Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Расторжение гк по 44 фз. Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику? вы сами не нарушили условий

    Расторжение гк по 44 фз. Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику? вы сами не нарушили условий

    1. Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке

    Любое расторжение договора всегда приводит к конфликту, тем более, если оно одностороннее. Заказчик имеет полное право произвести расторжение контракта по в одностороннем порядке. Если опираться на статью номер 44 ФЗ, расторжение договора может быть допущено в таких случаях:

      по соглашению двух сторон;

      если это решение принял суд;

      в одностороннем случае, если произошел отказ от исполнения договора в соответствии с Гражданским кодексом.

    Заказчик имеет возможность принять решение об отказе одной стороны, при условии, если это было заранее прописано в документ.

    Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

    2. Особенности расторжения государственного контракта

    В законодательной базе указаны главные этапы проведения одностороннего расторжения:

      потребуется в обязательном порядке уведомить по процедуре вторую сторону;

      также отмена решения об расторжении может быть, если в течение 10 дней от даты получения уведомления сторона удалила все нарушения, прописанные в условиях договора.

    Заказчик имеет возможность расторгнуть контракт. Какие права имеет участник? В том случае, если в договоре есть пункт «расторжение контракта по 44 ФЗ в одностороннем порядке», значит, отказаться от исполнения договора имеет возможность и поставщик. В данном случае другая сторона имеет право потребовать возмещение ущерба, но только фактического.

    Многие участники переживают о том, что после выполнения работы или поставки товара заказчик может отказаться от выполнения договора и не оплатить вообще. Нет, по закону такой ситуации вообще быть не может. Заказчик не сможет расторгнуть контракт, не имея на это весомых причин. Также он обязан оплатить произведенные услуги, даже если контракт будет расторгнут.

    3. Односторонний отказ от исполнения контракта: причины и условия

    Причиной расторжения может быть только глобальное нарушение договора. В документе обязательно должны быть указаны все условия ответственности, как исполнителя, так и заказчика, за невыполнения условий либо же ненадлежащее исполнение. Все штрафы и пени должны быть прописаны в договоре. Только в соответствии с этими пунктами поставщик имеет возможность потребовать возместить ущерб.

    Если вас не устроило исполнение услуг, не всегда есть возможность расторгнуть договор. Например, в контракте указано, что поставщик обязуется предоставлять охранные услуги, перечень которых прописан в документе. После того как заказчик провел тщательную проверку оказанных услуг, пришел к выводу о том, что они абсолютно не соответствуют требованиям, которые указаны в договоре. Затем заказчик на основании результатов своей проверки издал документ о том, что будет расторгать договор, после чего бумага была предоставлена поставщику.

    В данном случае поставщик может устранить все нарушения и сказать заказчику о том, что односторонний отказ не указан в договоре, в связи с чем произвести расторжение можно только в судебном порядке. В соответствии с пунктом 10,3 договор можно расторгнуть досрочно исключительно по соглашению сторон, если одна из них не согласна, придется обращаться в суд. Но и в этом случае суд может поставить, что отказ от исполнения договора является незаконным, так как контракт этого не предусматривает. Именно поэтому, если хотите обладать полноценными правами, тщательно подходите к вопросу составления документов, обращайтесь за консультацией к юристам .

    4. Пример одностороннего расторжения госконтракта

    В том случае, если подрядчик нарушает сроки, в контракте должны быть предусмотрены проектно-изыскательные и строительно-установочные работы и их шаги выполнения в соответствие с планом.

    Изначально был установлен срок на 10 июня 2012 года, окончание проекта должно было быть произведено в течение 19 месяцев с того дня, когда был заключен договор. Сюда входили такие процедуры, как:

      подготовка рабочих документов;

      составление сметы;

      возведение архитектурной конструкци.

      сдача жилых помещений в использование.

    Испытываете сложности с участием в торгах?

    Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах


    В соответствии со статьей 4.2.2 договора, исполнитель взял на себя обязанность создать все рабочие документы в необходимом объеме для того, чтобы получить разрешения на строительные работы. Соответственно, все документы необходимо было согласовать с заказчиком и необходимыми органами.

    Из-за того, что эти условия не были выполнены подрядчиком в указанные сроки, заказчик обратился в суд для того, чтобы отказаться от государственного контракта. Непосредственно по поводу муниципального договора невыполнение такого рода работ является глобальным нарушением сроков выполнения. Суд установил, исходя из указанных дат оформления бумаг, передача документации выполнена исполнителем с нарушением сроков, которые были установлены договором.

    При этом вся документация на момент рассмотрения дела не была создана подрядчиком. Таким образом, судебный орган пришел к выводу о том, что ответчик нарушил сроки создания документации, т.е. нарушил условия контракта. Кроме этого, было установлено, что заказчиком был четко соблюден порядок досудебный – исполнителю была предоставлена возможность отказаться от исполнения договора. Соответственно, требование о расторжении договора было удовлетворено.

    5. Что делать госзаказчику при одностороннем расторжении договора

    Существуют такие моменты, когда поставщик направляет заказчику письмо о расторжении контракта по 44 ФЗ в одностороннем порядке, но не указывает весомую на то причину.

    Во время рассмотрения данного дела суд постановил, что поставщик услуг так и не приступил к тому, чтобы выполнять свои обязательства указанные в договоре. В соответствии со статьей 715 предусмотрено, что если же исполнитель не начинает вовремя выполнять требования договора либо просто работает так медленно, что окончание процедуры в поставленный срок просто невозможно. В данном случае, заказчик имеет возможность отказаться от выполнения договора и потребуется возместить убытки подрядчика.

    Обычно в таких ситуациях процедура заканчивается обоюдным расторжением контракта. Из-за того, что исполнитель не выполнил своих обязательств, он направляет письмо заказчику, который направит решение о том, что готов отказаться от договора. Такие моменты должны быть указаны в контракте, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться в судебные органы.

    Опираясь на 14 часть статьи, заказчик должен отменить не вступившее еще в силу решение об отказе исполнения договора, если в течение 10 дней было устранено нарушение исполнителем. Это может произойти только в том случае, если было исправлено то нарушение, которое послужило причиной расторжения документа. В том случае, если исполнитель не начал устранять нарушение в течение 10-дневного срока, значит, решение вступит в силу.

    6. Вывод

    Государственный контракт реально расторгнуть в одностороннем порядке. Главное в данном случае придерживаться всех законодательных норм. Если происходят попытки уклониться от выполнения контракта, они будут оперативно выявлены в арбитражном суде. Именно поэтому и поставщику, и заказчику желательно заранее обдумывать выполнение своих обязательств.

    1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

    1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

    а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

    2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

    3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

    4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

    5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

    6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

    7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

    2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

    4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

    5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

    6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

    7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

    10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

    11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

    13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

    1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

    а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

    б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона;

    в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

    3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

    а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

    б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона;

    в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

    16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 , пункта 2 части 2 настоящего Федерального закона.

    18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

    19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

    Положения статьи 95 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
    • Применение национального режима при осуществлении закупок
      6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
    • Контракт
      2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. Открыть статью Содержание документации об электронном аукционе
      3) ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона. Открыть статью

    Одностороннее расторжение контракта – почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

    Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

    В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

    1. обязательное уведомление второй стороны,
    2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

    Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

    Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

    Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

    Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

    Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия:

    1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
    2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

    В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

    И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

    № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

    Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

    Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

    В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

    Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

    Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

    Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

    По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

    Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

    На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

    Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

    Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

    Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

    Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

    При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

    В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

    В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

    Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

    Вебинар в Школе электронных торгов

    Подрядчик нарушил сроки

    Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

    Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

    В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

    Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

    При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

    Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

    Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

    Отказ от приемки

    Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

    Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

    Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

    Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

    В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

    Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

    Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

    Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

    Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

    Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

    Вывод

    Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

    Основной курс для специалистов заказчика. Управление государственными и муниципальными закупками» . Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

    Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

    В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

    Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

    • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
    • Гражданского кодекса;
    • иных нормативно-правовых актов.

    Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

    • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
    • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
    • в судебном порядке.

    Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

    Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

    Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

    Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

    1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
    2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
    3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
    4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
    5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
    6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

    При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

    Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

    Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

    1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
    2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
    3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
    4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
    5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
    6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
    7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

    Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

    Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

    При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

    1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
    2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
    3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
    4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
    5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
    6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
    7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
    8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
    9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
    10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
    11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

    Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

    Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

    Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

    Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

    1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
    2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
    3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
    4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
    5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

    Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

    При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

    Обжалование отказа в контролирующих органах

    В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

    Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

    Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

    Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

    Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

    Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

    1. Принятие официального решения об отмене закупки .
    2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
    3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
    4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

    Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

    Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

    Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

    1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
    2. Оформление решения в виде приказа .
    3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
    4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
    5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
    6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

    Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

    Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

    Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

    1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
    2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

      Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

      Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

      Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

      Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

      Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

      С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

      Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

      Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

    3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
    4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

      На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

      Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

      Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

      С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

      Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

    5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
    6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

      Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

      Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

    7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
    8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

      В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

    1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

    5 Ст. 310 ГК РФ.

    6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

    7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

    8 Ст. 523 ГК РФ.

    9 Ст. 782 ГК РФ.

    10 Ст. 717 ГК РФ.

    11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

    12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

    13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

    20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

    21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

    22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

    23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

    24 Ст. 451 ГК РФ.

    25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

    26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».