении - прокурор и полицейский, судья и следователь, президент и министр обороны. Хотя бывают и отношения равноправных субъектов - например, двух следователей из разных регионов, один из которых даёт поручение другому.

    2) Большинство правовых норм в публичном праве - императивные. Права и обязанности обычно строго определены законом. Как говорили древнеримские юристы, jus publicum privatorum pactis mutari non potest («публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). И если предприниматели при заключении сделки могут договориться так, как им удобнее, то в сфере публичного права такое не разрешается. Например, гаишник и водитель не должны ни о чём договариваться сами вне рамок прописанной в законе процедуры.

    3) Если человек или организация нарушат закон в публично-правовой сфере, то, как правило, именно государство и его представители либо сами накажут нарушителя, либо инициируют судебный процесс. Даже если от нарушения закона пострадали конкретные люди, они здесь власти не имеют.

    А частное право защищает интересы частных лиц. Основная идея частного права - у отдельных членов общества есть свои собственные интересы, и государство охраняет их, поскольку, защищая каждого члена общества, оно защищает в целом всё общество. Здесь физические и юридические лица сами, без участия государства, вступают в правоотношения друг с другом и сами, в основном, определяют взаимные права и обязанности. Если их права нарушены, они сами обращаются в суд за защитой. И если суд признает их правоту, то ущерб взыскивает в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. Частное право состоит из отраслей, которые обслуживают интересы частных лиц - гражданское, семейное, трудовое, международное частное право. Условно существующее предпринимательское право тоже можно записать в эту категорию.

    Главные особенности частного права:

    1) Правоотношения в них, как правило, возникают между физлицами или юрлицами с одной стороны и физлицами или юрлицами - с другой. Такие отношения называют «горизонтальными», потому что их стороны находятся в равном положении. Продавец и покупатель, работник и работодатель, один супруг и второй супруг - юридически они равны и один не имеет власти над другим.

    2) Большинство правовых норм здесь - диспозитивные. Стороны обычно сами договариваются о взаимных правах и обязанностях.

    3) Если кто-то нарушит закон в частно-правовой сфере, то пострадавший от его действий сам должен пойти в суд и доказать свою правоту.

    От названий «частное право» и «публичное право» произошли многие слова и словосочетания, которые показывают смысл правовой нормы или метод решения какой-то проблемы: «публично значимые функции», «публично-правовое регулирование», «частно-правовое отношение» и т. д. Если в какой-то правовой ситуации упоминают о чём-то «публичном», значит здесь закон даёт кому-то властные полномочия для защиты общественных интересов. Причём не обязательно это будет представитель государства. Например, считается, что нотариусы и адвокаты выполняют «публично значимые функции», а значит на них не распространяются многие нормы частного права.

    Самый наглядный критерий разделения права на частное и публичное - способ судебной защиты. Если человек или организация нарушили закон в сфере публичного права, то тут неважно, кто непосредственно пострадал. Представитель государства должен обратиться в суд и доказать там, что имело место нарушение закона.

    Так, в уголовном преступлении, из которого возникает публично-правовое отношение, часто даже нет пострадавших. Например, один человек дал чиновнику взятку, а тот в ответ сделал для него что-то незаконное. Обе стороны довольны, и никто никому жаловаться не будет. Однако такая сделка нарушает интересы общества, поэтому закон устанавливает наказание, а представители государства расследуют такие дела. То же самое касается незаконной купли-продажи оружия и наркотиков - неважно, что думают сами стороны и что там нет пострадавших. С точки зрения государства пострадавшим является всё общество.

    Иногда бывает, что пострадавший есть (в делах о краже, грабеже, нанесении тяжких телесных повреждений), но он не имеет никаких претензий к преступнику. Представители государства могут это учесть, но не обязаны. С их точки зрения, преступление опасно не только для жертвы, но и для всего общества.

    Фрагмент из повести Довлатов «Зона»:
    «- На танцах взяли. Намекнул одному шабером под ребра.
    - С концами, что ли?
    - Где с концами?! Выжил, гад. Он, падла, на суде кричит: «Ерохина прощаю!» А прокурор - в отказ: «Вы-то - да, а общество простить не может...»

    Эта цитата даёт примерное представление о публичном праве. Оно действует именно по этому принципу - «общество простить не может», а также «обществу нужно» или «общество позволяет».

    Если же нарушен закон в сфере частного права, то за судебной защитой обращается сам пострадавший и без его активности ничего происходить не будет. Скажем, вам продали некачественный товар, но назад его не принимают и деньги возвращать не хотят. Тут государство как бы говорит вам: вы сами решили вступить в отношения с этим продавцом, я тут за вас делать ничего не буду. Но если вы докажете в суде свою правоту, то я, государство, так и быть защищу ваши права и взыщу с продавца деньги. То есть государство лишь выполнит роль независимого арбитра, а потом поможет взыскать ущерб, если суд признает вашу правоту.

    Впрочем, не всегда способ судебной защиты помогает отделить частное право от публичного. В частности, если в публичных правоотношениях между гражданином и государством закон нарушили представители государства, то здесь пострадавшему гражданину нужно самому обращаться в суд. Например, Федеральная налоговая служба списала со счёта предпринимателя лишние деньги или Пенсионный фонд недоплатил ветерану пенсию. Первый случай - это налоговое право, второй - право социального обеспечения. Обе эти отрасли относятся к публичному праву. Если бы какой-то человек или организация нарушили здесь закон, то государство, конечно, активно защищало бы свои интересы. Однако здесь наоборот, представители государства повели себя неправильно. В этом случае защита своих прав и свобод - личное дело граждан. И в итоге предприниматель и пенсионер должны сами идти в суд и доказывать свою правоту.

    Государство в частно-правовых отношениях

    Казалось бы, если государство участвует в каких-то правоотношениях, то они наверняка будут публичными. Однако это не всегда так: иногда государство как бы забывает о своих публичных функциях и становится на место рядового гражданина или юридического лица. Попробуем разобраться, почему так происходит.

    Как известно, государству для его деятельности нужно много всего - оружие и форма для армии и полиции, здания для министерств и ведомств, столы, стулья и компьютеры для чиновников и судей, а главное - люди, которые будут работать на это государство. Без всего этого государство просто не сможет существовать и выполнять свою основную задачу - охранять закон и порядок.

    Как государство должно всё это получить? Тут есть разные варианты. Бывало, что оно брало эти вещи от граждан напрямую. В частности, в древних Афинах богатых людей обязывали строить и снаряжать корабли для защиты города, а все свободные граждане периодически бесплатно работали чиновниками, судьями и полицейскими, выполняя таким образом свой долг перед обществом.

    Но такая система оказалось не очень удобной и справедливой. В конце концов, граждане не обязаны разбираться в том, как строить корабли, расследовать преступления или охранять границу. И, кроме того, сложно равномерно распределить эти обязанности.

    В итоге более жизнеспособной оказалась другая идея: государство забирает у граждан часть доходов в виде налогов, а уже на них закупает нужные вещи или нанимает профессиональных работников. И если отношения между государством и гражданами по поводу налогов - это публично-правовые отношения, то при расходовании собранных денег возникают и частно-правовые отношения.

    Ведь государство никого не обязывает что-то строить или производить для себя. Оно предлагает всем желающим заключить с ним сделку, а уже граждане и юридические лица добровольно вступают в эти отношения. И такие отношения ничем не отличаются от отношений, в которые физлица и юрлица вступают между собой - купля-продажа, аренда, оказание услуг, трудовые отношения. Государство может быть продавцом и покупателем, подрядчиком и заказчиком, арендатором и арендодателем, оно может наносить имущественный и моральный вред и выступать в роли работодателя.

    Во всех этих случаях государство почти не использует властные полномочия, а играет роль равноправного партнёра физлиц и юрлиц. Так и начинает действовать частно-правовое регулирование.

    Государство и его части (регионы, города) в гражданском праве называют «публично-правовыми образованиями». И если такое публично-правовое образование заключит договор - например, город Воронеж закажет строительной фирме ремонт здания мэрии - то суд в случае спора будет разбирать дело по нормам Гражданского кодекса. Точно так же он разбирал бы дело, будь на месте города предприниматель или частная компания.

    Смешанное частно-правовое и публично-правовое регулирование происходит при службе в армии. Часть вооружённых сил формируют по тому самому принципу из древних Афин, когда граждане скидываются на нужды государства «натурой». В частности, мужчины, достигшие призывного возраста, должны в течение года побыть на военной службе. Но другая часть армии формируется на добровольной основе - люди сами решают, работать им на государство или нет, и добровольно вступают в эти трудовые отношения. Точно так же набирают чиновников, полицейских, прокуроров и судей - люди не обязаны трудиться на этих должностях, а добровольно нанимаются на работу или увольняются с неё. Правда, во время работы у них гораздо больше обязанностей и гораздо меньше прав в отношениях с работодателем, чем у работников частных компаний. Так что здесь публично-правовое регулирование сочетается с частно-правовым.

    Лирическое отступление: платонические правоотношения

    По поводу сделок, в которых участвует государство, важно понимать одну вещь. В этой ситуации, как и во многих других, может возникнуть сразу несколько разных правоотношений, и не следует их путать.

    Отношения между государством и его деловым партнёром по договору - это частно-правовые отношения, и тут стороны по идее вправе сами установить взаимные права и обязанности. Но отношения между государством, которое заключает договор, и чиновником, который выступает как представитель государства, - это уже публично-правовые отношения. Такие отношения строго вертикальны, и ни о каком равенстве речи не идёт. Чиновник обязан чётко выполнять прописанные в законе правила и не вправе выбирать (по крайней мере, официально) знакомых ему предпринимателей для выполнения заказа.

    То же самое касается отношений между гражданами и руководством страны, которое поручило эту сделку чиновнику и несёт ответственность за его действия. Здесь отношения тоже публично-правовые и граждане вправе требовать от руководителей страны, чтобы те совершали договоры согласно их, граждан, пожеланиям. Так, по крайней мере, должно происходить в теории.

    На практике же чиновники часто говорят, что это всё граждан не касается, и даже засекречивают условия таких договоров. Одна из подобных историй произошла не так давно. В 2014 г. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) от имени Российской Федерации заключило концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Суть договора состояла в том, что государство передало данной компании некоторые свои публично-правовые функции по сбору налогов. Компания по договору могла собирать с грузовиков массой более 12 тонн деньги за проезд по автомобильным дорогам страны, получать за это вознаграждение и передавать собранные деньги в бюджет. Система сбора денег получила название «Платон».

    Такая разновидность договоров регулируется законом «О концессионных соглашениях». К сожалению, закон позволяет объявлять условия таких соглашений «коммерческой тайной». В результате обе стороны договора отказались его разглашать.

    После скандала, вызванного неполадками в системе «Платон», завышенными тарифами и протестами дальнобойщиков по всей стране, в интернете появился текст соглашения. Но только когда Фонд борьбы с коррупцией в начале 2016 г. потребовал в Арбитражном суде Москвы признать соглашение недействительным, суд обязал официально раскрыть текст этого соглашения, чтобы ознакомиться с ним.

    Отмечу, что частная фирма, заключающая сделку на свои деньги, вполне может сказать, что это её личное дело, и она не обязана ни перед кем отчитываться. Но от представителей государства, которые тратят деньги граждан или позволяют кому-то собирать с граждан налоги, это звучит странно. К сожалению, чиновники часто не отделяют частное право от публичного, и не всегда понимают, что их деятельность не полностью коммерческая, а должна ещё отвечать общественным интересам.

    Граница между частным или публичным

    Граница между частным и публичным правом весьма подвижна и может меняться. Многие сферы жизни регулировались вначале публично-правовыми методами, а потом - частно-правовыми, и наоборот. И даже в один и тот же момент любая отрасль права может содержать отдельные элементы и частного, и публичного права.

    Например, в гражданском праве многие нормы установлены императивно. Там чётко установлено, в какой форме заключается та или иная сделка - в устном или письменном виде, требует ли она нотариального заверения или государственной регистрации. И стороны не могут отступить от этих условий. Так проявляется публично-правовое регулирование - государство защищает интересы общества, которому нужна предсказуемость и безопасность при переходе имущества от одних лиц к другим.

    Интересно проследить сочетание частных и публичных начал в уголовном праве.

    На ранних этапах развития любого общества то, что мы сегодня называем уголовным правом, относилась к частному праву. Об этом говорят и древнеримские законы, и законы европейских стран раннего средневековья, и самый древний закон нашей страны - «Русская правда».

    Так, если житель Древней Руси считал, что против него или его близкого совершили преступление, он сам обращался в суд и сам доказывал вину преступника. Осуждённый преступник платил компенсацию потерпевшему или его родственникам (в «Русской правде» это называлось платой «за обиду»). Но потом постепенно всё большее значение стал приобретать штраф в пользу князя (он назывался «вира»). Соответственно, чем дальше, тем больше вопросы поиска и наказания преступников стали брать в свои руки подчинённые князя, а потерпевший перестал в этом активно участвовать. Так частно-правовое начало было вытеснено публично-правовым.

    Сегодня в уголовном процессе мы по-прежнему видим оба этих начала, но второе преобладает. Основу процесса составляет желание государства взыскать с преступника «виру» - то есть либо оштрафовать его, либо лишить свободы, либо наказать другим способом, прописанным в Уголовном кодексе. Одновременно пострадавший от преступления, если он есть, может получить с преступника деньги «за обиду» - то есть подать гражданский иск в рамках уголовного процесса и взыскать убытки, предусмотренные Гражданском кодексе.

    Ещё один отголосок давних времён в нашем Уголовном кодексе - три статьи так называемого частного обвинения:
    ч. 1 ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»
    ч. 1 ст. 116 «Нанесение побоев»
    ч. 1 ст. 128.1 «Клевета».

    По ним всё происходит, как и тысячу лет назад: нужно самому обратиться в суд и самому доказать вину преступника. Правда, преступника, если вы докажете его вину, всё равно ждёт «вира» - штраф в пользу государства, обязательные или исправительные работы. Но вы также вправе подать гражданский иск и взыскать с него деньги, если докажете, что преступление нанесло вам какие-то убытки.

    Плюс есть некоторый срединный вариант - дела частно-публичного обвинения. Это когда дело не может начаться без заявления пострадавшего, но после заявления оно уже не останавливается.

    Другой пример изменения границы между частным и публичным правом - производство товаров и услуг. На протяжении всей человеческой истории люди сами решали, что и как производить, кому и что продавать, у кого и что покупать. Это основа рыночной экономики, которая господствует в большинстве современных стран.

    Но в Советском Союзе промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и торговли были изъяты из сферы частного права и переведены в публичное. Основатель советского государства Владимир Ленин по этому поводу писал: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

    Сейчас, как и до Октябрьской революции, любой человек может заняться производством товаров или оказанием услуг, наняв для этого работников, вложив свои деньги или взяв кредит, после чего получать или не получать прибыль. Но в советские годы данная деятельность, за редким исключением, была делом государства. Вся экономика стала плановой, а почти все экономические отношения стали носить публичный характер. И как сейчас уголовно наказуемы деяния, которые человек захочет совершить вместо государства (например, лишить кого-то свободы), так и в советские годы любое производство и торговля, которым занимались частные лица, жёстко наказывалось.

    Для граждан существовали ст. 153 УК РСФСР «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество» и ст. 154 УК РСФСР «Спекуляция». За предпринимательство можно было получить пять лет с конфискацией имущества, за коммерческое посредничество - три года с конфискацией имущества, за спекуляцию в крупных размерах - до семи лет с конфискацией имущества. Спекуляция, если кто не знает, - это «скупка и перепродажа товаров с целью наживы», т.е. обычная торговля.

    Но даже в советские годы у граждан всё равно оставалось их личное имущество, пусть и довольно скромное, и они могли им обмениваться, продавать друг другу или дарить. То есть частное право полностью не исчезало, а лишь временно отступило под натиском права публичного.

    Лирическое отступление: взгляд на частное и публичное из 1917 года

    «В различии между правом публичным и частным мы имеем дело не с различием интересов или отношений, а с различием в приемах правового регулирования, т. е. с критерием не материальным, а формальным, хотя и совершенно в ином смысле, чем это предполагалось до сих пор. Нет такой области отношений, для которой являлся бы единственно возможным только тот или только другой прием; нет такой сферы общественной жизни, которой мы не могли бы себе представить регулированной как по одному, так и по другому типу.

    Так, например, выше в качестве наиболее яркого образца публично-правовой системы централизации была приведена организация дела военной обороны. Но мы можем себе представить (а история являет тому и реальные примеры), что какая-нибудь страна охраняет себя при помощи наемных дружин, которые в свою очередь составляются из лиц, добровольно вступивших туда по вольному найму. В таком случае все дело военной обороны оказалось бы построенным по принципу не публичного, а частного права: наряду с казенными подрядчиками для производства каких-нибудь работ появились бы подрядчики для защиты от врага, наемные condotieri [кондотьеры (от итал. condotta — договор о найме на военную службу) - в средневековой Италии руководители вольных военных отрядов, нанимавшихся на службу], со своими частными дружинами.

    Равным образом, государственное управление, осуществляющееся ныне при помощи строго централизованной системы государственного чиновничества, в древнем Риме в раннюю эпоху принципата осуществлялось при посредстве частных агентов императора, зачастую из его собственных вольноотпущенников.

    С другой стороны, можно легко представить себе всю область экономических отношений, область, которая является в настоящее время областью частного права, по преимуществу централизованной, т. е. перестроенной по началам права публичного: заведывание всем производством и распределением находится в руках центральной власти, деятельность каждого отдельного индивида определяется по началам трудовой повинности и т. д.

    Даже область семейственных отношений мы можем представить себе организованной по началам публичного права. Вообразим, что какое-нибудь государство, задавшись целью количественного или качественного улучшения прироста населения, пришло к мысли организовать и эту область отношений по принципу государственной повинности: все мужчины, находящиеся в известном возрасте и обладающие нормальным здоровьем, должны вступать в брак и притом с женщинами, указанными им соответствующей властью. Пусть подобный порядок вещей кажется нам полной нелепостью и недопустимым посягательством на самые интимные стороны человеческой личности, - но он все же мыслим. К тому же история дает примеры того, что попытки в этом направлении бывали. Нам незачем обращаться с этой целью к экзотическому государству перуанских инков, в котором ежегодно достигнувшая зрелости молодежь в определенный день собиралась на площади, и здесь представители власти соединяли пары, по их мнению, подходящие. Достаточно вспомнить хотя бы известный брачный закон императора Августа — lex Julia et Papia Poppaea, — который устанавливал именно такую общую обязанность для всех мужчин от 25 до 50 лет и для всех женщин от 20 до 45 лет состоять в браке и иметь детей. Правда, для лиц, не исполняющих этой обязанности, не была установлена ни тюрьма, ни какое-либо иное уголовное наказание; им грозили только известные имущественные невыгоды (невозможность получать по завещаниям), но все же этим предписанием римское право вступало (хотя частично и временно) на путь организации семейных отношений по принудительным началам права публичного».

    Иосиф Покровский «Основные проблемы гражданского права», июнь 1917 г.

    История и современность

    Публичное право неизбежно задевает чувства государственных правителей, поскольку многие из них любят смешивать общественные интересы и свои собственные. Избирать ли главу государства или нет, кого и за какие преступления наказывать, какие налоги взимать и на что их тратить - все эти вопросы император, король, царь или султан предпочитают решать самостоятельно.

    Соответственно, до недавнего времени было опасно указывать на недостатки в нормах публичного права. За такую наглость можно было даже поплатиться головой.

    Поэтому юристы после падения республиканского строя в Древнем Риме и на протяжении последующих столетий побаивались заниматься публичным правом и предпочитали изучать частное. Обычно правители так активно туда не вмешиваются и позволяют людям самим решать, с кем какие сделки заключать, к кому наниматься на работу, на ком жениться и кому оставлять наследство. А если юристы предлагали правила, делавшие эти отношения более справедливыми и разумными, то короли или императоры вполне могли согласиться и издать их в виде закона.

    В результате большую часть человеческой истории юриспруденция занималась, в основном, вопросами частного права. А базовые темы публичного права - управление государством, выборы, налоги, преступления и наказания, судебный процесс - начали движение в сторону добра, разумности и справедливости совсем недавно, когда правители европейских государств стали регулярно меняться. И лишь в последние сто-двести лет по всему миру появились процедуры выборов и референдумов, были приведены в порядок судопроизводство, уголовное и налоговое право. Всё это стало подчиняться не воле людей, находящихся у власти, а более или менее разумным и справедливым правилам, прописанным в законе.

    Однако в сегодняшней России явно чувствуется отпечаток этого старого перекоса. Почти вся серьёзная юридическая наука занимается частным правом, там же работают лучшие юристы и вообще уровень его развития если не достигает общемирового, то сопоставим с ним.

    Одновременно в сфере публичного права действуют совершенно неправовые механизмы, когда решение многих вопросов зависит от явно неразумных и несправедливых законов или от воли конкретных людей.

    Один из наиболее ярких примеров - это разница между арбитражным и уголовным судопроизводством. Если российские арбитражные суды, разбирающие споры предпринимателей, считаются более или менее честными и добросовестными, то суды общей юрисдикции, разбирающие уголовные дела, напротив - часто удивляют предвзятым отношением к обвиняемым, зависимостью от вышестоящей власти и очень спорными приговорами.

    В российском частном праве к нормам и институтам есть отдельные вопросы, но в целом они справедливы и конкретны. При знакомстве с ними, например, с Гражданским кодексом или законом «О защите прав потребителей», видишь - они написаны так, чтобы сделки совершались наиболее справедливым и разумным образом.

    А в публичном праве гораздо чаще можно встретить несправедливые и неопределённые нормы, после знакомства с которыми ловишь себя на мысли: «Какой мошенник всё это писал?». В частности, законы «Об основных гарантиях избирательных прав…» или «О политических партиях» написаны так, что действующие власти могут не допустить до выборов любого человека и любую партию. А многие статьи Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодексов сформулированы таким образом, что российский суд может посадить практически любого жителя нашей страны.

    Из-за этого в российском праве возникают довольно странные парадоксы. Если предприниматель судится с другим предпринимателем по какому-то деловому вопросу, вполне возможно, что суд разберётся в деле и вынесет взвешенное и объективное решение, потому что это частно-правовое регулирование. В этой сфере очень важны доказательства, юридические аргументы, знание правовой науки - одним словом, здесь роль права очень высока.

    Но если, например, следователи сфабриковали уголовное дело против того же предпринимателя или какого-нибудь политического активиста, то здесь, скорее всего, дело будут решать разного рода внеправовые факторы. Этими факторами могут быть отношения защитников или обвинителей с судьёй, указания вышестоящего начальства, текущая политическая обстановка и многое другое. Здесь, увы, роль юридических аргументов значительно меньше, потому что это публично-правовое регулирование.

    Лирическое отступление: зачем это нужно?

    Понимание разницы между публично-правовым и частно-правовым регулированием помогает ответить на многие бытовые юридические вопросы, которые возникают у граждан. Думаю, вы теперь сами сможете отвечать на такие вопросы. Например, таким образом:

    «Почему менты его прессуют? Я же сказал, что претензий к нему не имею и простил его?»

    «Потому что здесь публично-правовое регулирование. Мало ли кого ты простил - если имело место преступление, а преступник остался безнаказанным, это опасно для всего общества, а не только для тебя»

    «Соседи сверху залили квартиру. Обратился в милицию и прокуратуру - все говорят, что есть нарушение, но делать ничего не хотят! Почему?»

    «Потому что это частно-правовое регулирование. Государство считает, что нарушены лишь твои частные интересы, а не интересы всего общества. Соседи ведь не умышленно это сделали. Хочешь получить деньги - подавай в суд на них»

    «Тут один урод сбил моего отца. Тяжкий вред здоровью. Тут вообще как - водителя должны посадить или он нам какую-то компенсацию должен?»

    «Тут есть и публично-правовое регулирование - в Уголовном кодексе, и частно-правовое - в Гражданском кодексе. Если докажут, что водитель виноват и нарушил правила дорожного движения (а не твой отец переходил улицу в неположенном месте), то ему грозит по ч.1 ст. 264 УК РФ «Нарушение… правил дорожного движения… повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». А имущественный и моральный ущерб он должен компенсировать отдельно, в рамках гражданского иска. Так что собирайте счета за лечение и другие документы».

    Резюме

    Итак, ключевая проблема правовой науки - разделение права на частное и публичное. Публичное право должно защищать интересы всего общества. Оно устанавливает, как устроено государство, как формируются органы власти и каковы их права и обязанности, а также то, какие нарушения закона являются настолько опасными, что их нужно выявлять и расследовать за государственный счёт. Основные отрасли публичного права: конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т. д. В публичном праве правоотношения в основном «вертикальные», потому что их стороны находятся в неравном положении, а большинство правовых норм - императивные.

    А частное право защищает интересы частных лиц. Здесь люди и организации сами вступают в правоотношения друг с другом и сами, в основном, определяют взаимные права и обязанности. Если их права нарушены, люди и организации сами обращаются в суд за защитой. А если суд признает их правоту, то ущерб, как правило, взыскивается в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. Основные отрасли частного права: гражданское, семейное, трудовое, международное частное и предпринимательское право. В частном праве правоотношения в основном «горизонтальные», потому что их стороны находятся в равном положении, а большинство правовых норм - диспозитивные.

    Самый наглядный критерий разделения права на частное и публичное - способ судебной защиты. Если человек или организация нарушили закон в сфере публичного права, то тут неважно, кто непосредственно пострадал. Представитель государства должен обратиться в суд и доказать, что имело место нарушение закона. А если нарушен закон в сфере частного права, то пострадавший сам должен идти суд.

    Государство участвует в частно-правовых отношениях как работодатель, заказчик работ и услуг, продавец и покупатель, арендатор и арендодатель, потому что это более удобный способ получить то, что ему нужно, нежели требовать что-то с граждан в натуральном виде. При этом граница между частным и публичным правом весьма подвижна и часто меняется. Многие сферы жизни регулировались вначале публично-правовыми методами, а потом - частно-правовыми, и наоборот. И даже в один и тот же момент почти любая отрасль права содержит отдельные элементы и частного, и публичного права.

    В сегодняшней России частно-правовые отрасли и институты развиты в целом лучше, чем публично-правовые.

    Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - "

    Правовое государство представляет собой соответствующую структуру с конституционным правлением, а также с преобладанием законности во всех жизненных сферах. Здесь же разделены законодательная, исполнительная и В данном случае усматривается развитая правовая система с широкими демократическими направлениями, равноправием. Также сюда входит усовершенствованный социальный контроль политики. Создание данного государственного устройства является длительным процессом.

    Разграничение

    Для данного государства характерно разделение власти на две крупные соответствующие ветви. Это публичное и частное является немаловажным. Если говорить о то его ни в коем случае нельзя отделять от частного. Это в связи с тем, что, несмотря на видимые различия, эти две отрасли имеют очень тесную взаимосвязь. Для того чтобы понять, что именно представляет каждая ветвь в отдельности, нужно дать терминам четкое определение. Далее об этом подробнее.

    Изначально рассмотрим частное право

    Признаки, характерные для данного определения - это в первую очередь децентрализованное регулирование с помощью институтов, отраслей и соответствующих норм. Основная их функция - это корректирование отношений между объединениями. Следует выделить и еще одну особенность. Она заключается в методе регулирования взаимоотношений в рамках данной ветви между субъектами. В этом случае речь идет о гражданско-правовом способе. Основная база для данной отрасли - это защита интересов лиц, которые возникают при взаимоотношениях с иными личностями. В этом случае субъект сам принимает соответствующее решение относительно необходимости использования им своих прав. Например, решает, стоит ли заключать какой-либо договор с теми или иными лицами.

    Теперь детально рассмотрим публичное право

    Данное определение является также немаловажным. Публичное право - это:

    • Во-первых, определенный блок, на основании которого создается область, где реализуются соответствующие интересы. А именно - взаимоотношения между отдельными а также между последними и частными лицами. Сюда же включаются и объединения индивидуальных субъектов.
    • Во-вторых, публичное право - это регулирование правоотношений между сторонами исключительно из единого центра. Это немаловажный факт. Учитывая, что одной из данных сторон является уполномоченное страной должностное лицо или представители государственной власти.
    • Ну а в-третьих, публичное право - это императивность правовых норм. Они берут свое начало из иерархических истоков.

    В основном регулирование взаимоотношений между субъектами публичного права реализуется при помощи разрешительных способов, а также волеизъявления властных органов. Они же являются участниками такого вида взаимоотношений. Именно указанные аспекты и включаются юристами в понятие публичного права.

    Следует обратить внимание на одну особенность. Она заключается в том, что субъекты публичного права - это в обязательном порядке государство - с одной стороны, и частные лица - с другой стороны. Это немаловажно знать. А вот субъектами частного права в большинстве своем являются индивидуальные лица.

    Взаимосвязь

    Теперь рассмотри соотношение между указанными терминами. Публичное право регулирует работу органов, которые представляют непосредственно государственную власть. Это правоохранительные структуры, суды и т. д. К публичному праву относится и и парламент. Соответственно, существование и плодотворное функционирование норм частного права невозможно представить без плотной взаимосвязи с публичным. Это достоверный факт. Ведь основной задачей публичного права является защита и охрана именно частного. Кроме того, в данном случае следует отметить еще один нюанс. Он заключается в том, что в своей реализации частное право всегда опирается на публичное. Это связано с тем, что именно на частное возлагается задача, направленная на реализацию прав свободной личности. Т. е. субъект данных отношений производит реализацию тех полномочий, которыми он наделен в любом допустимом законодательством направлении. К главной функции частного права относят распределение и фиксирование как материальных, так и иных благ. Это является немаловажным. Нормы публичного права, как говорилось выше, совершенно иные.

    Признаки разграничения

    Разобравшись с определениями, перейдем к следующему вопросу. Это основные критерии, по которым те или иные нормы можно отнести к той либо к другой правовой ветви. Рассмотрим этот пункт подробнее.

    В целом критерии, которые определяют частное право, являются полностью противоположными тем, которые будут описаны и рассмотрены в данном тексте ниже, а также непосредственно относятся к публичному направлению. Это вполне объяснимо. К основным признакам частного права специалисты относят сохранение классической юридической техники. Если говорить о форме регулирования соответствующего отношения, то в данном случае используется чаще всего договорная. Следует заметить, что для данной ветви характерно преобладание диспозитивных норм. Причем основной акцент в этом случае делается на свободном волеизъявлении, экономической свободе, а также защите собственников.

    Итак, переходим к другому определению. К публичному праву относится функция регулирования соответствующих взаимоотношений на основании законодательных актов. Они издаются непосредственно государственной властью. Кроме того, можно сказать, что к публичному праву относятся и такие признаки, как обеспечение соответствующих интересов, общее и безличное содержание определенных норм. Их воздействие относится к нормативно-ориентирующему характеру. Однако также преобладают в данных отношениях нормы, имеющие директивно-обязательное определение. Они рассчитаны на иерархическую схему взаимосвязей между соответствующими субъектами. Также в этот перечень компетентные юристы включают обеспечение публичных интересов. Для этого акценты обычно делаются именно на обязанности и запреты, а также на сферу усмотрения. Дополнительно к публичному праву относится и такой признак, как широкое и многогранное использование самых новых технических приемов.

    Разграничиваем в соответствии с основными аспектами

    Если рассмотреть критерии, в соответствии с которыми указанные нормы можно отнести либо к одному, либо к другому виду, то получаем примерно следующую картину. Разделим их по следующим аспектам:

    Субъекты. Публичное право - это взаимоотношения между государственными органами/государством и частными лицами. Это нужно знать. Частное право - это взаимоотношения только лишь между приватными лицами.

    Предмет, на который направлено соответствующее регулирование. Для публичного права это для частного права - имущественные.

    Интересы. Для публичного государственный интерес, для частного - «привязанный» к соответствующей области.

    Методы регулирования. Для публичного права характерен способ, основанный на субординации. В частном же - наоборот, метод координации.

    Пример

    Систематизируя изложенную выше информацию, приходишь к соответствующему выводу. Он заключается в том, что все без исключения отрасли права можно разделить на две категории. К первой относятся те нормы, в которых преобладает публичное право. Вторую же характеризует наличие аспектов частного.

    Рассмотрим данное разделение на примере предпринимательского права. По сути это система норм, созданная для регулирования товарно-денежных (или а также управленческих взаимосвязей. Данным способом управленческих взаимосвязей является императивный (в то время как метод регулирования товарно-денежных отношений направлен на фактическое равноправие сторон таких взаимоотношений, которыми являются предприниматели, и иначе он называется диспозитивный). предусматривает наличие обязательных нормативно-правовых актов. Они имеют управленческий характер и распространяют свое действие равно как на предпринимателей, так и на соответствующие органы.

    Наличие данных определений в процессуальных отраслях

    Здесь все довольно-таки просто. Если говорить о процессуальных отраслях права (например, гражданский, уголовный), то для данных норм также характерно наличие указанных двух методов. Обычно бывает, что либо императивный, либо диспозитивный метод выражен в большей мере.

    Итог

    В заключение следует добавить, что не существует нормативно-правовых норм в чистом виде, которые можно однозначно отнести к той или иной указанной ветви. Элементы публичного права могут присутствовать в отраслях частного. Также может быть и наоборот. Например, публичное право отрасли права семейного присутствует в виде следующих элементов: это и судебный порядок расторжения брака, и процедура взыскания алиментов. Также в данном случае усматривается еще одна составляющая. Она заключается в процедуре лишения родительских прав.

    Еще один яркий пример - публичное право отрасли права, регулирующей земельные правоотношения. Здесь все проявляется очень четко. Например, порядок землеустройства, изъятия, также как и отвода территорий, определяется исключительно государством. И даже частичное изменение утвержденного плана недопустимо. Таким образом, на основании приведенных выше примеров достаточно просто можно проследить четкую взаимосвязь и своеобразный симбиоз между правом публичным и частным.

    Финансовое право, уголовное право и у головне-процессуальное и ряд др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германскои правовой системы.

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое "ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО" в других словарях:

      Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

      Публичное право - (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

      ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

      Публичное право - ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

      Отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

      Касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

      См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      публичное право - Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

      Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

    Книги

    • , . В ходе проведения I Всероссийской студенческой конференции`Публичное право и управление: перспективы развития`были рассмотрены актуальные проблемы в теории государства и права,…
    • Публичное право и управление: перспективы развития. Материалы I Всероссийской студенческой конференции , . В ходе проведения I Всероссийской студенческой конференции "Публичное право и управление: перспективы развития" были рассмотрены актуальные проблемы в теории государства и права,…