Размеры санитарно защитных зонах кладбищ. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно защитная зона кладбища
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ - 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ - 50 м.
Разрешенное использование:
Проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
Размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.
Запрещается:
Строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
Предоставление земель для садоводства и огородничества.
Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»
Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.
Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.
В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.
Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.
Санитарно-защитная зона кладбищ.
В соответствии Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03» в санитарно-защитной зоне кладбища запрещается:
Строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием объектов похоронного назначения, за исключением культовых и обрядовых объектов.
Охранная зона линий электропередачи.
Складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
Размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
Осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
Строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
Горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
Посадка и вырубка деревьев и кустарников;
Дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
Проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
Проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
Полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Зона санитарной охраны источников водоснабжения (1 пояс).
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения (2 пояс).
Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Территории объектов культурного наследия
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Охранная зона газораспределительных сетей.
Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:
а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно - измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не указанные выше, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не указанная выше и, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
4.4. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли
Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м
1. Усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов.
2. Поля ассенизации и поля запахивания.
3. Скотомогильники с захоронением в ямах.
4. Утильзаводы для ликвидации трупов животных и конфискатов.
5. Усовершенствованные свалки для неутилизированных твердых промышленных отходов.
6. Крематории, при количестве печей более одной.
7. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы мощностью свыше 40 тыс. т/год.
Класс II - санитарно-защитная зона 500 м
1. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы мощностью до 40 тыс. т/год.
2. Полигоны и участки компостирования твердых бытовых отходов.
3. Скотомогильники с биологическими камерами.
4. Сливные станции.
5. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается).
6. Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
7. Таможенные терминалы, оптовые рынки*.
Класс III - санитарно-защитная зона 300 м
1. Центральные базы по сбору утильсырья.
2. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га.
3. Участки для парникового и тепличных хозяйств с использованием отходов.
4. Компостирование отходов без навоза и фекалий.
5. Предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей*.
6. Автобусные и троллейбусные вокзалы*.
7. Автобусные и троллейбусные парки с технической готовностью свыше 300 машин, трамвайные, метродепо (с ремонтной базой)*.
8. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами вместимостью свыше 500 мест*.
Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м
1. Базы районного назначения для сбора утильсырья.
2. Предприятия по обслуживанию легковых, грузовых автомобилей с количеством постов не более 10, таксомоторный парк.*.
3. Механизированные транспортные парки по очистке города (КМУ) без ремонтной базы*.
4. Стоянки (парки) грузового междугородного автотранспорта*.
5. Автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом.*
6. Мойки грузовых автомобилей портального типа (размещаются в границах промышленных и коммунально-складских зон, на магистралях на въезде в город, на территории автотранспортных предприятий)*.
7. Фабрики химчистки.
8. Фабрики прачечные.
9. Банно-прачечные комбинаты.
10. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами вместимостью до 500 мест*.
11. Автобусные и троллейбусные парки до 300 машин*.
12. Ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, кинологические центры, пункты передержки животных*.
13. Мусороперегрузочные станции.
14. Мойка автомобилей с количеством более 2 постов*.
15. СИЗО, приемники-распределители.
Класс V - санитарно-защитная зона 50 м
2. Пожарные депо.
3. Подстанции скорой помощи*.
4. Склады хранения пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских, овощей, фруктов, напитков и др.), лекарственных, промышленных и хозяйственных товаров.
5. Отдельно стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты районные и городские.
6. Отстойно-разворотные площадки общественного транспорта*.
7. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
8. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа с проведением спортивных игр со стационарными трибунами вместимостью до 100 мест*.
9. Станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ).
10. Предприятия, имеющие торговую площадь более 1000 кв.м: отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, мелокооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров с приобъектной автостоянкой вместимостью до 300 м/м*.
Для предприятий, занимающих меньшие торговые площади, размер СЗЗ устанавливается при принадлежащем обосновании.
11. Отдельно стоящие комбинаты бытового обслуживания (отделы диспетчерской службы, ремонт бытовой техники, часов, обуви и т.д.)*.
12. Голубятни*.
13. Ветлечебницы без содержания животных*.
14. Автозаправочные станции для легкового автотранспорта, оборудованные системой закольцовки паров бензина, автогазозаправочные станции с компрессорами внутри помещения с количеством заправок не более 500 м/сутки без объектов технического обслуживания автомобилей*.
15. Мойка автомобилей до двух постов.
16. Мини-химчистки производительностью не более 20 кг/час.
17. Крытые отдельно стоящие физкультурно-оздоровительные комплексы, спортклубы, открытые спортивные площадки, культурно-досуговые и развлекательные центры, культовые объекты*.
18. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в таблице 4.4.1.
Таблица 4.4.1.
Расстояния от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов
застройки
┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Объекты, до которых │ Расстояние, м │
│ исчисляется ├──────────────────────────────────────────────────┤
│ расстояние │ Автостоянки (открытые площадки, паркинги) и │
│ │наземные гаражи-стоянки вместимостью, машино-мест │
│ ├─────────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────┤
│ │ 10 и │ 11-50 │ 51-100 │ 101-300 │свыше 300│
│ │ менее │ │ │ │ │
│Фасады жилых домов и│ 10 │ 15 │ 25 │ 35 │ 50 │
│торцы с окнами │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Торцы жилых домов│ 10 │ 10 │ 15 │ 25 │ 35 │
│без окон │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Школы, детские│ 25 │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │
│учреждения, ПТУ,│ │ │ │ │ │
│техникумы, площадки│ │ │ │ │ │
│отдыха, игр и спорта│ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Лечебные учреждения│ 25 │ 50 │ * │ * │ * │
│стационарного типа,│ │ │ │ │ │
│открытые спортивные│ │ │ │ │ │
│сооружения общего│ │ │ │ │ │
│пользования, места│ │ │ │ │ │
│отдыха населения│ │ │ │ │ │
│(сады, скверы,│ │ │ │ │ │
│парки) │ │ │ │ │ │
└────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┘
18.1. Расстояния от наземных гаражей-стоянок и автостоянок принимаются до границ участков школ, детских учреждений, лечебно-профилактических учреждений стационарного типа, объектов социального назначения, площадок отдыха, детских игровых площадок.
18.2. Для наземных гаражей-стоянок со сплошным стеновым ограждением, указанных в таблице, расстояния допускается сокращать на 25% при отсутствии в них открывающихся окон, а также въездов-выездов, ориентированных в сторону жилых домов, территорий ЛПУ стационарного типа, объектов социального обеспечения, детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений.
18.3. На придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.
18.4. Выезды-въезды из гаражей, расположенных на территории жилой застройки, вместимостью свыше 100 машино-мест должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам, парковым дорогам и велосипедным дорожкам.
18.5. Наземные гаражи-стоянки вместимостью свыше 500 машино-мест следует размещать на территориях промышленных, коммунально-складских зон и территориях санитарно-защитных зон.
18.6. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется только расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, фасадов жилых домов, площадок отдыха и др. Оно должно составлять не менее 15 метров.
18.7. Расстояние от проездов автотранспорта из гаражей всех типов и открытых автостоянок до нормируемых объектов должно быть не менее 7 метров.
18.8. Вентвыбросы от подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.
18.9. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения, на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.
18.10. Размеры территории наземного гаража-стоянки должны соответствовать габаритам застройки для исключения использования прилегающей территории под автостоянку.
18.11. От наземных гаражей-стоянок устанавливается санитарный разрыв с озеленением территории, прилегающей к объектам нормирования.
18.12. Расстояние от территорий подземных гаражей-стоянок не лимитируется.
18.13. Требования, отнесенные к подземным гаражам, распространяются на размещение обвалованных гаражей-стоянок.
оглавление | вперед >>
Второй вопрос заключается в следующем. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а также с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" регламентируют размещение сельских кладбищ на расстоянии 50 м от жилой застройки. Как эти требования согласуются с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле", а также с п. 10.6 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (расстояние от кладбища до стен жилых домов не менее 300 м)?
Ответ на вопрос:
В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПин 2.1.2882-11), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84, устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В соответствии со статьей 2.2 определены ограничения для размещения территорий кладбищ, статьей 2.3 определены основы для выбора земельного участка для размещения кладбищ, а статьей 2.4 определено, каким требованиям земельный участок под кладбище должен удовлетворять.
В соответствии со статьей 2.5 СанПин 2.1.2882-112.5. кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
От жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», в соответствии с которой СЗЗ объектов похоронного назначения классифицируются по классу опасности:
класс I – СЗЗ- 1000 м. - крематории, при количестве печей более одной;
класс II – СЗЗ - 500 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается);
Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;
класс III – СЗЗ - 300 м.- кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га;
класс IV – СЗЗ - 100 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га;
класс V – СЗЗ - 50 м. - закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет размеры СЗЗ в зависимости от вида погребения и размера объекта.
В соответствии со статьей 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ объекта устанавливаются от границы земельного участка, отведенному под кладбище, здание или сооружение похоронного назначения, оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в заданном направлении, т.е. от края участка и на 50, 100, 300 или 500 метров, в зависимости от класса опасности.
Из этого следует, что важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, на котором расположено кладбище и его кадастровый учет.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального поселения земельный участок под кладбищем, в соответствии градостроительным регламентом, должен соответствовать виду разрешённого использования – быть участком зоны специального назначения - зоной кладбищ и крематориев.
Следовательно, размер СЗЗ определяется от границы земельного участка, отведенного под кладбище, а если территория земельного участка совпадает с границами кладбища, то от ограждения кладбища, а не от того места, где осуществили захоронение.
Расширение кладбища возможно только в том случае, если за границей территории кладбища находится территория земельного участка с аналогичным видом разрешенного использования - земли под кладбища и крематории. Использование под захоронения земельных участков с иным видом разрешенного использования – незаконно.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (поселений, районов) (при их наличии).
Что касается п. 2 ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», то необходимо учитывать то обстоятельство, что закон был издан в 1996 году и этот пункт ни разу не изменялся.
При определении границ СЗЗ кладбища необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и на основании которого был разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Под понятием «вновь создаваемые места погребения» в Законе 8-ФЗ от 12.01.1996 подразумеваются новые кладбища, о возможности расширения кладбищ и освоения новых территорий было написано в ответе выше.
дело № 2-540/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего - судьи - Князева А.Г.
при секретаре - Черепановой О.А.
с участием –
представителя истца – прокурора - Черновой А.В.
представителя ответчика - Падерина Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок д. XXX.07.2011.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.
Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:
решил:
иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.
Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - д. XXX.11.2011.
Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.
Председательствующий - судья -
А.Г. Князев
Мотивированное решение составлено -....
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?
- Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
- Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета