Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Разрешение на использование металлоискателя. Можно ли копать с металлоискателями в россии. Изменения в законодательстве

    Разрешение на использование металлоискателя. Можно ли копать с металлоискателями в россии. Изменения в законодательстве

    Вопрос по поводу использования металлоискателя

    Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи?

    Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

    Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

    Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству? или оставить их там же?

    Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
    Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

    5)Из закона:
    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли?

    Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

    Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






    Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

    Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

    Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

    Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

    исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

    Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

    В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

    Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

    Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

    проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

    Порядок
    передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

    1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

    4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

    4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

    4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

    5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

    6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

    7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

    В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

    № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

    мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

    Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

    государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

    признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

    Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

    Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

    Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

    вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

    Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

    1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
    2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
    Выдержка из закона
    «В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее - предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

    3)Есть сайт:
    http://wolmar.ru/
    http://ucoins.ru/
    Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки?

    4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
    Объясните грань между поиском денег и археологических предметов?

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

    совсем запутали)))

    Ну а если серьезно то:

    В августе 2013 г. вступил в силу «Закон о металлоискателях» или закон о "запрете металлоискателей", породивший у любителей приборного поиска - металлоискателей, множество вопросов относительно своего хобби. Вашему вниманию предлагается краткий обзор законодательства по данному вопросу, а также обобщенные мнения по теме:

    «можно ли копать с металлоискателем, как это теперь делать, и что за это будет».

    I. Обзор законодательства

    «Закон о металлоискателях» - это Федеральный закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». С полным текстом этого документа можно ознакомиться в интернете, в частности на сайте Российской газеты.

    Здесь же рассмотрю лишь основные его положения, а также новшества, им вводимые.

    1. Ничейных предметов на ничейной земле (в полях, лесах, по берегам) теперь нет. Законом определена собственность государства над любыми находками - «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

    2. Уголовный кодекс теперь дополнен статьей 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», согласно которой:
    - «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой,… повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя» - штраф до 500 тысяч руб., исправительные работы до года, или лишение свободы до 2 лет.
    - «Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия,… или выявленного объекта культурного наследия, - штраф до 700 тысяч руб. или лишение свободы до 4 лет.
    - «Те же деяния, совершенные… с использованием специальных технических средств поиска …; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» - штраф до 1 миллиона руб., исправительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

    Культурный слой - «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

    Археологические предметы «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

    Специальные технические средства - «металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

    3. Кодекс об административных правонарушениях теперь содержит статью 7.151. «Незаконный оборот археологических предметов», по которой совершение сделок с археологическими предметами чревато штрафом до 5 тысяч рублей с граждан, с конфискацией археологических предметов.

    4. Законом вводится Статья 8, по которой «физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству » или в музейный фонд.

    5. Помимо указанных нововведений, по-прежнему действует статья 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» чревато лишением свободы до 4 лет.

    6. Однозначно нельзя копать не территориях культурного наследия, памятниках, некрополях, обозначенных городищах и урочищах, на территориях церквей, храмов и т.п. Перечень объектов культурного наследия приводится в тексте Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.95 N 176.
    Данный перечень не является исчерпывающим, потому как рассматриваемым Законом вводится формулировка «объект культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия …, или выявленного объекта культурного наследия» - то есть место раскопок может быть признано объектом культурного наследия на основании ваших же находок.

    7. Любые раскопки на лоне природы – штраф с граждан в размере 1000-1500 руб. за «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы», статья 8.6 Порча земель Административного Кодекса.

    «Что за это будет?»

    Рассматривая вопрос, «что за это будет» можно создать примерную таблицу штрафов :

    II . Обзор мнений о законе "о запрете поиска с металлоискателем в России"

    Гипотетически, под формулировку «Закона о металлоискателях» не попадают предметы времен Великой Отечественной войны и современные «потеряшки», а также (по мнению форумчан) предметы, обнаруженные «над поверхностью земли» (т.е. в конструкциях зданий и на чердаках).

    Не запрещается перевозка, ношение и хранение металлоискателей. Не запрещается использование металлоискателей для других целей.

    С другой стороны, у нашей страны настолько богатая история, что на любом участке земли можно обнаружить предметы если не «совсем древнего человека», то уж просто «древнего человека» точно, а потому любое копание ямок вне границ своего (бабушкиного/дедушкиного) участка может быть отнесено к «нарушению культурного слоя».

    Что касается поиска на чердаках, здесь действуют другие статьи УК РФ, касающиеся незаконного проникновения и кражи.
    Носить и перевозить прибор не возбраняется, однако его наличие в случае «копания ямок» или при наличии археологических предметов послужит доказательством умысла и серьезным отягчающим обстоятельством («использование специальных средств»).

    Можно использовать «специальные технические средства» для других целей, например, для поиска домашней электропроводки (в 30 км от ближайшего жилья), металлолома в нехоженой тайге, или мест посадок НЛО, в доказательство чего будьте готовы предоставить подтверждение оного от местного отшельника, именной заказ-наряд с пункта приема втормета, или справку от инопланетян, или липовое разрешение о поиске метеоритов.

    Если говорить серьезно, на вопрос «можно ли копать с металлоискателем», существует несколько вариантов ответа:

    а) нельзя (за исключением случаев наличия Открытого листа на раскопки, выдаваемого лицам с высшим историческим образованием и опытом археологических работ в экспедициях, имеющим договорные либо трудовые отношения с юридическим лицом, имеющим право на проведение арх. работ, на основании решения по выдаче открытого листа специальной комиссией РАН);

    Б) можно, если коп производится на собственном (бабушкином/дедушкином) участке (при этом в случае обнаружения на своих 6 соток скифского захоронения или объектов любого другого культурного наследия Вы обязаны прекратить раскопки и уведомить уполномоченные органы);

    В) теоретически можно, если вы готовы доказать, что объектом вашего интереса не являются арх. предметы, а действия не затрагивают культурный слой (т.е. за все время существования человечества древние люди обходили вашу полянку стороной).

    Г) «нельзя, но все равно буду» (частое мнение на тематических форумах).

    Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, интересно рассмотреть мнения копарей по последним пунктам, а точнее, обсуждаемые методы, «как теперь копать».

    «Как теперь копать».

    Встреча копарей уполномоченными на то лицами чаще всего возможна:
    - Целенаправленно на копе. Если местные власти устраивают плановый рейд, будьте готовы к тому, что вас неожиданно окружат человек 20 сотрудников ОМОН и покажут занимательное видео, на котором кто-то очень похожий на вас машет прибором и копает ямки. Этого вполне достаточно для схлопотания очень больших неприятностей.

    Случайно на копе. Если встретились с егерем или лесником, обходящем свою территорию. В случае попыток отбрехаться он просто организует «буханку» или воронок и отправит в ближайший райцентр для составления протокола.

    После копа. Обычно желающих бегать за копарем по лесам и полям очень мало, потому проще расположиться у оставленной машины и ждать, когда копарь сам придет с лопатой, прибором и полным мешком хабара.

    На пути следования. Обычная проверка сотрудниками ДПС может грозить неприятностями, если в машине будут замечены лопата или прибор, что, естественно, может повлечь повышенный интерес к содержимому багажника и «вон того покрытого землей мешка».

    По месту хранения хабара. Слухами земля полнится, а потому местный участковый может зайти с несколькими товарищами и поинтересоваться, что хранится в подвале, потому как какая-то бабушка видела, как «этот снова приволок полный мешок чегой-то».

    Сейчас, кстати, по подмосковью развешивают фотоловушки, призванные незаметно запечатлеть дачников в момент выброса ими мусора по обочинам. Было бы, наверное, глупо увидеть у участкового фотки процесса погрузки хабара в багажник, или же, например, фотку отряда поисковиков в полной выкладке, с интересом изучающих диковинный прибор на дереве…

    Предлагаемые копарями меры можно свести к нескольким основным пунктам:

    1. Не болтай!

    2. Не афишируй свою принадлежность к копарям.

    3. Не имей при себе археологических предметов (!!!).

    Наличие при себе археологических предметов однозначно подразумевает, что вы их нашли и изъяли (вариант «нашел эту потеряшку вон там на дороге» не прокатит, см. определение).

    4. Маскируйся.

    Средства передвижения убрать вне поля зрения. Не прочесывать открытую местность в прямой видимости потенциальных любопытствующих. Продумать вариант замены лопаты на саперную лопатку. Продумать вариант укорачивания прибора (замена полевой катушки на моно-узконаправленную, замена раздвижной штанги на короткую пластиковую или деревянную, снятие подлокотника, обертывание мешковиной; некоторые умельцы вообще выкидывают штангу и вешают катушку себе на руку). Быть готовым быстро и незаметно избавиться от лопаты и прибора. Не надевать наушники, чтобы слышать, что происходит вокруг; с другой стороны, минимизировать звук прибора – работающую Аську слышно за добрую сотню метров, потому либо закрывать динамик изолентой, либо вешать наушники на шею.

    5. Подстраховывайся.

    Обеспечь обзор и связь в группе (бинокли, рации, очередность дежурства).
    Продумать легенду своего пребывания на месте, обеспечить ее реалистичность. Если ищешь червячков, будь добр иметь при себе удочку и знать местные водоемы (согласитесь, рыбак в казахской степи – очень колоритный персонаж). Если ищешь металлолом – нагрузи в багажник чермета. Ищешь в апреле-мае грибы – будь готов предъявить корзинку и справку от психиатра. Ищешь в тайге потерянную серёжку подруги – будь готов на месте предъявить вторую серёжку, пару свидетелей потери и саму расстроенную подругу.

    В случае наличия на руках лопаты и прибора все гораздо усложняется, т.к. никакие сережки не могут сами зарыться на 20 см в землю, и никто не будет покупать прибор за 20-50 тыс. для поиска чермета «на опохмел».

    И имейте в виду, что даже за сам факт копания ямок (по научному – «повреждение плодородного слоя почвы», статья 8.6) вполне могут оформить протокол на 1-1,5 тыс. рублей, но прецедентов пока не было.

    6. Действуй исходя из здравого смысла и своей совести.

    В связи с отсутствием судебной практики по новому закону пока неясно, что будет приниматься во внимание, а что – нет. С другой стороны есть опыт применения закона о культурном наследии, слабым местом которого было определение границ объектов культурного наследия. В новом законе этот пробел учтен, закон принят, должно последовать его исполнение и, как минимум, несколько показательных процессов в следующем сезоне. Потому совет может быть только один – не нарушай.

    Кладоискательство — хобби, которым увлекаются некоторые россияне, и металлоискатель при этом является почти необходимым помощником. Некоторые кладоискатели очень успешны и зарабатывают на своем хобби, однако возникает вопрос с законностью раскопок. Уголовный кодекс предусматривает довольно суровые наказания за нарушение правил кладоискательства, поэтому знать нюансы законодательства, отправляясь на поиски артефактов, обязательно нужно. Где можно копать с металлоискателем по новому закону, какие наказания предусмотрены в 2018 году за нарушение законодательства о кладоискательстве.

    Разрешает ли закон кладоискательство в принципе?

    С этим нужно разобраться более детально. С одной стороны, закон допускает кладоискательство как таковое, но при этом он накладывает такие ограничения на подобные занятия, при которых фактически большинство кладоискателей нарушают уголовный кодекс и рискуют довольно сильно.

    Ориентироваться при занятии кладоискательством нужно на уголовного кодекса РФ, согласно которой человек, если он не профессиональный археолог или человек другой профессии, которому был выдан специальный документ — разрешение, или открытый лист — не имеет права повреждать или уничтожать культурный слой.

    Весь вопрос в том, что считается в данном случае культурным слоем. Согласно российскому законодательству, культурный слой — это слой в земле или под водой, который содержит следы существования человека, возраст которых превышает 100 лет.

    В этом смысле российский закон более конкретен, чем советский, который туманно говорил о предыдущих эпохах, но не приводил конкретной черты, за которой наступают эти эпохи в понимании законодателя.

    Таким образом, вы имеете право проводить поиски только там, где однозначно не может быть никаких следов человеческой деятельности, которым больше ста лет. А таких мест не так и много. Ими могут быть:

    • используемой в сельском хозяйстве поле, которое вспахивается ежегодно и где не осталось никакого культурного слоя,
    • общественный пляж, где также нет культурного слоя, поэтому находки не являются археологическими предметами,
    • другие места, где однозначно не зафиксированы человеческие поселения и другие следы человеческой деятельности более чем столетней давности.

    В последнем случае стоит понимать, что если вы все же обнаружили какую-то находку, которой больше ста лет, по закону вы обязаны сдать ее государству, потому что все, что находится в культурных слоях и все археологические предметы по закону являются собственностью именно государства.

    Какое наказание предусмотрено за нарушение закона

    Та же статья уголовного кодекса — 243.2 — предусматривает достаточно суровые наказания за нарушение культурного слоя и за поиск артефактов, которым исполнилось более ста лет. В данном случае металлоискатель в ваших руках выступает как отягчающее обстоятельство, поэтому вам может грозить одна из следующих санкций:

    • штраф до 1 миллиона рублей,
    • штраф в размере доходов нарушителя за 5 лет,
    • лишение права работать на определенных должностях до 5 лет,
    • принудительные работы до 5 лет,
    • лишение свободы до 6 лет.

    Фактически, любая ваша находка, совершенная в 2018 году, может подвести вас под статью, если она относится к более ранним эпохам, чем начало гражданской войны в России.

    Культурным слоем по российскому закону называется любая безделушка, которую обронил какой-нибудь крестьянин больше ста лет назад. Отыщете под землей ржавую подкову для лошади, отвалившуюся до революции — рискуете стать обвиняемым по уголовному делу.

    Есть такая национальная русская забава – искать под толщей земли предметы, которые кто-то когда-то обронил. Этой народной затее наш уголовный кодекс даже название придумал и определил для нее соответствующую статью. Вот так и появился юридический термин — «кладоискательство». Все мы в детстве с увлечением читали приключенческую литературу и знаем, что для того, чтобы найти клад, необходимо иметь карту, лопату и мешок, в который можно будет сложить найденное. В наше время экипировка искателей скрытых под землей сокровищ несколько изменилась – появились специальные технические приспособления с загадочным названием «металлодетекторы». Это устройство реагирует на металлические предметы и передает сигнал о их наличии на наушники. Вид у нынешнего кладоискателя вполне современный – в руках, сверкающий на солнце металлоискатель, на голове дорогие наушники, саперная лопатка в фирменном рюкзаке. Одним словом – есть на что посмотреть и чему позавидовать. Вот только со времен Марка Твена и Жюля Верна, в нашей стране изменились законы, и теперь современные последователи кладоискателей XIX века со всей своей амуницией и найденными артефактами рискуют оказаться за решеткой. Российское уголовное законодательство довольно пристально следит за проведением подобных раскопок, поэтому, отправляясь на поиски клада, стоит тщательно изучить уголовный кодекс и оценить возможные последствия предстоящих приключений. В том, где можно копать с металлоискателем по новому закону, мы сегодня и попытаемся разобраться.

    Как относится российское законодательство к кладоискательству?

    Этот вопрос довольно серьезный и несколько запутанный. В принципе, кладоискательство в нашей стране не запрещено. Можно заниматься этим делом вполне легально и безбоязненно. С другой стороны, ограничительные нормы для любителей поорудовать лопатой таковы, что каждый гражданин, приобретший этот безобидный инструмент и металлодетектор, уже является потенциальным нарушителем закона.

    Для начала разберемся, какие нормы нашего законодательства регулируют этот вопрос. В уголовном кодексе есть статья No243 ч. 2, в которой очень подробно описано, что можно делать, вооружившись металлоискателем, и чего делать нельзя. Так вот эта статья гласит, что если человек не является профессиональным археологом и не имеет специального разрешения на проведение раскопок, то права нарушать девственность культурного слоя государственных земельных угодий, у него нет.

    Теперь давайте поищем информацию о том, что в нашей стране считается культурным слоем. Российское законодательство относит к этому определению почвенный слой, находящийся в земле или на дне водоема, в котором содержатся предметы человеческой жизнедеятельности возрастом не менее ста лет.

    Все четко и конкретно, я вот только не понимаю, как с помощью металлодетектора можно определить возраст металлического предмета. Конечно, идти в ногу с современными технологиями трудно, может быть уже и появились какие-то для этого приспособления.

    Судя по приведенным юридическим трактовкам, поиском кладов в наше время можно заниматься только в местах, где нога человека ступила не ранее 1919 года. По всей видимости, список таких уникальных территорий не столь велик, поэтому рассматриваемый законодательный акт приводит их подробный перечень. Давайте с ним ознакомимся. Итак, заниматься кладоискательством можно:

    • на землях, используемых для сельскохозяйственных нужд, которые регулярно вспахиваются, и культурного слоя не могут содержать по определению;
    • на пляжах общественного пользования, где присутствие предметов человеческой жизнедеятельности столетней давности маловероятно;
    • на иных участках земли, в которых археологами не зафиксировано наличие культурного слоя, относящегося к этому сроку давности.

    По поводу последнего пункта стоит иметь в виду, что в случае, если вам посчастливится стать обладателем артефакта, которому более ста лет, найденного на такой территории, то в соответствии с нашими законодательными нормами, его придется вернуть государству, поскольку все содержимое культурного слоя почвы является его собственностью.

    Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

    Рассматриваемой нами статьей УК РФ (ст. 243 ч.2), предусмотрены довольно серьезные меры наказания за повреждение культурного слоя и за раскопки на территориях, попавших под запрет для этого вида деятельности. Наличие металлодетектора, может в этом случае являться отягчающим обстоятельством. Нарушителям 243-й статьи УК РФ грозят следующие санкции:

    • наложение штрафа в размере 1-го млн. руб.;
    • штраф в размере пятилетних доходов человека, производившего незаконные раскопки;
    • ограничение на занимание определенных должностей, сроком до пяти лет;
    • назначение работ принудительного характера на срок до 5-ти лет;
    • заключение под стражу с ограничением свободы на срок до 6-ти лет.

    В текущем году в России будет отмечаться столетие со дня начала Гражданской войны в нашей стране. Так вот, все, что будет найдено кладоискателями до этой прискорбной даты, сможет подвести их под уголовную статью, все же артефакты, которые относятся к этому и более поздним периодам нашей истории, будет считаться их законным приобретением или находкой.

    У людей, которые заражены манией поиска скрытых сокровищ, теперь будет возможность подумать и определиться, где можно копать с металлоискателем по новому закону, а где этого делать не стоит. Поверьте, что потерянная сто лет назад лошадью подкова, которую вы найдете с помощью этого приспособления и прибьете над входными дверями вашего дома, может стать поводом для вашего ареста и привлечь на вашу голову еще массу неприятностей. Так что будьте осторожны.

    До конца 90-х годов прошлого века кладоискательством в России занимались лишь единицы. Поэтому в те годы никто не думал о лицензировании металлоискателей или принятии закона об их запрете. Но с появлением в России дешевых металлоискателей, число людей, занимающих приборным поиском, стало расти в геометрической прогрессии. Кладоискательство из интеллектуального увлечения для избранных переросло в массовое хобби.

    Не секрет, что среди занимающихся кладоискательством есть люди, которые (зачастую по незнанию или врожденной глупости) ведут поиски с металлоискателями на памятниках археологии, на засеянных полях, на территории чужих дачных участков, тем самым нарушая существующие законы в России. Как говорится, в большой семье не без урода. Но именно с этими преступающими закон людьми стали ассоциировать современных кладоискателей. Археологи стали агрессивно относится ко всем кладоискателям без исключения. Они утверждали, что массовое увлечение поисками с металлодетектором представляет для археологического наследия страны большую опасность.

    Археологи жаловались, что действующее законодательство не позволяет должным образом защищать памятники археологии от кладоискателей. Стоит отметить, что за редким исключением правоохранительные органы пытались наказать кладоискателей по статье 7.15 кодекса об административных правонарушениях России. Согласно этой статьи кладоискателям за незаконную археологическую разведку грозил небольшой штраф и конфискация металлоискателя. Но проведение кладоискателями археологической разведки было очень сложно доказать, поэтому надзорные органы очень неохотно составляли протоколы по этой статье. Были известны лишь единичные случаи привлечения за поиски с металлоискателем к ответственности по статье 7.15 КоАП РФ. В основном, это наказание за поиски с металлоискателем на территории памятников археологии или случаи, когда кладоискатели сами соглашались с обвинением в незаконной археологической разведке.

    В последние годы все чаще и чаще в СМИ стали появляться статьи и заметки о так называемых «черных копателях», под которым чаще всего подразумевали не только людей, уничтожающих культурное наследие, но и обычных законопослушных кладоискателей. Археологи, опираясь на опыт ряда других стран, стали настаивать на принятии новых законов, которые бы запрещали кладоискательство и поиски с металлоискателями.

    Кладоискатели на форумах активно обсуждали возможность принятия нового закона о запрете металлоискателей или их лицензировании. Но все разговоры сводились к тому, что наше законодательство инертно, что для принятия такого закона потребуются годы. Но большая часть кладоискателей понимала, что в любом массовом увлечении рано или поздно должен появиться закон, которые будет устанавливать «правила игры». Поэтому появление проекта закона о пресечении незаконной деятельности в области археологии не стало сюрпризом, но никто не ожидал столь быстрого принятия этого сурового закона.
    Федеральный закон Российской Федерации N 245-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии” был принят в июле 2013 года и получил среди кладоискателей название «Закон о металлоискателях (или закон о кладоискательстве)».

    Ознакомиться с текстом нового закона о кладоискательстве можно на сайте «Российской газеты ».

    Так называемый «Закон о кладоискательстве» вносит ряд поправок в ранее действующее законодательство, в том числе в уголовный кодекс и в кодекс об административных правонарушениях. Теперь с учетом поправок принятых по новому закону об использовании металлоискателей кладоискателям может грозить:

    • За уничтожение или повреждение памятников истории и культуры России – штраф до 5 млн рублей, лишение свободы на срок до 5 лет.
    • За поиск и изъятия археологических предметов, проводимые без специального разрешения, которые привели повреждение или уничтожение культурного слоя – штраф до 1 млн рублей, лишение свободы на срок до 6 лет.
    • За ведение археологических разведок или раскопок без разрешения – штраф до 300 тысяч рублей с конфискацией находок и используемого для поисков оборудования.

    Таким образом, так называемый закон о металлоискателях (кладоискательстве), принятый в июле 2013 года, не запрещает любое использование металлоискателей и кладоискательство, как думают многие. Также не запрещена продажа металлоискателей, их перевозка. Под запрет попадает только использование металлоискателей с целью поиска археологических предметов, а также проведение археологической разведки и раскопок.

    Тем не менее, кладоискатели возмущены некоторыми размытыми формулировками в законе о кладоискательстве, которые допускают нарушение законодательства практически любым кладоискателем.

    Например, в новом законе дано понятие культурного слоя, под которым понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Учитывая, что большая часть территории России имеет следы существования человека, а наличие археологических предметов нельзя определить без проведения археологической разведки и раскопок, то фактически любой кладоискатель, который занимается, например, поисками металлолома, может повредить «культурный слой», о котором он может просто не знать. К тому же не секрет, что в ходе любых поисков с металлоискателем в виде «сопутки» могут быть случайно найдены «археологические предметы». При этом в ряде интервью с археологами и статьях в СМИ упоминается, что доказывать умысел никто не собирается, что любые поиски с металлоискателем приравниваются как минимум к археологической разведке, а если при вас будут найдены археологические предметы, тогда вы будете наказаны за повреждение культурного слоя.

    Следующий термин, который не дает покоя, это «археологические предметы». Под этим термином в законе понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Именно эти предметы запрещается искать и изымать без разрешения. Определение столь неконкретно, что некоторые археологи смеют утверждать, что практически любой предмет оказавшийся на земле можно будет при желании назвать «археологическим предметом».

    Таким образом, использование таких размытых формулировок делает возможным при желании практически любого кладоискателя обвинить в совершении преступления. Правда, скорее всего при этом будет отсутствовать умысел. Возможно, что в суде удастся доказать, что умысла на поиски археологических предметов и археологическую разведку не было. Но каждый ли кладоискатель готов пройти всю процедуру от задержания до суда? Лично я – нет!

    Археологи согласны, что законопроект не доработан. Многие специалисты также согласны, что по этому законы могут пострадать не виновные лица, поэтому они советуют отказаться от этого хобби, чтобы не стать жертвой нового закона. Большая часть кладоискателей выбрала позицию «посидим- посмотрим». Кто-то решил временно воздержаться от поисков с металлоискателем, другие занимаются кладоискательством подальше в лесу, где нет риска быть замеченным. Хотя есть и такие кто по-прежнему продолжают поиски с металлоискателем, не обращая внимание на «закон о запрете кладоискательства».

    Стоит отметить, в настоящее время в сети появилось много статей с рекомендациями «анонимных юристов», которые пишут, что поиски вне памятников археологии не запрещены и так далее. Но, читая все эти многочисленные советы, всегда помните, что, если вы попадетесь в поле с металлоискателем, то рядом с вами этих «помощников» уже не окажется. Поэтому занимайтесь поисками с металлоискателем, только в том случае, если вы уверены, что сможете доказать свою правоту.

    P. S. Кстати на подходе еще один «интересный» закон, так называемый закон Левичева о лицензировании металлоискателей. Посмотрим, что ждет нас дальше.