Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

     Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

    Источник: Кадровое дело

    Кем для российских работодателей являются граждане соседней Республики Беларусь? Иностранцами, для которых установлен особый порядок трудоустройства, или же соотечественниками, которые оформляются исключительно по нормам Трудового кодекса? Нужно ли вносить за белоруса страховые взносы и выплачивать ему пособие по временной нетрудоспособности? Эти и им подобные вопросы вы задаете в своих письмах. Сегодня мы отвечаем на некоторые из них.

    Хотим пригласить в компанию специалиста, имеющего белорусское гражданство. Подскажите, в каком порядке происходит трудоустройство иностранца?

    Процесс оформления на работу иностранных граждан достаточно сложный . Он значительно отличается от трудоустройства россиянина . Сложная процедура оформления иностранцев порой заставляет работодателей серьезно задуматься о целесообразности привлечения в компанию этой категории сотрудников.

    Однако на работников, имеющих белорусское гражданство, этот порядок не распространяется. Дело в том, что в трудовых правах граждане этой республики полностью приравнены к гражданам России. Об этом прямо говорится в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. (далее - Договор между Россией и Беларусью) . Таким образом, оформление на работу жителя Беларуси ничем не отличается от оформления россиянина.

    Оформляем на работу строителей, имеющих белорусское гражданство. Скажите, нужно ли будет платить за них подоходный налог? И если да, то в каком размере?

    Платить подоходный налог необходимо. Ставка такого налога должна составлять 13 процентов от заработной платы работника. Причем следует обратить внимание на такой важный момент. В случае расторжения трудового договора в течение первых 183 дней пребывания работника на территории Российской Федерации на организацию-работодателя возлагается обязанность перерассчитать подоходный налог. Перерасчету по ставке 30 процентов подлежат все ранее выплаченные суммы. Такой порядок приведен в письмах Минфина России и Федеральной налоговой службы .

    По приглашению директора к нам в организацию прибыл специалист из г. Барановичи (Республика Беларусь). Мы оформили с ним трудовой договор и договорились, что вскоре он принесет справку о регистрации по месту временного пребывания. Но прошло больше двух месяцев, а документ он так и не принес. Как нам поступить?

    Вам не стоит беспокоиться. Дело в том, что при оформлении на работу гражданина Беларуси (так же, как и при оформлении любого другого сотрудника) работодатель не должен требовать от него данные о регистрации . Вы вправе требовать от будущего сотрудника только те документы, которые прямо предусмотрены статьей 65 Трудового кодекса. Перечислим их: паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), документ об образовании (при поступлении на работу, требующую специальных знаний). Как видите, ни о какой справке, подтверждающей законность проживания работника на территории населенного пункта, здесь речи не идет.

    Помогите советом. Я оформляю на работу сотрудника, который прописан в Минске и имеет белорусское гражданство. Можно ли мне внести запись о приеме в организацию в его трудовую книжку или же я должна заводить новый документ. Заранее спасибо!

    Все зависит от того, что за книжка на руках у работника. Здесь возможны два варианта. Первый: ваш работник имеет трудовую книжку, которую ему завели еще во времена СССР. То есть тогда, когда Россия и Белоруссия были еще республиками единого союзного государства. В этом случае новый документ вам заводить не следует. Продолжайте вносить записи в старую трудовую книжку работника после «белорусских» записей в обычном порядке. Вариант второй: у работника белорусская трудовая книжка, выданная после 1995 года. Именно в это время в Беларуси были введены трудовые книжки нового образца. В этом случае вам необходимо завести сотруднику новый документ.

    Не страшно, что у вашего работника одновременно окажутся на руках две трудовые книжки. Для назначения пенсии (за которой по достижении определенного возраста он обратится в пенсионные органы) пригодятся оба документа.

    Для озеленения территории, прилегающей к зданию офиса, мы пригласили на летнее время бригаду рабочих из Беларуси. Имею ли я право заключить с работниками срочный трудовой договор на том основании, что они являются гражданами иностранного государства?

    Вы имеете право заключить с работниками трудовой договор на определенный срок. Но не потому, что они иностранцы, а потому, что принимаются в организацию на время выполнения сезонных работ (ст. 59 ТК РФ). Дело в том, что в законе перечислены все случаи, когда с работниками может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 58 и 59 ТК РФ). Такого основания, как принадлежность будущего сотрудника к гражданам иностранного государства, среди них нет. Если работодатель будет мотивировать заключение срочного трудового договора именно этим обстоятельством, он рискует нажить серьезные неприятности со стороны Государственной инспекции труда.

    В финансовый отдел компании на должность специалиста мы принимаем девушку, окончившую Минский государственный университет. Хотелось бы узнать, признается ли у нас действительным диплом об окончании белорусского вуза?

    Да, признается. В отличие от документов об образовании других государств ближнего и дальнего зарубежья документы граждан Республики Беларусь не требуют легализации и принимаются на территории нашей страны наряду с документами об окончании российских образовательных учреждений .

    У нас в организации работает женщина, имеющая гражданство Беларуси. Сейчас она находится на пятом месяце беременности. Скажите, должны ли мы будем платить ей пособие по беременности и родам?

    Да, должны. Граждане Беларуси, работающие в российских компаниях, наряду с остальными работниками имеют право на получение пособий по государственному социальному страхованию. В том числе и на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Этот вывод следует из положений Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, который называется «Об основах обязательного социального страхования». Так, в статье 9 этого документа сказано, что с момента заключения трудового договора у работодателя возникают перед работником обязательства по всем видам обязательного социального страхования. А статья 6 дополняет эту норму, говоря о том, что работники, о которых идет здесь речь, могут быть не только россиянами, но также и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

    Это надо знать

    Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории России*. Право на постоянное проживание указанных граждан в Российской Федерации дает вид на жительство**. Вид на жительство предъявляется в отделения Пенсионного фонда в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России***. Правомерность требования указанного документа для иностранных граждан и лиц без гражданства была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-398, которое определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации по делу № КАС03-407 было оставлено без изменения.

    * -Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
    ** -Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
    *** -Постановление Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па.

    На работе возник с коллегами спор. Одни говорят, что на работника- белоруса нужно оформлять карточку пенсионного страхования, другие говорят, что нет. Помогите, пожалуйста, разобраться.

    Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в том случае, если оно отсутствует) оформлять на сотрудника-белоруса нужно. Однако это можно сделать только при условии, что у будущего сотрудника имеется вид на жительство в Российской Федерации. Иначе пенсионные органы просто не примут от работодателя заявление об оформлении карточки .

    Если у вас еще остались вопросы, касающиеся практики оформления на работу граждан Беларуси, пишите нам, и мы обязательно на них ответим. А кроме того, поговорим об особенностях приема на работу жителей других республик бывшего СССР.

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказ МИД России от 12 февраля 2004 г. № 1833 «Об утверждении Правил оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».

    Более подробно о том, как оформить на работу иностранного работника, читайте в № 10, 2005.

    Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 и письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786.

    Особое внимание на этот факт обращено в пункте 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

    Пункт 1 решения Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Документ опубликован на стр. 97.

    О том, как получить вид на жительство, см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

    Документы в тему

    • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
    • Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан
    • Федеральный закон от 2 февраля 2000 г. № 25-ФЗ о ратификации Договора о создании союзного государства
    • Решение Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
    • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
    • Письмо Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС России от 21 января 2005 г. № МС-2/559 «О направлении информации»*
    • Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»
    • Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»

    У трудоустройства в РФ граждан Белоруссии в 2019 году есть свои особенности. Чтобы избежать сложностей, воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией с учетом изменений 2019 года. К ней также прилагается заполненный бланк уведомления МВД и образец трудового договора

    Читайте в нашей статье

    Условия приема на работу граждан Белоруссии в 2019 году

    У вас открылась вакансия, срочно нужен специалист, а лучшим кандидатом оказался белорусский гражданин? Не пугайтесь сложной процедуры приема иностранцев и штрафов за нарушение норм миграционного законодательства. Ведь прием на работу граждан Белоруссии сейчас в России максимально упрощен. Почему?

    Потому что Белоруссия - это страна, входящая в Евразийский экономический союз. И в отношении белорусов при трудоустройстве действуют нормы и условия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Договор ЕАЭС), а также нормы Трудового кодекса и других правовых документов РФ.

    Пошаговая инструкция приема на работу гражданина Белоруссии

    Документы работодателя

    Сначала посмотрим, понадобятся ли вам как работодателю какие-то документы. Если бы вы принимали на работу приезжих из других стран, понадобилось бы разрешение из местного органа МВД. Но с белорусами все проще – благодаря упоминавшемуся Договору, при приеме их на работу вам не нужно оформлять никакие бумаги.

    Белорусского паспорта достаточно, чтобы подтвердить право вашего кандидата на пребывание в России. С помощью этого документа вы сможете установить личность будущего сотрудника и начать трудоустройство.

    Для правильного заполнения трудового договора требуйте нотариально заверенный перевод паспорта на русский язык.

    Белорусам не нужны ни визы , ни разрешение на временное проживание . Они спокойно въезжают к нам и без этих документов по Соглашению, заключенным 24 января 2006 г. между РФ и Республикой Беларусь. Поэтому спрашивать разрешение на проживание у кандидата не нужно.

    В отличие от других иностранцев, белорусам не надо вставать на учет в органах по контролю миграции. Въездную визу в течение 90 суток с момента въезда в РФ им делать тоже не придется. Так что отсутствие сложностей, связанных с визами, заметно облегчает жизнь, если речь идет о приеме белорусов в 2019 году на работу.

    Читайте также:

    Теперь разберемся, понадобятся ли кандидату патенты или другие разрешения на работу . Прочитав п. 1 ст. 97 Договора ЕАЭС, мы узнаем, что гражданам Белоруссии не требуется разрешение на работу в России или патент. Так что, оформляя белоруса на работу, не просите эти документы.

    Если ваша компания для белорусского гражданина не первое место работы в России и он не планирует работать у вас по совместительству, непременно попросите его предъявить трудовую книжку . Важно убедиться, что трудовая оформлена по российскому или советскому образцу. Других вариантов нет.

    При устройстве гражданина Белоруссии на работу в первый раз трудовая книжка для него оформляется точно так же, как и для российских граждан.

    Теперь поговорим о медстраховке. Полис ДМС , как и договор, при приеме в 2019 году на работу гражданина Белоруссии требовать не нужно. Об этом идет речь в письме Минтруда России, датированном 17 декабря 2015 г. No 16-4/В-823.

    C 1 января 2017 года белорусы могут сами оформить полис обязательного медстрахования. Требовать предъявления полиса ОМС работодатель также не должен.

    Читайте также:

    Нужна ли кандидату из Белоруссии медицинская книжка ? Ровно в тех же случаях, что и россиянам. Гражданину Белоруссии придется ее оформить, если при устройстве на работу требуется сначала пройти медосмотр.

    А как с образованием и подтверждающими его документами? Опять же, зависит от должности. Если для ее занятия необходимы специальные знания или профессиональная подготовка, документы, подтверждающие образование , должен предоставить и белорус. Если диплом об образовании на белорусском языке, его придется перевести на русский. Также кандидат должен озаботиться нотариальным подтверждением перевода. Оплата услуг нотариуса при этом в обязанности работодателя не входит.

    Военный учет входит в обязанности работодателя только в отношении российских граждан, причем – лишь некоторых групп. Поэтому не стоит требовать от граждан Белоруссии – кандидатов на работу

    И в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

    Поэтому:

    • Белорусу не нужно иметь разрешение на работу в России.
    • Белорус вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.
    • Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Беларуси.
    • О приеме белорусов на работу от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России (за исключением постановки на миграционный учет, это обязательно) и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками - гражданами Республики Беларусь и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
    Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларусь необходимо :

    1. Убедиться, что он имеет гражданство Республики Беларусь. Для этого он должен предъявить вам паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона N 115-ФЗ).

    2. Трудовая книжка (российского образца ). Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).
    Для работы по гражданско-правовому договору Трудовая книжка не требуется .

    3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если гражданин Республики Беларусь имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ. Такие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

    Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона N 27-ФЗ);

    4. Документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

    Как принять на работу белоруса. Как принять на работу белоруса 2014. Как принять на работу белоруса 2015. Как принять на работу белоруса 2016. Чтобы принять белоруса на работу. Прием на работу граждан Белоруссии. Белорусы – как их принять на работу. Прием на работу гражданина Белоруссии. Белорус. Прием на работу белоруса

    Льготное трудоустройство в России граждан Республики Беларусь закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий". Подтверждают его и Письма ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751, ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
    Упрощенная процедура найма на работу граждан Беларуси закреплена также в Соглашении от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". Соглашение было заключено между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Оно ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

    Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

    Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

    Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

    Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

    Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

    Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

    Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

    Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

    Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

    «Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

    Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

    Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

    Руководителю ФМС России

    Ромодановскому К.О.

    ПИСЬМО

    22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

    Пункт первый данного решения гласит:

    «1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

    08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

    В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

    Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

    «8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

    Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

    Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

    В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

    Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

    Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

    19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

    30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

    Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

    Новость дополнена 21.03.2018 г.

    Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

    Начальнику отдела по вопросам миграции
    УМВД России по городу Смоленску

    Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

    Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

    Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

    Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

    Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2017-м. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы нюансы оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

    Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах

    Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

    • временно пребывающий:
    • временно проживающий:
      • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
    • постоянно проживающий:
      • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
      • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
    • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
    • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

    Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

    Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

    Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

    Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

    Прием на работу гражданина Белоруссии в 2018-2019 годах

    В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

    Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

    При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

    • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
    • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
    • документы об образовании.

    Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

    По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье .

    Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

    Подробнее узнайте по ссылке .

    Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах: таблица

    Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

    ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

    Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации .

    Итоги

    В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.