Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Размеры санитарно защитных зонах кладбищ. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно защитная зона кладбища

    Размеры санитарно защитных зонах кладбищ. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно защитная зона кладбища

    Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ - 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ - 50 м.

    Разрешенное использование:

    Проведение работ по озеленению и благоустройству территории;

    Размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.

    Запрещается:

    Строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;

    Предоставление земель для садоводства и огородничества.

    Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»

    Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

    Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

    Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

    Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

    Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.

    В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.

    Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.


    Санитарно-защитная зона кладбищ.

    В соответствии Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03» в санитарно-защитной зоне кладбища запрещается:

    Строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием объектов похоронного назначения, за исключением культовых и обрядовых объектов.


    1. Охранная зона линий электропередачи.
    В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 года, в охранных зонах линий электропередачи напряжением свыше 1000 вольт, запрещается:

    Складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

    Размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

    Использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

    Бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

    Осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

    В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

    Строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

    Горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

    Посадка и вырубка деревьев и кустарников;

    Дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

    Проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

    Проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

    Земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

    Полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

    Полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).


    1. Зона санитарной охраны источников водоснабжения (1 пояс).
    В соответствии с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" , утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, в первом поясе зон санитарной охраны устанавливаются следующие ограничения.

    Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

    Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

    В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.


    1. Зона санитарной охраны источников водоснабжения (2 пояс).
    В соответствии с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" , утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, во втором поясе зон санитарной охраны устанавливаются следующие ограничения.

    Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

    Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.

    Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

    размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

    применение удобрений и ядохимикатов;

    рубка леса главного пользования и реконструкции.


    1. Территории объектов культурного наследия
    В соответствии c Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25 июня 2002г.: «В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

    Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

    Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.


    1. Охранная зона газораспределительных сетей.
    Ограничения использования территории устанавливаются Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878:

    Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

    На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:

    а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения;

    б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

    в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

    г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно - измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

    д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

    е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

    ж) разводить огонь и размещать источники огня;

    з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

    и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

    к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

    л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

    Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не указанные выше, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.

    Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не указанная выше и, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

    4.4. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли

    Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м

    1. Усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов.

    2. Поля ассенизации и поля запахивания.

    3. Скотомогильники с захоронением в ямах.

    4. Утильзаводы для ликвидации трупов животных и конфискатов.

    5. Усовершенствованные свалки для неутилизированных твердых промышленных отходов.

    6. Крематории, при количестве печей более одной.

    7. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы мощностью свыше 40 тыс. т/год.

    Класс II - санитарно-защитная зона 500 м

    1. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы мощностью до 40 тыс. т/год.

    2. Полигоны и участки компостирования твердых бытовых отходов.

    3. Скотомогильники с биологическими камерами.

    4. Сливные станции.

    5. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается).

    6. Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.

    7. Таможенные терминалы, оптовые рынки*.

    Класс III - санитарно-защитная зона 300 м

    1. Центральные базы по сбору утильсырья.

    2. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га.

    3. Участки для парникового и тепличных хозяйств с использованием отходов.

    4. Компостирование отходов без навоза и фекалий.

    5. Предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей*.

    6. Автобусные и троллейбусные вокзалы*.

    7. Автобусные и троллейбусные парки с технической готовностью свыше 300 машин, трамвайные, метродепо (с ремонтной базой)*.

    8. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами вместимостью свыше 500 мест*.

    Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м

    1. Базы районного назначения для сбора утильсырья.

    2. Предприятия по обслуживанию легковых, грузовых автомобилей с количеством постов не более 10, таксомоторный парк.*.

    3. Механизированные транспортные парки по очистке города (КМУ) без ремонтной базы*.

    4. Стоянки (парки) грузового междугородного автотранспорта*.

    5. Автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом.*

    6. Мойки грузовых автомобилей портального типа (размещаются в границах промышленных и коммунально-складских зон, на магистралях на въезде в город, на территории автотранспортных предприятий)*.

    7. Фабрики химчистки.

    8. Фабрики прачечные.

    9. Банно-прачечные комбинаты.

    10. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами вместимостью до 500 мест*.

    11. Автобусные и троллейбусные парки до 300 машин*.

    12. Ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, кинологические центры, пункты передержки животных*.

    13. Мусороперегрузочные станции.

    14. Мойка автомобилей с количеством более 2 постов*.

    15. СИЗО, приемники-распределители.

    Класс V - санитарно-защитная зона 50 м

    2. Пожарные депо.

    3. Подстанции скорой помощи*.

    4. Склады хранения пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских, овощей, фруктов, напитков и др.), лекарственных, промышленных и хозяйственных товаров.

    5. Отдельно стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты районные и городские.

    6. Отстойно-разворотные площадки общественного транспорта*.

    7. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

    8. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа с проведением спортивных игр со стационарными трибунами вместимостью до 100 мест*.

    9. Станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ).

    10. Предприятия, имеющие торговую площадь более 1000 кв.м: отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, мелокооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров с приобъектной автостоянкой вместимостью до 300 м/м*.

    Для предприятий, занимающих меньшие торговые площади, размер СЗЗ устанавливается при принадлежащем обосновании.

    11. Отдельно стоящие комбинаты бытового обслуживания (отделы диспетчерской службы, ремонт бытовой техники, часов, обуви и т.д.)*.

    12. Голубятни*.

    13. Ветлечебницы без содержания животных*.

    14. Автозаправочные станции для легкового автотранспорта, оборудованные системой закольцовки паров бензина, автогазозаправочные станции с компрессорами внутри помещения с количеством заправок не более 500 м/сутки без объектов технического обслуживания автомобилей*.

    15. Мойка автомобилей до двух постов.

    16. Мини-химчистки производительностью не более 20 кг/час.

    17. Крытые отдельно стоящие физкультурно-оздоровительные комплексы, спортклубы, открытые спортивные площадки, культурно-досуговые и развлекательные центры, культовые объекты*.

    18. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в таблице 4.4.1.

    Таблица 4.4.1.

    Расстояния от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов
    застройки

    ┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐

    │Объекты, до которых │ Расстояние, м │

    исчисляется ├──────────────────────────────────────────────────┤

    расстояние │ Автостоянки (открытые площадки, паркинги) и │

    │наземные гаражи-стоянки вместимостью, машино-мест │

    ├─────────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────┤

    │ 10 и │ 11-50 │ 51-100 │ 101-300 │свыше 300│

    │ менее │ │ │ │ │

    │Фасады жилых домов и│ 10 │ 15 │ 25 │ 35 │ 50 │

    │торцы с окнами │ │ │ │ │ │

    ├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

    │Торцы жилых домов│ 10 │ 10 │ 15 │ 25 │ 35 │

    │без окон │ │ │ │ │ │

    ├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

    │Школы, детские│ 25 │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │

    │учреждения, ПТУ,│ │ │ │ │ │

    │техникумы, площадки│ │ │ │ │ │

    │отдыха, игр и спорта│ │ │ │ │ │

    ├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

    │Лечебные учреждения│ 25 │ 50 │ * │ * │ * │

    │стационарного типа,│ │ │ │ │ │

    │открытые спортивные│ │ │ │ │ │

    │сооружения общего│ │ │ │ │ │

    │пользования, места│ │ │ │ │ │

    │отдыха населения│ │ │ │ │ │

    │(сады, скверы,│ │ │ │ │ │

    │парки) │ │ │ │ │ │

    └────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┘

    18.1. Расстояния от наземных гаражей-стоянок и автостоянок принимаются до границ участков школ, детских учреждений, лечебно-профилактических учреждений стационарного типа, объектов социального назначения, площадок отдыха, детских игровых площадок.

    18.2. Для наземных гаражей-стоянок со сплошным стеновым ограждением, указанных в таблице, расстояния допускается сокращать на 25% при отсутствии в них открывающихся окон, а также въездов-выездов, ориентированных в сторону жилых домов, территорий ЛПУ стационарного типа, объектов социального обеспечения, детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений.

    18.3. На придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.

    18.4. Выезды-въезды из гаражей, расположенных на территории жилой застройки, вместимостью свыше 100 машино-мест должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам, парковым дорогам и велосипедным дорожкам.

    18.5. Наземные гаражи-стоянки вместимостью свыше 500 машино-мест следует размещать на территориях промышленных, коммунально-складских зон и территориях санитарно-защитных зон.

    18.6. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется только расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, фасадов жилых домов, площадок отдыха и др. Оно должно составлять не менее 15 метров.

    18.7. Расстояние от проездов автотранспорта из гаражей всех типов и открытых автостоянок до нормируемых объектов должно быть не менее 7 метров.

    18.8. Вентвыбросы от подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.

    18.9. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения, на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.

    18.10. Размеры территории наземного гаража-стоянки должны соответствовать габаритам застройки для исключения использования прилегающей территории под автостоянку.

    18.11. От наземных гаражей-стоянок устанавливается санитарный разрыв с озеленением территории, прилегающей к объектам нормирования.

    18.12. Расстояние от территорий подземных гаражей-стоянок не лимитируется.

    18.13. Требования, отнесенные к подземным гаражам, распространяются на размещение обвалованных гаражей-стоянок.
    оглавление | вперед >>

    Второй вопрос заключается в следующем. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а также с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" регламентируют размещение сельских кладбищ на расстоянии 50 м от жилой застройки. Как эти требования согласуются с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле", а также с п. 10.6 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (расстояние от кладбища до стен жилых домов не менее 300 м)?

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПин 2.1.2882-11), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84, устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

    В соответствии со статьей 2.2 определены ограничения для размещения территорий кладбищ, статьей 2.3 определены основы для выбора земельного участка для размещения кладбищ, а статьей 2.4 определено, каким требованиям земельный участок под кладбище должен удовлетворять.

    В соответствии со статьей 2.5 СанПин 2.1.2882-112.5. кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

    От жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

    Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

    Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», в соответствии с которой СЗЗ объектов похоронного назначения классифицируются по классу опасности:

    класс I – СЗЗ- 1000 м. - крематории, при количестве печей более одной;

    класс II – СЗЗ - 500 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается);

    Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;

    класс III – СЗЗ - 300 м.- кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га;

    класс IV – СЗЗ - 100 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га;

    класс V – СЗЗ - 50 м. - закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

    Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет размеры СЗЗ в зависимости от вида погребения и размера объекта.

    В соответствии со статьей 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ объекта устанавливаются от границы земельного участка, отведенному под кладбище, здание или сооружение похоронного назначения, оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в заданном направлении, т.е. от края участка и на 50, 100, 300 или 500 метров, в зависимости от класса опасности.

    Из этого следует, что важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, на котором расположено кладбище и его кадастровый учет.

    При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального поселения земельный участок под кладбищем, в соответствии градостроительным регламентом, должен соответствовать виду разрешённого использования – быть участком зоны специального назначения - зоной кладбищ и крематориев.

    Следовательно, размер СЗЗ определяется от границы земельного участка, отведенного под кладбище, а если территория земельного участка совпадает с границами кладбища, то от ограждения кладбища, а не от того места, где осуществили захоронение.

    Расширение кладбища возможно только в том случае, если за границей территории кладбища находится территория земельного участка с аналогичным видом разрешенного использования - земли под кладбища и крематории. Использование под захоронения земельных участков с иным видом разрешенного использования – незаконно.

    Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (поселений, районов) (при их наличии).

    Что касается п. 2 ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», то необходимо учитывать то обстоятельство, что закон был издан в 1996 году и этот пункт ни разу не изменялся.

    При определении границ СЗЗ кладбища необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и на основании которого был разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Под понятием «вновь создаваемые места погребения» в Законе 8-ФЗ от 12.01.1996 подразумеваются новые кладбища, о возможности расширения кладбищ и освоения новых территорий было написано в ответе выше.

    дело № 2-540/11

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    председательствующего - судьи - Князева А.Г.

    при секретаре - Черепановой О.А.

    с участием –

    представителя истца – прокурора - Черновой А.В.

    представителя ответчика - Падерина Е.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,

    установил:

    Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок д. XXX.07.2011.

    В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

    В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.

    Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.

    Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:

    решил:

    иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.

    Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - д. XXX.11.2011.

    Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.

    Председательствующий - судья -

    А.Г. Князев

    Мотивированное решение составлено -....