Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Раздел первый. Основные положения. Констуция российской федерации Конституция рф и другие законы

    Раздел первый. Основные положения. Констуция российской федерации Конституция рф и другие законы

    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

    ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (СТ.1-16)

    ГЛАВА 2 . ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (СТ.17-64)

    ГЛАВА 3 . ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (СТ.65-79)

    ГЛАВА 4 . ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.80-93)

    ГЛАВА 5 . ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (СТ.94-109)

    ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.110-117)

    ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (СТ.118-129)

    ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (СТ.130-133)

    ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (СТ.134-137)

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (1-16 ст.)

    Статья 1 Понятие РФ.

    Статья 2 Права и свобода высшая ценность.

    Статья 3 Народ и власть.

    Статья 4 Суверенитет РФ (территория).

    Статья 5 Состав РФ (равноправие): субъекты (83), республик-21, краев-9, областей-46, городов Ф.З - 2., автономная область-1, округов-4.

    Статья 6 Гражданство РФ.

    Статья 7 РФ - социальное государство.

    Статья 8 Свобода Экономического пространства, перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

    Статья 9 Земля и природные ресурсы (основы, собственность).

    Статья 10 Ветви власти в РФ (разделение властей).

    Статья 11 Кто осуществляет власть в РФ.

    Статья 12 В РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

    Статья 13 Идеологическое, политическое многообразие (объединения). Статья 14 РФ - светское государство (религия).

    Статья 15 Высшая юридическая сила Конституции РФ.

    Статья 16 Глава составляет основы конституционного строя.

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (17-64 ст.)

    Статья 17 Права и свободы человека и гражданина (обеспечение).

    Статья 18 Права и свободы, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти.

    Статья 19 Все равны перед законом и судом. (Мужчина и женщина).

    Статья 20 Право на жизнь (смертная казнь).

    Статья 21 Достоинство личности охраняется (пытки, насилие, эксперименты, опыты).

    Статья 22 Право на свободу и личную неприкосновенность (защита чести, доброго имени).

    Статья 23 Частная жизнь, личная (семейная) тайна, (переписка, переговоры).

    Статья 24 Информации о частной жизни (доступ, использование, распространение).

    Статья 25 Жилище неприкосновенно.

    Статья 26 Право Национальной принадлежности и родного языка.

    Статья 27 Свобода передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    Статья 28 Свобода совести, вероисповедания (гарантируется государством).

    Статья 29 Свобода мысли и слова (гарантируется государством). Цензура запрещается.

    Статья 30 Право на объединение, профессиональные союзы.

    Статья 31 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Статья 32 Право участвовать в управлении, избирать и быть избранными равный доступ к государственной службе.

    Статья 33 Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Статья 34 Право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

    Статья 35 Право частной собственности охраняется законом. Право наследования.

    Статья 36 Право иметь в частной собственности землю.

    Статья 37 Труд свободен. распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию право на отдых.

    Статья 38 Материнство и детство, семья.(защита).

    Статья 39 Социальное обеспечение по возрасту, болезни, пенсии и социальные пособия.

    Статья 40 Каждый имеет право на жилище.

    Статья 41 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Статья 42 Право на благоприятную окружающую среду.(информацию о ней).

    Статья 43 Право на образование (общедоступность, обязательность начального, бесплатность).

    Статья 44 Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества, беречь памятники истории и культуры.

    Статья 45 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. (Каждый вправе защищать свои права).

    Статья 46 Гарантируется судебная защита его прав и свобод (самозащита).

    Статья 47 Не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, присяжных заседателей.

    Статья 48 Право на бесплатную юридическую помощь (адвокат).

    Статья 49 Презумпция невиновности.

    Статья 50 Осужден за одно и то же недопустимые доказательства, пересмотр приговора помилование или смягчение наказания.

    Статья 51 Свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

    Статья 52 Права потерпевших охраняются законом.

    Статья 53 Право на возмещение государством вреда.

    Статья 54 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

    Статья 55 Отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

    Статья 56 Ограничения в условиях ЧП (Чрезвычайного Положения).

    Статья 57 Обязанность платить налоги и сборы.

    Статья 58 Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

    Статья 59 Защита Отечества является долгом и обязанностью.

    Статья 60 Самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Статья 61 Не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству (покровительство).

    Статья 62 Двойное гражданство (права и обязанности).

    Статья 63 Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства.

    Статья 64 Основы правового статуса личности в РФ.

    Основным государственным законом РФ, прямо воздействующим на абсолютно все сферы общественной жизни, устанавливающим базовые аспекты правового регулирования и регламентирующим незыблемые, основополагающие идеи и принципы всего отечественного законодательства, является Конституция Российской Федерации, полный текст которой вы можете скачать на нашем сайте.

    Данный документ определяет основы устройства государства и общества в целом, закрепляет их стратегические цели, регламентирует основы организации высших органов власти и территориального устройства РФ, закрепляет основы социальных систем государства, права и свободы личности и т.д.

    Основной закон закрепляет ряд незыблемых принципов – высшей ценности прав и свобод гражданина, верховенства закона, территориальной целостности, гарантий экономического пространства, политического плюрализма и идеологического многообразия, равенства, гуманизма и т.д.

    В целях реализации народовластия в РФ, Конституция была принята всем многонациональным народом России на государственном референдуме. В силу реализации народовластия, центральное место в основном законе отведено правам и свободам граждан РФ. Закрепляя равенство всех граждан, равенство их прав и свобод, вместе с тем допускается возможность их ограничения. Соблюдение конституционных норм обязательно для всех граждан, организаций, структур и ведомств, на всей территории РФ. Ответственность за несоблюдение ее положений содержится в каждой из отраслей права.

    1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

    2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

    1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

    2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

    3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

    1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

    2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

    3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

    1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

    2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

    1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

    2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    4. Общественные объединения равны перед законом.

    5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    История конституции

    Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР , которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

    Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года , разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

    Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

    • , созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

    В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

    12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

    Конституция Российской Федерации 1993 года

    Структура

    Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей , закрепляющих основы политической , общественной, правовой , экономической , социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности , федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

    • Раздел первый
      • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
      • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
      • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
      • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
      • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
      • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
      • Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
      • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
      • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
    • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

    Отличия от

    • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
    • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
    • Россия стала симметричной федерацией : полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 , пункт 2 , пункт 1 ). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России . В - гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. , Конституции 1978 года), а до этого, в - гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
    • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
    • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России ; (в - гг. составлял 65 лет);
    • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации ;
    • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации ;
    • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в - гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
    • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
    • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ , принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
      • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
      • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
    • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы и Конституции 1978 года)
    • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы и )
    • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией ()
    • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
    • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
    • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
    • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
    • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием , двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции

    Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами , которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

    • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

    Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав (основы конституционного строя), (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме );
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия - Алания
    Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия - Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика - Чаваш Республики Чувашская Республика - Чувашия
    Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря Пермская область ; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО ; Эвенкийский АО Красноярский край
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля Камчатская область ; Корякский АО Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта Читинская область ; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

    Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
      • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
      • выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

    Отличие Конституции от законов

    Конституция:

    • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
    • обладает высшей юридической силой;
    • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
    • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
    • является базой для текущего законодательства.

    Конституция и ограничение прав и свобод человека

    Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

    • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
    • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
    • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
    • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
    • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции России.

    В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

    Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» - общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.

    Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

    Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

    Издание Конституции

    Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература ». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах и публикация текста Конституции в Российской газете . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России
    • Сайт, посвященный Конституции России (Гарант-Интернет) (рус.) (англ.) (нем.) (фр.) (В редакции от 25 июля 2003 года).
    • Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года Российская газета 21 января 2009 года.

    Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

    Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

    Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

    РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

    РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

    Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

    В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

    Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.