Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Публичный сервитут. Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить

    Публичный сервитут. Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить

    В процессе распоряжения и владения землей часто возникают ситуации наложения ограничений прав по конкретному объекту. Публичный сервитут – это вид обременения, устанавливаемый государственными службами и органами, не требующий изъятия под нужды государства от собственника.

    Виды обременения

    Бывают ситуации, когда собственники сопредельных участков должны предоставить возможность пользоваться определенным образом своей территорией владельцам соседних участков. Данное право зафиксировано в положениях ГК РФ и имеет отличную от аренды земли природу. Подобное обременение может возникнуть только по решению властей, без притязаний на право собственности владельца.

    Земельный Кодекс России предусматривает такие виды обременения как частное и публичное. Под частным обременением понимают предоставления права пользования участком владельцу смежной территории.

    Как правило, частный сервитут использует свое право для организации проходов, проезда, протягивания инженерных коммуникаций и электросетей.

    В отличие от частного, публичный сервитут представлен обществом и органами власти. Такое обременение устанавливается для:

    • организации прохода, проезда в общественных интересах;
    • предоставления доступа к другим землям;
    • организации пастбищ, мест сенокоса;
    • проведения исследований;
    • проведения охоты или рыбалки.

    Особенности публичного обременения

    Главным отличием от частного вида служит участие в решении вопроса местных властей, представителей государственных органов.

    Публичный сервитут не подразумевает достижения взаимного согласия сторон, а исполняется после публичных слушаний в рамках принятого государственного акта.

    Полный список оснований, при которых возможно наложение обременения, выглядит следующим образом:

    1. Предоставление возможности проезда, перемещения через территорию.
    2. Ведение производственной деятельности с прокладкой коммуникаций и дальнейшим обслуживанием.
    3. Предоставления доступа к водным ресурсам для забора воды и водопоя животных.
    4. Доступ к пастбищу, местам для сенокоса в сезон.
    5. Работы по дренажу.
    6. Предоставление возможности прохода к берегу водного объекта.
    7. Организация доступа к местам рыбалки, охоты, сбору грибов, ягод в естественных условиях.

    Нельзя путать подобное обременение с отчуждением участка в пользу третьих лиц или государства. Земля по-прежнему остается в собственности хозяина, а при исчезновении оснований для доступа, обременение, по запросу собственника, снимают.

    В правах землевладельца потребовать выкупа интересующего участка государством, либо получать компенсацию за убытки, возникшие в силу данного обременения. Такая ситуация вполне возможна, когда обременение привело к тому, что землевладелец утратил возможность использовать рассматриваемый участок по своему прямому назначению.

    Собственник, в отношении которого возникло публичное обременение, может обратиться за установлением платы от той стороны, в чьих интересах возникло данное право.

    Порядок введения сервитута

    Процедура установления сервитута проходит в следующей последовательности:

    1. Подача требования от заинтересованной стороны. В случае публичного обременения заявление подается государственными службами, местными властями, организациями и гражданами.
    2. Рассмотрение обращения и принятие решения.
    3. Государственная регистрация обременения.
    4. Реализация прав публичного сервитута.

    Подготовка заявления

    Составить заявление на установление публичного сервитута не составит особого труда. Оно должно включать следующие характеристики:

    1. Название объекта, адрес его расположения.
    2. Срок действия обременения.
    3. Указание собственника земли.
    4. Название стороны, в чьих интересах оформляется сервитут.

    Чаще всего, в администрацию населенного пункта заявление пишет орган местной власти, однако возможно обращение иного субъекта. В таком случае, заявление подают территориальный отдел по земельным вопросам. Установить обременение можно только согласно государственного акта, изданного в отношение конкретного землевладельца и конкретного участка.

    Процесс принятия решения

    Процедура рассмотрения заявления и согласования обременения проводится согласно региональным нормативным актам в установленные законодательством сроки.

    В случае рассмотрения вопроса, касающегося земель городов федерального значения, необходимо организовать публичные слушания, по результатам которых будет вынесено решение. Обязательно фиксирование решения в протоколе собрания, который и станет основанием для наложения обременения.

    Оформление публичного сервитута возможно в виде договора или акта с указанием конкретных деталей обременения – названия объекта, его точного адреса, общей площади, кадастрового номера. Сведения относительно участка указывают согласно данных из заявления.

    Государственная регистрация и последующие действия

    Для того, чтобы воспользоваться правом публичного сервитута, необходимо пройти обязательную госрегистрацию. Для данного действия готовят следующий перечень бумаг:

    • заявление;
    • документ об уплате пошлины;
    • государственный акт или договор;
    • гражданский паспорт лица, подающего на регистрацию и доверенность на право действий, оформленная у нотариуса;
    • план интересуемого земельного участка.

    Данная мера позволит внести необходимые сведения об обременении на плане и в кадастровом реестре. Право на обременение возникает после того, как издается акт о регистрации с присвоением регистрационного номера.

    Собственник вправе обратиться в судебные инстанции, если будет выявлено нарушение его прав на собственность. Подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде.

    Прекращение действия ограничений

    Для того, чтобы снять законные ограничения, необходимо наличие одной из нижеследующих ситуаций:

    1. Основание для установления публичного сервитута ликвидировано.
    2. Истек срок действия договора или акта, зарегистрированного Кадастровой палатой.
    3. Судебное постановление при установлении препятствий использования земли собственником в рамках разрешенного назначения.
    4. Уничтожение участка вследствие стихийных бедствий, форс-мажорных ситуаций.

    На видео о публичном сервитуте

    Каким бы ни была причина устранения сервитута, потребуется оформить соответствующий правовой акт через структуру, вынесшую решение об обременении. Общественные слушания по устранению сервитута, как правило, не проводятся.

    Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

    В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

    Что это такое

    Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

    • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел - по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
    • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов - в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
    • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
    • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
    • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

    Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

    Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

    или по телефону:

    Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

    Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

    • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
    • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
    • использование чужого участка для прогона скота;
    • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
    • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

    Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

    Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .

    Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

    Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

    • дата и место составления документа;
    • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
    • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение - кадастровый номер, описание площади и т.д.;
    • суть вводимых ограничений - для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
    • срок введения ограничений;
    • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
    • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута - весь участок или отдельная его часть.

    Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.

    Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

    Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

    На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

    • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
    • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
    • сведения о возникновении спора - что именно позволит решить ограничение права;
    • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
    • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

    Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

    При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

    1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
    2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
    3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

    Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

    Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

    В службу Росреестра представляются следующие документы:

    • заявление о проведении регистрационных действий;
    • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
    • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
    • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
    • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
    • нотариальная доверенность на представителя;
    • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

    Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

    Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

    Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

    Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

    Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

    Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

    В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

    Цели публичного сервитута

    Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

    • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
    • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
    • Необходимость проведения дренажных работ;
    • Необходимость использования территории для научных исследований;
    • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

    Как можно установить публичный сервитут

    Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

    С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

    • Нормативный документ местного самоуправления;
    • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
    • Общегосударственного нормативного акта РФ.

    При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

    Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

    В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

    В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

    Особенности межевания участков при публичном сервитуте

    Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

    Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

    • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
    • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
    • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

    Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

    Защита прав собственника при публичном сервитуте

    Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

    В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

    В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

    В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

    Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
    Например:

    • для прохода или проезда;
    • выхода к водным ресурсам;
    • прогона скота к пастбищу и т.п.

    Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

    Публичный и частный сервитуты — отличия

    Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным . Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

    Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом , который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

    • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
    • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
    • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

    Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта . К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

    Что к публичным сервитутам в городах не относится?

    Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты :

    1. линии электропередач;
    2. опоры линий электропередач (столбы);
    3. подвод газа к участкам;
    4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
    5. канализационные трубы.

    Они ограничивают использование земельного ресурса.

    В частности , под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

    Границы зон действия публичных сервитутов

    Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

    1. федеральный;
    2. муниципальный.

    Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

    Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ . Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

    Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

    1. поставлен на .

    После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект . Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического . Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

    На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

    Этот вид документации утверждается комиссией , после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

    Основания для возникновения

    Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы , польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

    • от уполномоченного должностного лица;
    • группы граждан населённого пункта;
    • от представителя органа власти.

    Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

    Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

    1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
    2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
    3. Установление геодезических (межевых) указателей.
    4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
    5. – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
    6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
    7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

    Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

    Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу 11.07.11 за № 193-ФЗ . А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

    Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

    Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома . В нём должны содержаться сведения:

    1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
    2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
    3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
    4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

    В заключение ставится дата , подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

    Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

    Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

    Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

    Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

    Документы собираются в пакет , который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

    При признании необходимости обременения, но при отказе собственника , комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.
    После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

    Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

    Ошибочная кадастровая запись

    Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:

    1. на счёт допущенной технической ошибки;
    2. к титульному инциденту с участком.

    Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

    В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.

    Случаи прекращения действия

    Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…»

    Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ. Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

    Досрочное происходит на том же основании :

    1. по согласию сторон;
    2. по решению администрации;
    3. через суд.

    В такой ситуации инициатором обычно является владелец земельного участка.

    Публичный устанавливается в качестве встречной уступки в сторону муниципальной или федеральной власти, если требуется провести работы, затрагивающие интересы города или государства.

    Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

    К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

    В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

    Общие моменты

    Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

    Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

    Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

    Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

    Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

    Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

    Что это такое

    Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

    Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

    В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

    Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

    При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

    В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

    Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

    Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

    При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

    И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

    Сторонами такой сделки выступают:

    Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

    Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

    Какие бывают виды

    Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

    Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

    Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

    Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

    Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

    Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

    Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

    Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

    Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

    Правовое регулирование

    Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

    • ст.23, ;
    • ст.274- ;

    Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

    Как производится государственная регистрация

    Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

    Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

    Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

    Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

    • заявление;
    • паспорт заявителя;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • договор об установлении сервитута или решение суда;
    • об оплате ;
    • на землю.

    Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

    В какие сроки

    После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

    При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

    Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

    МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

    Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

    Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

    В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

    Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

    Примерный отчет об оценке

    При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

    • , обремененного сервитутом;
    • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
    • интенсивность использования обремененной территории;
    • уровень влияния на распоряжение объектом;
    • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
    • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

    При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

    Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

    По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

    «Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
    Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
    Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
    Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
    Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

    Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

    При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

    Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

    На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

    Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

    Прекращение действия

    Действие сервитута может прекращаться:

    • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
    • по обоюдному соглашению сторон;
    • по истечении сроков действия сервитута;
    • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

    Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

    Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

    Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

    Судебная практика

    Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

    Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

    Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

    При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

    Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

    К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

    Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

    Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

    Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

    При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

    В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

    • через пустырь перемещение невозможно;
    • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
    • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
    • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.