Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Публичное право включает в себя. Глава VIII. Проявления «публичного» в отраслях права. Характеристика публичного права и что к нему относится

    Публичное право включает в себя. Глава VIII. Проявления «публичного» в отраслях права. Характеристика публичного права и что к нему относится

    Частное право – отрасль, нормы которой способны защитить общественное благосостояние. Все нормы напрямую связаны с тем, как действует государство, как выполняются общественные задачи и цели.

    Характеристика публичного права и что к нему относится

    Характеристика заключается в следующем:

    1. Отношения органов государства с гражданами страны.
    2. Государственные отношения с общественными объединениями.
    3. Отношения государства с хозяйствующими структурами.
    4. Взаимоотношения между органами внутри государства.

    Государства контролирует и обеспечивает все возможные интересы как общества в целом, так и отдельно какой-либо группы или категории.

    Публичное право является полномочным органом, который может диктовать и указывать на поведение каких-то определенных слоев населения или отдельных граждан. Если правила не будут соблюдаться, то нарушителя настигнет наказание в виде юридической ответственности.

    Регулирование публичного права происходит при помощи категорических норм. Эти нормы не поддаются изменению при помощи участников правовых отношений. При публичных отношениях рассматривается неравноправие сторон. С одной стороны находится государство, также его можно заменить любым органом или должностным лицом.

    Какие отрасли входят в состав:

    • конституционное;
    • финансовое;
    • административное;
    • уголовное;
    • уголовно-исполнительное;
    • международное публичное;
    • процессуальное.

    Право поделилось на публичное и частное еще в Древнем Риме. Раньше публичное относили к римскому государству, а именно к его положению. Частное относилось к пользе отдельных лиц. Но сейчас такое разделение встретить можно достаточно редко.

    На видео-основные отрасли частного права:

    Система частного права включает в себя:

    • гражданское;
    • семейное;
    • трудовое;
    • земельное;
    • международное частное.

    Гражданское

    Что представляет собой эта отрасль права? Это комплекс отраслей, которые способны распространить свое воздействие на регулирующие лица и частные. Гражданское право способно регулировать имущественные отношения, а также неимущественные, но связанные с имуществом.

    Право может регулировать и семейные отношения. Гражданское регулирует отношения собственников и каких-либо объединений в их совместной деятельности.

    Гражданское право выполняет следующие функции:

    1. Регулятивная . Эта функция помогает создать определенные нормальные условия, которые смогут направить развитие экономики в правильное русло. При этом экономика будет хорошо развиваться и функционировать.
    2. Охранительная функция . Она помогает защитить от возможных правонарушений. Обычно эту функцию рассматривают в виде восстановительного элемента.

    Перечисленные функции могут в полной мере охарактеризовать гражданское. Также признаки гражданского права в полной мере могут раскрыть гражданское право.

    Принципы права:

    1. Все участники юридически равны.
    2. Собственность является неприкосновенной. Исключением является то, когда в судебном порядке происходит принудительное отчуждение собственности.
    3. Вмешательство произвольного характера недопустимо.
    4. При заключении договора между сторонами соблюдается свобода.
    5. Чтобы реализовать свои права, нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
    6. Злоупотреблять гражданским правом нельзя. Если злоупотребление ведет к причинению вреда, то это наказуемо.

    Примером гражданского права является заключение сделки между двумя сторонами с участием третьей стороны или посредника. При заключении того или иного вида сделки каждая сторона сохраняет свои права. Посредник же контролирует проведение процесса.

    Примеры семейного права

    Семейный кодекс РФ – главный и основной источник семейного права. Между членами семьи возникают гражданские отношения, которые часто используются на практике . Брак считается действительным, если он был заключен в органах ЗАГС, а также записан в актах гражданского состояния.

    На видео-семейное право отрасль частного права:

    Семейное способно регулировать условия вступления граждан в брак, прекращение брачных уз и признание брака недействительным. Кроме того, регулируются отношения внутри семьи. Чтобы заключить брак, достаточно прийти в ЗАГС и подать заявление, которое будет служить основанием. Брак регистрируется через 1 месяц после подачи заявления. Но иногда случаются обстоятельства, в связи с которыми брак можно заключить раньше или позже. Если нужно это сделать позже, то не более чем через 2 месяца после подачи письменного заявления.

    Вступить в брак могут лица, достигшие 18-летнего возраста. Особые обстоятельства учитываются, если нужно заключить брак в возрасте 16 и 14 лет.

    Есть и ряд условий, которые противоречат заключению брака. Брак не может быть заключен между родственниками. Если один из заявителей уже состоит в браке, то повторно вступить в брак он не может. Иногда требуется медицинское освидетельствование, которое подтверждает психическое и физическое здоровье человека. Но делают это только с разрешения брачующихся.

    Семейное право предусматривает и случаи, в результате которых брак прекращает существовать.

    Это может быть смерть одного из супругов, расторжение брака при помощи заявления, поданного в ЗАГС. Расторгнуть брак может любой из супругов. С другой стороны рассматривается закон, который говорит о том, что расторгнуть брак в одностороннем порядке нельзя при наличии соответствующих условий. Если жена беременна, то расторгнуть брак без ее согласия нельзя. И в течение года после родов тоже этого сделать нельзя. Если претензий у супругов нет, то в суде они могут расторгнуть брак без всяких проблем.

    Еще один пункт предусматривает семейное право:признание брака недействительным. В каких случаях это происходит?

    Если были нарушены условия, когда брак заключался. На пример, к браку принудили, возраст супругов не достиг совершеннолетия. Если кто-либо из супругов скрыл факт наличия ВИЧ-инфекции или венерической болезни, то брак считается недействительным. Фиктивный брак – он тоже считается недействительным.

    Трудовое

    Эта отрасль права регулирует отношения, которые возникают на предприятиях частного и государственного характера. Все участники трудовых отношений должны быть заинтересованы в этом. Любой человек имеет право на труд. Труд может быть самостоятельным и наемным. Часто на практике можно встретит и смешанную форму.

    Из предложенных вариантов человек сам может выбрать подходящий. Но самым распространенным является наемный труд. В результате человек вступает в отношения, которые возникают между наемником и работодателем. Отношения, которые возникают, являются предметом регулирования. Стороны или субъекты – это работодатели, весь коллектив, предприятие в любой форме.

    Самая важная роль трудового права – урегулировать отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. При этом условия должны охраняться, улучшаться, в любой мере поддерживать работника. Социальное партнерство внутри коллектива должно укрепляться.

    Что можно отнести к примерам проявления трудового права:

    1. Подготовка работников на производстве, улучшение профессиональных качеств.
    2. Переговоры, ведущиеся внутри коллектива.
    3. Охрана труда работника.

    В случае, если по каким-либо причинам трудовые права гражданина были нарушены, он имеет парво обратиться в суд. Судебное разбирательство будет запущено в случае, если истец предъявит доказательства наличия .

    Земельное

    Земельное способно регулировать отношения, которые возникают в результате пользования землей, как недвижимым имуществом, так и любым природным объектом. Земля находится в неразрывной взаимосвязи с другими объектами природного происхождения. Это могут быть воды, леса, растительный и животный мир. В итоге все земельные правоотношения связываются с другими природными объектами.

    Участок земли – это верхний плодородный слой почвы, которым может пользоваться человек для изъятия благ для себя. Этот участок земли имеет строго описанные границы. Человек может пользоваться землей, не выходя за рамки этих границ.

    Любой участок может быть делимым и неделимым. Делимым участок является, когда после раздела каждый из участков представляет собой самостоятельный участок земли.

    Предмет земельного права: отношения, возникающие в результате пользования земли и ее охраны. В итоге земля выступает основой для жизни граждан, пользующихся этим наделом. В качестве источника земельного права выступают правовые и нормативные акты, которые принимались в компетентных органах.

    В качестве примера земельного права можно рассмотреть раздел земли или пользование только своим участком земли. Если затрагивается чужая территория, то это может повлечь за собой ответственность.

    Международное частое право

    Это право представляет собой совокупность норм, которые регулируют гражданские отношения, трудовые, семейные и брачные отношения. Все эти отношения должны иметь международный характер.

    На видео-примеры отраслей частного права:

    Если расшифровывать понятие международного частного права, то можно сказать, что отношения просто усложняются участием в них иностранных субъектов наряду с участниками граждан РФ. Или отношения должны возникать на территории РФ с участием иностранных сторон. В результате они принимают форму международного характера.

    Что собой представляет понятие, предмет и метод отрасли гражданского права, подробно указано в данной

    В международном частном праве могут участвовать иностранные юридические лица или просто иностранные лица. Объектом может выступать имущество, права на имущество, вещи, которые находятся за границей.

    В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда международная компания подписывает определенный договор с компанией из России.

    Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

    Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

    Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

    Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

    Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

    Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

    Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

    Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

    Для публичного права характерны:
    • одностороннее волеизъявление;
    • субординация субъектов и правовых актов;
    • преобладание императивных норм;
    • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
    Для частного права характерны:
    • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
    • равенство сторон;
    • преобладание диспозитивных норм;
    • ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

    Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

    Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

    В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

    • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
    • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
    • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
    • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

    В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

    Сферы публичного и частного права

    В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

    В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

    Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

    Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

    С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

    Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

    Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

    В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

    С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

    В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

    В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

    Деление права на частное и публичное впервые было провозглашено в Древнем Риме. Римский юрист Ульпиан считал, что частное право относится к пользе отдельных лиц, а публичное право есть то, что относится к положению государства. Это деление было воспринято европейской континентальной правовой системой и используется в современном праве.

    Частным правом обеспечивается частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулируются правовые отношения между отдельными гражданами, их объединениями, организациями, которые основаны на договоре между равноправными сторонами. Его ядром является гражданское право.

    Частное право - непременный элемент современного гражданского общества, необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных личных интересов граждан, установления надежных способов защиты прав граждан, их объединений, частных хозяйственных структур. К частному праву относятся также коммерческое (торговое) право, авторское и патентное право, другие отрасли частного права. Частное право отличается от публичного права, защищающего публичный интерес, благо всего государства и связанного с полномочиями и организационно-властной деятельностью государственных органов.

    Публичное право регулирует отношения между индивидом и публичной властью (государством), а также отношения публичных властей между собой, например, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. К публичному праву относятся конституционное право, административное право, уголовное и процессуальное право и другие отрасли права.

    В советский период официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на частное и публичное - оно признавалось искусственным, не соответствующим природе советского строя, которым была провозглашена отмена частной собственности и установлен приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности.

    С развитием в современной России рыночной экономики, возродилось и деление права на частное и публичное.

    Гражданское право является основной частью частного права и даже - всей правовой системы. Настоящий юрист и экономист обязан знать его. Даже если в дальнейшем он частично забудет его (в силу своей специализации), все равно он должен в вузе изучить его и ему придется не раз столкнуться с его проблемами.

    Гражданское право является основным учебным средством овладения правом: в нем в значительной степени представлен весь инструментарий права и юридический метод рассуждения. Если право на самом деле стремится к « справедливости», то почти всегда достигнуть ее пытаются главным образом средствами гражданского права, и иногда это удается сделать. Гражданское право - это фундамент права.

    Каждый человек в течении только одного дня многократно сталкивается с нормами гражданского пава, даже не подозревая об этом. Утром купил газету, затем пришел в парикмахерскую, работая на фирме, решал вопросы заключения договоров на поставку продукции, вечером поехал на дачу для решения вопросов, связанных с наследством - это только короткий перечень дел, связанных с гражданско-правовым регулированием. Главной сферой действия гражданского права являются товарные, возмездные отношения, все, что связано с рынком товаров и услуг, имущественными отношениями граждан и юридических лиц. Можно ли, например, продать или подарить вещь, находящуюся в совместной собственности супругов, мужем - жене или наоборот?

    Инымисловами, предметом гражданского права являются отношения, регулируемые гражданским правом.

    § 1. Отрасли публичного права

    Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

    Теория государства и теория права

    Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

    В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

    Конституционное право

    Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

    В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

    1. Конституционное право – отрасль права

    Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

    2. Теория конституции.

    Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

    3. Конституция в правовой системе.

    Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

    4. Конституционный строй.

    Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

    5. Конституционный статус человека и гражданина.

    Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

    6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

    Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

    7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

    Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

    8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

    Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

    9. Конституционное регулирование государственной власти.

    Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

    10. Конституционные основы местного самоуправления .

    Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

    11. Избирательная система.

    12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

    Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

    Административное право

    Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

    Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

    Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

    1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

    2. Исполнительная власть.

    Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

    3. Государственная служба.

    Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

    4. Правовые акты управления.

    Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

    5. Управленческие договоры.

    Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

    6. Обеспечение законности в управлении.

    7. Административная ответственность.

    Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

    нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

    8. Методы управления.

    Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

    9. Административный процесс.

    Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

    10. Государственное управление в сфере экономики.

    Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

    11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

    Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

    12. Государственное управление в политической сфере.

    Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

    13. Таможенное регулирование.

    Финансовое право

    Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

    торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

    Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

    Бюджетное законодательство

    Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

    Налоговое законодательство

    Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

    Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

    Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

    Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

    Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

    Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

    Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

    К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

    Уголовное право

    Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

    декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

    Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

    Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

    Судоустройство

    Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

    Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

    Процессуальное право

    Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

    В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

    Международное публичное право

    Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

    Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

    К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

    Информационное право

    Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

    Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

    Публичное право это совокупность норм, институтов, отраслей, которые регулируют "вертикальные" отношения власти и подчинения и являются областью реализации полномочий носителей публичной власти, определяемых разрешительным режимом правового регулирования "разрешено только то, что закреплено в законе".

    Нормы, институты и отрасли публичного права обусловлены теми возможностями делать государственную работу, которыми наделяет носителей публичной власти гражданское общество и его институты - электорат, политические партии.

    К области публичного права традиционно относят нормы, институты, отрасли, регулирующие субординационные общественные отношения: административно-правовые, налогообложения, инвестиционные, международные (публично-правовые), уголовно-правовые .

    Публичное право, по определению Ю.А. Тихомирова, есть своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

    Публичное право выступает как совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес господствующего класса, трактуемый как общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника .

    Та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон.

    Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп .

    В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности.

    Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления .

    Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми .

    Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, международное публичное, процессуальные отрасли.

    Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

    Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности.

    Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы, что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики.

    Высказанное вначале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики .

    Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

    Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав .

    В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы.

    В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм публичного и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения .

    Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву.

    Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности.

    С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий .

    Поскольку публичное право есть то, которое относится к положению государства, выясним, что включает в себя понятие "государство".

    Государство - политико-социальная, территориальная организация власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления, способная делать свои веления обязательными на всей территории страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка .

    Поэтому, когда говорят о государстве имеют ввиду государство не столько как особый аппарат, своеобразную "машину", сколько государственно-организованное общество (объединяющее в себе политическую, территориальную и структурную организацию общества).

    Сущность современного государства проявляется в том, что оно служит в качестве средства общественного компромисса, учета интересов различных групп и слоев населения и снятия или смягчения противоречий механизма управления делами общества . Функции государства - главные направления его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению общества в присущих ему формах и методах. В соответствии с функциями государства создается структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

    Публичное право - это отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой. Специфику определяет предмет (суть) публичного права - это общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях .

    Системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах - тогда, когда уже не действуют частные соглашения .

    Основным методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений. Принципы публичного права определяются в основном Конституцией РФ:

    • · принцип законности;
    • · справедливости;
    • · гуманизма;
    • · равенства.2.3 Частные и публичные правоотношения

    Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. В российской досоветской юридической литературе основное различие между публичными и частными правоотношениями Ф.В. Тарановский проводит в зависимости от непосредственного участия в них субъекта государственной власти.

    Публичными признаются все те правоотношения, одним из субъектов которых является государство (через свои органы) со специфическим своим характером носителя принудительной власти; частными признаются те отношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или же выступает на одной стороне отношения, но лишь как носитель имущественных интересов (фиск, казна) .

    Деление Ф.В. Тарановским правоотношений на публичные и частные в зависимости от непосредственного участия в них носителей принудительной государственной власти вносит ясность в вопрос о том, что указанными носителями государственных властных полномочий являются, в первую очередь, само государство, государственные органы и государственные должностные лица .

    Однако при этом остается все же открытым вопрос о характере тех правоотношений, в которых одним из таких субъектов являются, например, граждане, политические партии и иные социальные институты не просто как носители имущественных интересов, а как субъекты публичного права.

    Вместе с тем, само по себе утверждение о том, что публичными являются те правоотношения, в которых одним из субъектов участвует само государство как носитель принудительной власти, никаких сомнений не вызывает. Можно полагать, что такие правоотношения представляют собой классическую разновидность публичных правоотношений, хотя и не исчерпывают собой все возможные варианты правоотношений публичного характера .

    Констатация того факта, что публичными являются те правоотношения, в которых одним из субъектов является носитель государственно-властных полномочий, дает, в частности, четкий и формально определенный критерий выделения данной группы правоотношений. Одна из особенностей публичных правоотношений состоит в том, что они носят в большинстве случаев вертикальную направленность и являются субординационными, поскольку субъекты государственно-властных полномочий занимают свое строго определенное место на различных ступенях иерархической лестницы государственного механизма, имея заранее очерченный круг правомочий.

    Цель этих правомочий заключается в выполнении лицом известных общественных обязанностей. Поэтому нормы публичного права точно определяют, как лицо должно пользоваться своими правами, причем оно не может ими не пользоваться: губернатор, например, не может не пользоваться правом управлять губернией; ротный командир не может не пользоваться своим правом командовать ротой; профессор не может не пользоваться своим правом читать лекции.

    Обязанность пользоваться правами присуща большей части публичных прав, тогда как по отношению к частному лицу такой обязанности не существует . Субъект государственно-властных полномочий как сторона в публичном правоотношении не является полностью распорядителем своих правомочий, поскольку за ним непосредственно стоит государство как некое третье лицо, права и обязанности которого осуществляет данный субъект.

    Субъектами всякого публичного правомочия являются непременно два лица - тот или иной индивидуальный носитель правомочия и то социальное целое, в права коего облекается индивид.

    В каждом публичном правомочии субъектом непременно является, во-первых, та или иная общественная группа, во-вторых, индивид, через которого социальное целое осуществляет свои права .

    В отличие от носителя государственно-властных полномочий как стороны публичного правоотношения, за которым стоит непосредственно государство как третье лицо, субъекты частного правоотношения являются самостоятельными распорядителями своих правомочий.

    В области частно-правовых отношений лицо является самостоятельным распорядителем своего права. Будучи субъектом частного права, я свободен, пользоваться моими правами или нет, сохранять их за собой или передавать другому лицу.

    Вообще нормы частно-правового характера не дают указаний, как индивидуум должен пользоваться предоставленными ему правами, а лишь полагают ему известные пределы, причем в этих пределах отдельное лицо вполне самостоятельно.

    В сфере частно-правовых отношений главная функция правовых норм заключается в обеспечении лицу мирного пользования известной сферой внешней свободы . По отношению к участникам частного правоотношения государство занимает как бы равноудаленную позицию.

    Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров, которые мыслятся как некоторые самостоятельные социальные единицы, как субъекты прав.

    Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды - люди, но сверх того, и различные искусственные образования - корпорации или учреждения, так называемые лица юридические. Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и инициативы , и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой.

    Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими. Оно не предписывает частному лицу стать собственником, наследником или вступить в брак, все это зависит от самого частного лица или нескольких частных лиц (контрагентов по договору).

    Но государственная власть будет охранять то отношение, которое будет установлено частной волей. Если же она и дает свои определения, то, по общему правилу, лишь на тот случай, если частные лица почему-либо своих определений не сделают, следовательно - лишь в восполнение чего-либо недостающего.

    Так, например, на случай отсутствия завещания государство определяет порядок наследования по закону. Вследствие этого нормы частного права, по общему правилу, имеют не принудительный, а лишь субсидиарный, восполнительный характер и могут быть отменены или заменены частными определениями (jus dispositivum).

    Вследствие же этого гражданские права суть только права, а не обязанности: субъект, которому они принадлежать, волен ими пользоваться, но волен и не пользоваться; неосуществление права не составляет никакого правонарушения.

    Таким образом, если публичное право есть система юридической централизации отношений, то частное право, наоборот, есть система юридической децентрализации: оно по самому своему существу предполагает для своего бытия наличность множества самоопределяющихся центров .

    Если публичное право есть система субординации, то гражданское право есть система координации; если первое есть область власти и подчинения, то второе есть область свободы и частной инициативы. Различия между частными и публичными правоотношениями имеются также в порядке образования и ликвидации самих субъектов публичных и частных прав.

    Государственные органы и государственные учреждения, в отличие, например, от юридических лиц, не могут прекратить своего существования по собственной воле. Кроме того, различия между публичным и частным правоотношением касаются и способов рассмотрения споров и защиты прав .

    В спорах о частном праве частные лица, стороны, играют в высшей степени самостоятельную роль: от них зависит начать процесс или прекратить его на любой стадии.

    В спорах о публичном праве стороны не всегда могут прекратить спор на любой его стадии и т. д. Если споры частно-правового характера преимущественно обеспечиваются защитой в судебном порядке, то не все публичные правоотношения относятся к юрисдикции общих судов.

    В публичных правоотношениях широко распространено рассмотрение споров вышестоящими государственными органами одной из сторон данного правоотношения, а также специализированными судами (например, Конституционный суд).

    В современной юридической литературе различие между публичными и частными правоотношениями проводится также в зависимости от их принадлежности к правоприменению как властной деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в целях принятия специальных решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных отношений .

    Либо к отношениям, связанным с реализацией гражданами и юридическими лицами права частной или коллективной собственности на вещи в сфере гражданского права, а также трудовых отношений по найму, где человек выступает в виде особого товара - рабочей силы.

    Существуют еще и иные различия между публичными и частными правоотношениями в плане их соотношения, субъектов, содержания, динамики и других элементов.

    Например, изначально фундаментальное различие между частным и публичным правоотношением в юридической литературе проводится в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих данное правоотношение .

    С этой точки зрения в современной юридической литературе принято считать, что частные правоотношения регулируются в основном нормами таких отраслей права как гражданское, семейное и трудовое право, а публичные правоотношения регулируются нормами таких отраслей права как государственное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и других .

    Указанные выше различия между частными и публичными правоотношениями позволяют более подробно определить круг субъектов и области функционирования двух этих групп правоотношений. С этой точки зрения, в качестве сторон или участников частных правоотношений могут быть выделены две группы субъектов:

    • а) физические лица, не обладающие государственно-властными полномочиями;
    • б) юридические лица, не обладающие государственно-властными полномочиями. Кроме того, частные правоотношения на практике имеют преимущественное распространение в области взаимодействия указанных субъектов применительно к современному гражданскому, брачно-семейному и трудовому праву, охватывая имущественные и связанные с ними личные неимущественные правоотношения.

    При более детальном подходе, частные правоотношения охватывают собой традиционно такие правовые институты как право частной собственности и другие вещные права, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения и наследование, а также иски по защите частных прав.

    Что же касается публичных правоотношений, то круг сторон или участников данных правоотношений включает в себя как физических и юридических лиц, так и государство, государственные органы, должностных лиц, а также иных носителей государственно-властных полномочий .

    Это означает, что круг субъектов публичных правоотношений является гораздо более широким по сравнению с кругом субъектов частных правоотношений и может включать в себя любых субъектов правовой сферы.

    Кроме того, область распространения публичных правоотношений также является гораздо более широким по сравнению с частными правоотношениями.

    Выше уже указывалось о том, что в частных правоотношениях управомоченная сторона как носитель субъективного права обладает известной свободой воли в изменении или прекращении своего субъективного права, является распорядителем своих правомочий .

    Субъект частного права, например, может отказаться от своего права купить или продать вещь, вправе расторгнуть брачный союз, простить имущественный долг или уменьшить его размер и т. д. Однако здесь необходимо особо подчеркнуть, что указанная динамика субъективного права и ее зависимость от воли субъекта относятся к уже возникшему и существующему правоотношению .

    Поэтому высказанные суждения являются истинными применительно к динамике наличного субъективного права стороны правоотношения и характеризуют определенным образом порядок и динамику только дальнейшего изменения или прекращения правоотношения .

    Что же касается процесса возникновения правоотношения, то ее динамика не совпадает с динамикой процесса изменения и прекращения правоотношения, имеет свои отличительные черты и признаки.

    По сравнению с динамикой изменения и прекращения уже возникших или существующих правоотношений, процесс возникновения частных и публичных правоотношений характеризуется рядом отличительных признаков, имеющих существенное значение.

    Предварительно рассмотрим данный процесс на примере правоотношений из частно-правового договора, а затем из деликта.

    Показательными примерами правоотношений из частно-правового договора являются правоотношения купли-продажи, вступления в брак, заключения трудового договора.

    Для возникновения этих конкретных правоотношений "горизонтального" типа в сфере действия частного права требуется согласованное волеизъявление обеих сторон как юридически равноправных и относительно независимых друг от друга субъектов .

    Для вступления в эти правоотношения потенциальные участники обладают свободой своей воли. В силу данного обстоятельства соответствующее волеизъявление только одного из субъектов (например, предложение о купле или продаже, вступлении в брачный союз, подписании трудового контракта и т.д.) не является достаточным для возникновения конкретного двустороннего правоотношения .

    Другой субъект, к которому было обращено предложение, может, например, отказаться от сделанного ему предложения и тем самым предотвратить в данном случае само возникновение правоотношения.

    Следовательно, возникновение правоотношения здесь прямо зависит от волеизъявления как одного, так и другого субъекта .

    Зависимость между волеизъявлением субъектов указанных частных правоотношений и их субъективными правами и юридическими обязанностями, поскольку в соответствии с объективным правом для возникновения данных субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения нужно их согласованное волеизъявление, имеет причинно-следственный характер .

    Речь идет о том, что субъективные права и юридические обязанности сторон, а также само правоотношение является следствием волеизъявления их сторон.

    Причем, субъекты в таких случаях обладают свободой воли вступать или не вступать в указанные договорные правоотношения. Например, в таких случаях каждый из субъектов может свободно купить или продать вещь, а может также отказаться от купли-продажи, может свободно вступить или не вступить в брачный союз, заключить или не заключать трудовой договор .

    Таким образом, в частных правоотношениях их договора возникновение субъективных прав и корреспондирующих им обязанностей обычно зависит от усмотрения и желания самих субъектов.

    Поэтому такие субъективные права и юридические обязанности, которые возникают по воле и усмотрению самих субъектов, можно охарактеризовать как причинно-зависимые от их волеизъявления.

    Отличительный признак данных правоотношений состоит в том, что динамика их возникновения в определенной мере подчиняется воле и волеизъявлению субъектов, которые затем становятся либо не становятся сторонами правоотношения.

    Следовательно, в правовой сфере среди частных правоотношений можно выделить особую группу правоотношений из договора, в рамках которых процесс приобретения субъективных прав и юридических обязанностей находится в прямой причинно-следственной зависимости от воли и волеизъявления их потенциальных участников .

    Однако в правовой сфере, как уже отмечалось, не все субъекты обладают свободой воли самостоятельно приобретать свои субъективные права и юридические обязанности.

    Механизм правового регулирования общественных отношений строится таким образом, что субъекты в установленных случаях вынуждены вступать в правоотношения, вынуждены приобретать субъективные права или юридические обязанности.

    Примером этого служить процесс возникновения субъективных прав и юридических обязанностей сторон в случае возникновения правоотношения из деликта. Как уже отмечалось, гражданско-правовой деликт есть правонарушение, вследствие которого у одного (или нескольких субъектов) возникает юридическая обязанность (обязанности), а у другого субъекта (субъектов) возникает корреспондирующее этой обязанности субъективное право (права) .

    В силу деликта у нарушителя юридическая обязанность возникает помимо его воли или даже против его воли. Примерно также дело обстоит с возникновением корреспондирующего указанной обязанности субъективного права другой стороны в правоотношении из деликта. В случае деликта обладатель субъективного права становится стороной правоотношения также независимо от своей воли и акта своего волеизъявления .

    Другое дело, что субъект может затем отказаться от реализации своего субъективного права, но это уже относится к процессу изменения или прекращения возникшего из деликта правоотношения. Например, кредитор как обладатель субъективного права в уже существующем правоотношении может простить долг или уменьшить его размеры.

    Еще одним примером возникновения правоотношения независимо от воли сторон или участников может служить конкретное двустороннее правоотношение, которое возникает между застрахованным и страхователем по факту причинения имущественного вреда застрахованному вследствие землетрясения, наводнения или удара молнии.

    В данном случае юридический факт причинения вреда каким-либо образом, косвенно или прямо, не связан с волей и волеизъявлением сторон. Поэтому правоотношение возникает помимо воли и волеизъявления страхователя или застрахованного, даже вопреки воле сторон или одной из сторон (страхователя или застрахованного) .

    С учетом того, что ранее между сторонами был заключен договор страхования и они предвидели возможность наступления того или иного события, речь в данном случае идет о возникновении совершенно нового правоотношения между сторонами, в котором у сторон появляются новые субъективные права и юридические обязанности .

    Конечно, предварительное заключение договора страхования зависело от согласованного волеизъявления сторон и требовало такого волеизъявления под угрозой недействительности договора, но затем факт причинения вреда стал событием, никак не зависящим от воли сторон и повлекшим за собой появление нового правоотношения между субъектами.

    Речь идет в данном случае и о том, что предусмотренные в страховом договоре события могли и не произойти или же произойти в другое время.

    Таким образом, в правовой сфере имеется также круг субъектов, которые не обладают свободой воли в приобретении своих субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении .

    Многие субъективные права и юридические обязанности возникают помимо воли и волеизъявления субъектов или против их воли, а участие в правоотношении для субъектов является обязательным в силу требований объективного права.

    В таких правоотношениях различные субъекты участвуют вынужденно, помимо своей воли и желания, без факта волеизъявления. Данные правоотношения присущи как сфере действия норм частного права, так и норм публичного права. Они возникают, прежде всего, в результате различного рода юридических фактов, которые имеют характер абсолютных событий, а также действий другой стороны или третьих лиц .

    В сфере публичного права аналогично правоотношению из гражданско-правового деликта возникает уголовно-правовое отношение вследствие совершения преступления. Обычно преступлением признается общественно опасное противоправное и виновное деяние, совершенное умышленно или неосторожно.

    Однако если оценивать преступление с точки зрения воли государственной власти и воли подавляющего большинства добропорядочных и законопослушных граждан, то любое преступление совершается против и помимо их воли, а потому служит для них нежелательным и не зависящим от их воли событием, хотя и совершается по воле одного либо нескольких преступников .

    Вряд ли будет правильным полагать, что государство, государственные органы и их должностные лица могут допустить, например, террористический акт или захват заложников, если это будет зависеть от их воли.

    Следовательно, можно утверждать, что преступления обычно совершаются помимо и независимо от воли государства и государственных органов, а также независимо от воли многих иных субъектов в лице законопослушных граждан .

    Существует еще третий вид зависимости между волеизъявлением участников правоотношения и возникновением их субъективных прав (юридических обязанностей). Он наблюдается в тех случаях, когда в соответствии с объективным правом субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения возникают в результате волеизъявления только одного из потенциальных участников правоотношения.

    Такие правоотношения, которые возникают в зависимости от воли и волеизъявления какой-либо одной стороны правоотношения, можно наблюдать, прежде всего, в сфере действия норм публичного права .

    В таком случае между определенным гражданином и определенным государственным органом возникает совершенно конкретное правоотношение.

    Тем самым волеизъявление гражданина, выраженное должным образом, становится достаточным основанием (юридическим фактом) для возникновения субъективных прав и корреспондирующих юридических обязанностей сторон в конкретном правоотношении.

    Что же касается юридически обязанной стороны в данном правоотношении, т. е. государственного органа, то эта сторона по своей воле не может предотвратить возникновение правоотношения либо отказаться от участия в правоотношении .

    Поэтому можно полагать, что в данном случае возникновение конкретного двустороннего правоотношения в силу действия норм объективного права зависело от воли и волеизъявления только одной стороны.

    Еще одним примером возникновения правоотношения по воле только одной из сторон является известное многим абсолютное правоотношение собственности, когда вследствие приобретения лицом вещи в собственность на всех других субъектов налагается юридическая обязанность не нарушать это субъективное права собственника .

    Приведенные примеры, количество которых можно при необходимости продолжить, показывают то, что метод возникновения конкретных правоотношений по воле только одной из сторон, находит достаточно широкое применение в правовой сфере.

    Таким образом, приведенные выше примеры показывают, что объективное право предусматривает случаи как свободного, так и вынужденного вступления субъектов в правоотношение, свободного или вынужденного приобретения субъективных прав или юридических обязанностей .

    При этом следует особо отметить, что, если в случае свободного вступления субъекта в правоотношение обязательным условием является акт его волеизъявления, то, напротив, в случае вынужденного вступления субъекта в правоотношение, его волеизъявления может и не потребоваться.

    Речь идет о том, что в случаях вынужденного вступления субъекта в правоотношение, он может стать стороной правоотношения как вопреки своей воле (т. е. при отрицательном волеизъявлении), так и помимо своей воли (т. е. при отсутствии всякого его волеизъявления).

    Что же касается свободного или добровольного вступления субъекта в правоотношения, то оно обычно требует предварительного или последующего, зачастую должным образом выраженного его волеизъявления.

    Таким образом, в результате исследования частных и публичных правоотношений можно констатировать, правоотношение есть урегулированное нормами объективного права общественное отношение, в котором субъективные права и юридические обязанности возникают вследствие волеизъявления самих сторон либо одной стороны .

    Словом, теория права выделяет различные грани взаимодействия нормы права и правоотношений. Нормы права в своей совокупности образуют то объективное, положительное право, о котором речь шла выше и которое выражалось в законах и иных формах права.

    В конкретном же правоотношении это объективное право преобразуется в конкретное, субъективное право, т.е. право, которое конкретному субъекту для конкретных ситуаций устанавливает правомочия, обязанности, ответственность, устанавливает рамки его поведения, и всё это при определённых условиях .